Постановление Правительства Ярославской области
от 6 сентября 2012 г. N 846-п
"Об утверждении Концепции создания комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области"
Постановлением Правительства Ярославской области от 16 декабря 2013 г. N 1638-п настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Блатова В.Ю.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Концепция
создания комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области
(утв. постановлением Правительства области
от 6 сентября 2012 г. N 846-п)
1. Общие положения
Концепция создания комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области (далее - Концепция) разработана с учетом результатов обсуждения проблем жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКК) на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению 04.10.2011 в Нарьян-Маре, которое провел Президент Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", Законом Ярославской области от 6 мая 2010 г. N 12-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области", постановлением Правительства области от 02.11.2010 N 820-п "Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы и внесении изменений в постановление Правительства области от 26.11.2008 N 626-п".
Создание комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области (далее - КАС ЖКК ЯО) обусловлено необходимостью совершенствования системы управления ЖКК Ярославской области на основе получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунальной сферы, включая организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
В настоящее время источником такой информации служит государственная и ведомственная отчетность, не всегда отражающая реальное положение дел на текущий момент. Отсутствие достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности, представляемой организациями ЖКК, а также организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - организации отрасли), затрудняет развитие партнерских взаимоотношений между поставщиками ресурсов и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, контроль за деятельностью исполнителей жилищно-коммунальных услуг со стороны граждан, органов местного самоуправления муниципальных образований области и государственных органов, замедляет инвестиционные процессы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осложняет принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.
Взаимодействие автоматизированных систем (далее - АС) региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и организаций отрасли осложняется разницей методических принципов формирования АС, технологий сбора и использования информации, информационно-лингвистических средств.
Внедрение КАС ЖКК ЯО потребует использования новых средств вычислительной техники и информационных технологий в деятельности всех взаимодействующих структур, разработки соответствующей нормативной правовой базы, интеграции с внешними АС, организационного упорядочения совокупности информационных ресурсов и технологий.
Ожидаемым результатом создания КАС ЖКК ЯО является формирование единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к достоверной информации о предоставлении и оплате жилищно-коммунальных услуг, претензиях к их качеству, для государственных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, поставщиков, исполнителей, потребителей жилищно-коммунальных услуг и контролирующих органов любого уровня в соответствии с решаемыми вопросами при соблюдении норм и стандартов раскрытия информации, а также при обеспечении защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа.
В перспективе создание КАС ЖКК ЯО обеспечит интеграцию с АС органов технической инвентаризации объектов недвижимости, органов государственного кадастрового учета земельных участков, Избирательной комиссии Ярославской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
2. Основные положения создания КАС ЖКК ЯО
Основным принципом Концепции является создание и использование доступной информационной среды, имеющей четкую структуру и соответствующей требованиям областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 06.10.2010 N 740-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы".
2.1. КАС ЖКК ЯО является территориально распределенной информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных управляющих компаний (далее - УК).
КАС ЖКК ЯО должна обеспечивать информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, хозяйствующих субъектов и населения, а также осуществлять эффективное информационное взаимодействие с другими АС, разрабатываемыми в рамках областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 06.10.2010 N 740-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011 - 2013 годы".
КАС ЖКК ЯО включает:
- информационный ресурс;
- средства информатизации - программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных и обеспечивающие доступ к ним;
- единое информационно-лингвистическое обеспечение;
- организационно-правовое обеспечение создания и функционирования КАС ЖКК ЯО.
2.2. КАС ЖКК ЯО включает следующие уровни сбора и обработки информации:
- региональный;
- муниципальный;
- УК, предприятия ЖКК.
2.3. К потребителям информации КАС ЖКК ЯО относятся: население, органы государственной власти, организации отрасли, инвестиционные компании, банки, любые другие заинтересованные организации и частные лица.
2.4. КАС ЖКК ЯО строится на основе действующих государственных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс хозяйственной деятельности организаций отрасли, и обеспечивает необходимую информационную поддержку принятия решения органами государственной власти. КАС ЖКК ЯО не требует коренного изменения существующей нормативной базы и организационной структуры системы хозяйственной деятельности ЖКК, а создает необходимые предпосылки для совершенствования этой системы.
2.5. КАС ЖКК ЯО является значительной частью системы государственных информационных ресурсов Ярославской области.
