Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
о системе управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области
(утв. постановлением Правительства Ярославской области
от 1 июня 2011 г. N 412-п)
I. Общие положения
1. Положение о системе управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Регламентом Правительства Ярославской области.
2. Положение:
- определяет термины, используемые в процессах управления программами и проектами;
- устанавливает порядок управления программами и ведомственными проектами;
- устанавливает порядок управления портфелем развития Ярославской области;
- предоставляет методологическую основу, обеспечивающую единый подход в сфере программно-целевого планирования и проектного управления.
3. Для целей Положения применяются следующие понятия и определения:
3.1. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области (далее - стратегия Ярославской области) - утвержденный перечень главных целей социально-экономического развития Ярославской области (далее - СЭР ЯО) и стратегических политик, показателей главных целей и стратегических политик, основанный на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала региона.
3.2. Стратегические политики - способы достижения главных целей СЭР ЯОД
3.3. Социально-экономический актив региона - материальный или нематериальный объект региона, находящийся в зоне прямого или косвенного влияния региональной исполнительной власти. К таким объектам относятся:
- органы государственной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований области;
- государственные учреждения, предприятия и негосударственные организации;
- коммерческие предприятия и отрасли промышленности;
- человеческие ресурсы (жители);
- природные ресурсы;
- нематериальные ресурсы региона (процессы, методики, тарифы, стандарты и т.п.);
- инфраструктурные объекты региона.
3.4. Виды деятельности органов исполнительной власти (далее - ОИВ) и структурных подразделений аппарата Правительства области (далее - СППО):
3.4.1. Текущая деятельность - регулярная деятельность ОИВ и СППО, не связанная с изменением и созданием новых социально-экономических активов региона, такая как:
управление государственными учреждениями, хозяйственными обществами, акции (доли) которых находятся в собственности Ярославской области, и некоммерческими организациями, учредителем (участником, членом) которых выступают ОИВ;
оказание государственных услуг органами исполнительной власти;
контроль соблюдения законодательства;
социальная поддержка населения.
Текущая деятельность направлена на поддержание состояния и функционирования активов в соответствии со стандартами. Под текущей деятельностью понимаются те процессы (виды работ), которые идут непрерывно, постоянно, регулярно или с высокой степенью периодичности (еженедельно, ежемесячно и т.п.), например, составление профильных отчётов, аналитических записок, подготовка ответов на запросы ОИВ и граждан, подготовка проектов нормативных правовых актов, разработка методических материалов.
3.4.2. Деятельность по совершенствованию - деятельность ОИВ/СППО по совершенствованию своих внутренних процессов, которая реализуется через изменение регламентов и процедур, повышение квалификации участников процессов, модернизацию и оптимизацию инструментария, применяемого во время работы. Позволяет приобрести новые знания, усовершенствовать способы оказания государственных услуг, сократить время на подготовку информации, принятие управленческих решений, оптимизировать документооборот.
3.4.3. Деятельность по развитию - деятельность ОИВ и СППО, направленная на изменение выходных характеристик существующих и создание новых социально-экономических активов региона.
Ключевыми выходными характеристиками активов региона являются такие характеристики, как функциональность, производительность, качество, стоимость.
Типичными примерами деятельности по развитию являются:
- повышение стандарта уровня обслуживания;
- повышение пропускной способности дорог;
- повышение стандарта качества обслуживания;
- оптимизация сети медицинских учреждений.
3.5. Программа развития - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономического развития Ярославской области. В целях повышения управляемости программы развития могут декомпозироваться на проекты, по каждому из которых назначается свой ответственный исполнитель.
Виды программ развития:
- областная целевая программа (далее - ОЦП) - программа развития, инициируемая на областном уровне, содержащая способ решения проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития Ярославской области путем взаимноувязки целей, задач, мероприятий, исполнителей и ресурсов, предполагающий механизм контроля через систему показателей, и реализуемая за счет средств областного бюджета с возможным привлечением в установленном порядке средств бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
- региональная программа (далее - РП) - программа развития, инициируемая ОИВ в случае возникновения требований федеральных нормативных правовых актов о наличии программы в субъекте Российской Федерации, реализуемая за счет средств федерального бюджета и (или) внебюджетных источников с возможным привлечением в установленном порядке средств бюджетов других уровней и предусматривающая координационную деятельность ОИВ по ее выполнению.
3.6. Цель программы развития - достижение конечного желаемого состояния социально-экономического актива(в) региона, на которое (де) направлено действие программы развития. Цели программ развития должны находиться в соответствии с СЭР ЯОД
3.7. Показатель цели - измеряемый количественный параметр, отражающий степень достижения цели программы. Показатель имеет базовое, плановое и фактическое значение.
3.8. Показатель стратегического соответствия отражает степень соответствия программы развития стратегическим политикам.
3.9. Задачи программы развития - определение конкретных значимых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе исполнения программы развития. Задачи должны быть определены таким образом, чтобы их исполнение в совокупности позволяло достигнуть цели программы развития наиболее оптимальным способом. Задачи декомпозируются на проекты и мероприятия, которые должны быть реализованы для достижения значимых результатов.
3.10. Показатель - измеряемый параметр. Показатели формируются исходя из критериев достоверности, объективности (динамика целевого индикатора должна отражать фактическое состояние дел), представительности.
3.11. Показатель эффекта от реализации программы развития - оценка экономического эффекта от реализации программы развития применяется для обоснования целесообразности реализации программы развития. Расчет эффекта от реализации основан на сопоставительной оценке затрат и планируемых выгод.
3.12. Показатели эффективности и результативности реализации ОЦП/ведомственного проекта:
3.12.1. Показатели качества исполнения ОЦП/ ведомственного проекта:
- результативность исполнения ОЦП/ ведомственного проекта - количество запланированных ОЦП/ ведомственным проектом результатов, достигнутое в отчетном временном периоде;
- эффективность исполнения ОЦП/ ведомственного проекта - степень достижения предусмотренных ОЦП/ ведомственным проектом результатов в рамках запланированного финансирования ОЦП/ ведомственного проекта.
3.12.2. Итоговые показатели ОЦП/ ведомственного проекта:
- итоговая результативность ОЦП/ведомственного проекта - степень достижения плановых значений показателей целей ОЦП/ведомственного проекта по итогам реализации ОЦП/ведомственного проекта, позволяющая оценить совокупное качество проектирования и качество исполнения ОЦП/ведомственного проекта;
- показатель итоговой эффективности ОЦП/ведомственного проекта - степень достижения предусмотренных ОЦП/ведомственным проектом плановых значений показателей целей в рамках запланированного финансирования.
3.13. Портфель развития - набор программ развития и инвестиционных проектов, сбалансированный для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Ярославской области в рамках имеющихся бюджетных ограничений. Портфель развития формируется на несколько лет, регулярно анализируется и при необходимости корректируется. Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определение форм государственной поддержки и осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 27.03.2006 N 47-а "О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов".
3.14. Бюджет развития - совокупность средств областного бюджета, предназначенных для финансирования программ и проектов портфеля развития.
3.15. Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач текущей деятельности. Разрабатывается отдельно каждым ОИВ на трехлетнюю перспективу.
3.16. Ведомственный проект - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач по совершенствованию внутренних процессов ОИВ.
3.17. Проект - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач программы развития.
3.18. Межфункциональная группа - группа сотрудников различных ОИВ и СППО, сторонних экспертов, формируемая ответственным исполнителем для разработки и дальнейшего управления программой развития/ проектом;
3.19. Весовой коэффициент - числовой параметр, отражающий:
- значимость, относительную важность конкретного показателя цели программы развития/ проекта в сравнении с другими;
- значимость, относительную важность конкретного проекта/задачи/мероприятия в сравнении с другими.
Значение весового коэффициента выражается числом в интервале от 0 до 1 с шагом не менее 0,05. Сумма значений весовых коэффициентов должна быть равна единице.
3.20. Стратегический совет - координационный и консультационный орган, осуществляющий подготовку решений по вопросам стратегического управления. Состав стратегического совета определяется Губернатором области.
