9 февраля 2011 г.
В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области, Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Шутов А.В.) в установленном порядке при разработке областного бюджета на 2011, 2012, 2013, 2014 годы предусматривать средства на финансирование мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять муниципальные целевые программы развития туризма и отдыха в соответствующем муниципальном образовании области и обеспечить их выполнение.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Областная целевая программа
развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ярославской области от 19 июля 2010 г. N 533-п)
9 февраля 2011 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- Областная целевая программа развития туризма и отдыха в Ярославской области (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
- Правительство области |
Основания разработки Программы |
- постановление Правительства области от 25.02.2009 N 173-п "О Концепции Областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы" |
Куратор Программы |
- заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственный исполнитель Программы |
- департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители Программы |
- органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области |
Основной разработчик Программы |
- департамент экономического развития Ярославской области |
Цель Программы |
- повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области |
Задачи Программы |
- создание организационных и правовых основ для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера; - увеличение количества и разнообразия объектов туристской инфраструктуры путем привлечения инвестиций; - повышение уровня конкурентоспособности совокупного туристского продукта области; - продвижение туристских возможностей области путём участия в выставках, других презентационных, рекламных и имиджевых мероприятиях; - повышение уровня управления развитием туристско-рекреационного комплекса области путём совершенствования кадрового, аналитического и методического обеспечения |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- ежегодный объём туристских и гостиничных услуг; - место области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе; - доля доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области; - количество туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития; - количество ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера; - число мест в коллективных средствах размещения туристов; - место области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе; - количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью; - уровень качества услуг туристской отрасли области; - количество выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области; - количество новых информационных ресурсов по туризму; - число занятых в сфере туризма - число ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма. |
Сроки реализации Программы |
- 2011 - 2014 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы |
- общая потребность в финансовых ресурсах составляет 11696942 тысячи рублей, в том числе: за счёт средств областного бюджета - 178872 тысячи рублей; за счёт внебюджетных источников - 11426000 тысяч рублей; предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов - 92070 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- увеличение ежегодного объёма туристских и гостиничных услуг - до 3500 миллионов рублей со среднегодовым темпом роста 18-22 процентов; - повышение места области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе - до 4 места; - увеличение доли доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области - до 2,5 процента; - повышение количества туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития, - до 9 единиц; - увеличение количества ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера - до 7 мероприятий с ростом более чем в 2 раза к уровню 2009 года; - увеличение числа мест в коллективных средствах размещения туристов - до 13000 единиц со среднегодовым темпом роста 4-6 процентов; - повышение места области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе - до 4 места; - увеличение количества туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2350 тысяч человек со среднегодовым темпом роста 10-12 процентов; - повышение уровня качества услуг туристской отрасли области - на 15-20 процентов к уровню 2010 года; - увеличение количества выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области, - до 23 мероприятий в год; - увеличение количества новых информационных ресурсов по туризму - на 100-150 процентов к уровню 2009 года; - рост числа занятых в сфере туризма - до 13350 человек со среднегодовым темпом роста 8-12 процентов; - увеличение числа ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма - до 3 исследований. |
Ответственные лица для контактов |
- директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов А.В., тел. (4852) 401-903; - начальник отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области Крохмаль Г.В., тел. (4852) 400-107 |
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п таблица "Общая потребность в ресурсах" настоящей программы изложена в новой редакции
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Финансовые ресурсы: |
тыс. руб. |
11696942 |
2272682 |
2752820 |
4341725 |
2329715 |
- областной бюджет |
тыс. руб. |
178872 |
98572 |
24500 |
27000 |
28800 |
|
тыс. руб. |
325700* |
|
63500* |
79400* |
182800* |
- местные бюджеты** |
тыс. руб. |
92070 |
21110 |
27320 |
20725 |
22915 |
- внебюджетные источники*** |
тыс. руб. |
11426000 |
2153000 |
2701000 |
4294000 |
2278000 |
* Дополнительный объём средств областного бюджета на софинансирование с федеральным бюджетом в случае принятия федеральной целевой программы и участия в ней Ярославской области. По данным Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, объём софинансирования за счёт средств федерального и областного бюджетов в процентном соотношении составит 85 и 15 процентов соответственно.
** Объёмы софинансирования за счёт средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области целевых программ развития туризма.
*** Справочно.
I. Содержание проблемы
Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создаёт условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет, начиная с 2002 года, почти в 3 раза (с 476 до 1390 тысяч) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн рублей) увеличить объём туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей, что составляет около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области. При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на один вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма, недостатком инвестиций в туристскую инфраструктуру, слабым использованием современных форм взаимодействия власти и бизнеса, таких как государственно-частное партнёрство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счёте приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию чёткого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Сегодня область стоит перед серьёзной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объёму туристского потока опережает Владимирская область за счёт большого приёма гостей в городах Владимире и Суздале, достигают - Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учёта при этом сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области.
К сильным сторонам развития туризма в области относятся:
- выгодное экономико-географическое положение;
- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приёма и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;
- отсутствие сильных туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря созданию и развитию в ближайшие несколько лет туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России".
Решение проблемы создания необходимых условий для повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области предполагается в нескольких взаимосвязанных направлениях, включающих формирование определённых организационных и правовых механизмов поддержки интенсивного развития инфраструктуры и развития конкурентоспособного совокупного туристского продукта области с его продвижением на внешние рынки. Все это наряду с обеспечением туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Это потребует координированного выполнения мероприятий несколькими исполнителями, что позволит обеспечить комплексный межфункциональный подход к решению проблем. Реализовать подобный комплексный подход призвана данная Программа.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти позволяет комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.
Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, привести к его отставанию по сравнению с темпами развития в соседних регионах. В конечном счёте это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
В этих условиях областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- создания организационных и правовых основ для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера;
- увеличения количества и разнообразия объектов туристской инфраструктуры путем привлечения инвестиций;
- повышения уровня конкурентоспособности совокупного туристского продукта области;
- продвижения туристских возможностей области путём участия в выставках, других презентационных, рекламных и имиджевых мероприятиях;
- повышения уровня управления развитием туристско-рекреационного комплекса области путём совершенствования кадрового, аналитического и методического обеспечения.
III. Сроки (этапы) реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011 - 2014 годов.
В процессе её реализации предполагается достичь следующих значений индикаторов Программы:
N п/п |
Наименование показателя |
Базовый показатель 2009 года |
Плановые показатели по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Цель Программы - повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области | ||||||
1.1. |
Ежегодный объём туристских и гостиничных услуг, млн рублей |
1100 |
2000 |
2550 |
3000 |
3500 |
1.2. |
Место области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе, место |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1.3. |
Доля доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области, проценты |
1,8 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2. Задача - создание организационных и правовых основ для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера | ||||||
2.1. |
Количество туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития, ед. |
0 |
1 |
4 |
7 |
9 |
2.2. |
Количество ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера, ед. |
1 |
5 |
6 |
6 |
7 |
3. Задача - увеличение количества и разнообразия объектов туристской инфраструктуры путем привлечения инвестиций | ||||||
3.1. |
Число мест в коллективных средствах размещения туристов, ед. |
9500 |
11050 |
11700 |
12350 |
13000 |
3.2. |
Место области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе, место |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4. Задача - повышение уровня конкурентоспособности совокупного туристского продукта области | ||||||
4.1. |
Количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, тыс. человек |
1390 |
1700 |
1880 |
2100 |
2350 |
4.2. |
Уровень качества услуг туристской отрасли области, по результатам социологических исследований, в процентах к уровню 2010 года |
100 |
103-106 |
107-110 |
110-115 |
115-120 |
5. Задача - продвижение туристских возможностей области путём участия в выставках, других презентационных, рекламных и имиджевых мероприятиях | ||||||
5.1. |
Ежегодное количество выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области, ед. |
16 |
18 |
20 |
21 |
23 |
5.2. |
Количество новых информационных ресурсов по туризму к уровню 2009 года, проценты |
100 |
130 |
150 |
170 |
200 |
6. Задача - повышение уровня управления развитием туристско-рекреационного комплекса области путём совершенствования кадрового, аналитического и методического обеспечения | ||||||
6.1. |
Число занятых в сфере туризма, чел. |
9200 |
10400 |
11200 |
12500 |
13350 |
6.2. |
Число ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма, ед. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы в 2011 - 2014 годах предполагается обеспечить:
- увеличение ежегодного объёма туристских и гостиничных услуг - до 3500 млн рублей со среднегодовым темпом роста 18-22 процента;
- повышение места области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе - до 4 места;
- увеличение доли доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области - до 2,5 процента;
- повышение количества туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития, - до 9 единиц;
- увеличение количества ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера - до 7 мероприятий (рост более чем в 2 раза к уровню 2009 года);
- увеличение числа мест в коллективных средствах размещения туристов - до 13000 единиц со среднегодовым темпом роста 4-6 процентов;
- повышение места области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе - до 4 места;
- увеличение количества туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2350 тысяч человек со среднегодовым темпом роста 10-12 процентов;
- повышение уровня качества услуг туристской отрасли области - на 15-20 процентов к уровню 2010 года;
- увеличение количества выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области, - до 23 мероприятий в год;
- увеличение количества новых информационных ресурсов по туризму - на 100-150 процентов к уровню 2009 года;
- рост числа занятых в сфере туризма - до 13350 человек со среднегодовым темпом роста 8-12 процентов;
- увеличение числа ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма - до 3 исследований.
Оценка эффективности и результативности Программы будет осуществляться в соответствии с Методикой, указанной в приложении 1 к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает использование различных средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организационной и информационной поддержки.
Департамент экономического развития Ярославской области, являясь ответственным исполнителем:
- осуществляет организацию, координацию и контроль за выполнением Программы;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учётом складывающейся социально-экономической ситуации;
- ежегодно с учётом хода реализации Программы уточняет объёмы необходимых средств для финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году;
- составляет при формировании областного бюджета: бюджетную заявку на финансирование Программы за счёт средств областного бюджета и обоснование объёмов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств;
- осуществляет контроль за целевым использованием средств Программы;
- организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и других материалов.
Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований области, которые участвуют в планировании, подготовке управленческих решений и реализации Программы в пределах своих полномочий.
Участниками Программы являются: Главное управление МЧС России по Ярославской области, Управление внутренних дел по Ярославской области, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ярославской области.
В целях реализации программных мероприятий с участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве, предполагающие предоставление сведений о результатах их деятельности.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством и определяет условия и формы предоставления средств областного бюджета, предусмотренных на развитие туристской инфраструктуры.
Предоставление средств областного бюджета, предусмотренных на развитие туристской инфраструктуры, осуществляется в форме:
- субсидий на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха;
- оплаты товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам и государственным контрактам;
а также в иных предусмотренных законом формах.
Реализация Программы планируется на всей территории области во взаимодействии с заинтересованными муниципальными образованиями области. Методика предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха (приложение 2 к Программе) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
Также, в случае принятия федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", предусматривающей участие Ярославской области, будут заключены соглашения о совместной деятельности с Федеральным агентством по туризму. Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основе федеральных нормативных правовых актов и выполнения софинансирования за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. Внебюджетные источники формируются из заёмных (кредитов банков и прочих) и собственных средств организаций (приложение 3 к Программе).
