2 марта 2011 г., 15 августа 2011 г., 29 февраля 2012 г., 12 июля 2013 г., 20 декабря 2013 г., 21 января 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее отраслевое соглашение по государственным учреждениям, функционально подчиненным департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - Соглашение), разработано в целях согласования интересов работников и представителя работодателя на основе принципов социального партнерства и заключено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Федеральными законами:
- от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
- от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации",
- другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, и направленно на обеспечение стабильности и эффективной деятельности учреждений системы социальной защиты населения Ярославской области, решение трудовых, социальных и профессиональных проблем работников учреждений социальной защиты населения.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
работники государственных учреждений, функционально подчиненных департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, в лице их представителя - областной общественной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее - обком профсоюза);
работодатели - государственные учреждения, функционально подчиненные департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, в лице их представителя - департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
1.3. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, содержащими взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости и других социальных гарантий для работников государственных учреждений, функционально подчиненных департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, нормы которого обязательны для выполнения сторонами, заключившими данное Соглашение.
1.4. Обязательства и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
1.5. Соглашение распространяется на всех работников государственных учреждений, функционально подчиненным департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области и служит основой при заключении территориальных соглашений, коллективных договоров и трудовых договоров.
1.6. Законы, другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально- экономическое положение работников государственных учреждений, расширяют действие соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу.
1.7. В случае проведения реорганизационных мероприятий у представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения, но не позднее 31 декабря 2013 года.
1.8. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в текст Соглашения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения или дополнения настоящего Соглашения, заинтересованная Сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. За 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения стороны обязуются вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период или о продлении срока действия настоящего Соглашения.
1.10. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.11 . В период действия настоящего Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения (забастовок).
1.12. Представители Сторон исходят из необходимости:
- обеспечивать комплексный подход к решению вопросов реализации кадровой политики в социальной сфере, исходя из необходимости повышения престижности профессии социального работника, уровня их социально-экономической и профессиональной защиты.
- расширять практику совместной аналитической и экспертной оценки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих профессиональные, социально-экономические интересы работников системы социальной защиты населения.
II. Условия и оплата труда
2.1. В целях повышения социального статуса работников системы социальной защиты населения, престижа профессии социального работника и мотивации труда стороны договорились о следующем:
- осуществлять мониторинг в государственных учреждениях новых систем оплаты труда работников в части обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- совместно вырабатывать предложения по повышению уровня оплаты труда работников государственных учреждений;
- в установленном порядке и в пределах своей компетенции готовить предложения в Правительство Ярославской области по вопросам оплаты труда работников учреждений системы социальной защиты населения, в том числе при формировании отраслевой системы оплаты труда, об изменениях и дополнениях в нормативные правовые акты по оплате труда работников государственных учреждений, об утверждении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и их размерам;
- о выделении из областного бюджета объема ассигнований, необходимых для:
реализации в государственных учреждениях норм и гарантий, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области;
обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- ежегодно проводить областной конкурс профессионального мастерства среди различных категорий работников системы социальной защиты населения с целью развития инновационных методик и технологий в социальной работе, укрепления положительного имиджа социальных работников среди населения области, материального поощрения лучших работников сферы социальной защиты населения.
2.2. При установлении и реализации систем оплаты труда в государственных учреждениях исходить из следующего:
2.2.1. Система оплаты труда работников государственных учреждений, включающая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплаты компенсационного характера, устанавливается согласно Положению об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 09.07.2008 N 341-п (в ред. от 31.12.2009) "Об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Администрации области от 19.12.2006 N 312-а".
2.2.2. Штатное расписание государственного учреждения утверждается руководителем государственного учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного государственного учреждения в соответствии с нормативами численности работников государственных учреждений, утвержденными постановлением Правительства области и приказом департамента о предельной штатной численности, и согласовывается с департаментом.
2.2.3. Производить оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, 50% части оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.
2.3. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
2.4. Ответственность за своевременность и правильность определения размеров и выплаты заработной платы работникам несет руководитель государственного учреждения.
