Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
от 14 октября 2011 г. N 2741
Ведомственная целевая Программа
развития "Развитие культуры в городе Ярославле"
на 2012 - 2014 годы
2 марта, 20 декабря 2012 г., 12 декабря 2013 г.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 12 декабря 2013 г. N 2904 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа развития "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267); Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" |
Заказчик Программы |
Органы городского самоуправления |
Разработчик Программы |
Управление культуры мэрии города Ярославля |
Исполнители Программы |
Управление культуры мэрии города Ярославля - ответственный исполнитель; муниципальные учреждения отрасли "Культура" |
Цель Программы |
Совершенствование работы по развитию культурного потенциала города Ярославля |
Перечень разделов Программы |
1. Паспорт программы. 2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы. 3. Цель и задачи Программы. 4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению цели Программы. 5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. 6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации. 7. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы. 8. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего по Программе: 22791,5 тыс. руб. из бюджета города, в том числе: 2012 год - 8381,5 тыс. руб. 2013 год - 6933,5 тыс. руб. 2014 год - 7476,5 тыс. руб. |
Управление и контроль за реализацией Программы |
Заместитель мэра города Ярославля по социальной политике; управление культуры мэрии города Ярославля |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Создание благоприятных условий для вовлечения горожан в общественно-культурную жизнь города, обеспечение равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп; 2. Активизация деятельности муниципальных музеев, повышение популярности культурно-исторического наследия, привлечение большего числа горожан к участию в музейных проектах; повышение качественного уровня музейного продукта; 3. Обеспечение устойчивого функционирования образовательных учреждений отрасли "Культура", создание благоприятных условий для раскрытия талантов юного поколения; сохранение контингента учащихся детских школ искусств; 3. Повышение качества и расширение спектра библиотечных услуг, увеличение числа реализованных проектов, раскрывающих возможности библиотеки в XXI веке; 4. Повышение эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, их конкурентоспособности на рынке социокультурных услуг; 5. Сохранение и развитие традиционных местных народных художественных промыслов и ремесел, увеличение их популярности; 6. Обогащение городской среды через ее наполнение культурными событиями, формирование благоприятного социального климата в городе, создание многообразного культурного и информационного пространства города; 7. Рост интереса к Ярославлю в России и мире как к городу с глубокими культурными традициями, развивающему диалог с современностью. |
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью формирования и реализации приоритетных направлений культурной политики города в долгосрочной перспективе, обеспечения на муниципальном уровне системного подхода к решению вопросов развития культуры в городе Ярославле и опирается на Стратегию развития культуры Ярославской области.
В Программе "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2012 - 2014 годы сохраняется вектор развития отрасли "Культура", сформулированный в долгосрочной целевой программе "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2009 - 2011 годы, и вписывающийся в Стратегию социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года.
В настоящее время проводятся мероприятия по оптимизации муниципальных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений на новые - муниципальное автономное учреждение и муниципальное бюджетное учреждение. Этим нововведением обусловлено усиление в Программе позиций, связанных с повышением эффективности менеджмента в сфере культуры.
Понимание культуры
Культура, как особая система ценностей и мотиваций, формирующая среду жизнедеятельности человека, сегодня понимается и в более широком контексте: как инструмент развития города, повышения его конкурентоспособности, решения его социальных проблем, привлечения и удержания в городе человеческого и финансового капитала, развития туризма, улучшения имиджа города.
В связи с этим при формировании перечня мероприятий Программы учитывались именно эти два измерения: создание возможностей для творческой самореализации человека и развития городской среды, привлекательной для горожанина и туриста и объединяющей самые разные группы людей.
Достигнутые результаты и положительный опыт реализации долгосрочной целевой программы "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2009 - 2011 годы позволяют опираться на традиционные, заслужившие авторитет и популярность в городе и области социально-культурные мероприятия, а также диктуют необходимость поддержки творческих проектов, направленных на активизацию культурно-досуговой деятельности.
Важными событиями культурной жизни города Ярославля являются Международный театральный фестиваль, фестиваль искусств "Преображение", музыкальные фестивали "Джаз над Волгой", "Струны России", "Ярославские фанфары", фестиваль "Искусство движения и танца на Волге", хоровой фестиваль "Веснушка", фестиваль идей преобразования города "Архитектура движения", традиционные массовые праздники "День города", "Масленица".