С целью межведомственной координации работ по реализации Программы ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение Координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
Ответственный исполнитель, исполнители Программы и их должностные лица в ходе исполнения мероприятий Программы несут ответственность за соблюдение действующего законодательства. Действия (бездействие) должностных лиц и их решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п в раздел VI настоящей программы внесены изменения
VI. Перечень мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Срок исполнения мероприятия (в установленном порядке) |
Исполнители, участники мероприятия (в установленном порядке) |
Объём и источники финансирования, тыс. руб. (в установленном порядке) |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Создание организационных и правовых основ для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера | |||||||
1.1. |
Организация деятельности Координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
1.2. |
Разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристов и туристских услуг на территории области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ГУМЧС, УВД, УФСБ |
|
|
|
|
1.3. |
Разработка механизмов формирования и функционирования туристско-рекреационных территорий |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
1.4. |
Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы по формированию туристско-рекреационных территорий, перспективных для инвестирования |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
1300 ОБ |
1600 ОБ |
1700 ОБ |
1.5. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных "с проведением международных, межрегиональных и региональных форумов, конференций, "круглых столов", семинаров" |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
9900 ОБ |
4350 ОБ |
3090 ОБ |
3220 ОБ |
1.6. |
Субсидии из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
3000 ОБ |
2400 ОБ |
3130 ОБ |
3620 ОБ |
1.7. |
Участие в организации, техническом оснащении областного туристского информационного центра |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
1200 ОБ |
1600 ОБ |
1700 ОБ |
1.8. |
Разработка комплекса мер по развитию социального туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
250 ОБ |
650 ОБ |
800 ОБ |
900 ОБ |
1.8.1. |
Организация конкурса туристско-краеведческих маршрутов среди образовательных учреждений области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДО |
|
350 ОБ |
500 ОБ |
600 ОБ |
1.8.2. |
Организация и проведение туристских мероприятий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УСДП |
250 ОБ |
300 ОБ |
300 ОБ |
300 ОБ |
|
Итого |
|
|
13150 ОБ |
9900 ОБ |
10220 ОБ |
11140 ОБ |
2. Увеличение количества и разнообразия объектов туристской инфраструктуры путем привлечения инвестиций | |||||||
2.1. |
Оказание содействия реализации инвестиционных проектов в сфере туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
400 ОБ |
920 ОБ |
900 ОБ |
950 ОБ |
2.1.1. |
Подготовка паспортов инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
2.1.2. |
Создание и ведение информационной базы данных инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
2.1.3. |
Продвижение инвестиционных проектов на российских и международных инвестиционных выставках и форумах, организационная и консультационная поддержка реализации значимых проектов |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
400 ОБ |
920 ОБ |
900 ОБ |
950 ОБ |
2.1.4. |
Проведение инвентаризации земельно-имущественной базы, имеющей перспективное значение в развитии туристской инфраструктуры |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДУГИ |
|
|
|
|
2.2. |
Развитие инженерных коммуникаций и объектов инфраструктуры основных туристских территорий (в рамках федеральной целевой программы)* |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
ОБ-74100 |
|
|
|
2.3. |
Совершенствование информационной инфраструктуры и туристской навигации |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
1250 ОБ |
575 ОБ |
850 ОБ |
850 ОБ |
2.3.1. |
Организация изготовления и установки наружных средств навигации туристов (баннеров, щитов, указателей, табличек и прочих) на автомобильных дорогах области и в туристских центрах области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
850 ОБ |
175 ОБ |
450 ОБ |
250 ОБ |
2.3.2. |
Организация создания и функционирования презентационных медиакомплексов и туристских электронных киосков самообслуживания на территориях муниципальных образований области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
400 ОБ |
400 ОБ |
400 ОБ |
600 ОБ |
|
Итого |
|
|
75750 ОБ |
1495 ОБ |
1750 ОБ |
1800 ОБ |
3. Повышение уровня конкурентоспособности совокупного туристского продукта области | |||||||
3.1. |
Организация проведения туристских праздников и мероприятий в целях поддержки и продвижения туристских брендов области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДК |
1042 ОБ |
1700 ОБ |
1800 ОБ |
1950 ОБ |
3.2. |
Разработка системы мер по закреплению прав на туристские бренды территорий и туристских программ |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
70 ОБ |
120 ОБ |
130 ОБ |
200 ОБ |
3.3. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с разработкой новых маршрутов, формированием новых интерактивных программ и экспозиций |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДК |
500 ОБ |
1300 ОБ |
1600 ОБ |
1510 ОБ |
3.3.1. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с формированием новых маршрутов и интерактивных программ |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДК |
300 |
300 |
400 |
300 |
3.3.2. |
Размещение заказов и оплата работ, связанных с созданием музейных экспозиций, приобретением оборудования для государственных и муниципальных музеев, музейно-туристских комплексов, виртуальных экскурсий на базе действующих объектов показа, разработкой концепций экспозиций |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДК |
|
700 |
850 |
910 |
3.3.3. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с созданием аудиогидов для государственных и муниципальных музеев |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДК |
200 |
300 |
350 |
300 |
3.4. |
Поддержка развития перспективных видов туризма (событийного, делового, водного, активного, спортивного) |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
400 ОБ |
550 ОБ |
550 ОБ |
|
Итого |
|
|
1612 ОБ |
3520 ОБ |
4080 ОБ |
4210 ОБ |
4. Продвижение туристских возможностей области путём участия в выставках, других презентационных, рекламных и имиджевых мероприятиях | |||||||
4.1. |
Проведение рекламных туров и пресс-туров по территории области для представителей туроператоров и центральных средств массовой информации |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
400 ОБ |
390 ОБ |
250 ОБ |
310 ОБ |
4.2. |
Участие в работе международных туристских выставок |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
2350 ОБ |
2500 ОБ |
2500 ОБ |
2700 ОБ |
4.3. |
Организация изготовления выставочного оборудования |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
- |
1300 ОБ |
- |
4.4. |
Размещение заказов и оплата работ, связанных с подготовкой, полиграфическим изготовлением туристской рекламно-информационной и сувенирной продукции |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
