Приказ департамента образования Ярославской области
от 30 декабря 2009 г. N 584/01-03
"Об утверждении базовых требований к качеству предоставления государственных услуг"
Приказом департамента образования Ярославской области от 24 января 2013 г. N 2-нп настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы", Департамент образования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемые:
- базовые требования к качеству предоставления государственной услуги "Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям";
- базовые требования к качеству предоставления государственной услуги "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ярославской области".
2. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Директор департамента |
Т.А. Степанова |
Базовые требования
к качеству предоставления государственной услуги "Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям"
(утв. приказом департамента образования Ярославской области
от 30 декабря 2009 г. N 584/01-03)
1. Общие требования
1.1. Наименование государственной услуги - "Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям" (далее - государственная услуга).
1.2. Получатели государственной услуги:
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети с отклонениями в познавательном, речевом, эмоциональном, поведенческом развитии;
- родители (законные представители) указанных категорий детей.
2. Нормативно-правовое обеспечение государственной услуги
2.1. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".
2.2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании".
2.3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I признаны утратившими силу с 1 января 2012 г.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
2.4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2.5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".
2.6. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.7. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2.8. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2.9. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2.10. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи".
2.11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02".
2.12. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённые приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
2.13. Закон Ярославской области от 7 декабря 2004 г. N 49-з "О нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений".
2.14. Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
3. Состав государственной услуги
Государственная услуга включает в себя:
- комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику развития детей (психологическую, психиатрическую, дефектологическую, логопедическую);
- консультативную помощь детям и их родителям (психологическую, неврологическую, психиатрическую, дефектологическую, логопедическую);
- комплексную коррекцию и профилактику нарушений в развитии ребёнка (психиатрическую, психотерапевтическую, неврологическую, психологическую, дефектологическую, логопедическую).
4. Показатели качества государственной услуги
4.1. Требования к организации предоставления государственной услуги:
4.1.1. Поставщик государственной услуги должен иметь необходимые помещения, оборудование и оснащение для предоставления государственной услуги. Перечень помещений и оборудования, необходимых для оказания государственной услуги, определяется лицензионными требованиями и содержанием реализуемых учреждением образовательных программ и предоставляемых государственных услуг.
4.1.2. Территория учреждения, помещения, оборудование и оснащение поставщика государственной услуги должны соответствовать требованием СанПиН, пожарной безопасности и охраны труда и лицензионным требованиям. Во всех помещениях должен быть обеспечен необходимый санитарно-гигиенический режим.
4.1.3. Поставщик государственной услуги должен обеспечить безопасность получателей государственной услуги при нахождении на территории учреждения.
4.1.4. Поставщик государственной услуги должен быть обеспечен соответствующими кадрами, имеющими высшее или среднее специальное профессиональное образование в соответствии с лицензионными требованиями, и учебно-вспомогательным персоналом согласно штатному расписанию.
4.1.5. Поставщик государственной услуги должен иметь соответствующие дополнительные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы (типовые или разработанные учреждением) и сертифицированные методики диагностики уровня развития детей.
4.1.6. Показатели качества организации государственной услуги:
- соответствие условий оказания услуги требованиям образовательных программ, сертифицированным методикам, СанПиН, требованиям пожарной безопасности и лицензионным требованиям;
- соответствие действий работников поставщика государственной услуги требованиям нормативных правовых актов и устава поставщика государственной услуги.
4.2. Требования к процессу предоставления государственной услуги:
4.2.1. Государственная услуга предоставляется на основании добровольного обращения ребёнка и (или) его родителей (законных представителей).
4.2.2. При обращении в обязательном порядке проводится первичная диагностика уровня развития ребёнка и формируется индивидуальная карта его развития, в которой фиксируются основные параметры развития и заключения специалистов. Поставщик государственной услуги должен получить согласие на обследования ребёнка психиатром от его родителей или законных представителей.
4.2.3. На основании диагностики поставщик государственной услуги определяет необходимые для получателя составляющие государственной услуги и целесообразные формы их получения. Государственная услуга может быть оказана в групповой, индивидуальной или в индивидуально-групповой форме.
