Постановлением Правительства Ярославской области от 12 августа 2010 г. N 592-п настоящее постановление снято с контроля
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ", в целях обеспечения муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы.
2. Департаменту строительства Ярославской области разработать проект областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы и представить на утверждение Правительству области в срок до 01 июня 2010 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 26 мая 2010 г. N 361-п)
Данная Концепция разработана в соответствии с:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ".
1. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения
Определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований является основным назначением территориального планирования. Территориальное планирование в соответствии с градостроительным законодательством на уровне субъекта Российской Федерации - Ярославской области должно осуществляться на основании системы документов территориального планирования трех уровней:
- субъекта Российской Федерации - посредством подготовки, утверждения и реализации Схемы территориального планирования Ярославской области;
- муниципальных районов - посредством подготовки, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципальных районов;
- городских округов, городских и сельских поселений - посредством подготовки, утверждения и реализации генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений.
Обеспечение комплексности территориального планирования всех вышеуказанных уровней - одна из основных задач развития территорий Ярославской области. В то же время отсутствие одного звена в системе нарушает комплексность подхода к развитию территории как области в целом, так и отдельных муниципальных образований, поскольку положения документов территориального планирования высшего уровня должны быть отражены в документах территориального планирования низшего уровня.
На сегодняшний день Схема территориального планирования Ярославской области разработана и утверждена постановлением Правительства области от 23.07.2008 N 385-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области", разработано 83 генеральных планов всех городских округов, городских и сельских поселений области. Схемы территориального планирования не разработаны ни в одном из 17 муниципальных районов и до настоящего времени эта работа не начата. Под полным обеспечением документами территориального планирования на территории области понимается наличие утвержденной схемы территориального планирования Ярославской области, утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов области, утвержденных генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений области. Таким образом, обеспеченность области документами территориального планирования на сегодняшний день составляет 83,16 процента от полного обеспечения документами территориального планирования всех вышеуказанных уровней системы.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие бюджетных средств на уровне муниципальных районов для организации данной работы. Низкая активность муниципальных районов в подготовке документов территориального планирования связана зачастую не только с дефицитом бюджетных средств, но и с отсутствием квалифицированных кадров, способных грамотно организовать и обеспечить подготовку градостроительной документации на уровне района.
Необходимость подготовки схем территориального планирования муниципальных районов Ярославской области обусловлена требованиями градостроительного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01 января 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. Исходя из этого, подготовка схем территориального планирования муниципальных районов области позволит в полной мере реализовывать полномочия по принятию органами местного самоуправления муниципальных районов области решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд муниципальных районов в случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов.
Данную проблему предлагается решить программными методами для последовательного обеспечения муниципальных районов документами территориального планирования с привлечением средств областного и местных бюджетов.
Реализация мероприятий областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы (далее - Программа) позволит:
- принимать органам местного самоуправления муниципальных районов области решения о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд муниципальных районов в случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов;
- увязать Схему территориального планирования Ярославской области с генеральными планами городских и сельских поселений;
- комплексно реализовывать полномочия муниципальных районов области, определенные градостроительным, земельным законодательством, законодательством об основах местного самоуправления и другими направлениями законодательства;
- определить зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для нужд муниципальных районов, для реализации их полномочий, зоны с особыми условиями использования территорий местного значения муниципального района;
- увязать схемы планируемого размещения объектов капитального строительства для нужд муниципальных районов с инвестиционными программами организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления, а сетей газоснабжения - с программами газификации, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области;
- подготовить предложения муниципальных районов по территориальному планированию применительно к схеме территориального планирования Российской Федерации, к схеме территориального планирования Ярославской области, к генеральным планам городских и сельских поселений.
Анализ имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов приведен в приложении 1 к Концепции.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является обеспечение наличия полного пакета документов территориального планирования на территории области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- подготовка и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов области;
- утверждение планов реализации схем территориального планирования муниципальных районов.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
Куратором Программы назначается заместитель Губернатора области Епанешников А.В.
Ответственным исполнителем Программы назначается департамент строительства Ярославской области.
Исполнителями Программы являются муниципальные районы Ярославской области.
3. Механизм реализации мероприятий Программы
3.1. Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех муниципальных районов области.
3.2. Разработка проектов схем территориального планирования муниципальных районов Ярославской области за счёт средств, предусмотренных Программой, осуществляется в масштабе 1:25000-1:50000.
3.3. Программой предусматривается реализация мероприятий за счет средств местных бюджетов с привлечением средств областного бюджета на условиях софинансирования.
