Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы Тутаевского
муниципального района
Ярославской области
от 16 октября 2009 г. N 452
Муниципальная целевая Программа
"Реформирование муниципальных финансов Тутаевского муниципального района Ярославской области на 2009 - 2011 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая Программа "Реформирование муниципальных финансов Тутаевского муниципального района Ярославской области на 2009 - 2011 годы" |
Основание для разработки Программы |
-постановление Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 597-п "О Концепции областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области на 2008 - 2011 годы"; - постановление Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация Тутаевского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района при участии структурных подразделений Администрации Тутаевского муниципального района |
Цель Программы |
Совершенствование механизма управления муниципальными финансами, повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления, направленное на создание условий экономического роста и повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня |
Задачи Программы |
- совершенствование методологии и технологии планирования бюджета Тутаевского муниципального района; - формирование инфраструктуры предоставления муниципальных услуг; - обеспечение эффективного исполнения и сбалансированности бюджета Тутаевского муниципального района; - повышение открытости деятельности органов местного самоуправления Тутаевского муниципального |
Исполнители Программы |
- Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района; - Департамент экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района; - Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района; - Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района; - Департамент культуры, туризма и молодежной политики Администрации Тутаевского муниципального района; - департамент ЖКХ и строительства Администрации Тутаевского муниципального района; - МУЗ Тутаевская центральная районная больница |
Основные этапы реализации программы |
1 этап - 1 полугодие 2010 года; 2 этап - 2 полугодие 2010 года; З этап - 2011 год |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
- отклонение потребности в предоставляемых муниципальных услугах (по видам) от фактически предоставленных в отчетном году в натуральном и стоимостном выражении не более 15 процентов; - Доля муниципальных услуг, имеющих базовые требования к качеству предоставления в общем количестве видов услуг - 100 процентов; - доля муниципальных услуг, предоставляемых в соответствии с муниципальными заданиями - 100 процентов; - доля муниципальных услуг, соответствующих установленным базовым требованиям к качеству предоставления - 80 процентов; - доля расходов бюджета района на финансирование муниципальных целевых программ не менее 30 процентов; - объем расходов, отраженных в реестре расходных обязательств, регулируемых нормативными правовыми актами - 100 процентов; - прирост средней по главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств оценки качества финансового менеджмента за отчетный год к предыдущему; - отсутствие просроченной задолженности по средствам, привлекаемым на покрытие кассовых разрывов; - снижение просроченной кредиторской задолженности у бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий; - предельный месячный прирост кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий не превышает 1/12 годовых расходов бюджета района - количество муниципальных унитарных предприятий, соответствующих установленным критериям целесообразности сохранения в муниципальной собственности - 90 процентов |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы |
всего : 3600 тыс.руб., в том числе: - субсидия из областного бюджета на реформирование муниципальных финансов 3000тыс.руб,(при условии успешного прохождения конкурсного отбора); - Средства бюджета района 600 тыс. руб. |
Система организации контроля над реализацией Программы |
контроль над реализацией Программы осуществляется заместителем главы Администрации Тутаевского муниципального района по финансовым вопросам. Форма контроля - система ежеквартального мониторинга выполнения плана мероприятий Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости бюджетной реформы
1.1. Состояние финансовой системы Тутаевского муниципального района
Консолидированный бюджет Тутаевского муниципального района включает в себя бюджет Тутаевского муниципального района, бюджет городского поселения Тутаев и 6 бюджетов сельских поселений. Уполномоченным органом в сфере управления муниципальными финансами является департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района, осуществляющий разработку бюджетной политики, составление и исполнение районного бюджета.
Управление муниципальными финансами осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области.
Максимально обеспечивается выполнение всех законодательно установленных требований федерального и областного законодательства в части параметров муниципального бюджета.
В дополнение к федеральному и областному законодательству и в целях отражения правового регулирования существующих местных особенностей, на территории района приняты следующие нормативные правовые акты:
1. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 16.12.2002 N 215 "О Положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тутаевском муниципальном округе".
2. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 09.02.2006 N 99 "О внесении изменений в Положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тутаевском муниципальном округе".
3. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 06.10.2005 N 86 "Об установлении налога на имущество физических лиц".
4. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 10.11.2005 N 89 "Об установлении земельного налога".
5. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 08.08.2007 N 91-г "О внесении изменений в решение Муниципального Совета ТМО от 10.11.2005 N 89 "Об установлении земельного налога".
6. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 10.11.2005 N 88 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности".
7. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 27.06.2006 N 19-г "О внесении дополнений и изменений в решение Муниципального Совета ТМО от 10.11.2005 N 88 и приложение к данному решению".
8. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 22.11.2006 N 36-г "О внесении изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Тутаевского муниципального района".
9. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 29.03.2007 N 86-г "О внесении изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
10. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 29.11.2007 N 99-г "О внесении изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Тутаевского муниципального района".
11. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 31.03.2008 N 118-г "О внесении изменений в решение Муниципального Совета ТМО от 10.11.2005 N 89 "Об установлении земельного налога".
12. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 06.06.2008 N 125-г "О внесении изменений в решение Муниципального Совета ТМО от 10.11.2005 N 89 "Об установлении земельного налога".
13. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 25.11.2008 N 2-г "О внесении изменений в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Тутаевского муниципального района".
14. Постановление Главы Тутаевского муниципального района от 25.07.2008 N 1285 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тутаевского муниципального района на 2009 - 2011 годы".
15. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 09.02.2001 N 60 "Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации округа".
16. Постановление Главы Тутаевского муниципального округа от 06.10.2005 N 1130 "О реализации мер по поэтапному переходу на казначейское исполнение бюджета".
17. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 16.12.2002 N 216 "О Положениях "О муниципальных заимствованиях Тутаевского муниципального округа" и "О муниципальных гарантиях Тутаевского муниципального округа".
18. Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 24.06.2004 N 12 "О ведении муниципальной долговой книги".
19. Постановление Главы Тутаевского муниципального района от 08.12.2006 N 1060 "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
20. Постановление Главы Тутаевского муниципального района от 08.08.2008 N 1379 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств Тутаевского муниципального района".
21. Постановление Главы Тутаевского муниципального округа от 05.06.2001 N 524 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам".
22. Постановление Главы Тутаевского муниципального района от 15.12.2008 N 2363 "О внесении изменений в постановление Главы Тутаевского муниципального округа от 05.06.2001 N 524 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам".
Бюджет Тутаевского муниципального района утверждается до начала финансового года на один финансовый год. Решение о бюджете публикуется в средствах массовой информации. Все изменения и дополнения в бюджет вносятся в форме решений Муниципального Совета. Годовой отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Муниципальным Советом, публикуется в средствах массовой информации.
Параметры бюджета района соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ:
- дефицит бюджета не превышает 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
- предельный объем муниципального долга не превышает объема собственных доходов бюджета за минусом финансовой помощи;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает 15 процентов объема расходов бюджета района.
При формировании доходной базы используются прогнозируемые макроэкономические показатели Ярославской области и Тутаевского муниципального района. Доходы местного бюджета формируются за счет доходов от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов по нормативам, установленным законодательными актами Российской Федерации и Ярославской области.
Динамика исполнения доходов бюджета Тутаевского муниципального района за последние три года:
в тыс.руб.
