Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2011-2014 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А.Вахруков |
Концепция
областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2010-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 29 ноября 2010 г. N 874-п)
I. Описание проблемы и обоснование целесообразности её решения в рамках областной целевой программы
Развитие сферы культуры - основа для осуществления приоритетных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года и Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года". Обеспечение доступности и качества услуг в сфере культуры, развитие инфраструктурной среды отрасли и внедрение инновационных подходов к осуществлению деятельности учреждений культуры будут способствовать повышению качества жизни населения.
В сфере культуры Ярославской области осуществляют деятельность более 700 (с учётом филиалов) бюджетных организаций культуры музейного, библиотечного, театрального, концертного, культурно-досугового, методического, образовательного и других типов.
Существование на сегодняшний день целого ряда проблем в отрасли ограничивает обеспечение конституционных прав на доступ к услугам учреждений культуры и развития творческих способностей граждан.
Обеспечение доступности, повышение качества и расширение видов предоставляемых населению региона услуг в сфере культуры напрямую зависит от состояния материально-технической базы учреждений культуры, обеспеченности зрительными местами в досуговых и концертно-зрелищных учреждениях, достаточным количеством посадочных мест в общедоступных библиотеках, условий осуществления деятельности учреждений образования отрасли.
Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства учреждений культуры не соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. Состояние материально-технической базы учреждений культуры характеризуется как необходимое для удовлетворения культурных потребностей населения: 23 процента (165) зданий и помещений учреждений культуры в области требуют капитального ремонта, из них 15 процентов находятся в сельской местности. 71 процент (более 500) зданий и помещений требуют оснащения системами пожарной сигнализации и оповещения.
Недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база учреждений культуры увеличивают разрыв между культурными потребностями населения региона и возможностями их удовлетворения.
В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р "О внесении изменений в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" досуговые учреждения в городах Переславле-Залесском, Тутаеве, Данилове и Ростове не соответствуют установленным нормативам по количеству зрительских мест.
В городе Тутаеве норматив по количеству зрительских мест в досуговых учреждениях составляет 2360 мест, вместимость действующих учреждений - только 936 мест. В городе Данилове норматив зрительских мест - 795 единиц, в действующем учреждении зал вмещает 400 посетителей.
В результате произошедшего в 1998 году пожара зрительный зал муниципального учреждения "Районный Дворец культуры" на 650 мест в городе Тутаеве был значительно поврежден. Повреждения затронули несущие конструкции кровли, интерьеры и оборудование зала.
Здание районного Дома культуры в городе Данилове размещается в приспособленном здании бывшего православного храма, ограниченные площади и отсутствие удобств в котором, не позволяют организовывать выступления профессиональных коллективов области и собственных любительских объединений.
Возможность обеспечения качественного уровня и новых форм предоставления услуг культурного характера может быть обеспечена проведением реконструкции существующих и строительством новых объектов культурного и сервисного назначения.
Получение образовательных услуг в учреждениях образования сферы культуры ограничено недостаточной обеспеченностью учебными площадями, например, в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Ярославское художественное училище, муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа" в посёлке Борисоглебском.
Площадь существующего здания государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ярославское художественное училище" в городе Ярославле составляет 890 кв. метров, что не соответствует нормативу площади на одного обучающегося в учреждениях среднего профессионального образования отрасли "культура", установленному лицензионными требованиями к условиям осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждёнными Министерством образования Российской Федерации.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа" в посёлке Борисоглебском размещается в приспособленном здании, с печным отоплением, без удобств. В 2002 году был разработан проект реконструкции здания школы искусств для детей в посёлке Борисоглебском. В период 2003-2007 годов на данном объекте осуществлялись работы по реконструкции, на которые из федерального бюджета были направлены средства в сумме 6,0 млн. рублей, из областного бюджета - в сумме 2,8 млн. рублей. С 2008 года реконструкция объекта не финансировалась. Строительная готовность объекта составляет 58 процентов.
