В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области", а также в целях гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Березкина С.В.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Концепция
областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства области
от 30 ноября 2011 г. N 953-п)
I. Общие положения
Заказчик Программы |
Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации |
приведено в приложении 1 к Концепции |
Возможные варианты решения |
приведены в приложении 3 к Концепции |
Дата начала Программы |
01.01.2012 |
Дата окончания Программы |
31.12.2014 |
Разработчики Программы |
- административно-контрольное управление Правительства области; - Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России"; - Ярославская региональная общественная организация поддержки гражданских инициатив "Диалог" |
Ответственный исполнитель Программы |
Правительство области в лице административно-контрольного управления Правительства области |
Исполнитель Программы |
Правительство области в лице административно-контрольного управления Правительства области |
Участники Программы |
- департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области; - департамент культуры Ярославской области; - департамент образования Ярославской области; - департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области; - управление по вопросам местного самоуправления Правительства области; - управление коммуникаций и общественных связей Правительства области; - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области |
Куратор Программы |
заместитель Губернатора области Березкин С.В. |
Ответственные лица для контактов |
- Дубов В.М., начальник административно-контрольного управления Правительства области, тел. (4852) 40-07-79; - Ямщиков И.А., заместитель начальника административно-контрольного управления Правительства области, тел. (4852) 40-14-05 |
II. Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Предельный объем финансирования |
|||
всего |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
Областной бюджет |
млн. руб. |
2,0 |
2,0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
млн. руб. |
2,9 |
0,4 |
1,1 |
1,4 |
Всего |
млн. руб. |
4,9 |
2,4 |
1,1 |
1,4 |
III. Цель Программы
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование плановых значений показателя |
||||||
наименование |
единица измерения |
весовой коэффициент |
значение |
|||||
базовое |
планируемое |
|||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||||
Формирование межэтнической толерантности и гражданского согласия у жителей Ярославской области на основе духовных и нравственных устоев многонационального российского общества |
прирост доли населения Ярославской области, отмечающей отсутствие социальных конфликтов на почве межэтнических отношений |
процентные пункты |
0,25 |
нет данных |
нет данных* |
1,5 |
1,5 |
значение показателя принято расчетным путем |
прирост доли граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих национальных потребностей, от всего населения Ярославской области |
процентные пункты |
0,3 |
нет данных |
нет данных* |
1,1 |
1,1 |
значение показателя принято расчетным путем |
|
прирост уровня толерантного отношения к представителям других национальностей и вероисповедания (по данным соцопроса) |
процентные пункты |
0,15 |
нет данных |
нет данных* |
1,4 |
1,4 |
значение показателя принято расчетным путем |
|
прирост доли населения Ярославской области, толерантно относящейся к мигрантам |
процентные пункты |
0,1 |
нет данных |
нет данных* |
1,4 |
1,4 |
значение показателя принято расчетным путем |
|
прирост доли мигрантов, оценивающих этническую ситуацию в Ярославской области как благоприятную, от общего числа зарегистрированных мигрантов |
процентные пункты |
0,1 |
нет данных |
нет данных* |
1,1 |
1,1 |
значение показателя принято расчетным путем |
|
прирост доли представителей диаспор от общего числа, постоянно проживающих в Ярославской области, оценивающих этническую ситуацию в Ярославской области как благоприятную |
процентные пункты |
0,1 |
нет данных |
нет данных* |
1,5 |
1,5 |
значение показателя принято расчетным путем |
*Данные будут определены по итогам исследований (опросов), проводимых в 2012 году в рамках Программы.