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
656043 |
736851 |
803140 |
Структура доходов бюджета Тутаевского муниципального района:
N п/п |
Наименование доходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес. % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
||
1 |
Налоговые доходы |
138523 |
21,1 |
220095 |
29,9 |
320680 |
39,9 |
2. |
Неналоговые доходы |
29435 |
45 |
38767 |
5,3 |
24383 |
3,0 |
3. |
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы |
488085 |
74,4 |
477989 |
64,8 |
482460 |
57,1 |
4. |
Итого |
656043 |
100 |
736851 |
100 |
803140 |
100 |
Доходная база бюджета Тутаевского муниципального района более чем на 50% формируется за счет межбюджетных трансфертов. Снижение доли безвозмездных перечислений из областного бюджета в 2007 - 2008 годах связано с установлением дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 31 % и 47% соответственно и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100% от доли, подлежащей в соответствии с законодательством в областной бюджет, взамен дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных районов.
Структура налоговых доходов районного бюджета Тутаевского муниципального района:
N п/п |
Наименование доходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес % |
||
1. |
Налог на доходы физических лиц |
109729 |
79,2 |
190587 |
86,6 |
259584 |
87,6 |
2. |
Единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения |
0 |
0 |
10465 |
4,8 |
16051 |
5,4 |
3. |
Единый налог на вмененный доход |
9394 |
6,8 |
9912 |
4,5 |
10376 |
3,5 |
4 |
Единый сельскохозяйственный налог |
-39 |
0 |
57 |
0 |
212 |
01 |
5 |
Налог на имущество физических лиц |
5184 |
3,7 |
1443 |
0.7 |
1019 |
0,3 |
6 |
Земельный налог |
2031 |
1,5 |
521 |
0,2 |
6830 |
2,3 |
7. |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых |
182 |
0,1 |
110 |
6 |
-1 |
0 |
8. |
Государственная пошлина |
1383 |
1,0 |
1268 |
0,6 |
2050 |
07 |
9. |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам |
10659 |
7,7 |
5732 |
2,6 |
176 |
0,1 |
|
Итого |
138523 |
100 |
220095 |
100 |
- 296297 |
100 |
Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов бюджета занимает налог на доходы физических лиц. Существенную долю доходов составляют налоги на совокупный доход. Местные налоги имеют незначительный удельный вес.
Структура неналоговых доходов бюджета:
N п/п |
Наименование доходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес % |
||
1 |
Арендная плата на землю |
11092 |
37,7 |
6120 |
15,8 |
6011 |
24,7 |
2. |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
6835 |
23,2 |
5627 |
14,5 |
7347 |
30,1 |
3. |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов |
158 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
4948 |
16,8 |
2820 |
7,3 |
2601 |
10,7 |
5. |
Лицензионные сборы |
540 |
1,8 |
30 |
0,1 |
0 |
0 |
6. |
Доходы от реализации имущества |
3123 |
10,6 |
20583 |
53,1 |
1213 |
5,0 |
7 |
Административные платежи и сборы |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2576 |
8,8 |
3340 |
8,6 |
4371 |
17,9 |
9. |
Прочие неналоговые доходы |
60 |
0,2 |
247 |
0,6 |
2840 |
11.6 |
|
Итого |
29435 |
100 |
38767 |
100 |
24383 |
100 |
Наиболее стабильным источником неналоговых доходов являются платежи от сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков. Доходы от реализации имущества не смотря на высокий удельный вес имеют разовый характер поступления.
Структура безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
N п/п |
Наименование доходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес % |
||
1 |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
96179 |
19,7 |
2053 |
0,4 |
0 |
0 |
2. |
Субсидии |
178944 |
36,7 |
194768 |
40,7 |
144624 |
30,0 |
3. |
Субвенции |
212962 |
43,6 |
269390 |
56,4 |
320599 |
66,5 |
4. |
Прочие безвозмездные перечисления |
0 |
0 |
11778 |
2,5 |
17237 |
3,5 |
|
Итого |
488085 |
100 |
477989 |
100 |
482460 |
100 |
Сумма налогов, переданных в качестве дополнительных нормативов отчислений взамен дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, составила в 2007 и 2008 годах 93679 тыс.руб. и 156286 тыс.руб. соответственно. Таким образом, удельный вес дотации с учетом переданных налогов составил в 2007 году- 20,0%, в 2008 году -32,4%.
Расходы бюджета Тутаевского муниципального района утверждаются по главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов бюджетной классификации.
В целом динамика исполнения расходов бюджета Тутаевского муниципального района за последние три года характеризуется следующим образом:
тыс. руб.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Расходы бюджета района |
648649 |
746963 |
800732 |
Функциональная структура расходов бюджета Тутаевского муниципального района в 2006 - 2008 гг.
Наименование доходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес % |
|
Расхода, всего из них |
648649 |
100 |
746963 |
100 |
800732 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
41584 |
6,4 |
40786 |
5,5 |
50072 |
6,3 |
Национальная оборона |
417 |
0,1 |
256 |
0 |
310 |
0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2319 |
0,3 |
852 |
0,1 |
3264 |
0,4 |
Национальная экономика |
19918 |
3,1 |
17195 |
2,3 |
24220 |
3,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
138475 |
21,3 |
123384 |
16,5 |
90797 |
11,3 |
Охрана окружающей среды |
2680 |
0,4 |
3008 |
0,4 |
2 |
0 |
Образование |
246580 |
38,0 |
299345 |
40,1 |
345689 |
43,2 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
30174 |
4,7 |
37835 |
5,1 |
43983 |
5,5 |
Здравоохранение и спорт |
61997 |
9,6 |
79337 |
10,6 |
60089 |
7,5 |
Социальная политика |
104505 |
16,1 |
126684 |
17,0 |
160398 |
20,0 |
Межбюджетные трансферты |
- |
- |
18281 |
2,4 |
21908 |
2,7 |
Наибольший удельный вес в объеме расходов бюджета Тутаевского муниципального района занимают расходы на финансирование социально-культурной сферы. Вторым по приоритетности направлением расходов является жилищно-коммунальное хозяйство.
Доля расходов на ЖКХ на протяжении трех лет постоянно сокращалась. Так, в 2006 году доля расходов на ЖКХ в объеме расходов бюджета составила 21,3%, в 2007 г. - 16,5%, в 2008 г. - 11,3%.
При этом, доля расходов на социально-культурную сферу ежегодно возрастала. Если по итогам 2006 года она составила 68,4% в объеме расходов бюджета района, то в 2007 - 72,8%, а в 2008 - 76,29%.
Таким образом, социальная направленность бюджета Тутаевского муниципального района к концу анализируемого периода усилилась, что является благоприятной тенденцией.