4.2.4. Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика развития ребёнка проводится в индивидуальной форме специальной комиссией, включающей психолога, логопеда, дефектолога, психиатра, узких специалистов, стандартизированными, научно обоснованными методами и методиками. Обращение за диагностикой фиксируется в специальном журнале, заключения специалистов и результаты диагностики отражаются в индивидуальной карте развития ребёнка.
4.2.5. Консультативная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям с отклонениями в познавательном, речевом, эмоциональном, поведенческом развитии предоставляется индивидуально исходя из особенностей их развития.
Обращение за помощью фиксируется в специальном журнале, результаты работы специалистов поставщика государственной услуги отражаются в индивидуальной карте развития ребёнка.
4.2.6. Коррекция и профилактика нарушений в развитии ребёнка (психиатрическая, психотерапевтическая, неврологическая, психологическая, дефектологическая, логопедическая) проводится в индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой форме по дополнительным образовательным индивидуально-ориентированным программам (согласно учебному плану и расписанию занятий) с зачислением детей в состав обучающихся учреждения - поставщика государственной услуги.
4.2.7. Зачисление детей в состав обучающихся производится приказом руководителя учреждения - поставщика государственной услуги на основании заключения специалистов, заявления родителей (законных представителей). Фамилии обучающихся и содержание работы с ними специалистов фиксируются в журнале учета занятий.
4.2.8. При групповой форме организации оказания государственной услуги наполняемость групп определяется уставом учреждения - поставщика государственной услуги и лицензионными требованиями.
4.2.9. Продолжительность оказания государственной услуги (её составляющих) определяется поставщиком государственной услуги на основании запросов получателя государственной услуги и (или) его родителей (законных представителей) и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
4.2.10. Поставщик государственной услуги обеспечивает конфиденциальность данных о получателях государственной услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.2.11. Поставщик государственной услуги самостоятелен в выборе форм и методов промежуточной и итоговой оценки результатов государственной услуги. Оценка результативности, как правило, проводится на основании данных повторной диагностики.
4.2.12. Показатели качества процесса предоставления государственной услуги:
- научная обоснованность применяемых диагностических, коррекционных и профилактических методов и методик работы;
- соответствие реализуемого содержания работы требованиям и содержанию программ, утверждённых учреждением - поставщиком государственной услуги;
- соответствие процесса предоставления государственной услуги лицензионным требованиям.
4.3. Требования к результату государственной услуги:
4.3.1. Результатом комплексной психолого-медико-педагогической диагностики развития детей (психологической, психиатрической, дефектологической, логопедической) является комплексная объективная оценка индивидуального развития ребёнка и рекомендации по условиям его обучения и воспитания, отражённые в заключении.
4.3.2. Результатом консультативной помощи детям и их родителям (психологической, неврологической, психиатрической, дефектологической, логопедической) является предоставление ребёнку и его родителям (законным представителям) полной и объективной информации об индивидуальных особенностях развития ребёнка и возможных способах коррекции и профилактики нарушений в развитии ребёнка, в том числе доступных в учреждении - поставщике государственной услуги.
4.3.3. Результатом коррекции нарушений в развитии ребёнка является снижение степени их выраженности.
4.3.4. Показателями качества результата государственной услуги являются:
- полнота, объективность, обоснованность оценки индивидуальных особенностей развития ребёнка и рекомендаций по условиям его обучения и воспитания;
- доля детей и их родителей (законных представителей), удовлетворённых качеством государственной услуги;
- доля детей - получателей государственной услуги, у которых произошло снижение степени выраженности нарушений в развитии;
- доля детей - получателей государственной услуги, у которых после получения государственной услуги подтверждено отсутствие нарушений в развитии, появление которых высоко вероятно в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
5. Порядок оказания государственной услуги
5.1. Порядок информирования о государственной услуге:
5.1.1. Информирование получателей о порядке оказания государственной услуги осуществляет поставщик государственной услуги, специальные государственные учреждения Ярославской области, оказывающие информационные услуги, а также департамент образования Ярославской области.
5.1.2. Поставщик государственной услуги обязан ознакомить получателя государственной услуги (его законных представителей) с содержанием государственной услуги, уставом, лицензией на право оказания услуг, относящихся согласно действующему законодательству Российской Федерации к лицензируемым видам деятельности.
