Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы
г. Переславля-Залесского
Ярославской области
от 23 апреля 2009 г. N 57
Стратегия
социально-экономического развития городского округа город Переславль-Залесский на 2009 - 2020 годы
Актуальность решения вопросов управления стратегическим развитием территории обусловлена необходимыми условиями перехода муниципальных образований России на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития территорий.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляющему населению возможность под свою ответственность решать местные вопросы, подотчетные населению органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения.
В современных условиях рыночной экономики важнейшим условием реализации долгосрочных и среднесрочных планов является согласованность интересов всех субъектов муниципального образования на стадии долгосрочного планирования и разработки Стратегии развития территории, которая должна стать Документом Общественного Согласия.
По этой причине настоящая Стратегия разработана с учетом мнения представителей всех слоев населения г. Переславля-Залесского.
I. Общие положения
1. Основания и участники планирования
1.1. Стратегия социально-экономического развития городского округа город Переславль-Залесский на 2009-2020 годы (далее - Стратегия) разработана по инициативе и финансовой поддержке некоммерческого партнерства промышленников и предпринимателей "Совет директоров" в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
1.2. Заказчик разработки настоящей Стратегии - Администрация г. Переславля-Залесского.
1.3. Консультант разработки настоящей Стратегии - некоммерческое партнерство "Центр инноваций муниципальных образований", делегировавшее для выполнения предусмотренных указанным договором работ двух специалистов:
Куликов Александр Леонидович - председатель правления НП "Центр инноваций муниципальных образований" (г. Москва);
Рыбаков Андрей Валентинович - кандидат географических наук, президент Фонда местных инициатив (г. Переславль-Залесский, Ярославская обл.).
1.4. Рабочий орган по составлению настоящей Стратегии - Группа стратегического планирования, сформированная постановлением Мэра города от 07.06.2008 N 652.
1.5. Консультативно-координирующий орган при Мэре города, обеспечивающий согласование действий органов местного самоуправления, бизнеса и сообщества, всех заинтересованных субъектов, участвующих в стратегическом планировании развития города - Координационный Совет по стратегическому планированию, утвержденный постановлением Мэра города от 07.06.2008 N 652.
1.6. Настоящая Стратегия разработана при активном участии жителей города, государственных и муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих на территории городского округа, средств массовой информации.
2. Содержание и цели планирования
2.1. Стратегия - система, включающая в себя долговременные цели, определяющие деятельность территории, технологии и ресурсы, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей и задач, и систему управления, обеспечивающую достижение целей.
2.2. Миссия города и стратегическая цель развития городского округа формулируются местным сообществом на основе коллективного понимания особенностей и возможностей городского округа.
2.3. Миссия характеризует основное назначение города, смысл его существования с точки зрения жителей городского округа и окружающего мира. Она является интегрирующей основой городского сообщества, важным моментом осознания корпоративности и главных целей.
2.4. Принятие миссии города основной частью его жителей - путь к эффективной коммуникации органов местного самоуправления, бизнеса и общества.
2.5. Формулирование миссии города происходит как в работе группы экспертов, так и в ходе открытых обсуждений общественностью города, в частности на городских семинарах, круглых столах и другое.
2.6. В рамках настоящей Стратегии миссия и стратегическая цель развития городского округа определяются на период 2009-2020 годы и сохраняются стабильными на среднесрочный или долгосрочный период.
2.7. Формулирование приоритетных направлений развития городского округа осуществляется местным сообществом на основе анализа социально-экономической ситуации, слабых и сильных сторон городского округа, и с учетом принятых миссии и стратегической цели развития города.
2.8. Приоритетные направления развития немногочисленны. Они не охватывают все аспекты развития города, а включают только те из них, которые либо являются точками роста для экономики и социальной сферы города, либо без включения которых невозможно движение городского округа вперед.
2.9. При определении приоритетных направлений социально-экономического развития города Переславля-Залесского соблюдается баланс муниципальных, областных и федеральных интересов.
2.10. В рамках настоящей Стратегии приоритетные направления развития городского округа разрабатываются на период 2009-2013 годы и могут регулярно корректироваться в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации.
2.11. Для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития города Переславля-Залесского разрабатываются городские целевые программы, конкретные проекты и мероприятия.
