Во исполнение постановления Губернатора области от 13.10.2010 N 590 "О межфункциональной рабочей группе по подготовке областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы", а также в соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы.
2. Межфункциональной рабочей группе по подготовке областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы обеспечить разработку проекта областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы в соответствии с Концепцией, указанной в пункте 1.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента финансов Ярославской области Федорова А.П.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А.Вахруков |
Концепция
областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 25 марта 2011 г. N 179-п)
1. Описание проблемы
1.1. Обоснование необходимости разработки областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы
На протяжении последних десяти лет в России проводились масштабные реформы во всех областях социально-экономического развития, в том числе и в бюджетной сфере. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными государственными и муниципальными финансами.
В Ярославской области серьезные преобразования в бюджетной сфере стали проводиться благодаря реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008-2011 годы (далее - программа реформирования финансов). С 2008 года эта программа успешно реализуется, в 2009 году она получила высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации и поддержку за счет средств федерального бюджета в размере 55,9 млн. рублей. Результатами реализации программы реформирования финансов стали широкомасштабные институциональные преобразования в сфере регулирования общественных финансов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов. Оценка управления региональными финансами благодаря реализации программы реформирования финансов выросла в Ярославской области более чем в 5 раз (с 17,6 балла в 2008 году до 98 баллов из 100 возможных по методике оценки, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование финансов").
В 2010 году с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" в России начался очередной этап бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сети и повышение эффективности бюджетных расходов. Указанным распоряжением субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить свои программы повышения эффективности бюджетных расходов, которые могут получить на конкурсной основе финансовую поддержку в виде субсидий из федерального бюджета.
В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, возникает необходимость разработки и реализации комплексной областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы.
1.2. Анализ проблемной ситуации.
Проводимые в течение последних двух лет активные реформы в бюджетной сфере привели к тому, что Ярославская область достигла положительных результатов в области управления общественными финансами. По методике оценки, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Ярославская область вошла в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Реализация мероприятий программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов:
- сформирован Реестр государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, ежегодно проводится оценка потребности в услугах;
- ежегодно формируются государственные задания для всей сети бюджетных учреждений;
- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, активизирована работа по переводу их в автономные;
- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);
- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;
- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;
- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 52 процентов;
- усовершенствованы методики распределения финансовой помощи местным бюджетам с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований;
- более половины муниципальных образований реализуют муниципальные программы реформирования финансов;
- сокращена доля налоговых льгот в доходах бюджета;
- упорядочены процедуры управления государственным долгом.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления общественными финансами остается ряд проблем. Основными из них являются следующие:
- отсутствуют действенная система и методики оценки эффективности бюджетных расходов;
- действующие процедуры разработки, утверждения и реализации целевых программ не обеспечивают четкую увязку расходов на развитие с целями стратегического развития, а также увязку текущих расходов с задачами государственной политики;
- действующие процедуры и механизмы бюджетного планирования сохраняют условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
- почти половина расходов бюджета не являются программными, что затрудняет переход на программную классификацию расходов бюджета;
- сметное финансирование государственных и муниципальных учреждений не содержит стимулов для повышения эффективности их работы, ежегодный рост расходов на содержание сети учреждений не сопровождается адекватным ростом качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению;
- отсутствуют условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- отсутствуют действенные инструменты контроля эффективности и результативности бюджетных расходов в системе государственного и муниципального финансового контроля;
- низка адаптированность существующих автоматизированных информационных систем к постоянно меняющимся требованиям законодательства и новым задачам реформы бюджетного сектора, отсутствует система мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы;
- недостаточна квалификация специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений для реализации дальнейших задач бюджетной реформы.
SWOT-анализ проблемной ситуации представлен в приложении к Концепции.
Необходимость достижения стратегических целей социально-экономического развития Ярославской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность системных мер по повышению эффективности бюджетных расходов и дальнейшей модернизации системы управления финансами путем разработки и реализации соответствующей комплексной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение эффективности бюджетных расходов путем создания соответствующих условий и механизмов.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
- разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование системы управления программами и проектами;
- совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности;
- увеличение доли программно-целевых расходов бюджета, переход к программному бюджету и программной классификации бюджетных расходов;
- развитие новых форм финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг, реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и реструктуризация бюджетного сектора;
- создание условий для мотивации органов исполнительной власти и муниципальных образований в постоянном повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;
- внедрение в систему государственного и муниципального финансового контроля инструментов контроля эффективности и результативности использования бюджетных средств;
- развитие информационной системы управления государственными финансами (электронный бюджет), разработка и внедрение систем мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы;
- обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений по вопросам бюджетной реформы.