Уровень УК, предприятий ЖКК должен являться основой интегрированной системы баз данных, объединяющей информационные ресурсы, содержащие первичную информацию об организациях отрасли, действующих на территории Ярославской области. Центральная, системообразующая роль данного уровня определяется рядом факторов, основным из которых является то, что этот уровень содержит первичную информацию обо всех предприятиях ЖКК, объектах ЖКК, зданиях, инженерной инфраструктуре и данных о взаиморасчетах между населением и УК, между УК и предприятиями ЖКК.
3. Цели создания КАС ЖКК ЯО
КАС ЖКК ЯО создается с целью внедрения автоматизированной технологии и обеспечения информационной поддержки решения задач организаций отрасли, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области, информационного обслуживания населения, инвестиционных компаний, банков, любых других заинтересованных организаций и частных лиц, а также организации информационного взаимодействия между указанными объектами.
Основными целями создания КАС ЖКК ЯО являются:
- обеспечение организаций отрасли современными информационными технологиями для успешной и эффективной хозяйственной деятельности;
- обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области актуальной и достоверной информацией о состоянии ЖКК с разбивкой по муниципальным образованиям Ярославской области;
- обеспечение целевого и более эффективного использования средств в ЖКК, содействие привлечению инвестиций в ЖКК, формирование внебюджетных источников развития ЖКК (ценные бумаги, муниципальные займы и др.), а также использование механизмов страхования объектов ЖКК;
- улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в организации отрасли;
- создание основы для объединения существующих и разрабатываемых баз данных по учету организаций отрасли в интегрированную систему баз данных с соблюдением прав и интересов организаций;
- интеграция информационных ресурсов по уровням сбора и обработки информации.
В КАС ЖКК ЯО не решаются конкретные функциональные социально-экономические задачи, система предназначена для решения информационно-технологических задач.
КАС ЖКК ЯО создается в интересах личности и общества и позволит обеспечить необходимой информацией основные направления деятельности органов исполнительной власти области, требующие достоверных, комплексных и оперативных данных о состоянии ЖКК:
- защита конституционных прав и свобод, безопасности граждан и государства;
- управление социально-экономическим развитием региона и муниципальных образований;
- защита прав собственности муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и граждан.
Информация, хранящаяся в КАС ЖКК ЯО, предназначена для использования при решении следующих функциональных задач региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области:
- защита прав граждан при получении и оплате услуг ЖКК;
- планирование и реализация мероприятий по развитию ЖКК региона;
- совершенствование системы формирования тарифов на предоставляемые предприятиями ЖКК услуги, а также справедливого распределения доходов областного бюджета по муниципальным образованиям области и по основным сферам экономического развития региона;
- мониторинг и планирование социально-экономического развития Ярославской области и муниципальных образований области;
- информационно-справочное обслуживание работников органов исполнительной власти в пределах их компетенции;
- обслуживание населения и хозяйствующих субъектов ЖКК;
- актуализация и уточнение данных различных баз данных, содержащих сведения о жилищном фонде, нежилом фонде, населении;
- формирование статистической отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКК;
- оптимизация размещения предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
КАС ЖКК ЯО создается для информационного обеспечения решения указанных задач и не может находиться в монопольном использовании какого-либо одного органа законодательной, исполнительной или судебной власти, предприятия или частного лица.
4. Принципы построения КАС ЖКК ЯО
4.1. КАС ЖКК ЯО должна содержать информацию трех видов:
- организационная информация (форма управления объектом жилищного фонда, характеристика управляющей компании);
- техническая информация (техническое состояние жилищного фонда, техническое состояние инженерной инфраструктуры);
- финансовая информация (объем предоставленных ресурсов, оплата за предоставленные жилищно-коммунальные услуги).
4.2. КАС ЖКК ЯО строится на единых методических принципах и положениях, соблюдение которых обязательно для всех органов местного самоуправления муниципальных образований области и организаций отрасли, ответственных за создание и функционирование КАС ЖКК ЯО.
4.3. На начальном этапе КАС ЖКК ЯО создается на основе существующей нормативной правовой базы. Совершенствование и уточнение нормативной правовой базы осуществляется одновременно с созданием КАС ЖКК ЯО.
4.4. КАС ЖКК ЯО создается как территориально распределенная трехуровневая система, включающая территориальный (УК, предприятия ЖКК), муниципальный, региональный уровни сбора и обработки информации. КАС ЖКК ЯО создается и функционирует при действующих органах исполнительной власти Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области и органах местного самоуправления муниципальных образований области с правовым обеспечением взаимодействия между этими органами.