5.1.3. Информация о государственной услуге размещается в средствах массовой информации, на официальном сайте поставщика государственной услуги и на официальном сайте департамента образования Ярославской области (www.depedu.yar.ru). Кроме того, информация о государственной услуге размещается в помещении поставщика государственной услуги на стендах, размещённых в местах, доступных для получателей.
5.1.4. Лицом, ответственным за информирование получателей о государственной услуге, является заместитель руководителя учреждения - поставщика государственной услуги.
5.1.5. Департамент образования Ярославской области осуществляет консультирование граждан по всем вопросам, связанным с оказанием психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.
5.2. Информация о поставщиках государственной услуги.
Поставщиком государственной услуги является государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр психолого-медико-социального сопровождения "Центр помощи детям", расположенное по адресу: 150040, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 58, телефон (4852) 73-90-81.
Режим работы - ежедневно, с 8.00 до 18.00, выходные дни - суббота, воскресенье. Перерыв на обед с 13.00 до 14.00.
5.3. Условия предоставления государственной услуги:
5.3.1. Государственная услуга предоставляется за счёт бюджетных средств, то есть является бесплатной для ее получателя.
5.3.2. Государственная услуга, как правило, предоставляется по предварительной записи, в согласованные с получателем государственной услуги сроки. Запись может быть произведена по телефону.
5.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении и прекращения оказания государственной услуги:
5.4.1. Получателям государственной услуги может быть отказано в получении государственной услуги по следующим основаниям:
- отказ получателей государственной услуги (законных представителей) от предоставления необходимых для оказания государственной услуги сведений о состоянии здоровья и развитии ребёнка;
- наличие у ребёнка на момент обращения за государственной услугой заболевания, делающего оказание государственной услуги невозможным по медицинским показаниям;
- отсутствие у поставщика государственной услуги специалистов необходимого для оказания государственной услуги профиля.
5.4.2. Предоставление государственной услуги может быть прекращено:
- по инициативе получателя государственной услуги (его законных представителей);
- по инициативе поставщика государственной услуги по основаниям, предусмотренным уставом поставщика государственной услуги.
5.4.3. Предоставление государственной услуги может быть возобновлено в порядке, определённом уставом поставщика государственной услуги.
5.5. Действия поставщика государственной услуги, нарушающие права её получателя, могут быть обжалованы учредителю (департаменту образования Ярославской области) или в суд.
5.5.1. Обжалование учредителю действий (бездействия) поставщика государственной услуги в процессе предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.5.2. При обращении получателя государственной услуги в департамент образования Ярославской области срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. В случае, если по обращению требуется провести расследования, проверки или обследования, по решению директора департамента образования Ярославской области срок рассмотрения жалобы может быть продлён, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель государственной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
5.6. Получатели государственной услуги имеют право:
- на уважение своей чести и достоинства;
- на защиту своих законных прав и интересов, затрагиваемых при оказании государственной услуги, включая право на полный или частичный отказ от получения государственной услуги;
- на получение государственной услуги в соответствии с современным уровнем развития педагогики, психологии и медицины;
- на получение государственной услуги в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и лицензионным требованиям;
- на сохранение в тайне информации об обращении за получением государственной услуги;
- на обжалование действий сотрудников учреждения - поставщика государственной услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.7. Права поставщика государственной услуги.
Поставщик государственной услуги самостоятелен в организации, планировании и оказании государственной услуги, в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Порядок контроля за соблюдением базовых требований
6.1. Контроль за соблюдением базовых требований осуществляется в форме плановых (внеплановых) комплексных, тематических инспекционных проверок поставщика государственной услуги департаментом образования Ярославской области.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планом осуществления надзорно-контрольной деятельности департамента образования Ярославской области в целях:
- обеспечения соблюдения (исполнения) поставщиком государственной услуги обязательных для исполнения требований законодательства;
- изучения и оценки деятельности поставщика государственной услуги и её результатов;
- выявления в деятельности поставщика государственной услуги причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению его полномочий (функций).
6.2. Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в департамент образования Ярославской области:
- поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
- обращений руководителей органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;
- обращений граждан и юридических лиц с заявлениями и жалобами на нарушение прав и законных интересов получателей государственной услуги;
- иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.
6.3. Проверки проводятся работниками департамента образования Ярославской области на основании приказа департамента образования Ярославской области в соответствии с их должностными регламентами.