2.5. Утратил силу (соглашение от 29.02.2012).
2.6. Утратил силу (соглашение от 29.02.2012).
III. Рабочее время и время отдыха
3.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников учреждений определяется законодательством Российской Федерации;
- режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка государственного учреждения (приложение 1).
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (приложение 4).
Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
3.2. Привлечение отдельных работников к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа, по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Привлечение работников к сверхурочной работе - работе, выполняемой по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период), допускается в случаях и в порядке, установленном статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
3.3. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется в соответствии с графиком отпусков, утверждаемых работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления соответствующего календарного года, с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем может осуществляться с согласия работника и представительного органа работников учреждения.
Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника и представительного органа работников учреждения. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе, если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска, либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам преимущество в выборе новой даты начала отпуска имеет работник.
3.4 Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и с ненормированным рабочим днем
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.
До принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, соответствующего нормативного правового акта, определяющего условия предоставления указанной компенсации в зависимости от класса условий труда, стороны руководствуются законодательством бывшего СССР, регламентирующим эти вопросы: Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 (с изм. от 15.04.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", предоставляя отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
В стаж работы, дающий право на этот отпуск, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время более половины рабочего дня (смены).
Ненормированный рабочий день с 01.01.2014 может устанавливаться только следующим категориям работников:
- руководителю учреждения;
- водителю автомобиля руководителя.
Продолжительность дополнительного отпуска за работу с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором или иным локальным нормативным актом с учетом специфики деятельности учреждения.
(в редакции соглашения от 12.07.2013)
3.5. Педагогическим работникам государственных учреждений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".
3.6. Для женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
3.7. За непрерывный стаж работы работникам предоставляется дополнительный отпуск из расчета 1 календарный день отпуска за 5 лет работы. Непрерывный стаж, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, рассчитывается в соответствии с Приложением 5 к Положению об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства области от 09.07.2008 N 341-п.). (в редакции соглашения от 21.01.2014).
IV. Содействие занятости, повышение квалификации кадров
Стороны Соглашения договорились в рамках своих полномочий и возможностей принимать меры по предотвращению массовых увольнений, а также социальной защите высвобождаемых работников:
4.1. Анализировать состояние рынка труда в сфере социальной защиты населения, потребность в кадрах государственных учреждений социальной защиты населения, осуществлять мероприятия по обеспечению государственных учреждений социальной защиты населения кадрами в соответствии с потребностью.
4.2. Контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение гарантий и компенсаций работникам государственных учреждений при смене собственника, изменении подведомственности, функциональной подчиненности, или реорганизации государственных учреждений.
4.3. Обеспечивать при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников соблюдение трудового законодательства.
4.4. Считать критериями массового высвобождения работников государственных учреждений:
- расторжение трудовых договоров с работниками в связи с ликвидацией государственного учреждения;
- расторжение трудовых договоров с работниками в связи с сокращением численности или штата работников государственного учреждения в количестве:
25 и более человек - в течение 30 календарных дней;
200 и более человек - в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
4.5. Работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определяют численность высвобождаемых работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов работ работодатели проводят обязательные взаимные консультации с выборным органом первичной организации профсоюза и разрабатывают мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников.
4.6. При сокращении численности или штата работников учитывать кроме лиц, имеющих преимущественное право оставления на работе, указанных в статье 179 ТК РФ, также:
- работников пред пенсионного возраста (мужчин 57 лет, женщин 52
года);
- избранных в состав выборных органов организаций профсоюза, молодежных советов, комиссий;
- одиноких родителей, имеющих детей до 18-летнего возраста;
- двух и более работников из одной семьи.
4.7. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, может предоставляться время для поиска работы в течение рабочего дня. Продолжительность этого времени определяется дополнительным соглашением с работодателем или коллективным договором.
4.8. Коллективным договором может быть установлено, что работникам, уволенным в связи с сокращением численности или штата, предоставляется преимущественное право трудоустройства в соответствии с его квалификацией в данное государственное учреждение в случае создания в нем новых рабочих мест или возникновения вакансий.