1000 ОБ |
1425 ОБ |
1500 ОБ |
1900 ОБ |
4.5. |
Организация разработки, создания и поддержки регионального туристского сайта (портала) в целях продвижения туристских возможностей области в сети Интернет |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДИС |
500 ОБ |
400 ОБ |
440 ОБ |
770 ОБ |
4.6. |
Разработка и обновление мультимедийных и интерактивных презентаций туристского потенциала и туристской индустрии области, организация подготовки и проведения презентаций туристского потенциала области, PR-акций в России и за рубежом |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
500 ОБ |
400 ОБ |
380 ОБ |
340 ОБ |
4.7. |
Организация деятельности сети муниципальных туристских информационных центров |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
500 ОБ |
600 ОБ |
830 ОБ |
940 ОБ |
4.7.1. |
Организация развития и поддержки информационно-справочной системы "Туризм в Ярославской области" |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, ДИАООГВ |
200 ОБ |
200 ОБ |
140 ОБ |
170 ОБ |
4.7.2. |
Участие в организации, техническом оснащении сети туристских информационных центров на территории муниципальных образований области (организация разработки дизайн-проектов, приобретение электронно-вычислительной техники, информационно-справочных устройств, оргтехники, технологической мебели, программного обеспечения) |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
300 ОБ |
400 ОБ |
690 ОБ |
770 ОБ |
4.8. |
Организация работ по созданию и продвижению туристской символики области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
280 ОБ |
350 ОБ |
230 ОБ |
370 ОБ |
4.8.1. |
Организация конкурса на создание туристской символики и брендов территорий области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
280 ОБ |
200 ОБ |
230 ОБ |
370 ОБ |
4.8.2. |
Организация разработки концепции туристского имиджа и туристской символики области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
- |
150 ОБ |
- |
- |
4.9. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с подготовкой и тиражированием CD и DVD о туристском потенциале области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
350 ОБ |
340 ОБ |
250 ОБ |
450 ОБ |
4.10. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с размещением и распространением информации о туристском потенциале области через специализированные российские и зарубежные печатные средства массовой информации, каталоги и справочники |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
810 ОБ |
890 ОБ |
870 ОБ |
920 ОБ |
4.11. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с подготовкой и размещением сюжетов о туризме в области на телевидении, радио и других носителях информации |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
200 ОБ |
400 ОБ |
430 ОБ |
450 ОБ |
4.12. |
Информационная поддержка раздела "Туризм" на официальном портале органов государственной власти Ярославской области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР, УКиОС |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
6890 ОБ |
7695 ОБ |
8980 ОБ |
9150 ОБ |
5. Повышение уровня управления развитием туристско-рекреационного комплекса области путём совершенствования кадрового, аналитического и методического обеспечения | |||||||
5.1. |
Ведение реестра туристских ресурсов и субъектов туристской индустрии, туристского паспорта области |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
5.2. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с обучением, переподготовкой, повышением квалификации лиц, работающих в сфере въездного и внутреннего туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
270 ОБ |
300 ОБ |
300 ОБ |
350 ОБ |
5.3. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с проведением и обработкой результатов социологических исследований по проблемам въездного и внутреннего туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
350 ОБ |
550 ОБ |
440 ОБ |
750 ОБ |
5.4. |
Совершенствование научного обеспечения развития въездного и внутреннего туризма в области: проведение научно-исследовательских работ, разработка предложений по введению новых маршрутов, проектов, туристских территорий, включая изучение туристских ресурсов |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
250 ОБ |
610 ОБ |
740 ОБ |
800 ОБ |
5.5. |
Организация создания методической базы развития въездного и внутреннего туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
300 ОБ |
430 ОБ |
490 ОБ |
600 ОБ |
5.5.1. |
Создание базы методических и научных разработок и фонда материалов по краеведению и туризму |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
5.5.2. |
Проведение на базе вузов области научно-практических конференций по развитию въездного и внутреннего туризма и издание материалов по результатам их проведения |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
200 ОБ |
240 ОБ |
270 ОБ |
350 ОБ |
5.5.3. |
Размещение заказов и оплата работ, связанных с подготовкой и изданием методической литературы по вопросам развития туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
100 ОБ |
190 ОБ |
220 ОБ |
250 ОБ |
5.6. |
Оказание организационно-методического содействия органам местного самоуправления муниципальных образований области в разработке и реализации мер по развитию туризма и отдыха, в том числе разработке муниципальных программ |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
5.7. |
Оказание консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности в сфере туризма |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
5.8. |
Создание и развитие системы информирования клиентов о правилах предоставления туристских и сопутствующих услуг |
в течение 2011 - 2014 годов |
ДЭР |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
1170 ОБ |
1890 ОБ |
1970 ОБ |
2500 ОБ |
|
Всего по Программе средств областного бюджета |
|
|
98572 |
24500 |
27000 |
28800 |
* Возможно софинансирование в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" (приложение 3 к Программе)
Список сокращений, используемых в Программе
ГО |
городской округ |
ГУ МЧС |
Главное управление МЧС России по Ярославской области |
ДИАООГВ |
департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области |
ДИС |
департамент информатизации и связи Ярославской области |
ДК |
департамент культуры Ярославской области |
ДО |
департамент образования Ярославской области |
ДУГИ |
департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области |
ДЭР |
департамент экономического развития Ярославской области |
МР |
муниципальный район |
ОБ |
областной бюджет |
УВД |
Управление внутренних дел по Ярославской области |
УКиОС |
управление коммуникаций и общественных связей Правительства Ярославской области |
УСДП |
Управление по социальной и демографической политики Правительства Ярославской области |
УФСБ РФ |
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ярославской области |
Приложение 1
к Программе
Методика оценки эффективности и результативности реализации областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы
Оценка результативности реализации Областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - Программа) осуществляется ответственным исполнителем путем установления степени достижения ожидаемых результатов.