Культурная среда города - насыщенное событиями пространство культурной жизни, которое составляют заметные и обсуждаемые в обществе проекты и программы, а также локальные, камерные мероприятия, предлагающие для горожан разнообразные формы участия и производство культурного продукта. Последнее особенно важно в контексте социокультурных изменений последних лет, акцентирующих для человека важность доступа не столько к потреблению культурного продукта, сколько к его производству.
Ситуация в отрасли
В современном Ярославле работают 29 муниципальных учреждений культуры: 2 централизованные библиотечные системы, музей истории города Ярославля; культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой, 9 культурно-досуговых учреждений, "Массовые зрелища" (кинотеатр "Октябрь"), Городской джазовый центр, 13 детских школ искусств. На 01.07.2011 сеть включает одно муниципальное автономное учреждение - "Ярославский зоопарк".
Музей и филиалы
Ежегодно музей истории города Ярославля и его филиалы (Городской выставочный зал им. Н.А. Нужина, Мемориальный дом-музей М.А. Богдановича, Арт-галерея "Дом муз") посещают более 30 тысяч человек, общий объем фонда музея составляют 22,3 тысячи предметов. Годовой план учреждения насчитывает 30 - 40 выставок. Основная концептуальная идея экспозиции музея - "Человек в истории города, город - в истории России". Главные проекты музея истории города Ярославля связаны с именем Герасима Лебедева и событиями Смутного времени. Для выставочного зала им. Н.А. Нужина визитными карточками являются выставки ювелирного искусства и традиционных ремесел. В музее М.А. Богдановича экспозиция и мероприятия направлены на популяризацию белорусской культуры, развитие российско-белорусских отношений.
Главная задача музейной институции - работа с собственной коллекцией, ее осмысление, интерпретация и презентация. В настоящее время в выставочном графике музея преобладают приглашенные выставки и показатель экспонирования предметов собственной коллекции крайне незначителен (в 2009 году - 4%, в 2010 году - 5%). В связи с этим в Программе будет уделено больше внимания выставочной деятельности музея истории города Ярославля и его филиалов. В целях популяризации наиболее значимых событий ярославской истории, сохранения культурных традиций, апробирования новых форм музейной работы будут поддерживаться наиболее успешные проекты.
Музеем будут решаться и другие актуальные вопросы, такие как: разработка концепции развития учреждения, эффективное использование материально-технических и финансовых ресурсов, мобилизация сил по привлечению в музей горожан и туристов, разработка экспозиционных пространств современного технического и содержательного уровня, маркетинг музея (продвижение учреждения в региональных и российских СМИ, в интернет-пространстве; распространение рекламных материалов в общественном пространстве города).
Детские школы искусств
В Ярославле сохраняется система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, состоящая из 13 муниципальных детских школ искусств, работающих во всех районах города. Дополнительным образованием охвачено 12% от общего числа учащихся общеобразовательных школ. В учреждениях сохраняется стабильный контингент учащихся на бюджетных местах (4469 человек), растет число учащихся, получающих дополнительные платные образовательные услуги (май 2009 года - 1234 человека, май 2011 года - 1529 человек).
Наряду с этим, сегодня школы должны не только выполнять образовательную функцию. Им необходимо принимать более активное участие в общественной жизни города, с помощью заметных публичных акций и проектов способствовать гуманизации общественного пространства, осознанию молодым поколением себя как важной части городского сообщества, а также популяризировать собственную деятельность с целью привлечения людей и ресурсов.
Недостаточный приход в учреждения молодых квалифицированных специалистов по-прежнему затрудняет обновление кадрового состава. Для заинтересованности молодых профессионалов необходимо повысить эффективность менеджмента учреждений, усилить финансово-материальную базу, в том числе, за счет развития внебюджетных отделений.
Культурно-досуговые учреждения
В соответствии с Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы культурно-досуговые учреждения отрасли призваны решать задачи по повышению эффективности, качества, расширению спектра услуг, вовлечению населения в активную социально-культурную деятельность, обеспечению широкого доступа различных слоев населения к нематериальному культурному наследию, развитию традиционного народного творчества.
