Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Аналитическая часть
1.1. Социологическое исследование мнения жителей города
В целях выявления социальных прогнозов и приоритетов ярославцев относительно будущего своего города муниципальным учреждением "Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований" проведен ряд исследований:
- "Ярославцы о долгосрочной стратегии социально-экономического развития города";
- "Социально предпочтительные векторы, ресурсы и возможности развития города: взгляд ярославцев";
- "Ярославцы о наиболее острых социальных проблемах в жизни города и горожан: уровень приоритетности, содержание, предлагаемые пути решения".
Объем выборки составил 1340 человек.
Результаты исследования "Ярославцы о долгосрочной стратегии социально-экономического развития города" достаточно убедительно показали высокую социальную значимость выработки долгосрочной стратегии. 56,8% опрошенных полагают, что стратегия нужна, и основным аргументом сторонников долгосрочного планирования является поэтапное эффективное развитие города с учетом длительной перспективы, а не только на основе кратковременных задач.
Во взглядах на возможности получения прогноза развития ситуации в городе на долгосрочную перспективу подавляющее большинство ярославцев (78,6%) считают, что будущее нашего города в принципе прогнозируемо, а в возможность достоверного прогноза на длительную перспективу (на срок до 10 лет) верят лишь 7,6%. Жители города считают целесообразным основываться на обозримой перспективе планирования - то есть ограничиться периодом, не превышающим 3-5 лет.
Основной приоритет ярославцы отдают промышленному потенциалу: модернизация производства улучшит социально-экономическое положение в городе по мнению 41% опрошенных.
Жители города достаточно четко обозначили приоритеты совершенствования социальной инфраструктуры города: необходимо увеличивать количество мест в дошкольных учреждениях города, строить недорогое жилье, а также обратить особое внимание на повышение доступности качественных медицинских услуг и спортивно-оздоровительной среды для широких слоев населения.
В оценке современного курса развития города, деятельности городских органов власти более половины ярославцев (55%) полагают, что ситуация в нашем городе развивается в правильном направлении, полагая, что долгосрочную стратегию социально-экономического развития города Ярославля необходимо построить с учетом преемственности нынешнего курса управления, обязательно решив при этом текущие задачи и проблемы.
Ярославцы убеждены, что основой развития города должен стать человеческий потенциал его жителей: трудовой - 36,8%, интеллектуальный (творческий) - 24,8%.
Все больший социальный вес приобретает инновационный потенциал развития города Ярославля: 27% ярославцев, принявших участие в исследовании, считают, что в городе необходимо активнее внедрять новые технологии. Во многом это следствие четко позиционируемого и активно раскручиваемого в средствах массовой информации инновационного сценария развития российской экономики, где нанотехнологиям, информационным технологиям и другим новейшим научным разработкам отводится существенная, практически определяющая роль.
Далеко не приоритетные позиции в структуре ответов ярославцев занимает развитие малого бизнеса. На периферии социальных ожиданий в настоящее время находятся такие ресурсы, как потенциал сферы услуг, общественного питания и торговли.
При исследовании "Социально предпочтительные векторы, ресурсы и возможности развития города: взгляд ярославцев" горожанами были обозначены задачи на ближайшую перспективу, которые необходимо решить городским органам власти:
- в первую очередь жители города хотели бы получить помощь в решении жилищной проблемы, причем не только по ипотечной схеме, но и через предоставление бесплатного муниципального жилья;
- практически столь же значимой горожане считают задачу ограничения роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- в тройке важнейших задач - расширение системы дополнительных мер по социальной поддержке слабозащищенных категорий граждан с финансированием из городского бюджета.
В ряд приоритетных выдвигаются задачи регулирования ситуации в сфере занятости: более четверти ярославцев (28,6%) указали на необходимость создавать привлекательные рабочие места с уровнем оплаты не ниже средней по городу;
- каждый четвертый (25%) высказал пожелание упорядочить ситуацию на крупных предприятиях города: ограничить произвол "хозяев", выработать систему "работающих" социальных гарантий для людей наемного труда.
В целом социальные ожидания ярославцев можно в значительной степени свести к формуле: получить более благоприятное соотношение между уровнем доходов и стоимостью жизни. Представители социально активных групп ярославцев связывают надежды на рост доходов с собственной трудовой деятельностью, горожане из нетрудоспособных социально зависимых категорий - с системой социальных гарантий с индивидуальным адресным подходом.
При исследовании "Ярославцы о наиболее острых социальных проблемах в жизни города и горожан: уровень приоритетности, содержание, предлагаемые пути решения" определено, что наибольшее беспокойство горожан вызывали:
- проблема роста цен, за которым не успевает повышение зарплаты и пенсии;
- неудовлетворительная работа жилищно-коммунального хозяйства при высоких тарифах на услуги и постоянном их росте.
Проблемой инфляции более других обеспокоены ярославские пенсионеры. Кроме того, рост цен вызывает тревогу среди работающих горожан, специалистов, служащих, рабочих, а также предпринимателей, занятых в малом бизнесе.
Основной проблемой нового времени является значительное повышение остроты и значимости безработицы: за последние полтора года она переместилась с десятого на четвертое место. Беспокоит эта проблема не только самих безработных, но и рабочих, специалистов и служащих, ощутивших угрозу потери работы, а также студентов и учащихся в связи с перспективами собственного трудоустройства по окончании учебного заведения.
Некоторые из указанных ярославцами проблем безусловно носят общегородской характер, порайонные колебания в уровне их остроты не выходят за пределы статистической погрешности - это проблема инфляции и низкого уровня доходов, проблема приобретения жилья, социальная защита малоимущих, бюрократизм и административные барьеры в органах власти, проблема поддержки развития малого бизнеса.
1.2. Анализ состояния и основные проблемы социально-экономического развития города
Общая характеристика
Ярославль - древний город на Волге, административный центр Ярославской области. В 2010 году город отметит свой 1000-летний юбилей. Ярославль расположен на 57 параллели, в 282 километрах от города Москвы в живописном месте на слиянии рек Волги и Которосли. Площадь Ярославля - 20,6 тыс. га, общая протяженность дорог, проездов и набережных Ярославля - 758 км.
Сегодня Ярославль - крупнейший культурный и промышленный центр России, связанный со всеми регионами страны развитой сетью железных дорог и автомагистралей. Промышленность Ярославля представлена большим количеством видов экономической деятельности - это машиностроение, химическая и нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность.
Ярославль - это важный транспортный узел и крупный речной порт, через который проходят миллионы тонн грузов. Ярославль является центром транспортировки нефти и газа: здесь проходят крупнейшие нефте- и газопроводы международного и федерального значения.
Город разделен на 6 административных районов: Дзержинский, Заволжский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Фрунзенский.
"Распределение территории города"
Демографическая ситуация
С 2005 года население города увеличилось на 3,2 тысячи человек и по состоянию на 01.01.2010 составило 606,9 тысяч человек. На протяжении последних лет отмечается увеличение рождаемости и снижение смертности.
"Изменение численности населения города"
"Динамика изменения показателей естественного движения населения"
В городе сохраняется естественная убыль населения, увеличение численности жителей достигается за счет миграционного прироста. В среднем в течение года в Ярославль прибывает около 3 тысяч человек (мигрантов), в условиях кризиса в 2009 году отмечено снижение миграционного прироста населения.
"Миграционный прирост, убыль населения"
Среди проблем в демографической ситуации следует отметить, что в последние годы в городе Ярославле происходит не только естественная убыль населения, но и деформация его возрастной структуры. Почти каждый четвертый житель города (23,8%) достиг пенсионного возраста, что ведет к уменьшению трудового потенциала. Кроме того, снижается удельный вес населения, занятого в экономике города в общей численности трудоспособного населения.