2.12. Наряду с определением миссии города, стратегической цели и приоритетных направлений его развития и формированием пакета городских целевых программ, проектов и мероприятий, разработка настоящей Стратегии предусматривает и другие цели:
1) Вовлечение широких слоев населения в обсуждение стратегических направлений развития городского округа.
2) Согласованность Стратегии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, с Концепцией социально-экономического развития Ярославской области на 2009-2020 годы, с федеральными и региональными программами.
3) Формирование Стратегии как инструмента управления социально-экономическим развитием территории городского округа.
4) Определение функций и направлений деятельности городских служб для реализации выявленных приоритетов и городских программ.
II. Стартовые условия развития города
3. Основные сильные стороны города
Город Переславль-Залесский имеет ряд ресурсов социально-экономического развития, связанных как непосредственно с самим городом, так и с близлежащими территориями. Стратегически обоснованное использование этих ресурсов позволит городу укрепиться экономически, добиться повышения уровня жизни в городе, повысить инвестиционную привлекательность и стать конкурентоспособным.
3.1. Экономико-географическое положение городского округа: равноудаленность от городов Ярославля и Москвы; хорошая транспортная связь с муниципальными и региональными центрами Ярославской, Владимирской, Московской, Костромской, Ивановской и других областей и северо-запада России, что предопределяет близость больших рынков сбыта продукции предприятий города, с одной стороны, и благоприятные условия кооперации предприятий города с предприятиями мегаполисов и областных центров, с другой стороны.
3.2. Богатое историко-культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России, на основе которого могут эффективно развиваться туризм и сфера гостеприимства.
3.3. Наличие природного потенциала, имеющего эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, в том числе и водного, основу которого составляет уникальное озеро Плещеево ледникового происхождения, входящее в состав Национального парка "Плещеево озеро".
3.4. Традиции молитвенно-нравственного предстояния, множество святынь Русской православной церкви на территории городского округа, могут способствовать росту паломничества, реализации православных образовательных проектов и программ,
3.5. В городе действуют предприятия, производящие энергоэффективные материалы, быстровозводимые здания и конструкции. Наличие собственных строительных мощностей (часть из которых сегодня работает на внешнем рынке, но, в случае возникновения платежеспособного спроса, может оперативно возвратиться на местный рынок) создает благоприятные возможности и определенные гарантии для реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, включаемых в настоящую Стратегию.
3.6. Университет города, учреждения профессионального образования создают основу для формирования перспективной системы подготовки кадров для промышленных предприятий и сферы гостеприимства, а также других отраслей экономики города.
3.7. Промышленные предприятия города, выстоявшие в период реформирования экономики города, являются основным экономическим ресурсом реализации настоящей Стратегии: и как самостоятельные участники приоритетных инвестиционных проектов и программ, и как основные налогоплательщики, формирующие городской бюджет.
3.8. Высокий уровень развития народных промыслов, наличие местных центров координации отрасли, достаточно интенсивный поток туристов, формирующий локальный спрос на продукцию отрасли.
3.9. Важным фактором развития города являются высококвалифицированные трудовые ресурсы. Частично они сохранились на действующих предприятиях, частично мигрировали на работу в Москву. Последние могут рассматриваться как ресурс развития, если в городском округе, будут созданы соответствующие условия.
3.10. Интерес к городу крупного бизнеса. Такой интерес создает предпосылки для разработки и реализации инвестиционных проектов и программ, нацеленных на развитие городского округа в соответствии с настоящей Стратегией.
4. Основные слабые стороны города
Выбор приоритетов развития городского округа основан и на учете слабых сторон города.
4.1. Ограниченность доходов городского бюджета, отсутствие стабильности в межбюджетных отношениях, лишает органы местного самоуправления городского округа возможности осуществлять качественное среднесрочное и долгосрочное планирование.
4.2. Недостаточность резервных территорий для развития города. Это ограничивает как возможности развития промышленно-складских зон, так и зон жилой застройки.
4.3. Отсутствие эффективной политики землепользования, что ведет к нерациональности использования имеющихся городских земель, к разбросанности промышленных и складских площадок по всему городу, к общему увеличению площади санитарно-защитных зон и зон с ограниченным режимом использования.
4.4. Устаревшая инженерная и транспортная инфраструктура, сдерживающая развитие бизнеса, в т.ч. сферы гостеприимства, благоустройство территорий города и его жилищного фонда, увеличивающая затратность содержания жилищно-коммунального хозяйства, создающая социальные и экологические проблемы.