Расходы бюджета муниципального района в разрезе главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств:
Наименование |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Администрация Тутаевского муниципального района |
20294 |
24718 |
36134 |
Территориальная избирательная комиссия по г. Тутаеву и Тутаевскому району |
298 |
- |
- |
Департамент муниципального имущества и потребительского рынка администрации ТМР |
3961 |
5820 |
8725 |
Департамент образования администрации ТМР |
173763 |
296568 |
348563 |
Департамент труда и социального развития администрации ТМР |
79171 |
89289 |
10403 |
Департамент финансов администрации ТМР |
6368 |
25592 |
29991 |
Департамент культуры, туризма и молодежной политики администрации ТМР |
27620 |
45413 |
54330 |
Департамент АПК, ООС и природопользования администрации ТМР |
4179 |
6308 |
11290 |
Департамент ЖКХ и строительства администрации ТМР |
145603 |
97735 |
71636 |
Администрация Артемьевской сельской территории |
6223 |
546 |
- |
Администрация Борисоглебской сельской территории |
6265 |
248 |
39 |
Администрация Великосельской сельской территории |
5179 |
385 |
8 |
Администрация Фоминской сельской территории |
18564 |
3722 |
4289 |
Администрация Метенинской сельской территории |
3944 |
302 |
27 |
Администрация Никольской сельской территории |
4941 |
199 |
42 |
Администрация Помогаловской сельской территории |
6466 |
246 |
58 |
Администрация Родионовской сельской территории |
6221 |
209 |
103 |
Администрация Чебаковской сельской территории |
11992 |
738 |
70 |
Администрация Николо-Эдомской сельской территории |
5627 |
472 |
36 |
Администрация поселка Константиновский |
23637 |
4328 |
4157 |
МУЗ Тутаевская центральная больница |
34719 |
43095 |
50653 |
МУЗ Тутаевская городская больница |
7375 |
9605 |
- |
MУ КЦСОН "Милосердие" |
12336 |
14511 |
18609 |
Муниципальный Совет ТМР |
- |
1400 |
1987 |
Администрация городского поселения Тутаев |
3924 |
- |
- |
МУСА MЦ "Галактика" |
1668 |
2260 |
3969 |
МУ ИЦ "Берега" |
- |
2081 |
1559 |
МЛУ Константиновская районная больница |
- |
4768 |
7833 |
МУ "Управление единого заказчика" |
1512 |
762 |
- |
МУ "Отдел строительства и капитального ремонта ТМР" |
24213 |
63489 |
39840 |
Отдел внутренних дел по Тутаевскому муниципальному району |
819 |
852 |
1022 |
Избирательная комиссия ТМР |
194 |
- |
- |
МУ Контрольно-счетная палата ТМР |
688 |
1302 |
1729 |
Администрация Артемьевского сельского поселения |
602 |
- |
- |
Администрация Борисоглебского сельского поселения |
628 |
- |
- |
Администрация Великосельского сельского поселения |
603 |
- |
- |
Администрация Помогаловского сельского поселения |
632 |
- |
- |
Администрация Родионовского сельского поселения |
672 |
- |
- |
Администрация Чебаковского сельского поселения |
749 |
- |
- |
Всего |
648649 |
746963 |
800732 |
Результат исполнения бюджета района:
тыс. руб.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Профицит (+)/ дефицит (-) |
7394 |
-10112 |
2408 |
Дефицит бюджета района, сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета за 2007 год, соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ.
Сбалансированность бюджета района в 2007 году достигнута путем привлечения следующих источников финансирования дефицита бюджета:
тыс. руб.
Поступления от продажи земельных участков |
4581 |
Разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций |
0 |
Разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами |
-21 |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года |
5552 |
1.2. Обоснование необходимости проведения реформы в сфере муниципальных финансов Тутаевского муниципального района
Муниципальные финансы являются первичным звеном в системе государственных финансов, что обуславливает их высокую зависимость от бюджетного регулирования на региональном и федеральном уровне. В связи с чем, реформа муниципальных финансов как инструмент повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления связана с вопросами развития государственных финансов в целом, реформирование которых занимает центральное место в экономической программе Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Укрепление финансовых основ местных бюджетов создаст предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования, позволит рассматривать местное самоуправление как реальный инструмент для решения вопросов местного значения.
На сегодняшний день перед органами местного самоуправления Тутаевского муниципального района стоит задача поиска новых подходов к управлению финансами и повышению эффективности и результативности бюджетного процесса. Решение данной проблемы лежит, в первую очередь, в плоскости оптимизации внутренних ресурсов бюджета района, определении и внедрении в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий бюджетирования, ориентированного на результат.
В настоящее время система управления Тутаевским муниципальным районом далеко не оптимальна. До настоящего момента недостаточно внедрялись современные принципы и технологии управления в финансово-экономической сфере. На достаточно низком уровне находится нормативно-правовое, организационное и информационно-технологическое обеспечение управления. Не исчерпаны возможности по созданию инвестиционной привлекательности района, повышению его экономической активности. Система управления не использует формализованных механизмов обратной связи, таких, например, как система мониторинга и система оценки индикаторов социально-экономического развития, что не позволяет создать эффективные механизмы по обеспечению социально-экономической стабильности в районе и повышению уровня жизни-населения.
В сложившихся условиях решение стоящих перед органами местного самоуправления Тутаевского муниципального района проблем может быть достигнуто за счет структурных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов.
Реализация Программы должна позволить устранить негативные факторы и проблемные ситуации, сложившиеся в финансово-бюджетной сфере Тутаевского муниципального района.
2. Цели и задачи реформирования муниципальных финансов
2.1. Цель программы реформирования и ее обоснование
Программа реформирования муниципальных финансов предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание в среднесрочной перспективе правовых, административных, финансовых условий для устойчивого развития Тутаевского муниципального района, создание механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами и, как следствие, повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района и рост качества жизни граждан. Постановка данных целей определяется следующими факторами:
- эффективное социально-экономическое развитие является затруднительным при отсутствии методологии и практики результативного финансового планирования и администрирования;
- при возрастающей социальной нагрузке на бюджет района и ограниченных собственных доходных источниках бюджета возникает необходимость поиска внутренних резервов для оптимального использования бюджетных ресурсов, выявления источников внутренней экономии;
- проводимая в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации реформа бюджетного процесса диктуют необходимость изменений в финансово-бюджетной сфере муниципального района в едином направлении.
2.2. Задачи и направления реформирования муниципальных финансов
Основными рычагами воздействия на экономические процессы для органов местного самоуправления района являются бюджет и налоговая политика, эффективное управление собственностью. В рамках реализации поставленных целей необходимо комплексное использование указанных рычагов для решения следующих задач, внутри каждой из которых выделяется несколько направлений:
1. Совершенствование методологии и технологии планирования бюджета Тутаевского муниципального района:
- совершенствование процедуры формирования и реализации муниципальных целевых программ;
- формирование бюджета на трехлетний период;
- оптимизация распределения прав и ответственности между субъектами бюджетного планирования;
- создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления, повышение заинтересованности муниципальных служащих в оптимизации результатов своей деятельности.
2. Формирование инфраструктуры, предоставления муниципальных услуг:
- создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве муниципальных услуг;
- стандартизация муниципальных услуг;
- внедрение процедур оценки качества муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями района;
- внедрение системы регулярного мониторинга достижения установленных показателей;
- формирование и реализация муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг.
3. Обеспечение эффективного исполнения и сбалансированности бюджета Тутаевского муниципального района:
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета района;
- оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов;
- снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- повышение эффективности использования муниципального имущества, прозрачности и доступности сведений о муниципальной собственности.
4. Повышение открытости деятельности органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района:
- развитие технологий публичного раскрытия информации, создание механизма обратной связи с населением Тутаевского муниципального района.
