Решение Ярославского областного суда
от 21 мая 2012 г. N 3-20/2012
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кооператива сельскохозяйственного производства "Бурмакино" о признании недействующим п/п 1 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", установил:
26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 1 названного Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года N 619-п (далее - "Постановление N 619-п") разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Бурмакинский сельский округ, кадастровый номер земельного участка 76:09:030000:2, площадь земельного участка 11 280 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 110 от 10.12.2008 года.
Кооператив сельскохозяйственного производства "Бурмакино" (далее - КСП "Бурмакино", Общество) обратился в суд с заявлением о признании незаконным п/п 1 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению N 619-п, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:09:030000:2, площадью 11 280 000 кв. м предоставлен КСП "Бурмакино" (правопреемник колхоза им. Горького) на праве аренды, оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - "Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ") и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка, площадью 1128 га, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия КСП "Бурмакино" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
Представитель КСП "Бурмакино", надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель Правительства Ярославской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, к судебному заседанию Правительством ЯО представлено письменное объяснение на заявление КСП "Бурмакино" с приложенным к нему пакетом документов по переводу земельного участка. В объяснении Правительства ЯО содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства ЯО.
Как видно из представленных объяснений, Правительство ЯО заявленные требования КСП "Бурмакино" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Лесные земли передавались в управление колхозам в бессрочное пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда. При этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Несоответствие сложившейся практике учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права аренды КСП "Бурмакино" на земельный участок, заявитель имеет право переоформить принадлежащее ему право аренды в соответствии с положениями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - "ЗК РФ") перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 1 Приложения к Постановлению N 619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.
Постановлением Главы администрации Некрасовского района N 131 от 23.09.1992 года "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Волга", "Россия", им. Горького, совхоза "Аббакумцевский" за колхозом им. Горького на праве аренды закреплен земельный участок площадью 728 га.
Согласно постановлению Главы Некрасовского муниципального округа Ярославской области N 183 от 11.03.2005 года и постановлению Главы Некрасовского муниципального района Ярославской области N 672 от 30.09.2008 года за КСП "Бурмакино" на правах аренды закреплен лесной участок площадью 1128 га.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 03 октября 2008 года (то есть на момент принятия оспариваемого Постановления N 619-п) также видно, что земельный участок с кадастровым номером 76:09:030000:2, площадью 11 280 000 кв. м, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Бурмакинский сельский округ, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, находится на правах аренды у КСП "Бурмакино".
Согласно представленных заявителем уставов и постановления Главы Администрации Некрасовского района N 296 от 29.12.1992 года КСП "Бурмакино" является единственным правопреемником колхоза им. Горького.
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что КСП "Бурмакино" являлось правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Бурмакинский сельский округ, площадью 11 280 000 кв. м., кадастровый номер 76:09:030000:2, на правах аренды на момент принятия оспариваемого Постановления N 619-п и сохраняет право обладания земельным участком в настоящее время.
В связи с принятием Постановления N 619-п земельный участок, площадью 1128 га, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право аренды КСП "Бурмакино" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе на правах аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Право лица, обладающего земельным участком на праве аренды, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:09:030000:2, площадью 11 280 000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года N 5848 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие КСП "Бурмакино" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у кооператива сельскохозяйственного производства "Бурмакино" получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - КСП "Бурмакино", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права КСП "Бурмакино", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего КСП "Бурмакино", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права аренды Общества на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим п/п 1 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня принятия постановления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий |
К.Н. Игнатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ярославского областного суда от 21 мая 2012 г. N 3-20/2012
Текст решения официально опубликован не был