Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии города Ярославля
от 14 октября 2011 г. N 2736
Долгосрочная целевая программа
"Семья и дети" на 2012 - 2014 годы
19 июня, 1 ноября, 29 декабря 2012 г., 8 апреля, 30 мая 2013 г.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 30 декабря 2013 г. N 3122 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Семья и дети" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
||||
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; - Закон Ярославской области от 08.10.2009 N 50-з "О гарантиях прав ребенка в Ярославской области"; - Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - постановление Правительства Ярославской области от 23.12.2010 N 1000-п "Об областной целевой программе "Семья и дети Ярославии" на 2011 - 2015 годы" |
||||
Заказчик Программы |
Мэрия города Ярославля |
||||
Разработчики Программы |
Управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля; МКУ "Институт развития стратегических инициатив" |
||||
Исполнители Программы |
Управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля - ответственный исполнитель Программы; департамент образования мэрии города Ярославля; департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля; департамент финансов мэрии города Ярославля; департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля; департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля; департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля; управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля; управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля; управление культуры мэрии города Ярославля; управление по молодежной политике мэрии города Ярославля; управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля; комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля; Избирательная комиссия города Ярославля; территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля; территориальная администрация Заволжского района мэрии города Ярославля; территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля; территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля; территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля; территориальная администрация Фрунзенского района мэрии города Ярославля; ГКУ ЯО Центр занятости населения города Ярославля; МКУ "Институт развития стратегических инициатив"; общественные организации и учреждения города Ярославля комитет по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля; муниципалитет города Ярославля |
||||
Цели Программы |
1. Повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, укрепление социальной значимости семьи. 2. Развитие и повышение эффективности системы организации детского и семейного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. |
||||
Перечень разделов Программы |
1. Паспорт Программы. 2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы. 3. Цели и задачи Программы. 4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы. 5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. 6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы. 7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации. 8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы. 9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы. |
||||
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
||||
Объём и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 163 283,981 тыс. руб., в том числе: тыс. руб. |
||||
Источник финансирования |
В том числе по годам |
Всего |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
||
городской бюджет |
35587,03 |
34236,372 |
31786,732 |
101610,134 |
|
субсидия областного бюджета |
20567,231 |
20475,616 |
20631,0 |
61673,847 |
|
Всего |
56154,261 |
54711,988 |
52417,732 |
163283,981 |
|
Контроль за исполнением Программы |
Заместитель мэра города Ярославля по социальной политике; управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля |
||||
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
- Увеличение количества участников массовых мероприятий; - увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в мероприятиях; - уменьшение количества разводов; - увеличение количества семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, получивших различные виды помощи; - увеличение количества детей и подростков, охваченных различными формами отдыха, оздоровления и занятости |
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Главным социальным институтом общества, обуславливающим воспитание и развитие человека, является семья. Семья выполняет важнейшие, определяющие для человечества функции. Прежде всего, это воспроизводство самого общества, сохранение и передача культурного наследия, духовных и нравственных ценностей, социализация молодого поколения. Кроме того, семья осуществляет социальный контроль, экономическую и социальную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Снижение уровня жизни значительной части населения России, изменение привычного уклада жизни и нравственных ценностей, произошедшие за последние десятилетия, привели к возникновению негативных тенденций в развитии семьи. Семья в значительной степени утратила свои традиционные функции, существенно снизился ее жизненный потенциал, способность противостоять негативному влиянию современной действительности. Это привело к целому ряду проблем, как для самой семьи, так и для подрастающего поколения. Усилился риск социальной уязвимости многодетных и неполных семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых семей.
Статистический портрет ярославских семей отражает вышеназванные проблемы и характеризуется следующими данными. В городе Ярославле по состоянию на 01.01.2010 насчитывалось 73 224 семьи с несовершеннолетними детьми, в которых проживали 94 471 несовершеннолетний, на 01.01.2011 - 73 442 семьи и 94 470 несовершеннолетних. Из них к категории малоимущих на 01.01.2011 относилось 8 787 семей (11,96%), это меньше, чем на 01.01.2010 - 11 114 семей (15,2%).
