Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
муниципалитета г. Ярославля
от 3 июня 2010 г. N 316
Стратегия
социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года
Введение
В городе Ярославле с 2002 года реализовывалась Стратегия развития города до 2010 года, утвержденная постановлением мэра города Ярославля от 29.03.2002 N 867. Главная цель Стратегии развития города определялась как создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
В результате проведенного анализа выполнения Стратегии развития города следует отметить, что с 2002 по 2008 годы в городе были достигнуты значительные успехи, свидетельствующие об устойчивом экономическом росте. В условиях финансово-экономического кризиса произошло снижение показателей по некоторым направлениям. Но, несмотря на кризис, значительная часть планируемых показателей социально-экономического развития достигла прогнозного уровня 2010 года.
В условиях кризиса главной задачей, стоящей перед городом, является сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста, а также активизация внутреннего спроса на российские товары с последующим стимулированием внедрения инноваций и структурной перестройкой экономики.
В соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации политикой отечественная экономика в 2010 году должна переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня, главным образом, связаны с обеспечением безопасности, улучшением здоровья и доступом к информации. Отсюда и выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода города и в целом Ярославской области на новый технологический уровень для обеспечения лидерских позиций среди регионов.
Для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой особенно актуально наличие у города стратегических ориентиров развития. С учетом изменившейся в результате кризиса ситуации в рамках проводимой государственной политики возникла необходимость в разработке стратегии развития на долгосрочную перспективу.
Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочные цели, задачи и основные направления развития экономики и социальной сферы города. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику органов городского самоуправления на долгосрочную перспективу.
Стратегия включает в себя:
1) анализ имеющегося потенциала развития города Ярославля, существующих проблем, препятствующих социально-экономическому развитию города, а также перспектив и рисков его развития;
2) постановку и обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочную перспективу, описание основных направлений их решения;
3) механизм реализации Стратегии.
Стратегия и принятые в ней направления развития основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Земельном и других кодексах Российской Федерации, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", Программе антикризисных действий Правительства Российской Федерации, Ярославской области, Социальном кодексе Ярославской области, Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, Уставе города Ярославля, и иных актах федерального, регионального законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актах и сформулированы в соответствии с целями и приоритетами, определенными в стратегических документах развития Российской Федерации, Ярославской области.
При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Ярославля и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области и муниципального учреждения "Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований".
Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года разработана рабочей группой по определению и разработке приоритетных направлений социально-экономического развития города Ярославля. В ходе работы над разработкой Стратегии были созданы и активно работали отраслевые рабочие группы, в компетенцию которых входила детальная проработка вопросов развития отраслей на долгосрочную перспективу, проведен ряд социологических исследований мнения жителей города.
2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков (SWOT-анализ)
При анализе благоприятных и неблагоприятных тенденций развития города Ярославля используется метод SWOT-анализа, сущность которого состоит в анализе преимуществ и недостатков города по сравнению с другими муниципальными образованиями, благоприятных возможностей и неблагоприятных тенденций развития города. Разработка Стратегии должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития.
2.1. Сильные стороны (потенциал) города Ярославля, его преимущества по сравнению с другими городами:
· Удобное географическое положение, близость к Москве и к областным центрам Иваново, Кострома, Вологда. Промышленный и административный центр Ярославской области. Благоприятный климат.
· Узловой центр транспортных магистралей - железнодорожных, водных, автомобильных.
· Развитый многоотраслевой научно-технический, промышленный потенциал.
· Развитая система высшего профессионального образования.
· Активность руководителей предприятий в экономической сфере, в т.ч. наличие различных советов, которые поднимают проблемы организаций, способствуют их решению.
· Инвестиционная привлекательность города.
· Развитый торговый сектор, разнообразие ассортимента, широкий ценовой диапазон.
· Уникальный природный ландшафт города, расположение на берегу двух рек, наличие живописной набережной. Богатейшее историческое, архитектурное наследие, историческая часть города включена в список наследия ЮНЕСКО.
· Высокий туристический потенциал. Город входит в традиционные места посещения иностранными туристами в России (Золотое кольцо).
· Празднование 1000-летия города, которое можно использовать для развития инфраструктуры города, региона.
· Высокий уровень удовлетворения культурных потребностей жителей города.
· Развитая система средств массовой информации.
2.2. Слабые стороны города Ярославля, в чем он уступает потенциальным конкурентам:
· Значительное влияние финансово-экономического кризиса на экономическую и социальную сферы города: спад объемов производства, рост безработицы.
· Низкая конкурентоспособность промышленных предприятий из-за недостаточно высоких темпов технического перевооружения. Высокий износ основных фондов промышленных предприятий.
· Недостаточная загрузка производственных мощностей промышленных предприятий, особенно в условиях кризиса, вызванная падением спроса на выпускаемую продукцию.
· Недостаточно эффективная работа по привлечению инвестиций в инфраструктуру города, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
· Незначительное количество предприятий, выпускающих конечный технологический продукт.
· Слабое развитие малого и среднего бизнеса в наукоемких отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.
· Недостаточные объемы жилищного строительства, особенно в условиях кризиса.
· Высокая перегруженность центра города транспортом.
· Недостаточно высокий уровень качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.
· Дефицит квалифицированных рабочих кадров, нехватка рабочих средней и высокой квалификации в результате низкой привлекательности рабочих специальностей среди молодежи.
· Недостаточный уровень развития сопутствующего туристического сервиса.
· Сложная демографическая ситуация, естественная убыль населения.
· Заболеваемость населения из-за проблем экологического характера.
2.3. Внешние благоприятные возможности (шансы) развития:
· Активная политика органов власти по снижению напряженности на рынке труда, содействие занятости населения, предотвращение роста социальной напряженности.