4. При выборе вида программы/проекта используется таблица "Виды программ и проектов". Необходимым условием использования одного из инструментов решения проблемы (областная целевая программа, ведомственная целевая программа, региональная программа) является соответствие всем значениям условий данного инструмента.
5. Виды программ и проектов
Наименование условия |
Областная целевая программа |
Ведомственная целевая программа |
Ведомственный проект |
Региональная программа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вид деятельности |
деятельность по развитию |
текущая деятельность |
деятельность по совершенствованию |
деятельность по развитию |
Причины инициации |
на стратегической карте области утверждена соответствующая цель/политика |
необходимость достижения целей и задач текущей деятельности ОИВ, которые сформулированы в утвержденном положении об ОИВ |
необходимость совершенствования деятельности ОИВ |
наличие информации о возможности выделения субъекту Федерации целевых средств |
Обязательные источники финансирования |
областной бюджет |
областной бюджет |
областной бюджет |
федеральный бюджет (в т.ч. финансирование мероприятий программы напрямую из федерального бюджета)/ внебюджетные источники |
Необходимость обеспечения межотраслевой/ межведомственной/ межтерриториальной координации для решения проблемы |
да |
нет |
нет |
нет |
Срок реализации |
не менее 1 года (общая продолжительность мероприятий программы может быть менее 1 года) |
3 года (на очередной финансовый год и прогноз на два последующих) |
от 1 месяца до 1 года |
не менее 1 года |
Требование к реализации через взаимосвязанные проекты |
да |
нет |
нет |
нет |
6. Требования по разработке, реализации и оформлению областной целевой программы, ведомственной целевой программы, ведомственного проекта, региональной программы приведены в порядках III, IV, V, VI настоящего Положения.
II. Порядок управления портфелем развития
1. Общие положения
Порядок управления портфелем развития определяет процедуры формирования, рационализации, оптимизации, утверждения, реализации и мониторинга реализации портфеля развития.
Переход от реализации отдельных программ развития к реализации портфеля развития позволяет проводить комплексную оценку инициатив по развитию, выявлять и устранять дублирование, расставлять приоритеты в соответствии с бюджетными ограничениями.
Процесс управления портфелем развития представляет собой циклический процесс в рамках календарного года, состоящий из последовательности следующих процедур:
- подготовка и утверждение стратегического послания;
- подготовка и утверждение концепций программ развития;
- рационализация и оптимизация портфеля развития;
- утверждение портфеля развития;
- реализация портфеля развития;
- мониторинг реализации портфеля развития.
Календарный график процесса управления программами и портфелем развития приведен в приложении 1 к Положению.
2. Формирование портфеля развития
2.1. Подготовка и утверждение стратегического послания
Стратегическое послание определяет основные направления развития на ближайшие 3 года.
Стратегическое послание готовится ежегодно управлением стратегического планирования Правительства области (далее - УСП) и утверждается стратегическим советом не позднее 31 марта.
При подготовке стратегического послания используется информация о ходе выполнения программ и проектов, входящих в портфель развития.
2.2. Подготовка и утверждение концепций программ развития
ОИВ готовят предложения по реализации программ развития на основе стратегического послания. Подготовка предложений осуществляется в форме концепций программ развития.
Проекты концепций должны быть разработаны ОИВ, пройти процедуру согласования, после чего - утверждены Правительством области для включения в портфель развития.
Для включения концепций в портфель развития с целью реализации в следующем календарном году они должны быть утверждены Правительством Ярославской области не позднее 01 июля текущего года.
3. Рационализация и оптимизация портфеля развития
Рационализация портфеля развития - это процесс рассмотрения и реструктуризации портфеля развития с точки зрения соответствия программ развития целям социально-экономического развития и приоритетам развития текущего периода.
Оптимизация портфеля развития - это процесс рассмотрения и реструктуризации портфеля развития с учетом имеющихся бюджетных ограничений. Оптимизация портфеля учитывает результаты рационализации портфеля.
Предложение по рационализации портфеля развития готовится УСП. Процедура начинается ежегодно, не позднее 15 августа, и применяется к утвержденным концепциям программ развития.
В ходе рационализации для каждой концепции программы развития рассчитывается показатель стратегического соответствия, который определяет важность реализации программы для достижения целей СЭР ЯОД
Предложение по оптимизации портфеля готовится УСП. Процедура начинается не позднее 15 августа. В ходе оптимизации отбираются программы развития и концепции программ развития, которые будут исполняться в следующих финансовых периодах.
Предложение по рационализации и оптимизации рассматривается и утверждается стратегическим советом ежегодно, не позднее 15 сентября.
4. Утверждение портфеля развития
Рационализированный и оптимизированный портфель развития утверждается Правительством области не позднее 01 ноября и может быть скорректирован после принятия закона Ярославской области о бюджете.
Утвержденный портфель развития является основанием для финансирования входящих в него программ развития.
5. Реализация портфеля развития
Реализация портфеля развития происходит через реализацию входящих в него программ.
Программы развития, утвержденные в составе портфеля развития в виде концепций, до начала реализации должны пройти этап разработки и утверждения.
В ходе разработки для каждой концепции межфункциональной группой должен быть разработан проект программы развития, который должен быть согласован и утвержден в соответствии с требованиями настоящего Положения.
6. Мониторинг реализации портфеля развития
Мониторинг реализации портфеля развития осуществляет УСП путем мониторинга реализации каждой входящей в него программы развития.
Мониторинг реализации программы развития осуществляется на основании предоставленного ответственным исполнителем отчета о ходе реализации программы развития.
Результатом процедуры мониторинга является отчет о реализации портфеля развития, содержащий информацию о реализации каждой программы развития, входящей в портфель:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на программу;
- отклонения по срокам реализации мероприятий программы;
- результативность исполнения программы развития;
- эффективность исполнения программы развития;
- сообщения о проблемах при реализации программы;
- предложение о применении корректирующих воздействий.
Отчет о реализации портфеля развития готовится УСП два раза в год: не позднее 15 августа - за первое полугодие текущего года (период с января по июнь) и не позднее 15 марта - за предшествующий календарный год.
Отчет о реализации портфеля развития рассматривается стратегическим советом в рамках подготовки стратегического послания.
III. Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ОЦП
1. Общие положения
Схема хода действий при инициации, планировании, реализации, мониторинге и завершении ОЦП приведена в приложении 2 к Положению.
- концепция ОЦП - документ, содержащий описание основных параметров ОЦП: цели и показатели их достижения, задачи и показатели их достижения, расчет потребности в финансировании, расчет экономического эффекта от реализации программы (где применимо);
- заказчик ОЦП - Правительство Ярославской области как высший орган исполнительной власти, непосредственно заинтересованный в результатах реализации программы;
- куратор ОЦП - заместитель Губернатора области, ответственный за реализацию стратегической политики, в рамках которой реализуется данная программа;
- ответственный исполнитель ОЦП - орган исполнительной власти Ярославской области, Правительство области в лице структурного подразделения аппарата Правительства области, осуществляющий(его) общее руководство по разработке и реализации ОЦП, несущий(его) ответственность за достижение целей ОЦП;
- исполнители ОЦП - органы исполнительной власти Ярославской области, государственные органы, Правительство области в лице структурных подразделений аппарата Правительства области, органы местного самоуправления, которым выделены средства областного бюджета для реализации мероприятий ОЦП и которые несут ответственность за создание значимых результатов в рамках реализации программы;
- участники ОЦП - органы исполнительной власти Ярославской области, Правительство области в лице структурного подразделения аппарата Правительства области, государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, участвующие в реализации мероприятий программы;
- долгосрочная ОЦП - это ОЦП со сроком реализации свыше 3 лет.
2. Инициация ОЦП
Разработка ОЦП инициируется заместителями Губернатора на основании стратегического послания, в рамках ответственности за реализацию стратегических политик. Заместитель Губернатора, инициирующий ОЦП, становится ее куратором.