IV. Задачи Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Весовой коэффициент |
Результат |
|||||
наименование |
единица измерения |
значение |
||||||
базовое |
планируемое |
|||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||||
1. |
Информационное обеспечение |
0,1 |
количество материалов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, взаимодействия культур и формирования толерантного сознания, размещенных на государственных информационных ресурсах |
ед./год |
нет данных |
30 |
35 |
35 |
2. |
Вовлечение населения Ярославской области в мероприятия по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, взаимодействия культур и формирования толерантного сознания |
0,3 |
количество мероприятий этнокультурной направленности в рамках реализуемых программ и проектов, количество их участников |
ед. (чел.) |
нет данных |
100 (8000) |
120 (9500) |
130 (11000) |
3. |
Формирование условий для обсуждения проблем и конфликтов на почве межэтнических отношений |
0,3 |
наличие в планах мероприятий органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий этнокультурной направленности |
да/нет |
нет данных |
да |
да |
да |
4. |
Актуализация нормативной базы для удовлетворения национально-культурных и социальных интересов народов, проживающих на территории Ярославской области |
0,2 |
наличие необходимой и достаточной региональной нормативной правовой базы этнокультурной направленности |
да/нет |
нет данных |
нет |
да |
да |
5. |
Воспитание уважительного отношения к истории, традициям и языкам этнических групп, проживающих в Ярославской области |
0,1 |
наличие в планах учреждений образования области детских и молодежных мероприятий, направленных на воспитание уважительного отношения к истории, традициям и языкам этнических групп, проживающих в Ярославской области |
да/нет |
нет данных |
да |
да |
да |
V. Риски Программы
Наименование риска |
Балл |
Невыполнение объёмов финансирования |
6 |
Срыв сроков реализации мероприятий |
6 |
Приложение 1
к Концепции
Анализ
состояния и основные проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области
Напряженные межнациональные отношения в бывших союзных республиках, массовые столкновения, военные конфликты усилили территориальную подвижность населения. По данным исследований, наша область приняла значительное число русскоязычных беженцев. В решении этой проблемы участвуют многие организации.
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. По результатам исследования 36 процентов респондентов отмечают национальную напряженность, а 46 процентов характеризуют ситуацию как стабильную.
Однако есть признаки роста межнациональной напряженности. Сталкиваются интересы коренного населения и представителей других национальностей, есть факты и открытых конфликтов, происшедших в Мышкине, Угличе, Ростове, Ярославле.
Нельзя не отметить усиление националистических настроений, возникновения группировок, объединенных идеей освобождения России от неславянских народов вплоть до насильственного их вытеснения. В Ярославле нет четко оформленных групп такой направленности.
Анализ данных переписей населения показывает снижение удельного веса русских в Ярославской области с 97,7 процента в 1959 году до 96,4 процента в 1989 году и 95,15 процента в 2002 году. Результаты переписи 2010 года по этническому составу территорий пока не обнародованы. Но, вероятно, данная тенденция сохранилась, и доля русских продолжила сокращаться.
Из других национальностей наиболее многочисленные были украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы, езиды, цыгане, грузины, немцы и евреи. Отмечен прирост числа чеченцев, ингушей, лезгин, даргинцев, осетин - преимущественно мужчин.
Таблица 1*
Этнический состав
Ярославской области по данным переписи 2002 года
N п/п |
Национальность |
Количество |
1 |
2 |
3 |
1. |
Русские |
1301130 |
2. |
Украинцы |
13155 |
3. |
Татары |
6175 |
4. |
Армяне |
5993 |
5. |
Азербайджанцы |
5667 |
6. |
Белорусы |
4275 |
7. |
Езиды |
2718 |
8. |
Цыгане |
1308 |
9. |
Грузины |
1169 |
10. |
Немцы |
1042 |
11. |
Евреи |
1014 |
12. |
Чуваши |
991 |
13. |
Чеченцы |
989 |
14. |
Молдаване |
820 |
15. |
Таджики |
725 |
16. |
Мордовцы |
713 |
17. |
Узбеки |
687 |
18. |
Ингуши |
511 |
19. |
Лица других национальностей |
6623 |
20. |
Лица, не указавшие национальность в переписном листе |
11830 |
*Показаны национальности численностью более 500 человек
По оценкам экспертов, на территории Ярославской области проживают представители более 70 этнических групп.
В Ярославской области насчитывается 35 национально-культурных объединений. В 1999 г. по инициативе 14 диаспор было образовано Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России". Сейчас 24 организация входит в Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России".
По данным опроса департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, проведенного в конце октября 2010 года выборкой 1018 человек, 20,6 процента респондентов встречало проявления национальной или религиозной дискриминации, 15,2 процента респондентов отметили, что у них есть негативные эмоции к представителям иной национальности, религиозной конфессии.
По данным социологического исследования "Толерантность межнациональных отношений в молодёжной среде", проведенного в марте - апреле 2011 года государственным учреждением Ярославской области "Ярославский областной молодежный информационный центр" объемом выборки 1447 человек, 16 процентов молодежи не считает себя терпимыми по отношению к людям иной национальности, а четверть - уклонилась от ответа. В целом примерно треть молодежи придерживается интолерантных представлений и взглядов в сфере межнациональных отношений. Наличие прямой неприязни к представителям какой-либо определенной национальности высказали 27 процентов молодых людей.