· Наличие в отдельных секторах экономики в условиях кризиса роста экономических показателей и увеличения объемов промышленного производства.
· Развитие коммунальной инфраструктуры и возможность подключения к ней новых объектов и производств.
· Возможность выделения площадок для строительства новых производств.
· Модернизация транспортной сети, стремление к европейскому уровню дорог и автомобильных развязок.
· Поддержка малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы, технопарки.
· Создание инновационно-внедренческих структур на базе вузов города и крупных промышленных предприятий.
· Возможность повышения профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей.
· Поддержка местных товаропроизводителей, улучшение качества продукции и обслуживания, развитие сферы услуг.
· Достаточно высокий уровень жизни горожан в сравнении с другими регионами, развитие среднего класса.
· Высокий уровень социальной защищенности, наличие системы городских дотаций. Сохранение в условиях кризиса объемов финансирования, индексации или сохранение размеров социальных пособий, компенсационных выплат, оказания адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
· Увеличение продолжительности жизни горожан, достигаемой за счет эффективной системы профилактики и лечения, применения современного диагностического оборудования.
· Наличие системы городских дотаций для покупки нового жилья различным слоям населения.
· Снижение уровня преступности.
· Развитие въездного туризма, изменение структуры туризма - из транзитного в рекреационный.
· Активное участие города, как муниципального образования, в российских, международных организациях.
· Повышение активности молодежи в вопросах самоуправления.
2.4. Наиболее вероятные внешние опасности (риски)
В связи со сложившейся финансово-экономической ситуацией в условиях мирового финансового кризиса при формировании основных социально-экономических направлений развития города на долгосрочную перспективу существуют некоторые опасности и риски.
· Спад промышленного производства, стагнация отдельных секторов экономики, возможное банкротство некоторых предприятий, не выдерживающих конкурентную борьбу.
· Недостаточно высокий уровень инновационной активности и поддержки инноваций.
· Иногородние собственники предприятий выводят финансовые потоки из города.
· Отсутствие скоординированности в действиях крупных инвесторов в регионе, создающее перегрузку отдельных инфраструктур и дефицит ресурсов (дороги, кадры, стройматериалы, энергия и др.).
· Сокращение грузооборота железнодорожного транспорта, сокращение транзитного пассажирского и грузового движения.
· Ухудшение экологической ситуации (промышленность, транспорт).
· Низкая пропускная способность дорог, загруженность центральной части города.
· Снижение уровня поступления собственных доходов в городской бюджет, необходимость секвестирования бюджета, рост размера муниципального долга в связи с привлечением заемных средств в целях сбалансированности бюджета города.
· Слабая ориентированность образовательных учреждений на потребности экономики города.
· Увеличение доли высококвалифицированных специалистов, которые уезжают из города на работу в Москву в связи с недостаточно высоким уровнем оплаты труда.
· Старение населения, низкий уровень прироста населения.
· Расслоение населения по доходам.
3. Определение целей и приоритетов развития
3.1. Формулирование миссии города
Разработка Стратегии в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, или иначе стратегического статуса будущего развития города. Миссия характеризует основное назначение города, цели его существования для жителей, для окружающего мира. Она является интегрирующей основой городского сообщества, важным моментом осознания корпоративности и главных целей.
Миссия рассматривается как две взаимосвязанные стороны единого целого: во-первых, с учетом внешней среды, т.е. места города в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, с учетом внутренней среды города, которая определяет специфику городского округа, его характеристики, связанные с обеспечением достойной жизни горожан. Исходя из названной принципиальной позиции миссия Ярославля видится, как:
"Ярославль - современный город, сохраняющий богатое культурное наследие, с благоприятными условиями для развития экономики через внедрение новых инновационных технологий и новых форм организации бизнеса, создающий комфортную среду для жизнедеятельности ярославцев".
3.2. Определение главной преобразовательной цели
Определение миссии города послужило необходимым условием для корректного формулирования главной цели развития города:
повышение качества жизни населения на фоне стабилизации ситуации в экономической сфере города в посткризисный период и дальнейшего устойчивого развития экономики, а также сохранения уровня социальной защиты населения.
Главная цель может быть достигнута при проведении активной городской политики, которая должна быть направлена не только на минимизацию негативных явлений в экономике, вызванных кризисом, но и на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечения гражданских прав и комфортных условий жизни, учет интересов всех жителей и гостей нашего города. Одним из важных элементов городской политики является не только сохранение достигнутого уровня жизни, но и его улучшение, не только стабилизация экономики, но и ее развитие. В основе лежит поддержание принципа интегрирования нового без разрушения старого и непрерывного устойчивого развития города.
В рамках преемственности проводимой Правительством Российской Федерации политики и реализации на территории города основных направлений развития страны с учетом присущих только нашему городу особенностей для достижения заявленной в Стратегии главной цели должны быть определены не только направления развития города, но и выбран возможный сценарий развития ситуации для дальнейшего формирования проводимых мероприятий в рамках среднесрочных программ комплексного социально-экономического развития Ярославля.
4. Сценарии социально-экономического развития города Ярославля
Анализ социально-экономического положения города, его возможностей и ресурсов, а также существующих и разрабатываемых в настоящее время крупных инвестиционных проектов позволяет сформулировать 2 основных сценария стратегического развития города на период до 2020 г.: инерционный и сценарий инвестиционно-инновационного развития. Сценарии позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития Ярославля на период до 2020 года.
4.1. Инерционный сценарий развития
Содержание сценария
Город предпочитает действовать, используя стратегию реагирования на текущие проблемы, решаемые в краткосрочной перспективе (1-3 года), и не стремится к установлению долгосрочных целей. Принимается участие в реализации действующих национальных проектов, федеральных и региональных программ, используя для этого выделенные ресурсы.
