В целях поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий Постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы" (прилагается).
2. Департаменту финансов администрации городского округа город Рыбинск (М.И. Капранов) предусмотреть финансирование расходов по программе в проекте бюджета городского округа город Рыбинск.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Опубликовать городскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы" на официальном сайте администрации городского округа город Рыбинск.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по режиму, общественной безопасности и профилактике правонарушений Киселева А.А.
Глава городского округа город Рыбинск |
Ю.В. Ласточкин |
Городская целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением администрации городского округа город Рыбинск
от 4 мая 2012 г. N 1624)
1. Паспорт программы
Наименование целевой программы |
Городская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы" далее - программа. |
|||
Основания разработки программы |
Указ Президента РФ от 09.06.2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", План мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 202-р, ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы", утвержденная Постановлением Правительства ЯО от 15.03.12 N 194-п Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 13.01.2011 г. N 22 "О городских целевых программах городского округа город Рыбинск" |
|||
Заказчик программы |
Администрация городского округа город Рыбинск. |
|||
Руководитель программы |
Заместитель главы администрации по режиму, общественной безопасности и профилактике правонарушений - Киселев А.А. |
|||
Разработчики программы |
Отдел по профилактике правонарушений Департамент образования Управление культуры Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике ГБУЗ ЯО "Рыбинский наркологический диспансер" Рыбинское межмуниципальное управление МВД России, Рыбинский межрайонный отдел Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области |
|||
Исполнители программы |
Структурные подразделения администрации городского округа город Рыбинск и отраслевые (функциональные) органы администрации городского округа город Рыбинск, обладающие правами юридического лица, антинаркотическая комиссия городского округа город Рыбинск, Рыбинский межрайонный отдел Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области, Рыбинское межмуниципальное управление МВД России, ГБУЗ ЯО "Рыбинский наркологический диспансер" |
|||
Координатор программы |
Антинаркотическая комиссия городского округа город Рыбинск. Начальник отдела по профилактике правонарушений |
|||
Цель программы |
Сокращение немедицинского потребления наркотиков и связанных с ним негативных социальных последствий |
|||
Задачи программы |
1. Создание целостной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков. 2. Совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи. |
|||
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
|||
Объемы и источники финансирования |
7,588 млн. рублей |
|||
В том числе: |
Год |
Городской бюджет |
Областной бюджет |
|
2012 |
2, 158 млн. руб. |
0,750 млн. руб. |
||
2013 |
2, 340 млн. руб. |
0 |
||
2014 |
2, 340 млн. руб. |
0 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Снижение масштабов незаконного потребления наркотиков на территории г. Рыбинска на 4 - 8 процентов по сравнению с 2011 годом. 2. Сохранение уровня первичной заболеваемости наркоманией среди населения г. Рыбинска на уровне 2009 года. 3. Формирование у подростков и молодежи ценностного отношения к своей жизни и неприятия потребления наркотических и других психоактивных веществ. 4. Создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни. 5. Совершенствование профессиональных навыков и улучшение материально - технической обеспеченности сотрудников служб, участвующих в антинаркотических мероприятиях. |
Нумерация приводится в соответствии с источником
3. Анализ существующей ситуации
Распространение наркомании в России имеет характер эпидемии. По оценкам экспертов, наркоман ежегодно вовлекает в наркопотребление от 3 до 5 человек из своего окружения. Асоциальный образ жизни наркомана часто приводит его к нарушению закона. По данным правоохранительных органов, 49 процентов лиц, совершивших в 2011 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет. Высокий уровень распространения наркомании в молодежной среде, помимо моральной и физической деградации значительной части молодого поколения России, способствует также стремительной криминализации общества. По экспертным оценкам, каждое десятое преступление данной категории совершается в состоянии наркотического опьянения. Поскольку только одними правоохранительными мерами, направленными на сокращение предложения наркотиков, данную проблему не решить, необходимо комплексное ее решение с объединением усилий государства и всего гражданского общества, направленных на реализацию мер по снижению спроса на наркотики путем развития и совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
В 2011 году Рыбинским межрайонным отделом Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области выявлено 97 наркопреступлений, из них 77 (74, 69 %) - относится к категории тяжких и особо тяжких. Пресечена деятельность 3 наркопритонов, в которых кроме потребления наркотических средств было налажено и их кустарное изготовление. Доля лиц, ранее уже свершавших подобные преступления, составило 20 % от общего количества, не имеющих определенных занятий или являющихся безработными - 83, 5 %. Из незаконного оборота изъято 9,4 кг психоактивных веществ.
При этом в целом наркоситуация в г. Рыбинске более благоприятная, чем в г. Ярославле, в Ярославской области, Центральном Федеральном округе и в целом в России.
По данным ГБУЗ ЯО "Рыбинский наркологический диспансер" количество лиц с диагнозом наркомания в городе Рыбинске относительно стабильно.
Первичная заболеваемость наркологической патологией за 2010 - 2011 г.г. на 10 тыс. населения.