Куратор ОЦП определяет цель ОЦП и назначает ответственного исполнителя ОЦП. Ответственный исполнитель организует разработку концепции ОЦП. Межфункциональная рабочая группа под руководством ответственного исполнителя ОЦП разрабатывает концепцию ОЦП. Состав межфункциональной рабочей группы утверждается куратором ОЦП. Совещания межфункциональной рабочей группы в обязательном порядке протоколируются.
Концепция ОЦП оформляется по форме, приведенной в приложении 3 к Положению, и должна включать следующую информацию:
- наименование ОЦП;
- заказчик ОЦП;
- анализ сложившейся ситуации (например, SWOT-анализ, анализ бизнес-процессов и др.);
- возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при использовании различных вариантов. Обоснование целесообразности выбранных вариантов, в том числе оценку экономического эффекта от реализации ОЦП;
- цель ОЦП, показатели цели ОЦП;
- обоснование планового значения показателя цели ОЦП. Приводится не менее 1 обоснования планового значения показателя: значения аналогичных показателей регионов-конкурентов Ярославской области, или средние значения по России, или средние значения по Центральному федеральному округу, или нормативные;
- задачи ОЦП, результаты задач ОЦП. Для каждой задачи ОЦП указывается результат;
- перечень рисков, возможных при решении проблемы выбранным вариантом, с указанием величины каждого риска, рассчитанного по Матрице оценки рисков ОЦП, приведенной в приложении 4 к Положению. Обязательными для оценки являются 2 категории рисков: невыполнение плановых объемов финансирования программы и срыв крайних сроков реализации мероприятий программы;
- куратор ОЦП;
- ответственный исполнитель (наименование, контактная информация);
- наименование ОИВ и СППО, являющихся ответственным исполнителем, исполнителями и участниками ОЦП;
- срок действия ОЦП;
- предельные объемы бюджетных ассигнований на плановый период, предусмотренных областным бюджетом, федеральным бюджетом (справочно), внебюджетными источниками (справочно), местными бюджетами (справочно) на выполнение ОЦП, и их обоснование.
3. Согласование и утверждение концепции ОЦП
Ответственный исполнитель ОЦП в обязательном порядке представляет проект концепции ОЦП в электронном виде для предварительного согласования одновременно:
- в департамент финансов Ярославской области (далее - ДФ) - на предмет оценки обоснованности финансовых потребностей и механизмов финансирования ОЦП;
- в УСП - на предмет соответствия:
стратегии социально-экономического развития Ярославской области;
требованиям данного Положения;
- в управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти Ярославской области (далее - УОР) - на предмет соответствия:
требованиям управления проектами: меж функциональности, уникальности;
описания рисков требованиям настоящего Положения.
С проектом концепции ОЦП обязательно предоставляются протоколы совещаний межфункциональной рабочей группы.
ДФ, УОР направляют заключения по проекту концепции ОЦП в УСП в течение 3 рабочих дней с момента его поступления. УСП в течение 7 рабочих дней с момента поступления проекта концепции ОЦП направляет ответственному исполнителю ОЦП комплексное заключение.
В случае положительного заключения ответственный исполнитель готовит проект постановления об утверждении концепции ОЦП.
В случае наличия замечаний ответственный исполнитель организует их устранение и направляет проект концепции ОЦП для повторного предварительного согласования.
Проект постановления об утверждении концепции ОЦП, предусматривающий финансирование в очередном финансовом году, подлежит рассмотрению на заседании Правительства области не позднее 01 июля текущего года.
4. Разработка ОЦП
Долгосрочная программа (программа со сроком реализации более 3 лет) утверждается в срок не позднее чем за месяц до дня внесения проекта закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Ярославскую областную Думу.
Основанием для разработки долгосрочной ОЦП является концепция долгосрочной ОЦП.
Для прочих ОЦП основанием для разработки являются утвержденные портфель программ и проектов и концепция ОЦП.
Ответственный исполнитель ОЦП и межфункциональная группа ОЦП определяют проекты и мероприятия, необходимые для реализации ОЦП; их взаимосвязь друг с другом и последовательность, в которой они будут реализовываться; ответственных исполнителей по каждой задаче ОЦП, каждому проекту ОЦП и отдельным мероприятиям ОЦП.
Ответственные исполнители проектов ОЦП формируют межфункциональные группы для управления проектами. Составы межфункциональных групп проектов согласовываются с руководителями структурных подразделений, сотрудники которых включены в межфункциональные группы, и по представлению ответственного исполнителя ОЦП утверждаются куратором ОЦП.
Требования к процессу планирования проектов ОЦП приведены в приложении 4 к Положению, инструменты планирования приведены в приложении 5 к Положению.
Межфункциональная группа по разработке ОЦП на основании данных ответственных исполнителей проектов готовит проект ОЦП по форме, приведенной в приложении 6 к Положению.
Проект ОЦП должен содержать следующую информацию:
- наименование ОЦП;
- наименование заказчика ОЦП;
- ответственный исполнитель ОЦП (наименование, контактная информация);
- участники ОЦП (наименование ОИВ ЯО и СППО, контактная информация);
- срок действия ОЦП;
- куратор ОЦП;
- электронный адрес размещения ОЦП в интернете;
- цель ОЦП, показатели цели ОЦП (при наличии нескольких показателей - их весовые коэффициенты);
- задачи ОЦП (их весовые коэффициенты), их результаты, сроки и ответственные за реализацию задач. Задачи программы реализуются в виде проектов, при этом ответственный за реализацию задач является ответственным за реализацию соответствующего проекта, а мероприятия задачи являются мероприятиями верхнего уровня соответствующего проекта;
- результат каждой задачи;
- мероприятия ОЦП и мероприятия задач ОЦП (их весовые коэффициенты) с указанием результатов, сроков и плановых объемов бюджетных ассигнований;
- объемы бюджетных ассигнований на плановый период, предусмотренных областным бюджетом, федеральным бюджетом (справочно), внебюджетными источниками, местными бюджетами (справочно) на выполнение ОЦП;
- оценка экономического эффекта от реализации программы (если применимо);
- наименование ответственного исполнителя и исполнителей каждой задачи/мероприятия.
- механизмы реализации ОЦП:
механизмы финансирования программных мероприятий;
порядок приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для реализации программных мероприятий;
условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий, если программой предусмотрено предоставление межбюджетных субсидий;
оценка эффективности использования направляемых в рамках программы на капитальные вложения средств областного бюджета для долгосрочных ОЦП (приводится в приложении к ОЦП).
- к проекту ОЦП прилагается заполненная таблица анализа рисков согласно требованиям приложения 4 к Положению. Обязательными являются 2 категории рисков: невыполнение объемов финансирования и срыв крайних сроков реализации мероприятий.
5. Согласование и утверждение ОЦП
Проекты ОЦП, реализация которых предполагается на территории муниципальных образований Ярославской области, предварительно согласовываются (обсуждаются) с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Проекты ОЦП, предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов за счёт средств областного бюджета, направляются в департамент экономического развития Ярославской области на предмет оценки обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Проекты ОЦП, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов проходят государственную экологическую экспертизу в департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Проекты долгосрочных программ направляются ответственным исполнителем в контрольно-счетную палату Ярославской области для проведения финансовой экспертизы не позднее чем за две недели до заседания Правительства области, на котором подлежит рассмотрению проект долгосрочной программы. Экспертиза проводится в течение 5 дней со дня поступления проекта долгосрочной программы в контрольно-счетную палату Ярославской области.
Проект в обязательном порядке направляется в электронном виде на предварительное согласование одновременно:
- всем исполнителям ОЦП - на предмет наличия персонала соответствующей квалификации, возможности выполнения мероприятия в указанные сроки, достаточности информации, которую планируется получить в результате реализации мероприятий предшественников, на момент начала реализации мероприятия для его выполнения;
- в ДФ - на предмет обоснованности расходов, соответствия распределения объемов финансирования закону Ярославской области об областном бюджете, соответствия методикам расчёта межбюджетных субсидий;
- в УОР - на предмет соответствия:
требованиям планирования проектов и описания рисков, приведенным в приложении 4 к Положению;
необходимости и достаточности состава межфункциональной группы (в разрезе ОИВ и СППО) для обеспечения комплексного подхода к решению проблемы;
- в УСП - на предмет оценки:
соответствия стратегии социально-экономического развития Ярославской области;
необходимости и достаточности мероприятий для выполнения задач и достижения цели ОЦП;
предложенного набора мероприятий с точки зрения эффективности достижения цели ОЦП;
требованиям данного Положения.
