Приказ департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
от 6 сентября 2011 г. N 135
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка
потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы"
16 апреля 2012 г.
Приказом департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 18 марта 2013 г. N 67 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развёртывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка департамента Шишину В.В.
3. Приказ вступает в силу с момента подписания.
Директор департамента |
В.Л. Филиппов |
Приказом департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 16 апреля 2012 г. N 83 в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Ведомственная целевая программа
"Поддержка потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы
16 апреля 2012 г.
См. также постановление Правительства Ярославской области от 16 сентября 2011 г. N 700-п "Об утверждении Методики предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию ведомственной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы"
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Объём финансирования, тыс. руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
Областной бюджет |
24211 |
4840 |
9328 |
10043 |
Внебюджетные источники |
265000 |
80000 |
90000 |
95000 |
Справочно: |
|
|
|
|
Местные бюджеты |
2455 |
493 |
946 |
1016 |
Итого по программе |
291664 |
85333 |
100274 |
106059 |
I. Краткое описание сложившейся ситуации
Повышение качества жизни сельского населения, гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами являются неотъемлемой частью государственной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона. Одним из основных принципов функционирования потребительского рынка является развитие конкурентной среды, что позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Программно-целевой метод решения проблем обеспечения сельского населения качественными и доступными товарами и бытовыми услугами доказал свою эффективность на региональном уровне. С 2001 года в области реализовывалась областная целевая программа "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения", с 2010 года - областная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2010 - 2011 годы. В рамках реализации мероприятий ВЦП осуществляются меры, направленные на комплексное развитие сферы услуг на селе, расширение социально значимых видов услуг, повышение квалификации специалистов отрасли. В рамках реализации ВЦП более 20 отдалённых сельских населённых пунктов получили возможность комплексного бытового обслуживания, около 400 специалистов повысили свою квалификацию.
Кроме того, реализация ВЦП позволила обеспечить сельское население области более чем в одной тысяче отдалённых труднодоступных сельских населённых пунктах, где нет стационарной сети, товарами первой необходимости.
В течение 2010 года число объектов бытового обслуживания возросло по области на 8 процентов. Среди районов области строительство предприятий бытового обслуживания осуществлялось: в Ростовском муниципальном районе - открыто 12 объектов, Рыбинском муниципальном районе - 7 объектов, Угличском муниципальном районе - 6 объектов, в Гаврилов-Ямском и Даниловском муниципальных районах - по 4 объекта, в Большесельском муниципальном районе - 2 объекта, в Брейтовском, Любимском, Некрасовском, Первомайском муниципальных районах - по 1 объекту.
В целом по области продолжается рост обеспеченности торговыми площадями: в большинстве муниципальных районах суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт, утверждённый постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Так в Ярославском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями в 2,5 раза превышает нормативный стандарт, в Брейтовском муниципальном районе - на 78 процентов, в Любимском, Мышкинском, Первомайском и Тутаевском муниципальных районах - на 50 процентов; в Борисоглебском муниципальном районе - на 44 процента, в Некрасовском, Угличском и Ростовском муниципальных районах - на 25 - 30 процентов, Большесельском и Некоузском муниципальных районах - на 18 - 20 процентов, в Гаврилов-Ямском, Даниловском, Переславском муниципальных районах - на 7 - 13 процентов, в Пошехонском муниципальном районе - на 4 процента. Только в Рыбинском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность на 15 процентов ниже норматива.
Социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе остаётся сложной. Сложившееся в Ярославской области размещение объектов торгового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. Остаётся проблема доставки товаров в населённые пункты, расположенные вдали от крупных населённых пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста). Жители таких населённых пунктов лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, более половины сельских поселений области на 1 января 2010 года относились к числу малонаселённых пунктов с числом жителей не более 10 человек. В населённых пунктах, где количество жителей не превышает 10 - 20 человек, нет стационарных точек торговли. Обеспечение жителей таких населённых пунктов социально значимыми товарами первой необходимости осуществляется путём выездной торговли. По данным муниципальных образований области, на их территориях насчитывается более 1000 сельских населённых пунктов, доставка товаров в которые затруднена.
В 2010 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 105,1 процента к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах). Согласно прогнозу социально-экономического развития Ярославской области в 2009 году темп роста оборота розничной торговли составил 98 процентов к уровню предыдущего года, в 2011 году темп роста розничного товарооборота составит 105,5 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах области значительно ниже.
Наблюдается нарастающая дифференциация муниципальных образований Ярославской области по уровню развития потребительского рынка, качества реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания.