6.4. Проверка проводится в соответствии с планом-заданием. Деятельность проверяющих не должна нарушать нормальный режим работы поставщика государственной услуги.
6.5. Для проведения мероприятий проверки у поставщика государственной услуги могут быть запрошены следующие материалы и документы:
- локальные акты учреждения - поставщика государственной услуги;
- индивидуальные карты развития детей;
- копии форм федерального государственного статистического наблюдения, предусмотренных для соответствующих организаций;
- образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы, календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих коррекционных и профилактических задач;
- иные материалы по тематике проверок.
6.6. По результатам проверки составляется акт.
6.7. На основании акта и отчёта проверяющих об итогах проверки поставщик государственной услуги получает письмо, предписание или приказ. Письмо направляется в случае, если в действиях поставщика государственной услуги не выявлено нарушений законодательства Российской Федерации в области образования. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в области образования поставщику государственной услуги направляется предписание.
6.8. Ежегодный контроль качества условий оказания государственной услуги проводится департаментом образования Ярославской области перед началом учебного года. Его результаты фиксируются в акте готовности учреждения к новому учебному году, который подписывается представителями департамента образования Ярославской области, Государственного пожарного надзора, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6.9. Контроль организации, процесса и результатов государственной услуги происходит во время проверок соблюдения лицензионных условий и плановых проверок поставщиков государственной услуги департаментом образования Ярославской области по показателям раздела 4 настоящих базовых требований
Базовые требования
к качеству предоставления государственной услуги "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ярославской области"
(утв. приказом департамента образования Ярославской области
от 30 декабря 2009 г. N 584/01-03)
1. Общие положения
1.1. Наименование государственной услуги - "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ярославской области" (далее - государственная услуга).
1.2. Получатели государственной услуги - жители Ярославской области в возрасте от 6 до 20 лет с ограниченными возможностями здоровья, которым психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам, зачисленные в состав обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
1.3. Настоящие базовые требования регламентируют обучение умственно отсталых детей. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом регламентируется базовыми требованиями к качеству предоставления государственной услуги "Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях".
2. Нормативно-правовое регулирование государственной услуги
2.1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании".
2.2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2.3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2.4. СП 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии", утверждённые заместителем Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР 6 марта 1986 г. N 4076-86.
2.5. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением".
2.6. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".
2.7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
2.8. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".
2.9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 297 "Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения".
2.10. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов".
2.11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2001 года N 29/1448-6 "О направлении рекомендаций о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида".
2.12. Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
3. Состав государственной услуги
Государственная услуга включает в себя обучение по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
4. Показатели качества государственной услуги
4.1. Требования к организации предоставления государственной услуги:
4.1.1. Поставщик государственной услуги должен иметь необходимые помещения, оборудование и оснащение для предоставления государственной услуги. Перечень учебных кабинетов, лабораторий, учебных мастерских и других объектов, необходимых для обучения, определяется программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, которые реализует поставщик государственной услуги.
4.1.2. Перечни учебного, учебно-производственного оборудования, необходимого для реализации углублённой трудовой подготовки, определяются соответствующими рабочими учебными программами по предметам и дисциплинам.
4.1.3. Территория, помещения, оборудование и оснащение поставщика государственной услуги должны соответствовать требованиям СанПиН, пожарной безопасности и охраны труда. Во всех помещениях должен быть обеспечен необходимый санитарно-гигиенический режим.
4.1.4. Поставщик государственной услуги должен обеспечить безопасность образовательного процесса, трудовой практики и всех мероприятий, проводимых с обучающимися.
4.1.5. Поставщик государственной услуги должен быть обеспечен соответствующими педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее специальное профессиональное образование специалистов в области коррекционной педагогики и прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности поставщика государственной услуги в соответствии с лицензионными требованиями, и учебно-вспомогательным персоналом согласно штатному расписанию.
4.1.6. Показатели качества организации государственной услуги:
- соответствие условий организации и осуществления образовательного процесса требованиям образовательных программ, СанПиН, пожарной безопасности и лицензионным требованиям;
- соответствие действий должностных лиц поставщика государственной услуги требованиям нормативных правовых актов и устава поставщика государственной услуги.