4.5. КАС ЖКК ЯО создается на основе практического и методического опыта создания АС финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКК с учетом достигнутого уровня информатизации и использования информационных, программно-технических, телекоммуникационных и кадровых ресурсов. Разработка типовых проектных решений по созданию КАС ЖКК ЯО осуществляется департаментом жилищно-коммунального комплекса Ярославской области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований области и заинтересованными региональными органами исполнительной власти. Использование существующего опыта создания АС финансово-хозяйственной деятельности предприятий и минимальные изменения организационной структуры делают технологию создания КАС ЖКК ЯО оптимальной по затратам.
4.6. КАС ЖКК ЯО начинает создаваться с уровня УК, предприятий ЖКК и формируется на базе действующих организаций отрасли в конкретном муниципальном образовании области.
4.7. В КАС ЖКК ЯО обеспечивается информационная совместимость баз данных за счет использования стандартных форматов представления данных, общей системы адресации, общесистемных лингвистических средств (классификаторов, словарей и других средств).
4.8. В КАС ЖКК ЯО обеспечивается ручной ввод данных на уровне УК, предприятий ЖКК с последующей их пересылкой по каналам связи или на электронных носителях на муниципальный уровень КАС ЖКК ЯО, где обеспечивается их хранение и обработка.
4.9. Информационное взаимодействие КАС ЖКК ЯО с другими АС осуществляется на муниципальном уровне. Это взаимодействие реализуется на основе административной территориальной информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей телекоммуникационную связь АС органов исполнительной власти, расположенных на территории муниципального образования области.
4.10. В КАС ЖКК ЯО обеспечивается защита данных на всех уровнях сбора и обработки информации в соответствии с видом информации.
4.11. На базе первичной информации КАС ЖКК ЯО муниципального уровня должна создаваться территориальная интегрированная база данных о состоянии ЖКК и совершенствоваться технология информационного обмена в территориальных системах.
5. Структура КАС ЖКК ЯО
Информационную основу КАС ЖКК ЯО составляет территориально распределенная система баз данных. Структура такой системы определяется общей структурой системы служб и организаций ЖКК, осуществляющих хозяйственную деятельность, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Структура КАС ЖКК ЯО приведена в приложении 1 к Концепции. КАС ЖКК ЯО должна создаваться как иерархическая трехуровневая система:
- на региональном уровне формируются база метаданных, эталоны информационно-лингвистических средств КАС ЖКК ЯО, требования к программному продукту по входной информации от муниципального уровня и уровня УК, предприятий ЖКК, а также осуществляется разработка методических и нормативных правовых документов, управление информационно-техническими ресурсами КАС ЖКК ЯО, оказание информационных услуг, хранение индивидуальных и сводных данных о предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Ярославской области;
- на муниципальном уровне:
хранятся индивидуальные и сводные данные, полученные от организаций отрасли, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования области;
производится подготовка и передача данных в государственное казенное учреждение Ярославской области "Центр управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области" (далее - ГКУ ЯО ЦУ ЖКК ЯО);
обеспечивается доступ к данным о деятельности организаций отрасли по внешнему запросу (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и т.п.);
- на уровне УК, предприятий ЖКК:
формируется база данных финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
производится обмен данными с другими узлами КАС ЖКК ЯО;
осуществляется работа с населением.
На региональном уровне функции системной интеграции КАС ЖКК ЯО (формирование и сопровождение единой системы классификации и кодирования информации, единых форматов обмена данными и протоколов взаимодействия в КАС ЖКК ЯО), разработки нормативно-методических и организационно-правовых документов, обеспечивающих создание и функционирование КАС ЖКК ЯО, формирования и ведения базы метаданных КАС ЖКК ЯО, координации работы КАС ЖКК ЯО муниципального уровня, обеспечения функционирования информационно-поисковой системы КАС ЖКК ЯО, обеспечения информационно-телекоммуникационной связи модулей КАС ЖКК ЯО выполняет ГКУ ЯО ЦУ ЖКК ЯО.
Создание КАС ЖКК ЯО муниципального уровня осуществляется в информационных службах органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Регистр КАС ЖКК ЯО регионального уровня, размещаемый в администрации муниципального образования области, будут использовать органы местного самоуправления муниципальных образований области, пользователи других АС, хозяйствующие субъекты и граждане.