4.5. Недостаточный уровень благоустройства городских земель общего пользования. Неухоженность многих территорий и неразвитость хозяйственной инфраструктуры. Это снижает качество жизни в городе и серьезно ухудшает образ города в глазах потенциальных партнеров, инвесторов, туристов.
4.6. Жилищное строительство, по своему объему и качеству, не соответствует потребностям города. Стоимость жилья слишком высока и не соответствует платежеспособному спросу со стороны местного населения. Нет эффективной молодежной жилищной политики.
4.7. Низкий уровень самоорганизации. Недостаточно эффективное функционирование институтов гражданского общества.
4.8. Уровень жизни населения не достаточно высок: количество высокооплачиваемых рабочих мест в городе ограничено.
4.9. Недостаточно объектов социокультурной сферы, нацеленных на обслуживание различных категорий жителей города и его гостей.
4.10. Инвестиционный климат на территории городского округа и прилегающих территориях недостаточно привлекателен. Не сформирована необходимая нормативная база, не создана в полном объеме соответствующая инфраструктура, не ведется целенаправленная работа по разработке и популяризации инвестиционных проектов.
4.11. Экспансия московских структур, не учитывающих интересы субъектов экономики городского округа и тенденция переноса центров принятия решений крупными собственниками за пределы городского округа сокращает возможности органов местного самоуправления в области управления развитием городского округа, и лишает городской бюджет значительных налоговых поступлений.
4.12. Отсутствие выстроенных договорных отношений органов местного самоуправления с такими крупными землепользователями-инвесторами федерального масштаба, как Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (национальный парк), Русская православная церковь. В результате у органов местного самоуправления отсутствуют механизмы взаимодействия и сотрудничества с указанными сторонами в реализации настоящей Стратегии.
4.13. Отсутствие взаимовыгодного сотрудничества с Переславским муниципальным районом, что существенно ограничивает развитие города Переславля-Залесского, снижает совместную инвестиционную привлекательность города и района.
III. Приоритеты развития города
5. Миссия города
5.1. В результате общегородской дискуссии с учетом сильных и слабых сторон города Переславля-Залесского его миссией признана следующая:
"Переславль-Залесский - центр "Золотого кольца России", образец успешного развития малого города России"
5.2. Указанная миссия города Переславля-Залесского формирует образ успешно процветающего, уютного города равных возможностей для его жителей, т.е. выражает единство развитых общественных институтов, динамичной эффективной экономики, а также чистой, комфортной среды проживания жителей.
6. Главная стратегическая цель развития города
6.1. Согласно формулировке миссии городского округа, ориентирами развития городского сообщества являются основные элементы качества жизни горожан. Поэтому главная стратегическая цель развития города до 2020 года - "Превратить город Переславль-Залесский в образец процветающего малого города России, с наиболее высоким уровнем и качеством жизни среди малых городов "Золотого кольца России"
7. Приоритетные направления развития города
7.1. Положения миссии и главной стратегической цели развития городского округа предопределяют приоритетные направления развития города.
7.2. Приоритетными направлениями развития города Переславля-Залесского на ближайшие 5 лет являются:
1) Развитие и привлечение инновационных, наукоемких, энергосберегающих экологически безопасных предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами.
2) Развитие туризма.
3) Развитие научно-образовательного и культурного комплекса.
4) Развитие социальной сферы.
5) Модернизация и развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры, благоустройство городской территории и строительство доступного жилья.
6) Формирование институтов гражданского общества.
8. Цели и задачи первого приоритетного направления развития города
8.1. Первое приоритетное направление развития городского округа: Развитие и привлечение инновационных, наукоемких, энергосберегающих экологически безопасных предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами
8.2. Цели направления:
1) Создание механизма взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов в сфере регулирования рынка труда.
2) Реконструкция действующих и формирование новых промышленных зон города (индустриальных площадок).
3) Создание современной инфраструктуры развития бизнеса.
4) Развитие и поддержка инновационного малого бизнеса.
8.3. Задачи направления:
1) Создание городского объединения работодателей.
2) Поддержка эффективно работающих профсоюзов.
3) Разработка и подписание трехстороннего соглашения (власть, работодатель, профсоюзы)
4) Реконструкция и развитие промышленных зон города.
5) Экономическая оценка земельных ресурсов городского округа и оптимизация налогов и арендной платы за землю.