4.2. Требования к процессу предоставления государственной услуги:
4.2.1. Поставщик государственной услуги должен организовать процесс освоения обучающимися выбранной образовательной программы. Обучающиеся могут обучаться по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида только в очной форме.
4.2.2. Сроки обучения по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
4.2.3. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии:
- с расписаниями занятий, годовым календарным графиком, утверждаемым поставщиком государственной услуги по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований области;
- с образовательными программами по каждому предмету учебного плана, которые разрабатываются и утверждаются поставщиком государственной услуги самостоятельно.
Образовательные программы формируются с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на основе рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Требования к расписанию учебных занятий поставщика государственной услуги регламентируются действующими санитарными правилами и нормами.
4.2.4. Учебный год начинается, как правило, 01 сентября. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
4.2.5. Образовательный процесс осуществляется в виде учебных занятий, таких как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, трудовая практика. Могут быть организованы и другие виды учебных занятий. Максимальный объём учебной нагрузки обучающегося определяется базисным учебным планом.
Продолжительность урока в подготовительном классе - 30-35 минут в течение всего учебного года; в 1 классе в I четверти - 35 минут, начиная со II четверти - 45 минут, во 2-9 классах- 45 минут. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий - 15-25 минут.
4.2.6. Предельная наполняемость класса:
- для умственно отсталых детей -12 человек;
- для глубоко умственно отсталых детей - 10 человек;
- для детей, имеющих сложные дефекты, - 5 человек.
При проведении занятий по трудовому обучению, социально-трудовой ориентировке, факультативных занятий класс делится на две подгруппы.
4.2.7. Летняя трудовая практика в V-VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) проводится на базе поставщика государственной услуги. В IX классах (в течение 20 дней) практика может проводиться на базе промышленных предприятий или в учебно-производственных комплексах.
4.2.8. Поставщик государственной услуги самостоятелен в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся утверждается поставщиком государственной услуги.
4.2.9. Обучение по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению.
4.2.10. Поставщик государственной услуги, имеющий государственную аккредитацию, выдаёт выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объёме и сдавшим экзамен по трудовому обучению, свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, заверенное печатью.
4.2.11. Лицу, не освоившему соответствующую образовательную программу и получившему на экзамене неудовлетворительные результаты, выдаётся справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
4.2.12. Показатели качества процесса оказания государственной услуги:
- соответствие реализуемого поставщиком государственной услуги содержания образования образовательным программам;
- соответствие действий должностных лиц поставщика государственной услуги требованиям нормативных правовых актов и устава поставщика государственной услуги.
4.3. Требования к результату оказания государственной услуги:
4.3.1. Результатом оказания государственной услуги является освоение получателем государственной услуги соответствующей образовательной программы в полном объёме и приобретение необходимых для трудовой деятельности профессиональных навыков и компетенций. Результат государственной услуги фиксируется выдачей свидетельства об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
4.3.2. Показатели качества результата государственной услуги:
- доля обучающихся, осваивающих в полном объёме образовательные программы;
- доля обучающихся, получающих коррекционно-развивающую помощь.
5. Порядок оказания государственной услуги
5.1. Порядок информирования о государственной услуге:
5.1.1. Информирование потребителей о порядке оказания государственной услуги осуществляют поставщики государственных услуг, реализующие образовательные программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальные государственные учреждения Ярославской области, оказывающие информационные услуги, а также департамент образования Ярославской области.
5.1.2. Поставщик государственной услуги обязан ознакомить потребителя государственной услуги и его родителей или иных законных представителей с уставом государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ярославской области (далее - коррекционное учреждение), лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации коррекционного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми данным учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
5.1.3. Информация о государственной услуге должна быть размещена в средствах массовой информации, на официальных сайтах коррекционных учреждений и департамента образования Ярославской области (www.depedu.yar.ru), а также в специальных рекламных буклетах. Кроме того, информация о государственной услуге размещается в каждом коррекционном учреждении на специально оформленных стендах, размещённых в местах, доступных для получателя государственной услуги.
5.1.4. Информирование граждан при приёме на обучение должны осуществлять директор или заместители директора коррекционного учреждения.
До начала приёма поставщик государственной услуги должен объявить:
- правила приёма в коррекционное учреждение;
- перечень образовательных программ, на которые коррекционное учреждение объявляет приём документов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;
- информацию о наличие# интерната и количестве мест, выделяемых для иногородних обучающихся.
