В целях разработки проекта областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.
4. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
(утв. указом Губернатора области
от 6 августа 2012 г. N 380)
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах от 29 июня 2011 года;
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 года;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
- указа Губернатора области от 30.06.2011 N 296 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
- отчета Губернатора области "Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2011 году".
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определяют стратегию действий Правительства Ярославской области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики.
Основная цель бюджетной и налоговой политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики 2011 года - начала 2012 года
2.1. Основные итоги социально-экономического развития области в 2011 году
В 2011 году сохранилась положительная динамика в экономическом развитии Ярославской области. Индекс промышленного производства в 2011 году составил 110,5 процента к уровню предыдущего года. Объем валового регионального продукта в прошлом году впервые превысил 300 миллиардов рублей. Подавляющее число предприятий вышли на докризисные объемы производства.
Инвестиции в основной капитал достигли 70 миллиардов рублей. Общая стоимость реализуемых или заявленных к реализации инвестиционных проектов превысила 200 млдр рублей. На территории области уже созданы реальные точки роста, куда приходят инвесторы. Это индустриальный парк "Новоселки", промышленные парки и инвестиционные площадки в Тутаеве, в Ростове, в Угличе, в Гаврилов-Яме. Вложения, которые в них сделаны, будут в дальнейшем приносить дополнительные доходы в бюджет и создавать новые рабочие места.
Уровень регистрируемой в области безработицы за 2011 год снизился с 2,7 процента до 2,1 процента. Среднемесячная начисленная заработная плата составила почти 18 тыс. рублей. По этому показателю область в пятерке лучших регионов Центрального федерального округа.
В рамках реализации приоритетных национальных проектов эффективное использование федеральных и областных средств позволило достичь значимых результатов.
В 2011 году в 4 учреждениях здравоохранения полностью завершены работы по капитальному ремонту, и объекты введены в эксплуатацию. В 51 учреждении внедрены стандарты оказания медицинской помощи. Постепенно повышается заработная плата медработникам. С 01.01.2012 63 муниципальных учреждения здравоохранения переданы в областную собственность, а также продолжен перевод учреждений на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Этот переход позволит сделать финансирование более прозрачным и постепенно ввести на территории области единый стандарт оказания медицинских услуг.
В 2011 году открыто 1567 мест в дошкольных детских учреждениях области. Кроме того, принято решение о выплате ежемесячных пособий родителям детей в возрасте от трех лет, не посещающих детские сады. Продолжается укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
В 2011 году объемы ввода жилья увеличились по сравнению с предыдущим годом почти в полтора раза, составив 442 тыс. кв. метров. Переселено из ветхого и аварийного жилья 908 семей. Получили субсидии на улучшение жилищных условий 675 ветеранов Великой Отечественной войны. Продолжается капитальной ремонт жилья ветеранов, в рамках областной целевой программы "О государственной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Ярославской области, по проведению ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами" на 2010 - 2013 годы в 2011 году проведены ремонты более чем у 3100 ветеранов. За счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджетов всех уровней отремонтировано 2192 многоквартирных дома общей площадью 5 902,48 тыс. кв. метров и улучшены условия проживания 271 тыс. жителей.
2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2011 года - начала 2012 года
2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.
Сохранена социальная направленность областного бюджета. Доля расходов областного бюджета на социальную сферу в 2011 году составила 60 процентов, в 2010 году - 51 процент.
В целях оптимизации текущих расходов бюджетов и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.
По состоянию на 01.01.2011 просроченная кредиторская задолженность по бюджетной деятельности составила 512,9 тыс. рублей, по предпринимательской деятельности - 876,4 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий по инвентаризации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2012 по бюджетной деятельности она полностью погашена, по предпринимательской деятельности достигнуто снижение до 11,5 тыс. рублей.