4.9. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатели за счет собственных средств обеспечивают условия повышения квалификации работников.
V. Социальные гарантии и льготы
5.1. Стороны совместно:
- обеспечивают предоставление установленных законодательством Российской Федерации и Ярославской области гарантий и компенсаций работникам учреждений и их семьям;
- содействуют обеспечению работников учреждений путевками на санаторно-курортное лечение на льготных условиях.
5.2. Стороны рекомендуют:
При наличии финансовых средств предусматривать в коллективных договорах предоставление следующих видов дополнительной социальной помощи:
- социальную поддержку молодым семьям, многодетным родителям;
- выделение финансовых средств на проведение культурно-массовых мероприятий;
- поощрение работников за многолетний труд;
- предоставление дополнительных выходных дней с сохранением средней заработной платы в случаях:
бракосочетания самого работника (три календарных дня),
рождения ребенка (два календарных дня для мужа),
смерти детей, родителей, супруга, супруги (три календарных дня);
одному из родителей, впервые провожающему ребенка в среднее общеобразовательное учебное заведение (один календарный день);
- оказание материальной помощи малообеспеченным семьям работников;
- оказание материальной помощи работникам на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Стороны считают целесообразным предусматривать в коллективных договорах предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней (2 календарных дня) работникам, которые в течение года не пользовались пособиями по временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или увечьем (бытовой травмой). Использование указанных дней отдыха осуществляется в течение следующего календарного года.
5.3. Обком профсоюза и выборные органы первичных организаций профсоюза:
5.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими коллективных договоров, соглашения.
5.3.2. Обеспечивают представительство и защиту индивидуальных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов членов профсоюза. Способствуют созданию условий для повышения жизненного уровня членов профсоюза и их семей. Выходят с инициативой по привлечению к административной ответственности должностных лиц (руководителей государственных учреждений), допустивших нарушения трудовых прав работников.
5.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам способствуют ее выплате через комиссии по трудовым спорам и суды.
5.3.4. Способствуют включению в коллективные договоры:
- порядка компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
- вопросов, связанных с защитой прав на пенсионное обеспечение работников;
- других вопросов, связанных с предоставлением работникам дополнительных социальных гарантий и льгот.
VI. Условия и охрана труда
6.1. Департамент оказывает организационно-методическую помощь государственным учреждениям в вопросах организации работы по охране труда, организует внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в соответствии со статьей 353 ТК РФ.
6.2. Работодатели:
6.2.1. Обеспечивают безопасные условия и охрану труда в государственных учреждениях.
Работа по организации охраны труда, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению электрохозяйства может быть возложена на заместителя директора государственного учреждения, должность инженера по охране труда устанавливается в соответствии с рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 года N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".
6.2.2. Создают в государственных учреждениях комитеты (комиссии) по охране труда (статья 218 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда").
6.2.3. Разрабатывают ежегодные планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. (в редакции соглашения от 12.07.2013).
6.2.4. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". (в редакции соглашения от 12.07.2013).
6.2.5. Организуют проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. (в редакции соглашения от 12.07.2013).
6.2.6. Приобретают и выдают работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (приложение 3) в соответствии с установленными нормами.
6.2.7. Приобретают и выдают смывающие и обезвреживающие средства работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации), в соответствии с установленными нормами.
6.2.8. По результатам аттестации рабочих мест бесплатно выдают работникам, занятым на работах с вредными условиями труда молоко или другие равноценные пищевые продукты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов. (в редакции соглашения от 12.07.2013).
6.2.9. Организуют и проводят обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
6.2.10. Расследуют несчастные случаи на производстве в соответствии со статьями 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве", приказами Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве" и от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
Расследование случаев профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" и приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации".
6.2.11. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
6.2.12. Могут предоставлять уполномоченным лицам по охране труда в течение рабочей смены время для исполнения возложенных на них функций, продолжительность которого определяется коллективным договором.