Проведённый в 2011 году в рамках подготовки ежегодного доклада Общественной палаты Ярославской области эксперт-опрос позволяет говорить о том, что в Ярославской области существует достаточно высокая толерантность к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей.
В среднем показатель эксперт-опроса "Терпимость к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей" получил 6,5 балла. Это на 0,5 балла ниже, чем в 2009 году. Более высокие баллы выставлялись представителями органов управления - в среднем 7,23 балла, в то время как сотрудники и активисты некоммерческих организаций, а также представители бизнеса оценили данный показатель в 6,1 балла.
Двадцать процентов сотрудников и активистов некоммерческих организаций выставили 8 баллов, 18 процентов выбрали оценку 6, и 14 процентов - оценку 5. Кроме того, по 12 процентов сотрудников и активистов некоммерческих организаций выбрали оценки 4 и 7 баллов. Двадцать девять процентов представителей бизнеса оценили данный показатель на 8 баллов, по 15 процентов выбрали оценки 5,6 и 7, еще по 9 процентов бизнесменов поставили оценки 3 и 4 балла. Большинство (28 процентов) представителей органов власти оценили терпимость к вероисповеданию на 7 баллов, 25 процентов - оценку 8, 13 процентов - оценку 9 и 10 процентов - оценку 10 баллов. Никто из представителей органов власти не выбрал оценки 1 и 3 балла.
Почти четверть (24 процента) опрошенных оценили показатель "Терпимость к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальностей" на 8 баллов, 18 процентов - на 7 балов, по 13 процентов выставили оценки в 5 и 6 баллов.
Терпимость
к вероисповеданию, к лицам других конфессий и национальности
Двадцать четыре процента руководителей некоммерческих организаций Ярославской области, принявших участие в опросе, проведённом в ходе подготовки Доклада о состоянии гражданского общества в Ярославской области, отметило, что деятельность по укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии является наиболее актуальной в настоящее время, 8 процентов указали, что эта деятельность является основной для их организации.
Необходимо отметить достаточно высокий уровень ксенофобии в Ярославской области. Так потенциальные квартиросъемщики в частных газетных объявлениях об аренде жилья указывают на свою этническую принадлежность - русский - при поиске квартиры.
Выборочные исследования методом контент-анализа объявлений в газете частных объявлений "Из рук в руки" в 2002 г., 2008 г., 2009 г. демонстрируют достаточно высокий уровень ксенофобии. В среднем в 30 процентах объявлений указывается на русскость потенциальных арендаторов жилья. Стоит отметить, что в ряде проанализированных выпусков этот показатель доходил до 38 процентов.
Таблица 2
Желающие снять жилье
в Ярославле и указывающие свою национальность (2002 - 2009 гг.)
Номер газеты "Из рук в руки" |
Год |
Число |
Страницы/часть |
Количество объявлений |
Количество указавших "русский" |
Процент указавших "русский" |
261 |
2002 |
08 января |
7 - 8 / 1 |
104 |
27 |
26 |
269 |
2002 |
05 марта |
13 - 14 / 1 |
161 |
55 |
34 |
278 |
2002 |
07 мая |
7 - 8 / 1 |
98 |
27 |
27 |
286 |
2002 |
01 июля |
14 / 1 |
101 |
23 |
23 |
295 |
2002 |
02 сентября |
13 - 14 / 1 |
233 |
70 |
30 |
304 |
2002 |
04 ноября |
15 - 16 / 1 |
245 |
67 |
29 |
814 |
2008 |
31 июля |
28 - 29 / 1 |
247 |
66 |
37 |
828 |
2008 |
18 сентября |
28 - 29 / 1 |
338 |
102 |
30 |
831 |
2008 |
01 октября |
42 - 43/ 1 |
292 |
105 |
34 |
839 |
2008 |
29 октября |
40 - 41 / 1 |
381 |
148 |
38 |
857 |
2008 |
29 декабря |
42 / 1 |
403 |
103 |
25 |
863 |
2009 |
29 января |
37 - 38 / 1 |
330 |
112 |
33 |
880 |
2009 |
30 марта |
45 - 46 / 1 |
411 |
98 |
24 |
всего |
|
|
|
3344 |
1003 |
29,99 |
Этнополитическую ситуацию в данный момент как нестабильную оценивать нельзя. Русские, указывающие свою национальность в объявлениях знают о том, что некоторым хозяевам квартир не хочется впускать в свое жилье нерусских, поэтому используют имеющееся у них преимущество по национальному признаку. Даже с этой точки зрения налицо достаточно высокий уровень институционализации этнической принадлежности в качестве способа конкуренции, что не может не разделять представителей разных народов, проживающих в Ярославле.