6) Привлечение инвестиций в городской округ.
7) Разработка и выполнение муниципальной программы поддержки инновационного предпринимательства на 2009-2012 годы.
9. Цели и задачи второго приоритетного направления развития города
9.1. Второе приоритетное направление: Развитие туризма.
9.2. Цели направления:
1) Повышение уровня обслуживания гостей города.
2) Разработка и реализация особо значимых для городского округа, приоритетных инвестиционных проектов в сфере гостеприимства.
3) Защита интересов городских инвесторов и повышение их конкурентоспособности при реализации приоритетных инвестиционных проектов.
4) Увеличение поступлений в городской бюджет (прямых и косвенных), обусловленных увеличением потока гостей города и туристов; реализацией инвестиционных проектов и программ в сфере гостеприимства.
5) Повышение доходности и рентабельности услуг, предоставляемых гостям города.
6) Повышение капитализации инвестиций в сферу гостеприимства города.
9.3. Задачи направления:
1) Формирование Саморегулируемой организации предприятий туристического бизнеса города Переславля-Залесского, на которую будут возложены функции стандартизации услуг гостеприимства.
2) Формирование муниципальной нормативной базы, стимулирующей процесс стандартизации услуг гостеприимства.
3) Осуществление комплекса мероприятий по стандартизации услуг гостеприимства.
4) Создание механизма мониторинга качества услуг на предприятиях туристического бизнеса.
5) Разработка и утверждение городской Территориальной комплексной схемы приоритетных инвестиционных проектов.
6) Разработка и реализация программы брендирования города Переславля-Залесского.
7) Разработка новых туристических продуктов (туристских и экскурсионных маршрутов, турпрограмм в рамках развития культурно-познавательного, событийного, паломнического, активного, семейного, детского видов туризма).
8) Маркетинговые мероприятия по продвижению туристских услуг.
9) Развитие туристско-рекреационных территорий и зон.
10. Цели и задачи третьего приоритетного направления развития города
10.1. Третье приоритетное направление: Развитие научно-образовательного и культурного комплекса
10.2. Цели направления:
1) Создание механизма и условий обеспечения потребностей экономики города Переславля-Залесского в квалифицированных кадрах: в первую очередь - в сфере промышленности и гостеприимства.
2) Повышение рентабельности научно-образовательного комплекса города.
10.3. Задачи направления:
1) Формирование открытого городского рынка труда, для чего:
- внедрить перспективное планирование и прогнозирование подготовки и переподготовки кадров в системе профессионального образовании;
- сформировать систему профориентации молодежи, направленной на повышение соответствия профессионального выбора потребностям городского рынка труда;
2) Создание на базе учреждений профессионального образования и ведущих предприятий города учебно-производственного кластера в форме некоммерческого партнерства "Школа профессионального мастерства "Петровские университеты", нацеленного на подготовку кадров для промышленности и сферы гостеприимства.
3) Переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала образовательных учреждений, входящих в состав "Петровских университетов".
4) Определение принципов и приоритетов кадровой политики в организациях города, развитие системы внутрикорпоративной подготовки (переподготовки) кадров.
5) Повышение престижности востребованных городской экономикой профессий.
6) Разработка и реализация городской целевой программы "Молодой специалист", предусматривающей:
- создание социально-бытовых условий для молодых специалистов промышленных и научных предприятий и предприятий сферы гостеприимства (компаний, организаций);
- создание социально-бытовых условий для студентов городского научно-образовательного комплекса;
- создание социально-бытовых условий для учащихся гостей города (общежитие для путешествующих студентов и школьников);
- строительство молодежного городка;
11. Цели и задачи четвертого приоритетного направления развития города
11.1. Четвертое стратегическое направление: Развитие социальной сферы.
11.2. Цели направления:
1) Обеспечение доступной и качественной медицинской помощи.
2) Создание мотивации и условий жителям города для ведения здорового образа жизни.
3) Обеспечение доступного, равного, качественного и эффективного образования для жителей города.
4) Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения как приоритет образовательной и воспитательной политики в городе.
5) Превращение города Переславля-Залесского в культурный центр "Золотого кольца России".
6) Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах города.
7) Превращение города в удобное место для жизни инвалидов.
11.3. Задачи направления:
1) Создание на базе МУЗ "Городская больница города Переславля-Залесского" центра для проведения первичных профилактических мероприятий.
2) Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, стационаро-замещающих технологий.
3) Увеличение числа врачей общей (семейной) практики.
4) Создание условий для привлечения молодых специалистов в систему здравоохранения и образовательную отрасль.
5) Приобретение и модернизация имеющегося медицинского оборудования.
6) Строительство и модернизация действующих спортивных залов, спортивных площадок и полей.
7) Создание эффективной системы подготовки спортивного резерва, создание условий для развития спорта высших достижений.
8) Предоставление детям, инвалидам и пенсионерам льготных условий для занятий физической культурой и спортом.
9) Развитие системы социальной рекламы.
10) Строительство объектов культурного назначения: детской библиотеки, культурно-досугового центра с киноконцертным залом, детской художественной школы с галереей и выставочным залом, детской музыкальной школы с концертным залом, культурно-развлекательного комплекса в молодежном городке.
11) Создание условий для увеличения количества коллективов художественной самодеятельности, имеющих звания "Народный" и "Образцовый".
12) Создание предприятия "Городские парки Переславля-Залесского" на базе Парка Победы, Пушкинского парка, Набережной реки Трубеж.
13) Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие толерантности представителей различных национальностей, проживающих в городе.
14) Развитие медицинского обслуживания в сфере образования.
15) Программное обеспечение процесса компьютеризации образовательных учреждений.
16) Поддержка развития негосударственных (альтернативных) форм образования.
17) Развитие государственно-общественного управления образованием в городе через создание Муниципального общественного Совета по вопросам образования.
18) Обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников во время их пребывания в учреждениях образования.
19) Разработка и реализация воспитательных программ, направленных на решение приоритетов настоящей Стратегии.
20) Развитие системы мер муниципальной поддержки молодежных инициатив, программ и проектов.
21) Создание условий для вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
22) Расширение плана практических мероприятий по работе с социально неблагополучными семьями, подростками, лицами без определенного места жительства и освобожденными из мест лишения свободы.
23) Создание городского центра социально-психологической реабилитации несовершеннолетних граждан.
24) Формирование реабилитационной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
25) Координация и поддержка общественных инициатив, связанных с разработкой и реализацией проектов и программ социальной защиты населения и благотворительности.
26) Развитие сети учреждений социальной защиты.
27) Развитие сферы услуг для малоимущих граждан.
28) Разработка муниципальной целевой программы трудоустройства инвалидов.
12. Цели и задачи пятого приоритетного направления развития
12.1. Пятое приоритетное направление: Модернизация и развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры, благоустройство городской территории и строительство доступного жилья.
12.2. Цели направления:
1) Развитие и модернизация городских инженерных сетей и организаций коммунального комплекса для удовлетворения потребностей населения. Обеспечение эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, соответствие инженерной и коммунальной инфраструктуры стандартам качества и безопасности, обеспечение охраны и рациональное использование водных ресурсов.
2) Строительство новой меридианальной внутригородской автомагистрали и второго мостового перехода через р.Трубеж с целью оптимизации внутригородских транспортных потоков, обеспечения условий для ремонта действующего аварийного мостового перехода через р.Трубеж и создания условий для градостроительного освоения территорий, расположенных восточнее Валового кольца.
3) Обеспечение чистоты и благоустроенности города.
4) Придание импульса развитию исторического центра города для сохранения его исторической ценности, рекреационной и инвестиционной привлекательности, повышения качества жизни его населения.
5) Обеспечение жителей города доступным жильем.
12.3. Задачи направления:
1) Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории.
2) Расширение практики применения энергосберегающих технологий при строительстве, модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов энергетики и коммунального комплекса.
3) Строительство альтернативного источника водоснабжения города.
4) Строительство и (или) реконструкция ливневой канализации и очистных сооружений города.
5) Строительство и реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения в жилищном фонде города (особенно в водоохранной зоне города)
6) Проведение расчистки русла и берегоукрепления реки Трубеж.
7) Реконструкция очистных сооружений (увеличение мощности очистных сооружений).
8) Строительство завода по переработке твердых бытовых отходов. Рекультивация действующего полигона.
9) Строительство (совместно с Администрацией Переславского МР) биотермической ямы или установки сжигания биологических отходов (трупы домашних животных, птицы, мед. отходы).
