В целях совершенствования мер в сфере противодействия коррупции на территории Ярославской области, во исполнение Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" и в соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений аппарата Правительства области" правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция
областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства области
от 3 ноября 2011 г. N 866-п)
I. Общие положения
Заказчик Программы |
Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации |
Разработка областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы (далее - Программа) обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне антикоррупционной политики в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, где принципиальной задачей остаются борьба с коррупцией и противодействие коррупции. Действующая областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010 - 2011 годы позволила создать систему предупреждения и профилактики коррупционных проявлений. В рамках действующей программы была разработана Методика проведения мониторинга коррупционных проявлений на территории области и проведен первый этап мониторинга, результаты которого сопоставимы с результатами изысканий наиболее авторитетного в данной области на международном уровне Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл-Р" (http://www.transparency.org.ru) за 2010 год (далее - ТИ-Р), проведенного компанией Gallup International. Необходимо отметить, что в отличие от респондентов, опрошенных специалистами данной компании в целом по России, жители Ярославской области отмечают поступательное снижение уровня коррупции за последние годы. 29,7% респондентов исследования ТИ-Р придерживаются точки зрения, что за последние 3 года уровень коррупции значительно повысился, а участники проведенного первого этапа мониторинга полагают, что уровень коррупции в течение последних 3 лет снизился. Оценивание коррумпированности органов исполнительной власти в сравниваемых исследования производилось по несколько разным шкалам, однако в целом эти данные можно сопоставить. Уровень коррумпированности в исследовании ТИ-Р оценивался по 5-балльной шкале, где 1 - минимальный балл, а 5 - максимальный балл. По результатам исследования институты государственной службы получили 3,9 балла (что указывает на практически максимальный уровень коррупции). По данным первого этапа мониторинга, вариант ответа "большинство людей в высших органах власти берут взятки" в среднем по трем категориям респондентов (эксперты, предприниматели, население) составил 47,9% из 100 возможных, что менее половины. Из этого можно сделать вывод, что респонденты Ярославской области оценивают степень коррумпированности высших должностных лиц более сдержанно, чем участники всероссийского исследования ТИ-Р. При этом необходимо отметить, что эксперты и предприниматели, то есть наиболее подготовленная и образованная часть респондентов, оценивает степень коррумпированности на еще более низком уровне, чем указанный средний балл, повышение показателя вызвано более критичными настроениями населения. Анализ различных сфер деятельности по степени их "взяткоемкости" в обоих исследования во многом совпадают. Варианты-лидеры распределились следующим образом: правоохранительные органы (милиция) - 27,7% (ТИ-Р) против 24,4% в сумме по разным показателям в данном исследовании; сфера образования - 18,3% (ТИ-Р) против 22,6% в сумме по разным показателям в данном исследовании; сфера медицинского обслуживания - 20,7% (ТИ-Р) против 20,8% в данном исследовании. Как можно видеть, доминирующие сферы коррупционных проявлений в Ярославской области соответствуют всероссийским. Однако если сравнивать полученные результаты с данными всероссийского вопроса Фонда ИНДЕМ (2005 г.), то можно отметить, что относительно ситуации 5-6-летней давности риски коррупции заметно снизились. Например, риск коррупции в сфере государственного медицинского обслуживания в 2005 году оценивался респондентами на уровне 37,7% (сейчас в Ярославской области этот показатель практически в два раза ниже), а коррупционный риск в сфере высшего образования - 52,1% (сейчас упал почти на 30%). Это говорит о том, что фактически ситуация в области меняется в лучшую сторону и борьба с коррупцией осуществляется достаточно эффективно. При этом отметим, что в исследования фонда ИНДЕМ до 2005 года отмечался постоянный рост рисков коррупции. С тем, что простые граждане могут помочь победить коррупцию жители Ярославской области согласны в большей степени (население: 43,8% - "коррупцию можно победить только всем миром"), чем респонденты всероссийского опроса (в целом согласны - 33,4%). Среди предпринимателей Ярославской области также выше процент "готов принять участие в борьбе с коррупцией" (52,9%) против 43% "полностью" и "частично согласен" с этим участников всероссийского исследования 2010 года. Обращаясь к более подробному рассмотрению результатов первого этапа мониторинга коррупционных проявлений на территории Ярославской области, необходимо отметить следующее. Среди респондентов доминирует отношение к коррупции как к негативному явлению (что особо ярко выражено в оценках экспертов, большинство из которых являются государственными служащими). При этом для населения и предпринимателей более близка позиция, которая выражается в том, что коррупция есть неизбежное (в ряде случаев - необходимое) зло. Большинство респондентов