Выбор направлений реформирования управления муниципальными финансами осуществлялся исходя из приоритетности стоящих перед районом проблем и перспектив развития Тутаевского муниципального района. Цели и задачи, сформулированные в программе, могут быть реализованы при условии формирования детального плана, предусматривающего последовательную реализацию комплекса мероприятий, охватывающих все стороны бюджетной сферы.
3. Этапы и ожидаемые результаты реализации Программы
3.1. Этапы реализации Программы
Программа реформирования будет реализовываться в течение 2009 - 2011 годов в 3 этапа:
1 этап: проведение анализа исходного состояния системы муниципальных финансов Тутаевского муниципального района по состоянию на 01.01.2010 г. в срок до 1 июля 2010 года;
2 этап: реализация мероприятий, завершение которых планируется осуществить в срок до 1 января 2011 года;
3 этап: реализация мероприятий, завершение которых планируется осуществить в срок до конца 2011 года;
завершение реализации - проведение анализа исполнения мероприятий по состоянию на 01.01.2012 года, принятие
решения об основных направлениях работы в целях дальнейшего повышения эффективности и совершенствования муниципальных финансов Тутаевского муниципального района.
3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
На начало |
На 01.07.2010 |
На 01.01.2011 |
На 31.12.2011 |
1 |
Отклонение потребности в предоставляемых муниципальных услугах (по видам) от фактически предоставленных в отчетном году в натуральном и стоимостном выражении |
Не определялась |
+-30% |
+-25% |
+-15% |
2 |
Доля муниципальных услуг, имеющих базовые требования к качеству предоставления в общем количестве видов услуг |
0% |
20% |
50% |
100% |
3 |
Доля муниципальных услуг, предоставляемых в соответствии с муниципальными заданиями |
0% |
0% |
Не менее 50% |
100% |
4 |
Доля муниципальных услуг, соответствующих установленным базовым требованиям к качеству предоставления |
Требования к качеству не установлены |
40% |
80% |
80% |
5 |
Доля расходов на финансирование целевых программ |
-10% |
не менее 15% |
не менее 25% |
не менее 50% |
6 |
Объем расходов, отраженных в реестре расходных обязательств, регулируемых нормативными правовыми актами |
Реестр составляется, доля не рассчитывается |
40% |
75% |
100% |
7 |
Отношение средней по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета района и главным администраторам доходов бюджета района оценки качества финансового менеджмента за отчетный год |
Сопоставительная оценка не проводится |
- |
>1 |
>1 |
8 |
Объем просроченной задолженности по средствам, привлекаемым на покрытие кассовых разрывов |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Объем просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений |
63,5 млн.руб. |
Снижение относительно показателей на 01.10.09 |
Снижение относительно показателей на 01.07.10 |
Снижение относительно показателей на 01.01.11 |
10 |
Объем просроченной кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий |
278,6 млн.руб. |
Снижение относительно показателей на - 01.10.09 |
Снижение относительно показателей на 01.07.10 |
Снижение относительно показателей на 01 01.11 |
11 |
Предельный месячный прирост кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий не превышает 1/12 годовых расходов бюджета района |
Размер максимального прироста в 1 полугодии 2009 года 25,5 млн.руб. |
Не более 1/12 годовых расходов бюджета района |
|
|
12 |
Количество муниципальных унитарных предприятий, соответствующих установленным критериям целесообразности сохранения в муниципальной собственности |
Оценка не проводится |
- |
45% |
90% |
4. Механизм реализации Программы реформирования
4.1. Организационная схема управления Программой реформирования
Настоящая Программа является планом действий органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района по осуществлению мероприятий по повышению результативности деятельности органов муниципальной власти Тутаевского муниципального района, создания механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами.
Общее руководство и контроль за осуществлением Программы осуществляет заместитель Главы администрации по финансовым вопросам - директор департамента финансов администрации Тутаевского муниципального района.
Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района - непосредственный исполнитель реализации отдельных мероприятий Программы, координатор мероприятий Программы.
Схема управления Программой реформирования
Глава Тутаевского муниципального района
Заместитель Главы администрации по финансовым вопросам - директор департамента финансов админситрации# ТМР
Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района
Программа реформирования
Сводный отчет по окончании I и II этапов Программы
Перечень предложений по корректировке
Нормативные правовые акты
Правовое управление
Правовое управление
Отчеты о выполнении мероприятий
Муниципальный Совет ТМР
Структурные подразделения администрации ТМР
Корректировка
Информационное сопровождение (СМИ, Интернет)
4.2. Механизм реализации мероприятий Программы реформирования
Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района осуществляет реализацию отдельных мероприятий Программы, в том числе подготовку отдельных аналитических записок, статистических и табличных материалов, разработку проектов нормативных правовых актов в соответствии с распределением функций и обязанностей, установленных Сводным планом реализации мероприятий Программы, осуществляет координацию действий исполнителей Программы, контроль за ходом ее реализации, определяет порядок и сроки отчетности ответственных исполнителей, взаимодействие со средствами массовой информации по освещению процесса реализации Программы."
Дополнительно в функции департамента финансов входит:
- организация взаимодействия с департаментом финансов Ярославской области по вопросам реализации Программы;
- рассмотрение обращений органов местного самоуправления по вопросам реализации Программы;
- обобщение и доведение до исполнителей Программы опыта, наработанного другими муниципальными районами области,
методических и информационных материалов, подготовленных департаментом финансов Ярославской области;
- подготовка предложений по вопросам реализации Программы.
Мероприятия Программы будут выполняться в рамках функций и обязанностей, установленных планом реализации мероприятий Программы.
План реализации мероприятий предусматривает наличие непосредственных исполнителей каждого мероприятия.
Правовая поддержка реализации ключевых мероприятий Программы осуществляется правовым управлением Администрации Тутаевского муниципального района. Основной задачей правового управления является экспертиза и корректировка нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено в рамках реализации мероприятий Программы (согласно Плану реализации Программы) в целях нормативного правового закрепления методологических принципов реформирования бюджетной системы.
Правовые рычаги реализации Программы включают совокупность нормативных правовых документов муниципального уровня, способствующих реализации мероприятий Программы.
Правовые механизмы реализации Программы предусматривают подготовку и принятие нормативных правовых актов по следующим вопросам:
- по проблемам осуществления Программы;
- по предложениям, связанным с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.
Информационная поддержка.
Система информационной поддержки обеспечения реализации Программы предполагает размещение в средствах массовой информации и (или) сети Интернет информации о ходе выполнения программных мероприятий по каждому разделу, проекту и в целом по Программе, принимаемых нормативно-правовых актах и аналитических мероприятиях.
4.3. Механизм финансирования Программы реформирования
В целях реализации Программы будут предусмотрены расходы бюджета Тутаевского муниципального района:
- на закупку товаров, работ, услуг с соблюдением требований Федерального закона N 94-ФЗ (компьютерная техника, разработка программного обеспечения, оказание консультационных услуг по разработке нормативно-методических материалов, на проведение инвентаризаций, на мероприятия по внедрению муниципальных заданий, на ведение баз данных и т.д.);
- на обучение и повышение квалификации муниципальных служащих и работников бюджетных учреждений;
- на оплату расходов по опубликованию в средствах массовой информации и сети Интернет о работе органов местного самоуправления в рамках реализации Программы реформирования.