С проектом ОЦП обязательно предоставляются протоколы совещаний межфункциональных рабочих групп.
Исполнители ОЦП, ДФ, УОР направляют заключения по проекту ОЦП в УСП в течение 3 рабочих дней с момента его поступления. УСП в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта ОЦП направляет ответственному исполнителю ОЦП комплексное заключение.
В случае положительного заключения ответственный исполнитель ОЦП готовит проект постановления об утверждении ОЦП, который подлежит согласованию и рассмотрению на заседании Правительства области в порядке, установленном Регламентом Правительства области.
В случае наличия замечаний ответственный исполнитель организует их устранение и направляет проект ОЦП для повторного согласования.
ОЦП, концепции которых утверждены в составе портфеля развития и в составе закона Ярославской области о бюджете, должны быть утверждены не позднее календарного месяца после принятия закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию ОЦП утверждаются законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.
После утверждения ОЦП УСП вносит в установленном порядке в сводный реестр программ и проектов соответствующую запись и размещает сводный реестр в интернете (на официальном портале органов государственной власти Ярославской области).
6. Реализация ОЦП и внесение изменений в ОЦП
Реализация ОЦП осуществляется путем реализации проектов, входящих в состав ОЦП.
Каждый год реализации проекта равен календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
Ежегодно, до начала реализации проекта, ответственным исполнителем проекта разрабатывается план реализации проекта на год (план проекта детализирует проекты и мероприятия, утвержденные в ОЦП). Длительность мероприятий нижнего уровня декомпозиции проекта не должна превышать одного квартала. Ответственным исполнителем ОЦП на основании планов проектов формируется план реализации ОЦП на год. Форма плана ОЦП на год соответствует форме представления в ОЦП проектов и мероприятий.
План реализации ОЦП на год ответственный исполнитель ОЦП направляет на согласование в УОР - на предмет выполнения принципов проектного управления.
План реализации ОЦП на год утверждается заместителем Губернатора области, курирующим ОЦП.
Утвержденный план реализации ОЦП на год направляется ответственным исполнителем ОЦП в ДФ, уорд
Утверждение плана реализации ОЦП на год является основанием для начала финансирования ОЦП.
Внесение изменений в план реализации ОЦП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач проекта, мероприятий (их перечня, длительности и последовательности), показателей, ответственного исполнителя, ресурсов (в том числе изменения объёма финансирования), низкой результативности и эффективности ОЦП.
Предложения по внесению изменений в план реализации ОЦП готовятся ответственным исполнителем ОЦП и утверждаются заместителем Губернатора области, курирующим ОЦП.
Утверждённая ОЦП реализуется за счёт средств областного бюджета. Для реализации ОЦП возможно привлечение в установленном порядке средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Внесение изменений в действующую ОЦП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач, перечня проектов, мероприятий, показателей, куратора, ответственного исполнителя, ресурсов (в том числе если объём финансирования ОЦП превышает общий предельный объем финансирования за счёт средств областного бюджета, указанный в утвержденной концепции ОЦП, необходимых для реализации ОЦП, низкой результативности и эффективности ОЦП, а также при недостижении целей ОЦП по истечении планового срока ее реализации).
Предложения по внесению изменений в действующую ОЦП готовятся ответственным исполнителем ОЦП и оформляются в виде проекта постановления Правительства области. Проект постановления представляется для согласования в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Согласованный проект постановления Правительства области о внесении изменений в действующую ОЦП подлежит рассмотрению на заседании Правительства области.
7. Мониторинг реализации ОЦП
Предметом мониторинга реализации ОЦП является соблюдение:
- сроков реализации мероприятий и задач ОЦП;
- соответствия полученных результатов мероприятий и задач плановым результатам;
- объёмов финансирования ОЦП;
- требований по управлению рисками и изменениями в ходе реализации ОЦП и входящих в нее проектов (далее - проекты ОЦП).
Цели мониторинга реализации ОЦП:
- обеспечение достижения заявленных целей. Мониторинг позволяет оперативно обнаружить проблемы и в случае необходимости предпринять корректирующие действия по их своевременному устранению;
- предоставление заказчику и куратору ОЦП полной и объективной информации о текущем и итоговом состоянии объекта управления.
Ответственные исполнители проектов ОЦП и отдельных мероприятий ОЦП ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, на основании утвержденных планов реализации проектов ОЦП представляют ответственному исполнителю ОЦП отчет о ходе реализации по форме, приведенной в приложении 7 к Положению. В случае необходимости представить ход работ по проекту в наглядной и краткой форме рекомендуется использовать форму отчета на одном листе, приведенную в приложении 8 к Положению.
Ответственный исполнитель ОЦП ежеквартально на основании отчетов о ходе реализации проектов ОЦП делает отчет о ходе реализации ОЦП (нарастающим итогом в рамках ОЦП) по форме, приведенной в приложении 7 к Положению, и размещает отчет до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствующем разделе базы знаний "ДИАрама".
Отчёт о реализации ОЦП за год (в редакции, действовавшей в отчётном периоде), оформленный по форме, приведенной в приложении 7 к Положению, предварительно согласованный с ДФ в части объёма финансирования и причин недофинансирования ОЦП (при наличии недофинансирования), ответственный исполнитель ОЦП не позднее 10 февраля года, следующего за отчётным, размещает в соответствующем разделе базы знаний "ДИАрама" (отчет на бумажном носителе, согласованный с ДФ, хранится у ответственного исполнителя).
Отчет о реализации ОЦП должен содержать следующую информацию:
- процент реализации каждой задачи/мероприятия плана реализации ОЦП, утвержденного куратором;
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на реализацию ОЦП;
- результативность исполнения ОЦП;
- эффективность исполнения ОЦП;
- сообщения о проблемах при реализации ОЦП;
- предложения ответственного исполнителя ОЦП по корректирующим воздействиям (в случае низкой результативности и/или эффективности данный пункт является обязательным).
К информации прилагается расчет действующей программы, произведённый в соответствии с Методикой эффективности и результативности программ и проектов, указанной в разделе VI настоящего Положения.
На основе отчетов о реализации ОЦП УОР готовит сводный отчет по форме, приведенной в приложении 9 к Положению, содержащий следующую информацию:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на ОЦП;
- результативность исполнения ОЦП;
- эффективность исполнения ОЦП;
- сообщения о проблемах при реализации ОЦП;
- предложения ответственного исполнителя программы по корректирующим воздействиям (в случае низкой результативности и/или эффективности данный пункт является обязательным).
Сводный отчет о реализации ОЦП готовится УОР 4 раза в год:
не позднее 01 мая - по состоянию на конец первого квартала года;
не позднее 01 августа - по состоянию на конец второго квартала года;
не позднее 01 ноября - по состоянию на конец третьего квартала года;
не позднее 01 марта - по состоянию на конец четвертого квартала года.
Сводный отчет в соответствии со сроками, указанными выше, УОР размещает в соответствующем разделе базы знаний "ДИАрама". В случае выявления существенных отклонений реализации проектов УОР направляет уведомление об этом куратору ОЦП.
Куратор ОЦП, получивший уведомление о существенных отклонениях реализации проектов, в течение 10 дней с момента получения направляет в УОР информацию о принятом решении по вопросу дальнейшей реализации проектов ОЦП.
В случае необходимости внесения изменений в постановление Правительства Ярославской области об утверждении ОЦП УОР передает отчет по ОЦП и предложения ответственного исполнителя ОЦП о внесении изменений в ОЦП в УСП для согласования.
На основании сводных отчетов УСП готовит отчет о реализации портфеля развития в соответствии с пунктом 7 раздела II Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 7 раздела II" имеется в виду "пунктом 6 раздела II"
8. Завершение ОЦП
Основаниями для завершения реализации ОЦП являются:
- достижение целей ОЦП;
- решение куратора ОЦП о нецелесообразности дальнейшей реализации ОЦП;
- окончание срока реализации ОЦП.