Результативность реализации Программы оценивается путем сравнения фактических значений показателей с их плановыми значениями. Показатель результативности (Р) рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель результативности для показателей: место области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе и место области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе - рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение i-го целевого показателя на конец текущего года реализации Программы;
- плановое (целевое) значение показателя;
- весовой коэффициент параметра;
- показатель результативности для показателей: количество туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития; количество ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера; число мест в коллективных средствах размещения туристов; количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью; уровень качества услуг туристской отрасли области к уровню 2010 года; ежегодное количество выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области; количество новых информационных ресурсов по туризму к уровню 2009 года; число занятых в сфере туризма; число ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма; ежегодный объём туристских гостиничных услуг; доля доходов от туризма в общем объёме туристских и гостиничных услуг - рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение i-го целевого показателя на конец текущего года реализации Программы;
- плановое (целевое) значение показателя;
- весовой коэффициент параметра.
При расчете результативности и эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
3 |
1. |
Ежегодный объём туристских и гостиничных услуг, млн рублей |
0,15 |
2. |
Место области по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг в Центральном федеральном округе, место |
0,05 |
3. |
Доля доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области, проценты |
0,05 |
4. |
Количество туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития, ед. |
0,05 |
5. |
Количество ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера, ед. |
0,05 |
6. |
Число мест в коллективных средствах размещения туристов, ед. |
0,15 |
7. |
Место области по числу мест в коллективных средствах размещения туристов в Центральном федеральном округе, место |
0,05 |
8. |
Количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, тыс. человек |
0,15 |
9. |
Уровень качества услуг туристской отрасли области по результатам социологических исследований, в процентах к уровню 2010 г. |
0,05 |
10. |
Ежегодное количество выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области, ед. |
0,05 |
11. |
Количество новых информационных ресурсов по туризму к уровню 2009 года, проценты |
0,05 |
12. |
Число занятых в сфере туризма, чел. |
0,10 |
13. |
Число ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма, ед. |
0,05 |
Итого |
1,0 |
При значении показателя P 75 процентов результативность реализации Программы признается низкой, при значении от 75 процентов до 85 процентов - средней и выше 85 процентов - высокой.
Эффективность реализации Программы оценивается ответственным исполнителем путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации.
Показатель эффективности реализации Программы (R) рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель результативности;
- плановая сумма финансирования по Программе;
- сумма финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент параметра.
При значении показателя R 75 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 75 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к Программе
Методика
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха
9 февраля 2011 г.
1. Методика предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха (далее - Методика) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
2. Методика устанавливает цели и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха (далее - субсидия (и)), критерии конкурсного отбора муниципальных образований области, бюджетам которых предоставляются субсидии (далее - конкурсный отбор).
3. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований области с целью поддержки муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха (далее - муниципальная программа) и повышения эффективности и результативности их реализации.
4. Субсидии направляются на поддержку развития туристской инфраструктуры, а именно:
- на создание и поддержку функционирования туристско-информационных центров (на арендную плату за аренду нежилых помещений, пополнение материально-технической базы (информационные терминалы, офисная мебель, выставочное оборудование, компьютерная и оргтехника), изготовление печатной продукции (проспектов, буклетов, туристских карт, путеводителей, справочников и иных информационных материалов), производство рекламы (реклама в теле- и радиопрограммах и передачах, в периодических печатных изданиях, реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании, по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях; наружная реклама и установка рекламных конструкций; реклама на транспортных средствах и с их использованием), оплату услуг по разработке программного обеспечения, его приобретение и обновление);
- на установку наружных средств навигации туристов (баннеров, щитов, указателей, табличек);
- на формирование и проведение туристских программ и мероприятий, организацию новых маршрутов и интерактивных программ, создание музейных экспозиций, закрепление прав на туристские бренды территорий и программ, создание аудиогидов для государственных и муниципальных музеев, поддержку развития перспективных видов туризма, предоставление грантов на развитие сельского туризма;
- на продвижение туристских возможностей (в том числе проведение рекламных туров и пресс-туров, участие в работе международных туристских выставок, размещение информации о туристском потенциале в специализированных средствах массовой информации, каталогах и справочниках, на сайтах, изготовление туристской рекламно-информационной и сувенирной продукции).
5. Субсидии предоставляются на конкурсной основе на основании соглашения, заключенного между департаментом экономического развития Ярославской области (далее - уполномоченный орган) и муниципальным образованием области, (приложение 1 к Методике). Конкурсный отбор производится уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством.
6. При предоставлении субсидий должны выполняться следующие условия:
- соответствие мероприятий, реализуемых в муниципальных образованиях области, основным направлениям данной программы;
- наличие в местных бюджетах ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления муниципального образования области;
- обеспечение уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования области за счет средств местного бюджета в размере, установленном в соглашении, указанном в пункте 5 Методики;
- выполнение требований к результатам расходования субсидий в соответствии с пунктом 14 Методики;
- соответствие муниципального образования области критериям отбора.
7. Органы местного самоуправления муниципальных образований области в срок, установленный уполномоченным органом, подают заявки на участие в конкурсном отборе по форме согласно приложению 2 к Методике с приложением документов, установленных положением о проведении конкурсного отбора, утверждаемым приказом уполномоченного органа.