4.4. Система контроля реализации мероприятий Программы реформирования
Мониторинг и контроль достижения целей и результатов реформирования, качества осуществления мероприятий осуществляется ежеквартально департаментом финансов администрации ТМР на основании отчетов структурных подразделений администрации, согласно перечню мероприятий, необходимых для решения каждой задачи, и приложением подтверждающих документов.
Административный контроль над сроками реализации мероприятий, определенных Планом реализации Программы, осуществляет координатор Программы - заместитель Главы администрации по финансовым вопросам -директор департамента финансов. Сводный ежеквартальный отчет об общем ходе реализации мероприятий составляется департаментом финансов и представляется заместителю Главы администрации по финансовым вопросам для ознакомления и при необходимости внесения предложений по корректировке. Откорректированный отчет направляется Главе района для ознакомления.
5. План реформирования
5.1. Совершенствование методологии и технологии планирования бюджета Тутаевского муниципального района
5.1.1. Внедрение в бюджетный процесс механизмов среднесрочного финансового планирования
С 2002 года в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тутаевском муниципальном районе, утвержденным решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа от 16.12.2002 N 215, формируется перспективный финансовый план. Перспективный финансовый план формируется на три года и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития района.
С 2008 года в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации формируется среднесрочный финансовый план Тутаевского муниципального района. В целях повышения роли перспективного финансового планирования в бюджетном процессе Постановлением Главы района от 03.09.2009 г. N 384 утвержден порядок разработки среднесрочного финансового плана Тутаевского муниципального района на трехлетний период. Среднесрочный финансовый план является исходной базой для формирования проекта районного бюджета на очередной финансовый год.
В рамках Программы реформирования будет разработан порядок формирования проекта бюджета Тутаевского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период. Будет осуществляться внедрение программных продуктов, обеспечивающих планирование и исполнение бюджета района с использованием механизмов бюджетирования ориентированного на результат.
Переход к трехлетнему циклу планирования с ежегодной пролонгацией данного плана на последующий год на основании результатов выполнения плановых показателей отчетного года создаст хорошие предпосылки к стабильности и прогнозируемости бюджетного процесса района, обеспечит преемственность бюджетной политики органов местного самоуправления, повысит ответственность органов местного самоуправления в достижении установленных целей и задач.
В целях повышения прозрачности бюджетного планирования и активизации населения в процедуре публичных слушаний по проекту бюджета района и отчету о его исполнении необходимо разработать порядок их организации и проведения.
5.1.2. Ведение реестра расходных обязательств и формирование порядка планирования бюджетных ассигнований
В соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса РФ и в целях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса, необходимости анализа и учета расходных обязательств органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Постановлением Главы Тутаевского муниципального района от 25.04.2006 N 92 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств Тутаевского муниципального района" (в редакции от 08.08.2008 N 1379) был утвержден порядок формирования и ведения реестра расходных обязательств. На основании этого документа ежегодно составляется реестр с целью учета расходных обязательств Тутаевского муниципального района. Данные реестра используются при разработке среднесрочного финансового плана района и для определения объема необходимых средств для формирования бюджета района на очередной финансовый год. При работе с реестром выявляется, что ряд расходов не подтвержден нормативно-правовой базой органов местного самоуправления.
На первом этапе реализации Программы необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств района, доработать нормативно-правовую базу, разработать порядок планирования бюджетных ассигнований по действующим и принимаемым обязательствам и установить требования к результатам расходования бюджетных ассигнований. В целях более эффективного распределения бюджетных средств необходимо установить правила распределения бюджета принимаемых обязательств (в том числе на реализацию мероприятий муниципальных целевых программ) на конкурсной основе.
5.1.3. Формирование ведомственных и муниципальных целевых программ
Действующая в Тутаевском муниципальном районе практика использования программно-целевых методов при расходовании бюджетных средств ориентирована на комплексное решение ключевых социально-экономических вопросов. Традиционным является участие нескольких структурных подразделений администрации района в реализации той или иной программы. Возникающая коллективная ответственность в решении поставленных задач, отсутствие единого управляющего центра является слабым местом действующих целевых программ, что приводит к затруднению проведения объективной оценки вклада отдельного структурного подразделения в достижение поставленных целей и осложняет оценку эффективности реализации отдельных программ, подпрограмм. Как правило, отсутствуют формализованные количественные и качественные показатели как для оценки необходимости создания и реализации той или иной целевой муниципальной или ведомственной программы, так и для оценки результатов исполнения программы. Отсутствует четкая система внесения изменений и корректировок в целевые программы, особенно, это касается механизма внесения корректировок в объемы финансирования, что приводит в свою очередь к неэффективному использованию бюджетных средств путем реализации малоэффективных целевых программ.
Целью данного направления является обеспечение в первую очередь экономически эффективного распределения финансовых ресурсов между структурными подразделениями администрации Тутаевского муниципального района (по направлениям разработанных целевых программ). По мере отработки программно-целевых методов планирования и оценки результативности будет обеспечиваться частичное замещение сметного финансирования расходов на программно-целевое бюджетное планирование. Отправной точкой работы в данном направлении будет являться положение о порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации целевых программ Тутаевского муниципального района.
Необходимо провести инвентаризацию действующих целевых программ с целью исключения малоэффективных и непроизводительных программ. Это б свою очередь позволит сконцентрировать усилия на реализации высокоэффективных программ.
С целью повышения эффективности и результативности ведомственных и муниципальных целевых программ и, как следствие, эффективности использования бюджетных средств необходимо разработать методику оценки эффективности бюджетных целевых программ. Данная методика помимо своей основной цели позволит организовать доступное информирование населения района о ходе реализации целевых муниципальных и ведомственных программ.
Создание формализованной системы внесения корректировок в целевые программы и соответственно изменение объемов финансирования позволит сконцентрировать на реализации высокоэффективных программных мероприятий не только усилия структурных подразделений органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района, но и финансовые потоки.
5.2. Формирование инфраструктуры предоставления муниципальных услуг
5.2.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах
В Тутаевском муниципальном районе функционирует 71 учреждение социальной сферы, в том числе: 61 учреждение образования и физической культуры; 5 учреждений культуры, 1-СМИ; 2 учреждения здравоохранения.
В 2009 году в бюджете района на содержание бюджетных учреждений планируется выделить 771 млн. руб. В 2008 году на содержание указанных учреждений и мероприятий израсходовано 610,2млн. руб.
В целях рационального и экономного использования бюджетных средств, идет постоянный процесс реструктуризации бюджетных учреждений. Потребность в предоставляемых бюджетных услугах исходит из Федеральных отраслевых законов "Об образовании", "О библиотечном деле", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и основывается на отчетных данных по фактическим количественным показателям контингента получателей и нормам предоставления услуг.
Финансирование учреждений осуществляется исходя из существующей сети, на основе смет расходов, что не учитывает конечные результаты деятельности учреждений. Такой порядок лишает бюджетные учреждения стимулов как к интенсификации труда, так и к инициативе по оптимизации структуры и сокращению издержек. Из-за недостаточности финансирования учреждений бюджетной сферы ухудшается их материально-техническое обеспечение, здания и оборудование устаревает. В связи с этим становится недоступным применение новых форм и методов образования, оздоровления населения, снижается качество предоставления услуг населению.