Уровень УК, предприятий ЖКК КАС ЖКК ЯО составляют организации отрасли. На этом уровне осуществляется первичный ввод информации и создание баз данных, которые будут использоваться работниками сферы ЖКК и других организаций.
Оптимальную технологию работы организаций отрасли по подготовке первичной информации для КАС ЖКК ЯО определяют органы местного самоуправления муниципальных образований области при методическом сопровождении департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области.
Информация, вводимая на уровне УК, предприятий ЖКК, по каналам связи передается для формирования КАС ЖКК ЯО муниципального уровня.
Информационное взаимодействие между разными уровнями
КАС ЖКК ЯО или в пределах одного уровня должно осуществляться на основе стандартных форматов обмена. Эти требования должны быть учтены при использовании комплексов средств автоматизации в КАС ЖКК ЯО.
Взаимодействие между КАС ЖКК ЯО и другими АС должно осуществляться на основе протоколов взаимодействия, разработанных путем согласования стандартных форматов представления данных в КАС ЖКК ЯО и стандартных форматов представления и обмена данными, действующих в государственных органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления муниципальных образований области.
Протоколы взаимодействия между уровнями КАС ЖКК ЯО, регламенты обмена данными, протоколы доступа пользователей к КАС ЖКК ЯО, стандартные форматы представления данных в КАС ЖКК ЯО должны содержаться в базе метаданных на региональном уровне.
Структура связей КАС ЖКК ЯО с источниками и потребителями информации регионального и муниципального уровня приведена в приложении 2 к Концепции.
6. Состав информационного обеспечения КАС ЖКК ЯО
Информационное обеспечение КАС ЖКК ЯО включает:
- систему баз данных предприятий ЖКК на территории Ярославской области;
- систему архивных баз данных;
- общесистемные лингвистические средства;
- базу метаданных КАС ЖКК ЯО;
- выходную информацию для субъектов - пользователей КАС ЖКК ЯО.
7. Технология функционирования КАС ЖКК ЯО
В состав технологий создания КАС ЖКК ЯО входят:
- технология первоначального ввода (загрузки) данных;
- технология ведения основных (региональных и муниципальных) баз данных КАС ЖКК ЯО;
- технология ведения архивных баз данных;
- технология ведения словарных баз данных;
- технология сверки регистрационных данных;
- технология администрирования данных КАС ЖКК ЯО;
- технология передачи данных между региональным и муниципальным уровнями КАС ЖКК ЯО;
- технология информационного взаимодействия с региональным уровнем КАС ЖКК ЯО;
- технология обслуживания оперативных справочных запросов;
- технология обслуживания аналитических запросов;
- технология информационного обслуживания населения;
- технология формирования стандартных и произвольных выборок из основных баз данных КАС ЖКК ЯО;
- технология сохранения и восстановления баз данных.
Основными режимами работы КАС ЖКК ЯО должны являться:
- первоначальная загрузка данных;
- актуализация баз данных;
- оперативное информационно-справочное обслуживание;
- обслуживание аналитических запросов (включая выдачу проблемно ориентированных списков);
- информационное взаимодействие с другими действующими АС.
Первоначальное формирование уровня УК, предприятий ЖКК
КАС ЖКК ЯО осуществляется на основе данных организаций отрасли. Перечень параметров вводимых данных определяется департаментом жилищно-коммунального комплекса Ярославской области.
КАС ЖКК ЯО муниципального уровня формируется на основании данных, полученных с уровня УК, предприятий ЖКК.
КАС ЖКК ЯО регионального уровня формируется на основе данных регистров муниципального уровня путем интеграции.
При первоначальной загрузке КАС ЖКК ЯО одновременно с загрузкой баз данных должны начать функционировать каналы актуализации.
Актуализация КАС ЖКК ЯО муниципального уровня должна производиться на основе информации, поступающей с уровня УК,
предприятий ЖКК.
Актуализация КАС ЖКК ЯО регионального уровня осуществляется на основе информации, поступающей из регистров муниципального уровня.
Важнейшими технологическими функциями КАС ЖКК ЯО являются актуализация регистрационных данных о предприятии в других АС и обслуживание различных запросов пользователей (составление списков данных, формирование аналитических данных, оперативное справочное обслуживание и т.п.).