Кроме того, продолжается иноэтничный миграционный поток в регион, усиливающий ксенофобию укоренившегося населения. В 2008 году в Ярославскую область прибыло из других субъектов Российской Федерации 6492 человека, из зарубежных стран - 3026 человек (в том числе из Армении - 798, из Узбекистана - 443, с Украины - 434, из Азербайджана - 361, из Молдовы - 216, из Казахстана - 179, из Таджикистана - 149, из Киргизии - 131, из Грузии - 127).
Наряду с привлечением трудовых ресурсов процесс миграции приводит к качественно новым демографическим и этническим изменениям в структуре населения Ярославской области. При этом нет никаких правовых оснований для сокращения или прекращения миграции. Очевидно, что она будет увеличиваться и влиять на все стороны жизни региона, что скажется на межнациональных отношениях.
Обозначилась тенденция формирования компактного проживания этнических групп. Осуществляется процесс самоорганизации этнических групп, ведущий к образованию центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур общественно-политической жизни Ярославской области. Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса и предпринимательства. Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу.
В Ярославской области создается нормативно-правовая база для регулирования вопросов взаимодействия с национальными и религиозными объединениями, гармонизации межнациональных отношений, миграционных процессов. В частности можно отметить:
- приказ департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25.12.2008 N 1 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2010 - 2012 годы", в котором закрепляются принципы бюджетной поддержки гражданских инициатив общественных объединений, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Ярославской области;
- постановление Правительства области от 20.09.2011 N 704-п "О Концепции областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы";
- указ Губернатора Ярославской области от 16.02.2011 N 38 "Об образовании координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений", создающий совещательный орган при высшем должностном лице Ярославской области.
Также заключено Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Ярославской областью о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики от 19 августа 2011 года N 221.
SWOT - анализ межнациональных отношений в Ярославской области представлен в приложении 2 к Концепции.
Приложение 2
к Концепции
SWOT - анализ
межнациональных отношений в Ярославской области
|
Возможности |
Угрозы |
|
- за счет мигрантов в Ярославской области (в основном из стран СНГ) частично компенсируется естественная убыль населения. Своим трудом мигранты содействуют развитию экономики Ярославской области; - представители различных этнических групп делают культурное пространство Ярославской области разнообразным |
- неконтролируемая массовая миграция и наносимый ею ущерб; - конфликты на почве национальной принадлежности, а в случае наложения каких-либо национальных противоречий на неблагоприятные социальные условия конфликт может приобрести форму острого противостояния; - стереотипное восприятие этническими группами друг друга; - потеря этнической идентичности, самобытности представителями различных этнических общностей. Данное явление достаточно опасно, так как для представителя не титульной национальности это означает "отрыв от корней" без формирования связи с новой этнической группой. Формируется проблема отчужденности от общественной жизни; - развитие националистических взглядов и идей среди ряда общественных групп, в том числе и в молодежной среде; - распространение экстремизма, к которому большинство членов общества научились относиться как к негативному, но привычному явлению; - способность националистических группировок к стремительному преобразованию и приспосабливанию к меняющимся условиям; - низкое антинационалистическое сознание среди населения Ярославской области; - продолжающееся изменение национально-культурного состава населения и неуправляемость процесса миграции ведут к росту напряженности между титульным населением и мигрантами; - неуправляемость ситуацией (кризисом) со стороны власти; - этнополитические конфликты с непредсказуемыми последствиями; - представители различных этнических групп, как правило, психологически настроены на то, чтобы не "потеряться" и не ассимилироваться с "чужим" народом. Поэтому наблюдаются противоречия в их стремлении адаптироваться и в то же время сохранить свою этническую общность как самостоятельное культурное целое; - языковой барьер. Уровни языкового барьера варьируются начиная с представителей меньшинств, которые не говорят на языке государства. Далее идут те, для кого государственный язык является не родным, а вторым языком, и говорят на нем с различной степенью совершенства. И наконец, те, для кого он является первым языком, но не является языком их семей; - негативная реакция русского населения Ярославской области на рост национального самосознания национальных меньшинств, вопреки тому что народы испытывают объективную потребность в сохранении этнических групп; - сложные отношения мигрантов и представителей национальных меньшинств с правоохранительными органами. Их нежелание решать спорные ситуации и нарушения своих прав при помощи суда и сотрудников полиции; - взаимодействие этнических групп "внутри" себя, обособленность коренных народов. Все коммуникации в основном проходят именно в рамках собственного этноса, который зачастую в большей степени не доступен "посторонним" |