Для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо перейти к расходованию бюджетных средств в зависимости от фактических результатов предоставления бюджетных услуг. Для этого необходимо создать систему учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, утвердить стандарты качества предоставления бюджетных услуг. Это позволит повысить качество и открытость бюджетных услуг, повысить ответственность учреждений перед получателями бюджетных услуг.
Объективным препятствием созданию системы регулярной оценки потребности населения в бюджетных услугах является отсутствие утвержденного перечня предоставляемых бюджетных услуг по всем отраслям (реестра бюджетных услуг).
Для решения этих задач потребуется внедрение адекватных методов планирования и оказания бюджетных услуг, переход от принципов финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию реально востребованных населением бюджетных услуг.
На первом этапе реализации Программы реформирования будет проведен мониторинг состояния бюджетной сети. Также необходимо провести изучение общественного мнения о качестве предоставления бюджетных услуг. После этого будут намечены пути по оптимизации и реструктуризации учреждений бюджетной сферы.
На основе проведенной инвентаризации предоставляемых бюджетных услуг (по каждой отрасли) будет сформирован единый перечень бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении. Далее будет принят нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета ее результатов в процессе бюджетного планирования.
На втором этапе реформирования будет осуществлено практическое применение системы учета потребности населения в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходной части бюджета на очередной финансовый год. Это позволит оптимизировать расходы бюджета.
Учитывая социальную значимость этого процесса, информация о результатах оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и фактически произведенных услугах будет обнародована населению Тутаевского муниципального района.
5.2.2. Установление стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг
В настоящее время в Тутаевском муниципальном районе принят ряд программ, в которых намечены пути улучшения качества предоставляемых бюджетных услуг. Однако стандарты качества по видам бюджетных услуг отсутствуют.
На первом этапе реформы будет проведена полная инвентаризация действующих нормативных актов на предмет наличия уже установленных стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг. Далее, на основании перечня бюджетных услуг будут приняты и утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг (образование, здравоохранение, культура). Будет разработан Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам и основным требованиям к результатам работы бюджетных учреждений. В результате не менее 30 % бюджетных расходов будут иметь стандарты качества предоставления бюджетных услуг.
Стандарты качества и результаты их мониторинга будут публиковаться в средствах массовой информации.
5.2.3. Формирование и реализация муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг
С 2006 года выбор организаций для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, финансируемых из средств местного бюджета осуществляется в районе проведением конкурсов, аукционов, запросов котировок цен.
Разработано Положение о порядке оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Тутаевского муниципального района, утвержденное постановлением Главы Тутаевского муниципального района от 02.05.2007 N 504. Функции уполномоченного органа по организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд возложены на департамент экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района. Порядок проведения конкурсных бюджетных закупок предусматривает обеспечение максимально широкого доступа к участию в конкурсе предприятий любых форм собственности и территориальной принадлежности. Информация о конкурсах размещается как в СМИ, так и в сети Интернет.
Ведение реестра муниципальных контрактов осуществляется также департаментом экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг должно использоваться муниципальное задание.
В первую очередь необходимо разработать и утвердить порядок формирования муниципальных заданий в соответствии с реестром муниципальных услуг и показателями потребности в услугах. Муниципальные задания должны формироваться исходя из задач (проблем), стоящих перед исполнительно-распорядительными органами Тутаевского муниципального района. Основой для расчета объемов муниципальных заданий являются предельные объемы бюджетных ассигнований.
Анализ фактического исполнения муниципального задания в сравнении с показателями потребности в муниципальных услугах позволит оценить результативность работы поставщиков муниципальных услуг и необходимость внесения изменений в бюджет района.
К завершению Программы реформирования ожидается, что все муниципальные услуги будут предоставляться на основании муниципальных заданий.
5.3. Обеспечение эффективного исполнения и сбалансированности бюджета Тутаевского муниципального района
5.3.1. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета района и главных администраторов доходов бюджета района
В настоящее время оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета района и главных администраторов доходов бюджета района не проводится.
Мониторинг качества финансового менеджмента предполагается осуществлять по следующим направлениям:
1) качество планирования расходов;
2) качество планирования доходов;
3) исполнение бюджета района в части расходов;
4) исполнение бюджета района в части доходов;
5) качество подготовки документов на санкционирование оплаты денежных обязательств;
6) качество контроля за результатами деятельности подведомственных учреждений;
7) качество предоставляемой бюджетной отчётности.
В целях практического внедрения в бюджетную практику комплексной оценки деятельности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета района и главных администраторов доходов бюджета района на первом этапе реализации Программы следует разработать показатели качества финансового менеджмента. При разработке данных показателей целесообразно использовать показатели реализации Программы. Результаты оценки качества финансового менеджмента планируется учитывать при оценке деятельности и премировании руководителей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
5.3.2. Оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов
Возникновение временных кассовых разрывов при исполнении районного бюджета связано, как правило, со следующими основными причинами:
- недостаточное поступление доходов для финансирования запланированных расходов;
- сезонное увеличение расходов на выплату заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы:
- сезонное увеличение расходов на подготовку предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы к осенне-зимнему сезону.
Принятие формализованных методик прогнозирования и финансирования кассовых разрывов способствует исполнению бюджетных обязательств в полном объеме и недопущению кредиторской задолженности у бюджетных учреждений.
Постановлением Главы Тутаевского муниципального района от 10.09.2009 N 393 утверждены Методика планирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Тутаевского муниципального района и Порядок формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Тутаевского муниципального района.
В течение всего периода реализации Программы реформирования будет обеспечено отсутствие просроченной задолженности по средствам, привлекаемым на покрытие кассовых разрывов.
5.3.3 Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий
Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений
млн. руб.
|
На 01.01.2008 г. |
На 01.01.2009 г. |
Ha 01.10.2009 г. |
Всего кредиторская задолженность бюджетных учреждений |
38,6 |
51,0 |
81,3 |
в том числе просроченная |
15,1 |
27,8 |
63,5 |
Основные мероприятия, планируемые Администрацией района, по урегулированию просроченной кредиторской задолженности:
- ежемесячная инвентаризация кредиторской задолженности;
- анализ причин возникновения задолженности;
- оценка перспектив погашения просроченной кредиторской задолженности в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
- мероприятия по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности и недопущению дальнейшего ее прироста.
Инвентаризация кредиторской задолженности бюджетных организаций является первоочередным мероприятием и предполагает сверку обязательств, проведения соответствия требованиям обоснованности в рамках заключенных контрактов, подписание актов сверок. В ходе инвентаризации определится объем обязательств, подлежащих списанию в связи с истечением сроков исковой давности. Важным моментом в успешной реализации поставленной задачи по снижению уровня кредиторской задолженности является реструктуризация.
На первом этапе реализации программы реформирования будет разработан и утвержден постановлением главы администрации Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.
Реализация мероприятий по сокращению кредиторской задолженности позволит иметь ее в размере, не превышающем объем среднемесячных расходов бюджета.
5.3.4. Повышение эффективности использования муниципального имущества, прозрачности и доступности сведений о муниципальной собственности
В настоящее время в Тутаевском муниципальном районе действует 71 муниципальное учреждение и 11 муниципальных унитарных предприятий.