8. Критериями конкурсного отбора являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы;
- фактическое перечисление в прошедшем финансовом году средств местного бюджета на реализацию муниципальной программы;
- согласие с условиями долевого финансирования расходов мероприятий муниципальной программы;
- представление муниципальным образованием области заявки на участие в конкурсном отборе.
9. Объем субсидий определяется в соответствии с данной Методикой.
10. Распределение субсидии между муниципальными образованиями области осуществляется уполномоченным органом с учётом представленных муниципальных программ развития туризма и отдыха. Объём субсидии (Собл.) рассчитывается по формуле:
,
где:
- объём средств местного бюджета на реализацию мероприятий по развитию туризма и отдыха;
- размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования области за счет субсидии.
11. Субсидии предоставляются следующим группам участников:
- 1 группа - муниципальные образования области с численностью населения менее 30 тысяч человек;
- 2 группа - муниципальные образования области с численностью населения от 30 тысяч человек до 100 тысяч человек;
- 3 группа - муниципальные образования области с численностью населения более 100 тысяч человек.
12. Размер уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области за счет субсидии не должен превышать:
для 1 группы участников - 0,9 - для Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Гаврилов-Ямского, Даниловского, Любимского, Некоузского, Некрасовского, Мышкинского, Первомайского, Переславского, Пошехонского муниципальных районов;
для 2 группы участников - 0,8 - для городского округа города Переславля-Залесского, Ростовского, Рыбинского, Тутаевского, Угличского, Ярославского муниципальных районов;
для 3 группы участников - 0,6 - для городских округов городов Ярославля и Рыбинска.
13. В случае, когда заявка на участие в конкурсном отборе муниципального образования области не соответствует критериям конкурсного отбора, невостребованная субсидия подлежит перераспределению между победителями конкурсного отбора в соответствии с их потребностями.
14. В целях контроля эффективности и результативности использования субсидий осуществляется оценка результативности и эффективности использования муниципальными образованиями области субсидий в соответствии с методикой, приведённой в приложении 3 к Методике.
При этом применяются следующие показатели (индикаторы) результата:
- число туристов и экскурсантов, принимаемых на территории муниципального образования области;
- объём туристских и гостиничных услуг;
- число занятых в сфере туризма.
Значения показателей (индикаторов) результата использования субсидий муниципальными образованиями области устанавливаются в соглашении, указанном в пункте 5 Методики.
15. Органы местного самоуправления муниципального образования области представляют отчёт об использовании субсидий в уполномоченный орган ежеквартально, в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, по форме согласно приложению 4 к Методике.
16. На основании отчётов об использовании субсидий уполномоченный орган ежеквартально проводит оценку соблюдения условия софинансирования расходного обязательства муниципальными образованиями области за счет средств местного бюджета, а также по итогам финансового года проводит оценку результативности и эффективности использования субсидий муниципальными образованиями области.
17. В случае несоблюдения условия софинансирования расходного обязательства органом местного самоуправления муниципального образования области за счет средств местного бюджета департамент финансов Ярославской области по предложению уполномоченного органа принимает решение о сокращении предоставления субсидии.
Сумма субсидии, подлежащая сокращению в случае несоблюдения уровня софинансирования расходного обязательства, () рассчитывается по формуле:
,
где:
- сумма субсидии, фактически выделенная органу местного самоуправления муниципального образования области за счет средств областного бюджета;
- объём средств местного бюджета, израсходованный на реализацию мероприятий по развитию туризма и отдыха;
- коэффициент софинансирования из средств областного бюджета.
Сумма субсидии, подлежащая сокращению, должна быть возвращена в бюджет Ярославской области.
18. Высвобождающиеся средства перераспределяются между муниципальными образованиями области, обеспечившими достижение целевых показателей соответствующих муниципальных программ, пропорционально и на основании их заявок.
При этом уточненный размер средств субсидии не должен превышать максимально возможного размера средств, обеспеченного уровнем софинансирования расходного обязательства муниципального района (городского округа) области за счет средств местного бюджета в размере, предусмотренном данной Методикой.
19. При достижении муниципальным образованием области по итогам финансового года низкой результативности использования субсидии уполномоченный орган пересматривает объём субсидии, предусмотренный муниципальному образованию области на следующий год, в порядке, установленном в положении о проведении конкурсного отбора, утверждаемом приказом уполномоченного органа.
20. Субсидии, не использованные муниципальными образованиями области в текущем году, подлежат возврату в бюджет Ярославской области.
21. Субсидия в случае её нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет Ярославской области в полном объёме и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
22. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляет уполномоченный орган.
Приложение 1
к Методике
предоставления и распределения
субсидий из областного бюджета
местным бюджетам на реализацию
муниципальных целевых программ
развития туризма и отдыха
Форма
Соглашение N _______
о предоставлении субсидии из областного бюджета на реализацию муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха
в _________________________________________________
(наименование муниципального образования области)
в 201__ году
г. Ярославль |
"___" __________ 201__ г. |
Департамент экономического развития Ярославской области, именуемый в дальнейшем "Департамент", в лице __________________________, действующего на основании ________________________________________, с одной стороны, и ___________________________________, именуемый в дальнейшем "Получатель", в лице _________________________________________________, действующего на основании __________________________________, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Методикой предоставления и распределения субсидий из областного бюджета на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха в Ярославской области (приложение 1 к Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы) (далее - Методика) заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Настоящее соглашение определяет порядок взаимодействия Сторон при осуществлении совместных действий по организации финансирования реализации муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха в
____________________________________________________________________ _____
(наименование муниципального образования области)
1.2. Департамент обязуется в 201__ году предоставить Получателю субсидию на реализацию муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха (далее - субсидия) в размере ___________________________ рублей по следующим направлениям: _________________________________________________
____________________________________________________________________ _____
(указать направления мероприятий по развитию туризма и отдыха)
1.3. Получатель обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование указанных мероприятий из местного бюджета в размере
_________________ (_____________________________________________) рублей,
(сумма прописью)
а также обеспечить исполнение настоящего соглашения.