Центральная городская библиотека им. Энгельса муниципального учреждения культуры "Центральная библиотечная система" города Рыбинска не отвечает требованиям Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки, принятого конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 года. Библиотека размещается в трёх зданиях городской усадьбы Наумова (1830 - 1840 годов постройки), являющейся памятником архитектуры федерального значения. Учреждение управляет деятельностью 19 филиалов библиотечной городской сети. Целесообразно осуществить реконструкцию здания бывшего Дома культуры "Радуга" в городе Рыбинске и разместить в нём созданный на базе существующей организации библиотечно-информационный центр.
Структурное подразделение "Ярославский Планетарий" муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Провинциальный колледж" в городе Ярославле располагается в приспособленном помещении - здании бывшей церкви Покрова Богородицы ансамбля Казанского женского монастыря на площади 614 кв. метров. Ежегодно планетарий посещают 32 тысячи человек. В 2008 году начато строительство 4-этажного специализированного здания планетария с инженерными коммуникациями и культурно-просветительским центром площадью 2555 кв. метров, расположенного на пересечении улиц Чайковского и Большая Октябрьская, у дома N 65. С начала строительства освоено 431,0 млн. рублей, в том числе из средств местного бюджета - 258,7 млн. рублей, из внебюджетных источников - 19,2 млн. рублей. Строительная готовность объекта составляет 61,5 процента. Требуется завершение отделочных работ.
Государственное учреждение культуры Ярославской области "Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" размещается в единственном в Ярославской области усадебном комплексе второй половины XVIII века - начала XX века, сохранившем свой архитектурный облик. Музей ежегодно посещает 30 тысяч человек, в дни проведения мероприятий всероссийского масштаба - до 3 тысяч человек в день. Дальнейшее развитие услуг музея сдерживает отсутствие объекта сервиса - благоустроенного объекта коммунальной инфраструктуры учреждения (общественного туалета).
Концертно-зрелищные услуги на территории региона оказывает государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская государственная филармония". Вместимость существующего концертного зала им. Л.В. Собинова Ярославской государственной филармонии составляет 580 мест. В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р "О внесении изменений в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" вместимость концертных залов в Ярославской области должна составлять не менее трёх тысяч мест.
Строительство концертно-зрелищного центра на 1500 мест в городе Ярославле ведётся в рамках Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания г. Ярославля, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. N 1259-р. Строительство данного объекта профинансировано в сумме 769,0 млн. рублей, в том числе за счёт субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование объекта капитального строительства собственности Ярославской области - в сумме 712,0 млн. рублей.
Организация процесса развития материально-технической базы отрасли культуры в рамках долгосрочной областной целевой программы позволит:
- повысить эффективность капитальных вложений за счёт концентрации ресурсов различных уровней бюджетной системы на наиболее важных, первоочередных объектах областной и муниципальной собственности;
- обеспечить долгосрочное планирование размещения, развитие и оптимизацию сети учреждений отрасли в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающего возможность предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности в рамках долгосрочной областной целевой программы.
SWОT-анализ ситуации в сфере культуры Ярославской области представлен в приложении 1 к Концепции.
II. Цель, задача, исполнители, срок реализации Программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2010-2014 годы
Целью областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2010-2014 годы (далее - Программа) является расширение возможностей для духовного развития населения и доступа к услугам в сфере культуры Ярославской области.
Задачи Программы:
- приведение материально-технической базы отрасли в соответствие с нормативами потребности региона в объектах социальной инфраструктуры;
- расширение видов предоставляемых услуг в сфере культуры.
Куратор Программы - заместитель Губернатора области Костин В.Г.
Ответственный исполнитель Программы - департамент культуры Ярославской области.
Исполнители Программы - департамент строительства Ярославской области, администрация Борисоглебского муниципального района, администрация Даниловского муниципального района, администрация Тутаевского муниципального района, администрация городского округа города Рыбинска, мэрия города Ярославля.
Программа является долгосрочной, её реализация рассчитана на 2010-2014 годы.