10) Разработка проекта строительства новой меридианальной внутригородской автомагистрали и второго мостового перехода через р. Трубеж, а также схемы комплексного развития прилегающей территории.
11) Резервирование и (или) выкуп земельных участков, необходимых для строительства и обустройства новой меридианальной внутригородской автомагистрали и второго мостового перехода через р.Трубеж.
12) Разработка и внедрение механизма реализации программы строительства и обустройства новой меридианальной внутригородской автомагистрали и второго мостового перехода через р.Трубеж.
13) Внедрение эффективных рыночных отношений в коммунальном секторе.
14) Совершенствование системы сбора твердых бытовых отходов в городе.
15) Вовлечение территориальное общественное самоуправление в процесс обеспечения чистоты и благоустроенности территории города.
16) Выполнение комплекса градостроительных работ, необходимых для открытия доступа инвестициям в исторический центр города (историко-культурный опорный план, проект границ территорий объектов культурного наследия, проект зон охраны объектов культурного наследия, градостроительные регламенты).
17) Возрождение в городе собственной реставрационной базы и стимулирование ее развития.
18) Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основе привлечения финансовой поддержки со стороны Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Ярославской области, бюджета города Переславля-Залесского, частных инвесторов.
19) Повышение надежности работы внутридомовых систем жизнеобеспечения.
20) Улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
21) Разработка и реализация городской целевой программы "Доступное жилье".
13. Цели и задачи шестого приоритетного направления развития города
13.1. Шестое приоритетное направление: Формирование институтов гражданского общества.
13.2. Цели направления:
1) Формирование условий для развития институтов гражданского общества.
2) Вовлечение населения города в решение части социальных, экологических и экономических проблем города.
3) Развитие правовой культуры населения.
13.3. Задачи направления:
1) Формирование городского Совета некоммерческих организаций.
2) Формирование открытого информационного городского пространства.
3) Повышение открытости деятельности органов местного самоуправления.
4) Подготовка городской целевой программы развития некоммерческого сектора города.
5) Формирование правовых, экономических и организационных условий деятельности некоммерческого сектора города.
6) Содействие деятельности территориальных объединений граждан для решения вопросов местного самоуправления.
7) Содействие развитию различных форм общественного участия и контроля.
14. Целевые программы и проекты развития города
14.1. Основным механизмом реализации Стратегии являются целевые программы и ключевые проекты, разработанные в рамках приоритетных стратегических направлений.
14.2. Составной частью Стратегии являются городские и ведомственные целевые программы, утвержденные решением Переславль-Залесской городской Думы или Постановлением Мэра города Переславля-Залесского.
15. Сроки и этапы реализации Стратегии
15.1. Реализация Стратегии осуществляется в два этапа.
15.2. I этап: 2009-2010 годы - Переходный период от разработки Стратегии к ее реализации.
15.3. На первом этапе подлежат разработке предусмотренные настоящей Стратегией целевые программы и бизнес-планы соответствующих проектов, осуществляется поиск партнеров по инвестициям. Разрабатывается План действий Координационного Совета и Администрации города по реализации Стратегического плана на 2009-2020 годы, который утверждается постановлением Мэра города.
15.4. На первом этапе реализации Стратегии необходимо создать:
1) Постоянно действующий Совет по реализации Стратегического плана (на базе действующего Координационного Совета);
2) Агентство по развитию городского округа;
3) Механизм инвентаризации проектных идей и перевод их в стандарт проектов;
4) Механизм формирования комплексной программы социально-экономического развития и согласования проектов с региональными структурами на предмет включения их в областные целевые программы;
5) Механизм привлечения инвестиций;
6) Механизм привлечения денежных средств для реализации социальных проектов (фандрайзинг);
7) Базы данных по земельным, имущественным, кадровым и др. ресурсам
15.5. II этап: 2011-2020 годы. - Период реализации Стратегии
15.6. Второй этап заключается в организации работы по продвижению и внедрению в жизнь проектов Стратегии.
15.7. Совет по реализации Стратегии должен принимать рекомендательные решения по поддержке проектов для первоочередной реализации, в т.ч. по поиску источников финансирования проектов. В качестве критериев отбора проектов должны выступать следующие показатели:
1) Число создаваемых при реализации проекта рабочих мест.
2) Уровень средней заработной платы работающих.
3) Уровень налоговых поступлений в городской бюджет.
