Решение Ярославского областного суда от 12 июля 2012 г. N 3-25/2012
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Никитневе А.О.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" о признании незаконным п. 2.18.11 Перечня особо охраняемых природных территорий, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области", установил:
1 июля 2010 года Правительством Ярославской области принято постановление N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области".
Постановление опубликовано в издании "Документ-Регион", N 52, 14.07.2010.
Постановление содержит перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, состоящий из двух разделов: "Государственные природные заказники" и "Памятники природы". В разделе "Памятники природы" подразделе "Городской округ город Ярославль" имеется пункт 2.18.11 "Павловский парк на берегу реки Волги".
Указанный пункт Постановлением Правительства ЯО от 13.10.2011 N 798-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 01.07.2010 N 460-п" в части описания границ памятника природы "Павловский парк на берегу реки Волги" изложен в иной редакции.
Постановление Правительства ЯО от 13.10.2011 N 798-п опубликовано в издании "Документ- Регион", N 86, 21.10.2011.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее ОАО "МРСК Центра") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным пункта 2.18.11 Перечня особо охраняемых природных территорий, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области". Основанием для данного заявления явилось следующее:
ОАО "МРСК Центра" является собственником воздушных линий электропередач 110 кВ Павловская 1,2 и 35 кВ Норская, Павловская-Керамик. Указанные воздушные линии электропередач располагаются в границах Павловского парка, которому оспариваемым постановлением придан статус памятника природы - особо охраняемой природной территории. Положения Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещают хозяйственную деятельность на территории таких объектов, влекущую за собой нарушения сохранности памятников природы. В то же время, заявитель, как собственник объектов электросетевого хозяйства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 обязан к содержанию охранных зон таких объектов, в том числе путем организации и поддержания в надлежащем порядке просек в охранной зоне линий электропередач. Таким образом, определение границ Павловского парка как памятника природы с включением в данную территорию земель, занятых вышеуказанными объектами электросетевого хозяйства, противоречит постановлению Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Данное постановление нарушает права заявителя как собственника объектов электросетевого хозяйства, расположенного в границах особо охраняемой природной территории.
В судебном заседании представитель ОАО "МРСК Центра" Нажмудинов К.Г. заявление поддержал.
Представитель Правительства Ярославской области и Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Хабаров М.В., представитель Правительства Ярославской области Левашов Д.В. против удовлетворения жалобы возражали. Позиция представителей Правительства Ярославской области и Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области сводилась к тому, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, процедура принятия данного нормативного правового акта соблюдена, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу оспариваемое постановление не противоречит. Кроме того, представители органов государственной власти Ярославской области указывали на то, что постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, на противоречие которому оспариваемого постановления Правительства Ярославской области указывает заявитель, не регулирует общественные отношения, связанные с организацией, охраной и использованием особо охраняемых природных территорий, поэтому постановление Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области" не может ему противоречить.
Кроме того, представители Правительства Ярославской области и департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области указали, что в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ на особо охраняемых природных территориях допускается ограниченная хозяйственная деятельность. Возможность внесения соответствующих изменений в режим особой охраны охраняемой природной территории определена Федеральным Законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". В настоящее время приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 3 мая 2012 года N 44Э утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту постановления правительства Ярославской области "Об утверждении положения о памятнике природы "Павловский парк" по материалам проекта и сопровождающих документов "Расширение просек по трассам ВЛ-35 кВ "Керамик" (ПС Павловская - ПС Керамик), где предусмотрены зоны ограниченного хозяйственного использования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление ОАО "МРСК Центра" не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из анализа оспариваемого постановления Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п следует, что в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, оспариваемое постановление правительства Ярославской области обладает признаками нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Таким образом, постановление Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области" принято в соответствии с компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как видно из преамбулы к постановлению Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п, оно принято на основании заключения государственной экологической экспертизы от 17 июня 2010 года N 22/2010, утвержденного приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 18 июня 2010 года N 46Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии".
Согласно статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в порядке, установленном Федеральным законом, для принятия постановлений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Как следует из анализа оспариваемого постановления, принятого в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предметом его регулирования является организация, охрана и использование особо охраняемых природных территорий.
В свою очередь, постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в развитие положений статьи 89 Земельного кодекса РФ утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Указанные правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Таким образом, оспариваемый заявителем нормативный правовой акт и нормативный правовой акт, на несоответствие которому постановления Правительства Ярославской области указывает заявитель, регулируют различные общественные отношения. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" не содержит каких-либо положений, которые подлежали бы учету при решении вопроса об организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий.
По изложенным основаниям суд не находит, что постановление Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области" противоречит Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Из анализа данной нормы следует, что признание определенных земель или земельного участка особо охраняемой природной территорией в случае, если на нем расположены объекты хозяйственной деятельности, не противоречит вышеуказанным положениям Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Указанное обстоятельство влечет его учет при определении режима использования данной территории.
Также в соответствии с п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определение режима особой охраны особо охраняемой природной территории, его изменение, определение того или иного вида хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемой природной территории как оказывающего негативное воздействие на природный комплекс или не оказывающий такого воздействия определяется на основании заключения государственной экологической экспертизы в соответствии со специальной процедурой, установленной данным Законом.
Таким образом, включение в границы Павловского парка земель, занятых объектами электросетевого хозяйства заявителя, не является безусловным препятствием к хозяйственной деятельности последнего, а, следовательно, не нарушает его права и законные интересы.
При этом необходимо участь также, что такое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в настоящее время получено и утверждено приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 3 мая 2012 года N 44Э, подготовлен проект постановления Правительства Ярославской области "Об утверждении положения о памятнике природы "Павловский парк" по материалам проекта и сопровождающих документов "Расширение просек по трассам ВЛ-35 кВ "Керамик" (ПС Павловская - ПС Керамик), где предусмотрены зоны ограниченного хозяйственного использования.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" о признании незаконным п. 2.18.11 Перечня особо охраняемых природных территорий, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года N 460-п "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.Ю. Щеголькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ярославского областного суда от 12 июля 2012 г. N 3-25/2012
Текст решения официально опубликован не был