В 9 муниципальных домах и дворцах культуры, в городском джазовом центре самодеятельным творчеством занимается более 9,5 тысяч человек. Ежегодно проводится 4000 мероприятий, из них каждое четвертое - для детей. Достигнуты высокие результаты работы в сфере народного творчества: 46 ярославских коллективов имеют звание "Народный" или "Образцовый" самодеятельный коллектив. Ярославский городской джазовый центр удачно аккумулирует местные и привлеченные из других регионов и стран творческие ресурсы, реализует проекты, заметные в культурной жизни города.
Кинозрелищный центр "Массовые зрелища" (кинотеатр "Октябрь") проводит 1500 киносеансов в год, среднее число зрителей - 20 тысяч человек. Проведение благотворительных программ, социальная ориентация мероприятий, работа в общественном пространстве Ярославля позволяют кинозрелищному центру быть многопрофильным учреждением культуры и расширять аудиторию зрителей, участников.
Реализация программных мероприятий позволит активизировать работу по совершенствованию сферы досуга, обеспечению равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп, расширению использования открытых городских пространств для проведения мероприятий. Планируется активнее применять механизм исследования рынка культурных услуг (проведение социологических опросов на понимание спроса и формирование предложения культурного продукта или услуги, описание целевой аудитории мероприятий, внедрение форм обратной связи). Мониторинг результатов мероприятий будет включен в постоянную практику работы специалистов клубных учреждений.
В настоящее время культурно-досуговые учреждения активнее стали использовать возможности Интернет-пространства: во всех домах и дворцах культуры созданы сайты, обновляется информация о мероприятиях, публикуются документы, фото-материалы и т.д. Этот серьезный ресурс будет способствовать повышению конкурентоспособности учреждений, установлению диалога с непосредственными потребителями услуг, активизации продвижения культурного продукта.
Стимулирование проектной деятельности учреждений, введение конкурсных форм субсидирования мероприятий, обучение специалистов новым методам организации работы учреждения и проведения культурно-социальных акций позволят решить эти и другие проблемы работы культурно-досуговых учреждений.
Библиотеки
В Ярославле работают две муниципальные библиотечные системы: "Централизованная система детских библиотек" и "Централизованная библиотечная система", в состав которых входит 31 библиотека. Общее число читателей ежегодно увеличивается (в 2008 году - 180 тысяч, в 2009 году - 183 тысячи, в 2010 году - 192 тысячи читателей). Объем совокупного книжного фонда составляет 2 миллиона единиц хранения. Библиотеки имеют доступ в Интернет, оборудованы копировально-множительной техникой.
Муниципальные библиотеки стремятся адаптироваться к быстро меняющимся условиям: регулярно обновляют сайты учреждений, выстраивают партнерские отношения с коммерческими и некоммерческими организациями, творческими объединениями, учреждениями образования и социальной поддержки населения. Сотрудники библиотек участвуют в конкурсах, подают заявки на гранты, разрабатывают социокультурные проекты, занимаются специализацией библиотек-филиалов и продвижением авторских проектов. Отдельные библиотеки предпринимают попытки расширить свою аудиторию, для чего выходят из стен собственно библиотечного пространства и проводят мероприятия в учреждениях образования, культуры, в открытом городском пространстве.
Несмотря на это, в связи с требованием, установленным федеральным законодательством, по предоставлению целого ряда библиотечных услуг (таких, как обеспечение доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных, доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках) в электронном виде, компьютерная база муниципальных библиотек нуждается в постепенном обновлении.
Поэтому, задачами Программы являются: продолжение поэтапной модернизации инфраструктуры, стратегически выверенное планирование комплектования и деятельности библиотек, продолжение специализации библиотек-филиалов, расширение спектра культурных услуг, стимулирование сотрудничества среди библиотек и библиотечных систем.
Народные художественные промыслы
В рамках деятельности по участию в сохранении и развитии местного народного художественного творчества будет продолжена работа по картированию территории города и созданию базы данных по промыслам, мастерам и ремесленным объединениям. Совместно с музеем истории города Ярославля ежегодно организуется городская выставка-конкурс народных промыслов и ремесел "Парад ремесел", включающая выставку работ ярославских ремесленников и обширную программу мастер-классов.