2. Обязанности Сторон
2.1. Департамент обязуется:
2.1.1. Осуществлять контроль за своевременным обеспечением получателем софинансирования из областного бюджета и заключением муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) по направлениям расходования субсидии.
2.1.2. Осуществлять контроль за своевременным представлением получателем копий муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) и выписки из муниципального бюджета, подтверждающей софинансирование со стороны Получателя. По итогам рассмотрения представленных материалов корректировать распределение субсидии между муниципальными районами и городскими округами области.
2.1.3. Осуществлять контроль за своевременным представлением получателем копий актов приема-передачи товаров (работ, услуг) и заявки на выделение субсидии.
2.1.4. Осуществлять своевременное перечисление субсидии в доход бюджета Получателя на счет, открытый в установленном порядке для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, в соответствии с копиями актов приема-передачи товаров (работ, услуг) и заявкой на выделение субсидии, представляемых Получателем.
2.1.5. Осуществлять контроль за соблюдением Получателем условий предоставления субсидии.
2.2. Получатель обязуется:
2.2.1. Обеспечить своевременное размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) и заключение соответствующих муниципальных контрактов.
2.2.2. Организовывать обмен информацией и взаимодействовать с Департаментом по вопросам предоставления и распределения субсидии.
2.2.3. Представлять Департаменту следующие документы: - копии муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) и выписку из муниципального бюджета, подтверждающую софинансирование со стороны бюджета _________________________________________________________
____________________________________________________________________ __, -
(наименование муниципального образования области)
в срок до "___" __________ 20__ года;
- заявку на выделение субсидии и копии актов приема-передачи товаров (работ, услуг) - в срок до "___" __________ 201__ года;
- отчет об использовании субсидии по форме, предусмотренной Методикой, - в срок до "___" __________ 201__ года.
2.2.4. Обеспечить контроль:
- за выполнением работ по реализации муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха, осуществляемых за счет субсидии;
- за целевым и эффективным использованием субсидии в объемах, не превышающих лимитов бюджетных обязательств на 201__ год, в целях недопущения образования кредиторской задолженности.
2.2.5. Достичь следующих значений показателей результата использования субсидии:
- число туристов и экскурсантов, принимаемых на территории муниципального образования области, - _______ тысяч человек;
- объем туристских и гостиничных услуг - _______ млн рублей;
- число занятых в сфере туризма - _______ человек.
3. Ответственность Сторон и порядок разрешения споров
3.1. Стороны несут ответственность за неисполнение обязательств по настоящему соглашению в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Споры (разногласия), возникающие между Сторонами в связи с исполнением настоящего соглашения, разрешаются ими по возможности путем проведения переговоров и служебной переписки.
3.3. В случае невозможности урегулирования споры (разногласия) подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Порядок изменения, расторжения соглашения
4.1. Любые изменения к настоящему соглашению оформляются в виде дополнительного соглашения, заключаемого в письменной форме и подписываемого Сторонами.
4.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Получателем обязательств по настоящему соглашению Департамент направляет Получателю уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений с указанием срока исполнения. При неустранении Получателем указанных нарушений Департамент вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящее соглашение, при этом Получатель лишается права на получение субсидии.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.
5.2. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения обязательств по настоящему соглашению, но не позднее 31 декабря 20__ года.
6. Реквизиты Сторон
Департамент экономического Наименование Получателя
развития Ярославской области
___________________________________ ___________________________________
(адрес и реквизиты) (адрес и реквизиты)
Директор департамента Уполномоченное лицо Получателя
_____________ _____________________ _____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
к Методике
предоставления и распределения
субсидий из областного бюджета
местным бюджетам на реализацию
муниципальных целевых программ
развития туризма и отдыха
Форма
На бланке организации, с указанием даты, исходящего номера
|
В конкурсную комиссию по отбору муниципальных образований для предоставления субсидий на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха
|
Заявка
на участие в конкурсном отборе муниципальных образований области, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха
Изучив документацию о конкурсном отборе муниципальных образований области, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха,
____________________________________________________________________ _____
(наименование муниципального образования области)
____________________________________________________________________ _____
в лице __________________________________________________________________
(наименование должности и Ф.И.О. руководителя)
____________________________________________________________________ _____
сообщает о согласии участвовать в конкурсном отборе и направляет
настоящую заявку.
1. Наименование мероприятия государственной поддержки:
N п/п |
Направление мероприятия (направления расходования субсидии), в том числе в разрезе затрат |
Общая сумма ассигнований на год, тыс. руб. |
В том числе |
|
объём субсидии, планируемый к финансированию из областного бюджета на год, тыс. руб. |
объём финансирования из местного бюджета на год, тыс. руб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Итого по заявке |
|
|
|
2. Юридический адрес участника конкурсного отбора: _________________
____________________________________________________________________ _____
3. Должность и фамилия, имя, отчество лица, ответственного за реализацию муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха, и его контактные телефоны _________________________________________________
____________________________________________________________________ _____
4. Ответственные лица для контактов и их контактные телефоны:
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
5. Коэффициент софинансирования - _________________________________.
6. Перечень прилагаемых документов и количество листов:
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
С условиями и требованиями отбора ознакомлен и согласен.
Достоверность представленной в составе заявки информации гарантирую.
"___" __________ 20__ года
Глава муниципального
образования области _____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Приложение 3
к Методике
предоставления и распределения
субсидий из областного бюджета
местным бюджетам на реализацию
муниципальных целевых программ
развития туризма и отдыха
Методика
оценки результативности и эффективности использования муниципальными образованиями области субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития туризма и отдыха
Оценка результативности использования муниципальными образованиями области субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха (далее - субсидия) осуществляется ответственным исполнителем Областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы ежегодно путём установления степени достижения ожидаемых результатов.
Расчёт результативности использования субсидии муниципальным образованием области (Рi) производится по формуле:
,
где:
- фактическое значение соответствующего показателя результата;
- плановое значение соответствующего показателя результата.
Общий показатель результативности использования субсидии муниципальным образованием области () рассчитывается по формуле:
,
где:
- весовой коэффициент i-го показателя;
n - количество показателей результативности.
При расчёте результативности использования субсидии используются следующие основные показатели, целевые значения которых устанавливаются соответствующими муниципальными программами, и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение весового коэффициента |
1. |
Число туристов и экскурсантов, принимаемых на территории муниципального образования |
0,3 |
2. |
Объём туристских и гостиничных услуг |
0,4 |
3. |
Число занятых в сфере туризма |
0,3 |
Итого |
1,0 |
При значении весового показателя более 0,85 результативность использования субсидии признается высокой.
При значении весового показателя от 0,75 до 0,85 результативность использования субсидии признается средней.
При значении весового показателя менее 0,75 результативность использования субсидии признается низкой.
Эффективность использования субсидии муниципальным образованием области (Э) рассчитывается по формуле:
,
где:
- плановый объём финансирования субсидии муниципальному образованию, предусматриваемый законом Ярославской области об областном бюджете;
- фактический объём финансирования субсидии, освоенный муниципальным образованием.
При значении весового показателя более 0,85 эффективность использования субсидии признается высокой.
При значении весового показателя от 0,75 до 0,85 эффективность использования субсидии признается средней.
При значении весового показателя менее 0,75 эффективность использования субсидии признается низкой.
Приложение 4
к Методике
предоставления и распределения
субсидий из областного бюджета
местным бюджетам на реализацию
муниципальных целевых программ
развития туризма и отдыха
Форма
Отчет
о расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальной целевой программы развития туризма и отдыха в
__________________________________________________
(наименование муниципального образования области)
по состоянию на "___" __________ 20__ г.
1. Отчет о расходовании субсидии и объеме софинансирования из местного бюджета
N п/п |
Наименование мероприятия, в том числе в разрезе затрат |
Общая сумма ассигнований на мероприятия на год, тыс. руб. |
Профинансировано из областного бюджета, тыс. рублей |
Израсходовано средств областного бюджета с начала года*, тыс. руб. |
Профинансировано из местного бюджета с начала года*, тыс. руб. |
Конкретный результат выполнения мероприятий в рамках Программы за отчётный период |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
* Подтверждается копиями заключенных муниципальных контрактов и договоров, документами об оплате товаров (работ, услуг) по заключенным муниципальным контрактам, актами оказанных услуг (выполненных работ).
2. Отчет о результативности и эффективности использования субсидии
N п/п |
Наименование показателя ожидаемого результата предоставления субсидии |
Единица измерения показателя |
Значение показателя результата |
|
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Число туристов и экскурсантов, принимаемых на территории муниципального образования области |
тысяч человек |
|
|
2. |
Объём туристско-гостиничных услуг |
млн рублей |
|
|
3. |
Число занятых в сфере туризма |
человек |
|
|
Приложение: ____________________________ на ____ листах в _____ экз.
"___" __________ 201__ года
Глава муниципального образования области _____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
_____________________
(номер телефона) ".
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к Программе
Развитие инженерных коммуникаций и объектов инфраструктуры основных туристских территорий (в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 гг.)"
9 февраля 2011 г.
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Объекты инфраструктуры |
Исполнители мероприятия (в установленном порядке) |
Источники средств финансирования |
Объём финансирования, млн руб. (в установленном порядке) |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||||
|
Создание инфраструктуры курорта международного уровня "Золотое кольцо", в том числе объекты коммерческого назначения: 2 гостиницы на 350 номеров (600-700 мест), коттеджный поселок на 30 домов (около 120 мест); гостиничный комплекс на 2280 мест |
проведение инженерных коммуникаций: - газификация; - реконструкция автомобильных дорог; - развитие средств связи; - водоснабжение; - водоотведение; - электроснабжение; - теплоснабжение |
ДЭР, ГО г. Переславль-Залесский, Переславский МР, государственно-частное партнёрство |
ВИ ФБ ОБ |
1432,0 420,0 74,1 |
900,0 360,0 63,5 |
1735,0 450,0 79,4 |
2730,0 1035,7 182,8 |
Список используемых сокращений
ФБ - федеральный бюджет
ОБ - областной бюджет
МБ - муниципальный бюджет
ВИ - внебюджетный источник
ДЭР - департамент экономического развития Ярославской области
ГО - городской округ
МР - муниципальный район
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 19 июля 2010 г. N 533-п "Об Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" N 57 от 30 июля 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 3 февраля 2016 г. N 91-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 30 ноября 2015 г. N 1291-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 17 сентября 2015 г. N 1015-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 13 мая 2015 г. N 515-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 20 февраля 2015 г. N 154-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 ноября 2014 г. N 1211-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 9 июня 2014 г. N 553-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 18 февраля 2014 г. N 122-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 18 декабря 2013 г. N 1649-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 13 ноября 2013 г. N 1493-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 24 июля 2013 г. N 909-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 11 июня 2013 г. N 666-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 29 апреля 2013 г. N 464-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 декабря 2012 г. N 1532-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 30 октября 2012 г. N 1204-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 15 октября 2012 г. N 1103-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2011 г. N 1112-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 8 декабря 2011 г. N 967-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 9 февраля 2011 г. N 77-п