Сильные стороны |
Возможности/сильные стороны |
Угрозы/сильные стороны |
- многовековой опыт мирного совместного проживания на территории Ярославской области представителей различных этнических и конфессиональных групп; - развитие экономики области за счет привлечения в нее средств различных этнических экономически состоятельных организаций; - значительное внимание органов государственной власти и органов местного самоуправления вопросам этнической коммуникации и миграции; - представители различных этносов имеют возможность свободно отстаивать свои интересы. В области официально действуют организации, представляющие интересы различных этнических меньшинств: Ярославская областная общественная организация "Армянское общество "Наири", Ярославская региональная азербайджанская национально-культурная автономия, Ярославская региональная благотворительная организация "Объединение немцев Ярославской области", Ярославская областная общественная организация "Общество чечено-ингушской культуры "Вайнах", Ярославская региональная общественная организация русско-белорусской дружбы "Сяброуства" и др. Наиболее крупными являются землячества, объединяющие армян (7696 человек), азербайджанцев (5767), езидов (2301), грузин (1407), таджиков (1039), узбеков (1037), чеченцев (1008), ингушей (748), лезгин (577). Всего на территории области зарегистрированы и функционируют 35 национальных общественных объединений, в том числе национально-культурные автономии регионального и местного уровней; -заинтересованность должностных лиц в стабилизации этнополитической ситуации в Ярославской области, посредством воспитания в обществе уважения к интересам и культурным особенностям национальных меньшинств, а также применения разрешенных законом мер к экстремистам, разжигающим национальную рознь; - весомое участие органов исполнительной власти Ярославской области в решении проблем, связанных с этническими конфликтами и их стабилизацией этнополитической ситуации в области в целом; - развитие межрегиональных и международных связей с территориями, где представители национальных меньшинств Ярославской области являются представителями титульной нации; - представление интересов этнических общностей Ярославской области в органах власти, в отношениях с другими объединениями; - налаживание межэтнических коммуникаций посредством создания площадок взаимодействия; - урегулирование межэтнических противоречий до перерастания их в стадию собственно конфликта; - пропаганда в средствах массовой информации культурного многообразия многонационального народа. Внедрение в телеэфир, колонки журналов, газет кампаний и программ, направленных на просвещение граждан о своем многонациональном регионе |
благодаря большому количеству законов и нормативных актов, регулирующих права национальных меньшинств и пресекающих их дискриминацию, а также активному участию органов исполнительной власти, опыту предыдущего бесконфликтного проживания на территории Ярославской области этнических групп существует высокая вероятность реализации возможности по стабилизации этнополитической ситуации в области. Активное взаимодействие всех субъектов (членов Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", представителей диаспор, членов координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений, депутатов Ярославской областной Думы) дает хорошую возможность для налаживания системы межэтнического взаимодействия и улучшению этнополитической ситуации в регионе. Объединив силы и направив их на реализацию существующих возможностей, можно создать межэтническую площадку для дискуссий, а при участии средств массовой информации сформировать представление у населения Ярославской области о своей области как многонациональном, культурном, толерантном регионе нашей страны |
за счет большого количества законов и нормативных актов, регулирующих права национальных меньшинств и пресекающих их дискриминацию, а также активного участия органов исполнительной власти высока вероятность предотвращения увеличения количества участников националистических группировок и искоренения неправомерных связей в государственных органах, имеющих отношение к национальным меньшинствам. Повышение информированности жителей Ярославской области о традициях, культуре различных этнических групп будет содействовать формированию толерантности в отношениях друг с другом представителей различных этнических общностей. Задача средств массовой информации - грамотно, корректно представить, а власти - вовремя предотвратить разжигание межэтнических конфликтов, рост националистических настроений, перерастание противоречий в конкретные и реальные формы конфликта |
Слабые стороны |
Возможности/слабые стороны |
Угрозы/слабые стороны |
- отсутствие эффективно работающей системы интеграции мигрантов в социальную среду Ярославской области. Нелегальная миграция является питательной почвой для различных правонарушений и преступлений от попрошайничества до терроризма; - отсутствие специализированной работы по позитивной социокультурной адаптации мигрантов, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях области; - средства массовой информации не ведут активных пропагандистских кампаний, направленных на популяризацию культурного многообразия многонационального народа |