Актуализация данных АС, взаимодействующих с КАС ЖКК ЯО, производится автоматически согласно разработанным и согласованным стандартным форматам обмена данными при актуализации.
Оперативное справочное обслуживание пользователей должно осуществляться как в автоматическом режиме (путем кодового обмена запросами и ответами между автоматизированными рабочими местами пользователей и базами данных КАС ЖКК ЯО с использованием интернета), так и в автоматизированном режиме (путем приема запросов по телефону в устной форме или по почте в письменной форме и выдачи ответов по тем же каналам связи). Полномочия пользователей по доступу к базам данных должны разграничиваться на основе принятой в КАС ЖКК ЯО системы защиты информации от несанкционированного доступа.
Информационное обслуживание населения, включающее предоставление гражданам хранящейся в КАС ЖКК ЯО информации об организациях отрасли, должно осуществляться в автоматизированном режиме.
Также обеспечивается возможность личного обращения граждан в специально организованные для этих целей пункты информационно-справочного обслуживания населения, которые размещаются в администрациях муниципальных образований области или в почтовых отделениях связи.
Обслуживание аналитических и статистических запросов осуществляется в порядке, установленном для каждого типа запроса. В оперативном режиме должны обслуживаться запросы пользователей, относящиеся к типовым сведениям количественного характера. Остальные запросы обслуживаются в установленный для соответствующего вида запроса срок.
8. Информационно-телекоммуникационная сеть и программно-технические средства КАС ЖКК ЯО
Создание информационно-телекоммуникационной сети КАС ЖКК ЯО осуществляется в условиях жесткого дефицита основных ресурсов: качественных линий связи, современных программно-технических средств у пользователей КАС ЖКК ЯО и источников первичных данных, подготовленных кадров, необходимых инвестиций, поэтому последовательность разработки определяется степенью реальной востребованности предоставляемых информационно-телекоммуникационной сетью услуг и технологий с учетом нормативного использования имеющихся программно-технических и телекоммуникационных средств у всех заинтересованных участников создания и использования КАС ЖКК ЯО.
Выбор и обоснование вариантов проектных решений осуществляется с учетом фактически имеющихся программно-технических средств, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий в целях обеспечения открытого характера создаваемой системы, возможности расширения ее функций за счет замены ее программно-технических компонентов на более современные.
В составе КАС ЖКК ЯО на всех этапах ее формирования должны использоваться преимущественно отечественные программно-технические средства.
Выбор топологических решений сети, технических и программных средств предусматривает минимизацию затрат на диагностирование, обслуживание, обеспечение устойчивого и надежного функционирования
КАС ЖКК ЯО в целом и всех ее компонентов с использованием средств дистанционного тестирования и диагностики, применения средств, прошедших в соответствии с производственной документацией испытания, подтверждающие их надежность в течение гарантийного срока, привлечения к обслуживанию телекоммуникационной системы кадрового состава организаций.
Принципы построения и структура информационно-телекоммуникационной сети КАС ЖКК ЯО соответствуют основным положениям Концепции и общей структуре КАС ЖКК ЯО:
- трехуровневая структура информационно-телекоммуникационной сети включает уровень УК, предприятий ЖКК, муниципальный и региональный уровни;
- информационно-телекоммуникационная сеть КАС ЖКК ЯО строится на основе информационно-телекоммуникационных сетей муниципальных АС, создаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований области.
При создании муниципальных сетей используются существующие первичные сети. Учитывая качество первичных сетей, необходимо выбирать технологии и базовые программно-технические средства, осуществляющие пакетную коммутацию. Наиболее актуальными и практически востребуемыми решениями построения телекоммуникационной сети являются решения с использованием технологии коммутации пакетов информации и интернет/интранет-технологии. Существующие и разрабатываемые системы и средства расширения возможностей передающей среды основываются на беспроводной связи, оптоволоконных линиях и спутниковой связи.
При разработке решений по программно-техническому обеспечению КАС ЖКК ЯО максимально учитываются возможности использования программно-технических средств, имеющихся в органах и организациях, участвующих в создании КАС ЖКК ЯО. На уровне УК, предприятий ЖКК и на муниципальном уровне необходимо оснащение вычислительной техникой, локальными сетями и модернизация имеющихся в организациях отрасли программно-технических средств.