6.2.13. Не привлекают к дисциплинарной ответственности работника в случае его отказа от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.
6.2.14. Рассматривают и исполняют направленные профсоюзными инспекторами труда и (или) уполномоченными лицами по охране труда представления и предложения об устранении выявленных нарушений охраны труда.
6.3. Обком профсоюза:
6.3.1. Организует и осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда работодателем и работниками, исполнения мероприятий по охране труда коллективного договора, выполнения обязательств работодателя и работников, через уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда, членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюза.
6.3.2. Осуществляет защиту прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, представляет их интересы в государственных органах надзора и контроля, судебных органах и в комиссиях по трудовым спорам государственных учреждений по вопросам нарушений законодательства об охране труда, возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве, а также невыполнения коллективного и трудового договоров.
6.3.3. Организуют выборы и обучение уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда и членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюза.
6.3.4. Организует проведение смотров-конкурсов среди уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюза.
VII. Гарантии социально-экономических и трудовых прав
молодых специалистов и учащейся молодежи
7.1. Стороны считают приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в государственных учреждениях:
проведение работы с молодежью в государственных учреждениях в целях закрепления в них молодых специалистов;
содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;
развитие творческой активности молодежи;
обеспечение их правовой и социальной защищенности;
активизацию и поддержку молодежного досуга, физкультурно- оздоровительной и спортивной работы.
7.2. Работодатели обеспечивают:
7.2.1. Организацию работ по формированию и обучению резерва из числа молодежи на руководящие должности.
7.2.2. Установление ежемесячной надбавки в течение 5-и лет после окончания учебного заведения для молодых специалистов.
7.2.3. Проведение плановой подготовки и повышения квалификации молодых специалистов.
7.2.4. Осуществление профессиональной подготовки и повышения квалификации для женщин, вышедших из декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком в течение первого года работы.
7.2.5. Предоставление гарантий и компенсаций молодым специалистам для обучения в образовательных и научных учреждениях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором государственного учреждения.
7.3. Обком профсоюза обязуется:
7.3.1. Выделять первичным организациям профсоюза средства в размере 5% профсоюзного бюджета на реализацию молодежной политики.
7.3.2. Оказывать молодым специалистам необходимую правовую помощь в защите своих трудовых, экономических и социальных прав.
7.3.3. Участвовать в реализации программы развития молодежного движения на базе первичной организации профсоюза.
7.4. Работодатели и обком профсоюза договорились:
7.4.1. Обобщать и распространять опыт работы с молодежью, направленный на привлечение молодых специалистов к активной производственной и социальной деятельности.
7.4.2. Поощрять молодых специалистов, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности первичной профсоюзной организации за счет профсоюзных средств.
VIII. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения
8.1. В целях развития социального партнерства Стороны обязуются:
8.1.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
8.1.2. Развивать и совершенствовать систему органов социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях.
8.1.3. Участвовать на равноправной основе в работе комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и контролю выполнения регионального соглашения работников государственных учреждений, функционально подчиненных департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - Комиссия), являющейся постоянно действующим органом социального партнерства на региональном уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и их заключения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения (не реже одного раза в полугодие).
8.1.4. Принимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально - трудовых отношений.
8.1.5. Принимать меры по обеспечению работодателями и организациями профсоюза выполнения установленных данным Соглашением социальных гарантий работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих гарантий в пределах собственных средств организаций.
8.1.6. Сотрудничать на паритетных началах при решении социально- экономических проблем по защите социально-трудовых прав работников.
8.1.7. Представлять в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации сроки необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки изменений и дополнений в действующее Соглашение.
8.2. Обком профсоюза:
8.2.1. Способствует реализации данного Соглашения и взаимодействует с работодателями на принципах социального партнерства.
8.2.2. Оказывает практическую помощь государственным учреждениям и выборным органам первичной профсоюзной организации в разработке и принятии коллективных договоров.
8.2.3. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
8.2.4. Принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, отстаивает интересы работников в сфере социально- трудовых отношений.
