Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Правопорядок, работа по профилактике правонарушений в Ярославском муниципальном районе и создание благоприятных условий для жизнедеятельности жителей Ярославского муниципального района - ключевая цель проводимой органами местного самоуправления социальной политики.
В условиях социально-экономического кризиса проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Ярославском муниципальном районе, как и в целом по России, остаются предельно острыми и их безотлагательное решение в настоящее время жизненно необходимо.
Криминогенная обстановка в ЯМР, как и в целом по Ярославской области, ставит перед органами профилактики новые задачи по организации и реализации практических мер по предупреждению совершения правонарушений. Проводимые органами местного самоуправления, органами исполнительной власти Ярославской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти несогласованные между собой мероприятия по профилактике правонарушений не приводят к желаемому результату.
За 7 месяцев 2010 года на территории Ярославского муниципального района было зарегистрировано 24 преступления, совершенных несовершеннолетними, в 2011 году - 34 преступления за тот же период, рост составляет 41,7%.
В криминальную и противоправную сферу деятельности, в основном, вовлекаются наименее защищенные слои населения. Низкий уровень доходов населения приводит к увеличению количества преступлений корыстной направленности: грабежей и разбойных нападений, краж, в том числе совершаемых несовершеннолетними. Более половины от общего количества преступлений, совершенных на территории ЯМР, кражи, тайное хищение имущества. Сотрудниками правоохранительных органов на территории ЯМР за 7 месяцев 2010 года привлечено к административной ответственности за мелкое хищение 8 человек, а за тот же период 2011 года - 23 человека, рост составляет 187,5%.
За 7 месяцев 2011 года, по сравнению с тем же периодом 2010 года, на 400% увеличилось количество привлеченных к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе. На 20% выросло количество несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.
Таблица 1
Статистические данные
о состоянии безнадзорности (беспризорности),
правонарушений, преступлений,
нарушениях прав детей в ЯМР
N п.п. |
Общие сведения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 полугодие 2011 г. |
1. |
Количество несовершеннолетних, проживающих в ЯМР |
9023 |
9588 |
8856 |
8856 |
2 |
Количество семей с детьми, проживающих в ЯМР |
5675 |
5718 |
5105 |
5105 |
3. |
Количество безнадзорных (беспризорных) несовершеннолетних |
11 |
7 |
3 |
2 |
4. |
Доля их в общем числе детского населения (%) |
0,12 |
0.07 |
0,03 |
0,0% |
5. |
Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними всего) |
45 |
64 |
73 |
59 |
6. |
Количество несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности |
99 |
38 |
66 |
34 |
7. |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (всего) |
68 |
47 |
36 |
27 |
8. |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем числе расследованных преступлений |
11,1 |
8,4 |
9,0 |
11,7 |
9. |
Количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности: (всего) |
46 |
38 |
34 |
19 |
Из них: совершили преступления повторно - |
Ранее совершавшими 11 |
Ранее совершавшими 10 |
Ранее совершавшими 8 |
Ранее совершавшими 3 |
|
Ранее судимыми 8 |
Ранее судимыми 8 |
Ранее судимыми 7 |
Ранее судимыми 3 |
||
10. |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав |
130 |
113 |
83 |
57 |
Из них: осужденных условно - употребляющих: |
6 |
7 |
9 |
6 |
|
спиртные напитки - |
10 |
5 |
1 |
0 |
|
токсические вещества - |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
наркотические вещества - |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в связи с исключением из образовательных учреждений - |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
обучающихся в общеобразовательных учреждениях - |
102 |
71 |
47 |
38 |
|
обучающихся в ПУ - |
15 |
29 |
21 |
8 |
|
обучающихся в других учебных заведениях - воспитанников школ-интернатов, детских домов - |
2 |
6 |
5 |
5 |
|
воспитанников социально-реабилитационных центров - |
1 |
2 |
3 |
3 |
|
работающих - |
0 |
0 |
2 |
0 |
|
неработающих, |
7 |
3 |
0 |
0 |
|
не обучающихся- |
3 |
2 |
5 |
3 |
|
11. |
Количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете: (всего) (в них детей): |
298 / 457 |
281 / 447 |
227 / 340 |
107 / 173 |
12. |
Количество детей, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (или иных законных представителей), сотрудников детских учреждений |
2 |
1 |
2 |
0 |
Одной из основных причин сохранения преступности среди несовершеннолетних в ЯМР является неблагополучная обстановка в семьях в связи с их низким жизненным уровнем, асоциальным поведением родителей. Если в 2010 году в течение 7 месяцев было привлечено 89 человек к административной ответственности за неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, то за такой же период 2011 года - 123 человека, что на 38,2% больше.
На 77,7% возросло количество законных представителей, привлеченных к административной ответственности за несоблюдение требований по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие, а именно за допущение нахождения детей в возрасте до 16 лет без сопровождения взрослых в ночное время в общественных местах.
На конец 1 полугодия 2011 года на профилактическом учете в районных органах системы профилактики состояло 107 семей, относящихся к категории детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 173 ребенка.
Работа с детьми и семьями по месту жительства в настоящее время не отвечает современным требованиям. Не на достаточно высоком уровне работают общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в поселениях ЯМР, советы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в общеобразовательных учреждениях, слабо привлекаются к профилактической работе другие общественные организации и объединения, родительская общественность, органы ученического самоуправления.
Недостаточно эффективна в Ярославском муниципальном районе организация деятельности служб учреждений системы профилактики по обеспечению в полном объеме адресности и комплексности мер помощи детям и семьям группы риска.
Эти негативные процессы требуют комплексного изучения ситуации всеми органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и принятия конструктивных современных мер для ее изменения. Необходимо сосредоточить внимание на решении наиболее острых проблем положения детей, отнеся к числу неотложных следующие задачи: объединение усилий в принятии срочных мер по профилактике социального сиротства и детской безнадзорности, девиантного поведения и преступности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семьям с детьми, имеющим низкий уровень доходов, улучшению состояния здоровья детей, соблюдению трудовых прав несовершеннолетних.
Больше внимания необходимо уделить организации свободного времени несовершеннолетних во внеурочное время, организации работы учреждений дополнительного образования детей, организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах.
Проблема профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних носит межведомственный характер, так как затрагивает сферу деятельности ряда органов местного самоуправления, государственной власти, и для достижения установленных целей должна решаться с использованием программно-целевого метода.
Решение проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних без использования программно-целевого метода может привести к снижению результативности мероприятий, проводимых разрозненно, бессистемно и непоследовательно и, как следствие, к росту преступности, в том числе среди несовершеннолетних на территории ЯМР.
Преимущество программно-целевого метода состоит в системном подходе к решению проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних. Последовательная реализация мероприятий Программы позволит:
- получить и обобщить информацию о реальном положении дел в формировании системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних на территории Ярославского района;
- определить первоочередные задачи и основные приоритеты в формировании системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних на территории Ярославского муниципального района;
- принять обоснованные решения о необходимости реализации соответствующих мероприятий Программы.
При этом привлекаемые силы и средства не будут бессистемно рассредоточены для одновременного выполнения всей совокупности мероприятий Программы вне зависимости от их важности, последовательности и возможности реализации.
Совместные усилия исполнителей мероприятий Программы будут направлены на реализацию комплекса мер по снижению уровня преступности.
Привлекаемые финансовые средства будут соответствовать реальным возможностям местного бюджета и внебюджетных источников, что позволит сконцентрировать их на реализации конкретных мероприятий Программы, необходимых на соответствующем этапе.
Следовательно, требуется принять стратегическую, долгосрочную, комплексную Программу, разработанную на основе предложений органов системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.