неполнота и противоречия нормативных актов и законов, имеющих прямое отношение к национальным меньшинствам, а также негативное отношение со стороны русского населения, могут помешать воспользоваться предполагаемыми возможностями. Значительное государственное внимание, опыт бесконфликтного проживания могут позволить создать условия для преодоления языкового барьера мигрантами. Приезжающие мигранты смогут адаптироваться и интегрироваться в социум Ярославской области. Экономика Ярославской области получит значительные ресурсы для своего развития. Открытие площадки для диалога, освещение в средствах массовой информации дает возможность открытого транслирования этнополитической ситуации в регионе, развития межэтнического взаимодействия, урегулирования межнациональных отношений |
из-за неполноты и противоречия нормативных актов и законов, имеющих прямое отношение к национальным меньшинствам, а также негативного отношения со стороны русского населения, возможны значительный рост националистических группировок и их влияния, а так же процветание неправомерных связей в государственных органах, имеющих отношение к национальным меньшинствам. Этнические группы будут замыкаться в себе, бесконтрольные процессы социализации в подростковом возрасте будут оставлять негативный след и формировать отрицательное отношение к окружающим. Неуправляемость и рост националистических настроений, снижению которых не смогут поспособствовать средства массовой информации, приведет к конфликтным столкновениям массового характера, последствия которых будут непредсказуемы. Изменение ситуации возможно будет только за счет значительной активизации деятельности органов власти в сфере межнациональных отношений и миграции и существенного увеличение бюджетных средств, направляемых на гармонизацию межнациональных отношений |
Приложение 3
к Концепции
Возможные варианты
решения проблем гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области
Актуальность задачи гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена наличием в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года цели вовлечения жителей в решение социально-экономических и общественно-политических задач региона. При этом данная цель является поддерживающей для таких стратегических целей, как:
- развитие потенциала трудовых ресурсов и культуры постоянного совершенствования преимущественно среди молодежи;
- гарантирование жителям области стандарта жизнеобеспечения;
- создание конкурентоспособных условий жизнедеятельности трудовым ресурсам в точках роста;
- активное формирование целевого образа региона;
- обеспечение стратегического единства регионального и муниципального управления.
Потребность в решении проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена необходимостью создания благоприятной социальной среды для жизни на территории Ярославской области, развития экономики и социальной сферы.
Для решения проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области будут использованы следующие механизмы:
- проведение массовых культурных мероприятий, направленных на формирование общероссийское гражданской идентичности, на популяризацию элементов этнической культуры;
- мониторинг состояния межнациональных отношений на территории Ярославской области;
- вовлечение молодежи в просветительские мероприятия;
- привлечение общественного внимания к проблемам межнациональных отношений и миграции;
- формирование условий для диалога представителей различных этнических общностей по проблемам, осложняющим совместное проживание на территории Ярославской области;
- консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленных на утверждение в общественном сознании жителей области ценностей гуманизма, отвечающих традициям межэтнической солидарности и межнационального согласия;
- повышение квалификации специалистов в области межкультурного и межнационального взаимодействия;
- предоставление государственной поддержки организациям, деятельность которых направлена на утверждение в общественном сознании жителей области ценностей гуманизма, отвечающих традициям межэтнической солидарности и межнационального согласия;
- содействие органам местного самоуправления муниципальных образований области в деятельности по гармонизации межнациональных отношений;
- реализация комплекса мер по интеграции мигрантов в социум Ярославской области;
- создание условий для сохранения этнической идентичности, этнической культуры, языка.
Реализация мероприятий ОЦП позволит:
- повысить эффективность работы общественных организации и национальных объединений по формированию в Ярославской области гражданской солидарности, культуры мира и согласия, духовного единства;
- консолидировать многонациональное население Ярославской области на основе базовых ценностей гражданского общества, этнической и общегражданской идентичности жителей Ярославской области;
- снизить степень распространённости негативных этноконтактных установок в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 30 ноября 2011 г. N 953-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 27 декабря 2011 г. N 109