Ярославский зоопарк
Ярославский зоопарк - это первое учреждение отрасли, получившее автономный организационно-правовой статус. Одним из первых зоопарк оперативно открыл свой регулярно обновляемый сайт и опубликовал программу развития учреждения на долгосрочную перспективу. Посещаемость зоопарка - ежегодно составляет более 250 000 человек. Эффективный менеджмент и широкий спектр коммерческого и некоммерческого партнерства обеспечивает зоопарку успешное развитие и реализацию намеченных проектов.
Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой
Самое молодое учреждение отрасли имеет прекрасно оснащенную площадку для реализации просветительских и культурно-досуговых проектов и мероприятий. Учреждение включает: современный планетарий с трехмерной компьютерной визуализацией, обсерваторию, экспозиционно-выставочный зал "История космонавтики", познавательно-развлекательный комплекс "Транс-Форс" с интерактивным классом, кафе и аттракционом "Шаттл". Большие технологические возможности и современная инфраструктура станут хорошим средством для реализации актуальных междисциплинарных проектов (просветительские программы по астрономии, культурологии, географии, краеведению для разновозрастных категорий) при условии успешной кадровой политики и эффективном управлении учреждением.
Для того чтобы сегодня быть конкурентоспособным на рынке культурных услуг, который изменяется и пополняется новыми независимыми участниками, учреждениям культуры необходимо введение механизмов маркетинга и культурного менеджмента: определение целей и стратегии учреждения; наличие у учреждения индивидуального привлекательного названия, отражающего специфику его деятельности; осознание и формулировка своей миссии; разработка логотипа, фирменного знака, индивидуального стиля рекламной и полиграфической продукции; постоянная аналитика рынка культурных услуг, содержательное и финансовое планирование деятельности, оценка результата; продвижение собственного учреждения и услуг. Это важно и в целях привлечения аудитории, партнеров и квалифицированных специалистов, финансовых и человеческих ресурсов. Все более актуальной становится работа учреждения по фандрейзингу - расширению источников финансирования: заявки в бюджеты разных уровней, грантовые программы, спонсорство. Невозможно игнорировать и механизмы коммуникации: работу по связям с общественностью, внедрение современных систем мониторинга общественного мнения и результативности мероприятий.
Реализация Программы позволит стимулировать учреждения культуры на проведение более самостоятельной, стратегически выверенной, долгосрочно и краткосрочно спланированной работы, результат которой - увеличение востребованности у населения, расширение спектра услуг в сфере культуры и повышение их качества за счет адресности проектов и мероприятий, роста профессионализма сотрудников учреждений через систему непрерывного образования.
При сохранении большинства прежних программных позиций в Программе усилен подход к текущей деятельности учреждений культуры, сущность которого заключается в реализации проектной, нацеленной на результат деятельности; повышении эффективности работы учреждений культуры.
3. Цель и задачи программы
Цель:
совершенствование работы по развитию культурного потенциала города Ярославля.
Задачи:
1. Совершенствование работы учреждений культуры посредством введения механизмов менеджмента, маркетинга, коммуникации, проектной деятельности; стимулирование системы непрерывного обучения кадрового состава отрасли.
2. Повышение качества, разнообразия и востребованности культурных услуг и продуктов культурно-досуговых учреждений.
3. Презентация культурно-исторического наследия, популяризация музейной коллекции, поддержка инновационных музейных проектов.
4. Развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры, расширение спектра культурных услуг, содействие раскрытию талантов юного поколения горожан.
5. Развитие библиотечного дела, модернизация инфраструктуры и содержания библиотечных услуг, поддержка значимых библиотечных проектов.
6. Совершенствование сферы досуга, поддержка учреждений культуры в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп.
7. Участие в развитии местного народного художественного творчества; популяризация народных художественных промыслов в городе.
8. Поддержка инновационных, социально значимых культурных проектов, направленных на создание многообразного культурного и информационного пространства города. Продвижение имиджа Ярославля, поддержка проектов, повышающих его привлекательность в России и мире.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 12 декабря 2013 г. N 2904 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению цели Программы
Постановлением мэрии г. Ярославля от 12 декабря 2013 г. N 2904 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам
Потребность в бюджетных ресурсах города на реализацию мероприятий Программы составляет 22791,5 тыс. руб.
тыс. руб.