этих категорий признают, что с помощью взятки им в свое время удалось решить конкретную проблему. При этом следует подчеркнуть, что зафиксированные коррупционные проявления носят преимущественно бытовой характер, то есть относятся не к высшим сферам государственной службы и крупному бизнесу (хотя именно этих субъектов население чаще всего обвиняет в коррумпированности), а к работе бюджетных учреждений (медицина, образование) и правоохранительных органов. Необходимо отметить, что граждане (и население, и предприниматели) часто сами выступают инициаторами коррупционной сделки, считая ее наиболее простым и быстрым способом решения проблемы (43,1% респондентов из числа населения признают взятку элементом традиционных взаимодействий). Сам термин "коррупция" ассоциируется у респондентов со злом и преступлением, что не мешает им фактически участвовать в коррупционных сделках, не воспринимаемых как случаи коррупции. Например, вручение подарков преподавателям накануне экзаменов и найм репетиторов, гарантирующих поступление в ВУЗы, воспринимается как проявление коррупции менее чем половиной респондентов из группы "население". Толерантность к "неформальным" договоренностям с сотрудниками правоохранительных органов и государственных медицинских учреждений также достаточно высока. При этом наблюдается желание снять с себя ответственность за участие в коррупционной сделке ("у меня не было выбора") и полностью переложить ее на то должностное лицо, которое согласилось в ней участвовать. Эта позиция характерна и для предпринимателей, которые склонны оправдывать свое участие в коррупционных сделках абстрактными причинами ("бизнес не защищен", "у бизнеса нет легальных способов влиять на власть"). Также следует отметить, что "воображаемый" уровень коррупции сильно отличается от реального в большую сторону. Например, те граждане, которые имели личный опыт дачи взятки, ее средний размер оценили в 10 300 руб., а те, кто слышал подобную информацию от знакомых, в гораздо большую сумму - 19700 руб. На этом примере видно, какую негативную роль играет так называемое "сарафанное" радио в процессе освещения коррупционной проблематики. В это связи необходимы действия, направленные на повышение уровня доверия к официальным источникам информации о проблеме, которые передают информацию без наслоений "коммуникационных шумов". Проблема восприятия коррупции заключается еще и в том, что она большинством воспринимается как абстрактное понятие или явление, имеющее место только на высшем уровне государственного управления и бизнеса, имеющее косвенное отношение к повседневным бытовым практикам, хотя именно на уровне конкретных бытовых практик она фактически и локализуется. В этой связи информационная политика, направленная на борьбу с коррупцией, должна быть построена на максимально полном и объективном освещении положения дел, объяснении того, что если каждый конкретный человек откажется от участия в коррупционных сделках, это зло можно будет победить. В этой связи показательно существующее на данный момент в обществе отношение к введению анонимной системы сообщений о случаях коррупции, которая по разным причинам оценивается как заведомо неэффективная. На наш взгляд, дело в том, что на данный момент граждане морально не готовы передавать информацию о случаях коррупции, так как в силу сложившегося менталитета это воспринимается как доносительство. Единственной действенной мерой, способной предотвратить участие должностного лица в коррупционном сговоре, по мнению экспертов, является страх перед наказанием. Это вполне согласуется с настроениями населения - "необходимо беспощадно наказывать всех коррупционеров" (42,8%). Заметим, что при проведении аналогичного исследования в Тверской области (2007 г.) количество респондентов, требующих ужесточения наказаний за коррупцию, было гораздо больше - 62%, что косвенно указывает на то, что в данном регионе рассматриваемая проблема была выражена более остро. При этом следует обратить внимание на то, что основную часть информации о коррупционной ситуации в области и стране население черпает из средств массовой информации (58,7%), хотя редко занимается ее целенаправленным поиском (6,7%). Таким образом, население обращает внимание на наиболее "раскрученные" случаи коррупции, делая ошибочные обобщающие выводы. В связи с этим необходимо по возможности контролировать информационные сообщения, освещающие столь важную для поддержания социальной стабильности тему. Также нужна целенаправленная работа по правовому просвещению населения, так как в ряде случаев человек сам не в состоянии идентифицировать, что является случаем коррупции, а что нет (что создает возможность для различных злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц). Таким образом, все изложенное свидетельствует о необходимости в дальнейшем объединении усилий и координации действий правоохранительных органов и субъектов антикоррупционной деятельности. Для этого требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики коррупционных правонарушений, а также проведение ряда организационных мероприятий. SWOT-анализ мероприятий по противодействию коррупции в Ярославской области приведен в приложении к Концепции |
Возможные варианты решения |