При завершении реализации ОЦП ответственный исполнитель ОЦП готовит отчет согласно форме, приведенной в приложении 10 к Положению. К отчету прилагаются документы (акты выполненных работ, реквизиты утвержденных документов, данные статистики и прочие), подтверждающие достижение указанных в отчете значений показателей.
Отчет о завершении ОЦП ответственный исполнитель согласовывает с ДФ - в части, касающейся данных об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета на выполнение программы; УСП - в части, касающейся полноты информации, представленной в отчете; УОР - в части соответствия отчета требованиям Положения.
Отчет утверждает куратор ОЦП.
В случае досрочного завершения ОЦП на основании решения куратора о нецелесообразности дальнейшей реализации ОЦП или на основании достижения целей ОЦП одновременно с отчётом ответственный исполнитель ОЦП готовит проект постановления о завершении ОЦП, который подлежит рассмотрению на заседании Правительства области.
Кураторы ОЦП на заседании Правительства области отчитываются перед заказчиком программ по курируемым программам, завершившим своё действие в течение года.
Итоговый отчет и все проектные материалы в бумажном и электронном виде хранятся у ответственного исполнителя ОЦП.
После отчета куратора на заседании Правительства области о ОЦП УСП размещает информацию о завершении ОЦП и достигнутых результатах (отчет о завершении ОЦП) в интернете (на официальном портале органов государственной власти Ярославской области).
9. Функции участников процесса инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ОЦП
Ответственный исполнитель ОЦП:
- формирует межфункциональную группу для разработки концепции ОЦП, проекта ОЦП, определения взаимосвязи проектов и последовательности реализации проектов, определения механизмов реализации программы;
- несет ответственность за достижение целей ОЦП;
- организует и координирует работу межфункциональной группы;
- организует подготовку проектов постановлений Правительства области об утверждении концепции ОЦП, ОЦП, внесении изменений в концепцию ОЦП, ОЦП;
- организует разработку в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для выполнения ОЦП;
- координирует деятельность ответственных исполнителей по проектам и мероприятиям, входящим в ОЦП;
- запрашивает информацию у ответственных исполнителей по проектам и мероприятиям ОЦП о ходе и итогах их реализации и предложения по внесению изменений в ОЦП;
- обобщает информацию ответственных исполнителей по проектам и отдельным мероприятиям о ходе и итогах реализации проектов и в установленном порядке отчитывается о реализации ОЦП в целом, несет ответственность за достоверность информации;
- в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня проектов и отдельных мероприятий на очередной период, уточняет затраты;
- по мероприятиям (в которых он является ответственным исполнителем), предусматривающим финансирование за счет внебюджетных источников, организует заключение соглашений (договоров) с соответствующими организациями;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией ОЦП и контроля за ходом ее реализации, организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации ОЦП, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- в установленных случаях и порядке обеспечивает оценку эффективности использования средств областного бюджета, направляемых в рамках ОЦП на реализацию мероприятий;
- осуществляет мониторинг целевого использования средств областного бюджета, направленных на реализацию ОЦП;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию ОЦП, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- обеспечивает направление копий нормативных правовых актов об утверждении концепции ОЦП, ОЦП, о внесении изменений в концепцию ОЦП, ОЦП, прекращении реализации программы в УСП, а также в ДФ.
Ответственный исполнитель проекта в составе ОЦП:
- представляет ответственному исполнителю ОЦП информацию о ходе реализации проекта, промежуточных и конечных результатах работы, объемах финансирования (плановых и фактических);
- представляет ответственному исполнителю ОЦП предложения по внесению изменений в проект;
- формирует межфункциональную группу для формулировки целей и задач проекта, индикаторов достижения целей и задач, затраты, разработки плана проекта;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей и участников проекта;
- согласовывает с куратором ОЦП ключевые вопросы по проекту;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию проекта;
Исполнитель мероприятий ОЦП:
- несет ответственность за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей, возникающих в процессе участия в реализации мероприятий проекта, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;
- проводит экспертизу ОЦП, предложений о внесении изменений в ОЦП на предмет наличия персонала соответствующей квалификации, возможности выполнения мероприятия в указанные сроки, достаточности информации (которую планируется получить в результате реализации мероприятий предшественников) на момент начала реализации мероприятия для его выполнения;
- предоставляет ответственному исполнителю ОЦП информацию о ходе реализации мероприятия.
Куратор ОЦП:
- принимает ключевые решения, связанные с реализацией ОЦП;
- отвечает за достижение целей (стратегических политик) СЭР, отвечает за вклад ОЦП в достижение целей СЭР;
- решает вопросы привлечения ресурсов, межфункционального взаимодействия при реализации ОЦП;
- инициирует при необходимости проведение внеплановых совещаний по реализации ОЦП.
Заказчик ОЦП:
- утверждает ОЦП,
- принимает результаты реализации ОЦП.
УСП:
- проводит экспертизу концепций ОЦП на предмет соответствия стратегии социально-экономического развития Ярославской области, обоснованности плановых значений индикаторов цели ОЦП;
- проводит экспертизу ОЦП и предложений о внесении изменений в концепцию ОЦП и в ОЦП на предмет оценки необходимости и достаточности мероприятий для выполнения задач и достижения цели ОЦП, оценки предложенного набора мероприятий с точки зрения эффективности достижения цели ОЦП;
- проводит экспертизу концепций и проектов ОЦП на соответствие требованиям данного порядка;
- готовит предложение по формированию портфеля развития;
- готовит предложения по внесению изменений в портфель развития;
- формирует и ведет реестр программ;
- анализирует ход реализации портфеля развития;
- готовит годовой сводный отчет о ходе реализации портфеля развития;
- обеспечивает размещение информации о реестре ОЦП в интернете.
УОР:
- проводит экспертизу концепций ОЦП, проектов ОЦП и предложений о внесении изменений в концепцию ОЦП и в ОЦП, отчетов о завершении ОЦП, годовых планов проектов на соответствие требованиям проектного управления;
- оказывает методическую помощь при разработке концепций ОЦП, проектов ОЦП, годовых планов проектов;
- готовит ежеквартальный сводный отчет о ходе реализации ОЦП;
- обеспечивает размещение информации по ОЦП в интернете.
ДФ:
- проводит экспертизу на предмет финансового обеспечения ОЦП, предложений о внесении изменений в ОЦП, отчета о завершении ОЦП;
- предоставляет в УСП данные о количестве средств, предусмотренных для реализации действующих программ развития и на следующий бюджетный год и плановый период.
IV. Порядок инициации, разработки, утверждения, реализации и мониторинга, завершения региональных программ
1. Общие положения
Схема хода действий при инициации, разработке, утверждении, реализации и мониторинге, завершении региональных программ приведена в приложении 11 к Положению.
Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения региональных программ (далее - Порядок) определяет процедуру разработки, утверждения, реализации и мониторинга региональных программ (далее - РП).
Действие Порядка распространяется на РП в части, не противоречащей требованиям федеральных нормативных правовых актов, инициирующих разработку РП.
Региональная программа оформляется в виде самостоятельного документа и утверждается на срок, соответствующий требованиям федеральных нормативных правовых актов, инициирующих разработку РП.
2. Инициация и разработка региональных программ
Основанием для разработки РП являются федеральные нормативные правовые акты, содержащие требования о наличии программы в субъекте Российской Федерации, при условии невозможности выполнения этих требований в рамках ОЦП.
Решение о разработке РП и назначении ответственного исполнителя принимает заместитель Губернатора области, курирующий соответствующее направление.
Ответственный исполнитель организует разработку проекта РП путем формирования межфункциональной рабочей группы.