В городе наблюдается увеличение числа многодетных семей: 2009 год - 1 488 семей, в них 4 783 ребенка; 2010 год - 1 678 семей, в них 5 519 детей. Доля многодетных семей в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми составляла в 2009 году - 2%, в 2010 году - 2,3%. Однако, несмотря на увеличение рождаемости в последние годы, среднее количество несовершеннолетних детей в ярославских семьях составляет 1 - 2 ребенка. Причины вполне понятны: в современных социально-экономических условиях большинство родителей не уверены в том, что сумеют обеспечить своим детям достойный уровень жизни, дать полноценное воспитание, образование и развитие.
Сохраняется тенденция увеличения количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. На начало 2010 года в органах социальной поддержки населения города состояло на учете 6 346 неполных семей (в них воспитывалось 7 832 ребенка) - 8,7% от общего количества семей с несовершеннолетними детьми; на начало 2011 года - 6 850 семей (в них воспитывается 8 579 детей) - 9,3% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми.
Одна из причин роста числа неполных семей - высокий уровень разводов, в том числе семейных пар, имеющих детей. В Ярославле сохраняется высокий уровень разводов по отношению к регистрируемым бракам: на 01.01.2010 - разводов 3 043, заключенных браков - 5 498; на 01.01.2011 - разводов 2 787, заключенных браков - 5 479. Особую тревогу вызывает то, что более половины разводов приходится на лиц в наиболее продуктивном возрасте - от 25 до 34 лет, и почти половина распавшихся браков приходится на семейные пары, имеющие несовершеннолетних детей, что является возможным фактором последующего детского неблагополучия.
Современная ситуация требует также усиления работы с подростками и молодежью по формированию осознанного и ответственного подхода к созданию семьи. По результатам исследований, большинство молодежи города настроено на создание семьи и официальную регистрацию отношений: около 83% опрошенных молодых жителей города твердо убеждены в том, что семья необходима и без нее не может быть полноценного счастья; однако, при этом 52,6% из числа опрошенных собираются вступить в официально зарегистрированный брак в то время, когда будет подготовлена соответствующая материально-финансовая база.
К числу наиболее уязвимых категорий семей с детьми относятся семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. По состоянию на 01.01.2011 в городе Ярославле 1052 ребенка имеют ограниченные возможности здоровья. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в социальной реабилитации, адаптации, интеграции в общество, предоставлении им различных видов помощи и услуг, материальной и иной поддержки.
Существенным фактором помощи семье с несовершеннолетними детьми является создание необходимых условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в каникулярное время, поскольку социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать отдых и оздоровление детей. Отдых детей и подростков осуществляется через работу загородных, профильных, военно-спортивных лагерей, лагерей труда и отдыха, городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей, учреждений спорта. В летний оздоровительный сезон функционирует 7 детских оздоровительных центров, находящихся на балансе предприятий и организаций города Ярославля. В загородных оздоровительных центрах в течение 4-х смен ежегодно отдыхают около 9 тысяч детей. Городские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей ежегодно открываются на базе образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, учреждений социального обслуживания населения с охватом около 9800 детей.
В первоочередном порядке путевками в оздоровительные центры обеспечиваются дети из многодетных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (переданные на воспитание под опеку, в приемную семью, в учреждение на полное государственное обеспечение). Вместе с тем возрастает необходимость в увеличении количества учреждений, разнообразии форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
Проведение комплекса мер по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время является одним из приоритетных направлений социальной политики мэрии города Ярославля.
Сегодня основная задача всех органов законодательной и исполнительной власти - найти оптимальные способы гармонизации отношений между семьей и обществом, помочь семье в поиске и использовании ее внутренних позитивных ресурсов, в сохранении и укреплении семейных основ и традиций.
Социальная поддержка семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, - это сложившаяся система, имеющая нормативную базу, задачи, функции, объединяющая усилия различных ведомств и учреждений и охватывающая широкие категории населения города, в том числе многодетные, неполные, опекунские семьи, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
В каждом районе города Ярославля на базе комплексных центров социального обслуживания населения функционируют отделения социальной, психолого-педагогической помощи семье, основными задачами которых является помощь семьям в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов. Проводимая этими учреждениями реабилитационная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, существенно повышает возможность полноценной социализации этих детей в обществе.
Целевая группа, на которую направлено действие Программы, - это семьи, проживающие в городе Ярославле и имеющие несовершеннолетних детей, в т.ч. социально благополучные, перспективные семьи, являющиеся ресурсом развития городского сообщества, потенциальным общественным активом, который может стать примером и социальным ориентиром для других семей.