описание анализа ситуации состояния дел в сфере противодействия коррупции на территории области свидетельствует о необходимости продолжения развития комплексных мер в сфере противодействия коррупции на территории области: - координация действий всех субъектов антикоррупционной деятельности, в том числе правоохранительных органов, в сфере противодействия коррупции - проведение антикоррупционного мониторинга, мониторинга коррупционных проявлений на территории области; - обеспечение открытости деятельности органов государственной власти Ярославской области; - обеспечение информированности населения области о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в сфере противодействия коррупции; - повышение антикоррупционного сознания населения области; - искоренение толерантного отношения к "неформальным" договоренностям с сотрудниками органов государственной власти и желания снять с себя ответственность за участие в коррупционной сделке ("у меня не было выбора") и полностью переложить ее на то должностное лицо, которое согласилось в ней участвовать |
Дата начала Программы |
01.01.2012 |
Дата окончания Программы |
31.12.2013 |
Ответственный исполнитель Программы |
управление по противодействию коррупции Правительства области |
Исполнители Программы |
департамент образования Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, управление государственной службы и кадровой политики Правительства области, государственно-правовое управление Правительства области |
Участники Программы |
органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области |
Куратор Программы |
Губернатор области Вахруков С.А. |
Ответственные лица для контактов |
Четвериков Роман Николаевич - начальник управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. 40-19-09; Смирнова Ольга Николаевна - начальник отдела по противодействию коррупции управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. 40-00-28; Камалова Алена Александровна - консультант-юрист отдела по противодействию коррупции управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. 40-00-23. |
II. Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Предельный объем финансирования |
||
всего |
2012 год |
2013 год |
||
Областной бюджет |
тыс. руб. |
16 800 |
8 400 |
8 400 |
III. Цель Программы
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование плановых значений индикатора |
|||||
наименование |
единица измерения |
весовой коэффициент |
значение |
||||
базовое |
планируемое |
||||||
2012 год |
2013 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Развитие и обеспечение функционирования системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений |
доля населения области, удовлетворенная деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по обеспечению ими реализации государственной антикоррупционной политики на территории области |
% |
1 |
39 |
41 |
43 |
показатель выведен с помощью проведенного мониторинга коррупционных проявлений на территории области, что соответствует трем баллам по 5-балльной шкале, где 1 - минимальный балл, а 5 - максимальный балл. В целом по России данный показатель, по результатам исследования ТИ-Р, оценивался в 3,9 балла по 5-балльной шкале. В Самарской области данный показатель на 2011 год составил 50% |
IV. Задачи Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Весовой коэффициент |
Результат по годам |
|||||
наименование |
единица измерения |
значение |
|||||||
базовое |
планируемое |
||||||||
2012 год |
2013 год |
2012 |
2013 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Задача 1. Обеспечение помещений органов исполнительной власти области, предназначенных для приема физических и юридических лиц, специальными техническими средствами (системами видеонаблюдения и звукозаписи) |
1 500 |
1 500 |
0,2 |
количество оборудованных специальными техническими средствами помещений (система видеонаблюдения и звукозаписи) органов исполнительной власти области, предназначенных для приема физических и юридических лиц |
единицы |
0 |
10 |
10 |
2. |
Задача 2. Осуществление мониторинга коррупционных проявлений на территории области, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами |
1 200 |
1 200 |
0,3 |
количество подготовленных отчетов по результатам проведенного мониторинга коррупционных проявлений на территории области с выводами и рекомендациями |
единицы |
0 |
2 |
2 |
3. |
Задача 3. Осуществление антикоррупционной пропаганды и просвещения |
5 400 |
5 400 |
0,3 |
доля населения области, информированного о деятельности органов исполнительной власти области в сфере противодействия коррупции |
проценты |
40 |
42 |
45 |
4. |
Задача 4. Организация и проведение курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих области в сфере противодействия коррупции |
300 |
300 |
0,2 |
количество обученных государственных и муниципальных служащих области, занимающих должности, наиболее подверженные коррупционным рискам |
человек |
0 |
50 |
50 |
V. Риски Программы
Наименование риска |
Балл |
Невыполнение объемов финансирования |
6 |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий |
6 |
Приложение
к Концепции
SWOT-АНАЛИЗ
мероприятий по противодействию коррупции в Ярославской области
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1 |
2 |