Повышение эффективности бюджетных расходов в рамках решения задач Программы основывается на следующих принципах:
- концентрация финансовых ресурсов на решении ключевых задач;
- обоснованность объемов финансирования каждой задачи;
- непрерывность повышения эффективности процессов бюджетного управления.
Соблюдение данных принципов позволит не только существенно повысить, но и обеспечить постоянство процесса повышения эффективности бюджетных расходов.
Куратор Программы - заместитель Губернатора области - директор департамента финансов Ярославской области Федоров А.П.
Ответственный исполнитель Программы - департамент финансов Ярославской области.
Исполнители Программы - органы исполнительной власти Ярославской области и структурные подразделения аппарата Правительства области.
Участники Программы - государственные учреждения Ярославской области, а также органы местного самоуправления Ярославской области, муниципальные учреждения и иные юридические лица.
Сроки и этапы реализации Программы:
1 этап - до 31 декабря 2011 года;
2 этап - до 31 декабря 2012 года;
3 этап - до 31 декабря 2013 года.
3. Механизм реализации Программы
Реализация Программы будет проходить в соответствии с перечнем программных мероприятий, указанным в Программе. По каждой из задач, указанных в разделе 2 настоящей Концепции, будут сформулированы от 3 до 7 направлений реализации Программы, а в каждом направлении - конкретные мероприятия с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
В мероприятия Программы будут включены:
- разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов;
- разработка новых и совершенствование действующих порядков и методик, инструментов и механизмов, применяемых в бюджетном процессе;
- внедрение в практику новых инструментов и методик, анализ результатов внедрения;
- разработка и внедрение программного обеспечения по формированию электронного бюджета и мониторингу хода бюджетной реформы;
- организация обучения и повышение квалификации специалистов.
Практически каждое из таких мероприятий будет носить характер самостоятельного проекта, для реализации которого в рабочем порядке будут сформированы рабочая и проектная группы из сотрудников и руководителей органов исполнительной власти области и структурных подразделений аппарата Правительства области. К участию в таких группах могут привлекаться независимые консультанты и эксперты, общественные и научные организации.
Учитывая, что количество самостоятельных проектов в составе мероприятий Программы будет достаточно велико (несколько десятков), как и число задействованных в реализации Программы органов исполнительной власти области, то Программа в целом является серьезным многоуровневым проектом. Для обеспечения необходимой координации, а также контроля хода реализации Программы будет сформирована межведомственная рабочая группа (далее - МРГ).
4. Предельные объемы и источники финансирования Программы
Объём финансирования Программы за период 2011 - 2013 годов составит 294 млн. рублей, в том числе:
Источники финансирования Программы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
ИТОГО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Областной бюджет |
40 |
40 |
30 |
110 |
Федеральный бюджет* |
60 |
60 |
50 |
170 |
Местные бюджеты |
5 |
5 |
4 |
14 |
ВСЕГО |
105 |
105 |
84 |
294 |
* В случае успешного отбора заявки Ярославской области в конкурсе Министерства финансов Российской Федерации на право получения субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов" возможно софинансирование расходов за счет средств федерального бюджета в размере до 65 процентов расходов по Программе.
Основные направления расходования бюджетных средств:
- обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, специалистов государственных и муниципальных учреждений, проведение семинаров и конференций, оплата консультационных услуг;
- разработка и сопровождение программного обеспечения, ведение баз данных, приобретение компьютерной техники и оборудования;
- субсидии муниципальным образованиям в целях стимулирования мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (на конкурсной основе).