IX. Обеспечение гарантий прав профсоюза и его структур в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов профсоюза
9.1. В сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций работодатели признают права общественной организации областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации действующей на основании Устава профсоюза:
9.1.1. Соблюдают права и гарантии Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Ярославской области, его членов и выборных органов первичных профсоюзных организаций в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", действующим законодательством Российской Федерации, Уставом профсоюза, данным Соглашением и не препятствуют созданию и функционированию структур профсоюза в государственных учреждениях.
9.1.2. Обеспечение деятельности профкома первичной организации профсоюза предусматривается коллективным договором.
9.1.3. Предоставляют в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование профкома первичной организации профсоюза принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
9.1.4. Не препятствуют представителям обкома профсоюза посещать государственные учреждения, где работают члены профсоюза, а также представляют бесплатную информацию о деятельности государственного учреждения, необходимую для реализации уставных целей и задач профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам.
9.1.5. Предоставляют работникам, входящим в состав выборных органов первичной организации профсоюза, не освобожденным от основной работы, а также освобожденным профсоюзным работникам, избранным в органы первичной организации профсоюза, гарантии, предусмотренные статьями 374 и 375 Трудового кодекса Российской Федерации.
9.1.6. Освобождают от основной работы членов выборных коллегиальных органов организаций профсоюза, не освобожденных от основной работы, для участия в качестве делегатов в работе созываемых органами организаций профсоюза съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов организаций профсоюза, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы.
9.1.7. Обеспечивают предоставление гарантий права на труд работникам, являвшимся членами выборного органа организаций профсоюза только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 Трудового кодекса Российской Федерации.
9.2. Работодатели обеспечивают:
9.2.1. Порядок перечисления профсоюзных взносов в организации профсоюза по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисление их с расчетных счетов государственных учреждений одновременно с платежными поручениями государственных учреждений. Порядок их перечисления определяется коллективным договором.
9.2.2. Условия для осуществления уставной деятельности профсоюза и их выборных органов.
9.2.3. Рассмотрение в течение месяца всех требований, предложений, внесенных на профсоюзных конференциях (собраниях), и принятие соответствующих мер.
9.2.4. Предоставление членам выборных органов первичных организаций профсоюза времени для выполнения ими общественных обязанностей, предусмотренных коллективным договором, с сохранением среднего заработка, но не более 8 часов в месяц.
9.3. Обком профсоюза обеспечивает:
9.3.1. Содействие в подготовке и проведении коллективно-договорной кампании в соответствии с трудовым законодательством.
9.3.2. Организацию работы выборных органов организаций профсоюза по заключению и контролю за выполнением коллективных договоров и соглашений.
9.3.3. Участие в разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.3.4. Содействие в укреплении производственной дисциплины работников.
X. Заключительные положения
10.1. Соглашение вступает в силу с 01 января 2011 года и действует до 31 декабря 2013 года.
10.2. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до своих организаций в течение 1 месяца с даты вступления его в силу.
10.3. В период действия Соглашения стороны вправе проводить коллективные переговоры о внесении в него изменений и дополнений на основе взаимной договоренности и в порядке, установленном статьями 47 и 49 Трудового кодекса Российской Федерации, а также один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.
10.4. Контроль за выполнением Соглашения, осуществляет комиссия, созданная из представителей сторон. Заседания комиссии проводятся один раз в полугодие.
10.5. Стороны Соглашения освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если неисполнение явилось следствием наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. При этом сроки исполнения обязательств по настоящему Соглашению отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали упомянутые обстоятельства.
Директор департамента |
Л.М. Андреева |
Председатель обкома профсоюза |
Г.Д. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение между департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и Областной общественной организацией профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ по государственным учреждениям, функционально подчиненным департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области на 2011 - 2013 гг.
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г. и действует до 31 декабря 2013 г.
Соглашением от 20 декабря 2013 г. действие настоящего Соглашения продлено на 2014 - 2016 гг.
Текст Соглашения официально опубликован не был