Муниципальные унитарные предприятия действуют в сферах торговли и жилищно-коммунального хозяйства.
Муниципальные учреждения функционируют преимущественно в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Существующая структура муниципального сектора экономики в Тутаевском муниципальном районе может быть оптимизирована с целью сокращения бюджетных расходов и повышению эффективности функционирования.
В целях создания возможностей для муниципальных учреждений района по привлечению доходов из внебюджетных источников при одновременном снижении ответственности района как собственника за результаты предпринимательской деятельности учреждений планируется провести работу по изучению возможности изменения типа бюджетных учреждений на автономные учреждения. Предварять данную работу будет принятие муниципальных правовых актов, необходимых для создания автономных учреждений, а также мониторинг состояния существующих учреждений с точки зрения наличия материальных и трудовых возможностей для осуществления деятельности в режиме автономного учреждения и вероятности предоставления ими услуг на платной основе.
В целях обоснованности принятия решений о целесообразности сохранения муниципальных унитарных предприятий планируется разработать набор соответствующих критериев сохранения муниципальных унитарных предприятий в данной организационно-правовой форме.
Обязательным при учете объектов муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности является проведение инвентаризации,
На первом этапе на основе полученных данных необходимо выработать оптимальный набор критериев, показателей и индикаторов для эффективного управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
Указанные мероприятия позволят осуществить на втором этапе:
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот;
- использование муниципальной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- увеличение доходов местного бюджета от управления муниципальной собственностью;
- - реализацию Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в части осуществления процедур передачи имущества;
- разграничение земель по формам собственности;
- формирование банка земельных участков для предоставления на торгах под строительство, в том числе для индивидуального жилищного строительства неосвоенных территорий путем перевода земель в категорию земель населенных пунктов, осуществляемого на основании генеральных планов поселений и другой градостроительной документации.
Для получения дополнительных доходов в виде арендной платы либо доходов от продажи объектов необходимо провести анализ неиспользуемых муниципальными учреждениями, предприятиями зданий, помещений для дальнейшего их изъятия и вовлечения в хозяйственный оборот.
С целью увеличения собираемости арендных платежей продолжить претензионно-исковую деятельность по взиманию задолженности по арендной плате.
Проведение инвентаризации объектов недвижимого имущества, разграничение земель по формам собственности, формирование банка земельных участков являются обязательным условием эффективного управления имуществом и земельными ресурсами.
В совокупности указанные мероприятия приведут к повышению доходов муниципального района.
5.4. Обеспечение прозрачности и доступности информации о бюджетном процессе
Устав Тутаевского муниципального района предполагает публичность и открытость нормотворческой деятельности в интересах общественности. Муниципальному Совету Тутаевского муниципального района, а также Главе Тутаевского муниципального района предоставлено право выносить на народное обсуждение важные вопросы и проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания также могут проводиться по инициативе населения. В целях повышения открытости деятельности исполнительно-распорядительных органов Тутаевского муниципального района создан официальный сайт Администрации Тутаевского муниципального района в сети Интернет.
По реализации настоящей Программы планируется сделать деятельность исполнительно-распорядительных органов Тутаевского муниципального района максимально прозрачной для общественности.
В этих целях планируется обеспечить публикации в средствах массовой информации и (или) систематическое размещение на официальном сайте Администрации Тутаевского муниципального района:
перечней муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями Тутаевского муниципального района;
информации о потребности в предоставлении муниципальных услуг;
информации об утвержденных стандартах качества муниципальных услуг и результатах оценки соблюдения данных стандартов;
муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении;
реестра расходных обязательств Тутаевского муниципального района;
информации о состоянии кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
сведений о муниципальной собственности;
информации о муниципальных долговых обязательствах Тутаевского муниципального района;
сведений о результатах мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета района и главных администраторов доходов бюджета района.
Кроме того, планируется на систематической основе осуществлять освещение хода проводимой реформы муниципальных финансов.
5.5. План мероприятий по реализации Программы реформирования муниципальных финансов
N |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Срок выполнения |
Исполнитель |
Совершенствование методологии и технологии планирования бюджета Тутаевского муниципального района | ||||
1 |
Провести инвентаризацию целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития Тутаевского муниципального района и их отражение в действующих целевых муниципальных программах |
Аналитическая справка, информационные материалы |
до 01.03.2010 |
ДЭ |
2 |
Разработать и внести на рассмотрение поправки в действующие муниципальные целевые программы с учетом результатов инвентаризации |
Проекты решений МС ТМР, проекты постановлений главы ТМР |
до 01.03.2010 |
ДЭ |
3 |
Разработать и утвердить порядок формирования, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.03.2010 |
ДЭ |
4 |
Провести оценку доли расходов бюджета района, осуществляемых через МЦП |
ДЭ Аналитическая справка, информационные |
|
|
- за 2009 год |
|
до 01.03.2010 |
|
|
- за 2010 год |
|
ДО01.03.2011 |
|
|
- за 2011 год |
|
до 01.03.2012 |
|
|
6 |
Провести ежегодную оценку результатов реализации МЦП |
Аналитическая справка, информационные материалы |
|
ДЭ |
- за 2009 год |
до01.07.2010" |
|
||
- за 2010 год |
до 01.07.2011 |
|
||
- за 2011 год |
до 01.07.2012 |
|
||
7 |
Опубликовать в СМИ и сети Интернет отчеты о ходе реализации МЦП |
|
|
|
8 |
разработать и внести на рассмотрение МС ТМР порядок формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период по принципу "скользящей трехлетки" |
Проект постановления |
до 31.12.2009 |
ДФ |
9 |
Разработать и утвердить порядок проведения публичных обсуждений проектов решений МС ТМР в сфере 6юджетного и налогового законодательства |
Проект постановления |
до 01.07.2010 |
ДФ |
10 |
Сформировать проект бюджета ТМР на очередной финансовый год и плановый период |
Проект решения МС ТМР |
|
ДФ |
- за 2010 - 2012 год |
до 31.10.2009 |
|
||
- за 2011 - 2013 год |
до 31.10.2010 |
|
||
- за 2012 - 2014 год |
до 31.10.2011 |
|
||
11 |
Организовать и провести ежегодные публичные слушания по проекту бюджета ТМР |
Проект постановления Главы ТМР |
|
ДФ |
- за 2010 - 2012 год |
|
|
||
- за 2011 - 2013 год |
|
|
||
- за 2012 - 2014 год |
|
|
||
12 |
Провести инвентаризацию расходных обязательств, предусматриваемых в бюджете с точки зрения наличия нормативного правового регулирования |
Аналитическая справка, информационные |
до 01.07.2010 |
ДФ ГРБС, РБС |
13 |
Разработать и утвердить формализованный порядок по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, порядок расчета объемов расходов бюджета района на реализацию соответствующих расходных обязательств |
Приказ ДФ АТМР |