5. Ожидаемые результаты Программы, вклад в решение стратегических задач области
Непосредственным результатом реализации мероприятий Программы станет создание целого ряда необходимых условий и механизмов для повышения эффективности бюджетных расходов как в отношении текущих расходов, так и в отношении расходов на развитие. Конкретные действия по созданию этих условий и механизмов войдут в план мероприятий по реализации Программы. Наличие и/или степень достижения каждого из таких условий и механизмов будет измеряться соответствующими показателями, перечень которых устанавливает Министерство финансов Российской Федерации. По совокупности достижения всех показателей рассчитывается интегральный сводный показатель, отражающий степень приближения к идеальной ситуации, когда все необходимые условия и механизмы созданы на 100 процентов.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Исходный уровень |
Плановый уровень |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Создание условий для роста эффективности бюджетных расходов* |
% (max 100%) |
10 |
30-35 |
60-70 |
90-95 |
* Сводный интегральный показатель, включающий в себя около 70 отдельных показателей, характеризующих создание различных условий и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, рассчитываемый по методике, утверждаемой приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Конечный эффект от реализации Программы:
- разовый эффект по итогам реализации Программы, состоящий в повышении эффективности бюджетных расходов в 2013 году на 15-20 процентов по сравнению с 2010 годом;
- обеспечение роста эффективности бюджетных расходов на 5-7 процентов ежегодно на период 2014-2016 годов;
- ежегодное увеличение объемов финансирования задач развития не менее, чем на 10 процентов, начиная с 2012 года.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Исходный уровень |
Плановый уровень |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем расходов на развитие в областном бюджете* |
млрд. руб. |
2,77 |
3,1 |
3,42 |
3,77 |
Повышение эффективности бюджетных расходов |
% |
отсутствует система комплексной оценки эффективности бюджетных расходов |
разработка методологии комплексной оценки эффективности бюджетных расходов |
внедрение автоматизированной системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов |
на 15-20 % по итогам реализации Программы (по итогам 2013 года к уровню 2010 года); на 5-7 % ежегодно (согласно проекту закона Ярославской области об областном бюджете на период 2014-2016 годов) |
* Без учета федеральных средств и расходов областного бюджета на мероприятия, связанные с тысячелетием города Ярославля.
Реализация мероприятий Программы позволит создать необходимую финансово-экономическую базу для решения ключевых стратегических задач социально-экономического развития Ярославской области в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Приложение
к Концепции
SWOT - анализ проблемной ситуации
Внутренние факторы успеха (сильные стороны) - наличие политической воли к продолжению системных преобразований в бюджетной сфере; - реализация мероприятий программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008-2011 годы; - высокий достигнутый уровень качества управления региональными финансами как база для реализации намеченных преобразований; - рычаги нормативно-правового регулирования; - наличие отдельных "продвинутых" высококвалифицированных кадров в органах исполнительной власти; - возможности обучения и повышения квалификации госслужащих, восприимчивость к обучению, наличие успешного опыта организации массового обучения специалистов |
Внутренние недостатки (слабые стороны) - отсутствие системы оценки эффективности бюджетных расходов, механизмов увязки расходов с целями и задачами развития региона; - отсутствие четкого представления о сути и направлениях бюджетной реформы среди государственных служащих; - недостаточно высокая квалификация рядовых специалистов органов исполнительной власти; - недостаточно высокий уровень автоматизации бюджетного процесса; - возрастание объемов работ и затрат времени при реализации мероприятий участниками программы; - несогласованность действий органов исполнительной власти, длительность бюрократических процедур, затягивание сроков согласования нормативных правовых актов и реализации мероприятий; - сложность процедур контроля и получения обратной связи при внедрении новых инструментов и механизмов в бюджетный процесс |
Внешние возможности - возможность обмена опытом и использования достижений лучшей практики других регионов России; - правовая и методическая поддержка со стороны Министерства финансов Российской Федерации; - возможность получения софинансирования из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы; - постоянно развивающиеся IT-технологии, применяемые в финансовом и стратегическом менеджменте |
Внешние угрозы (риски) - несовершенство нормативной правовой базы, бюджетно-налогового законодательства, правового положения государственных и муниципальных учреждений, пробелы федерального законодательства; - риск не получить финансовую поддержку из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы; - слабая кадровая база в государственных учреждениях и муниципальных образованиях Ярославской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области путем создания соответствующих условий и механизмов.
Задачи программы:
- разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование системы управления программами и проектами;
- совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности и т.д.
Участники Программы - государственные учреждения Ярославской области, а также органы местного самоуправления Ярославской области, муниципальные учреждения и иные юридические лица.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 25 марта 2011 г. N 179-п "О Концепции областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 1 апреля 2011 г. N 24