Объемы производства базовых отраслей города стабилизируются, предприятия этих отраслей в большинстве своем используют стратегию "поддержания", направленную на сохранение социально-экономической стабильности организаций. Объем инвестиций незначителен. Основные усилия организаций направляются на повышение качества выпускаемой продукции и снижение издержек производства. При низком взаимодействии науки и производства присутствует незначительное внедрение инноваций.
Преимущества
В перспективе до 2020 года развитие города планируется на докризисном уровне с незначительными темпами роста за счет сохранения конкурентоспособности организаций, формируются условия для последующего развития экономики.
Риски
- Чрезмерная закрытость экономики, снижение инвестиционной привлекательности предприятий и города в целом. Уход крупного бизнеса в регионы с активной инвестиционной политикой.
- Сохранение тенденций старения основных производственных фондов ведущих промышленных предприятий города.
- При отсутствии внедрения новых технологий производимая продукция "морально устаревает" и становится невостребованной. Как следствие снижение спроса, закрытие производств, высвобождение работников.
- Неэффективная реформа жилищно-коммунальной сферы. Отсутствие государственного и частного инвестирования в городское хозяйство.
- Отток наиболее активного и молодого населения в результате снижения привлекательности работы в городе.
- Нерациональное использование земель, вызванное низкой инвестиционной активностью предприятий, отсутствием вложений в развитие территорий, снижающее будущую конкурентоспособность города.
- Накопление противоречий и проблем экономического и социального характера.
Результаты реализации сценария
Стабилизация экономической ситуации в среднесрочной перспективе до уровня докризисного состояния экономики и сохранение незначительных тенденций развития в перспективе до 2020 года.
Основой социально-экономического развития города Ярославля будут традиционные виды экономической деятельности, такие как химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, производство машин и оборудования, пищевая промышленность. При этом ожидается сохранение ассортимента выпускаемой продукции и незначительное увеличение объемов производства.
Объемы внедряемых инвестиций сохранятся на докризисном уровне. Снизится привлекательность инвестиционного климата города в сравнении с другими развивающимися регионами, реализующими активную инвестиционную политику.
4.2. Сценарий инвестиционно-инновационного развития
Содержание сценария
Основой данного сценария является вовлечение всех сфер экономики города в крупные инвестиционные проекты, усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества выпускаемых на территории города товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), создание новых рабочих мест, увеличение реальных доходов населения, что в итоге будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей Ярославля, повышению качества жизни.
Предполагается интенсивное развитие всех видов экономической деятельности, предусматривается комплексная модернизация основных фондов большинства предприятий и плавный переход производства на новый технологический уровень. Сценарий базируется на совместной деятельности науки и производства на основе внедрения высоких технологий в промышленность, малый бизнес, инфраструктуру города в долгосрочной перспективе. При реализации данного сценария большое значение будет уделяться инновационной активности и поддержанию роста расходов на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы. В прогнозируемом периоде в городе формируется рынок информационных, инновационных, финансовых, образовательных услуг.
Деятельность органов городского самоуправления направлена на реализацию активной экономической, инновационной и социальной политики. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.
Преимущества
За счет привлечения комплексных инвестиций, внедрения инновационных разработок в перспективные и стабильно работающие предприятия существенно повысятся темпы роста промышленного производства. Расширится многоотраслевая структура экономики при специализации в отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, развивается сфера услуг и туризма. Возможны активные структурные сдвиги во всех сферах экономической деятельности.
Будет достигнуто укрепление существующих и обеспечено создание новых конкурентных преимуществ на основе достижений научно-технического прогресса. Выпуск товаров ориентирован на покупательский спрос, внешние общероссийские и зарубежные рынки.
Будут созданы новые рабочие места. Повысится уровень оплаты труда. Будет достигнуто эффективное использование интеллектуального потенциала. Произойдет улучшение основных параметров качества жизни за счет развития систем здравоохранения, образования, культуры, улучшения экологии города.
Риски
В результате активных научно-исследовательских работ и значительного объема инновационных разработок возможен риск их невостребованности.
При существующем высоком уровне износа основных фондов промышленных предприятий для их замены потребуются значительные финансовые вложения с долгосрочным их возмещением, при этом возможен риск снижения инновационного спроса.
Длительный временной период, необходимый для разработки и внедрения инновационного продукта, будет являться одним из негативных факторов, влияющих на широкое применение инноваций в экономике города.
Отсутствие квалифицированных кадров как для разработки инноваций, так и для их продвижения потребует проведение грамотной кадровой политики.
При модернизации промышленности путем замены устаревших производств современными, не требующими привлечения значительных трудовых ресурсов, возможно высвобождение работников организаций.
Результаты реализации сценария
Реализация данного сценария позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат, сделать наиболее привлекательным областной центр для потенциальных крупных инвесторов, определить отраслевые приоритеты в развитии предприятий промышленного комплекса на основе развития кластерной политики, малого бизнеса, обеспечить доступ к передовой международной практике, сертификации выпускаемой продукции, развитию инфраструктуры для интенсивного обмена информацией, знаниями и опытом, что позволит существенно ускорить темпы экономического роста во всех отраслях и повысить качество жизни населения.
Будет создана база инновационных продуктов (информационная, кадровая, образовательная, научная и техническая), реализована система мер приоритетной поддержки инновационной деятельности. На базе современных вузов возможно создание бизнес-инкубаторов. Обеспечено строительство ряда крупных инновационных центров и формирование условий осуществления инновационной деятельности, в том числе образование специализированных предприятий и организаций, предоставляющих информационные, маркетинговые, патентно-лицензионные, финансовые и иные услуги. В результате увеличится инновационный спрос, в городе создадутся благоприятные условия для его всестороннего развития и повышения уровня жизни горожан.