4) Показатели благоустройства жилищного фонда, бюджетной эффективности инвестиционных проектов и другие.
IV. Реализация Стратегии
16. Стратегия как инструмент развития города
16.1. Настоящая Стратегия - результат работы и взаимодействия органов местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов, общественных организаций и населения. В связи с этим Стратегия является формой общественного договора.
16.2. Все участники Стратегии имеют свои обязательства по её реализации, свои права и свою ответственность.
17. Функции и ответственность органов местного самоуправления в реализации Стратегии
17.1. Органы местного самоуправления, несут ответственность за реализацию настоящей Стратегии.
17.2. Должностным лицом, непосредственно несущим ответственность за реализацию настоящей Стратегии, является Мэр города Переславля-Залесского.
17.3. Переславль-Залесская городская Дума и Администрация города осуществляют и несут ответственность за нормативное обеспечение реализации настоящей Стратегии.
17.4. Администрация города и ее структурные подразделения ответственны как за разработку и реализацию конкретных городских и ведомственных целевых программ и проектов, нацеленных на реализацию настоящей Стратегии, так и за синхронизацию деятельности по развитию территории городского округа и деятельности по решению текущих задач обеспечения жизнедеятельности и социально-экономической устойчивости города.
17.5. С момента вступления в действие настоящей Стратегии Мэр города обязан:
1) Организовать проведение анализа структуры Администрации города, функциональных обязанностей ее структурных подразделений.
2) Провести мероприятия по оптимизации штатной численности Администрации города.
3) Поручить соответствующим структурным подразделениям Администрации города осуществить:
- разработку пакета нормативных документов, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
- программное наполнение настоящей Стратегии и внести разрабатываемые городские и ведомственные целевые программы на утверждение в установленном порядке.
4) Организовать мониторинг реализации настоящей Стратегии.
5) Своевременно реагировать и принимать необходимые меры в случае изменения условий реализации настоящей Стратегии.
6) Осуществлять ежегодный отчет перед местным сообществом о ходе реализации настоящей Стратегии с опубликованием текста отчета в газете "Переславская неделя" и на официальном сайте Администрации города в сети Интернет.
17.6. Задачи Администрации города, вытекающие из настоящей Стратегии определяются Мэром города, Переславль-Залесской городской Думой.
18. Участие местного сообщества в стратегическом развитии города
18.1. Местное сообщество участвует в реализации настоящей Стратегии по нескольким направлениям, и каждое направление представляется разными структурами.
18.2. Первое направление - структуризация местного сообщества на основе учета интересов различных его членов. Ключевым звеном данного направления являются некоммерческие организации.
18.3. Второе направление - формирование и организация эффективной работы "общественных институтов" реализации настоящей Стратегии и защиты интересов местного сообщества.
18.4. Третье направление - реализация экономических интересов населения, закрепленных в настоящей Стратегии. Основными носителями и защитниками этих интересов должны стать профсоюзы.
18.5. Четвертое направление - вовлечение местного сообщества в решение части экономических, социальных, экологических и иных задач, указанных в настоящей Стратегии. Основными носителями данной ответственности выступают некоммерческие организации, Территориальное общественное самоуправление, Товарищества собственников жилья и другие.
18.6. Пятое направление - формирование открытого информационного городского пространства. Ответственность за это направление несут некоммерческие организации, "общественные институты" и средства массовой информации, действующие на территории городского округа.
19. Участие бизнес-сообщества в стратегическом развитии города
19.1. Бизнес-сообщество городского округа участвует в реализации настоящей Стратегии в трех качествах: как сообщество основных налогоплательщиков (экономическая основа реализации настоящей Стратегии), как сообщество работодателей, как сообщество инвесторов.
19.2. Основным институтом, отражающим и защищающим интересы бизнес-сообщества, наряду с Некоммерческим партнерством промышленников и предпринимателей "Совет директоров", Координационным советом по малому и среднему предпринимательству, должно стать объединение работодателей.
20. Взаимодействие органов местного самоуправления, сообщества и бизнеса в процессе реализации Стратегии
20.1. С целью реализации настоящей Стратегии и реализации интересов и ответственности всех участников общественного договора подлежит разработка и внедрение следующих механизмов взаимодействия сторон:
1) Механизм "органы местного самоуправления - сообщество": передача права принятия решений по содержанию территорий органам территориального общественного самоуправления (на территориях, не имеющих единого коммунального хозяйства); создание местных фондов из средств жителей для решения проблем жизнеобеспечения; создание центров правовой и консультативной поддержки общественных организаций населения; создание информационной среды партнерства власти и сообщества через постоянные публикации в средствах массовой информации и в сети Интернет.