На муниципальном уровне в качестве сервера баз данных ЖКК может быть использован сервер информационных ресурсов администрации муниципального образования области. Информационное взаимодействие должно реализовываться по принципу "клиент-сервер". На региональном уровне на сервере баз данных должна использоваться технология современных систем управления базами данных.
КАС ЖКК ЯО в составе телекоммуникационной системы муниципальной информационной системы обеспечивает технологию ввода первичных данных и доступ всех пользователей к имеющейся информации.
Телекоммуникационная система муниципальной информационной системы обеспечивает для всех органов государственной власти создание виртуальных сетей на региональном и муниципальном уровнях.
Применяемая телекоммуникационная технология обладает следующими свойствами: масштабируемость, способность к развитию, универсальность, открытость, преемственность, управляемость, инвариантность средств защиты данных, адаптируемость к отечественным каналам, соответствие нормативным правовым актам и нормативно-техническим требованиям.
9. Защита данных КАС ЖКК ЯО
Разрабатываемые правовые акты по созданию и функционированию КАС ЖКК ЯО должны обеспечивать:
- распределение данных по степеням защищенности и по категориям доступа;
- правовые механизмы, обеспечивающие защиту информации;
- организацию работ по защите информации;
- сертификацию технических средств, программных средств и средств защиты первичных данных;
- лицензирование информационной деятельности по формированию и использованию данных КАС ЖКК ЯО;
- страхование информационных рисков.
10. Нормативно-технические акты, обеспечивающие защиту информации в КАС ЖКК ЯО
Основным видом защиты информации в КАС ЖКК ЯО является система защиты от несанкционированного доступа. Для реализации такой защиты необходимо предъявлять соответствующие требования к разработке всей нормативно-технической документации на всех стадиях проектирования и ввода системы в эксплуатацию.
При создании телекоммуникационной сети КАС ЖКК ЯО для подтверждения авторства сообщений и обеспечения их целостности должна применяться электронная цифровая подпись.
Структура модулей и система профилей КАС ЖКК ЯО определяются на стадии разработки Концепции. Основными функциональными комплексными модулями являются:
- КАС ЖКК ЯО уровня УК, предприятий ЖКК;
- КАС ЖКК ЯО муниципального уровня;
- КАС ЖКК ЯО регионального уровня;
- телекоммуникационная сеть КАС ЖКК ЯО;
- протоколы и порядки информационного взаимодействия внутри КАС ЖКК ЯО;
- протоколы и порядки информационного взаимодействия КАС ЖКК ЯО с пользователями.
11. Требования к средствам защиты данных
Создание КАС ЖКК ЯО предусматривает решение проблемы обеспечения гарантированной защиты данных о конкретных субъектах хозяйственной деятельности (УК, предприятиях ЖКК). Средства защиты информации обеспечивают:
- защиту информации от несанкционированной модификации и разрушения на всех этапах ее обработки, хранения и передачи;
- аутентификацию сторон, производящих обмен информацией (подтверждение личности отправителя и получателя);
- разграничение прав пользователей и обслуживающего персонала при доступе к информационным ресурсам КАС ЖКК ЯО, а также при хранении и предоставлении конфиденциальной информации, в том числе защиту от несанкционированного доступа пользователей ведомственных информационных систем к информационным ресурсам КАС ЖКК ЯО;
- защиту информации от несанкционированного доступа средствами проверки полномочий пользователей и обслуживающего персонала на использование информационных ресурсов КАС ЖКК ЯО (возможность несанкционированного изменения или уничтожения этой информации, как и несанкционированное получение, изменение или уничтожение информации о гражданах третьими лицами должны быть исключены);
- защиту от несанкционированной модификации программного обеспечения, включая защиту от внедрения вредоносных программ в программные продукты;
- защиту информации от случайных разрушений;
- дублирование информации путем создания резервных копий;
- выполнение специальных требований для используемых импортных аппаратных средств;
- защиту баз данных различного уровня;
- защиту каналов передачи информации;
- подтверждение авторства сообщений с использованием электронной цифровой подписи информации;
- устойчивость КАС ЖКК ЯО.
При формировании аналитической и агрегированной информации в соответствующих информационно-аналитических системах могут быть использованы средства криптографической защиты, соответствующие виду формируемой информации.
