Постановление Правительства Ярославской области от 29 марта 2012 г. N 265-п
"Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы"
27 сентября 2012 г., 26 февраля, 9 декабря 2013 г.
В соответствии с постановлением Правительства области от 03.11.2011 N 866-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.А. Вахруков |
Областная целевая программа
"Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства области
от 29 марта 2012 г. N 265-п)
27 сентября 2012 г., 26 февраля, 9 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 декабря 2013 г. N 1600-п в раздел I настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
I. Общие положения
Общая потребность в ресурсах
Источник финансирования |
Единица измерения |
Предельный объем финансирования |
||
всего |
2012 год |
2013 год |
||
Областной бюджет |
тыс. рублей |
5956 |
3252 |
2704 |
II. Содержание проблемы
Разработка ОЦП обусловлена необходимостью реализации на региональном уровне антикоррупционной политики в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", а также Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.
Областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010 - 2011 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 25.06.2010 N 429-п "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области на 2010 - 2011 годы", позволила создать систему предупреждения и профилактики коррупционных проявлений. В рамках указанной программы была разработана методика проведения мониторинга коррупционных проявлений на территории области (далее - мониторинг). Результаты проведенного мониторинга сопоставимы с результатами исследования наиболее авторитетного в данной области на международном уровне Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл-Р" (http://www.transparency.org.ru) за 2010 год (далее - ТИ-Р), проведенного компанией Gallup International.
Необходимо отметить, что в отличие от респондентов, опрошенных специалистами данной компании в целом по России, жители Ярославской области отмечают снижение уровня коррупции за последние годы. По данным исследования ТИ-Р, 29,7 процента респондентов считают, что за последние 3 года уровень коррупции значительно повысился, а участники проведенного мониторинга полагают, что уровень коррупции в течение последних 3 лет снизился.
Оценка коррумпированности органов исполнительной власти в указанных исследованиях производилась по разным шкалам, однако в целом эти данные можно сопоставить. Уровень коррумпированности в исследовании ТИ-Р оценивался по 5 - балльной шкале, где 1 - минимальный балл, а 5 - максимальный балл. По результатам исследования, институты государственной службы получили 3,9 балла, что указывает на практически максимальный уровень коррупции. По данным проведенного мониторинга, вариант ответа "большинство людей в высших органах власти берут взятки" в среднем по трем категориям респондентов (эксперты, предприниматели, население) составил 47,9 процента. Из этого можно сделать вывод, что респонденты Ярославской области оценивают степень коррумпированности высших должностных лиц более сдержанно, чем участники исследования ТИ-Р. При этом необходимо отметить, что эксперты и предприниматели, то есть наиболее подготовленная и образованная часть респондентов, оценивают степень коррумпированности на еще более низком уровне, чем указанный средний балл, повышение показателя вызвано более критичными настроениями населения.
Показатели "взяткоемкости" в различных сферах деятельности в указанных исследованиях во многом совпадают:
- правоохранительные органы (полиция): 27,7 процента по данным исследования ТИ-Р; 24,4 процента по результатам мониторинга;
- сфера образования: 18,3 процента по данным исследования ТИ-Р; 22,6 процента по результатам мониторинга;
- сфера медицинского обслуживания: 20,7 процента по данным исследования ТИ-Р; 20,8 процента по результатам мониторинга.
Таким образом, доминирующие сферы коррупционных проявлений в Ярославской области соответствуют всероссийским. Однако если сравнивать полученные результаты с данными всероссийского опроса Фонда ИНДЕМ (2005 г.), то можно отметить, что относительно ситуации 5-6-летней давности риск коррупции в разных сферах заметно снизился. Например, риск коррупции в сфере государственного медицинского обслуживания в 2005 году оценивался респондентами на уровне 37,7 процента (в настоящее время в Ярославской области этот показатель снизился практически в два раза), а в сфере высшего образования - 52,1 процента (в настоящее время снизился почти на 30 процентов). Это говорит о том, что фактически ситуация в области меняется в лучшую сторону и борьба с коррупцией осуществляется достаточно эффективно.
Достаточное количество жителей Ярославской области согласно с тезисом "коррупцию можно победить только всем миром" (43,8 процента), что превышает аналогичный показатель по всероссийскому опросу (33,4 процента).
Среди предпринимателей Ярославской области также выше процент респондентов, согласных с тезисом "готов принять участие в борьбе с коррупцией" (52,9 процента), по сравнению с аналогичным показателем исследования ТИ-Р (43 процента).