до 01.07.2010 |
ДФ ГРБС, РБС |
14 |
Опубликовать в СМИ и сети Интернет реестр расходных обязательств ТМР, нормативно-правовые акты, регулирующие планирование бюджетных ассигнований |
|
|
|
Формирование инфраструктуры предоставления муниципальных услуг | ||||
15 |
Разработать перечень муниципальных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.04.2010 |
ДФ, ДЭ ГРБС, РБС |
16 |
Разработать порядок мониторинга потребности в муниципальных услугах (раздельно по видам услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы), а также порядок осуществления стоимостной оценки данной потребности |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.04.2010 |
ДФ, ДЭ ГРБС, РБС |
17 |
Провести ежегодную оценку потребности в муниципальных услугах, результаты оценки опубликовать в СМИ и сети Интернет |
Аналитическая справка, информационные материалы |
|
ДФ.ДЭ ГРБС, РБС |
- за 2009 год |
до 01.07.2010 |
|
||
- за 2010 год |
до 01.07.2011 |
|
||
- за 2011 год |
до 01.07.2012 |
|
||
18 |
Разработать требования к качеству муниципальных услуг, оказываемых в соответствии с перечнем |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.04.2010 |
ДЭ, ДФ ГРБС, РБС |
19 |
Разработать порядок проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от потребителей муниципальных услуг |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.04.2010 |
ДЭ, ДФ ГРБС, РБС |
20 |
ГРБС, РБС, ДФ |
Аналитическая справка, информационные материалы |
Организовать и повести ежегодную инвентаризацию состояния материально-технической базы муниципальных учреждений ТМР на соответствие требованиям к качеству предоставления муниципальных услуг |
|
- за 2009 год |
|
до 01.07.2010 |
|
|
- за 2010 год |
|
до 01.07.2011 |
|
|
- за 2011 год |
|
до 01.07.2012 |
|
|
21 |
Опубликовать в СМИ и сети Интернет, а также в местах предоставления соответствующих услуг утвержденные требования к качеству |
|
|
|
22 |
Разработать и внести на рассмотрение порядок и план перевода муниципальных учреждений в форму автономных некоммерческих учреждений, определить требования к объему и качеству муниципальных услуг, предоставляемых на контрактной основе автономными некоммерческими учреждениями и организациями |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.10.2010 |
ДЭ, ДФ |
23 |
Разработать и внести на рассмотрение порядок формирования главными распорядителями бюджетных средств муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг, а также мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.10.2010 |
ДЭ, ДФ |
24 |
Разработать и утвердить муниципальные задания на оказание муниципальных услуг |
Приказы ГРБС, РБС |
|
ГРБС, РБС |
- на период 2011 -2013 годов |
до 31.12.2010 |
|||
- на период 2012 - 2014 годов |
до 31.12.2011 |
|||
25 |
Провести оценку исполнения муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг |
Отчеты об исполнении муниципальных заданий, аналитические справки |
|
ГРБС, РБС |
|
- за 2011 год |
до 01.03.2012 |
||
|
-за 2012 год |
до 01.03.2013 |
||
26 |
Опубликовать в СМИ и сети Интернет результаты мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг |
|
|
|
Обеспечение эффективного исполнения и сбалансированности бюджета Тутаевского муниципального района | ||||
27 |
Разработать методику оценки качества финансового менеджмента ГРВС, РБС и порядок проведения ежегодной оценки их деятельности, порядок поощрения по результатам оценки |
Проекты постановлений Главы ТМР |
до 01.10.2010 |
ДФ ГРБС, РБС |
28 |
Провести ежегодную бальную оценку качества финансового менеджмента ГРБС, РБС. |
Аналитическая записка, информационные материалы |
до 01.03.2010 до 01.03.2011 до 01.03.2012 |
ДФ |
29 |
Разработать и внести на рассмотрение порядок мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.03.2010 |
ДЭ, ДМИ, ДФ |
30 |
Провести ежегодную инвентаризацию кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий |
Аналитическая справка, информационные материалы |
|
ДФ. ДЭ, ДМИ |
за 2007 - 2009 годы |
до 01.07.2010 |
|||
за 2008 - 2010 годы |
до 01.07.2011 |
|||
за 2009 - 2011 годы |
до 01.07.2012 |
|||
31 |
Разработать план урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий |
Проект постановления Главы ТМР Аналитическая справка, информационные материалы |
до 01.07.2010 |
ДФ, ДЭ, ДМИ |
32 |
Разработать систему критериев для оценки целесообразности сохранения или преобразования (ликвидации) муниципальных унитарных предприятий |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.07.2010 |
дэ |
33 |
Разработать порядки раскрытия информации о муниципальной собственности и проведения оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в муниципальной собственности |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.07.2010 |
ДМИ |
34 |
Провести ежегодную оценку результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций |
Аналитическая справка, информационные материалы |
|
ДЭ, ДМИ |
|
за 2007 - 2009 годы |
до 01.07.2010 |
||
|
за 2008 - 2010 годы |
до 01.07.2011 |
||
|
за 2009 - 2011 годы |
до 01.07.2012 |
||
35 |
Опубликовать в СМИ и сети Интернет сведения о результатах деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций |
|
|
|
36 |
Разработать порядок осуществления материального стимулирования муниципальных служащих за выполнение мероприятий и достижения результатов Программы реформирования |
Проект постановления Главы ТМР |
до 01.07.2010 |
КПУ, ДФ |
37 |
Подготовка отчета о реализации первого этапа Программы реформирования для Департамента финансов Ярославской области |
Отчетные материалы |
до 01.09.2010 |
ДФ |
38 |
Подготовка отчета о реализации второго этапа Программы реформирования для Департамента финансов Ярославской области |
Отчетные материалы |
до 01.09.2011 |
ДФ |
6. План финансирования мероприятий программы реформирования и использования субсидии
(в соотношении 20/80)
тыс. руб.
N п/п |
Направления (цели) расходования средств |
Бюджет района |
Областной бюджет |
Всего |
1. |
Приобретение программных продуктов и компьютерной техники для автоматизации бюджетного процесса |
370,1 |
2080,5 |
2450,6 |
2. |
Инвентаризация состояния материально-технической базы муниципальных учреждений (в том числе с привлечением специализированных организаций) |
17,4 |
69,6 |
87,0 |
3. |
Обучение, переподготовка, повышение квалификации специалистов и руководителей ГРБС, РБС, ПБС |
144,0 |
576,0 |
720,0 |
4. |
Материальное стимулирование за результаты реализации мероприятий Программы реформирования |
15,0 |
60,0 |
75,0 |
5. |
Консультационное сопровождение Программы реформирования |
46,0 |
184,о |
230,0 |
6. |
Размещение информационных материалов в СМИ и сети Интернет |
7,5 |
29,9 |
37,4 |
|
Итого расходов |
600,0 |
3000,0 |
3600,0 |
Данное распределение объемов финансирования между видами работ является прогнозным и подлежит уточнению по итогам конкурсного отбора муниципальных районов на получение субсидии.
7. Статус Программы
Данная Программа разработана Администрацией Тутаевского муниципального района как комплексный организационно-методологический и практический план действий по совершенствованию финансов района и является заявкой муниципального образования на участие в 2009 году в конкурсе по отбору муниципальных образований Ярославской области на получение субсидий из областного бюджета на реформирование муниципальных финансов.
Текст Программы подлежит публикации в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте Администрации Тутаевского муниципального района.
Программа имеет открытый характер, позволяющий в процессе ее реализации в соответствии с действующими процедурами вносить дополнительные разделы по направлениям, отражающим вновь выявленные проблемы реформирования управления финансами муниципального района.
Руководитель аппарата |
С.А. Степанов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 16 октября 2009 г. N 452 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.