12. Выбор средств защиты данных от несанкционированного доступа
Выбор средств защиты данных от несанкционированного доступа должен осуществляется с учетом требований к системе защиты информации в КАС ЖКК ЯО, указанных в разделе 11 данной Концепции, и на основе анализа существующих в Российской Федерации средств защиты. Эти средства должны отвечать следующим требованиям:
- иметь сертификат в системе сертификации средств защиты информации телекоммуникационных систем от несанкционированного доступа;
- функциональные возможности средств защиты КАС ЖКК ЯО должны обеспечивать выполнение основных контрольных процедур до загрузки операционной системы;
- спектр выпускаемых на аттестованных производствах средств защиты информации должен решать проблемы защиты в гетерогенных сетях, основанных на интеграции широко применяемых в Российской Федерации операционных систем;
- состав атрибутов, на основе которых устанавливаются правила разграничения доступа к объектам КАС ЖКК ЯО, должен обеспечивать возможность применения любой системы информационной безопасности КАС ЖКК ЯО;
- для применения в сетевых решениях обязательным является наличие средств централизованного управления безопасностью и средств аудита.
Важнейшим критерием выбора средств защиты информации является анализ практики применения указанных средств.
13. Организация создания и функционирования КАС ЖКК ЯО
13.1. Организационная основа КАС ЖКК ЯО базируется на принципе правового регулирования функций, прав и обязанностей всех участников создания и функционирования КАС ЖКК ЯО и не требует создания новых административных органов. Единство КАС ЖКК ЯО обеспечивается на основе единых методических принципов и положений, соблюдение которых обязательно для всех органов управления, ответственных за ее создание и функционирование.
13.2. Организацию проектирования и руководство созданием КАС ЖКК ЯО, а также обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Ярославской области должен осуществлять заказчик - координатор работ. Заказчиком - координатором создания и функционирования системы является департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области. Координация работ по созданию и функционированию КАС ЖКК ЯО на муниципальном уровне может осуществляться органами по информатизации органов местного самоуправления муниципальных образований области. ГКУ ЯО ЦУ ЖКК ЯО является ответственным за методологическое, правовое, программно-техническое, информационное и ресурсное обеспечение и совместимость модулей КАС ЖКК ЯО.
13.3. Заказчик-координатор КАС ЖКК ЯО должен иметь методологический центр, осуществляющий разработку методических, нормативно-технических документов и контроль за выполнением установленных в них норм.
13.4. Для оперативной проработки и согласования методологических, организационных и технических вопросов создается постоянно действующий координационный совет.
13.5. КАС ЖКК ЯО является целевой многофункциональной системой. Функции создания и ведения КАС ЖКК ЯО возложены на органы исполнительной власти Ярославской области.
13.6. Ответственными за достоверность информации баз данных ЖКК регионального уровня являются муниципальные информационно-расчетные центры.
13.7. На муниципальном уровне ответственность за КАС ЖКК ЯО несут органы местного самоуправления муниципальных образований области и муниципальные информационно-расчетные центры. В КАС ЖКК ЯО на информационно-расчетные центры возлагается ответственность за достоверность базы регистрационных данных КАС ЖКК ЯО муниципального уровня, содержащей сведения о предприятиях, зарегистрированных на территории, находящейся в их ведении.
Ответственность за представление первичной информации возложена на подрядные организации, обслуживающие жилищный фонд. На эти организации возлагается ответственность за систему подготовки и доставки информации в КАС ЖКК ЯО. На администрацию муниципального образования области возлагается ответственность за хранение и передачу данных из муниципальной базы данных.
13.8. На региональном уровне формируется и реализуется стратегия и единые методологические принципы построения и функционирования КАС ЖКК ЯО: обеспечивается ведение базы метаданных и эталонов информационно-лингвистических средств; осуществляется организация проектирования КАС ЖКК ЯО, разработки методических, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, государственных профилей
КАС ЖКК ЯО; организуется управление информационными и техническими ресурсами КАС ЖКК ЯО и предоставлением информации пользователям; осуществляется выбор средств защиты информации.
14. Нормативное правовое, нормативно-техническое и методическое обеспечение КАС ЖКК ЯО
Целью формирования нормативной правовой базы КАС ЖКК ЯО является создание необходимых организационно-правовых условий, обеспечивающих формирование и использование КАС ЖКК ЯО.
Правовое обеспечение КАС ЖКК ЯО должно базироваться на нормативных правовых актах, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций отрасли, а также процессы информатизации и формирования единого информационного пространства региона.
