Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области
от 31 января 2012 г. N 262
"Об утверждении городской целевой программы "Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012 - 2015 годы"
11 июля 2014 г.
Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 22 сентября 2014 г. N 3007 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Уставом городского округа город Рыбинск, постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012 - 2015 годы" (прилагается).
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, производить в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Рыбинск по разделу "Образование".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разметить на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.02.2012 года.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Л.А. Крылову.
Глава городского округа город Рыбинск |
Ю.В. Ласточкин |
Городская целевая программа
"Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012 - 2015 годы"
(утв. Постановлением администрации городского округа город Рыбинск
от 31 января 2012 г. N 262)
11 июля 2014 г.
Паспорт
городской целевой программы "Развитие системы образования городского округа город Рыбинск
на 2012 - 2015 годы"
Наименование Программы |
Городская целевая Программа "Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012 - 2015 годы" |
Основание для разработки |
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010 Пр-271); - Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения с сентября 2011 года; - Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010; - Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2011 N 404 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования"; - Указ Губернатора Ярославской области от 07.07.2011 N 301 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2011 год"; - Решение коллегии департамента образования Ярославской области от 02.12.2010 "Об основных направлениях развития системы образования Ярославской области на 2011 - 2013 годы"; - Изменения в законодательстве Российской Федерации. |
Заказчик Программы |
Администрация городского округа город Рыбинск |
Руководитель Программы |
Директор Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск |
Основные разработчики Программы |
- Департамент образования Администрации городского округа город Рыбинск; - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Информационно-образовательный Центр"; - Образовательные учреждения города. |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы: обеспечение устойчивого развития системы образования, доступности, эффективности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Задачи Программы: - расширить сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений за счет введения новых объектов, возвращения зданий в структуру дошкольного образования; - осуществить необходимые работы по ремонту зданий, благоустройству территорий; - минимизировать предписания надзорных служб; - создать условия для обеспечения комфортных, безопасных, современных условий образования, направленных на реализацию принципов доступности, индивидуализации и дифференциации, повышения качества образования для обновления содержания образования, технологий организации образовательного процесса, освоение информационно-коммуникационных технологий, расширение спектра образовательных услуг; - продолжить дальнейшее развитие системы работы с талантливыми детьми, внедрение в практику инновационных образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные запросы личности и социума города; - совершенствовать городскую информационно-образовательную среду для повышения эффективности взаимодействия участников образовательного пространства, обеспечения эффективности системы оценки и контроля качества образования и публичной доступности ее результатов; - содействовать развитию инвестиционной привлекательности социального партнерства учреждений социальной сферы городского округа город Рыбинск в решении задач развития муниципальной системы образования. |
Основные направления |
- укрепление материально-технической базы учреждений образования и развитие единого информационного пространства; - обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников; - обеспечение доступности качественных образовательных услуг для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов субъектов муниципальной системы образования, достижения современного качества образования через совершенствование содержания образования и педагогических технологий; - повышение эффективности управления образовательными учреждениями для обеспечения инновационного развития городской системы образования; - содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды; - развитие продуктивного взаимодействия системы образования города с социальными партнерами, коммерческими и общественными структурами города, как механизма обеспечения открытости системы образования города. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- обеспечение соответствия характеристик муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики городского округа город Рыбинск, современным потребностям общества; - создание условий для получения образования в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), и Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ); - повышение доступности качественного образования: дошкольного, общего и дополнительного средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса; - обеспечение реализации вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия; - увеличение охвата детей системой дошкольного образования и предшкольной подготовки, максимальное удовлетворение потребности жителей города на места в дошкольные учреждения; - создание условий для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожнадзора, Роспотребнадзора, антитеррористической защищенности; - расширение возможностей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через дистанционную форму обучения; - обеспечение достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психо-физического развития; - достижение оптимизации процесса и результатов планирования и использования бюджетных средств. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 2370,744 млн. рублей Объемы и источники финансирования: Областной бюджет - 103,68 млн. рублей; Городской бюджет - 2167,064 млн. рублей; Федеральный бюджет - 100 млн. рублей, |
Основные исполнители Программы |
- Департамент образования администрации городского округа город Рыбинск; - Управление строительства администрации городского округа город Рыбинск; - Образовательные учреждения городского округа город Рыбинск; - МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр"; - МОУ "Центр помощи детям". |
Введение
Будущее России, его успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека.
Качество жизни и образовательный потенциал населения городского округа город Рыбинск во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории города, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития.
Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что инновационное развитие системы образования при стремительном обновлении материально-технической базы каждого учреждения становится залогом успеха каждого ребенка в настоящем и в будущем, выступают ресурсом повышения качества жизни всех жителей города Рыбинска.