Среднедушевой оборот розничной торговли за 2010 год в среднем по области составил свыше 82 тысяч рублей. В районах области ниже: Рыбинском муниципальном районе - в 2,6 раза ниже среднеобластного значения; в Брейтовском, Борисоглебском, Большесельском, Некрасовском, Первомайском, Тутаевском муниципальных районах - в 2 раза; в Гаврилов-Ямском, Любимском, Мышкинском муниципальных районах - на 40 процентов, в Некоузском, Ростовском, Пошехонском, Угличском муниципальных районах - на 30 - 37 процентов, в Даниловском муниципальном районе - на 18 процентов.
В среднем по области за 2010 год среднедушевой объём оказанных бытовых услуг населению составил 1,9 тысячи рублей.
Состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остаётся нестабильным. Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платёжеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Вследствие этого организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечёт за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит предприятий, оказывающих бытовые услуги населению ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Экономическая ситуация вынуждает организации сферы бытовых услуг закрываться или заниматься другим видом деятельности.
Еще одной проблемой является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка на селе профессиональными кадрами, которая должна решаться путём обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП соответствуют приоритетной задаче социально-экономического развития области - повышению уровня и качества жизни населения в части обеспеченности качественными и безопасными социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Реализация программы будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий потребительского рынка, особенно в отдалённых сельских населённых пунктах;
- недостаточное обеспечение сельского населения, проживающих в отдалённых населённых пунктах, торговыми площадями;
- отсутствие в отдалённых труднодоступных населённых пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению области;
- низкий уровень материально-технической базы и высокая изношенность оборудования в сфере бытового обслуживания;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие защиты прав потребителей на селе;
- нехватка профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдалённые сельские населённые пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию потребительского рынка в Ярославской области можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- плохое качество дорог и их содержание, особенно в зимний период, а также отсутствие дорог к ряду населённых пунктов;
- социальные, обусловленные недостаточным количеством подготовленных кадров в отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проживающих в сельской местности;
- законодательные, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Из приведённого выше анализа проблем обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания следует, что стоящие перед Ярославской областью задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем с помощью программно-целевого метода приведёт к дальнейшему ухудшению условий жизни на селе.
Использование других вариантов решения проблемы не приведёт к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отдалённых, труднодоступных населённых пунктах осуществляется выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населённые пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.
II. Цель ВЦП
Цель ВЦП - обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Показатели цели | |||||
наименование показателя |
единица измерения |
базовое значение |
планируемое значение |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доля сельских населённых пунктов, в которые организована доставка социально значимых товаров от общего количества сельских населённых пунктов, не обеспеченных стационарными точками торговли |
% |
77,5 |
77,5 |
77,5 |
77,5 |
Периодичность доставки социально значимых товаров и услуг в сельские населённые пункты |
количество раз в неделю (не менее) |
1 |
1 |
2 |
2 |
III. Задачи, мероприятия, результаты ВЦП
В рамках ВЦП предполагается решение следующих задач:
- обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путём оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе;
- защита прав сельских потребителей;
- организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области.
Первая задача решается путём выделения субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдалённые сельские населённые пункты, а также оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению;
Вторую задачу предполагается решить путём обучения сельского населения основам защиты прав потребителей. Вопросы организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области решаются посредством обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Решение каждой задачи предполагает конкретный измеряемый результат.
IV. Обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП
Исходя из опыта реализации ранее действовавших программ в данной ВЦП учитывается ряд мероприятий, проводимых ранее, имевших высокий социальный эффект и востребованных в муниципальных районах области.
Расчёт бюджетных средств осуществлён на основе предложений органов местного самоуправления с учётом опыта реализации областной целевой программы "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения" на 2008 - 2009 годы и областной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" 2010 - 2011 годы, а также исходя из возможностей местных бюджетов в софинансировании мероприятий ВЦП.
Предоставление средств областного бюджета осуществляется в форме:
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению;
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдалённые сельские населённые пункты;
Расходы на обеспечение ВЦП складываются исходя из количества отдалённых населённых пунктов, расположенных на территории соответствующего муниципального района, расстояния согласно маршрутам движения, цены горюче-смазочных материалов, суммы убытков по содержанию комплексных приёмных пунктов, прачечных, бань, салонов и мастерских, оказывающих бытовые услуги населению.
Кроме того, в целях повышения профессионального мастерства работников потребительского рынка, презентации потенциала области ВЦП предусматриваются средства на повышение квалификации работников потребительского рынка муниципальных районов области, на проведение конкурсов профессионального мастерства.