Лишь здоровая, активно функционирующая семья способна выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, создавая тем самым условия для развития общества в целом. Избавить семью от ее современных "болезней" можно лишь действуя на них одновременно, системно и согласованно. Указанные проблемы поможет решить долгосрочная целевая программа "Семья и дети", направленная на объединение усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в единый механизм; повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, педагогическое и психологическое просвещение родителей, организацию разнообразных форм досуга и семейного отдыха, расширение системы разнообразных служб помощи семье, а также поддержку общественных инициатив, направленных на укрепление семьи и решение ее проблем.
3. Цели и задачи программы
Цели:
- повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, укрепление социальной значимости семьи;
- развитие и повышение эффективности системы организации детского и семейного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
Задачи:
- совершенствование системы всесторонней помощи семьям с несовершеннолетними детьми;
- содействие укреплению социальной значимости семьи, повышению ее социального статуса, пропаганда семейных ценностей;
- сохранение и развитие учреждений детского отдыха и оздоровления, развитие форм семейного отдыха;
- совершенствование форм и методов воспитательной, развивающей культурно-досуговой деятельности в учреждениях и организациях отдыха и оздоровления детей.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 30 декабря 2013 г. N 3122 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей программы
Список используемых сокращений:
УВСиД - управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля,
УМП - управление по молодежной политике мэрии города Ярославля,
УСПНиОТ - управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля,
УЗР - управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
УФКиС - управление физической культуры и спорта мэрии города Ярославля,
ДГХ - департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля,
ДО - департамент образования мэрии города Ярославля,
ДФ - департамент финансов мэрии города Ярославля,
ДСЭРГ - департамент социально - экономического развития мэрии города Ярославля,
ДАРТГ - департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля,
УК - управление культуры мэрии города Ярославля,
Отдел ЗАГС г. Ярославля - отдел записи актов гражданского состояния города Ярославля,
КУМИ - комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля,
МКУ "ИРСИ" - муниципальное казенное учреждение "Институт развития стратегических инициатив",
МУ СОПиМ - муниципальные учреждения социального обслуживания подростков и молодежи,
МУ СОПиМ ЯГМЦ - муниципальное учреждение социального обслуживания подростков и молодежи "Ярославский городской молодежный центр",
МУ СОПиМ ЯГПЦ "Молодость" - муниципальное учреждение социального обслуживания подростков и молодежи Ярославский городской подростковый центр "Молодость",
ТА - территориальные администрации мэрии города Ярославля,
ГКУ ЯО ЦЗН - государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля,
ГОУ ЯО ИРО - государственное образовательное учреждение Ярославской области Институт развития образования.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 30 декабря 2013 г. N 3122 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам
тыс. руб.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 30 декабря 2013 г. N 3122 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов программы
тыс. руб.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 30 декабря 2013 г. N 3122 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет заместитель мэра города Ярославля по социальной политике, который несет ответственность за эффективность и результативность Программы.
Общая координация, а также оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - управлением по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля путем:
- координации действий всех заинтересованных структур и учреждений;
- ежегодного уточнения затрат по программным мероприятиям и составам исполнителей;
- обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;
- предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, отчеты о выполненных мероприятиях в управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля.
В целях обеспечения процесса мониторинга и анализа выполнения Программы управление по вопросам семьи и детства мэрии города Ярославля направляет отчет о ходе реализации программных мероприятий, а также о финансировании и освоении бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 30.06.2009 N 2086.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации программы
В качестве основных показателей эффективности Программы рассматриваются следующие индикаторы:
9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
В результате реализации Программы планируется:
- увеличение количества участников мероприятий;
- увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в мероприятиях;
- увеличение количества детей и подростков, охваченных различными формами отдыха и оздоровления и занятости;
- уменьшение количества разводов;
- увеличение количества семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, получивших различные виды помощи.
В целом результатами реализации Программы станет укрепление института семьи, повышение ее социального статуса, укрепление в массовом сознании семейных ценностей, совершенствование системы всесторонней социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, что, в конечном итоге, обеспечит необходимые условия для реализации семьей ее важнейших социальных функций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии г. Ярославля от 14 октября 2011 г. N 2736 "О долгосрочной целевой программе "Семья и дети" на 2012 - 2014... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.