Программа развития муниципальной системы образования городского округа город Рыбинск на 2009 - 2012 годы завершена досрочно в силу значительных изменений в структуре муниципальной системы образования, требований к условиям, содержанию и организации образовательного процесса, учитывая изменения в законодательстве Российской Федерации. Эта программа дала старт комплексу мер по совершенствованию условий, направленных на доступное, качественное, безопасное образование. Ее разработка осуществлялась в 2008 году и, соответственно, она не могла отражать всех предстоящих значительных перемен в сфере образования городского округа город Рыбинск, Ярославского региона и Российской Федерации. Исходя из этого, назрела необходимость разработки новой редакции Программы на 2012 - 2015 годы, отражающей организационную основу муниципальной политики в сфере образования, через определение стратегии совершенствования системы образования в соответствии с государственной политикой и обеспечивая удовлетворение потребностей населения и социально-экономической сферы округа в получении качественного образования в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа развития на 2012 - 2015 годы предназначена для обеспечения управляемого перевода муниципальной системы образования в новое качественное состояние, адекватное потребностям изменяющегося общества и предусматривает системные изменения в деятельности образовательных учреждений, создание сферы открытого образования, направленного на обеспечение устойчивого жизнеобеспечения и развития каждого субъекта муниципальной системы образования.
Перед системой образования города усложняются задачи, связанные с поиском внутренних источников своего развития, переходом к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов, что приведет к повышению доступности и привлекательности образовательных услуг, достижению нового качества образования.
Накопленный опыт в ходе реализации предыдущей программы позволяет перейти от улучшения отдельных звеньев системы образования к ее системному развитию, достижению качества услуг образовательной сферы.
В качестве механизма реализации Программы выступают муниципальные инициативные проекты, для которых Программа рассматривается как идеологическая рамка для привнесения изменений в образовательную действительность конкретного образовательного учреждения и системы образования в целом. Разработка и реализация проектов осуществляется исходя из муниципального заказа администрации городского округа город Рыбинск, с учетом инициатив индивидуальных и коллективных субъектов муниципальной системы образования.
Данная Программа определяет приоритетные направления развития муниципальной системы образования, методы и механизмы ее реализации, предусматривает формирование системы индикаторов происходящих изменений и показателей оценки состояния муниципальной системы образования.
Общая характеристика и анализ ситуации в муниципальной системе образования
Муниципальная система образования городского округа город Рыбинск на 01.09.2011 года представляет собой 101 образовательное учреждение:
- 59 учреждений дошкольного образования, среди которых 21 детский сад общеразвивающего вида, 16 детских садов комбинированного вида, 13 детских садов, 6 детских садов - центров развития ребенка, 2 детских сада компенсирующего вида, 1 детский сад присмотра и оздоровления. Созданы группы детей дошкольного возраста при 7 общеобразовательных учреждениях. В 3 дошкольных учреждениях созданы вторые корпуса. Общее количество мест - 8975, что значительно выше по сравнению с 2009 годом на 446. Дополнительно создано мест:
- 2009 год - 235 мест
- 2010 год - 525 мест
- 2011 - 50 мест (план + 80)
Реализация Программы по обеспечению доступности дошкольного образования предполагает дальнейший возврат в систему образования ранее отчужденных зданий.
- 34 общеобразовательных учреждения, среди которых 1 лицей, 2 гимназии, 1 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка, 24 средних общеобразовательных школы, 2 основных общеобразовательных школы, кадетская школа-интернат "Рыбинский кадетский корпус" (интернат N 2), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 13, Межшкольный учебный комбинат (учебно-производственный комплекс), вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 9,
- 4 центра дополнительного образования детей : Центр детского творчества "Солнечный", Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТЭ), Центр дополнительного образования детей "Молодые таланты", Центр детского и юношеского технического творчества (ЦДЮТТ)
- 2 детских дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Центр помощи детям".
- Для обеспечения непрерывного профессионального образования создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Информационно-образовательный Центр" (ИОЦ).
- Финансово -экономическую деятельность осуществляет муниципальное учреждение "Централизованна бухгалтерия образовательных учреждений городского округа город Рыбинск";
- Для оказания первичной технической помощи, определения первоочередных задач и проблем в состоянии зданий учреждений создан ремонтно-эксплуатационный участок (РЭУ)
Возглавляет систему Департамент образования администрации городского округа город Рыбинск.
Для целенаправленной оптимизации образовательных учреждений городского округа город Рыбинск разработана Городская Целевая Программа "Реструктуризация системы образования городского округа город Рыбинск на 2011 - 2013 годы". Положительными результатами работы в рамках Программы является успешное решение поставленных задач в 2011 году, повышение основных показателей эффективности системы: средняя наполняемость общеобразовательных классов - 23 человека.
С целью формирования условий для реализации принципов доступности и повышения качества образования создаются новые места для воспитанников дошкольного возраста и внедряются новые формы предшкольной подготовки. За 2011 год проведен ремонт в связи с ликвидацией чрезвычайной ситуации в 5 дошкольных учреждениях.
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений - есть задача муниципального значения. Именно благодаря целевому вложению муниципальных средств улучшена база спортивных залов 19 школ. Реализация ФЭП "Совершенствование школьного питания" (на условиях софинансирования) позволила модернизировать 22 пищеблока, что значительно изменило качество школьных завтраков и обедов для обучающихся 21 общеобразовательного учреждения.
К обязательному направлению совершенствования условий образовательного процесса относится информатизация и компьютеризация, обновление парка техники и программного обеспечения. Утвержденный Указом Губернатора "Комплекс мер по модернизации системы общего образования" предполагает улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений, основным направлением которого является информатизация, включающая такие действия как обеспечение педагогов автоматизированными рабочими местами, оснащение образовательных учреждений компьютерным оборудованием для расширения возможностей для предоставления образовательных услуг в электронном виде. В настоящее время на один компьютер в школах Рыбинска приходится 16 учеников (областной нормативный показатель - 14).