Средства планируется направлять в форме субсидий на подготовку и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов и планов реализации схем территориального планирования муниципальных районов.
4. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы
В качестве основного источника финансирования мероприятий Программы рассматриваются средства бюджетов муниципальных районов с привлечением и использованием в установленном порядке средств областного бюджета.
Объём финансирования мероприятий Программы
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность в ресурсах |
|||
всего |
по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Финансовые ресурсы: |
|
|
|
|
|
областной бюджет (субсидии местным бюджетам) |
млн. рублей |
12,497 |
4,164 |
6,353 |
1,980 |
средства местных бюджетов |
млн. рублей |
12,497 |
4,164 |
6,353 |
1,980 |
Всего по Программе |
млн. рублей |
24,994 |
8,328 |
12,706 |
3,960 |
5. Оценка ожидаемой результативности Программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- подготовка и утверждение схем территориального планирования 17 муниципальных районов области;
- утверждение планов реализации схем территориального планирования 17 муниципальных районов области.
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться с учетом целевых индикаторов (показателей), перечень которых приведен в приложении 2 к Концепции.
Приложение 1
к Концепции
Анализ имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- наличие опыта разработки документов территориального планирования на уровне области, городских округов, городских и сельских поселений; - наличие опыта разработки областной целевой программы по обеспечению документами территориального планирования муниципальных образований области - городских округов, городских и сельских поселений; - наличие сформированной нормативно-правовой базы для подготовки документов территориального планирования; - наличие средств местных бюджетов для подготовки документов территориального планирования; - наличие на рынке научно-исследовательских услуг в сфере градостроительного проектирования; - наличие программ социально-экономического развития муниципальных районов области |
- слабая активность муниципальных районов в подготовке документов территориального планирования связанная с: отсутствием квалифицированных кадров, способных грамотно организовать и обеспечить подготовку градостроительной документации на уровне района; отсутствием средств бюджетов муниципальных районов для организации данной работы; - несоответствие нормативной базы органов местного самоуправления муниципальных районов области федеральному градостроительному законодательству; - мероприятия по социально-экономическому развитию не увязаны с территориальным планированием развития муниципальных районов; - отсутствие методических рекомендаций федерального уровня |
Возможности |
Угрозы |
- наличие необходимых средств областного бюджета для оказания финансовой поддержки подготовки схем территориального планирования муниципальных районов области; - применение процедур и требований градостроительного законодательства к составу документов территориального планирования; - наличие свободных неразграниченных территорий для определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства для нужд муниципального района; - увязка схемы планируемого размещения объектов капитального строительства для нужд муниципальных районов с инвестиционными программами организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления, а сетей газоснабжения - с программами газификации, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области; - использование опыта подготовки схем территориального планирования муниципальных районов других субъектов Российской Федерации |
- территориальная диспропорция и диспропорция в социально-экономическом развитии районов; - необоснованные затраты на строительство объектов муниципального значения; - снижение уровня освоения территории области, увеличение числа исчезающих населенных пунктов; - после 01.01.2012 отсутствие возможности принятия решений органами местного самоуправления муниципальных районов: по подготовке документации по планировке территорий для размещения объектов для нужд муниципального района; о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд муниципальных районов в случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения: объектов муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов; - отсутствие условий и обоснованных положений для участия в федеральных и региональных программах по обеспечению населения ресурсами электро-, газо-, тепло- и водоснабжения |
Приложение 2
к Концепции
Перечень целевых индикаторов (показателей), позволяющих оценить эффективность реализации областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Плановое значение по годам |
|
2010-2011 |
2011-2012 |
|||
1. |
Наличие полного пакета документов территориального планирования на территории области |
процентов |
91 |
100 |
2. |
Количество муниципальных районов области, на территории которых разработаны и утверждены схемы территориального планирования |
единиц |
8 |
9 |
3. |
Количество муниципальных районов, на территории которых утверждены планы реализации схем территориального планирования |
единиц |
8 |
9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является обеспечение наличия полного пакета документов территориального планирования на территории области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- подготовка и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов области;
- утверждение планов реализации схем территориального планирования муниципальных районов.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
В качестве основного источника финансирования мероприятий Программы рассматриваются средства бюджетов муниципальных районов с привлечением и использованием в установленном порядке средств областного бюджета.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 26 мая 2010 г. N 361-п "О Концепции областной целевой программы "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" N 38 от 4 июня 2010 г.
Настоящий документ снят с контроля