Из двух сценариев наиболее предпочтительным в долгосрочной перспективе для города является сценарий инвестиционно-инновационного развития. Приоритетность данного сценария в том, что он обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности Ярославля среди городов России и его привлекательность на международном уровне.
5. Основные приоритетные направления развития города
Для достижения намеченной цели, оценив социально-экономическую ситуацию в городе с учетом полномочий городского самоуправления и финансовых возможностей бюджета город Ярославля, обеспечения взаимодействия с органами власти Российской Федерации и Ярославской области по вопросам комплексного социально-экономического развития города, реализации сценария инвестиционно-инновационного развития, определены приоритетные направления развития города:
1. Стабилизация ситуации с дальнейшим устойчивым ростом экономики города.
2. Повышение уровня благосостояния, улучшение условий проживания населения, сохранение уровня социальной защиты горожан.
3. Повышение уровня рождаемости и продолжительности жизни горожан.
В рамках приоритетных направлений развития города необходимо определить задачи и дальнейшие направления городской социально-экономической политики, реализуемой мэрией города Ярославля.
Задачи |
Направление работы по достижению указанных задач |
Стабилизация ситуации с дальнейшим устойчивым ростом экономики города | |
Стабилизация ситуации в экономической сфере города с дальнейшим развитием промышленного потенциала и повышение конкурентоспособности производимой продукции. |
- Ускорение модернизационных процессов в экономике. - Повышение имиджа города, как промышленного центра России. - Определение основных направлений промышленной политики на территории города Ярославля. - Реализация кластерной политики в части создания новых конкурентоспособных предприятий. - Использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики. - Стимулирование внутреннего спроса товаропроизводителей путем предоставления льгот. - Развитие инфраструктуры, обеспечение в полном объеме необходимыми коммуникациями действующих промышленных площадок, а также создание новых площадок для потенциальных инвестиционных проектов с подведенными коммуникациями. - Создание промышленных зон, логистических центров, технопарков. - Модернизация производства, замена устаревшего оборудования. - Повышение энергоэффективности предприятий, переход к рациональной модели потребления ресурсов. - Создание на базе вузов города бизнес-инкубаторов. - Активизация выставочно-ярмарочных мероприятий на межрегиональном и федеральном уровнях с участием городских предприятий с целью расширения рынка сбыта продукции. - Подготовка кадров высококвалифицированного уровня. Обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности. - Повышение эффективности работы муниципального сектора экономики. Совершенствование управления муниципальной собственностью. |
Создание благоприятного инвестиционного климата в городе, минимизация инвестиционных рисков. |
- Разработка и последующая PR-кампания инвестиционного паспорта города. Мониторинг инвестиционной привлекательности. - Привлечение крупных инвесторов во все сферы экономики города, увеличение инвестиций в инфраструктуру. - Сокращение доли муниципальной собственности в экономике. - Создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию. - Сокращение сроков прохождения документов, упрощение процедур согласований в органах власти. - Предоставление льгот, муниципальных гарантий города Ярославля для реализации значимых для города проектов. - Снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты интересов инвесторов и повышения предсказуемости проводимой экономической политики. - Развитие транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры города. |
Развитие инновационного потенциала города, создание в городе высококонкурентного научно-производственного комплекса. |
- Стимулирование инновационного развития, в первую очередь, производственного сектора экономики. - Предоставление налоговых льгот в целях развития предприятий, ориентация на поддержку модернизации и инноваций. - Разработка программ инновационного развития города. - Выделение изобретений и проектов, связанных с экономикой города и доведение информации об этих проектах до бизнес - структур. - Целевая подготовка специалистов для внедрения на территории города результатов инновационных разработок. - Создание научно-технических центров на базе высших учебных заведений при содействии промышленных предприятий города для развития прикладных научных исследований. - Создание сети инновационных технопарков. - Ускорение процесса передачи инноваций из сферы науки в производство. - Проведение ежегодной международной конференции по инновациям в различных сферах экономики, а также ярмарок инновационной продукции. |
Развитие малого бизнеса, как одного из основных направлений экономического роста. |
- Создание новых предприятий малого бизнеса. Смещение приоритетов в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности. - Предоставление малому бизнесу различного вида субсидий, муниципальных гарантий за счет средств городского бюджета. Расширение перечня предоставляемых субсидий. - Формирование кластеров, как структур, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться и конкурировать. - Мониторинг приоритетных направлений для развития бизнеса и информирование через СМИ о результатах проведенного мониторинга. - Работа по обмену опытом с другими регионами и государствами. - Развитие инфраструктуры поддержки предприятий малого бизнеса в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков. - Поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала. - Расширение системы микрокредитования малых предприятий. - Сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. |
Дальнейшее развитие и обеспечение доступности потребительского рынка. |
- Стимулирование внедрения инновационных разработок в организациях потребительского рынка в целях повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг, а также снижения цен. - Стимулирование повышения внутреннего спроса. - Развитие информационных технологий в сфере услуг. - Открытие предприятий торговли и бытового сервиса в зонах "шаговой доступности". - Проведение регулярных социологических опросов населения в целях определения удовлетворенности населения качеством потребительского рынка. - Совершенствование работы службы по защите прав потребителей с информированием населения по итогам их деятельности. - Расширение практики прямых продаж продукции сельхозпроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе на рынках, городских ярмарках и ярмарках, имеющих временный характер. |
Создание условий для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в Ярославле, рациональное использование культурно-исторического наследия города. |
- Создание и продвижение бренда города Ярославля. - Выделение приоритетных туристско-рекреационных территорий и их благоустройство. - Создание социальных туристических маршрутов. - Строительство гостиниц и совершенствование инфраструктуры туризма (привлекательные объекты - аквапарк, многофункциональные комплексы). - Развитие народных ремесел. - Сбалансированное развитие наиболее перспективных видов туризма и отдыха: загородный туризм, культурно-исторический (интерактивный, развлекательный туризм, зимний экстремальный туризм, оздоровительный туризм). - Привлечение широких кругов к разработке новых инновационных и привлекательных направлений отдыха и развлечений. - Стандартизация профессиональной подготовки кадров. |
Повышение уровня благосостояния, улучшение условий проживания населения, сохранение уровня социальной защиты горожан | |
Стабилизация ситуации на рынке труда, снижение уровня безработицы. |
- Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда. - Участие в областных целевых программах, направленных на обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. - Организация на территории города общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, содействие трудоустройству инвалидов на основании договоров с организациями города. - Организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан и работников предприятий, расположенных на территории города Ярославля, в случае угрозы массового увольнения. - Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. - Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. - Развитие малого и среднего бизнеса, содействие самозанятости жителей города. |
Повышение материального уровня жизни населения города. |
- Формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и профессиональному уровню работников. - Реализация мероприятий, направленных на обеспечение полноценной социальной защиты горожан и содействие занятости населения. - Сохранение и увеличение объемов социальных выплат жителям города. - Внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных и муниципальных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования. В дальнейшем возможно их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам, включая проведение и обязательных, и добровольных платежей гражданами. - Снижение числа жителей с доходом ниже прожиточного минимума. - Стимулирование внутреннего спроса со стороны населения посредством предоставления льгот, субсидий (например, субсидии на улучшение жилищных условий). - Стабилизация цен на коммунальные услуги, ограничение роста тарифов на жизненно важные товары и услуги. - Переход к оплате жителями города жилищно-коммунальных услуг за фактически (реально) потребляемые ими услуги. - Переход на отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере. - Выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания. |
Увеличение объемов строительства жилья для улучшения жилищных условий горожан. |
- Устранение различного рода "обременений" для застройщиков. - Сокращение сроков получения разрешительных документов на строительство, более активное предоставление земли под застройку. - Поддержание в актуальном состоянии документов территориального планирования. - Освоение и применение новейших технологий, обеспечивающих ускорение сроков строительства и снижение материальных затрат. - Повышение темпов роста строительства жилья. - Строительство доступного жилья эконом-класса. Развитие малоэтажного строительства. - Расселение ветхого и аварийного жилья. - Развитие социальных программ по улучшению жилищных условий жителей города. - Развитие ипотечного жилищного кредитования, повышение доступности ипотечных кредитов для граждан. - Соблюдение нормативных требований при застройке городских территорий. - Совершенствование инфраструктуры города и его окрестностей. |
Улучшение состояния городского хозяйства. |
- Реализация мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования ЖКХ. - Внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сферу жилищно-коммунального хозяйства. - Расширение ассортимента и повышение качества услуг в сфере ЖКХ. - Сбалансированная тарифная политика. Ограничение темпов роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства при сохранении надежности и качества оказываемых услуг. - Осуществление перехода к рациональной модели потребления ресурсов. - Внедрение технологий энергоэффективности и энергосбережения. Развитие автономных систем энергосбережения с использованием альтернативных источников тепла. - Обеспечение своевременного сноса ветхого и аварийного жилья после его расселения. - Плановый качественный ремонт жилья, увеличение объема капитального ремонта. - Благоустройство дворовых территорий и подъездов к ним, организация зон отдыха во дворах. - Благоустройство территорий, содержание и ремонт дорог в микрорайонах частной застройки города. - Усиление работы домовых комитетов и старост домов с целью обеспечения контроля со стороны жителей за качеством обслуживания домов и предоставления коммунальных услуг. Сохранение действующих компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. - Оптимизация управления жилищным фондом путем образования и развития товариществ собственников жилья, путем создания частных компаний по управлению жильем на условиях конкуренции. - Формирование гражданской инициативы по улучшению условий проживания. - Оказание информационной, правовой и методической помощи во взаимодействии (построении договорных отношений) между управляющими организациями и населением. |
Улучшение работы общественного пассажирского транспорта. |
- Оптимизация маршрутной сети и графиков движения городского пассажирского транспорта. - Оптимизация структуры и численности парка городского пассажирского транспорта, модернизация и обновление основных фондов автотранспортных предприятий, в том числе и за счет привлечения внешних частных инвестиций. - Развитие автоматизированной навигационной системы диспетчерского контроля по управлению городским пассажирским транспортом. - Повышение культуры обслуживания пассажиров, в том числе за счет внедрения новых технологий. - Создание благоприятных условий для конкуренции среди перевозчиков на основе проведения конкурсного отбора. - Совершенствование методов сбора проездной платы с использованием автоматизированных систем (пластиковых карт). - Развитие городской транспортной инфраструктуры. - Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. |
Улучшение состояния окружающей среды. |
- Активизация проведения работ по озеленению города. Восстановление и разбивка новых парков, скверов и т.д. - Модернизация канализационного оборудования, систем очистки воды. - Ужесточение контроля за выбросами и сбросами промышленных предприятий. - Ограничение движения грузового транспорта в центре города. - Увеличение количества объездных маршрутов за пределами города. - Поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. - Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. - Экологизация экономической деятельности, в том числе за счет внедрения новых технологий, позволяющая обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления. - Ведение хозяйственной деятельности на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. |
Сохранение неповторимого культурного облика города, повышение духовного качества жизни. |
- Рациональное использование культурно-исторического наследия, комплектование фондов муниципальных музеев, поддержка оригинальных музейных инициатив, направленных на сохранение и развитие культурных традиций. - Разработка и поддержка инновационных методов работы учреждений культуры, направленных на создание единого культурного и информационного пространства города, формирование и поддержку ценностных ориентиров современного общества. - Создание условий для совершенствования работы организаций культуры, развитие их конкурентоспособности. - Развитие библиотечного дела, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, комплектование фондов муниципальных библиотек, поддержка социально значимых библиотечных проектов. - Формирование и продвижение бренда Ярославля, индивидуализация образа города, повышение его инвестиционной и туристической привлекательности. - Продолжение капитальных ремонтов в домах культуры, библиотеках, детских школах искусств, музеях. - Ужесточение мер по охране культурного наследия, соблюдение правил ЮНЕСКО при строительстве новых объектов. Вхождение в программы восстановления и поддержания памятников старины на Российском, Европейском и мировом уровнях. - Содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений. - Сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства. - Обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности. |