Результативность работы средних школ города подтверждает Единый государственный экзамен. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог по всем сдаваемым предметам, не ниже, чем по Ярославской области. Выпускники Рыбинска есть в числе 100-балльников по математике, информатике и ИКТ, истории, русскому языку. На протяжении многих лет не снижается удельный вес выпускников, закончивших школу с аттестатом особого образца, лауреатов премий по поддержке талантливой молодежи, стипендиатов Губернатора Ярославской области, Департамента образования Ярославской области, Главы городского округа город Рыбинск. В течение четырех лет воспитанники ЦДТ "Солнечный" становятся лауреатами премии Президента Российской Федерации.
Для формирования открытой государственно-общественной системы образования города внедряются механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями через работу городского родительского комитета, управляющих советов, сайтов учреждений, сайта "Образовательное пространство городского округа город Рыбинск".
Успешно представляют опыт своей работы образовательные учреждения и педагоги города на профессиональных конкурсах. В 2009 году центр развития ребенка - детский сад N 113 стал победителем областного конкурса "Детский сад года", 2010 году МОУ СОШ N 23 стала победителем областного конкурса "Школа года", в 2011 году учитель математики МОУ гимназия N 8 Смирнова Н.В. стала финалистом Всероссийского конкурса "Учитель года", Краюхин М.В. заместитель директора по научной работе ЦДЮТЭ финалист Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям", детский сад N 113 - победитель всероссийского конкурса "Детские сады - детям". Среди педагогов и учреждений достаточно Лауреатов премии Губернатора Ярославской области, победителей конкурса в рамках Приоритетного национального проекта "Образование", дипломантов и лауреатов регионального конкурса "За лучшую работу в области обеспечения качества".
В 2010 Дипломантом конкурса признан МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр", в году 2011 году Дипломантом последнего конкурса признан Департамент образования. В 2010 году МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр" вошло в десятку лучших методических служб России по итогам Всероссийского конкурса инновационных моделей "Методическая служба новой школе" и включено в Национальный реестр ведущих образовательных учреждений России.
В общеобразовательных учреждениях города применяются вариативные образовательные программы. На основе изучения образовательного запроса введена предпрофильная подготовка, в реализации которой используются ресурсы Межшкольного учебного комбината (УПК) и учреждений дополнительного образования детей.
Вариативность образовательных программ |
Образовательные учреждения |
Индивидуальные учебные планы, обеспечивающие многопрофильность |
Л-2, г-8, СОШ N 32 |
Физико-математический профиль |
МОУ СОШ N 30 |
Гуманитарный профиль |
Г - 18 |
Оборонно-спортивный |
МОУ СОШ N 26 |
Технологический профиль |
МОУ СОШ N 23 |
Химико-биологический профиль |
МОУ СОШ N 5 |
Информационно-технологический профиль |
МОУ СОШ N 5, 10, 23 |
Универсальный учебный план (1 - 2 предметов на профильном уровне) |
МОУ СОШ N 1, 6, 10, 16, 27, 35 |
Обновление содержания образования, технологий организации образовательного процесса и расширение спектра образовательных услуг осуществляется в процессе обновления базового процесса, реализуемого образовательными учреждениями, а также в процессе внедрения результатов инновационной деятельности. Инновационный сектор международного уровня представлен ассоциированной школой ЮНЕСКО (МОУ СОШ N 28) и сотрудничеством МОУ СОШ N 1, лицея N 2 и гимназии N 18. Федеральными экспериментальными площадками РАО по организации преемственности системы "Школа-2100" являются МОУ СОШ N 5, 26, 32 и гимназия N 18. Федеральными экспериментальными площадками Международной академии наук педагогического образования являются Гимназии N 8 и N 18, ЦДЮТЭ. Региональными инновационными площадками Департамента образования Ярославской области стали лицей N 2 по внедрению ФГОС второго поколения, общеобразовательные школы N 28, 20,23, ИОЦ, детский сад N 104, инновационными площадками регионального уровня являются МОУ СОШ N 3, 10, 12, 1, 32, 21, гимназии N 8 и 18, ЦДЮТЭ, ЦДТ "Солнечный", ЦДЮТТ, ЦДОД "Молодые таланты" . Инновационными площадками муниципального уровня являются лицей N 2, МОУ СОШ N 3, 6, 12, 14, 15, 16, 17, 23, 26, 28, 32, 36, 44; МОУ ДОУ N 18, 22, 63, 70, 106, 112, 113, ЦДЮТТ.
Однако, расширение доступа к качественному образованию упирается в такие проблемы, как старение кадрового корпуса педагогов, недостаток финансовых средств, отток высококвалифицированных компетентных кадров современных технологических дисциплин из системы образования в другие отрасли экономики с более высоким уровнем зарплаты, нежелание специалистов высшей школы и производства принять участие в образовательном процессе школы, несоответствие условий в ряде учреждений требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора, стареющая материально-техническая база всех учреждений. Переход на нормативное финансирование и финансово-хозяйственную самостоятельность автоматически не решает все проблемы образования.
