Постановлением Правительства Ярославской области от 14 июня 2012 г. N 520-п настоящее постановление снято с контроля
В целях создания и поддержки региональной инновационной системы Ярославской области, обеспечивающей правовые, организационные и экономические условия развития Ярославской области на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий, и поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Ярославской области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 01 октября 2011 года представить его на утверждение Правительства области.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция
Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства области
от 16 августа 2011 г. N 621-п)
1. Общие положения
Заказчик Программы |
Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации |
информация представлена в разделе 2 Концепции |
Дата начала Программы |
01 января 2012 года |
Дата окончания Программы |
31 декабря 2014 года |
Ответственный исполнитель Программы |
департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители Программы |
департамент промышленной политики Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) |
Участники Программы |
органы исполнительной власти Ярославской области, департамент экономического развития, органы местного самоуправления, юридические лица, государственные и общественные организации, вузы |
Куратор Программы |
заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов |
Шутов Александр Валентинович, директор департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 401-903; Тамаров Борис Владимирович, заместитель директора департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-101; Носкова Анна Вадимовна, консультант отдела инновационных проектов комитета по привлечению инвестиций департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-132 |
2. Основные определения
Для целей Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области используются следующие определения:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс);
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции; к инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
инновационный проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической задачи, связанной с разработкой, внедрением инноваций или выпуском инновационной продукции;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - имеющая целевое назначение денежная компенсация произведенных расходов, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно получателю гранта на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Краткое описание анализа ситуации
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается недостаточно высоко. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 г. - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 г. - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 г. - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 г. научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 г.).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 г.), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).
В 2010 г. подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 г.). В 2010 г. приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 г.). Фактический выпуск аспирантов в 2010 г. составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 г. составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности с 2006 по 2009 годы приведена в следующей таблице:
N п/п |
Показатель инновационной активности |
Единица измерения |
Годы |
|||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
1. |
Доля инновационно активных предприятий и организаций от общего количества субъектов промышленной деятельности |
процентов |
7,2 |
9,2 |
8,7 |
9,3 |
2. |
Число созданных передовых производственных технологий |
единиц |
7 |
12 |
9 |
5 |
3. |
Объём отгруженной инновационной продукции |
млн. руб. |
5283,6 |
6110,5 |
17064,9 |
7278,2 |
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели инновационной активности:
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Удельный вес инновационно активных организаций в общем количестве обследованных организаций |
процентов |
10 |
2. |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации |
процентов |
21,3 |
3. |
Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологий |
единиц |
5 |
4. |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
процентов |
12,1 |
При формировании основных направлений Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы был проведён анализ ситуации, сложившейся в сфере инновационной деятельности.
Принимая во внимание результаты анализа, были учтены слабые и сильные стороны, а также оценены возможности и угрозы, которые соответственно позволяют развиваться инновационной деятельности на территории Ярославской области либо мешают этому.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- государственная поддержка программ развития высокотехнологичных предприятий со стороны руководства области; - наличие значительного научно-образовательного комплекса; - наличие развитого научного, функционального и кадрового потенциала региона в области высоких технологий; - наличие положительного опыта взаимодействия с ведущими институтами развития национальной инновационной сети; - наличие организаций, частично образующих инфраструктуру поддержки инновационной деятельности; - наличие региональной системы поддержки организаций малого и среднего бизнеса; - наличие региональной системы поддержки инвестиционной деятельности |
недостаточная координация действий федеральной и региональной властей, направленных на поддержку инновационного бизнеса; - отсутствие федерального законодательства в сфере поддержки инновационной деятельности; - отсутствие необходимой региональной нормативной правовой базы; - отсутствие региональной инновационной политики; - отсутствие необходимой фактической, экспертно-аналитической, сравнительной и прогностической информации о венчурно-инновационном рынке Российской Федерации; - нехватка практикующих инновационных менеджеров, проект-менеджеров, а также консультантов инновационно-технологического бизнеса; - недостаток компетенций по созданию и развитию малых инновационных компаний; - отсутствие компонентов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации и промышленному освоению результатов интеллектуальной деятельности; - нехватка средств для финансирования инновационных проектов на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; - неприемлемые условия финансирования инновационных программ традиционными участниками финансового сектора экономики |
Возможности |
Угрозы |
