В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N Пр-447 о разработке региональной программы по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучению населения, прежде всего детей, плаванию, а также в целях профилактики и предупреждения несчастных случаев на водных объектах Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
См. также постановление Правительства Ярославской области от 30 мая 2012 г. N 504-п "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"
2. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора области Березкина С.В.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Концепция
областной целевой программы "Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства области
от 29 мая 2012 г. N 501-п)
I. Общие положения
Заказчик ОЦП |
Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации |
Разработка областной целевой программы "Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области" на 2012 - 2014 годы (далее - ОЦП) обусловлена необходимостью реализации на региональном уровне государственной политики в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также поручением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N Пр-447 о совместной разработке высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями территориальных органов МЧС России и региональных отделений Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасания на водах" региональной программы по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения, обучению населения, прежде всего детей, плаванию и обеспечению безопасности на водных объектах. Актуальность проблемы подтверждается тем, что статистика гибели людей в купальный сезон на водных объектах Ярославской области за последние пять лет неуклонно растет, что является свидетельством неэффективной работы органов власти всех уровней, и в первую очередь органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), а также профильных учреждений и общественных организаций по проведению предупредительных мероприятий и мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Так, в 2011 году на водных объектах Ярославской области произошло 59 происшествий, в результате этого пострадали 88 и погиб 31 человек. Анализ информации о состоянии безопасности граждан на водных объектах в Ярославской области показывает, что ситуация, сложившаяся в этой сфере, является неблагоприятной и требует незамедлительных решений. Одним из негативных факторов является устойчивая тенденция снижения внимания органов местного самоуправления к реализации необходимых мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Несмотря на то, что во всех муниципальных образованиях области в соответствии с полномочиями приняты необходимые нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности людей на водных объектах, нормативная база зачастую носит формальный характер и каких-либо действенных мер органами местного самоуправления по охране жизни и здоровья людей на воде не принимается. В связи с этим отмечается полная доступность для стихийного купания граждан практически в любых водоемах области, что создает реальные предпосылки для несчастных случаев на воде. Следующим фактором, который определяет неблагоприятную ситуацию с безопасностью на водных объектах, является недостаточная профилактическая работа с населением области в этой сфере. Пропаганда безопасного поведения на воде остается на низком уровне, в средствах массовой информации публикации по этой тематике практически отсутствуют. Количество информационных материалов о правилах поведения на воде и об оказании первой помощи пострадавшим, количестве происшествий, случаев гибели и спасения людей на воде и запрещенных местах для купания, размещаемых на терминальных комплексах Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, остается невысоким и охватывает небольшой процент населения. Все это подтверждает необходимость дальнейшего развития системы информирования и обучения населения безопасному поведению на водных объектах в соответствии со следующими требованиями: - проведение модернизации учебно-методической базы общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования, повышающей информированность обучающихся безопасному поведению на водных объектах; - совершенствование процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов спасательных постов, обеспечивающего достижение специалистами-спасателями необходимого профессионального уровня; - укрепление материально-технической базы государственного образовательного учреждения Ярославской области "Центр детско-юношеского туризма и экскурсий", позволяющей проводить ежегодные массовые мероприятия и соревнования учащихся общеобразовательных учреждений в рамках "Школы безопасности" и полевого лагеря "Юный водник"; - увеличение числа обучающихся общеобразовательных учреждений, научившихся плаванию, а также приемам и способам спасания на воде; - максимальное использование возможностей местных средств массовой информации, интернет-ресурсов, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения для обеспечения безопасного поведения населения в местах массового отдыха на водных объектах. Проведенная в ходе анализа оценка