Отмечается недостаточный уровень условий для освоения и применения информационно-коммуникационных и интернет технологий, не созданы условия для реализации набора муниципальных электронных услуг: электронный дневник, интернет-приемные специалистов Департамента образования и администрации школ, подача заявлений в образовательное учреждение в удаленном доступе и т.п.
Наиболее проблемной зоной остается организация межведомственной интеграции как сферы социального партнерства, создание условий для развития общественных институтов участия в управлении образованием. Очевидна неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не используются независимые формы оценки качества образования, слабо развиты механизмы заказа и диссеминации лучших образцов инновационной образовательной и управленческой деятельности.
Комплексная безопасность обучающихся и воспитанников обеспечена системой управленческих мер, зафиксированных в паспортах безопасности образовательных учреждений: во всех учреждениях установлены Тревожные кнопки, системы АПС. Но при этом остаются проблемы, с которыми возможно справиться только в условиях реализации комплексных мер: обеспечение системами видеонаблюдения, модернизация системы АПС, восстановление ограждений территорий.
Опыт реализации предыдущих целевых программ развития образования показал, что сложнейшие комплексные задачи модернизации системы образования не могут быть реализованы в рамках текущего бюджетного финансирования. Это противоречит логике программно-целевого подхода, в соответствии с которым планируемые к реализации мероприятия должны быть обеспечены целевым финансированием. Решение новых задач образования требует совершенствования управленческих механизмов и технологий.
Цели и задачи Программы
Цель Программы: обеспечение устойчивого развития системы образования, доступности, эффективности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- расширить сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений за счет введения новых объектов, возвращения зданий в структуру дошкольного образования;
- осуществить необходимые работы по ремонту зданий, благоустройству территорий;
- минимизировать предписания надзорных служб;
- создать условия для обеспечения комфортных, безопасных, современных условий образования, направленных на реализацию принципов доступности, индивидуализации и дифференциации, повышения качества образования для обновления содержания образования, технологий организации образовательного процесса, освоение информационно-коммуникационных технологий, расширение спектра образовательных услуг;
- продолжить дальнейшее развитие системы работы с талантливыми детьми, внедрение в практику инновационных образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные запросы личности и социума города;
- совершенствовать городскую информационно-образовательную среду для повышения эффективности взаимодействия участников образовательного пространства, обеспечения эффективности системы оценки и контроля качества образования и публичной доступности ее результатов;
- содействовать развитию инвестиционной привлекательности социального партнерства учреждений социальной сферы городского округа город Рыбинск в решении задач развития муниципальной системы образования.
Осмысление приоритетных направлений развития системы образования в России и Ярославской области, анализ внешней и внутренней среды системы образования города Рыбинска, прогнозирование перспективных векторов развития муниципальной системы образования позволили определить следующие направления реализации Программы развития:
- укрепление материально-технической базы учреждений образования и развитие единого информационного пространства;
- обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья школьников;
- обеспечение доступности качественных образовательных услуг для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов субъектов муниципальной системы образования, достижения современного качества образования через совершенствование содержания образования и педагогических технологий;
- повышение эффективности управления образовательными учреждениями для обеспечения инновационного развития городской системы образования;
- содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды;
- развитие продуктивного взаимодействия системы образования города с социальными партнерами, коммерческими и общественными структурами города как механизма обеспечения открытости системы образования города.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- обеспечение соответствия характеристик муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики городского округа город Рыбинск, современным потребностям общества;
- создание условий для получения образования в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), и Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);
- повышение доступности качественного образования: дошкольного, общего и дополнительного средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса;
- обеспечение реализации вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия;
- увеличение охвата детей системой дошкольного образования и предшкольной подготовки, максимальное удовлетворение потребности жителей города на места в дошкольные учреждения;
- создание условий для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожнадзора, Роспотребнадзора, антитеррористической защищенности;
- расширение возможностей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через дистанционную форму обучения;
- обеспечение достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психо-физического развития;
- достижение оптимизации процесса и результатов планирования и использования бюджетных средств.
Социально-экономическое обоснование Программы
Стратегические задачи развития городского округа город Рыбинск определяют новое содержание деятельности: качество жизни населения является интегральным показателем и главной целью социально-экономического развития городского округа город Рыбинск при этом преобразования в сфере образования выступают как необходимое условие достижения этой цели. Именно образование, его цели, задачи, условия программируют отдаленный результат качества жизни в микрорайоне, городе, регионе, стране.
Еще 10 лет назад, например, сотовые телефоны были атрибутом немногих. Сегодня - это необходимость каждого человека (уже с 6 - 7 лет) для быстрого обмена информацией вне зависимости от места расположения. 10 лет назад ни в одной школе города не было интерактивных досок, автоматических баз данных, сетевого взаимодействия, современных условий для качественного и доступного образования. Но и в программах развития (даже федерального уровня) того времени не предусматривались подобные преобразования, что в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения является недопустимым. Сегодня образование должно формировать будущее десятилетнего отдаления. Для современного первоклассника необходимо программировать компетенции профессионала третьего десятилетия 21 века.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы образования и процесса управления развитием необходима комплексная диагностика основных условий современного образования и выстраивание на основе результатов диагностики системы мероприятий:
- расширяющих границы предоставления образовательных услуг;
- позволяющих видеть перспективу развития и объекты для целенаправленного финансирования, межведомственного взаимодействия;
- увязывая различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.