Повышение уровня рождаемости и продолжительности жизни горожан | |
Устойчивая положительная динамика состояния здоровья жителей города. |
- Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения: строительство, реконструкция и капитальный ремонт, приобретение нового высокотехнологичного оборудования. - Реализация целевых программ по отрасли "Здравоохранение", мероприятий национального проекта "Здоровье". - Дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи: - повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи жителям города (внедрение современных диагностических и лечебных технологий; повышение профессиональной квалификации медицинских кадров; развитие сети офисов общей врачебной практики; развитие стационарозамещающих технологий); - повышение качества диспансерного наблюдения, обязательная диспансеризация 1 раз в год; - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, факторов риска, по предупреждению наркомании и алкоголизма среди учащейся молодежи города, пропаганда здорового образа жизни; - оптимизация работы медицинских учреждений, повышение качества работы узких специалистов. - Разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин, развитие системы предоставления медико-социальной помощи, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи. - Формирование идеологии здорового образа жизни населения со школы, PR-компания против курения, алкоголизма, наркомании. - Совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения. - Развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий. - Развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях. - Разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере здравоохранения. |
Дальнейшее улучшение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования и обеспечение доступности отдыха детей. |
- Реконструкция и строительство новых учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающих 100% удовлетворение потребностей. - Развитие системы дополнительного образования, обеспечивающей раскрытие творческого потенциала и талантов юного поколения горожан. - Модернизация учебной, материально-технической базы образовательных учреждений, внедрение новых образовательных технологий, включая компьютерно-информационные. - Улучшение условий пребывания, комфортности действующих детских оздоровительных лагерей, отдыха детей, их доступность. - Повышение профессионального уровня педагогических кадров. - Профильное обучение. Усиление взаимодействия школ с учреждениями начального и среднего профессионального образования. - Переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию. - Разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере образования. |
Продолжение работы по развитию физической культуры, как основы здорового образа жизни населения. |
- Развитие системы физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых населению города Ярославля. - Формирование системы парковых и игровых зон путем реконструкции существующих парков, создания новых благоустроенных рекреационных зон. Благоустройство дворовых площадок в соответствии с интересами по проведению досуга молодежи: скейт-парки, спортивные трансформерные площадки и т.д. - Приведение в порядок спортивных залов всех школ города, обеспечение их материального содержания. - Организация соревнований для всех групп населения. Развитие в школах привлекательной физкультуры: фитнес-клубы, спортивные танцы, теннис и т.д. Предоставление возможности использования площадей во внеурочное время для самостоятельных занятий взрослых и детей спортом (настольный теннис, бадминтон, большой теннис, тяжелая атлетика и т.д.). - Внедрение инновационных форм в деятельность учреждений физической культуры и спорта. - Разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. |
Расширение возможностей для профессионального и нравственного становления молодёжи. |
- Развитие индустрии активного досуга молодёжи. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. - Активизация молодежных инициатив и творческих ресурсов. Поддержка талантливой молодёжи, трансляция её достижений за пределы Ярославской области. - Развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодёжи, переориентация информационных каналов в сторону консолидации общества вокруг идеи пропаганды образцов высоко нравственного, духовного поведения. - Содействие решению текущих социально-экономических проблем выпускников профессиональных учебных заведений, молодых специалистов, повышение качества жизни и уровня благополучия работающей молодежи. - Усиление работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, развитие системы их социальной поддержки (трудоустройство, профориентация, социализация). - Систематизация работы с неформальными группировками молодежи. - Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания. Пропаганда семейных ценностей через средства массовой информации. - Разработка и внедрение инновационных форм работы с молодежью в направлении ответственного родительства, семьи и брака. - Выстраивание более последовательного и эффективного взаимодействия бизнеса и образования для формирования востребованных профессионалов с качественной теоретической подготовкой и практическими навыками работы. - Реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики. - Распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления. - Стимулирование общественных и местных инициатив, улучшение нормативной и методической базы. |
Оптимизация поддержки социально незащищенных слоев населения. |
- Реализация и оптимизация системы дополнительных мер, направленных на улучшение положения семей с детьми. - Повышение эффективности системы дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых слоев населения, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов. - Проведение политики сокращения социального сиротства, создание действенной системы профилактики детской безнадзорности. - Стимулирование открытия специализированных магазинов с доступными ценами для незащищенных слоев населения. - Реализация системы мер по улучшению условий и охраны труда граждан, в т.ч. содействие в создании системы управления профессиональными рисками с перспективой сокращения рабочих мест с опасными и вредными условиями труда и снижения уровня производственного травматизма. - Развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия, повышения эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении. |
Обеспечение безопасности горожан. |
- Рационализация системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, незаконной миграцией, на реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы. - Создание положительных информационных и культурных тенденций по профилактике правонарушений среди населения города. - Совершенствование координации деятельности по профилактике правонарушений органов государственной власти, органов городского самоуправления, правоохранительных органов, организаций и общественных объединений. - Содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе в местах массового пребывания граждан. - Формирование у населения взглядов и установок, ориентированных на ведение здорового образа жизни и отказ от употребления наркотиков, психотропных веществ, токсических веществ и алкоголя. - Осуществление профилактической работы с семьями на ранней стадии социального неблагополучия. - Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания несовершеннолетних, обеспечение безопасности личности, охрану прав детей и подростков. - Предоставление льгот и дотаций работникам органов внутренних дел. |
6. Этапы реализации Стратегии
Стратегия социально-экономического развития города Ярославля разрабатывается на 11 лет с 2010 по 2020 годы. Период реализации Стратегии разбит на три этапа:
- первый этап (2010 - 2012 гг.);
- второй этап (2013 - 2016 гг.);
- третий этап (2017 - 2020 гг.).
Первый этап (2010 - 2012 гг.) - стабилизация, оживление и укрепление наметившихся положительных тенденций в экономике, а также полноценная социальная защита населения путем повышения эффективности выполнения целевых программ.
Положительным аспектом на данном этапе является празднование 1000-летия Ярославля. Даже в условиях кризиса в городе осуществляется строительство новых объектов, внедряются инвестиционные проекты, реконструируется улично-дорожная сеть, ремонтируется жилищный фонд, расселяется ветхое и аварийное жилье. На реализацию данных мероприятий привлекаются значительные финансовые ресурсы, что позволяет минимизировать влияние кризиса, обеспечить работающее население дополнительными рабочими местами, тем самым не только стабилизировать ситуацию в ряде отраслей, но и стимулировать их развитие.
В ходе реализации первого этапа необходимо осуществить:
- активное взаимодействие всех уровней органов власти в рамках антикризисной политики, выполнение на территории города Программы антикризисных действий мэрии города Ярославля;
- стабилизацию ситуации на рынке труда;
- стимулирование внутреннего спроса;
- развитие малого бизнеса;
- увеличение объемов жилищного строительства до 0,41 кв.м на 1 жителя;
- оптимизацию функционирования муниципального сектора экономики;
- снижение издержек, ликвидацию непрофильных активов;
- оптимизацию бюджетных программ;
- активную бюджетную, налоговую и тарифную политику.
В результате на первом этапе (2010 - 2012 гг.) стабилизируется ситуация в экономике города, будут восстановлены докризисные позиции и тенденции в развитии города за счет роста объемов производства, увеличения в нем составляющей малого бизнеса, продолжения реализации инвестиционных проектов и активизации строительства жилья. Экономика города перейдет от антикризисного режима функционирования к решению модернизационных задач.
Второй этап (2013 - 2016 гг.) - формирование основ стратегического развития. На этом этапе должны быть запущены проекты, определяющие долгосрочную устойчивость города. На втором этапе возрастают темпы роста объемов производства всех сфер экономики (до 25%), нарастает диверсификация экономики города, ожидается повышение инвестиционной активности в связи с более масштабной модернизацией и реконструкцией производства, более активным вовлечением финансового капитала в инвестиционные процессы. Активизируется внедрение инновационных проектов, развитие инновационной инфраструктуры. Будут создаваться и развиваться кластеры (более 10 кластеров), вводиться технопарки, логистические центры. Увеличатся объемы жилищного строительства до 0,51 кв. м на 1 жителя города. Наряду с развитием крупного бизнеса особое внимание будет уделяться малому и среднему бизнесу, особенно в промышленном производстве и инновационной сфере. Увеличатся темпы роста реальной заработной платы, платежеспособного спроса населения. К окончанию этапа достигаются основные тенденции комплексного инновационного развития.
Третий этап (2017 - 2020 гг.) - реализация основных стратегических приоритетов развития города на основе совместной деятельности науки и производства в результате внедрения высоких технологий в промышленность и малый бизнес, увеличения расходов на научно-исследовательские разработки. Основным фактором инновационной активности будет являться развитие человеческого капитала.
Экономика города избавится от устаревших энергоемких производств и технологий, будут разработаны и внедрены новые энергосберегающие технологии, что позволит использовать высвободившиеся энергомощности для новых производств. Предполагается создание новых брендов, то есть выпуск различных товаров под узнаваемой покупателями маркой "сделано в городе Ярославле", что необходимо для выхода на всероссийский и мировой рынок. Объемы производства увеличатся на 50%, объемы жилищного строительства достигнут 0,61 кв. м на 1 жителя города. Завершится реформа жилищно-коммунальной сферы.
7. Механизмы реализации Стратегии
Успешная реализация Стратегии зависит от эффективности используемых управленческих механизмов, концентрации ресурсов на основных направлениях развития города, четкого взаимодействия городского сообщества и органов городского самоуправления на принципах стратегического партнерства. Эти механизмы и ресурсы, прежде всего, должны обеспечить реализацию антикризисных действий, привлечение в город внешних и внутренних инвестиций и реализацию на его территории крупных инвестиционных проектов. Инструментами реализации Стратегии служат комплексные среднесрочные программы социально-экономического развития города, в которых конкретизируются реальные мероприятия с количественными измерениями и четким временным горизонтом, а также необходимыми затратами. Первым шагом по реализации Стратегии является разработка и принятие Программы комплексного социально-экономического развития города Ярославля на среднесрочный период (2010 - 2012 годы) и ее утверждение на муниципалитете города. Такие программы будут приниматься и в дальнейшем на каждые 4-5 лет.
В экономической сфере реализуемые проекты ориентированы на создание и освоение на предприятиях, а также реализацию на соответствующих рынках наукоемкой и высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Наиболее приоритетными в проектах должны стать два основных подхода к диверсификации промышленного производства: во-первых, ориентация на наукоемкую продукцию, во-вторых, ориентация на нуждающихся в различной наукоемкой продукции потребителей. Названные принципы связаны с определенной реструктуризацией ряда крупных заводов, прежде всего, имеющих простаивающие производственные мощности, и созданием эффективно работающих малых и средних предприятий. Задача органов городского самоуправления будет состоять в том, чтобы активно стимулировать эти процессы. Наибольший приоритет при этом должны иметь новые товарные группы и промышленные услуги, созданные на базе разработок научно-исследовательских организаций города.
Нормативная база должна быть направлена на создание системы нормативных актов стратегического планирования по этапам реализации Стратегии и приоритетным стратегическим направлениям.
8. Мониторинг реализации Стратегии
Степень реализации Стратегии определяется с помощью мониторинга и оценки социально-экономической ситуации. Для мониторинга реализации Стратегии используется разработанная система индикаторов, включающая показатели официальной государственной статистики, ведомственной статистики и социологических исследований.
Сбор и анализ данных по системе показателей, включая материалы социологических исследований и рейтинговых оценок, проводится после завершения очередного этапа реализации Стратегии (в 2013, 2017 и 2021 гг.). Результаты мониторинга используются для проведения промежуточных и окончательной оценок реализации Стратегии. Отчет о результатах этапов реализации Стратегии обсуждается на муниципалитете города. По итогам обсуждения принимаются решения об изменении и дополнении Стратегии.
9. Система индикаторов для оценки реализации Стратегии
Специально разработанная система индикаторов, используемая для мониторинга реализации Стратегии, включает показатели официальной государственной статистики, ведомственной статистики, социологических исследований и оценки независимых рейтинговых агентств. Система индикаторов призвана спрогнозировать, оценить и проанализировать результативность политики города Ярославля в целом, видов деятельности, использования ресурсов. Основными задачами системы индикаторов выступают оценка и прогнозирование использования разных видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, информационных, финансовых.
Основные показатели социально-экономического развития города
Целевые индикаторы |
2008 год |
2009 год |
Цель |
||
2012 год |
2016 год |
2020 год |
|||
Стабилизация ситуации с дальнейшим устойчивым ростом экономики города | |||||
1. Оборот крупных и средних организаций, млрд. руб. |
250,3 |
211,3 |
250,6 |
313,3 |
391,9 |
2. Объем промышленной продукции (по кругу крупных и средних организаций), млрд. руб. |
111,0 |
89,7 |
111,2 |
139,1 |
175,6 |
3. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб. |
179,0 |
145,0 |
171,9 |
215,0 |
271,4 |
4. Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. |
26,4 |
25,2 |
38,2 |
46,5 |
56,5 |
5. Затраты на исследования и разработки, млрд. руб. |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,8 |
6. Оборот потребительского рынка, млрд. руб. |
76,4 |
68,7 |
75,8 |
92,1 |
112,0 |
Повышение уровня благосостояния, улучшение условий проживания населения | |||||
Численность занятых в экономике города, тыс. чел. |
350,5 |
340,6 |
350,2 |
364,4 |
379,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы,% |
0,7 |
2,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
17178 |
17941 |
22814,4 |
32204 |
45500 |
Отношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума, раз |
3,7 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,7 |
Численность граждан, обслуживаемых в центрах социального обслуживания, тыс.чел. |
19,8 |
21,9 |
22,5 |
24,0 |
26,0 |
Доля семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относительно общего числа семей,% |
11,5 |
12,5 |
17,6 |
16,8 |
16,0 |
Ежегодный ввод жилой площади в расчете на 1 жителя, м2 |
0,45 |
0,3 |
0,41 |
0,51 |
0,61 |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья на конец года, ед. |
7531 |
6315 |
|||
Количество семей, переселенных из ликвидируемого жилья, ед. |
705 |
527 |
2907 |
909 |
1200 |
Уровень благоустройства жилищного фонда всеми видами благоустройства,% |
98,3 |
98,4 |
98,7 |
99,4 |
99,5 |
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда в течение года в общей площади жилищного фонда города,% |
0,8 |
25,4 |
51,4 |
56,0 |
60,0 |
Регулярность движения городского пассажирского транспорта,% |
91,3 |
95,9 |
96 |
96,2 |
96,5 |
Повышение уровня рождаемости и продолжительности жизни населения | |||||
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел. |
-2,6 |
-2,3 |
-1,0 |
-0,5 |
-0,1 |
Число родившихся, тыс.чел. |
6,0 |
6,5 |
7,3 |
7,4 |
7,5 |
Число умерших, тыс.чел. |
8,6 |
8,8 |
8,3 |
7,9 |
7,6 |
Средняя продолжительность жизни (оба пола), лет |
67,6 |
67,7 |
68,2 |
68,7 |
70 |
Обеспеченность населения врачами, работающими в муниципальных учреждениях здравоохранения, чел. на 10000 населения |
35,7 |
36,0 |
37,0 |
37,2 |
37,5 |
Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами,% |
99 |
99 |
100 |
100 |
100 |
Численность лиц, обучающихся в муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях, приходящихся на 1 педагогического работника общеобразовательных учреждений |
12,1 |
12,36 |
12,4 |
12,5 |
12,6 |
Доля детей школьного возраста, получающих общеобразовательную услугу по обучению в общеобразовательных учреждениях |
97,8 |
98,0 |
99,2 |
99,4 |
99,6 |
Удельный вес жителей города систематически занимающихся физической культурой и спортом,% |
14,6 |
14,7 |
15,3 |
16,4 |
17,5 |
Уровень преступности на 10 тысяч населения |
219,4 |
193,7 |
166,1 |
135,3 |
110,2 |
** Фактические данные на год формируются на основании статистических отчетов на 1 апреля следующего года
<< Назад |
>> 1. Аналитическая часть |
|
Содержание Решение муниципалитета г. Ярославля от 3 июня 2010 г. N 316 "О Стратегии социально-экономического развития города Ярославля... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.