Информация о приёме помещается на информационном стенде и на официальном сайте коррекционного учреждения.
Консультирование по вопросам приёма и обучения в коррекционном учреждении осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5.1.5. Департамент образования Ярославской области осуществляет консультирование граждан по всем вопросам, связанным с приёмом, зачислением, реализацией образовательных программ и выпуском обучающихся.
5.2. Информация о поставщиках государственной услуги.
Поставщиками государственной услуги по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья являются следующие коррекционные учреждения, находящиеся в функциональной подчинённости департамента образования Ярославской области:
N п/п |
Наименование учреждения |
Адрес |
Телефон |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии |
152430, Ярославская обл., Первомайский р-н, пос. Пречистое, дер. Багряники, ул. Школьная, д. 5 |
(48549) 34-5-45 |
2. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Боровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
152281, Ярославская обл., Некрасовский р-н, дер. Бор, д. 44а |
(48531) 6-12-63 |
3. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Гаврилов-Ямская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
152240, Ярославская обл., г. Гаврилов-Ям, ул. Сосновая, д. 1 |
(48534) 2-37-78 |
4. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
150517, Ярославская обл., Ярославский р-н, пос. Михайловский, ул. Школьная, д. 8 |
(4852) 43-75-06 |
5. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 3 |
152025, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Магистральная, д. 43 |
(48535) 3-29-04 |
6. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Рыбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 |
152916, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Инженерная, д. 21 |
(4855) 20-03-72 |
7. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Пошехонская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
152850, Ярославская обл., г. Пошехонье, ул. Пролетарская, д. 16 |
(48546) 2-12-01 |
8. |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Рязанцевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
152006, Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Рязанцево, ул. Б.Октябрьская, д. 39/1 |
(48535) 4-22-55 |
9. |
Государственное учебно-воспитательное учреждение Ярославской области Красноборская специальная общеобразовательная школа закрытого типа |
152302, Ярославская обл., Тутаевский р-н, пос. Красный Бор |
(48533) 2-34-48 |
Режим работы поставщиков государственной услуги определяется их уставами.
5.3. Условия предоставления государственной услуги:
5.3.1. Государственная услуга предоставляется получателю бесплатно.
5.3.2. Государственная услуга может быть предоставлена только лицам, зачисленным в коррекционное учреждение.
Приём на обучение в коррекционное учреждение производится на основании личного заявления родителей (законных представителей), заключения психолого-медико-педагогической комиссии и направления департамента образования Ярославской области. Приём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Зачисление на обучение в коррекционное учреждение завершается по мере комплектования в рамках установленного лицензией предельного контингента.
5.3.3. Зачисление на обучение производится приказом директора коррекционного учреждения с последующим внесением сведений об обучающемся в Книгу учёта движения обучающихся и классный журнал. На всех обучающихся поставщиком государственной услуги ведутся личные дела.
5.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
5.4.1. Поступающему в коррекционное учреждение может быть отказано в получении государственной услуги по следующим основаниям:
- отсутствие оснований для обучения в коррекционном учреждении;
- отсутствие свободных мест в коррекционном учреждении.
5.4.2. Предоставление государственной услуги может быть досрочно прекращено по инициативе обучающегося (родителей, законных представителей).
5.4.3. Предоставление государственной услуги может быть прекращено по инициативе поставщика государственной услуги путём отчисления обучающихся по основаниям, предусмотренным уставом коррекционного учреждения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4.4. Не допускается отчисление обучающихся по инициативе поставщика государственной услуги во время их болезни, каникул. Порядок отчисления обучающихся закрепляется в уставе поставщика государственной услуги.
5.4.5. Предоставление государственной услуги прекращается по окончании обучения, после получения свидетельства государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
5.4.6. Лицам, получившим на экзамене неудовлетворительные результаты, выдаётся справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
5.4.7. Оказание государственной услуги может быть возобновлено в порядке, определённом уставом поставщика государственной услуги.