Полнота и комплексность зафиксированных в программе направлений развития и соответствующих мероприятий позволит быстро реагировать на вновь разрабатываемые целевые инвестиционные проекты федерального, регионального и муниципального уровня. Без данного документа очень сложно эффективно распределять выделяемые средства местного бюджета, аргументировать заявки на выделение средств из областного бюджета. При этом следует учитывать, что программа предполагает внесение изменений, необходимость которых будет продиктована временем.
Главный социальный эффект - улучшение условий для предоставления образовательных услуг и, соответственно, улучшение качества жизни подрастающих школьников: получение образования в комфортных современных условиях более быстрыми темпами влияет на повышение уровня образованности и культуры населения.
Главный экономический эффект - более образованные и культурные люди создают безопасную, образовывающую среду, позволяющую рассчитывать на рост уровня доходов населения и промышленности.
По прогнозным оценкам к 2016 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов, отмеченных в ожидаемых результатах, и зафиксированных в индикаторах и показателях результативности Программы.
Механизм реализации Программы
Реализацию Программы предполагается осуществлять проектно-целевым методом управления системными изменениями в сфере образования в соответствии с законодательством, с действующими ГЦП и перспективными направлениями данной Программы.
Муниципальные инициативные проекты, реализуемые в рамках Программы характеризуются следующими признаками:
- инициируются индивидуальным или коллективным субъектом муниципальной системы образования в момент его готовности включиться в реализацию программы развития МСО;
- направлены на совершенствование образовательной или управленческой практики по одному из направлений программы;
- оформляются документально и являются составной частью программы развития муниципальной системы образования;
- осуществляются в режиме, запланированном руководителем проекта в течение 1 - 3 лет;
- предполагают получение конкретных продуктов инновационной деятельности (технологий; моделей; методических рекомендаций и т.п.);
- интегрируются с другими муниципальными инициативными проектами;
- подчиняются единому такту управления множеством реализуемых муниципальных инициативных проектов.
Для достижения цели программы и выполнения поставленных задач муниципальные инициативные проекты будут реализовываться по следующим содержательным аспектам:
1. Укрепление материально-технической базы учреждений образования:
- расширение сети дошкольных учреждений;
- завершение строительства СОШ N 12, строительство новой современной школы в микрорайоне Слип, ремонт СОШ N 33 и перевод в нее СОШ N 10;
- оптимизация общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- ремонт в аварийных и предаварийных зданиях образовательных учреждений;
- выполнение предписаний Роспотребнадзора;
- выполнение предписаний Госпожнадзора;
- выполнение работ по благоустройству территорий;
- организация работ в рамках программы энергоэффективности;
2. Обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья школьников:
- оборудование зданий образовательных учреждений необходимыми средствами безопасности;
- продолжение модернизации пищеблоков образовательных учреждений;
- продолжение модернизации спортивных залов и спортивных площадок;
- модернизация медицинских блоков
3. Развитие единого информационного пространства:
- модернизация технического (ИКТ) парка образовательных учреждений и автоматизация школьных библиотек;
- формирование системы дистанционной поддержки обучающихся с разными образовательными потребностями на основе создания в городе ресурсных центров сетевого обучения и организации паритетной кооперации образовательных учреждений, эффективно использующих элементы дистанционного образования;
- создание муниципальной системы оперативного взаимодействия участников образовательного процесса в едином городском информационном образовательном пространстве.
- создание среды электронного обучения для воспитанников и обучающихся на основе использования мобильных персональных компьютеров по модели обучения "1 ученик: 1 компьютер";
- формирование у педагогов ИКТ-компетентности в условиях системы дополнительного профессионального образования. Для этого предполагается осуществление системы многоуровневой курсовой подготовки и методического сопровождения педагогов в области освоения и внедрения в педагогическую практику ресурсных возможностей ИКТ. А также на базе МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр" расширить возможности знакомства и освоения новейших достижений науки и техники в области информатизации, работы с информационными ресурсами электронных библиотек и медиатек, участия в интерактивном взаимодействии с коллегами и представителями педагогической науки и практики.
4. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов субъектов муниципальной системы образования:
- создание условий для индивидуализации образования детей, в т.ч. средствами дистанционного обучения;
- обеспечение доступности дошкольного образования, в т.ч. путем развития вариативных форм дошкольного образования с активным использованием потенциала семьи;
- создание комплексной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
5. Достижение современного качества образования через совершенствование содержания и технологии обучения:
- обеспечение перехода общеобразовательных учреждений на стандарты II поколения;
- организация преподавания в общеобразовательных учреждениях учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики";
- усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений, профилактика асоциального поведения в подростковой среде;
6. Содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды:
- развитие кооперации как новой формы взаимодействия субъектов образования и здравоохранения, социальной защиты, культуры, внутренних дел, комитета по делам молодежи, по физическому воспитанию и спорту, других служб и ведомств, ответственных за обеспечение жизни и здоровья детей;
- совершенствование научно-методических основ образовательной политики по формированию здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства;
- внедрение новых образовательных технологий и методик по экологизации образовательного процесса (социальной и природной);
- использование в образовательной практике интегративного подхода с целью формирования экологичного образовательного пространства;
- освоение нового государственного образовательного стандарта общего образования как императива формирования культуры здоровье сохранения и экологии жизнедеятельности;
- организация практической деятельности по формированию ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личной и общественной ценности через социальную пробу, социальную практику и социальные проекты;
- обеспечение комфортных условий осуществления процесса основного и дополнительного образования на начальном этапе обучения;
- психологизация образовательной среды для обеспечения личностного роста и позитивной самореализации всех участников образовательного процесса;
- использование управленческих технологий, направленных на создание условий для формирования экожизненной позиции субъектов образовательного процесса.