Все это свидетельствует о повышении уровня готовности населения области к действиям, направленным не на достижение личного блага любой ценой, а на стремление к созидательной общественной деятельности, направленной на борьбу с коррупцией.
Более подробное рассмотрение результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы.
Среди респондентов проведенного исследования доминирует отношение к коррупции как к негативному явлению, что особенно ярко выражено в оценках экспертов, большинство из которых являются государственными служащими. При этом для респондентов групп "населения" и "предприниматели" более близка позиция, которая выражается в том, что коррупция есть неизбежное (в ряде случаев - необходимое) зло. Большинство респондентов этих категорий признают, что с помощью взятки им в свое время удалось решить конкретную проблему. При этом следует подчеркнуть, что зафиксированные коррупционные проявления носят преимущественно бытовой характер, то есть относятся не к высшим сферам государственной власти и крупному бизнесу (хотя именно этих субъектов население чаще всего обвиняет в коррумпированности), а к работе бюджетных учреждений сферы медицины и образования, правоохранительных органов. Необходимо отметить, что граждане часто сами выступают инициаторами коррупционной сделки, считая ее наиболее простым и быстрым способом решения проблемы (43,1 процента респондентов из числа населения признают взятку элементом традиционных взаимодействий).
Сам термин "коррупция" ассоциируется у респондентов со злом и преступлением, что не мешает им участвовать в коррупционных сделках, не воспринимаемых ими как случаи коррупции. Например, вручение подарков преподавателям накануне экзаменов и наем репетиторов, гарантирующих поступление в высшие учебные заведения, воспринимается как проявление коррупции менее чем половиной респондентов из группы "население". Толерантность к неформальным договоренностям с сотрудниками правоохранительных органов и государственных медицинских учреждений также достаточно высока. При этом наблюдается желание снять с себя ответственность за участие в коррупционной сделке ("у меня не было выбора") и (или) полностью переложить ее на должностное лицо, которое согласилось в ней участвовать. Эта позиция характерна и для предпринимателей, которые склонны оправдывать свое участие в коррупционных сделках абстрактными причинами ("бизнес не защищен", "у бизнеса нет легальных способов влиять на власть").
Также следует отметить, что уровень коррупции, предполагаемый респондентами, намного превышает реальный. Например, те граждане, которые имели личный опыт дачи взятки, ее средний размер оценили в 10 300 руб., а те, кто слышал подобную информацию от знакомых, - в гораздо большую сумму - 19700 руб.
Данное противоречие объясняется сильным влиянием средств массовой информации (далее - СМИ), оказываемым на граждан различными сообщениями криминального характера. При этом наличие единичных случаев нарушения закона в организациях, находящихся даже за пределами Ярославской области, может способствовать возникновению негативного отношения человека к местным институтам государственной власти и органам местного самоуправления. Данная закономерность является важной для понимания психологических аспектов отношения населения к теме коррупции, которая благодаря СМИ стала особенно популярной, и у человека, не обладающего информацией о реальной ситуации в данной сфере, под влиянием постоянных напоминаний о коррупции складывается ощущение того, что данное явление в работе большинства встречается достаточно часто.
Важным результатом проведенного мониторинга является вывод о том, что жители Ярославской области в целом слабо информированы о мерах противодействия коррупции, предпринимаемых на территории региона. Согласно данным мониторинга, 47 процентам респондентов населения области ничего не известно о мерах антикоррупционной политики, что является высоким показателем, свидетельствующим о необходимости усиления информационной работы органов власти области в данном направлении; обладают отдельной информацией по данному вопросу 41,8 процента респондентов. Дефицит информации у населения области является основной причиной того, что чаще можно встретить мнения граждан об их неудовлетворенности предпринимаемыми органами власти мерами, направленными на борьбу с коррупцией. В условиях преобладания сообщений СМИ, в первую очередь, ориентированных на освещение негативных событий, информация о мерах, предпринимаемых в борьбе с коррупцией, становится менее заметной. Вместе с тем, в обществе существует потребность в получении объективных данных о состоянии данной проблемы в целом, что оказывает положительное влияние на перспективы повышения степени удовлетворенности граждан предпринимаемыми мерами по противодействию коррупции на территории Ярославской области. На основании этого одной из задач реализации ОЦП является антикоррупционная пропаганда и просвещение. Реализация мероприятий данной задачи позволит довести до сведения населения области объективную информацию о состоянии дел в сфере противодействия коррупции и информировать население области о деятельности органов власти области в данной сфере.