- наличие политической воли руководства области; - наличие нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции, в том числе Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009 - 2010 годы, утвержденного постановлением Губернатора области от 30.09.2008 N 726 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009 - 2010 годы", постановлений Губернатора области от 09.09.2009 N 479 "Об образовании Совета по противодействию коррупции в Ярославской области", от 13.10.2009 N 545 "Об утверждении Положения о Совете по противодействию коррупции в Ярославской области", от 21.12.2009 N 696 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Ярославской области по координации деятельности в области противодействия коррупции", от 04.03.2010 N 97 "Об управлении по противодействию коррупции Правительства области, внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 01.08.2008 N 585"; - наличие отдельных механизмов противодействия коррупции: антикоррупционный мониторинг цен на товары, работы, услуги при осуществлении закупок для нужд Ярославской области (в течение первого полугодия 2011 г. в результате проведенного мониторинга определения начальных (максимальных) цен контрактов были снижены начальные (максимальные) цены контрактов на 22102110,92 руб.); антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (за первое полугодие 2011 г. органами исполнительной власти области была проведена антикоррупционная экспертиза 695 нормативных правовых актов (далее - НПА), в результате которой обнаружено 63 коррупциогенных фактора, которые были исключены), в том числе и расширение института проведения независимой антикоррупционной экспертизы (в соответствии с Регламентом Правительства области, утвержденным постановлением Губернатора области от 03.09.2008 N 660 "О Регламенте Правительства Ярославской области", в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА его разработчик в течение рабочего дня после их визирования размещает проект НПА на своей странице официального портала органов государственной власти Ярославской области с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, указанный срок не может составлять менее 7 дней); - наличие инструментов, необходимых для обеспечения повышения открытости деятельности органов исполнительной власти Ярославской области (официальный портал органов государственной власти Ярославской области, портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, региональные средства массовой информации - газета "Документ-Регион", газета "Ярославский регион"); - наличие разработанной Методики проведения мониторинга коррупционных проявлений на территории области и проведение первого этапа мониторинга; - наличие возможности привлечения представителей общественности к антикоррупционным мероприятиям и соединения разнонаправленных действий по противодействию коррупции в единый комплекс посредством привлечения разных слоев населения, правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-сообщества, законодательной и судебной ветвей власти |
- отсутствие комплексного подхода к разработке действенных механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти области и органах местного самоуправления муниципальных образований области; - недостаточная информированность населения области о деятельности органов власти Ярославской области; - отношение со стороны населения области к коррупции как к неизбежному злу, имеющему под собой исторические корни и представляющему российскую действительность; - толерантность к "неформальным" договоренностям с сотрудниками органов государственной власти и желание снять с себя ответственность за участие в коррупционной сделке ("у меня не было выбора") и полностью переложить ее на то должностное лицо, которое согласилось в ней участвовать; - низкое антикоррупционное сознание населения Ярославской области |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1 |
2 |
- закрепление в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понятия коррупции как социально опасного явления; - наличие на федеральном уровне нормативных правовых актов, регулирующих стратегические мероприятия, направленные на противодействие коррупции и организацию профилактической работы; - постоянно растущий уровень доступности к информационным технологиям у населения области; - относительно развитые механизмы вовлечения институтов гражданского общества к реализации мер по противодействию коррупции на территории области |
- толерантное отношение общества в целом к коррупционным проявлениям. Коррупция стала распространенным фактом жизни, к которому большинство членов общества относится как к негативному, но привычному явлению. Следует учитывать и историческую взаимосвязь культуры общества и коррупции; - искажение информации средствами массовой информации и "раздувание" неподтвержденных выводов и фактов, что способствует формированию среди населения неправильного мнения о состоянии дел в сфере противодействия коррупции в целом; - способность коррупционных проявлений к стремительному преобразованию и приспосабливанию к меняющимся условиям, изменчивость коррупции, связанная с ее латентным характером. Подчас коррупция принимает характер институциональной ловушки, встраиваясь в социальную реальность, переплетаясь с другими неэффективными, устойчивыми социальными нормами (неплатежи, уклонение от налогов, недружественные поглощения, фиктивное банкротство); - влияние коррумпированных лиц и группировок на решения органов власти, в том числе по вопросам противодействия коррупции; - препятствие коррупционных элементов верховенству закона; - препятствие коррупционных элементов функционированию публичности власти |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 3 ноября 2011 г. N 866-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 15 ноября 2011 г. N 94