5.4.8. Перевод обучающегося из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
5.4.9. Предоставление государственной услуги может быть возобновлено, если обучающийся не получил её в полном объёме. Порядок и условия восстановления в коррекционном учреждении лица, отчисленного по неуважительной причине, а также приёма лиц, отчисленных из иных образовательных учреждений, определяются уставом поставщика государственной услуги, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.5. Действия поставщика государственной услуги, нарушающие права её получателя, могут быть обжалованы учредителю (департаменту образования Ярославской области) или в суд.
5.5.1. Обжалование учредителю действий (бездействия) поставщика государственной услуги в процессе её предоставления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.5.2. При обращении получателя государственной услуги в департамент образования Ярославской области срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса срок рассмотрения жалобы может быть продлён по решению директора департамента образования Ярославской области, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель государственной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
5.6. Права обучающихся.
Обучающиеся имеют право:
- на уважение своей чести и достоинства;
- на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- на развитие своих творческих способностей и интересов;
- на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
- на бесплатное пользование помещениями поставщика государственной услуги, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного коррекционного учреждения в порядке, установленном уставом;
- на обжалование приказов и распоряжений администрации, а также действий должностных лиц поставщика государственной услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.7. Права поставщика государственной услуги.
Поставщик государственной услуги самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Порядок контроля за соблюдением базовых требований к качеству предоставления государственной услуги
6.1. Контроль за соблюдением базовых требований осуществляется в форме плановых и внеплановых комплексных, тематических инспекционных проверок поставщика государственной услуги департаментом образования Ярославской области.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планом осуществления надзорно-контрольной деятельности департамента образования Ярославской области в целях:
- обеспечения соблюдения (исполнения) поставщиком государственной услуги обязательных для исполнения требований законодательства;
- изучения и оценки деятельности поставщика государственной услуги и ее результатов;
- выявления в деятельности поставщика государственной услуги причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению его полномочий (функций).
6.2. Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в департамент образования Ярославской области:
- поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
- обращений органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;
- обращений граждан и юридических лиц с заявлениями и жалобами на нарушение прав и законных интересов получателей государственной услуги;
- иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.
6.3. Проверки проводятся работниками департамента образования Ярославской области на основании приказа департамента образования Ярославской области в соответствии с их должностными регламентами.
6.4. Проверка проводится в соответствии с планом-заданием. Деятельность проверяющих не должна нарушать нормальный режим работы поставщика государственной услуги.
6.5. Для проведения мероприятий проверки у поставщика государственной услуги могут быть запрошены следующие материалы и документы:
- локальные акты, регламентирующие его деятельность;
- личные дела обучающихся;
- приказы о зачислении обучающихся, их переводе, отчислении, копии выданных документов об образовании;
- образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы трудовой практики, календарные учебные графики, методические материалы;
- иные материалы по тематике проверок.
По результатам проверки составляется акт.
6.6. На основании акта и отчета проверяющих об итогах проверки поставщик государственной услуги получает письмо, предписание или приказ. Письмо направляется в случае, если в действиях поставщика государственной услуги не выявлено нарушений законодательства Российской Федерации в области образования. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в области образования поставщику государственной услуги направляется предписание.
Приказ издаётся в случае принятия решения:
- о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии на право ведения образовательной деятельности;
- о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации поставщика государственной услуги или о лишении государственной аккредитации (полностью или по отдельным образовательным программам).
6.7. Ежегодный контроль качества условий предоставления государственной услуги проводится департаментом образования Ярославской области перед началом учебного года. Его результаты фиксируются в акте готовности коррекционного учреждения к новому учебному году, который подписывается представителями департамента образования Ярославской области, Государственного пожарного надзора, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6.8. Ежегодный контроль результатов оказания государственной услуги происходит по окончании учебного года во время промежуточной аттестации и экзамена по трудовому обучению.
6.9. Контроль организации и процесса оказания государственной услуги происходит во время проверок соблюдения лицензионных условий и плановых проверок поставщиков государственной услуги департаментом образования Ярославской области по показателям раздела 4 настоящих базовых требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента образования Ярославской области от 30 декабря 2009 г. N 584/01-03 "Об утверждении базовых требований к качеству предоставления государственных услуг"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст настоящего приказа официально опубликован в газете "Документ-Регион" N 1 от 15 января 2010 г.
Приказом департамента образования Ярославской области от 24 января 2013 г. N 2-нп настоящий приказ признан утратившим силу