Наименование региона |
Алкогольные психозы |
Хронический алкоголизм |
Наркомания |
Токсикомания |
злоупотребления |
Всего |
||||||||||
Алкоголем |
наркотиками |
Ненаркотические или ПАВ |
||||||||||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|
Ярославль |
3,85 |
3,99 |
8,24 |
8,88 |
0,96 |
1,15 |
0,07 |
0,05 |
0, 59 |
0,88 |
1,53 |
1,57 |
0,30 |
0,15 |
15,26 |
16,67 |
Рыбинск |
4,45 |
4,79 |
6,14 |
5,29 |
0,53 |
0,7 |
0,00 |
0,00 |
5,47 |
1,85 |
0,10 |
0, 45 |
0, 63 |
0,35 |
17,32 |
13,43 |
Ярославская область |
4,16 |
4,3 |
8,22 |
8,1 |
0,82 |
0,9 |
0,03 |
0,05 |
2,72 |
1,75 |
0,84 |
0,97 |
0,34 |
0,28 |
16, 7 |
16,4 |
Центральный ФО |
3,34 |
|
10,33 |
|
1,48 |
|
0,04 |
|
7,08 |
|
2,55 |
|
0,21 |
|
21,7 |
|
Российская Федерация |
3,34 |
|
10,85 |
|
1,75 |
|
0,06 |
|
9,52 |
|
3,35 |
|
0,30 |
|
25,84 |
|
Впервые за много лет прослеживается положительная динамика первичной заболеваемости в г. Рыбинске по всем нозологиям, кроме алкогольных психозов.
Первичная заболеваемость всей наркологической патологией в 2011 году снизилась до 13,43 на 10. тыс. населения по г. Рыбинску, тогда как по г. Ярославлю она составляет 16, 67, а в целом по области 16, 41.
Сейчас наркорынок практически перестроился в сторону более сильных по воздействию на организм человека и более дорогих высококонцентрированных препаратов опийной группы, а так же новых синтетических наркотиков. Рост числа лиц, употребляющих наркотики внутривенно, объективно влечет за собой распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и других сопутствующих заболеваний.
По данным ГБУЗ ЯО "Рыбинский наркологический диспансер" в 2010 году 17 человек из числа зарегистрированных больных наркоманией больны СПИДом или ВИЧ инфицированы, в 2011 году таких лиц - 8. Среди потребителей наркотиков таких лиц не выявлено.
Показатели |
2010 |
2011 |
Состоит под наблюдением лиц потребляющих наркотики без назначения врача всего: |
196 |
172 |
В том числе, |
|
|
Больные наркоманией |
167 |
147 |
Из них |
|
|
Больны СПИДом или имеющим ВИЧ-положительный статус. |
17 |
8 |
Обследование на гепатит С и В/ имеют позитивный статус |
105/- |
28/21 |
Лица, потребляющие наркотические вещества с пагубными последствиями |
29 |
25 |
Из них: больные СПИДом или имеющими ВИЧ - положительный статус |
- |
- |
Обследование на гепатит С и В / имеют позитивный статус |
5/- |
3/1 |
Наиболее остро проблема наркомании имеет место среди молодежи. Сотрудники диспансерного отделения совместно с департаментом образования, социальным агентством молодежи проводили анонимное анкетирование молодежи в 2010 году в 7 учреждениях общего образования и 3-х средних специальных учебных заведениях, в 2011 анкетирование проводилось в одном ВУЗе РГАТУ. Были охвачены анкетированием в 2011 году все 5 курсов, участвовало 447 человек. Изучался вопрос "Уровень потребления студентами наркотических веществ".
На вопрос: Были ли в Вашей жизни ситуации, когда Вам предлагали наркотики? 25,9% ответили положительно.
49 человек или 18% респондентов ответили утвердительно, что пробовали однократно наркотики.
Причины потребления следующие:
- из-за любопытства - 5 человек (30,6%)
- за компании - 17 человек (34%)
- испытать новые ощущения - 12 человек (24,4%)
- это сейчас модно - 5 человек (12,1%)
Таким образом, очевидно, что основные усилия по противодействию наркопотреблению должны быть предприняты именно в формировании в молодежном сознании здоровых человеческих ценностей, предложении молодежи полезного для здоровья и общества препровождения досуга.
Наркомания напрямую провоцирует рост общеуголовной преступности. Стоимость наркотиков на "черном рынке" достаточно высока, что приводит к росту краж, в том числе квартирных, грабежей и разбоев, совершаемых наркопотребителей крайне неблагоприятна, как правило большинство из них неминуемо попадают в места лишения свободы, а многие погибают еще в молодом возрасте.
Эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер. Необходимы целенаправленные скоординированные действия администрации муниципального образования город Рыбинск и других субъектов профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков посредством реализации мероприятий ГЦП.
3. Цель и задачи, ожидаемые результаты реализации целевой программы
1. Цель - Сокращение немедицинского потребления наркотиков и связанных с ним негативных социальных последствий.
2. Задачи:
2.1.Создание целостной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков.