мест массового пребывания людей на водных объектах на территории области позволяет сделать вывод об их практически неудовлетворительном состоянии. Благоустройство и содержание пляжей в основном не соответствует требованиям нормативных правовых документов, спасательные посты не укомплектованы специалистами, подготовленными к спасанию людей и оказанию первой помощи, требуют необходимого материально-технического обеспечения и проведения организационных мероприятий, которые обеспечат их эффективное функционирование. В целом можно сделать вывод о том, что сложившееся положение дел с обеспечением безопасности людей на водных объектах на территории Ярославской области обусловлено проблемами правового, финансового, материально-технического и административного характера, в течение длительного времени не находившими соответствующих решений. В связи с этим органам исполнительной власти Ярославской области необходимо обеспечить создание безопасных условий пребывания людей на водных объектах с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на территории Ярославской области на период до 2015 года. Кроме того, надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности и охраны жизни и здоровья на водных объектах осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Очевидно, что такой подход на уровне Ярославской области требует долгосрочной стратегии по выработке и реализации комплекса мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам и направленных на достижение определенной цели и решение соответствующих задач обеспечения безопасности людей на водных объектах. При этом следует сместить приоритеты с культуры реагирования на происшествия на водоемах на культуру предупреждения таких происшествий. Наличие данной проблемы определяет необходимость разработки и принятия ОЦП как инструмента для координации совместных усилий. При этом ожидается, что будут использоваться эффективные механизмы взаимодействия Правительства Ярославской области, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур в сфере обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории Ярославской области. SWОT-анализ обеспечения безопасности населения на водных объектах на территории Ярославской области представлен в приложении 1 к Концепции. Для решения обозначенных проблем, создания высоких стандартов жизнеобеспечения и условий безопасного пребывания граждан на водных объектах Ярославской области необходимы целенаправленные скоординированные действия Правительства области и других субъектов деятельности посредством реализации мероприятий в рамках ОЦП. Это возможно осуществить только на основе единого методологического подхода к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимного дополнения) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации мероприятиями в рамках программно-целевого метода планирования деятельности. Это в свою очередь позволит определить цели и задачи ОЦП, выработать перечень и содержание мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих безопасность граждан на водных объектах Ярославской области. Данный перечень мероприятий будет увязан с возможностями областного бюджета, что значительно повысит эффективность вложения финансовых средств. Кроме того, применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать усилия на определенных приоритетных направлениях, что позволит получить значительный положительный эффект от данной деятельности. В результате реализации ОЦП будет решена важнейшая задача по проведению комплекса мероприятий, направленных на создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обеспечение безопасности на водных объектах, что приведет к снижению случаев гибели людей на водных объектах в Ярославской области. |
Возможные варианты решения |
В настоящее время мероприятия в области обеспечения безопасности граждан на водных объектах на территории Ярославской области финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности органов местного самоуправления и организаций. Как следствие, в Ярославской области в настоящее время имеется только 4 места массового отдыха населения у водных объектов (пляжа), которые оборудованы спасательными постами и обеспечивают выполнение необходимых требований безопасности на водных объектах. Продолжение развития мест массового отдыха населения у водных объектов (пляжей) без использования программно-целевого планирования предполагает, что основным источником финансирования, в соответствии с действующим законодательством, будут оставаться только бюджеты муниципальных образований области. Но в связи с отсутствием возможности выделения из местных бюджетов необходимых финансовых ресурсов на решение вопросов обеспечения безопасности населения у водных объектов, оборудование мест массового отдыха населения у водных объектов (пляжей), отвечающих необходимым требованиям, в том числе создание спасательных постов, будет осуществляться медленными темпами и в течение длительного времени. По экспертным оценкам, при таком варианте на решение проблемы создания безопасных условий для населения на водных объектах области уйдет 10 - 15 лет, что не соответствует интенсивности социально-экономического развития Ярославской области. Уровень безопасности в местах массового отдыха населения на водных объектах будет оставаться низким, риск возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций будет возрастать. Это позволяет предположить, что число погибших и пострадавших на водных объектах будет оставаться высоким. При таком подходе основными недостатками в обеспечении безопасности в местах массового отдыха населения на водных объектах без использования программно-целевого метода будут являться: отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по созданию безопасных условий для отдыха населения на водных объектах, а также последовательности их реализации; длительный период времени, необходимый для достижения приемлемого уровня защищенности населения и обеспечения безопасности в местах массового отдыха населения на водных объектах Ярославской области. Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов в приемлемые сроки и приведет к росту затрат по сравнению с использованием метода программно-целевого планирования. Таблица анализа рисков ОЦП представлена в приложении 2 к Концепции. |
Дата начала ОЦП |
01.06.2012 |
Дата окончания ОЦП |
31.12.2014 |
Ответственный исполнитель ОЦП |
департамент региональной безопасности Ярославской области |
Исполнители ОЦП |
департамент образования Ярославской области, органы местного самоуправления |
Участники ОЦП |
федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области", Ярославская региональная общественная организация "Ярославское общество спасания на водах", государственные предприятия и государственные учреждения Ярославской области, находящиеся в функциональной подчиненности исполнителей ОЦП |
Куратор ОЦП |
Березкин Сергей Владимирович - исполняющий обязанности заместителя Губернатора области |
Ответственные лица для контактов |
Максимов Сергей Юрьевич - председатель комитета гражданской защиты и пожарной безопасности департамента региональной безопасности Ярославской области, тел. 20-60-54; Ткаченко Сергей Иванович - консультант комитета гражданской защиты и пожарной безопасности департамента региональной безопасности Ярославской области, тел. 20-60-55. |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете |
http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Объем финансирования |
|||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
Областной бюджет |
тыс. рублей |
10646 |
3388 |
3432 |
3826 |
Справочно: местные бюджеты |
тыс. рублей |
1 300 |
520 |
390 |
390 |
Всего |
|
11946 |
3908 |
3822 |
4216 |
2. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
Обоснование плановых значений индикатора |
||||||
наименование |
единица измерения |
весовой коэффициент |
значение |
|||||
базовое (2011 г.) |
планируемое (для каждого года) |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
Развитие системы защищенности населения и обеспечение безопасности в местах массового отдыха населения на водных объектах области |
количество зарегистрированных происшествий на водных объектах Ярославской области |
единиц (процентов) |
1 |
59 (100) |
55 (94) |
53 (89) |
50 (84) |
расчет планируемого значения производился исходя из среднего уровня происшествий на водных объектах (по Российской Федерации и в Центральном федеральном округе), по данным Росстата |
3. Задачи ОЦП
N п/п |
Наименование задачи |
Весовой коэффициент |
Результат (для каждого года) |
|||||
наименование |
единица измерения |
значение |
||||||
базовое (2011 г.) |
планируемое (по годам) |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1. |
Развитие и функционирование системы информирования, обучения населения мерам безопасности на водных объектах |
0,4 |
система информирования развита и функционирует, обучение населения мерам безопасности на водных объектах выполнено в соответствии с требованиями, указанными в разделе 1 Концепции |
да/нет |
0 |
да |
да |
да |
2. |
Модернизация мест массового отдыха населения на водных объектах, направленная на обеспечение безопасности, охраны жизни и здоровья людей |
0,5 |
количество мест массового пребывания людей на водных объектах (пляжах), соответствующих требованиям безопасности |
единиц |
0 |
8 |
14 |
20 |
3. |
Создание системы мониторинга за соблюдением мер безопасности и правил поведения при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей на водных объектах Ярославской области |
0,1 |
система мониторинга за соблюдением на водных объектах мер безопасности и правил поведения при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей функционирует в соответствии с установленными требованиями (постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий") |
да/нет |
0 |
да |
да |
да |
Приложение 1
к Концепции
SWОT-анализ
обеспечения безопасности населения на водных объектах на территории области
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- наличие субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности населения на водных объектах на территории Ярославской области (органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, иные заинтересованные органы и организации, Главное управление МЧС России по Ярославской области, координационные органы, постоянно действующие и органы повседневного управления); - наличие возможности финансирования мероприятий ОЦП за счет областного бюджета; - наличие необходимой нормативной правовой базы для реализации мероприятий ОЦП; - опыт органов исполнительной власти области, Главного управления МЧС России по Ярославской области и иных участников ОЦП в подготовке и реализации ее мероприятий; - наличие органов контроля за безопасностью населения на водных объектах; - наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий ОЦП; - активная роль органов исполнительной власти области в решении проблем обеспечения безопасности населения на водных объектах; - положительные имидж Ярославской области и оценка работы со стороны региональных и федеральных органов в сфере обеспечения безопасности населения на водных объектах |
- недостаточная координация действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций в сфере обеспечения безопасности населения на водных объектах; - практически полное отсутствие оборудованных мест массового отдыха населения у воды и соответствующих спасательных постов; - низкий уровень развития ведомственных систем, обеспечивающих безопасный отдых людей у воды; - неоптимальное размещение на территории Ярославской области элементов системы спасания и эвакуации пострадавших на водных объектах и оказания им медицинской помощи; - недостаточный уровень знаний и навыков руководителей всех уровней управления, и особенно органов местного самоуправления, организаций в подготовке к управлению силами и средствами, обеспечивающими безопасный отдых населения у воды |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
- внимание на федеральном уровне и политическая поддержка деятельности, направленной на совершенствование функциональных характеристик компонентов в сфере обеспечения безопасности населения на водных объектах в Ярославской области; - наличие государственной политики в области обеспечения безопасности населения на водных объектах; - наличие в Ярославской области учебной базы для подготовки спасателей и совершенствования их навыков по обеспечению безопасности населения на водных объектах; - возможность привлечения средств бюджета Ярославской области для решения проблемных вопросов в сфере обеспечения безопасности населения на водных объектах; - использование передового российского и зарубежного опыта для улучшения оснащенности мест массового отдыха населения у воды, а также системы спасания людей на водных объектах на территории области |
- недостаточный уровень знания всеми группами населения правил поведения на воде и основных мер безопасности на водных объектах, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования индивидуальными средствами спасения; - продолжающееся ухудшение дорожного покрытия на территории области и в связи с этим значительное увеличение времени прибытия сил и средств к местам возникновения происшествия; - отсутствие между соответствующими органами управления должного уровня взаимодействия на межмуниципальном и межведомственном уровне; - низкий уровень предложения высококвалифицированных специалистов на рынке труда |
Приложение 2
к Концепции
Анализ рисков ОЦП
Наименование риска |
Балл |
Невыполнение объемов финансирования ОЦП |
6 |
Срыв реализации отдельных мероприятий ОЦП |
9 |
Изменения федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере обеспечения безопасности людей на водных объектах, содержащие требования, несовместимые с проводимыми в рамках ОЦП мероприятиями |
12 |
Изменения климата, влияющие на вероятность возникновения происшествий на воде |
1 |
Таблица анализа рисков
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска (балл) |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Невыполнение объемов финансирования ОЦП |
6 |
проекты ОЦП предполагается ранжировать по приоритету реализации |
исполнение проектов ОЦП, имеющих низкие приоритеты, будет переноситься на более поздний срок |
2. |
Срыв реализации отдельных мероприятий ОЦП |
9 |
при реализации ОЦП выполняется ежемесячный мониторинг хода выполнения мероприятий |
принятие адекватных мер к исполнителям ОЦП для устранения причин, вызывающих затруднение или прекращение реализации отдельных мероприятий ОЦП |
3. |
Изменения федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере обеспечения безопасности людей на водных объектах, содержащие требования, несовместимые с проводимыми в рамках ОЦП мероприятиями |
12 |
при реализации ОЦП исполнители осуществляют тесное взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляют мониторинг действующего законодательства |
приведение отдельных положений ОЦП в соответствие с требованиями вновь вступившего в действие законодательства |
4. |
Изменения климата, влияющие на вероятность возникновения происшествий на воде |
1 |
при реализации ОЦП исполнители осуществляют мониторинг состояния окружающей среды |
пересмотр целевых значений показателей, и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий и даже задач ОЦП |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 29 мая 2012 г. N 501-п "О Концепции областной целевой программы "Обеспечение безопасности граждан на водных объектах Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 3 июля 2012 г. N 52