7. Развитие продуктивного взаимодействия системы образования города с социальными партнерами, коммерческими и общественными структурами города как механизма обеспечения открытости системы образования города:
- организация совместной деятельности органов управления образованием и социальных организаций по обеспечению единства подходов к развитию и социализации детей, сохранению их здоровья;
- развитие системы общественного управления образовательными учреждениями как условие обеспечения открытости системы образования для социума;
- обеспечение взаимодействия образовательных учреждений и социума в целях повышения их инвестиционной привлекательности;
- совершенствование многоуровневой государственно-общественной системы управления образования, организационных правовых норм общественной экспертизы качества образования;
- создание условий для развития механизма социального партнерства с целью реализации основных направлений развития образовательного комплекса, привлечения инвестиций в образовательную среду;
- развитие общественных инициатив в системе образования;
- поддержка создания негосударственных фондов для целевой финансовой поддержки инноваций и лучших образцов образовательных практик;
- развитие конкурсного движения в системе образования на грантовой поддержке лучших образцов;
- освоение методов общественного обсуждения проблем развития образования и принятия решений, предусматривающих участие общественности в разработке проектов решений и их согласования.
8. Повышение эффективности управления образовательными учреждениями для обеспечения инновационного развития городской системы образования:
- повышение результативности работы системы образования путем развития практики управления по результатам;
- развитие муниципальной системы оценки качества образования;
- организация перехода образовательных учреждений в статус автономных, бюджетных, казенных учреждений;
- совершенствование практики аттестации работников образования;
- развитие инновационной деятельности в системе образования;
- разработка программ развития образовательных учреждений.
Финансирование целевой Программы
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Общая стоимость программы млн. руб. |
Областной бюджет |
65,08 |
16,2 |
19,2 |
3,2 |
103,68 |
Городской бюджет |
1379,326 |
367,286 |
297,706 |
|
2167,064 |
Федеральный бюджет |
100 |
- |
- |
|
100 |
|
1544,406 |
383,486 |
316,906 |
125,946 |
2370,744 |
Учитывая, что система образования в 2012 году охватывает 16400 обучающихся, 8200 воспитанников, 5200 работников, то на одного человека приходится чуть больше 1,5 тысяч рублей в месяц.
Финансирование Программы распределяется по приоритетным направлениям развития:
N |
Приоритетные направления |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ИТОГО |
млн. рублей | ||||||
1. |
Расширение сети дошкольных учреждений |
ГБ - 456,2 |
ГБ - 32 |
ГБ - 132,9 |
ГБ - 132,9 |
ГБ - 623,3 |
2 |
Расширение сети общеобразовательных учреждений |
ФБ - 100 ГБ - 620 ОБ - 23 |
ГБ - 100 |
|
|
ФБ - 100 ГБ - 720 ОБ - 23 |
3 |
Ремонт аварийных и предаварийных зданий образовательных учреждений |
ГБ - 76,93 ОБ - 2,7 |
ГБ - 57,47 |
ГБ - 31,55 |
ГБ - 15,2 |
ГБ - 181,15 ОБ - 2,7 |
3.1. |
Дополнительное образование |
ГБ - 2,53 |
ГБ - 1,47 |
ГБ - 0,55 |
ГБ - 0,2 |
ГБ - 4,75 |
3.2. |
Дошкольные учреждения |
ГБ - 36,2 |
ГБ - 20 |
ГБ - 5 |
ГБ - 5 |
ГБ - 66,2 |
3.3. |
Общеобразовательные учреждения |
ГБ - 38,2 ОБ - 2,7 |
ГБ - 36 |
ГБ - 26 |
ГБ - 10 |
ГБ - 110,2 ОБ - 2,7 |
4. |
Предписания Роспотребнадзора |
ГБ - 102,2 |
ГБ - 67,2 |
ГБ - 26,2 |
ГБ - 11,2 |
ГБ - 206,8 |
4.1. |
Дошкольные учреждения |
ГБ - 59,3 |
ГБ - 48 |
ГБ - 20,3 |
ГБ - 6,2 |
ГБ - 133,8 |
4.2. |
Общеобразовательные учреждения |
ГБ - 42,9 |
ГБ - 19,2 |
ГБ - 5,9 |
ГБ - 5 |
ГБ - 73 |
5 |