Потребность в бюджетных ресурсах области на реализацию мероприятий ВЦП составляет 24211 тысяч рублей.
Наименование ресурсов |
Потребность |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Финансовые ресурсы - областной бюджет (тыс. руб.) в том числе по направлениям: |
4840 |
9328 |
10043 |
24211 |
- субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты |
3600 |
6510 |
7010 |
17120 |
- субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению |
830 |
1998 |
2133 |
4961 |
- повышение квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области |
410 |
820 |
900 |
2130 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Механизм реализации и управления ВЦП
ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий по поддержке потребительского рынка муниципальных районов области.
Контроль за реализацией ВЦП осуществляется заказчиком - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - департамент) обеспечивает реализацию ВЦП и её финансирование, осуществляет координацию деятельности её участников, оценку эффективности и результативности программы, формирует и представляет заказчику отчёт о реализации программы. Департамент несёт ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ВЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Координацию деятельности структурных подразделений департамента, муниципальных образований области по реализации ВЦП осуществляет директор департамента. За реализацию и выполнение мероприятий ВЦП несут ответственность сотрудники комитета потребительского рынка департамента в соответствии с должностными регламентами. Контроль за достижением целевых показателей, формирование отчётов о реализации ВЦП возлагается на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка департамента.
Программные мероприятия предполагается осуществлять через заключение с участниками ВЦП в установленном порядке соответствующих соглашений (договоров).
Департамент организует размещение на интернет-сайте департамента текста ВЦП и информации о результатах её реализации.
Используемые сокращения:
ВЦП - ведомственная целевая программа.
Приложение 1
к ВЦП
Методика
оценки результативности и эффективности ВЦП
Оценка результативности и эффективности исполнения ВЦП проводится в утверждённом порядке в установленные сроки отчётности и включается в состав отчёта о ходе реализации ВЦП. При оценке результативности и эффективности исполнения ВЦП берётся во внимание степень достижения планируемых результатов задач программы с учетом весовых коэффициентов:
N п/п |
Наименование задачи, результата задачи |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
3 |
1. |
Задача 1. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путём оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе |
0,5 |
1.1. |
Количество сельских населённых пунктов, в которые организована доставка товаров и услуг |
0,6 |
1.2. |
Численность работающих в сфере бытового обслуживания населения области, единиц |
0,4 |
2. |
Задача 2. Защита прав сельских потребителей |
0,2 |
2.1. |
Количество проведённых семинаров, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
1 |
3. |
Задача 3. Организация подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области |
0,3 |
3.1. |
Число работников потребительского рынка, прошедших повышение квалификации, чел. |
0,6 |
3.2. |
Количество проведенных конкурсов, фестивалей |
0,4 |
При значении показателя результативности (R) < 85 процентов результативность реализации ВЦП признаётся низкой;
при значении 85 процентов <= R < 95 процентов - средней;
при значении R >= 95 процентов - высокой.
При значении показателя эффективности (Е) < 90 процентов результативность реализации ВЦП признаётся низкой;
при значении 90 процентов <= Е < 100 процентов - средней;
при значении Е >= 100 процентов - высокой.
Приказом департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 16 апреля 2012 г. N 83 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Приложение 2
к ВЦП
План-график
достижения значений результатов
16 апреля 2012 г.
N п/п |
Наименование результата |
2012 год |
||||||||||
всего |
в том числе по кварталам |
|||||||||||
I |
II |
III |
IV |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
1. |
Задача 1. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путём оказания государственной поддержки |
|||||||||||
1.1. |
Количество сельских населённых пунктов, в которые организована доставка товаров и услуг |
1008 |
1008 |
1008 |
1008 |
1008 |
||||||
1.2. |
Численность работающих в сфере бытового обслуживания населения области |
9,59 |
9,55 |
9,57 |
9,58 |
9,59 |
||||||
2. |
Задача 2. Защита прав сельских потребителей |
|||||||||||
2.1. |
Количество проведенных семинаров, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
12 |
3 |
2 |
3 |
4 |
||||||
3. |
Задача 3. Организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области |
|||||||||||
3.1. |
Число работников потребительского рынка, прошедших повышение квалификации |
250 |
50 |
100 |
50 |
50 |
||||||
3.2. |
Количество проведённых конкурсов, фестивалей |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 6 сентября 2011 г. N 135 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2012 - 2014 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 30 сентября 2011 г. N 79
Приказом департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 18 марта 2013 г. N 67 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 16 апреля 2012 г. N 83
Изменения вступают в силу с момента подписания и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.