III. Основные механизмы реализации Программы
В рамках Программы планируется осуществлять строительство и реконструкцию объектов культурного и сервисного назначения на основе заключения государственных контрактов. Выбор подрядной организации для выполнения строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
IV. Предполагаемые источники и объёмы финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счёт средств областного и местных бюджетов, внебюджетных источников и из средств федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы в муниципальных образованиях области будет осуществляться путём предоставления субсидий из областного бюджета.
Финансирование объектов собственности Ярославской области будет осуществляться через бюджетные инвестиции.
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Финансовые ресурсы: |
тыс. рублей |
1942717 |
1234267 |
324250 |
109700 |
134500 |
140000 |
- федеральный бюджет |
тыс. рублей |
668448 |
668448 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- областной бюджет |
тыс. рублей |
871099 |
434649* |
126750 |
80950 |
102750 |
126000 |
- местный бюджет |
тыс. рублей |
388170 |
116170 |
197500 |
28750 |
31750 |
14000 |
- внебюджетные источники |
тыс. рублей |
15000 |
15000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* В том числе за счёт дотации на сбалансированность областного бюджета из средств федерального бюджета.
V. Перечень муниципальных образований области, на территории которых планируется реализация Программы
Городской округ город Ярославль
Городской округ город Рыбинск
Борисоглебский муниципальный район
Даниловский муниципальный район
Тутаевский муниципальный район
Ярославский муниципальный район
VI. Предварительная оценка ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы предполагает:
- капитальное строительство и реконструкцию 7 объектов культурного назначения;
- строительство 1 объекта сервисного назначения в 1 учреждении;
- ввод в эксплуатацию 51154 кв. метров общей площади объектов культурного назначения;
- ввод в эксплуатацию 55,2 кв. метра общей площади объекта сервисного назначения;
- увеличение числа посадочных мест в учреждениях досуговой сферы области на 1384 места от общего числа посадочных мест;
- увеличение числа посадочных мест в концертно-зрелищных учреждениях области на 1900 мест от общего числа посадочных мест;
- увеличение общего числа посадочных мест для пользователей библиотек на 200 мест (на 5 процентов от общего числа посадочных мест);
- увеличение контингента учащихся в учреждениях дополнительного образования отрасли на 200 человек (на 1 процент от общего числа учащихся);
- увеличение контингента учащихся в учреждениях среднего специального образования на 58 человек (на 10 процентов от общего числа учащихся);
- увеличение количества массовых мероприятий в учреждениях досугового типа на 1200 мероприятий (на 2 процента от общего количества массовых мероприятий);
- увеличение количества населения, участвующего в деятельности клубных формирований, на 800 человек (на 1,2 процента от общего количества населения, участвующего в деятельности клубных формирований);
- увеличение количества посетителей мероприятий в концертно-зрелищных учреждениях на 78 тысяч человек (на 174 процента от общего количества посетителей мероприятий в концертно-зрелищных учреждениях);
- увеличение охвата населения библиотечным обслуживанием на 11 процентов от общего процента охвата населения.
Реализация Программы позволит достичь целевых показателей, приведенных в приложении 2 к Концепции.
