Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 23 июня 2016 г. N 943 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение 1
к постановлению мэра г. Ярославля
от 30 июня 2009 г. N 2040
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в городе Ярославле
7 сентября 2011 г., 31 октября 2013 г., 23 июня 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в городе Ярославле (далее - Положение) определяет организационные основы, содержание основных мероприятий, состав сил и средств, порядок организации и проведения мероприятий гражданской обороны в городе Ярославле.
1.2. Утратил силу.
См. текст пункта 1.2
1.3. Органы городского самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в соответствии с полномочиями, в целях решения задач в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Руководители органов городского самоуправления и организаций города несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
2. Полномочия органов городского самоуправления в области гражданской обороны на территории города Ярославля
2.1. Мэр города Ярославля в пределах своей компетенции:
- осуществляет руководство гражданской обороной на территории города;
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов городского самоуправления при решении задач и (или) выполнении мероприятий гражданской обороны на территории города Ярославля;
- утверждает порядок деятельности комиссий, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнения мероприятий гражданской обороны на территории города;
- осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной города в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции:
- разрабатывают и принимают муниципальные правовые акты в области организации и проведения мероприятий по гражданской обороне;
- разрабатывают и реализуют целевые программы в области гражданской обороны;
- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют План гражданской обороны и защиты населения (далее - План гражданской обороны) в пределах установленной компетенции;
- проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
- привлекают на конкурсной, договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории города;
- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- утверждают перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования и формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны;
- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
- осуществляют иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
3. Мероприятия по гражданской обороне
Органы городского самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями и в соответствии с Планом гражданской обороны планируют и осуществляют следующие мероприятия:
3.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
- планирование и осуществление подготовки населения в области гражданской обороны;
- создание, оснащение и организация деятельности курсов гражданской защиты МКУ "Центр гражданской защиты" города Ярославля и созданных мэрией города Ярославля учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
- создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
- организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание и поддержание в постоянной готовности к применению муниципальной системы оповещения и информирования населения города Ярославля;
- создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения, сопрягаемых с системами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (осуществляют организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности);
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
- сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакуационных мероприятий;
- создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов;
3.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;
- строительство новых, приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- обеспечение укрытия установленных категорий населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.5. По световой и другим видам маскировки:
- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
- создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и служб по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны, а также планирование их действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны.
3.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- организация основных видов жизнеобеспечения населения (обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами);
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
- определение численности населения, оставшегося без жилья;
- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
- размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
- предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов:
- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время, на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и в жилой застройке в военное время (осуществляет Государственная противопожарная служба).
3.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению):
- создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории Ярославской области (независимо от их организационно-правовой формы), имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
3.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
- планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
3.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
- восстановление и поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
- обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени;
- создание в организациях запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
- создание в организациях запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
- организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и погребению (захоронению) тел (останков) погибших;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
3.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание и организация работы в мирное и военное время в органах городского самоуправления комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики города;
- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса, и использование резерва материальных ресурсов города Ярославля для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера в военное время;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
- создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
- создание и планирование применения группировки сил гражданской обороны;
- разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.
4. Руководство и организационная структура гражданской обороны на территории города Ярославля, состав сил и средств гражданской обороны
4.1. Гражданская оборона города организуется по территориально-производственному принципу.
4.2. Руководитель гражданской обороны города - мэр города Ярославля.
4.3. Руководство гражданской обороной в структурных подразделениях мэрии и организациях осуществляют их руководители.
4.4. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней издают правовые акты обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.5. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы, комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики города и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
4.6. Отдел по делам чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечению противопожарной безопасности является структурным подразделением мэрии, созданным в целях реализации полномочий мэрии города Ярославля по вопросам местного значения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения противопожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, мобилизационной подготовке.
4.7. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами городского самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии (города Ярославля, территориальных администраций мэрии города Ярославля, организаций города) и сборные эвакуационные пункты. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов городского самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
4.8. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории города, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны города входят: подразделения Государственной противопожарной службы (по согласованию), аварийно-спасательные формирования, службы по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны (далее - спасательные службы), нештатные аварийно-спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на территории города.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на территории города.
4.9. На территории города на период военного времени в пределах штатной численности структурных подразделений мэрии города Ярославля и организаций города создаются службы по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны: оповещения, транспортная, торговли и питания, инженерная, коммунально-техническая, убежищ и укрытий, водоснабжения, по вопросам похоронного дела, охраны общественного порядка, противопожарная (далее - спасательные службы гражданской обороны). Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Решение о создании спасательных служб гражданской обороны принимает мэр города Ярославля - руководитель гражданской обороны, в организациях - руководители организаций.
4.10. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории города в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения создается группировка сил гражданской обороны в составе подразделений Государственной противопожарной службы (по согласованию), аварийно-спасательных формирований, спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, созданных на базе организаций города.
4.11. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, последствий, вызванных террористическими акциями, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города принимают руководитель гражданской обороны города и организации в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
4.12. Для осуществления управления гражданской обороной города органы городского самоуправления и организации в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи гражданской обороны, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
Система управления проведением мероприятий по гражданской обороне города Ярославля включает в себя органы управления, городские запасные пункты управления (далее - ГЗПУ), систему связи и оповещения, строится по территориально-производственному принципу и базируется на системе управления территориальными администрациями и организациями города.
Управление гражданской обороной города в повседневных условиях и ЧС мирного времени организуется из мест постоянного расположения органов управления ГО с использованием технических систем связи, радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации и оповещения.
Руководители и органы управления гражданской обороны города, в зависимости от обстановки, могут размещаться на запасных пунктах управления и, при необходимости, на подвижном пункте управления согласно расчету.
Состав расчета ГЗПУ разрабатывается в мирное время и утверждается мэром города.
4.13. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории города организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация).
Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, продолжающими работу в военное время, организациями, имеющими потенциально опасные объекты и эксплуатирующими их, а также организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и (или) военное время и органами городского самоуправления.
5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в городе Ярославле
5.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории города основывается на заблаговременном, согласованном и взаимоувязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годового плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по гражданской обороне.
5.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории города от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения города и организаций.
5.3. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
6. Нормативное правовое регулирование в области организации и проведения мероприятий по гражданской обороне в городе Ярославле
Органы городского самоуправления в соответствии с полномочиями осуществляют нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, в том числе по вопросам:
- проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ярославской области, правовыми актами органов городского самоуправления, разработки и реализации плана гражданской обороны города Ярославля;
абзац третий утратил силу
- организации подготовки населения в области гражданской обороны;
- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
- проведения мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проведения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.