Источник финансирования |
Объемы финансирования |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
всего |
|
Городской бюджет |
8381,5 |
6933,5 |
7476,5 |
22791,5 |
Постановлением мэрии г. Ярославля от 12 декабря 2013 г. N 2904 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляется заместителем мэра города Ярославля по социальной политике, который контролирует ее реализацию и несет ответственность за эффективность и результативность Программы.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Общая координация, а также контроль за ходом реализации Программы осуществляется управлением культуры мэрии города Ярославля.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
- координации действий всех исполнителей Программы и заинтересованных ведомств и учреждений;
- уточнения затрат по программным мероприятиям и составу исполнителей;
- обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков их реализации;
- предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы;
- регулярного мониторинга и анализа эффективности проводимой работы;
- ежеквартального отчета учреждений и ведомств по организации и результатам работы по сохранению и развитию культуры;
- сбора и систематизации статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о выполненных мероприятиях в управление культуры мэрии города Ярославля.
В соответствии с представленной информацией управление культуры мэрии города Ярославля направляет в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля ежеквартальные и ежегодный отчеты в соответствии с постановлением мэра от 30.06.2009 N 2085.
Средства городского бюджета предоставляются исполнителю при соблюдении следующих условий: предоставление в установленные заказчиком сроки и по установленной форме отчета о ходе выполнения мероприятий, включая отчет об использовании средств; выполнение мероприятий за отчетный период; целевое использование средств.
7. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации программы
Оценка эффективности Программы определяется путем сравнения базовых значений целевых индикаторов с текущими (на этапе реализации) и завершающими (по окончании реализации Программы):
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовое значение на начало действия Программы (на 01.01.2012) |
Планируемое значение |
||
по состоянию на 31.12.2012 |
по состоянию на 31.12.2013 |
по состоянию на 31.12.2014 |
|||
Доля работников отрасли "Культура" - участников образовательных программ различного уровня к общему числу работников отрасли "Культура" |
% |
23 |
23 |
24 |
25 |
Число посещений музея истории города Ярославля в расчете на 1000 жителей |
чел. |
55 |
60 |
61 |
62 |
Доля детей, включенных в систему дополнительного образования в сфере культуры, к общему числу учащихся |
% |
12 |
12,1 |
12,2 |
12,3 |
Доля зарегистрированных пользователей муниципальных библиотек к общему числу жителей |
% |
32 |
32,2 |
32,3 |
32,4 |
Уровень компьютеризации библиотек (доля библиотек, оснащенных ПК, к общему количеству библиотек) |
% |
97 |
98 |
99 |
100 |
Число посещений мероприятий муниципальных культурно-досуговых учреждений в расчете на 1000 жителей |
чел. |
1000 |
1100 |
1150 |
1200 |
Число участников клубных формирований в расчете на 1000 жителей |
чел. |
14 |
15 |
16 |
17 |
Доля реализованных социально значимых программных проектов к общему числу запланированных проектов |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Ответственный исполнитель по окончании каждого года действия Программы составляет отчетный доклад с оценкой эффективности реализации Программы путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения полученных значений показателей и индикаторов с их базовыми значениями.
8. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий:
- активизация деятельности муниципальных музеев, повышение популярности культурно-исторического наследия, привлечение большего числа горожан к участию в музейных проектах; повышение уровня качества музейного продукта;
- обеспечение устойчивого функционирования образовательных учреждений отрасли "Культура", создание благоприятных условий для раскрытия талантов юного поколения; сохранение контингента учащихся детских школ искусств;
- повышение качества и расширение спектра библиотечных услуг, увеличение числа реализованных проектов, раскрывающих возможности библиотеки в XXI веке;
- повышение эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, их конкурентоспособности на рынке социокультурных услуг;
- создание благоприятных условий для вовлечения горожан в общественно-культурную жизнь города, обеспечение равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп;
- сохранение и развитие традиционных местных народных художественных промыслов и ремесел, увеличение их популярности;
- обогащение городской среды через ее наполнение культурными событиями, формирование благоприятного социального климата в городе, создание многообразного культурного и информационного пространства города;
- рост интереса к Ярославлю в России и мире как к городу с глубокими культурными традициями, развивающему диалог с современностью.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии г. Ярославля от 14 октября 2011 г. N 2741 "О ведомственной целевой программе развития "Развитие культуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.