Приложение 1
к Концепции
SWОT-анализ ситуации в сфере культуры Ярославской области
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Наличие в регионе государственной поддержки социально значимых проектов в сфере культуры в виде грантов и премий. Концентрация базовых ресурсов в центральных (межпоселенческих) учреждениях культуры. Наличие в большинстве муниципальных образований области централизованных библиотечных систем, координирующих деятельность библиотек территорий с использованием справочно-поисковых систем и баз данных. Наличие уникальных библиотечно-информационных, музейных и творческих ресурсов в учреждениях культуры региона. Наличие в регионе базы и системы подготовки и переподготовки специалистов отрасли. Выделение из областного бюджета муниципальным образованиям дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на осуществление уставной деятельности учреждений культуры. Опыт реализации инвестиционных проектов в отрасли в предыдущие периоды. |
Морально и физически устаревшая материально-техническая база учреждений культуры области. Недостаточное финансирование существующей материально-технической базы учреждений культуры. "Старение" кадров отрасли, отсутствие притока молодых специалистов, вызванное социальной и карьерной непривлекательностью. Неразвитая информационно -коммуникационная инфраструктура в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Невысокий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Возможность привлечения средств федерального бюджета. Возможность привлечения средств из муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Возможность организации выездной концертной деятельности Возможности (O) |
Ценовые риски, связанные с непредвиденными изменениями тарифов на энергоресурсы, индексов изменения базисной стоимости работ на новое строительство и реконструкцию объектов, стоимости строительных материалов. Угрозы (T) |
профессиональных коллективов государственных учреждений культуры. Возможность межмуниципального взаимодействия при проведении различных творческих конкурсов и акций. Возможность создания на базе учреждений культуры информационных и досуговых центров. Возможность взаимодействия с учреждениями образования, молодёжной политики, общественными организациями в проведении общественно-значимых акций на базе учреждений культуры. |
Зависимость от социально-экономической ситуации. |
Приложение 2
к Концепции
Целевые показатели реализации мероприятий Программы
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Плановое значение по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель - расширение возможностей для духовного развития населения и доступа к услугам в сфере культуры Ярославской области | ||||||
- количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях; |
человек |
592 |
592 |
592 |
620 |
650 |
- количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования; |
тысяч человек |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
11,1 |
11,2 |
- количество массовых мероприятий в учреждениях досугового типа; |
тысяч мероприятий |
66,2 |
66,8 |
66,8 |
67,6 |
68,0 |
- охват населения библиотечным обслуживанием |
% |
37 |
39 |
42 |
46 |
50 |
Задача 1 - приведение материально-технической базы отрасли в соответствие с нормативами потребности региона в объектах социальной инфраструктуры | ||||||
- количество посадочных мест в учреждениях досуговой сферы; |
тысяч мест |
72,4 |
72,4 |
73,0 |
73,0 |
73,4 |
- общее количество посадочных мест для пользователей библиотек; |
тысяч мест |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,6 |
4,6 |
- количество объектов культурного назначения, построенных и реконструированных в рамках Программы; |
объектов |
1 |
1 |
0 |
4 |
1 |
- количество посадочных мест в концертно-зрелищных учреждениях области |
тысяч мест |
0,58 |
2,48 |
2,48 |
2,48 |
2,48 |
Задача 2 - расширение видов предоставляемых услуг в сфере культуры | ||||||
- количество участников клубных формирований; |
тысяч человек |
63,2 |
63,3 |
63,3 |
63,4 |
64,0 |
- количество лекций в планетарии; |
лекции |
746 |
800 |
830 |
860 |
900 |
- количество посещений планетария; |
тысяч человек |
28,5 |
30,0 |
31,0 |
32,0 |
32,0 |
- общая площадь объектов культурного назначения, введённых в эксплуатацию в рамках Программы |
тыс. кв. метров |
2,55 |
38,0 |
0,0 |
7,9 |
2,7 |
- общая площадь сервисного объекта коммунальной инфраструктуры учреждения, введенного в эксплуатацию в рамках Программы |
кв. метров |
0 |
0 |
55,2 |
0 |
0 |
- количество посетителей мероприятий в концертно-зрелищных учреждениях |
тысяч человек |
105 |
107 |
152 |
161 |
183 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2010-2014 годы является расширение возможностей для духовного развития населения и доступа к услугам в сфере культуры Ярославской области.
Основными задачами Программы являются:
- приведение материально-технической базы отрасли в соответствие с нормативами потребности региона в объектах социальной инфраструктуры;
- расширение видов предоставляемых услуг в сфере культуры.
Программа является долгосрочной, её реализация рассчитана на 2010-2014 годы.
Постановление Правительства Ярославской области от 29 ноября 2010 г. N 874-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" на 2011-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 7 декабря 2010 г. N 94