Трудовые ресурсы, занятость
Показатель |
Ед. измерения |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Численность постоянного населения на конец года |
тыс. человек |
603,7 |
604 |
605,2 |
606,3 |
606,9 |
Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте на начало года |
тыс. человек |
380,9 |
381,2 |
380,9 |
379,9 |
380,3 |
Моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
82,9 |
81,4 |
81,3 |
82,2 |
82,3 |
Старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
139,6 |
141,0 |
143,0 |
144,2 |
144,3 |
Численность населения, занятого в экономике города |
тыс. человек |
337,2 |
344,6 |
345,2 |
350,5 |
340,6 |
Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий и организаций |
тыс. человек |
230,5 |
220,3 |
218,1 |
213,3 |
193,2 |
Численность официально зарегистрированных безработных |
человек |
2355 |
2275 |
2022 |
2669 |
10396 |
Наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей |
кол-во |
6582 |
6683 |
6570 |
6008 |
1686 |
Уровень безработицы на конец года |
% |
0,62 |
0,6 |
0,53 |
0,7 |
2,7 |
Преобладающая часть занятого в крупных и средних организациях населения города сосредоточена в организациях обрабатывающих производств - 27%, в области образования - 13,6%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - 10,1%, транспорта и связи - 10,5%, государственного управления - 9,8%.
Распределение трудовых ресурсов по видам экономической деятельности в крупных и средних организациях города
"Распределение трудовых ресурсов по видам экономической деятельности в крупных и средних организациях города"
На протяжении последних 5 лет состояние рынка труда было стабильным: число населения, занятого в экономике города, постоянно росло, численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, снижалась. Начиная с III квартала 2008 года, в условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда значительно ухудшилась. В течение 2009 года наблюдалась тенденция постоянного сокращения числа работающих на крупных и средних предприятиях города и перераспределения их в малый бизнес, наибольший процент уволенных пришелся на обрабатывающие производства (число работающих сократилось на 22,3%). Кроме того, с начала текущего года ряд организаций города Ярославля заявили в службу занятости о переводе на сокращенную рабочую неделю работников и введении отпусков по инициативе администрации.
На конец 2009 года в службе занятости на учете состояло 10,4 тысячи официально зарегистрированных безработных, число безработных с начала года увеличилось в 3,9 раза. Количество вакансий сократилось в 3,6 раза и по состоянию на 01.01.2010 составило 1,7 тысячи рабочих мест. Уровень регистрируемой безработицы достиг 2,7%.
Кроме того, среди основных проблем следует отметить рост негативных социальных явлений, таких как неуклонное сокращение количества имеющихся вакансий, структурный дисбаланс спроса и предложения. На рынке труда при наличии вакансий потребность в кадрах не может быть удовлетворена из-за несоответствия соискателей качественно новым требованиям работодателей.
Снижение напряженности на рынке труда
В целях снижения напряженности на рынке труда с 2009 года в городе реализуются областная целевая программа "Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области" на 2009 год, ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения города Ярославля" на 2009 - 2010 годы. Данные программы направлены на повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, а также стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
В 2010 году планируется продолжение реализации вышеуказанных целевых программ, в связи с этим принята региональная адресная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2010 год. На реализацию программы город Ярославль планирует получить из федерального бюджета более 190 млн. рублей, в том числе на организацию общественных работ и стажировку выпускников образовательных учреждений в муниципальных учреждениях города 44 млн. рублей.
Оплата труда
На протяжении последних 5 лет наблюдался рост заработной платы в среднем на 20-23%, в условиях кризиса темпы роста значительно снизились, а в ряде отраслей было отмечено снижение уровня заработной платы относительно 2008 года. Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних организаций города в 2009 году составила 17 941 рубль.
"Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям города Ярославля"
"Среднемесячная заработная плата по видам отраслей за 2009 год"
В настоящее время среди отрицательных моментов следует отметить: снижение темпов роста заработной платы, значительное различие в уровне оплаты труда между различными секторами экономики города (от 11596 рублей до 33899 рублей) и наличие в ряде организаций задолженности по заработной плате, образовавшейся в результате финансово-экономического кризиса.
Финансовая инфраструктура
Финансовая инфраструктура является активным участником процесса воспроизводства и обеспечивает потребности экономических объектов в финансовых ресурсах. В финансовой сфере работает более 5,1 тысячи человек, что составляет 2,6% от общей численности работающих в крупных и средних организациях города.
В городе действует 48 лизинговых компаний, около 100 консалтинговых, аудиторских фирм, более 20 страховых компаний.
Наиболее активным финансовым элементом данной инфраструктуры является банковский сектор. В настоящее время в городе функционирует более 40 банков (Северный банк Сбербанка России, ЯФ ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "Регион", ООО КБ "Ярославич" и т.д.), в том числе более 30 филиалов региональных иногородних банков, в том числе филиалы Сбербанка России, ВТБ, Банка Москвы и др.
Сложившаяся ситуация в реальном секторе экономики города показывает возрастающее значение банков в решении существующих проблем. Банки осуществляют кредитование предприятий энергетики, нефтепереработки, строительства, лизинговых компаний. Так, доля Северного банка Сбербанка России, одного из лидеров региона, в 2009 году составила 46,2% на рынке кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей области.
Среди отрицательных тенденций в банковской сфере в условиях нестабильной экономической ситуации отмечается рост процентных ставок по кредитам, ужесточение условий их предоставления, сокращение сроков кредитования. В условиях кризиса в 2009 году средний уровень процентных ставок по кредитам в банках города составлял от 19% до 23% годовых, в настоящее время имеет место снижение уровня ставок.
В условиях кризиса значительно снизилась как возможность получения организациями города кредитных средств, так и сама активность предприятий в вопросах кредитования. Многие предприятия свернули свои программы технического перевооружения производства и отказались от программ инвестиционного финансирования. В 2009 году процент банковских кредитов в общей сумме заемных средств крупных и средних организаций города составил 12,5%.
Среди основных проблем, выявляющихся в ходе кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить минимальный опыт работы организаций, недостаточное наличие обеспечения (залога) либо его низкая ликвидность.
Бюджет города
От эффективности работы предприятий зависит бюджет города. В условиях непростой экономической ситуации при снижении налоговых поступлений, наличии муниципального долга бюджетная политика городских органов власти ориентирована на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов при обеспечении своевременной выплаты заработной платы и финансировании социально-значимых расходов, сокращение дефицита бюджета.
"Динамика доходов бюджета г. Ярославля"
"Динамика расходов бюджета г. Ярославля"
За 2009 год в бюджет города поступило 13,7 млрд. рублей доходов (без учета доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности). По сравнению с 2008 годом доходы бюджета увеличились на 4,8%. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 6,2 млрд. рублей, что на 1,9 млрд. рублей (или на 23,7%) меньше доходов 2008 года.
Поступление по основному доходному источнику - налогу на доходы физических лиц - снизились на 12% (-461,5 млн. рублей) в результате сокращения объемов производства и численности работающих.
Рост поступлений земельного налога к 2008 году составил 120% (+ 121 млн. рублей), единого налога на вмененный доход - 102% (+ 5 млн.рублей), налога на имущество физических лиц - 162% (+ 50 млн.рублей).
Доходы от приватизации муниципального имущества и продажи права на заключение договоров аренды земли уменьшились по сравнению с 2008 годом в 4 раза (-1,2 млрд.рублей) в связи со снижением потребительского спроса на данные объекты.
Средства от продажи акций поступили с ростом к 2008 году на 3% (+ 15 млн.рублей).
Сумма расходов бюджета города за 2009 год (без учета расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) увеличилась по сравнению с 2008 годом на 4,7% и составила 15,2 млрд. рублей. Увеличились расходы, направляемые на транспорт и дорожное хозяйство (рост в 3,2 раза), социальное обеспечение населения (на 23%).
В целях обеспечения сбалансированности городского бюджета и оптимизации расходных обязательств города в 2009 года проведено три секвестирования бюджета. В результате доходы уменьшены на 2,8 млрд.рублей, расходы на 2,1 млрд.рублей.