Для обеспечения создания и функционирования КАС ЖКК ЯО разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая:
- закрепление ответственности за создание и функционирование КАС ЖКК ЯО на всех уровнях сбора и обработки информации;
- порядок создания и функционирования КАС ЖКК ЯО;
- порядок доступа к информационным ресурсам КАС ЖКК ЯО;
- порядок лицензирования работы с данными.
Методическое обеспечение КАС ЖКК ЯО представляет собой комплекс документов, содержащих методические рекомендации и системные требования по созданию и функционированию КАС ЖКК ЯО на региональном и муниципальном уровнях, по формированию информационно-лингвистического обеспечения КАС ЖКК ЯО, по обеспечению совместимости модулей КАС ЖКК ЯО, по организации взаимодействия КАС ЖКК ЯО с другими государственными кадастрами и регистрами, с пользователями КАС ЖКК ЯО.
15. Этапность создания КАС ЖКК ЯО
При установлении этапности создания КАС ЖКК ЯО учитываются:
- оперативность формирования информационного обеспечения КАС ЖКК ЯО;
- модульный принцип построения КАС ЖКК ЯО;
- комплексность создания всех компонентов информационного обеспечения КАС ЖКК ЯО;
- комплексность решений по построению информационно-телекоммуникационной сети;
- совместимость КАС ЖКК ЯО с существующей неавтоматизированной системой информационных потоков;
- обеспечение возможности постепенного перехода к автоматизированным технологиям.
На первых этапах создания КАС ЖКК ЯО непременным условием является сохранение существующей системы информационного взаимодействия с тем, чтобы создание КАС ЖКК ЯО не препятствовало нормальному функционированию существующих АС, а способствовало их развитию.
До начала создания КАС ЖКК ЯО необходимо провести мониторинг состояния информатизации организаций отрасли в муниципальных образованиях области, выявить степень их оснащения вычислительной техникой и каналами связи. При определении этапности создания КАС ЖКК ЯО учитывается, что в настоящее время во многих муниципальных образованиях области уже создаются элементы информационной системы с использованием административных сетей связи на базе информации, накапливаемой АС информационно-расчетных центров.
При создании КАС ЖКК ЯО необходимо максимально использовать информационные возможности действующих информационно-расчетных центров, других систем информатизации предприятий ЖКК.
В сложившихся условиях создание КАС ЖКК ЯО предлагается осуществить в следующей последовательности:
- на основе анализа информации муниципального уровня на региональном уровне разрабатываются нормативные правовые и методические документы КАС ЖКК ЯО, создаются эталоны лингвистических средств;
- электронные базы данных КАС ЖКК ЯО развертываются на муниципальном уровне и наращиваются за счет сведений обо всех предприятиях, действующих на территории муниципального образования области. Осуществляется формирование баз данных КАС ЖКК ЯО регионального уровня. В соответствии с конкретными условиями разрабатываются и реализуются проекты обеспечения обмена данными и взаимного доступа к базам данных ведомственных автоматизированных информационных систем муниципального уровня. В ГКУ ЯО ЦУ ЖКК ЯО формируется база метаданных КАС ЖКК ЯО.
16. Социально-экономические последствия внедрения КАС ЖКК ЯО
Внедрение КАС ЖКК ЯО позволит:
- повысить качество социально-экономических решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области, за счет предоставления актуальной и достоверной информации о состоянии ЖКК региона;
- значительно усовершенствовать систему обслуживания населения;
- осуществлять мониторинг развития отрасли ЖКК в регионе;
- упорядочить систему контроля за финансовыми потоками в ЖКК, что позволит более эффективно формировать консолидированный бюджет;
- существенно повысить инвестиционную привлекательность отрасли;
- повысить действенность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций;
- привлечь дополнительные средства в ЖКК за счет организации информационно-справочного обслуживания населения.
Приложение 1
к Концепции
Структура
комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области
Приложение 2
к Концепции
Структура
связей комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области с источниками и потребителями информации регионального и муниципального уровня
1. Схема взаимодействия организаций комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области
2. Схема информационных потоков комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 6 сентября 2012 г. N 846-п "Об утверждении Концепции создания комплексной автоматизированной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 18 сентября 2012 г. N 77
Постановлением Правительства Ярославской области от 16 декабря 2013 г. N 1638-п настоящее постановление признано утратившим силу