Все изложенное свидетельствует о необходимости и в дальнейшем объединения усилий и координации действий правоохранительных органов и субъектов антикоррупционной деятельности. Для этого требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики коррупционных правонарушений, а также проведение ряда организационных мероприятий.
Описание ситуации в сфере противодействия коррупции на территории области свидетельствует о необходимости дальнейшей реализации комплексных мер в сфере противодействия коррупции на территории области:
- координации действий субъектов антикоррупционной деятельности, в том числе правоохранительных органов, в данном направлении;
- проведения антикоррупционного мониторинга, мониторинга коррупционных проявлений на территории области;
- обеспечения открытости деятельности органов государственной власти Ярославской области;
- обеспечения информированности населения области о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в сфере противодействия коррупции;
- повышения антикоррупционного сознания населения области.
III. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование плановых значений показателя |
|||||
наименование |
единица измерения |
весовой коэффициент |
значение |
||||
базовое |
планируемое |
||||||
2012 год |
2013 год |
||||||
Развитие и обеспечение функционирования системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений |
доля населения области, удовлетворенная деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по обеспечению ими реализации государственной антикоррупционной политики на территории области |
% |
1 |
39 |
41 |
43 |
показатель выведен с помощью мониторинга коррупционных проявлений, проведенного на территории области |
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 декабря 2013 г. N 1600-п в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
IV. Задачи и мероприятия ОЦП
Постановлением правительства Ярославской области от 26 февраля 2013 г. N 172-п в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
V. Механизм реализации ОЦП
ОЦП реализуется посредством планирования и реализации мероприятий ОЦП.
Каждая задача ОЦП объединяет ряд мероприятий, имеющих общую цель.
Реализация ОЦП осуществляется на всей территории Ярославской области.
Общее руководство реализацией ОЦП осуществляет заказчик ОЦП - Правительство Ярославской области. Координацию, а также контроль за ходом реализации ОЦП осуществляет УПК.
Реализация ОЦП осуществляется ответственным исполнителем ОЦП - УПК; исполнителями ОЦП (по направлениям): ДИЗО, ГЖИ, ДИС, ДЖКК, иными ОИВ; УМК, УГСиКП, ГПУ и ОМС.
Ответственный исполнитель ОЦП:
- обеспечивает реализацию ОЦП и ее финансирование;
- осуществляет координацию деятельности ее исполнителей и участников;
- представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий ОЦП на очередной финансовый год;
- осуществляет мониторинг результатов реализации мероприятий ОЦП;
- осуществляет формирование аналитической информации об их реализации;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ОЦП;
- осуществляет контроль за ходом реализации ОЦП;
- контролирует выполнение работ по мероприятиям ОЦП, следит за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств;
- организует размещение на официальном портале органов государственной власти Ярославской области текста ОЦП и информации о результатах ее реализации.
Исполнители ОЦП:
- представляют предложения по внесению изменений в ОЦП;
- осуществляют координацию деятельности участников ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвуют в организации финансирования мероприятий ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- несут ответственность за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ОЦП, по контролируемым ими направлениям;
- представляют отчеты о реализации мероприятий в УПК.
Участники ОЦП несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий ОЦП.
Анализ рисков реализации ОЦП приведен в приложении к ОЦП.
Список используемых сокращений
СППО - структурные подразделения аппарата Правительства области
ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области
ОМС - органы местного самоуправления Ярославской области
ОЦП - областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы.
Приложение
к ОЦП
Таблица
анализа рисков реализации областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска (балл) |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Невыполнение объемов финансирования ОЦП |
12 |
- составление плана-графика работ; - ранжирование по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи; |
- коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; - при недостаточности первой меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности от уровня значимости и весового вклада в реализацию ОЦП; - внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты области |
2 |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий ОЦП |
9 |
- составление плана-графика работ; - ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; - определение критически значимых мероприятий по срокам реализации; - систематическая проверка соответствия реализации мероприятий плану; - заключение соглашений с исполнителями работ с указанием мер, которые будут применены в случае невыполнения сроков |
- замена подрядчика; - применение штрафных санкций к исполнителям работ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из средств бюджета Ярославской области - 13 200 тыс. рублей. В результате реализации Программы доля населения области, удовлетворенная деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению ими реализации государственной антикоррупционной политики должна повыситься с 39% до 43%.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 29 марта 2012 г. N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 10 апреля 2012 г. N 27
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 9 декабря 2013 г. N 1600-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление правительства Ярославской области от 26 февраля 2013 г. N 172-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 27 сентября 2012 г. N 1018-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления