Постановление Правительства Ярославской области
от 3 августа 2009 г. N 803-п
"О Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы"
23 сентября 2009 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 г. N 1184-п настоящее постановление снято с контроля
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы.
2. Департаменту промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области в срок до 15 сентября 2009 года разработать и направить на утверждение Правительства Ярославской области проект Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 3 августа 2009 г. N 803-п)
23 сентября 2009 г.
I. Описание проблемы, обоснование целесообразности её решения в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Ярославской области и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на 01 января 2009 года хозяйственную деятельность осуществляли 52719 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35990 индивидуальных предпринимателей, 14486 малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица), 203 средних предприятия (юридические лица). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике области составила 16,3 процента. Объём инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий за 2008 год составил 3,5 процента от общего объёма инвестиций по Ярославской области. Число субъектов малого и среднего предпринимательства достигло показателя в 40 единиц на 1000 человек населения. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Ярославская область занимает 1 место по количеству малых предприятий (без учёта микропредприятий) на 1000 человек населения и 5 место по доле занятых на малых предприятиях в Центральном федеральном округе.
Структура малого предпринимательства Ярославской области представлена следующими сферами: торговля - 44,9 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2 процента, строительство - 15,0 процентов, промышленность - 11,5 процента, транспорт и связь - 4,1 процента, услуги гостиниц и ресторанов - 2,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 2,1 процента.
Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в региональной экономике в течение почти 15 лет,: сохранение высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли вместе с ограниченной долей в научно-технической и производственной сферах. При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличению доли наукоёмких организаций.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Ярославской области среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем предпринимательстве занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на достижение средних показателей занятости населения в малом и среднем предпринимательстве европейских стран.
В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.
Также в развитых странах в малом и среднем бизнесе осуществляется часть научных и опытно-конструкторских разработок и создаётся значительная доля инновационной продукции. Необходимо содействие инновационной активности малых и средних фирм Ярославской области в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних фирм позволяет диверсифицировать структуру экономики региона, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями области.
Решение указанных вопросов соответствует целям стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года и позволяет достичь стратегической цели Правительства Ярославской области - создать благоприятные условия для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При разработке Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы (далее - Концепция) был проведён комплексный SWOT-анализ (приложение к Концепции) сложившегося положения и перспектив развития предпринимательского сектора региона, выявлены условия функционирования и основные проблемные факторы и угрозы, препятствующие развитию, и определены направления и способы поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
Анализ факторов, влияющих в целом на развитие предпринимательского сектора Ярославской экономики, позволяет выделить несколько наиболее острых проблемных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса:
недоступность долгосрочных финансовых ресурсов, что вызвано следующими причинами:
- ограниченные возможности предпринимателей для предоставления залогового обеспечения и гарантий по кредитам;
- высокие процентные ставки по кредитам и короткие сроки предоставления кредитов;
- высокие риски финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (в первую очередь, - начинающих свой бизнес);
- недостаточный уровень рентабельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение проблемы доступности долгосрочного финансирования позволяет сформировать в секторе малого и среднего предпринимательства ресурсы для освоения новых рыночных ниш и долгосрочного развития.
Для развития в регионе малого и среднего предпринимательства органам государственной власти области необходимо проводить мероприятия, направленные на снижение рисков предпринимательской деятельности и повышение эффективности взаимодействия с некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей:
- нехватка производственных площадей в первую очередь препятствует развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающего производства;
- для начинающих предпринимателей высокая стоимость аренды офисных помещений создаёт барьеры для начала коммерческой деятельности, достижения и сохранения достаточного уровня рентабельности. Решение вопросов аренды офисов начинающими предпринимателями способствует вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность;
дефицит квалифицированных кадров, что связано со следующими причинами:
- естественная убыль населения на протяжении последних десятилетий;
- конкуренция субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными субъектами хозяйственной деятельности за привлечение квалифицированных специалистов.
Нехватка квалифицированных кадров препятствует развитию малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности. Для решения проблемы необходимо осуществлять мероприятия, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности, что в первую очередь отражается на деятельности предприятий производственного сектора.
Малые и средние предприятия в сфере обрабатывающих производств и инновационной сфере в наибольшей степени зависят от увеличения стоимости энергетических ресурсов по сравнению со сферой торговли и услуг.
В связи с ростом тарифов на энергоресурсы и ограниченными лимитами на подключение мощностей необходимо реализовать мероприятия по стимулированию внедрения энергосберегающих технологий субъектами малого и среднего предпринимательства. Данная мера позволит снизить внутренние издержки малых предприятий;
невысокая степень вовлечённости молодёжи в предпринимательскую деятельность, что связано со следующими причинами:
- нехватка опыта и навыков для начала предпринимательской деятельности;
- ограниченность ресурсов для начала деятельности.
Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность необходимо в целях обеспечения самозанятости и трудоустройства выпускников учебных заведений. Для решения данной проблемы следует проводить мероприятия, направленные на обучение начинающих предпринимателей и молодёжи основам предпринимательской деятельности и мероприятия, способствующие формированию начального (стартового) капитала;
недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Разработка новых продуктов требует привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения исследований и лабораторных испытаний в научно-исследовательских институтах, расходов на сертификацию и лицензирование продукции. Инновационные разработки мало используются субъектами малого и среднего предпринимательства в силу недостатка информации о новых технологиях и разработках, высоких затрат и рисков.
В сложившейся ситуации необходима государственная поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий Ярославской области, направленная на повышение конкурентоспособности, развитие производственной субконтрактации и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в производственный сектор и в новые отрасли экономики (информационный сектор, биотехнологии и прочее).
Указанные проблемы остро стоят перед организациями и мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.
Решение выявленных проблем возможно только в рамках системного подхода с привлечением ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, возможностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области. Использование бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в экономику, повысить возможности малого и среднего бизнеса в получении банковских кредитов. Для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поддержания кадрового потенциала необходимо реализовать комплексную программу подготовки кадров на уровне области в целом и отдельных муниципальных образований. Стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров возможно только при условии взаимодействия и привлечения ресурсов и возможностей федеральных и областных органов государственной власти.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти позволяет комплексно решить актуальные для малого и среднего бизнеса проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области.
В рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы (далее - Программа) предполагается разработать и реализовать мероприятия поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области. Для эффективного решения проблем малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную помощь в получении долгосрочных финансовых ресурсов, освоении инновационных технологий и продукции, подготовке кадров, решении вопросов с обеспечением начинающих предпринимателей офисными площадями и стартовым капиталом. Реализовать подобный комплексный подход призвана разрабатываемая Программа.
Концепция Программы разработана в соответствии с федеральными законами от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", законами Ярославской области от 6 мая 2008 г. N 20-з "О развитии малого и среднего предпринимательства" и от 12 июля 2004 г. N 25-з "О народных художественных промыслах Ярославской области", постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".
Постановлением Правительства Ярославской области от 23 сентября 2009 г. N 961-п в раздел II настоящей Концепции внесены изменения
II. Цель, задачи, исполнители и срок реализации Программы
Целями Программы являются:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Ярославской области и местных бюджетов.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- увеличения доли занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике области;
- увеличения доли оборота микро, малых и средних предприятий в общем обороте организаций области;
- увеличения в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, промышленности, транспорта, связи, научных исследований и разработок от числа субъектов, получивших государственную поддержку;
- увеличения доли инвестиций малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица) в общем объёме инвестиций по Ярославской области;
- вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность и увеличения количества вновь созданных субъектов малого предпринимательства;
- возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов.
Частично указанные задачи уже были решены при реализации предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства области. В частности на протяжении последних пятнадцати лет увеличивалась доля занятых в малом предпринимательстве и доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций области. В разрабатываемой Программе, и на дальнейшую перспективу, поставленные задачи сохраняют свою актуальность, поэтому для их решения предполагается сохранить существующие виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создать новые, позволяющие более эффективно и целенаправленно решать указанные задачи.
Предлагаемый срок реализации Программы - 2010-2012 годы.
С учётом того, что в рамках Программы предполагается ежегодно решать аналогичные задачи, целесообразно определить отдельные этапы реализации Программы на каждый календарный год.
По итогам года проводится оценка эффективности реализации Программы путём сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на момент реализации Программы.
Куратором Программы является заместитель Губернатора области, координирующий деятельность государственных органов области, структурных подразделений аппарата Правительства области по вопросам формирования экономической политики области, реализации политики в области развития предпринимательской деятельности, потребительского рынка. Ответственный исполнитель - департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области. Исполнитель - департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области.
Предполагаемые участники реализации мероприятий Программы: Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, департамент экономического развития Ярославской области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, общественные объединения предпринимателей Ярославской области.
III. Механизм реализации мероприятий Программы
Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области будет осуществлять организацию, координацию и контроль мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области с учётом особенностей предоставления отдельных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области будет осуществляться за счёт средств, предусмотренных на данные цели в областном бюджете в следующих видах:
- предоставление субсидий на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам и (или) части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансового лизинга;
- предоставления стартовых пособий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных малыми предприятиями;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат малых предприятий, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт), а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей;
- создания и обеспечения деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- реализации мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- разработки и осуществления мер по информационному обеспечению предпринимательской деятельности;
- создания условий для предоставления субъектам малого предпринимательства неиспользуемых нежилых помещений, находящихся в собственности Ярославской области и муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований Ярославской области в соответствии с действующим законодательством;
- оказания союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства, торгово-промышленным и ремесленным палатам, центрам поддержки предпринимательства и другим субъектам инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства содействия в выполнении ими своих уставных задач;
- финансирования научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия Программы, для выполнения которых не предусматривается финансирование из областного бюджета, будут исполняться специалистами департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области.
IV. Объёмы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год предусматривается законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования из средств федерального бюджета.
Для выполнения Программы предполагаются следующие объёмы финансирования из средств областного бюджета:
2010 год - 100 миллионов рублей;
2011 год - 110 миллионов рублей;
2012 год - 100 миллионов рублей.
В рамках реализации Программы предполагается привлечь дополнительные финансовые ресурсы федерального бюджета в пропорциях, утверждаемых ежегодно федеральными органами государственной власти. Уровни софинансирования на текущий финансовый год утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации. На 2009 год в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства" уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счёт субсидии установлен на уровне не ниже 50 процентов и не выше 80 процентов. При сохранении установленных уровней софинансирования 2009 года можно ожидать привлечения федеральных субсидий в размере: 89 миллионов рублей в 2010 году, 96 миллионов рублей в 2011 году и 89 миллионов рублей в 2012 году.
Также возможно привлечение средств бюджетов муниципальных образований, получивших субсидии на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагаемые объёмы привлечения средств муниципальных образований Ярославской области к реализации мероприятий Программы - не менее 2,0 миллиона рублей в 2010 году; 3,5 миллиона рублей - в 2011 году и 2,0 миллиона рублей - в 2012 году.
Предполагается также привлечение внебюджетных источников к реализации Программы в размере 280 миллионов рублей в 2010 году, 290 миллионов рублей в 2011 году и 280 миллионов рублей в 2012 году.
V. Перечень муниципальных образований Ярославской области, на территории которых предполагается реализовывать мероприятия Программы
Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всей Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23 сентября 2009 г. N 961-п раздел VI настоящей Концепции изложен в новой редакции
VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности реализации Программы
Программа ориентирована на достижение следующих показателей:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовый показатель 2009 года |
Плановые показатели |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Задачи: - увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике области; - увеличение доли оборота микро, малых и средних предприятий в общем обороте организаций области; - увеличение в общей структуре субъектов малого и среднего предпринимательства доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, промышленности, транспорта, связи, научных исследований и разработок от числа субъектов, получивших государственную поддержку | ||||||
1.1. |
Увеличение численности занятого населения в малом и среднем предпринимательстве |
процентов от предыдущего года |
100 |
не менее 3,0 |
не менее 1,0 |
не менее 1,0 |
1.2. |
Увеличение доли оборота микро, малых и средних предприятий в общем обороте организаций |
процентов от предыдущего года |
100 |
не менее 12,0 |
не менее 11,0 |
не менее 10,0 |
1.3. |
Увеличение доли инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий, в общем объёме инвестиций по Ярославской области |
процентов от предыдущего года |
100 |
не менее 3,2 |
не менее 4,1 |
не менее 4,4 |
1.4. |
Объём инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку при реализации мероприятий Программы |
млн. руб. |
99-112* |
240-272* |
249-281* |
247-276* |
496-548** |
1320-1380** |
580-610** |
570-600** |
|||
1.5. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку при реализации мероприятий Программы |
единиц |
92-104* |
232-250* |
254-276* |
250-268* |
454-516** |
980-1054** |
525-566** |
518-551** |
|||
в том числе в сфере народных художественных промыслов |
единиц |
3-5* |
6-8* |
9-12* |
8-10* |
|
8-10** |
21-25** |
31-35** |
26-30** |
|||
1.6. |
Количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, получивших стартовые пособия (гранты) на создание собственного дела |
единиц |
24-26* |
56-60* |
72-80* |
64-70* |
96-100** |
280-296** |
144-156** |
128-140** |
|||
в том числе в сфере народных художественных промыслов |
единиц |
2-3* |
3-4* |
4-5* |
3-4* |
|
5-7** |
8-10** |
10-12** |
8-0** |
|||
1.7. |
Прирост поручительств, микрозаймов, выдаваемых ОАО "Гарантийное агентство "Ярославия" |
процентов от предыдущего года |
100 |
не менее 180 |
не менее 20 |
не менее 20 |
1.8. |
Доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, промышленности, транспорта, связи, научных исследований и разработок от числа субъектов, получивших поддержку при реализации мероприятий Программы |
процентов |
10-14 |
не менее 20 |
не менее 20 |
не менее 20 |
1.9. |
Доля уплаченных налогов субъектами малого и среднего предпринимательства по упрощенной системе налогообложения и по единому налогу на вмененный доход в общей сумме налоговых поступлений |
процентов |
- |
3,9-4,0 |
4,0-4,1 |
4,1-4,2 |
2. Задачи: - вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность и увеличение количества вновь созданных субъектов малого предпринимательства; - возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов. | ||||||
2.1. |
Рост среднемесячной заработной платы работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве |
процентов от предыдущего года |
100 |
12 |
11 |
9,5 |
2.2. |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в возрасте до 30 лет, получивших поддержку при реализации мероприятий Программы |
процентов |
не менее 20 |
не менее 30 |
не менее 30 |
не менее 30 |
2.3. |
Число вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации мероприятий Программы |
единиц |
42-45* |
84-90* |
108-120* |
96-105* |
194-206** |
480-507** |
407-450** |
348-368** |
|||
в том числе в сфере народных художественных промыслов |
|
2-3* |
3-4** |
4-5** |
4-5** |
|
5-7** |
8-10** |
10-12** |
10-12** |
* Ожидаемые результаты реализации Программы при условии финансирования только за счёт средств областного бюджета.
** Ожидаемые результаты реализации Программы при условии софинансирования из средств федерального и местных бюджетов.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повысить благосостояние и уровень жизни населения области; улучшить положение на рынке труда;
- стимулировать инновационную активность на предприятиях Ярославской области;
- стимулировать развитие среднего класса;
- сохранить и развить народные художественные промыслы в местах традиционного бытования.
Приложение
к Концепции
SWOT-анализ сферы деятельности малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
1 | 2 | 3 |
1. Высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура получения образования, повышения квалификации. 2. Развитая финансовая инфраструктура и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно- финансовых услуг. 3. Наличие крупных свободных сегментов рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, информационные услуги и другие сегменты) и появление и развитие новых рынков. 4. Потребность крупного бизнеса в обновлении и развитии технологий производства, снижения издержек, повышения качества продукции. 5. Разнообразие технологий и оборудования для всех видов деятельности. 6. Развитая транспортная и энергетическая инфраструктура. 7. Наличие лесных, водных ресурсов, сырья для строительной отрасли. |
1. Сложная демографическая ситуация, миграционный переток трудоспособного населения из муниципальных районов в крупные города. 2. Структура рабочей силы и квалификационная подготовка не отвечает современным и перспективным потребностям экономики. 3. Конкуренция за квалифицированную рабочую силу со стороны крупных предприятий. 4. Высокие требования банковской системы к обеспечению кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства. 5. Высокие процентные ставки по кредитам. 6. Отдельные виды деятельности требуют значительных капиталовложений. 7. Увеличение рыночной концентрации в наиболее крупных сегментах рынка (розничная и мелкооптовая торговля). 8. Нарастающая конкуренция со стороны производителей из других регионов и импортной продукции. |
|
8. Устойчивый спрос потребительского сегмента рынка. 9. Удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции. |
9. Рост стоимости услуг естественных монополий, дефицит энергетических ресурсов. 10. Дефицит и высокая стоимость офисной и производственной недвижимости (особенно для начинающих предпринимателей и производственного сектора). 11. Дефицит информации и неясность перспектив развития рынков. |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
1. Мобильность персонала, возможность быстрой переквалификации работников. 2. Высокий уровень внутреннего контроля бизнес-процессов у субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Ликвидность активов в малом и среднем бизнесе выше, чем на крупных предприятиях. 4. Относительно быстрые сроки перепрофилирования субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Освоение локальных рынков, что снижает потребность в капиталовложениях. 6. Высокая скорость оборота финансовых ресурсов. 7. Ориентация на прибыльные сегменты потребительского рынка. 8. Невысокая потребность в материальных ресурсах в силу специфики деятельности. |
Сочетание значительного научного и образовательного потенциала региона с мобильностью и возможностью быстрой переквалификации персонала создают возможности для освоения малыми и средними предприятиями перспективных рынков, новых видов товаров и услуг. Развитая финансовая инфраструктура, в сочетании с ликвидностью активов, быстрыми сроками перепрофилирования являются условиями для успешной адаптации к изменениям конъюнктуры рынка. Потребность крупного бизнеса в обновлении производства, снижении издержек, повышения качества наряду с быстрыми сроками перепрофилирования создают условия для развития обрабатывающих производств. Наличие свободных сегментов рынка и появление новых рынков на фоне освоения высоко-прибыльных локальных рынков создают предпосылки для развития малого и среднего предпринимательства в неосвоенных потребительских сегментах (оказания бытовых услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства, информационные услуги и другие сегменты). |
Мобильность и возможность переквалификации персонала частично компенсируют демографические и миграционные угрозы. Ликвидность активов и быстрый оборот позволяют привлекать кратко- и среднесрочные кредиты. Предрасположенность к освоению локальных ниш рынков и невысокие потребности в ресурсах снижают барьеры для входа на рынок, снижают конкурентное давление, позволяют занимать целевые рыночные ниши. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Недостаточный уровень квалификации персонала у субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Недостаток финансовых средств для подготовки кадров. 3. Ограниченность собственных инвестиционных ресурсов. 4. Недостаток капитала и имущества для обеспечения залога под кредитование. 5. Низкий уровень подготовки бизнес-планов, что препятствует получению кредитов и инвестиций. 6. Нехватка маркетинговой информации и ресурсов для исследований рыночной конъюнктуры. 7. Ограниченный технологический потенциал. 8. Потенциал для развития обрабатывающих производств ограничен дефицитом качественных производственных площадей. 9. Организационная и техническая неготовность к использованию научно-технических достижений. 10. Снижение показателей прибыльности субъектов малого и среднего предпринимательства в последние годы. 11. Высокий уровень внутренних постоянных издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в силу низкой энергоэффективности. |
Высокий образовательный потенциал региона можно активно использовать для подготовки и переподготовки кадров малого и среднего предпринимательства, повышения квалификации специалистов. Увеличение использования ресурсов банковской системы является основным условием развития предпринимательства. Развитая финансовая инфраструктура региона и широкий спектр кредитно-финансовых услуг используются субъектами малого и среднего предпринимательства не в полной мере. Субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области не могут получить доступ к финансовым ресурсам банковской системы из-за нехватки собственных ресурсов для обеспечения кредитов и в силу недостаточной проработанности бизнес-планов, нехватки маркетинговой информации и ресурсов для исследований. |
В целях минимизации угроз связанных со сложной демографической ситуацией, миграцией населения, конкуренцией за рабочую силу необходимо повышать уровень квалификации персонала, в том числе с помощью предоставления субсидий на обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников. Ограниченность инвестиционных ресурсов, собственного капитала и имущества у субъектов малого и среднего предпринимательства, в сочетании с высокими требованиями банковской системы по обеспечению кредитов, значительными процентными ставками, требует содействия в привлечении инвестиций, обеспечении займов, и снижения процентных ставок. Нарастающая конкуренция с производителями из других регионов и импортной продукцией требует освоения новых ниш, инновационной продукции с новыми характеристиками, востребованными рынком. Для этого необходимо стимулировать инновационную активность субъектов малого и среднего предпринимательства. Субсидировать затраты на разработку и освоение новой продукции. Рост тарифов естественных монополий и стоимости энергетических ресурсов приводит к повышению издержек и снижению показателей прибыльности субъектов малого и среднего предпринимательства. В силу этого необходимо снижать затраты предпринимателей на энергоресурсы и подключение к энергосетям, в том числе в форме предоставления субсидий. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением утверждена Концепция областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области.
Целью Программы является сохранение и развитие конкурентных преимуществ субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области и увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике области.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области будет осуществляться за счёт средств, предусмотренных на данные цели в областном бюджете в следующих видах:
- предоставление субсидий на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам и (или) части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансового лизинга;
- предоставления стартовых пособий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных малыми предприятиями;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат малых предприятий, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт), а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей;
- создания и обеспечения деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- реализации мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- разработки и осуществления мер по информационному обеспечению предпринимательской деятельности;
- создания условий для предоставления субъектам малого предпринимательства неиспользуемых нежилых помещений, находящихся в собственности Ярославской области и муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований Ярославской области в соответствии с действующим законодательством;
- оказания союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства, торгово-промышленным и ремесленным палатам, центрам поддержки предпринимательства и другим субъектам инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства содействия в выполнении ими своих уставных задач;
- финансирования научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства.
Программа рассчитана на период 2010 - 2012 годы.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 3 августа 2009 г. N 803-п "О Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Губернские вести" N 68 от 3 августа 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 23 сентября 2009 г. N 961-п
Настоящий документ снят с контроля