В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти стали оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. Получили дальнейшее развитие принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и повышение качества управления финансами путем реализации мероприятий областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализации ряда приоритетных направлений политики области. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства, содержат расшифровку по видам планируемых ассигнований в увязке с показателями непосредственных и конечных результатов. Доля программных расходов бюджета в 2011 году достигла 69 процентов в сравнении с 56 процентами в 2010 году.
Благодаря областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, реализация которой проводилась при методической и финансовой поддержке Минфина России, в Ярославской области обеспечены успешная реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и переход на новые принципы функционирования учреждений. Кроме того, результатом активных преобразований в бюджетной сфере стал тот факт, что Ярославская область в течение двух последних лет по оценке, проводимой Минфином России, входит в число 23 регионов России с высоким качеством управления финансами.
2.2.2. Итоги налоговой политики и формирования доходов бюджета.
В консолидированный бюджет области в 2011 году поступило 43720,2 млн рублей, что на 12,8 процента больше, чем в 2010 году.
В 2011 году Ярославская область вошла в двадцатку регионов, достигших, по оценке Минфина России, наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала. В значительной степени это обеспечено темпами роста налоговых доходов, собираемых на территории области. По совокупной оценке темпов роста налогообложения за ряд лет область заняла 17 место.
В рамках реализации принятой налоговой политики в 2011 - 2012 годах:
- продолжили работу межведомственные комиссии по укреплению налоговой дисциплины, созданные на областном и муниципальном уровне. Проведено более 100 заседаний, рассмотрена платежная дисциплина 697 организаций и предпринимателей. В результате поступило в бюджетную систему 284 млн рублей;
- проводился мониторинг расчетов с областным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций области с целью предотвращения сокращения платежей и роста задолженности по налогам. Мониторингом было охвачено 183 организации;
- в целях стабилизации финансового состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса на территории области приняты законодательные и нормативные правовые акты по реструктуризации задолженности по налогам перед областным бюджетом;
- для выявления потенциала по увеличению доходной базы местного бюджета на территории области начата работа по инвентаризации земельных участков, совместно проводимая органами исполнительной власти области, территориальными подразделениями федеральных органов власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области;
- в целях недопущения снижения поступления земельного налога в связи с принятием новой кадастровой оценки земельных участков органами местного самоуправления муниципальных образований области приняты решения по корректировке ставок земельного налога и пересмотру перечня льготных категорий налогоплательщиков;
- внесены поправки в Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з "О транспортном налоге Ярославской области", предусматривающие расширение оснований для списания безнадежной задолженности по транспортному налогу.
2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.
В 2011 году политика Ярославской области в части межбюджетных отношений была направлена на повышение финансовых возможностей муниципальных образований области на выполнение полномочий местного значения и, как следствие, выравнивание доступа граждан к качественным муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, а также повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.
Повышение финансовых возможностей муниципальных образований области в значительной степени достигалось за счет предоставления из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов, а также субсидий. С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов общий размер дотаций увеличен по сравнению с 2010 годом на 20 процентов.
В составе дотаций были учтены средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области в 2011 году. Таким образом, была гарантированно обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области.
В ходе исполнения местных бюджетов в 2011 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципальных образований области смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в муниципальных образованиях области.
Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставлялись при условии соблюдения муниципальными образованиями области требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2011 году была продолжена практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Соглашения были заключены с одиннадцатью муниципальными районами области, а также с девятнадцатью городскими и сельскими поселениями области.
Ежегодная оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2011 год, проведенная в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 N 244-п "О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области", показала улучшение показателей качества управления финансами относительно 2010 года во всех муниципальных районах и городских округах области. В среднем по муниципальным районам (городским округам) области оценка качества управления муниципальными финансами увеличилась с 27,3 балла в 2010 году до 31,2 балла в 2011 году. Двенадцать муниципальных образований области достигли уровня, соответствующего высокому качеству управления муниципальными финансами. По сравнению с 2010 годом таких муниципальных образований стало на пять больше.
По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области за 2010 год муниципальные образования, получившие наиболее высокие индексы, были поощрены на общую сумму 20,0 млн рублей.