Проект РП должен содержать следующую информацию:
- содержание проблемы;
- цель(и) и задачи программы;
- сроки реализации программы;
- объемы финансирования ОЦП с разбивкой по годам и источникам, механизмы финансирования;
- показатели достижения цели(ей) и задач программы;
- ожидаемые конечные результаты реализации программы. Данный раздел должен содержать описание поддающихся количественной и качественной оценке ожидаемых результатов программы;
- механизм реализации программы. Данный раздел должен содержать информацию о механизме управления реализацией программы, механизме реализации отдельных мероприятий, механизме финансирования программных мероприятий, порядке размещения в электронном виде информации о программе и ходе её реализации;
- перечень программных мероприятий.
3. Рассмотрение и утверждение региональных программ
Проект РП и постановления об утверждении РП ответственный исполнитель представляет для согласования на предмет финансового обеспечения - в ДФ, на предмет соответствия требованиям данного Порядка - в УСП и в структуры, являющиеся исполнителями РП, в установленном порядке.
С проектом РП представляются протоколы совещаний межфункциональной рабочей группы.
Проект РП подлежит рассмотрению на заседании Правительства области. РП утверждается Правительством области независимо от сроков бюджетного планирования.
После утверждения РП УСП включает:
- РП в портфель развития (в случае, если РП утверждена после утверждения портфеля развития);
- включает информацию о ней в установленном порядке в единый реестр программ и проектов.
4. Реализация и внесение изменений в региональные программы
Реализация РП организуется и координируется ее ответственным исполнителем.
Внесение изменений в действующую РП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач, мероприятий, индикаторов, куратора, ответственного исполнителя и исполнителей программы, сроков реализации программы, ресурсов, необходимых для реализации программы, изменений, вносимых в федеральные правовые акты.
Предложения по внесению изменений в действующую РП готовятся ответственным исполнителем программы, оформляются в виде проекта постановления Правительства области. Проект постановления согласовывается ответственным исполнителем в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.
Проект постановления о внесении изменений в действующую РП подлежит рассмотрению на заседании Правительства области.
5. Мониторинг реализации и завершение региональных программ
Ответственный исполнитель и исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных средств, за достоверность предоставляемых сведений о финансировании и реализации программы.
Мониторинг реализации РП осуществляет УСП на основе полугодовой отчетности, полученной от ответственных исполнителей.
Отчёт о реализации РП за первое полугодие и за год (в редакции, действовавшей в отчётном периоде) (форма отчета приведена в приложении 7 к Положению), предварительно согласованный с ДФ в части объёма финансирования из областного бюджета и причин недофинансирования программы (при наличии недофинансирования), ответственный исполнитель РП размещает в соответствующем разделе базы знаний "ДИАрама" (бумажный вариант отчета, согласованного с ДФ, хранится у ответственного исполнителя) в соответствии со следующими сроками:
- не позднее 01 августа - за первое полугодие;
- не позднее 15 февраля - за год.
Отчет содержит следующую информацию:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на программу;
- результативность исполнения программы развития;
- эффективность исполнения программы развития;
- сообщения о проблемах при реализации программы;
- предложения ответственного исполнителя программы по корректирующим воздействиям.
Годовые отчеты о реализации РП включаются УСП в отчет о реализации портфеля развития.
V. Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ВЦП
1. Общие положения
Схема хода действий при инициации, разработке, утверждении, реализации и мониторинге, завершении ВЦП приведена в приложении 12 к Положению.
Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- заказчик ВЦП - заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую задачам ведомственной программы сферу деятельности;
- ответственный исполнитель ВЦП - ОИВ ЯО, Правительство области (в лице структурного подразделения аппарата Правительства области), который разрабатывает и организует реализацию ВЦП, а также является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета;
- исполнители ВЦП - юридические и физические лица, привлекаемые для реализации (участия в реализации) отдельных мероприятий, выполнения отдельных работ (задач) по ВЦП, а также органы местного самоуправления муниципальных образований области, привлекаемые для реализации мероприятий в рамках ВЦП;
- цель ВЦП - поддержание состояния социально-экономических активов региона в соответствии со стандартами и их эффективная эксплуатация;
- показатель цели ВЦП - измеряемый количественный параметр, отражающий достижение цели программы;
- задачи ВЦП - задачи текущей деятельности ОИВ в рамках полномочий и функций, позволяющие в совокупности достигать цели программы наиболее оптимальным способом (например, достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств).
2. Инициация ВЦП
ВЦП формируется для планирования текущей деятельности в рамках исполнения функций ОИВ.
В ВЦП могут включаться следующие расходы:
- расходы на содержание и обеспечение ОИВ ЯО;
- расходы на приобретение ОИВ ЯО материалов и оборудования, необходимых для оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
- расходы на капитальные вложения, за исключением расходов на объекты, включаемые в адресную инвестиционную программу Ярославской области;
- расходы областного бюджета в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований области, привлекаемым для реализации мероприятий ВЦП.
Решение о разработке ВЦП принимает руководитель ОИВ ЯО по согласованию с курирующим заместителем Губернатора области.
Разработку ВЦП организует ответственный исполнитель ВЦП.
3. Разработка ВЦП
ВЦП разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год с прогнозом на два последующие года планового периода.
ВЦП оформляется по форме согласно приложению 13 к Положению. Документ должен содержать следующую информацию:
- заказчик, ответственный исполнитель, исполнители ВЦП;
- краткое описание сложившейся ситуации;
- цель и задачи ВЦП;
- срок действия ВЦП;
- объемы и источники финансирования ВЦП (по годам);
- показатель(-и) цели ВЦП и их весовые коэффициенты;
- ожидаемые результаты реализации ВЦП по каждой задаче (в количественном и качественном выражении);
- перечень программных мероприятий;
- описание финансовых и правовых механизмов реализации и управления программой:
механизм финансирования программных мероприятий;
порядок приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для реализации программных мероприятий;
распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями и должностными лицами ответственного исполнителя программы, отвечающими как за общую координацию реализации программы (подпрограммы), так и за реализацию отдельных мероприятий, представление отчетности;
- обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП;
- методики оценки эффективности и результативности ВЦП (с учётом её особенностей), содержащие чёткие критерии отнесения ее к разряду реализуемых с высокой, средней или низкой степенью результативности или эффективности соответственно.
4. Рассмотрение и утверждение ВЦП
Проект ВЦП подлежит согласованию с заказчиком ВЦП.
После согласования с заказчиком проект приказа об утверждении ВЦП направляется ответственным исполнителем для согласования:
- в ДФ - на предмет оценки обоснованности бюджетных ассигнований областного бюджета на выполнение программы и условий распределения межбюджетных субсидий;
- в УСП - на предмет соответствия стратегии СЭР ЯО, оценки соответствия требованиям настоящего Положения, оценки необходимости и достаточности мероприятий для эффективного выполнения задач ВЦП.
Срок согласования проекта ВЦП не должен превышать 10 рабочих дней.
В случае наличия замечаний они направляются ответственному исполнителю, который осуществляет доработку проекта ВЦП и направляет его на повторное согласование.
Согласованный проект ВЦП утверждается приказом ответственного исполнителя.
В случае, если ответственным исполнителем ВЦП является Правительство области (в лице структурного подразделения аппарата Правительства области), ВЦП утверждается заместителем Губернатора области, координирующим деятельность структурных подразделений аппарата Правительства области, дающим им поручения по вопросу документационного, материально-технического, транспортного обеспечения Правительства области.
После утверждения УСП включает ВЦП в сводный реестр программ.
ВЦП утверждается не позднее чем через один месяц после принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
5. Реализация и внесение изменений в ВЦП
Финансирование расходов на реализацию ВЦП осуществляется в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Внесение изменений в действующую ВЦП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения её целей, задач, мероприятий, сроков реализации, ресурсов, необходимых для реализации, низкой результативности и/или эффективности.
В случае, если объемы финансирования ВЦП, предусмотренные в законе об областном бюджете Ярославской области, отличаются от объемов финансирования, предусмотренных в утверждённой программе, такая программа подлежит уточнению не позднее одного месяца с момента утверждения закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Предложения по внесению изменений в действующую ВЦП подлежат согласованию с ее заказчиком.
Предложения по внесению изменений в действующую ВЦП, согласованные в установленном порядке, оформляются в виде приказа ее ответственного исполнителя, после чего УСП делает соответствующую запись в сводном реестре программ.
6. Мониторинг реализации ВЦП
Мониторинг реализации ВЦП осуществляет УСП на основании отчетов о ходе реализации, предоставляемых ответственным исполнителем программы.
Квартальные отчеты предоставляются в УСП ответственным исполнителем ВЦП не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом. В составе отчета приводится оценка текущей эффективности и результативности ВЦП. Отчет предоставляется по форме согласно требованиям приложения 14 к Положению.
На основании информации, полученной от ответственного исполнителя ВЦП, УСП готовит сводный отчет о реализации ВЦП, формирует и ведёт базу данных ВЦП.
В случае, если по результатам мониторинга ВЦП установлена ее низкая эффективность и (или) результативность, ответственный исполнитель ВЦП при методической поддержке УСП и ДФ проводит анализ причин низкой эффективности и (или) результативности, на основе которого готовит ее заказчику предложения по внесению изменений в программу.
Годовой отчёт о реализации ВЦП (в редакции программы, действовавшей в отчётном периоде) представляется в УСП и ДФ не позднее 15 февраля года, следующего за отчётным периодом. Отчет предоставляется по форме согласно требованиям приложения 14 к Положению.
УСП ежегодно в порядке, установленном Регламентом Правительства области, представляет для рассмотрения заказчику программ обобщённый отчёт о реализации ВЦП.
7. Функции, полномочия и ответственность участников ВЦП
Ответственный исполнитель ВЦП:
- отвечает за разработку, утверждение и реализацию ВЦП согласно утвержденным срокам и финансовым средствам;
- организует подготовку проектов приказов об утверждении ВЦП, внесении изменений в ВЦП и обеспечивает их утверждение;
- организует разработку в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для выполнения ВЦП;
- определяет исполнителей мероприятий ВЦП;
- отчитывается о ходе реализации ВЦП (для этого запрашивает необходимую информацию у исполнителей мероприятий ВЦП), несет ответственность за достоверность представленной информации;
- в случае необходимости своевременно в установленном порядке готовит предложения по внесению изменений в ВЦП;
- при необходимости организует заключение соглашений (договоров) с соответствующими организациями;
- организует размещение на официальном портале органов государственной власти Ярославской области информации о ходе и результатах реализации ВЦП, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- обеспечивает разработку методик распределения дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета между муниципальными образованиями и их утверждение в установленные сроки;
- обеспечивает направление копий нормативных правовых актов об утверждении ВЦП, о внесении изменений в ВЦП, досрочном прекращении реализации программы в УСП и ДФ.
Исполнитель ВЦП:
- несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий;
- предоставляет ответственному исполнителю ВЦП информацию о ходе реализации мероприятия.
Заказчик ВЦП:
- осуществляет контроль за ходом реализации ВЦП;
- принимает результаты реализации ВЦП.
УСП:
- проводит экспертизу ВЦП и предложений о внесении изменений в ВЦП;
- проводит мониторинг реализации ВЦП на основании полученных от ответственного исполнителя ВЦП отчетов;
- оказывает методическую помощь при разработке ВЦП;
- готовит годовой сводный отчет о ходе реализации ВЦП.
ДФ:
- проводит оценку ВЦП и предложений о внесении изменений в ВЦП на предмет обоснованности финансовых потребностей на реализацию ВЦП и механизмов финансирования;
- проводит оценку годового отчета о реализации ВЦП в части финансирования;
- в установленных случаях и порядке проводит экспертизу методик распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
VI. Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ведомственного проекта
1. Общие положения
Схема хода действий при инициации, разработке, утверждении, реализации и мониторинге, завершении ведомственного проекта приведена в приложении 12 к Положению.
Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- заказчик ведомственного проекта - заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую цели проекта сферу деятельности;
- ответственный исполнитель ведомственного проекта - ОИВ ЯО, Правительство области (в лице структурного подразделения аппарата Правительства области), который разрабатывает и организует реализацию ведомственного проекта, а также является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета;
- исполнители ведомственного проекта - юридические и физические лица, привлекаемые для реализации (участия в реализации) отдельных мероприятий, выполнения отдельных работ (задач) по проекту, а также органы местного самоуправления муниципальных образований области, привлекаемые для реализации мероприятий в рамках проекта;
- цель ведомственного проекта - ожидаемый результат, достигаемый в результате успешного осуществления проекта при заданных условиях (сроки и ресурсы) его выполнения;
- задача ведомственного проекта - отдельное направление деятельности в рамках проекта, объединяющее совокупность взаимосвязанных мероприятий и направленное на достижение цели проекта. Состав задач формируется в соответствии с принципом необходимости и достаточности:
- необходимость - решение каждой задачи является необходимым условием достижения цели;
- достаточность - решение всех задач является достаточным условием достижения цели.
Срок решения каждой из задач не должен превышать срока достижения соответствующей цели;
- мероприятие - носящее предельно конкретный характер действие, имеющее проверяемый результат, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
2. Инициация ведомственного проекта
Ведомственный проект формируется для совершенствования деятельности ОИВ, совершенствования деятельности государственных учреждений, совершенствования процесса оказания государственных услуг. Мероприятия ведомственного проекта носят уникальный (непериодический) характер.
В ведомственный проект могут включаться:
расходы на проведение ОИВ;
мероприятия по приобретению ОИВ материалов и оборудования, необходимых для совершенствования деятельности ОИВ;
Решение о разработке ведомственного проекта принимает руководитель ОИВ по согласованию с курирующим заместителем Губернатора области.
Разработку организует ответственный исполнитель ведомственного проекта.
Ведомственный проект не является основанием для увеличения финансирования ОИВ за пределами срока реализации проекта. То есть по окончании проекта для поддержания созданных в рамках проекта механизмов и институтов не должна возникать необходимость привлечения дополнительных ассигнований.
3. Разработка ведомственного проекта
Ведомственный проект оформляется по форме, приведенной в приложении 15 к Положению, и должен содержать:
- наименование заказчика;
- наименование ответственного исполнителя проекта;
- краткое описание ситуации;
- сроки реализации проекта;
- объемы финансирования проекта;
- контактную информацию об ответственных лицах;
- наименование цели проекта;
- перечень целевых индикаторов и их весовых коэффициентов;
- наименование задач проекта и их весовых коэффициентов;
- перечень мероприятий и их весовых коэффициентов.
Требования к процессу планирования приведены в приложении 4 к Положению, инструменты планирования приведены в приложении 5 к Положению.
4. Рассмотрение и утверждение ведомственного проекта
Проект ведомственного проекта подлежит согласованию с заказчиком.
Проект ведомственного проекта в электронном виде ответственный исполнитель направляет в УОР для предварительной экспертизы на предмет общего соответствия требованиям данного Положения.
Проект ведомственного проекта ответственный исполнитель направляет:
- в ДФ - на предмет финансового обеспечения ведомственного проекта;
- в УОР - на предмет оценки соответствия требованиям настоящего Порядка, оценки необходимости и достаточности мероприятий для выполнения задач ведомственного проекта, оценки предложенного набора мероприятий с точки зрения эффективности выполнения задач ведомственного проекта.
ДФ направляет заключение о ведомственном проекте в УОР в течение 5 рабочих дней с момента его поступления. УОР рассматривает заключение ДФ и направляет исполнителю проекта комплексное заключение.
Общий срок согласования проекта ведомственного проекта не должен превышать 15 рабочих дней.
Согласованный проект ведомственного проекта утверждается приказом ответственного исполнителя.
В случае, если ответственным исполнителем ведомственного проекта является Правительство области (в лице структурного подразделения аппарата Правительства области), ведомственный проект утверждается заместителем Губернатора, координирующим деятельность органов исполнительной власти области, структурных подразделений аппарата Правительства области, дающим им поручения по вопросу документационного, материально-технического, транспортного обеспечения Правительства области.
После утверждения ведомственный проект включается УОР в сводный реестр программ и проектов.
Ведомственный проект инициируется и утверждается в любое время в течение финансового года и реализуется ответственным исполнителем в пределах ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Ведомственный проект может не требовать финансирования на его реализацию.
5. Мониторинг и завершение реализации ведомственного проекта
Мониторинг реализации ведомственного проекта осуществляет уорд
Квартальные отчеты по форме, приведенной в приложение 7 к Положению ответственным исполнителем ведомственного проекта, предоставляются в УОР не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом. К отчёту прилагается оценка эффективности и результативности ведомственного проекта.
На основании информации, полученной от ответственного исполнителя ведомственного проекта, УОР готовит сводный отчет о реализации ведомственных проектов, формирует и ведёт базу данных ведомственных проектов.
Если по результатам мониторинга ведомственного проекта установлена ее/его низкая эффективность и (или) результативность, ответственный исполнитель совместно с УОР и ДФ проводит анализ причин низкой эффективности и (или) результативности, на основе которого готовит заказчику предложения по внесению изменений в проект либо его завершению и дальнейшему использованию запланированных на реализацию ведомственного проекта средств.
Годовой отчёт о реализации ведомственного проекта (в редакции программы/проекта, действовавшей в отчётном периоде) по форме, приведенной в приложении 7 к Положению, представляется в УОР и ДФ не позднее 15 февраля года, следующего за отчётным периодом.
УОР ежегодно в порядке, установленном Регламентом Правительства области, представляет для рассмотрения на заседании Правительства области сводный отчёт о реализации ведомственных проектов.
6. Завершение ведомственного проекта
Основаниями для завершения реализации ведомственного проекта являются:
- решение заказчика ведомственного проекта о нецелесообразности дальнейшей его реализации;
- достижение целей ведомственного проекта.
При завершении реализации ведомственного проекта ответственный исполнитель ведомственного проекта делает итоговый отчет по форме согласно приложению 10 к Положению. Отчет ответственный исполнитель согласовывает с ДФ - в части, касающейся данных об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета на выполнение программы, и УОР - в части, касающейся полноты информации, представленной в отчете, и соответствия ее требованиям настоящего Положения.
Итоговый отчёт о реализации ведомственного проекта подлежит рассмотрению и утверждению заказчиком.
По итогам рассмотрения указанного отчёта заказчиком ведомственного проекта принимается решение:
- о его утверждении и завершении реализации ведомственного проекта;
- о необходимости продолжения решения задачи в рамках проекта в следующем финансовом году.
Одновременно с отчётом ответственный исполнитель ведомственного проекта готовит приказ о завершении ведомственного проекта.
После утверждения приказа о завершении ведомственного проекта УОР делает соответствующую запись в сводном реестре ведомственных проектов.
7. Функции инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ведомственного проекта
Ответственный исполнитель ведомственного проекта:
- организует подготовку проектов приказов об утверждении ведомственного проекта, внесении изменений в ведомственный проект;
- организует разработку, в пределах своих полномочий, нормативных правовых актов, необходимых для выполнения ведомственного проекта;
- утверждает ведомственный проект;
- определяет исполнителей по мероприятиям ведомственного проекта;
- запрашивает информацию у исполнителей по мероприятиям ведомственного проекта о ходе и итогах их реализации и предложения по внесению изменений в ведомственный проект;
- обобщает информацию исполнителей по мероприятиям о ходе и итогах реализации проектов и в установленном порядке отчитывается о реализации ведомственного проекта в целом, несет ответственность за достоверность информации;
- в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня мероприятий на очередной период, уточняет затраты;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию ведомственного проекта, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ведомственного проекта;
- обеспечивает направление копий нормативных правовых актов об утверждении ведомственного проекта, о внесении изменений в ведомственный проект, досрочном прекращении реализации проекта в УОР, а также в ДФ;
обеспечивает размещение информации по ведомственному проекту в интернете.
Исполнитель мероприятий ведомственного проекта:
- несет ответственность за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей, возникающих в процессе участия в реализации мероприятий;
- предоставляет ответственному исполнителю ведомственного проекта информацию о ходе реализации мероприятия.
Заказчик ведомственного проекта:
- осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию ведомственного проекта;
- принимает результаты реализации ведомственного проекта.
УОР:
- проводит экспертизу ведомственных проектов и предложений о внесении изменений в ведомственные проекты, отчета о завершении ведомственного проекта;
- оказывает методическую помощь при разработке ведомственных проектов;
- готовит сводный отчет о ходе реализации ведомственного проекта.
ДФ:
- проводит экспертизу ВЦП/ведомственного проекта на предмет финансового обеспечения, предложений о внесении изменений в ведомственный проект, отчета о завершении ведомственного проекта.
VII. Оценка эффективности и результативности реализации ОЦП и ведомственных проектов
Оценка эффективности и результативности исполнения ОЦП/ведомственного проекта проводится ответственным исполнителем ОЦП/ведомственного проекта в установленные сроки отчётности и включается в состав отчета о ходе реализации ОЦП/ведомственного проекта.
Требования к значению показателей целей/задач/мероприятий:
- в случае, когда в плановом периоде значение показателя/результата должно быть достигнуто, в соответствующей графе (значение результата "план") ставится "100%";
- в случае, когда в отчетном периоде значение показателя/результата достигнуто, в соответствующей графе (значение результата "факт") ставится "100%";
- если на момент отчета мероприятие/задача /проект начато, но не должно быть выполнено на 100 процентов, указывается плановый и фактический процент его реализации.
Расчет планового процента реализации мероприятия/задачи /проекта проводится в соответствии со следующей формулой:
плановый процент реализации (, реализации плановый):
,
где:
- плановая длительность мероприятия/задачи /проекта;
- истекшая длительность к отчетному периоду;
Оценка эффективности и результативности исполнения ОЦП/ведомственного проекта проводится ответственным исполнителем ОЦП/ведомственного проекта в соответствии со следующими формулами:
показатель результативности исполнения():
*,
где:
- плановое значение результата (%);
- текущее значение результата (%);
* достигнутый результат/плановый результат для результатов, предполагающих рост; плановый результат/достигнутый результат для результатов, предполагающих уменьшение;
Весовой коэффициент результата для расчетного периода ():
,
где:
- весовой коэффициент результата;
- весовой коэффициент результатов, дата начала реализации которых позже отчетной;
Значение показателя результативности исполнения программы (Rисп) |
Результативность исполнения программы |
R >= 95% |
высокорезультативная |
85% <= R < 95% |
среднерезультативная |
R < 85% |
низкорезультативная |
показатель эффективности исполнения ():
,
где:
- фактическое значение финансовых средств на создание результатов;
- плановое значение финансовых средств на создание результатов.
Значение показателя эффективности исполнения программы (Еисп) |
Эффективность исполнения программы |
Е >= 100% |
высокоэффективная |
90% <= Е < 100% |
среднеэффективная |
Е < 90% |
низкоэффективная |
Показатель итоговой результативности (R):
,
где:
- плановое значение показателя;
- базовое значение показателя;
- фактическое значение показателя;
- весовой коэффициент показателя;
Значение показателя итоговой результативности программы (R) |
Итоговая результативность программы |
R >= 95% |
высокорезультативная |
85% <= R < 95% |
среднерезультативная |
R < 85% |
низкорезультативная |
показатель итоговой эффективности (E):
где:
- фактическое значение финансовых средств на создание результатов;
- плановые объемы финансовых средств, предназначенных для реализации программы.
Значение показателя итоговой эффективности программы (Е) |
Итоговая эффективность программы |
Е >= 100% |
высокоэффективная |
90% <= Е < 100% |
среднеэффективная |
Е < 90% |
низкоэффективная |
VIII. Реестр программ и проектов
1. УСП формирует и ведёт единый реестр программ согласно форме приложения 16 к Положению. УОР формирует и ведет реестр ведомственных проектов.
2. К обязательным разделам реестра относятся:
- наименование программы (проекта);
- сроки реализации программы (проекта);
- ответственный исполнитель (для ведомственной программы - исполнитель) программы (проекта);
- куратор программы (проекта);
- дата и номер нормативного акта об утверждении программы (проекта);
- дата и номер нормативного акта о внесении изменений в программу (проект);
- дата и номер нормативного акта о закрытии программы (проекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.