2.2. Совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
3.1. Снижение масштабов незаконного потребления наркотиков на территории г. Рыбинска на 4-8 процентов по сравнению с 2011 годом.
3.2. Сохранение уровня первичной заболеваемости наркоманией среди населения г. Рыбинска на уровне 2009 года.
3.3. Формирование у подростков и молодежи ценностного отношения к своей жизни и неприятия потребления наркотических и других психоактивных веществ.
3.4. Создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.
3.5. Совершенствование профессиональных навыков и улучшение материально-технической обеспеченности сотрудников служб, участвующих в антинаркотических мероприятиях.
4. Социально-экономическое обоснование целевой программы
На ход выполнения и эффективности реализации Программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.
В зависимости от этих факторов возможны три сценария выполнения Программы: оптимистический, реалистический и пессимистический.
Оптимистический характер предполагает, что:
- политическая обстановка в регионе и городском округе город Рыбинск стабильная;
- экономическая ситуация в регионе и городском округе город Рыбинск благоприятная;
- социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь поставленной программной цели.
При реалистическом (наиболее вероятном) сценарии внешние факторы соответствуют текущему моменту в политической, экономической и социальной сферах общества.
В данном случае отдельные программные мероприятия могут быть выполнены не в полном объеме, что может привести к снижению эффективности реализации этих мероприятий и программы в целом.
Пессимистический сценарий предполагает наличие неблагоприятных внешних факторов для осуществления Программы; дефицит финансирования, непопулярность и непринятие населением отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий субъектов профилактики, в том числе и правоохранительных структур.
Очевидно, что в таких условиях Программа не может быть реализована в полном объеме, а эффективность ее реализации будет невысокой.
Так как проблема может быть решена совокупными усилиями органов исполнительной власти городского округа город Рыбинск и всеми субъектами антинаркотической деятельности, необходима тесная межотраслевая координация действий в рамках программно-целевого метода планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями бюджета. Это позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблемы: профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечении и реабилитации больных наркоманией, пресечении незаконного оборота наркотиков. Одновременное сосредоточение усилий на всех этих направлениях позволит получить устойчивый положительный эффект.
5. Финансирование целевой программы
Год |
Городской бюджет |
Областной бюджет |
2012 |
2,158 млн. руб. |
0,750 млн. руб. |
2013 |
2,340 млн. руб. |
- |
2014 |
2,340 млн. руб. |
- |
6. Управление реализацией целевой программы
Общую координацию, текущее управление, а так же оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляет Антинаркотическая комиссия городского округа город Рыбинск и отдел по профилактике правонарушений.
В целях контроля и реализации программы координатором и исполнителями составляются ежегодные планы, ведется мониторинг реализации мероприятий программы и социальных последствий. Ежегодно готовятся отчеты о выполнении мероприятий программы.
7. Индикаторы результативности целевой программы
Для оценки результативности программы используются следующие целевые индикаторы:
Целевые индикаторы |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
Уровень первичной заболеваемости наркоманией (случаев на 10 тыс. населения) |
0,43 |
0,53 |
0,7 (11 мес.2011 г.) |
0,43 |
0,43 |
0,43 |
Доля подростков, охваченных различными видами психолого-педагогического сопровождения из числа подростков, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних |
Нет данных |
Нет данных |
75% |
80% |
85% |
90% |
Доля пациентов, успешно завершивших реабилитационную программу к общему количеству наркологических больных, проходивших реабилитацию, в течении отчетного года (%) |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
33% |
38% |
40% |
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с утвержденной методикой (постановление Администрации городского округа город Рыбинск от 13.01.2011 г. N 22).
Таблица анализа рисков невыполнения мероприятий ГЦП
Наименование риска |
Балл |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
Невыполнение объемов финансирования ГЦП |
20 |
мониторинг финансирования проектов и мероприятий ГЦП и подготовка предложений по перераспределению финансовых средств на их реализацию |
перераспределение объемов финансирования, в результате которого финансовые средства направляются на реализацию наиболее важных проектов и мероприятий ГЦП |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий ГЦП |
6 |
разработка планов реализации проектов и плана реализации ГЦП, мониторинг сроков исполнения проектов и мероприятий ГЦП |
проведение совещаний по корректировке сроков реализации мероприятий, продление сроков действия договоров на реализацию наиболее важных проектов и мероприятий ГЦП |
Рост преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров с появлением новых каналов контрабанды, увеличением уровня незаконной миграции, появлением в незаконном обороте новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психотропных веществ |
12 |
подготовка информации руководству администрации городского округа, рассмотрение наркоситуации в муниципальном образовании на заседании антинаркотической комиссии. |
внесение изменений в ГЦП |
Проекты и мероприятия ГЦП
Начальник отдела по профилактике правонарушений |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 4 мая 2012 г. N 1624 "Об утверждении городской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Рыбинские известия" от 12 мая 2012 г. N 36
Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 5 сентября 2014 г. N 2827 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 1 августа 2012 г. N 2943