2.2.4. Итоги долговой политики.
Объем государственного долга области сократился за 2011 год на 277,8 млн рублей, или 2,3 процента, и составил 11,715 млдр рублей. Уровень государственного долга области относительно доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений снизился до 37,6 процента по сравнению с 44,1 процента в 2010 году.
Погашение и обслуживание долговых обязательств осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
Расходы на обслуживание государственного долга области за 2011 год составили 837,7 млн рублей, что составляет 2 процента к общим расходам областного бюджета и 7,15 процента к объему государственного долга.
В структуре государственного долга области на 01.01.2012 основной удельный вес занимают кредиты кредитных организаций и государственные ценные бумаги - 41,8 процента и 41,2 процента соответственно, бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют 17 процентов.
Основным результатом реализации бюджетно-налоговой политики стало повышение в 2011 году международным рейтинговым агентством "Fitch Ratings" долгосрочных рейтингов Ярославской области в иностранной и национальной валюте с уровня "BB-" до "BB", а также долгосрочного рейтинга по национальной шкале - с уровня "A+(rus)" до "AA-(rus)". Прогноз по рейтингам - "Стабильный".
3. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики региона и реализуется по следующим основным направлениям стратегии социально-экономического развития региона:
- предоставление жителям региона цивилизованных и достойных условий проживания на основе стандарта жизнеобеспечения;
- обеспечение развития человеческого и социального капитала в регионе в соответствии с требованиями экономического развития;
- обеспечение опережающего развития доходных отраслей экономики региона, реализация кластерной политики;
- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику региона;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику региона в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития области;
- обеспечение эффективности государственного управления в регионе;
- обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса в регионе на основе стандарта бизнес-среды;
- обеспечение комплексного и дифференцированного развития территорий региона.
В связи с повышением срочности и значимости социальных задач происходит увеличение и перераспределение бюджетных обязательств социального характера на региональный уровень. В данных условиях особую значимость приобретает задача повышения эффективности расходов на действующие обязательства и последовательного сокращения этих расходов на основе инвентаризации и оптимизации.
Для сохранения заданных темпов экономического роста региона необходимо создание механизмов привлечения дополнительных источников финансирования.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
4.1. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета
При формировании областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов необходимо обеспечить усиление социальной направленности и сохранение инвестиционной направленности регионального бюджета с учетом специфики потребностей территорий области.
Распределение бюджетных ресурсов следует осуществлять на основе комплексного подхода к принятию стратегических решений.
Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по установлению четких приоритетов расходования бюджета.
4.1.1. Основные направления бюджетной политики в части бюджета текущих обязательств.
При формировании бюджета текущих обязательств приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
В 2013 - 2015 годах необходимо:
- использовать механизмы контроля для оптимизации действующих социальных обязательств;
- обеспечить ориентацию бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности путем развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций, расширять применение механизмов государственно-частного партнерства. При предоставлении социальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать;
- повысить отдачу от использования государственных ресурсов, в том числе за счет отчуждения непрофильных активов, формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
- предусматривать повышение заработной платы работников бюджетной сферы с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
4.1.2. Основные направления бюджетной политики в части бюджета развития.
При формировании бюджета развития приоритетными расходами должны стать расходы, обеспечивающие модернизацию социальной сферы, реализацию инвестиционной и инновационной политики Правительства области. При этом следует отдавать предпочтение тем способам решения задач развития, которые позволят получить реальный значимый эффект с точки зрения достижения стратегических целей.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
В 2013 - 2015 годах планируется:
- реализация программ развития на принципах максимально эффективного использования ресурсов с установлением ответственности органов исполнительной власти за поиск и привлечение всех возможных источников финансирования; введение четких правил оценки и обоснования объема расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований;
- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций;
- продолжение работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности, стимулированию проведения энергосберегающих мероприятий во всех сферах;
- улучшение инвестиционного климата путем использования механизма предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории региона, ориентированных в первую очередь на субъекты среднего предпринимательства.