Муниципальная собственность
Муниципальный сектор экономики города Ярославля на 01.01.2010 включал в себя:
- 18 муниципальных унитарных предприятий;
- 1 муниципальное казенное предприятие;
- 2 муниципальных автономных учреждения;
-25 открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
- 24 открытых акционерных общества с долей акций, находящихся в муниципальной собственности города, менее 100%.
Большинство муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, доля акций которых находится в муниципальной собственности города, имеют положительный финансовый результат. По итогам 2009 года муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами, 100% акций которых находится в муниципальной собственности города Ярославля, получено 56,5 млн. рублей чистой прибыли. Убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности получили 10 организаций из 46.
Обеспечены учет имущества казны города и ведение реестра муниципальной собственности. Принимаются меры по контролю за эффективным использованием муниципальной собственности.
Одной из проблем функционирования муниципальных предприятий является применение общеустановленной системы налогообложения, которая увеличивает цену товаров, работ, услуг при участии в конкурсных процедурах по размещению муниципального заказа наравне с предприятиями малого бизнеса, цена на услуги которых значительно ниже благодаря применению упрощенной системы налогообложения. Кроме того, следует отметить проблему неэффективного использования имеющихся площадей и специализированного парка машин и оборудования, а также значительный износ основных фондов, требующих финансовых вложений в ремонт и модернизацию.
Основные экономические показатели города Ярославля
На 01.01.2010 в городе Ярославле зарегистрировано 29,4 тысячи организаций (27 тысяч - на 01.01.2009), из них 90,1% - частной формы собственности.
Основной экономический потенциал города составляют 2342 организации промышленности, 3910 организаций строительства, 12451 организация оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, 1567 организаций транспорта и связи, 5062 организации по работе с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 1632 организации по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Оборот крупных и средних организаций по городу за 2009 год составил 211,3 млрд. рублей.
"Оборот организаций города Ярославля по видам экономической деятельности в 2009 году"
Город имеет развитую многоотраслевую промышленность, которая составляет основу экономики города. Промышленными предприятиями выпускается 66,2% товаров и услуг, производимых в городе.
"Структура отгруженных товаров собственного производства в 2009 году"
За период 2005 - 2008 гг. наблюдалась положительная динамика основных экономических показателей развития города. Но мировой финансово-экономический кризис самым непосредственным образом отразился на экономике города Ярославля - затронута деятельность большинства отраслей. Предварительные итоги социально-экономического развития города за 2009 год свидетельствуют о замедлении темпов роста отдельных показателей, а в некоторых случаях их снижении по сравнению с 2008 годом.
В результате экономически нестабильной ситуации в 2009 году падение объемов производства в промышленности города составило 16,1%. Наибольшее снижение объемов отгруженных товаров по сравнению с 2008 годом произошло:
- в производстве транспортных средств и оборудования - на 50,4% (ОАО "Автодизель" на 59,5%, ОАО "ЯЗДА" на 51,4% и др.);
- в обработке древесины и производстве изделий из дерева- на 46,1% (ООО "Славмебель" на 48,8% и др.);
- в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 41,5% (ОАО "Ярославский комбинат строительных материалов" на 86,5%, ЗАО "Новый завод ЖБК" на 64,2%, ЗАО "Железобетон" на 61,9%, ОАО "Ярославский завод силикатного кирпича" на 59,4% и др.);
- в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 36,7% (ФЛ ОАО "Мостостройиндустрия" завод N 50 на 66,4%, ОАО "Ярославский завод Стройтехника" на 50% и др.).
Увеличение объемов отгруженных товаров произошло в производстве нефтепродуктов и кокса на 17,6% (ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на 17,4%).
"Динамика отгруженных товаров (работ, услуг) промышленного производства по крупным и средним организациям"
За последние годы в экономике города значительно возросла роль малого бизнеса. По состоянию на 01.01.2010 в городе Ярославле осуществляли свою деятельность 16886 малых предприятий, включая микропредприятия, средняя численность работников которых составила 56,4 тысячи человек. Удельный вес объема производства малых предприятий в общем объеме производства составляет - 26,4%.
"Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малыми организациями города"
На протяжении последних лет прослеживаются стабильные положительные тенденции увеличения объемов производства, численности работников малых предприятий.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения поддержки конкретных категорий субъектов малого предпринимательства в различных вопросах в городе работает Межрегиональный инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, деятельность которого направлена на имущественную и финансовую поддержку малых предприятий в течение 3-летнего периода их становления, реализуется долгосрочная целевая Программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В качестве ключевых проблем в экономической сфере города остаются нерешенными:
1. Спад объемов производства, рост безработицы в условиях финансово-экономического кризиса.
2. Ограниченный доступ к капиталу (недостаток привлекательных объектов для инвестирования; сохраняется недостаточная активность стратегических инвесторов, вследствие недостаточной информированности; ограниченный доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования).
3. Моральный и физический износ основных фондов, а также недостаточные темпы их обновления.
4. Значительные издержки производства за счет низкого технологического уровня большинства производств.
5. Неэффективное использование существующих производственных территорий.
6. Недостаточное использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы.
7. Трудности доступа к финансовым ресурсам, сложности при аренде и выкупе хозяйственных помещений, оформлении земельных участков.
8. Недостаточный объем маркетинговой информации и неразвитость информационной инфраструктуры.
9. Неэффективная кадровая политика, низкий уровень управления и организации труда, недостаток квалифицированных менеджеров, отсутствие молодых сотрудников.
Инвестиции
Инвестиционные вложения в производственной сфере позволяют предприятиям более активно заниматься вопросами реконструкции, технического перевооружения и модернизации производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 25,2 млрд.рублей, что по сравнению с 2005 годом выше в 1,2 раза. Основными направлениями использования капитальных вложений являлись возведение зданий нежилого назначения и сооружений (51,9%), приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря (40,3%), строительство жилья (7,6%).
"Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям"
В целях стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в городе оказывается муниципальная поддержка в формах: информационной поддержки, предоставления налоговых льгот, муниципальных гарантий. В городе Ярославле в 2009 году реализовывалось 22 инвестиционных проекта 17 предприятиями города.
Наиболее крупные из них: ОАО "Ярославский шинный завод" (2 проекта общей стоимостью - 2,0 млрд. рублей), ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" филиал "Балтика-Ярославль" (4 проекта общей стоимостью 1,7 млрд.рублей), ЗАО "Локотранс" (стоимость проекта - 1,5 млрд.рублей), ООО "ЭКО" (стоимость проекта - 923 млн.рублей), ОАО "Ярославльводоканал" (стоимость проекта - 796,5 млн. рублей), ООО "Астрон Билдингс" (стоимость проекта - 753,0 млн.рублей), ООО "Сонопресс" (стоимость проекта - 451 млн.рублей).
Кроме того, из земельного участка площадью 210 га, прилегающего к городу Ярославлю, 23 га предоставлено ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" в аренду для строительства скважин пресной воды, 25 га - ЗАО "РОСТЭК-Верхняя Волга" в аренду для строительства таможенно-транспортного логистического центра, 50 га - ЗАО "Комацу Мэнуфакчуринг Рус" в аренду для строительства завода по производству строительной техники. Из земельного участка площадью 114 га 17,2 га продано на аукционе в собственность ЗАО "Никомед" для строительства завода по производству лекарственных форм.
"Стоимость инвестиционных проектов по бизнес-планам"
"Динамика по начислению налогов в городской бюджет от инвестиционной деятельности предприятий, включенных в Перечень инвестиционных проектов г. Ярославля и созданию рабочих мест"
Строительство
Для планирования социально-экономического развития и проведения грамотной инвестиционной политики в городе утвержден Генеральный план города Ярославля, определивший основы территориального планирования и градостроительной политики до 2020 года. В декабре 2009 года в Генеральный план города Ярославля были внесены изменения, касающиеся уточнения границ функциональных зон с учетом существующего землепользования, выполнения схем в электронном виде и приведения документов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Ярославской области. Также в 2009 году были утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля.
В строительном секторе города Ярославля осуществляет свою деятельность 51 крупная и средняя организация. Объем работ по виду деятельности "Строительство" по итогам 2009 года составил 8,6 млрд.рублей или 88,6% к прошлому году.
"Основные показатели строительной деятельности по кругу крупных и средних организаций"
В докризисный анализируемый период (2004 - 2008 годы) отмечался стабильный рост ввода в действие жилых домов. В 2009 году наблюдалось снижение потребительского спроса на квартиры в строящихся домах, в первую очередь за счет сокращения объемов ипотечного кредитования. За 2009 год предприятиями и организациями всех форм собственности введено в эксплуатацию 203,7 тыс. кв. м жилья.
"Введено общей площади жилых домов"
Одной из наиболее острых проблем в городе Ярославле в настоящее время является проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в непригодном для проживания жилищном фонде.
"Расселение ветхого и аварийного жилищного фонда 2006 - 2009 годов"
В 2009 году в целях улучшения жилищных условий горожан в городе осуществлялась реализация программ: "Переселение граждан, проживающих на территории города, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2006 - 2010 годах в рамках подготовки к празднованию 100-летия г. Ярославля", "Социальная поддержка жителей города Ярославля при приобретении (строительстве) жилья", "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле". Кроме того, улучшение жилищных условий также осуществляется в рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных законодательством категорий граждан (граждане, уволенные с военной службы, подвергшиеся воздействию радиации, вынужденные переселенцы, выехавшие из районов Крайнего Севера) и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В условиях кризиса в целях стимулирования развития жилищного строительства мэрией города ведется работа по проектированию и строительству жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. Площадь однокомнатной квартиры от 32 до 41 кв. м, двухкомнатной квартиры 52-60 кв. м.
Основными проблемами в строительном комплексе являются:
- недостаток квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей;
- несвоевременные расчеты с участниками строительного процесса;
- отсутствие сформированного портфеля заказов строительных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обуславливающее внутреннюю миграцию рабочих, сокращение в конкретных организациях и, как следствие, повышение уровня безработицы;
- отсутствие учета специфики строительной отрасли при формировании государственных и муниципальных заказов на проектирование, строительство и реконструкцию объектов в рамках проведения аукционов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (отсутствие критерия снижения цены в рамках размера плановой прибыли приводит на рынок организации, работающие по "черным" схемам оплаты труда, и недобросовестных подрядчиков).
Транспорт
Город Ярославль является важным транспортным узлом - с железнодорожного вокзала Ярославль-Главный каждый год отправляются в путь сотни тысяч пассажиров, и крупным речным портом, через который проходят миллионы тонн грузов. Ярославский речной порт через систему каналов имеет выход в Белое, Балтийское, Азовское, Каспийское и Черное моря. Ярославль - столица старейшей и самой протяженной магистрали страны - Северной железной дороги. Через город проходят железнодорожные ветки "Москва - Архангельск", "Санкт-Петербург - Самара". Город располагается на трассе федерального значения М8 "Москва - Холмогоры", осуществляющей связи северных регионов с центром страны.
В городской инфраструктуре транспорт занимает особое место, его устойчивая и эффективная работа является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, улучшения условий жизни населения. На долю организаций транспорта приходится 10,3% от общего оборота крупных и средних организаций города. Транспортная инфраструктура включает два железнодорожных вокзала, три автостанции, речной порт, два железнодорожных и пять автодорожных мостов.
Происходящий финансово-экономический кризис значительно повлиял на состояние транспортной сферы города. В 2009 году транспортными предприятиями перевезено 4,5 млн.тонн грузов, что на 27,9% меньше, чем в 2008 году. Грузооборот организаций транспорта уменьшился на 11,5% и составил 287,7 млн.тонно-километров. Грузооборот водного транспорта уменьшился на 40,2% и составил 79,1 млн. тонно-километров.
"Объемы перевозок грузов крупными и средними организациями транспорта"
Перевозки пассажиров на территории города Ярославля осуществляются автомобильным, наземным электрическим (троллейбусы и трамваи) и внутренним водным пассажирским транспортом. В социальном секторе пассажирских перевозок на территории города действует 60 внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров, в том числе: 48 автобусных, 8 троллейбусных и 4 трамвайных. Перевозки пассажиров в коммерческом секторе организованы по 40 маршрутам автобусами, осуществляющими регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте. В среднем, ежедневно в утренние часы "пик" по внутримуниципальным регулярным маршрутам работает около 1000 единиц всех видов пассажирского транспорта.
"Виды пассажирского транспорта г. Ярославля"
В условиях кризиса в связи с переходом отдельных предприятий города на сокращенный график работы сократился пассажиропоток, что явилось одной из причин получения перевозчиками незапланированных убытков.
Среди положительных моментов в развитии транспортной инфраструктуры можно назвать увеличение числа фирм, сопутствующих развитию рынка транспортных услуг - автосервис, заправки, мойки, продажа автомобилей, автошколы и т.д. Растет доля малого бизнеса и в секторе автотранспортных перевозок.
Среди основных проблем в транспортной сфере города следует отметить следующие:
1. Низкая пропускная способность улично-дорожной сети в городе.
2. Отсутствие специальных полос движения на основных магистральных направлениях для пассажирского транспорта общего пользования.
3. Прогрессирующее старение парка пассажирского транспорта.
4. Государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки и ежегодное увеличение цен и тарифов на услуги естественных монополий приводят к проявлению у транспортных предприятий убытков.
Связь
В 2009 году населению города предоставлялись услуги местной телефонной связи 25 операторами. Во всех сегментах телекоммуникационного рынка оператор Верхневолжский филиал ОАО "ЦентрТелеком" предоставляет услуги местной и внутризоновой телефонной связи, документальной связи, передачи данных, доступ в Интернет по коммутируемым и выделенным каналам, услуги кабельного телевидения, проводного вещания.
Услуга подвижной радиотелефонной связи представлена Ярославскими филиалами следующих компаний: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "Вымпел-коммуникации", региональным отделением Северного филиала ЗАО "Мобиком-Центр", ЗАО "Ярославль-GSМ" и т.д. Операторы внедряют технологию мобильной связи третьего поколения - набор услуг, который объединяет высокоскоростной мобильный доступ к услугам сети Интернет и технологию радиосвязи, которая создаёт канал передачи данных. Введена и усовершенствуется система оплаты услуг в режиме "on line", предоставляются услуги Центра поддержки клиентов (Call-центр). Для предприятий и организаций создаются мультисервисные сети (голос, видео, данные), что позволяет использовать весь потенциал современных информационных технологий для эффективного функционирования компаний и оптимизации внутренних бизнес-процессов предприятий.
Вещание общероссийских и городских теле- и радиопрограмм обеспечивают: филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", филиал ФГУП "Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр", ОАО "Ярославльтелесть", ОАО "Городской телеканал", Ярославская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Ярославия", ООО "Независимое ТелеМедиа" и другие.
В Ярославле продолжаются работы по развитию услуг связи для целей кабельного вещания. В 2009 году у населения города появилась возможность принимать по сети ОАО "Ярославльтелесеть" 23 телевизионных канала в аналоговом формате и 40 каналов в цифровом. Обеспечивается устойчивый прием базового пакета из 9 общегосударственных телеканалов: "Первый канал", "Культура", "Россия", "Спорт", "НТВ", "Петербург 5 канал", "Российский информационный канал (Вести 24)", "Детский мир/Телеклуб" и "НТМ".
Усовершенствуется в городе и организация почтовой связи. ФГУП "Почта России" предоставляет населению услуги почтовой связи по сети, состоящей из 45 отделений почтовой связи.
На сегодняшний день крупными и средними организациями связи предоставляется 6,6% услуг от общего объема работ и услуг, производимых в городе Ярославле. Прирост объема работ и услуг относительно предыдущего года составил 3,9%. Среднесписочная численность работников этой сферы насчитывает около 5,2 тыс. человек или 2,7% от общей численности работающих на крупных и средних организациях города. Заработная плата на 1% выше среднегородского показателя и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,9%.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество является одной из важных составляющих экономики города. Ярославль является активным внешнеторговым партнером. Мэрия города Ярославля заключила соглашения об экономическом и социально-культурном сотрудничестве со многими городами и в России, и за рубежом.
Предприятия города осуществляют внешнеторговую деятельность с 66 странами мира, при этом продукция экспортируется в 51 страну мира, а импортируется из 40 стран.
Показатели экспорта в 2009 году снизились на 47,5% относительно 2008 года и составили 158,0 млн.долларов США. Показатели импорта увеличились на 36,8% и составили 197,0 млн.долларов США.
В структуре внешнеторговых отношений предприятий города со странами дальнего зарубежья преобладают операции импорта, со странами СНГ - операции экспорта. Основной объем экспорта и импорта традиционно составляет продукция химической и машиностроительной отраслей. В 2009 году объем внешнеторгового оборота составил 355,8 млн. долларов.
Потребительский рынок товаров и услуг
"Количество предприятий стационарной торговли, общественного питания и бытового обслуживания"
За последние годы структура потребительского рынка претерпела значительные изменения. В городе значительно увеличилось число крупных торговых центров с широким ассортиментом товаров и дополнительных услуг, высоким качеством обслуживания населения и со своей ценовой политикой. Муниципальным правовым актом ежегодно утверждается перечень мест для размещения мест уличной торговли. В 2009 году в этот перечень было включено 190 мест, за счет чего дополнительно было создано более 350 рабочих мест. Такое же количество мест для размещения объектов уличной торговли сохранено и в 2010 году. Создаются логистические системы для управления товарными, информационными, денежными и транспортными потоками. Благодаря этому торговая сеть (количество единиц) в городе увеличилась на 11,8%, общественное питание на 8,6%, бытовое обслуживание на 27,3%. Ассортимент товаров в городе отличается разнообразием. Активная политика социальных преобразований в Ярославле способствует дальнейшему развитию предприятий потребительского рынка и услуг, отвечающих современным требованиям.
На 01.01.2010 в Ярославле насчитывалось более 3,6 тысяч стационарных организаций потребительского рынка и услуг, из них более 2 тысяч - в розничной торговле, 741 - в общественном питании, 827 - в бытовом обслуживании, 28 рынков. Кроме того, в городе более 1 тысячи объектов мелкорозничной сети.
Уровень обеспеченности населения города Ярославля объектами торговли на 1 тысячу жителей составляет 985 кв. метра, в общественном питании - 32 посадочных места, в бытовом обслуживании - 8 рабочих мест.
Уровень обеспеченности
|
Норматив на 1000 жителей |
Обеспеченность объектами торговли |
- непродовольственными товарами - 180 кв. м; - продовольственными товарами - 100 кв. м; |
Обеспеченность объектами в общественном питании |
40 посадочных мест |
Обеспеченность объектами в бытовом обслуживании |
- пошив и ремонт одежды - 3,6 рабочих места; - ремонт обуви - 0,59 рабочих места; - парикмахерские услуги - 2,0 рабочих места; - ремонт бытовых машин и приборов - 0,62 рабочих места; - ремонт радиотелевизионной аппаратуры - 0,4 рабочих места; - фотоуслуги - 0,4 рабочих места |
Состояние товарных запасов в розничной и оптовой торговле города в целом стабильное и обеспечивает запросы различных социальных групп населения в продовольственных товарах.
По итогам 2009 года оборот розничной торговли по крупным и средним организациям составил 19,0 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 18,2% ниже уровня 2008 года. В структуре оборота розничной торговли крупных и средних предприятий удельный вес продовольственных товаров в 2009 году составил 56,1%, непродовольственных товаров - 43,9%.
Даже в условиях кризиса в 2009 году в городе имела место определенная стабильность отпускных цен на социально-значимые продукты местных производителей муки, хлеба и молочных продуктов.
"Оборот розничной торговли крупных и средних организаций"
"Оборот общественного питания крупных и средних организаций"
Оборот общественного питания по итогам 2009 года составил 1,1 млрд.рублей, что на 21% ниже уровня 2008 года.
Объем платных услуг, оказанных организациями населению города за 2009 год (по всем каналам реализации), составил 20,6 млрд.рублей, снизившись на 15,8% относительно 2008 года.
"Объем платных услуг населению крупных и средних и малых организаций"
Население израсходовало 202 млрд. рублей на покупку товаров и оплату услуг что на 1% больше, чем в 2008 году. В структуре денежных доходов населения большая часть средств была использована на покупку товаров и оплату услуг - 62,5% (в том числе на оплату услуг 14,6%), отложено сбережений - 13,8%, на оплату обязательных платежей и взносов - 10,5%.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Основными задачами отрасли жилищно-коммунального хозяйства является проведение работ по улучшению состояния жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, обеспечение необходимого уровня обслуживания ярославцев, санитарного состояния мест их проживания и отдыха. Удельный вес жилищного фонда, обеспеченного холодным водоснабжением составляет 99,8%, горячим водоснабжением - 98,4%, канализацией - 99,5%, центральным отоплением - 98,7%.
Основные показатели развития инженерной инфраструктуры
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Водопровод | ||||||
Общая протяженность сетей, км |
980,0 |
984,5 |
993,6 |
1025,4 |
1024,9 |
1043,8 |
Мощность водопроводных сетей, тыс.куб.м в сутки |
325 |
325 |
325 |
325 |
300 |
300 |
Отпуск воды потребителям, млн.куб.м |
107,2 |
105,5 |
104,8 |
101,1 |
101,9 |
90,7 |
в том числе населению |
44,4 |
43 |
42,9 |
41,9 |
41,6 |
39,5 |
Затраты на ремонт сетей, млн.руб. |
11,0 |
22,7 |
23,5 |
25,3 |
32,3 |
55,5* |
Водоотведение | ||||||
Общая протяженность сетей, км |
840,5 |
844,4 |
850,9 |
872,1 |
872,1 |
892,5 |
Мощность очистных сооружений, тыс.куб.м в сутки |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Пропущено сточных вод, млн.куб.м |
90,3 |
87,5 |
86,2 |
85 |
83,8 |
74,9 |
в том числе населению |
60,3 |
59,1 |
58,1 |
57,1 |
56,3 |
53,4 |
Из общего объема прошло через очистные сооружения (с учетом ливневых стоков), млн.куб.м |
154,2 |
149 |
148,5 |
144,8 |
132 |
118,4 |
Затраты на обслуживание сетей ливневой канализации, млн.руб. |
8 |
14,1 |
19,1 |
2,3 |
34,4 |
40 |
Тепловые сети | ||||||
Общая протяженность сетей, км |
578,9 |
583,6 |
585,7 |
532 |
578 |
840 |
Число теплоэлектростанций, ед. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Число котельных, ед. |
72 |
71 |
71 |
71 |
68 |
68 |
Реализация тепловой энергии, тыс. Гкал |
8619,4 |
8802 |
8695 |
8623,2 |
8427,8 |
8606,6 |
в том числе для населения |
2768,7 |
2808 |
2772 |
3054,1 |
2858,9 |
3030,6 |
* реконструкция и строительство за счет средств ОАО "Ярославльводоканал"
Ежегодно производится ремонт улично-дорожной сети, выполняются работы по замене асфальтобетонного покрытия на плиточное, выполняется капитальный ремонт мостов и других сооружений.
Разработаны и внедряются мероприятия по энергосбережению, на реализацию которых в рамках целевой программы "Энергосбережение в городе Ярославле" направляются средства Фонда "Энергоэффективность", внебюджетные средства.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства планируются к реализации:
- государственная и областная целевая программа "Чистая вода", для чего необходимо обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений водоснабжения "Воздвиженье" мощностью 100 тыс. куб. м/сут.;
- областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на объектах города, в т.ч. оптимизация существующей схемы теплоснабжения потребителей города Ярославля за счет переключения нагрузки с 7 котельных ОАО "Яргортеплоэнерго" на ОАО "ТГК-2" и установки приборов учета коммунальных ресурсов.
В рамках кредитного договора с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) проводились работы по модернизации насосных станций на Северной водопроводной станции, введен в эксплуатацию водовод до строящегося микрорайона мощностью 100 тыс. куб. м/сут. Введена на полную мощность 3-я очередь городских очистных сооружений канализации.
С 2008 года на территории города Ярославля ведется работа по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За 2008 - 2009 годы отремонтировано 786 домов, где проживает 152,8 тыс. чел., израсходовано средств на сумму 1274,1 млн.руб.
"Динамика выделения средств по капитальному ремонту многоквартирных домов за всех источников финансирования"
В 2010 году работа по капитальному ремонту жилищного фонда с учетом средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет продолжена.
В жилищно-коммунальном хозяйстве основными проблемами являются: ежегодный рост стоимости коммунальных услуг, высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети города, недостаточность средств на развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, дефицит квалифицированных подрядных организаций по ремонту жилищного фонда.
Экологическая безопасность
За последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения загрязнения атмосферного воздуха от стационарных источников промышленных предприятий. Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу идет за счет внедрения новых прогрессивных технологий, оснащения источников выбросов на крупных промышленных предприятиях эффективными пылегазоочистительными установками. Динамика сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты города с каждым годом сокращается.
На предприятиях города ежегодно образуется более 500 тысяч тонн отходов. Часть отходов вторично используются на самих предприятиях, частично передается специализированным организациям для использования, обезвреживания, хранения или захоронения.
Практически решена проблема организации системы централизованного вывоза бытовых отходов с территории частной жилой застройки города, где для сбора и транспортировки бытовых отходов дополнительно используются бункеры, позвонковые мусоровозы, постоянно ведется работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок.
Несмотря на ряд принятых мер по снижению экологической напряженности в городе в настоящее время сохраняются следующие проблемы:
- состояние атмосферного воздуха продолжает характеризоваться высоким уровнем загрязнения;
- недостаточная эффективность очистки сточных вод, высокие объемы отведения неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;
- сохранение загрязнения промышленными и бытовыми отходами.
Образование
В муниципальную систему образования Ярославля входит 345 учреждений, в том числе: 180 дошкольных, 108 общеобразовательных, 37 учреждений дополнительного образования. По программам художественно-эстетической направленности в центрах, домах детского творчества обучаются около 11 тысяч детей, более 13,6 тыс. детей занимаются в объединениях спортивного профиля, в том числе 10,7 тыс. в детско-юношеских спортивных школах. Среднесписочная численность работников в системе образования составляет 26,2 тыс. человек, среднемесячная заработная плата работников - 11607,4 руб.
Сеть дошкольных учреждений в городе стала многофункциональной; дошкольные образовательные учреждения города работают по программам нового поколения; внедряются новые формы дошкольного образования, такие как кратковременное пребывание детей в детских садах, повысились требования к воспитанию и обучению дошкольников.
Актуальной проблемой в системе дошкольного образования по-прежнему остается увеличение числа мест в дошкольных учреждениях. Так с 2006 по 2009 год количество мест увеличено с 20547 до 22632. До 01.09.2012 в существующих детских садах планируется создание дополнительных 1068 мест.
"Численность детей, посещающих дошкольные учреждения"
В целях развития системы дошкольного образования и увеличения числа мест в дошкольных учреждениях в городе строятся новые детские сады, используются внутренние резервы системы дошкольного образования. Если в 2006 - 2007 годах были восстановлены 13 групп в детских садах, в 2007 - 2008 - 9 дополнительных групп, то в 2009 году открыто 19 групп в детских садах всех районов города. Численность воспитанников в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составляет 26,2 тыс. человек при нормативном количестве 22,6 тысяч мест.
"Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях"
На 01.01.2010 в городе насчитывалось 89 общеобразовательных школ. Наблюдается ежегодное сокращение численности учащихся, что объясняется низкой рождаемостью в 1993 - 2000 годах. Прослеживается тенденция сокращения количества школ, ведущих занятия в несколько смен. Ежегодно растет число детей, посещающих учреждения дополнительного образования, и численность их преподавательского состава. На 01.01.2010 число учащихся, занимающихся в них, составило 33,7 тыс.человек, число педагогических работников - 1828 человек.
В Ярославле сформирован мощный научный потенциал. В настоящее время в городе работает 10 государственных высших учебных заведений, а с учетом коммерческих вузов - 22. В научных и учебных организациях города работает 1600 докторов и кандидатов наук.
Основные проблемы в системе образования:
- сокращение числа школьников, ставшее результатом демографической ситуации;
- наличие диспропорции на рынке труда вследствие ориентации существенной части выпускников школ на высшее образование. В результате при избытке кадров с высшим образованием растёт потребность экономики в квалифицированных рабочих кадрах;
- проблема трудоустройства выпускников вузов.
Здравоохранение
Сеть муниципальных организаций здравоохранения представлена 14 стационарами, 33 поликлиниками, 19 стоматологическими поликлиниками и отделениями, Станцией скорой медицинской помощи и др.
В муниципальных учреждениях отрасли работает 2,5 тыс. врачей и 3,7 тыс. среднего медицинского персонала. Среднемесячная заработная плата работников в отрасли "Здравоохранение" - 11596 рублей.
"Число стационарных коек в муниципальных учреждениях"
"Общее число пациенто-дней в дневных стационарах всех типов, тыс."
Основные показатели, характеризующие работу отрасли "Здравоохранение"
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Число муниципальных учреждений здравоохранения, ед. |
29 |
28 |
27 |
28 |
26 |
26 |
Численность врачей - всего, чел. - в расчете на 10 000 чел. населения |
2 604 42,8 |
2 558 42,3 |
2 607 43,2 |
2 498 41,3 |
2 503 41,3 |
2 516 41,5 |
Численность среднего медицинского персонала - всего, чел. - в расчете на 10 000 чел. населения |
4 080
67,1 |
3 913
64,6 |
3 957
65,5 |
3 780
62,5 |
3 745
61,9 |
3 687
60,8 |
Число больничных коек - всего - в расчете на 10 000 чел. населения |
4 665 76,6 |
4 430 74 |
4 405 73,6 |
3 995 72,7 |
3 985 65,8 |
3 771 62,6 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену - в расчете на 10 000 чел. населения |
11 870
195,1 |
11 870
196,1 |
12 175
201,7 |
12 295
203,5 |
12 295
203,2 |
12 295
202,8 |
Число пациенто-дней в дневных стационарах всех типов, тыс. |
166,7 |
165,8 |
175,3 |
184,3 |
197,7 |
204,2 |
Совокупные расходы на здравоохранение города Ярославля за последние годы значительно возросли и составили в 2009 году 2 542,2 млн. рублей. В сравнении с 2004 годом (за 5 лет) рост произошел почти в 4 раза.
Рост отраслевых расходов положительно отразился и на увеличении подушевого финансирования. Показатель подушевого финансирования в 2009 году возрос в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом и составил 3 228,6 руб.
Стоимость одного койко-дня в среднем составила 897,8 руб., одного посещения в поликлинику - 125 руб., 1 выезда скорой помощи - 955,7 рубля, 1 дня лечения в дневном стационаре при поликлинике - 246 руб. Таким образом, фактические расходы на единицу объема медицинской помощи превышают нормативы Российской Федерации, причем самый большой прирост (около 20%) наблюдается по стоимости самого затратного вида медицинской помощи - койко-дня в стационаре.
В течение последних 5 лет департаментом здравоохранения мэрии города Ярославля проводились мероприятия по оптимизации работы стационарного коечного фонда: в общей сложности по городу с 2004 года сокращено 890 неэффективно функционирующих круглосуточных коек, организованы койко-места дневного пребывания (общая мощность дневных стационаров в 2009 году составила 609 пациенто-мест).
Таким образом, задачей органов управления здравоохранения мэрии города Ярославля на среднесрочную перспективу является смещение части объемов медицинской помощи на внебольничный этап, что позволит создать необходимые условия для повышения эффективности расходования средств в здравоохранении.
Основными проблемами в сфере здравоохранения являются: сохраняющаяся сложная медико-демографическая ситуация (продолжающаяся естественная убыль населения, обусловленная превышением уровня смертности над рождаемостью, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, главным образом, у мужчин, в основном по причине заболеваний органов кровообращения, травм и отравлений, увеличение доли старших возрастных групп до 28%), значительный уровень заболеваемости социально значимыми болезнями, на первом месте из которых - сердечно-сосудистая патология, ухудшение здоровья детей, подростков и женщин репродуктивного возраста, отсутствие мотивации населения на здоровый образ жизни, ответственности за свое здоровье.
Культура
В современном Ярославле работает более 80 учреждений культуры: музеи, театры, выставочные и концертные залы, дворцы и дома культуры, досуговые центры, цирк, библиотеки, высшие и средние учебные заведения культуры, детские школы искусств.
Сеть муниципальных учреждений культуры города Ярославля составляют 28 учреждений:
- в 10 муниципальных домах и дворцах культуры, в Городском джазовом центре самодеятельным творчеством занимается 9,6 тыс. человек, ежегодно проводится более 3,6 тыс. мероприятий, работает 298 самодеятельных объединений, кружков, студий. Занятия более чем в 80% детских досуговых объединений проводятся бесплатно;
- фонд Музея истории города Ярославля насчитывает 22292 единицы хранения, число посетителей - более 34 тысяч человек в год. В 2008 году на Всероссийском музейном фестивале в Москве Музей истории города Ярославля признан лучшим среди провинциальных музеев России;
- в 13 детских школах искусств г. Ярославля обучается более 4,5 тыс. человек. Значительны достижения творческих коллективов и учащихся ДШИ - лауреатов конкурсов, фестивалей городского, регионального, российского и международного уровней;
- в кинозрелищном центре "Массовые зрелища" (кинотеатр "Октябрь") проводятся 1600 киносеансов в год, число зрителей - 20 тысяч человек. Стоимость билетов в кинотеатре "Октябрь" самая низкая в городе, проводится большое количество благотворительных программ;
- в августе 2008 года состоялось открытие Ярославского зоопарка. Сегодня в зоопарке на 24 гектарах размещается более 1600 животных различных видов. За 2009 год зоопарк посетило более 300 тысяч ярославцев и гостей города;
- в Ярославле работает 31 муниципальная библиотека, объединенная в 2 централизованные библиотечные системы. Книжный фонд муниципальных библиотек на 01.01.2010 составил 2053 тысячи экземпляров, число компьютеров - 184 штуки. На 01.01.2010 число читателей муниципальных библиотек составило 183 тысячи человек.
Ежегодный анализ основных показателей деятельности отрасли "Культура" свидетельствует об обеспечении потребности населения в культурно-досуговой деятельности и возможности выбора ярославцами как имеющихся услуг учреждений, так и новых внедряемых форм организации досуга.
Однако, несмотря на ежегодную положительную динамику показателей работы отрасли, остается очевидным несоответствие между современными культурными запросами горожан и возможностями их выполнения муниципальными учреждениями культуры. В связи с этим необходимо усиление связи между финансированием учреждения и результатами его работы, расширение информационного поля деятельности учреждений, использование ресурсов новых технологий, повышение уровня методической работы, внедрение системы непрерывного образования, развитие проектной деятельности в отрасли, качественное изменение кадрового состава и привлечение молодых квалифицированных кадров, укрепление материально-технической базы и более объемное комплектование и обновление книжных фондов библиотек.
Туризм
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений экономики города, особенно в преддверии празднования 1000-летия Ярославля. Благодаря развитию туризма создаются рабочие места, развиваются коммуникационные системы, обогащается культура местного населения.
Город Ярославль обладает высоким потенциалом для развития туризма. Ярославль занимает особое место в летописи России. Основой развития туристско-рекреационного потенциала города является богатейшее историко-культурное наследие - весь облик города пронизан стариной и неповторимым обаянием, присущим древнейшим городам России. В городе располагаются 785 памятников истории и культуры (7 памятников археологии, 43-истории, 13-искусства, 722-архитектуры); природно-ресурсный и научно-производственный потенциал, а также динамично развивающийся культурно-досуговый комплекс города.
В последние годы в Ярославле благодаря работе в области развития рекреационных возможностей территории города существенно увеличился приток туристов. В связи с этим ежегодно увеличивается и объем гостиничных услуг и количество занятых в этой сфере. Активно ведется строительство и модернизация объектов гостиничного комплекса, ресторанов, культурно-досуговых учреждений.
Постоянно осуществляется издание информационных материалов о Ярославле, размещение информационных материалов в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет; проводится организация ознакомительных туров для российских, зарубежных представителей туристического бизнеса и представителей специализированных средств массовой информации.
Ежегодно Ярославль принимает участие в международных, всероссийских, межмуниципальных выставках, форумах и конференциях.
Среди основных проблем в сфере туризма следует отметить недостаточное использование существующего историко-культурного потенциала, слабо развитую туристическую инфраструктуру, недостаточное разнообразие предлагаемых видов деятельности (рекреационной, культурно-познавательной, природно-познавательной и т.п.).
Физкультура и спорт
В Ярославле уделяется должное внимание развитию системы физической культуры и спорта, как средства укрепления здоровья жителей города, развитию материально-технической базы, повышению эффективности профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений среди молодёжи. Важную роль в ней играют муниципальные учреждения дополнительного образования, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские центры, которые являются начальным этапом развития спорта в городе.
В городе Ярославле 427 учреждений (из них 179 дошкольных учреждений) проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением. Общее количество систематически занимающихся составило - 89 тысяч человек. Число спортивных сооружений за 2007 - 2009 годы увеличилось на 12 единиц и составило 784 сооружения. Всю работу в 2009 году обеспечивали 1386 штатных специалистов. Только в системе образования 17 спортивных школ, в которых занимаются дети по 44 видам спорта из 87 культивируемых в городе. Кроме того, работают 7 спортивных школ управления по физической культуре и спорту и 6 ведомственных школ (общее количество 30).
"Численность занимающихся в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности"
Общее количество занимающихся в спортивных школах - 15617 человек.
В 7 муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей подведомственных управлению по физической культуре и спорту (детско-юношеские школы) организованы 256 учебных групп, в которых на бесплатной основе занимается 4055 детей и подростков.
В целях развития физической культуры и спорта на протяжении последних лет в городе активными темпами осуществляется строительство спортивных сооружений. Начиная с 2007 года по настоящее время в городе построены и сданы в эксплуатацию 8 физкультурно-оздоровительных комплексов, 2 крытых катка с искусственным льдом, воздухо-опорный легкоатлетический манеж, Дворец спорта "Торпедо", 13 мини-футбольных полей с искусственным покрытием. Ведется дальнейшая реконструкция существующих спортивных сооружений стадиона "Шинник" и конно-спортивного комплекса в Заволжском районе города.
Среди проблем в данной отрасли можно отметить:
- низкие доходы населения, которые не дают возможности динамично развиваться отечественной индустрии спорта и спортивного туризма. Такое положение отрицательно сказывается на посещение болельщиками спортивно-массовых мероприятий, тормозит развитие сферы предоставления платных спортивно-оздоровительных и спортивно-образовательных услуг;
- ухудшение состояния здоровья учащихся, что является прямым следствием их малой двигательной активности, недостаточного урочного и внеурочного занятия физической культурой. Жители города не стремятся к активному времяпрепровождению, а отдают предпочтение различным формам домашнего досуга.
Правоохранительная деятельность
Сеть отрасли "Органы внутренних дел" по состоянию на 01.01.2010 состоит из 4 учреждений: Управление внутренних дел по городу Ярославлю (в состав которого входят 6 отделов милиции и одно отделение милиции), Медицинский вытрезвитель Управления внутренних дел по городу Ярославлю, Отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции Управления внутренних дел по городу Ярославлю, Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Ярославлю. Штатная численность сотрудников милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств городского бюджета, составляет 1054 единицы.
В настоящее время в городе Ярославле созданы и действуют координационные и совещательные органы по профилактике правонарушений: городская межведомственная комиссия по профилактике правонарушений; городская антинаркотическая комиссия; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии города Ярославля; комиссия по безопасности дорожного движения при мэрии города Ярославля; городская антитеррористическая комиссия.
За период 2004 - 2009 годов органами городского самоуправления принято более 60 нормативных правовых актов по вопросам профилактики правонарушений.
Из городского бюджета осуществляются дополнительные выплаты сверх установленного денежного довольствия различным категориям сотрудников и стажерам органов внутренних дел, принимаются меры по улучшению условий службы, осуществлена реконструкция здания по техническому обеспечению городского отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения. Принимаются меры к укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.
Одним из важнейших мероприятий по реализации такого вопроса местного значения как создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка в соответствии с постановлением мэра от 28.11.2008 N 3316 было создано муниципальное учреждение "Центр охраны правопорядка города Ярославля", которое совместно с территориальными администрациями мэрии города Ярославля осуществляет организацию привлечения народных дружинников к деятельности по охране общественного порядка в городе Ярославле. Созданный в 2007 году для обеспечения взаимодействия субъектов системы профилактики правонарушений на территории города Городской штаб народных дружин успешно осуществляет работу по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, а также подготовку рекомендаций по укреплению взаимодействия между общественными формированиями граждан с органами городского самоуправления и правоохранительными органами и развитию общественных форм безопасности граждан.
Создаются условия для работы участковых уполномоченных милиции на административных участках. За 2006 - 2008 годы открыты 10 общественных пунктов охраны порядка (участковых пунктов милиции), в настоящее время их действует 49.
Принимаемые совместно с органами внутренних дел меры позволяют сохранять наметившуюся в 2006 году устойчивую тенденцию сокращения числа зарегистрированных преступлений. По итогам 2009 года зарегистрировано 11745 преступлений, что на 11,6% меньше, чем за 2008 год. Уровень преступности на 10 тысяч населения сократился с 219,4 до 193,7 преступлений.
В 2009 году произошло сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений на 9% (с 3995 до 3636), в том числе убийств - на 42% (с 71 до 41), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 8,8% (со 148 до 135), изнасилований - на 15% (с 24 до 21), грабежей на 15,2% (с 1732 до 1469), разбойных нападений - на 7,3% (с 218 до 202). Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 14,4%.
Среди основных проблем, стоящих перед правоохранительными органами, следует отметить следующие:
- уровень алкоголизации населения, которому способствуют распространение алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, изготовление фальсификата, самогоноварение в жилом секторе остается на высоком уровне;
- продолжается криминализация подростковой среды. Особую озабоченность вызывает детская безнадзорность, которая является питательной средой роста преступности;
- проблемы трудоустройства и, как следствие, отсутствие легальных доходов лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, способствуют совершению ими повторных правонарушений. Система реабилитации и адаптации бывших осужденных требует дальнейшего развития.
Молодежная политика
Молодежная политика является составной частью социально-экономической политики города и направлена на раскрытие трудового творческого потенциала молодежи в условиях стимулирования и поддержки эффективной социализации, социальной адаптации и интеграции молодежи в культурную, экономическую и политическую общественную жизнь.
В структуру отрасли "Молодежная политика" входят три подведомственных учреждения - муниципальные учреждения социального обслуживания подростков и молодежи "Ярославский городской молодежный центр", "Красный Перевал - 1", "Ярославский городской подростковый центр "Молодость" (и два филиала - подростковые клубы "Ровесник", "Юность").
На базе учреждений организована кружковая работа, действуют молодежные общественные организации и объединения, подростковые клубы.
Значительное внимание уделяется поддержке талантливой молодежи. Количество участников досуговых программ и мероприятий в 2009 году составило 43 469 молодых людей, что на 4 696 человек больше по сравнению с 2008 годом, состоялось более тридцати крупных творческих мероприятий. Наиболее крупными их них стали городская молодежная площадка "Город в неформате", приуроченная ко Дню города, открытый фестиваль современного молодежного танца, День молодежи, фестиваль творчества "Охота талантов", фестиваль креативного искусства "Иные", фестиваль дворовых команд "Добавь движения" и др.
Ежегодно проводится конкурс проектов и программ в сфере молодежной политики, предоставляющих на конкурсной основе возможность получения муниципальной поддержки в виде финансовых средств и организационно-методической помощи. Процесс развития этого направления отмечается хорошей динамикой. Возрастает количество организаций, претендующих на получение ресурса поддержки, и, как следствие, увеличивается разнообразие предлагаемых социальных услуг для молодежи.
Выработан и успешно применяется важнейший механизм реализации молодежной политики - целевые программы - 7 долгосрочных целевых программ, объектом которых выступает молодёжь города Ярославля: "Молодежь", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Ярославля", "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Ярославля", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Профилактика и предупреждение употребления наркотиков и других психоактивных веществ", "Профилактика правонарушений".
Среди основных проблем, стоящих перед отраслью, следует выделить:
- устойчивую тенденцию ухудшения здоровья у молодого поколения;
- асоциальные проявления в молодежной среде;
- трудности в вопросах трудоустройства и занятости.
Остро стоит необходимость в расширении существующей инфраструктуры отрасли "Молодежная политика", увеличении муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодежи.
Социальная поддержка населения и охрана труда
Главной задачей отрасли "Социальная политика" является реализация государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, охраны труда и социального партнерства. Предоставление социальной поддержки и оказание социальной помощи населению осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Ярославской области и решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" как за счет средств федерального, областного бюджетов, так и за счет средств городского бюджета.
Государственные полномочия по социальному обслуживанию в городе Ярославле осуществляют 7 подведомственных учреждений: 6 муниципальных учреждений социального обслуживания населения и "Дом социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий". Среднегодовое количество обслуживаемых составляет 5,6 тыс. человек.
В настоящее время большое внимание уделяется дополнительным мерам социальной поддержки жителей посредством ежемесячных выплат, предоставления льгот и компенсаций, оказания адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
"Количество семей, получивших жилищные субсидии"
В рамках адресной социальной поддержки семей в 2009 году количество семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составило 29897, средний размер субсидии - 720,06 руб.
На территории города осуществляется дополнительная социальная поддержка отдельных категорий граждан при проезде в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Увеличивается количество организаций города Ярославля, которым оказывается организационно-методическая помощь по вопросам охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений.
"Количество организаций получивших организационно-методическую помощь по охране труда"
Для граждан города, проживающих в многоквартирном жилищном фонде (ТСЖ, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативах, а также собственников жилых помещений в многоквартирных домах), и инвалидов действует механизм предоставления льгот по уплате земельного налога в размере 100% в отношении земельных участков, используемых в некоммерческих целях.
В условиях финансово-экономического кризиса уровень жизни граждан снижается, растет количество горожан, нуждающихся в социальной поддержке. Пакет социальных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, Ярославской области, не обеспечивает в полной мере достаточный уровень жизни горожан, что является дестабилизирующим фактором развития общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.