2) Механизм "органы местного самоуправления - власть": юридический всеобуч; использование права законодательной инициативы на областном уровне для решения многочисленных однотипных проблем (оформление земельных участков в собственность граждан, установление границ и другое).
3) Механизм "бизнес - сообщество": участие ведущих предприятий города в благотворительных программах, учреждение именных стипендий для наиболее одаренных школьников и студентов; создание бизнес-инкубаторов для стимулирования малого предпринимательства по обслуживанию основного производства и в области субподрядного бизнеса.
4) Механизм "бизнес - органы местного самоуправления": участие предприятий в формировании муниципального заказа на обучение и подготовку специалистов для целей развития; участие предприятий в создании новых учебных центров, обеспечивающих кадрами их корпоративные стратегии развития во взаимосвязи со стратегическими целями города Переславля-Залесского; участие предприятий в формировании перечня приоритетов экономического развития города Переславля-Залесского, утверждаемого органами местного самоуправления, напрямую или путем создания предпринимательских ассоциаций.
20.2. Особое место в реализации настоящей Стратегии должно занять Трехстороннее соглашение, подписанное Мэром города, Объединением работодателей и Профсоюзами.
21. Совет по реализации Стратегии
21.1. С целью организации общественного контроля, за реализацией настоящей Стратегии и выработки решений по развитию городского округа постановлением Мэра города на основе Координационного совета по разработке Стратегии создается Совет по реализации Стратегии.
21.2. Совет действует на основании положения, утверждаемого Мэром города.
21.3. В состав Совета по реализации Стратегии включаются активные представители органов местного самоуправления, местного сообщества и бизнес-сообщество.
22. Штаб реализации Стратегии
22.1. Основным исполнительным органом, созданным с целью реализации Стратегии, должно стать Агентство по развитию городского округа.
22.2. Организационно-правовые аспекты создания Агентства по развитию городского округа определяются на основании дополнительных проработок с участием всех заинтересованных сторон после вступления настоящей Стратегии в силу.
23. Финансирование реализации Стратегии
23.1. В качестве источников финансирования программ и проектов Стратегии являются:
1) Собственные средства предприятий, организаций, предпринимателей и граждан.
2) Заемные средства кредитных учреждений.
3) Средства российских и международных фондов и общественных организаций.
4) Бюджетные средства для проектов социального развития.
5) Инвестиции.
23.2. Финансирование реализации отдельных проектов Стратегии осуществляется в рамках индивидуальных схем, которые разрабатываются участниками рабочих групп, исполнителями проектов и инвесторами. Кроме того, включение в настоящую Стратегию определенного проекта служит дополнительным аргументом для привлечения средств частных инвесторов.
24. Привлечение внешних средств для развития социальной сферы
24.1. Развитие социальной сферы города Переславля-Залесского должно опираться не только на бюджетные ресурсы, но и на привлеченные средства.
24.2. Источниками финансирования должны стать: городские, областные и федеральные целевые программы, международные донорские программы, взносы в некоммерческие организации и средства от проведения социальных некоммерческих акций и другие.
24.3. Для более масштабного привлечения внешних средств для развития социальной сферы необходимо создание соответствующих механизмов.
25. Система мониторинга реализации Стратегии
25.1. Основой реализации Стратегии является мониторинг.
25.2. В ходе мониторинга решаются следующие задачи:
- определение результатов реализации;
- оценка эффективности полученных результатов;
- выявление необходимости корректировки Стратегии на данном этапе и направлений ее проведения.
Результаты реализации Стратегии могут быть оценены как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения результата реализации Стратегии используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения (целевые индикаторы оценки прилагаются к настоящей Стратегии) На качественном уровне результативность Стратегии оценивается на основе анкетирования основных (референтных) групп местного сообщества, принимающих участие в разработке и реализации Стратегии (население, бизнес, власть)
25.3.Выявление результатов реализации Стратегии и оценка их эффективности служат основой для выявления имеющихся слабых сторон, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта, лучших практик с целью выработки в дальнейшем, предложений по корректировке (совершенствованию, доработке или развитию) Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.