Выполнение предписаний Госпожнадзора |
ГБ - 13,94 ОБ - 4,01 |
ГБ - 33,26 |
ГБ - 32 |
ГБ - 27 |
ГБ - 106,2 ОБ - 4,01 |
5.1. |
Дошкольные учреждения |
ГБ - 8,9 ОБ - 2,51 |
ГБ - 20,5 |
ГБ - 20,5 |
ГБ - 18 |
ГБ - 67,9 ОБ - 2,51 |
5.2 |
Общеобразовательные учреждения |
ГБ - 4,5 ОБ - 1,5 |
ГБ - 12,2 |
ГБ - 11,5 |
ГБ - 9 |
ГБ - 37,2 ОБ - 1,5 |
5.3. |
Дополнительное образование |
ГБ - 0,54 |
ГБ - 0,56 |
|
|
ГБ - 1,1 |
6 |
Условия комплексной безопасности |
ГБ - 17,87 |
ГБ - 12,7 |
ГБ - 12,65 |
ГБ - 12,2 |
ГБ - 55,42 |
7. |
Совершенствование спортивной базы образовательных учреждений |
ГБ - 14,1 ОБ - 11 |
ГБ - 16,1 ОБ -12,5 |
ГБ - 7,88 ОБ - 16 |
ГБ - 4,63 |
ГБ - 42,68 ОБ - 39,5 |
7.1. |
Дополнительное образование |
|
ГБ - 0,4 |
ГБ - 0,15 |
ГБ - 0,13 |
ГБ - 0,68 |
7.2. |
Дошкольные учреждения |
ГБ - 4,5 |
ГБ - 4,5 |
ГБ - 4,5 |
ГБ - 4,5 |
ГБ - 18 |
7.3. |
Общеобразовательные учреждения |
ГБ - 9,6 ОБ - 11 |
ГБ - 11,2 ОБ - 12,5 |
ГБ - 3,2 ОБ - 16 |
|
ГБ - 24 ОБ - 39,5 |
8 |
Мероприятия в рамках информатизации и компьютеризации образовательного процесса и управления образованием |
ГБ - 29,46 ОБ - 21,52 |
ГБ - 15,85 ОБ - 0,85 |
ГБ - 15,35 ОБ-0,35 |
ГБ - 15,35 ОБ - 0,35 |
ГБ -76,01 ОБ - 23,07 |
9 |
Модернизация школьных мастерских |
ГБ - 10 ОБ - 1,5 |
ГБ - 10 ОБ - 1,5 |
ГБ - 6,5 ОБ - 1,5 |
ГБ - 6,5 ОБ - 1,5 |
ГБ - 33 ОБ - 6 |
10 |
Укрепление учебно-материальной базы УДО |
ГБ - 0,5 |
ГБ - 1,28 |
ГБ - 1,28 |
ГБ - 0,54 |
ГБ - 3,6 |
11 |
Реализация программ воспитания и социализации |
ГБ - 0,21 |
ГБ - 0,21 |
ГБ - 0,21 |
ГБ - 0,21 |
ГБ - 0,84 |
12 |
Достижение современного качества образования через совершенствование содержания и технологии обучения |
ГБ - 1,216 ОБ - 1,35 |
ГБ - 1,216 ОБ - 1,35 |
ГБ - 1,216 ОБ - 1,35 |
ГБ - 1,216 ОБ - 1,35 |
ГБ - 4,864 ОБ - 5,4 |
13 |
Повышение эффективности кадрового обеспечения |
ГБ - 1 |
ГБ - 1 |
ГБ - 1 |
ГБ - 1 |
ГБ - 4 |
14 |
Выполнение работ по благоустройству территории и укреплению зданий |
ГБ -35,7 |
ГБ - 19 |
ГБ - 29 |
ГБ - 25,5 |
ГБ - 109,2 |
ИТОГО: |
ГБ - 1379,326 ОБ - 65,08 ФБ - 100 |
ГБ - 367,286 ОБ - 16,2 |
ГБ - 297,706 ОБ - 19,2 |
ГБ - 122,746 ОБ - 3,2 |
ГБ - 2167,064 ОБ - 103,68 ФБ - 100 |
|
ИТОГО: |
2370,744 |
Управление реализацией Программы
1. Администрация городского округа город Рыбинск:
- обеспечивает приоритетность системы образования в городском округе;
- формулирует муниципальный заказ на образовательные услуги в городском округе и определяет его приоритеты для каждого учреждения;
- способствует полноценному финансированию программы;
- консолидирует общественное мнение с целью вовлечения населения в реализацию программных мероприятий;
- осуществляет контроль реализации Программы;
2. Департамент образования:
- осуществляет руководство реализацией Программы;
- обеспечивает внедрение Программы в образовательную практику города;
- организует межведомственное взаимодействие для эффективности образовательного процесса и решения поставленных задач;
- осуществляет мониторинг Программы и оперативный контроль реализации преобразований в системе образования;
- способствует поиску финансовых средств для реализации Программы;
- стимулирует достижения отдельных субъектов системы образования в реализации Программы;
- планирует мероприятия по реализации Программы;
- координирует деятельность всех субъектов системы образования городского округа по реализации Программы через целевые подпрограммы и проекты;
- контролирует ход реализации Программы;
- содействует реализации приоритетного Национального проекта "Образование";
3. Управление строительства:
- совместно с образовательными учреждениями ведет работу по разработке планов комплексных ремонтов, определяет сметную стоимость;
- координирует деятельность проектных и экспертных организаций;
- контролирует эффективность работы подрядных организаций.