4.1.3. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета на эффективное государственное управление.
Основная цель бюджетной политики по направлению "эффективное государство" - интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития региона, полномасштабное внедрение принципов программно-целевого планирования и переход к программному бюджету.
В 2013 - 2015 годах планируется:
- сохранить при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период разделение бюджетных ресурсов на две части: текущих обязательств и развития. При этом необходимо отдавать приоритеты расходам на развитие, которые позволят привлечь внебюджетные источники, что обеспечит рост относительной доли средств, выделяемых на развитие, по сравнению с долей средств, выделяемых на текущие расходы.
Программы развития должны опираться на долгосрочные отраслевые, территориальные и функциональные стратегии. Первоочередной задачей в связи с этим является задача построения системы стратегического управления;
- обеспечить внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества, внедрение принципа "одного окна";
- обеспечить открытость деятельности власти, ее легитимность и привлечение общественности к выработке, принятию и реализации решений - как стратегических, так и тактических;
- повысить эффективность бюджетных расходов и деятельности органов исполнительной власти путем создания соответствующих механизмов в рамках региональной программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы. Если бюджетные средства израсходованы в запланированном объеме, а цель достигнута в меньшей степени, чем намечено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований.
4.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджета
Основные задачи налоговой политики Ярославской области в 2013 - 2015 годах:
- увеличение доходной базы областного и местных бюджетов;
- стимулирование деловой активности в реальном секторе экономики;
- содействие совершенствованию администрирования доходов, формирующих бюджет области.
Реализация обозначенных задач будет осуществляться с учетом изменений федерального законодательства на предстоящий период. Федеральной налоговой политикой намечены меры налогового стимулирования, непосредственно влияющие на размер доходов региональных и местных бюджетов:
- поддержка инвестиций;
- совершенствование специальных налоговых режимов;
- оптимизация акцизного налогообложения;
- введение налога на недвижимость;
- совершенствование налогового администрирования;
- мониторинг налоговых льгот.
Исходя из поставленных задач, Правительство Ярославской области будет осуществлять работу по следующим направлениям:
- обеспечение инвестиционной привлекательности Ярославской области. Для этого сформирована нормативно-законодательная база, позволяющая стимулировать хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена на увеличение производственных мощностей, их обновление и модернизацию. Одним из критериев эффективности инвестиционной деятельности является увеличение налоговых платежей в бюджет области. В целях создания стимулов для обновления основных фондов намечены изменения федерального законодательства в части исключения из объектов налогообложения налогом на имущество объектов, относящихся к движимому имуществу (машины, оборудование). При этом предполагается расширить полномочия субъектов Российской Федерации по установлению налоговой ставки. Задача Правительства Ярославской области - не допустить сокращения доходов бюджета, обеспечив при этом заинтересованность хозяйствующих субъектов в модернизации производства путем установления оптимальных ставок налога;
- оптимизация налогообложения субъектов малого предпринимательства с целью повышения их участия в формировании доходной базы бюджета области, с одной стороны, и создания условий для их дальнейшего развития - с другой. С 01.01.2013 будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая будет предусмотрена главой 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации как самостоятельный специальный налоговый режим.
На уровне области необходимо принятие закона о введении патентной системы, устанавливающего размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога. Сохранятся пониженные ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, для отдельных видов предпринимательской деятельности;
- совершенствование деятельности главных администраторов доходов бюджета в части планирования и обеспечения поступления доходов в бюджет. Особое внимание должно быть уделено сокращению задолженности и недоимки по платежам. Будет продолжена работа межведомственных комиссий по укреплению налоговой дисциплины в составе представителей налоговых органов, сотрудников органов внутренних дел, судебных приставов, финансовых органов, структурных подразделений местных и региональных органов власти. Целесообразно осуществление финансовыми органами мониторинга своевременности уплаты налога на доходы физических лиц с целью оперативного выявления просрочки платежей и принятия мер для ликвидации задолженности.
В отношении неналоговых доходов необходимо повышение эффективности контроля использования имущества, находящегося в собственности области, проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками указанных платежей и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
- оптимизация льгот по налогам, формирующим доходы областного и местных бюджетов. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей порядок рассмотрения, предоставления и отмены налоговых льгот, определение их бюджетной и социальной эффективности. Значительным резервом увеличения доходов областного бюджета является отмена федеральных налоговых льгот по региональным налогам. Однако отмена льгот будет осуществляться поэтапно, в течение 7 лет. Предполагается, что ставка налога на имущество для налогоплательщиков, которые были освобождены от уплаты налога федеральным законодательством, в 2013 году составит всего 0,4 процента (при действующей на территории области ставке 2,2 процента);
- увеличение доходной базы местных бюджетов за счет обеспечения полноты формирования налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Будет продолжена работа по инвентаризации земельных участков, присвоению им адресов в соответствии с классификатором адресов Российской Федерации, выверке баз данных регистрирующих, налоговых и местных органов власти. Для организации работ в данном направлении созданы рабочие группы в муниципальных образованиях области. В связи с объемом и сложностью работ, требующих специальных знаний и специального программного обеспечения, а также для достижения максимального эффекта требуется привлечение специализированных организаций и централизованное проведение инвентаризации земель;
- взаимодействие с налогоплательщиками области по вопросам взаимовыгодного сотрудничества с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы, стабилизации финансового состояния организаций.
4.3. Основные направления политики в сфере межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений на 2013 - 2015 годы будет осуществляться с учетом необходимости повышения их эффективности, улучшения качества управления муниципальными финансами, создания эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их интересов.
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в Ярославской области остаются:
- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области;
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи местным бюджетам в целях повышения ее эффективности;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований области, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований области бюджетного законодательства;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение прозрачности муниципальных финансов;
- оказание методической и консультативной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области.
В целях решения поставленных задач планируется:
- сократить наименее эффективные виды финансовой помощи, повышать концентрацию межбюджетных трансфертов на важнейших социально-экономических направлениях. В частности, планируется прекратить предоставление субсидии на дошкольное образование;
- продолжить применение практики поощрения органов местного самоуправления муниципальных образований области в форме выделения грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности;
- продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований области за проводимую бюджетную политику; проводить не реже одного раза в два года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях области, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- в целях обеспечения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований области продолжить применение практики выделения из областного бюджета дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. При этом основными условиями предоставления дотации на обеспечение сбалансированности по-прежнему будут являться ненаращивание кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- сохранить в 2013 году механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области без передачи муниципальным образованиям области дополнительных нормативов отчислений от отдельных видов налогов взамен дотации;
- сохранить в 2013 году механизм кредитования муниципальных образований области из областного бюджета.
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.
4.4. Основные направления долговой политики
Государственные заимствования в среднесрочной перспективе продолжают оставаться основным источником финансирования дефицита областного бюджета. В связи с этим актуальным остается проведение ответственной долговой политики.
C учетом заявленных приоритетов в социальной сфере на федеральном уровне долговая политика области на период 2013 - 2015 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета и недопущение неоправданного роста государственного долга. В качестве максимальной задачи ставится необходимость дальнейшего снижения уровня государственного долга области относительно доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Планируется реализовать следующие принципы и направления при осуществлении государственных заимствований и управлении государственным долгом:
- обеспечение полноты и своевременности исполнения долговых обязательств области;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств с учетом ситуации на финансовом рынке;
- использование различных инструментов заимствований;
- удлинение сроков заимствований с целью обеспечения равномерной долговой нагрузки на бюджет.
Одной из основных задач продолжает оставаться создание во всех сферах деятельности Ярославской области необходимых условий для поддержания и повышения кредитного рейтинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Ярославской области от 6 августа 2012 г. N 380 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания
Текст Указа опубликован в газете "Документ-Регион" от 10 августа 2012 г. N 66