- внимание федеральных органов власти к проблемам инновационного развития, политическая поддержка наиболее значимых инновационных проектов; - активная роль институтов развития национальной инновационной сети; - возможность привлечения средств федерального бюджета, частного капитала; - использование передового российского и зарубежного опыта поддержки инновационной деятельности; - наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов; - популяризация инноваций путем привлечения средств массовой информации |
- низкий уровень спроса на инновации среди крупных и средних компаний реального сектора экономики; - длительность и высокая рискованность процесса финансирования создания наукоемкой продукции; - снижение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках |
Наличие проблем модернизации региональной экономики в части создания недостающих элементов инновационной инфраструктуры и налаживания системы взаимодействия инновационной инфраструктуры с наукой, властью и бизнесом говорит о необходимости их решения программно-целевым методом. Разработка Программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
3. Предельные объемы финансирования Программы
Источники финансирования |
Предельный объем финансирования Программы, тыс. руб. |
|||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Областной бюджет |
285200 |
56000 |
164100 |
65100 |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
Справочно: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
Итого по Программе |
285200 |
56000 |
164100 |
65100 |
4. Цель областной целевой Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовый показатель 2010 года |
Плановые показатели |
Обоснование плановых значений показателей |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
Цель - повышение инновационной активности региона путем создания региональной инновационной системы и обеспечения её функционирования | |||||||
1. |
Доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве обследованных организаций |
процентов |
10 в 2009 году - 9,5 процента |
11 |
12 |
13 |
*в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 6 месте по данному показателю, на первом месте - Орловская область со значением показателя 14,2 процента |
2. |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
процентов |
12,1 в 2009 году - 7,9 процента |
12,3 |
13,5 |
15,0 |
*в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 4 месте по объему отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, на первом месте - Липецкая область со значением показателя 12,5 процента |
*Отчетные данные за 2009 год взяты из статистического сборника "Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 год" (раздел 22 "Научные исследования и инновации", стр. 818, таблица 22.15 "Инновационная активность организаций"). Статистические данные за 2010 год по Центральному федеральному округу отсутствуют.
5. Развитие инновационной деятельности в Ярославской области
Работа по развитию инновационной деятельности в Ярославской области началась с проведения анализа ситуации, разработки Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы и разработки проекта закона о государственной поддержке инновационной деятельности в Ярославской области в 2011 году. Был проведен ряд встреч с представителями Министерства экономического развития Российской Федерации, комитета по экономической политике Ярославской областной Думы, некоммерческим партнерством "Институты развития малого и среднего бизнеса", Советом ректоров Ярославской области и представителями организаций инфраструктуры инновационной деятельности в Ярославской области.
В основе Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы лежат задачи, направленные на создание инновационной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности и стимулирование роста инновационной деятельности.
Задачи Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Результат |
||||
наименование |
единица измерения |
планируемое значение |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Создание инновационной инфраструктуры |
разработанный проект инновационной инфраструктуры |
да/нет |
да |
|
|
|
|
созданные элементы инновационной инфраструктуры в соответствии с разработанным проектом (нарастающим итогом) |
процентов |
50 |
80 |
100 |
2. |
Развитие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности |
утвержденные нормативно-правовые акты по инновационной деятельности в соответствии с выявленной в ходе исследования потребностью |
да/нет |
да |
да |
да |
3. |
Развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности |
количество субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, повысивших квалификацию и прошедших обучение по специализированным образовательным программам в сфере инноваций |
единиц |
не менее 50 |
не менее 70 |
не менее 100 |
4. |
Стимулирование роста инновационной деятельности |
количество субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, выигравших гранты и конкурсы на получение субсидий в целях реализации инновационных проектов |
единиц |
не менее 5 |
не менее 9 |
не менее 20 |
|
|
количество вновь созданных субъектов инновационной деятельности, осуществляющих инновационную деятельность в Ярославской области |
единиц |
не менее 3 |
не менее 5 |
не менее 10 |
Нумерация приводится в соответствии с источником
7. Риски областной целевой программы
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска* |
Предупредительные меры |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Невыполнение объемов финансирования мероприятий Программы |
16 |
ранжирование задач по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи: - системообразующие мероприятия; - функциональные мероприятия; - обеспечивающие мероприятия |
коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; при недостаточности указанной меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности в зависимости от уровня значимости и весового вклада в реализацию Программы; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
2. |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий Программы |
20 |
составление плана-графика работ; ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; определение критически значимых мероприятий по срокам реализации |
выполнение части мероприятий Программы внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
* Величина рисков измеряется по единой шкале от 1 до 5 баллов. Первый множитель указывает значение вероятности наступления риска. Второй множитель - степень воздействия риска на реализацию мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 24 августа 2011 г. N 621-п "О Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 30 сентября 2011 г. N 79
Настоящий документ снят с контроля