4. Ремонтно-эксплуатационный участок Департамента образования:
- формирует комплексные заявки и технические задания на проведение ремонтных работ;
- осуществляет первичное обследование объектов по заявкам руководителей ОУ;
- сопровождает совместно с руководителем учреждения процессы переезда, ремонта, восстановления зданий (объектов);
- участвует в координационных советах по проблемам материально-технической базы учреждений.
5. МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр":
- обеспечивает методическое сопровождение реализации Программы;
- создает и развивает информационное поле для реализации Программы;
- организует дополнительное профессиональное образование педагогических и руководящих работников в соответствии с направлением преобразований;
- способствует выявлению и поддержке лучших педагогов системы образования;
- обеспечивает мониторинговые и социологические исследования;
- пропагандирует опыт образовательных учреждений по реализации Программы;
6. Муниципальное образовательное учреждение "Центр помощи детям":
- способствует становлению единого коррекционного пространства в образовательной системе города, обеспечивает сопровождение детей и их родителей в реализации запроса на коррекционное обучение;
- участвует в реализации комплекса мер, направленных на профилактику асоциальных явлений;
- обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с проблемами здоровья, ограниченными возможностями;
7. Образовательные учреждения:
- реализуют Программу с учетом особенностей учреждения;
- анализируют выполнение Программы в рамках своей компетенции;
- привлекают общественность и социальных партнеров к совместной деятельности по реализации Программы;
- способствуют мотивации кадров к участию в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
- вносят предложения по корректировке Программы;
8. Общественность, социальные партнеры, средства массовой информации:
- участвуют в обсуждении, популяризации, реализации Программы;
- инициируют создание органов общественного управления образованием.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности Программы проводится ежегодно в соответствии с оценки эффективности реализации городских целевых программ, утвержденной постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 13.01.2011 N 22 "О городских целевых программах городского округа город Рыбинск".
Значение индикаторов результативности Программы
N п\п |
Наименование показателя |
Един. измер. |
Базовые показатели |
Количественные изменения по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1. |
доля учреждений, материальная база которых соответствует современным требованиям |
% |
65 |
75 |
83 |
92 |
98 |
3 |
доля учреждений, условия безопасности в которых соответствует современным требованиям |
% |
45 |
50 |
65 |
80 |
98 |
3. |
удовлетворенность детей и родителей качеством образования |
% |
58 |
60 |
67 |
75 |
80 |
4. |
доля учреждений, включенных в сетевое взаимодействие |
% |
20 |
50 |
65 |
80 |
100 |
5 |
доля школьников, охваченных организованным питанием |
% |
85 |
90 |
93 |
96 |
100 |
6 |
наличие органов государственно-общественного управления |
% |
32 |
50 |
65 |
80 |
100 |
7 |
доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен выше образовательного уровня, от числа выпускников муниципальных образовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене |
% |
55 |
57 |
60 |
63 |
65 |
8 |
Доля обучающихся, охваченных социальным проектированием в рамках социальных проб и программами производственных практик |
% |
43 |
50 |
65 |
85 |
100 |
9 |
Доля детей с ОВЗ и детей -инвалидов, из числа нуждающихся, охваченных дистанционной поддержкой |
% |
90 |
90 |
93 |
96 |
100 |
10 |
Доля педагогов, владеющих дистанционными технологиями |
% |
17 |
25 |
45 |
75 |
100 |
11 |
охват детей различными формами дошкольного образования |
% |
92,1 |
95 |
95,5 |
96,5 |
98 |
12 |
доля детей, состоящих на учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении от 1,5 лет* |
% |
6,3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
* - с учетом демографического прогноза.
Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 11 июля 2014 г. N 2072 в раздел "Мероприятия программы и источники финансирования" внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 31 января 2012 г.
Мероприятия программы и источники финансирования
Сокращения:
ДО - департамент образования;
УС - управление строительства,
ДФиС - департамент физкультуры и спорта
ДЖКХТС - департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи
ОДН и ЗП - отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав;
ИОЦ - информационно-образовательный центр,
ОУ - образовательные учреждения,
ЦПД - центр помощи детям;
ЦБ ДО - централизованная бухгалтерия Департамента образования;
АСИОУ - автоматическая система информации образовательных учреждений
РПК - Рыбинский педагогический колледж.
Директор Департамента образования |
Р.А. Брядовая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития системы образования, доступности, эффективности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Общий объем финансирования мероприятий Программы - 2370,744 млн. рублей, из них 100 млн. рублей - средства федерального бюджета, 103,68 млн. рублей выделено из бюджета Ярославской области и 2167,064 млн. рублей - собственные средства города.
Постановление вступает в силу с 1 февраля 2012 г.
Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 31 января 2012 г. N 262 "Об утверждении городской целевой программы "Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2012 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Рыбинские известия" от 3 февраля 2012 г. N 8
Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 22 сентября 2014 г. N 3007 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 11 июля 2014 г. N 2072
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 31 января 2012 г.