Решение Ярославского областного суда
от 8 октября 2012 года N 3-48/2012
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Огриневича Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу приказа департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.12.2009 г. N 668 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению лесных насаждений без проведения аукциона" (в ред. от 14.12.2010), установил:
По результатам проверки приказа департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.12.2009 г. N 668 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению лесных насаждений без проведения аукциона" (в ред. от 14.12.2010) Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой подано заявление о признании данного приказа недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы заявления сводятся к противоречию приказа статье 83 Лесного кодекса РФ, превышению компетенции государственного органа субъекта Российской Федерации при принятии данного нормативного правового госта.
Приказ департамента лесного хозяйства Ярославской области N 668 от 31.12.2009 года опубликован в газете "Документ-Регион", N 5 от 5 февраля 2012 года. Таким образом, оспариваемый нормативный акт вступил в законную силу и подлежит применению, может быть обжалован заинтересованным лицом.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявление, дал пояснения, аналогичные доводам заявления.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Согласно представленным письменным пояснениям по делу департамента лесного хозяйства Ярославской области административный регламент был разработан и принят в соответствии с п. 3 постановления Губернатора Ярославской области от 04.04.2007 N 278 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)", которым устанавливалось, что регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заявителя, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Ярославскому областному суду, поскольку оспариваемый правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, издан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В силу части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов.
На основании части 8 статьи 83 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679.
На основании указанного Порядка разработки и утверждения регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 3 Порядка). Административные регламенты, разработанные федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, а также государственными внебюджетными фондами, координацию деятельности которых осуществляет федеральное министерство, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей соответствующих федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральным законом. Административные регламенты, разработанные федеральными службами, федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, утверждаются руководителями указанных федеральных служб, федеральных агентств (пункт 9 Порядка).
Данный Порядок утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". В соответствии с пунктами 2, 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и пунктами 2, 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг разработка регламентов относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти и органами государственного внебюджетного фонда, к сфере деятельности которых относится исполнение государственной функции/предоставление государственной услуги, утверждаемых приказами федерального министерства либо приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти.
До настоящего времени Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению лесных насаждений уполномоченным федеральным органом федеральной исполнительной власти не утвержден.
При данных обстоятельствах право утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий в соответствии с пунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в законную силу с 01 января 2010 года, до утверждения регламентов, указанных в части 8 Лесного кодекса РФ, принадлежит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 35 Закона ЯО от 01.10.2010 N З0-з "Устав Ярославской области" (статья 79 Закона ЯО от 23.05.1995 N 5-з "Устав Ярославской области") губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом Ярославской области.
С учетом изложенного выше у департамента лесного хозяйства Ярославской области как у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не имелось полномочий на принятие административного регламента предоставление государственной услуги по предоставлению лесных насаждений как на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, так и настоящее время. Поскольку приказ департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.12.2009 N 668 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению лесных насаждений без проведения аукциона" принят с нарушением компетенции, установленной Лесным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679, он должен быть признан недействительным и не подлежащим применению как противоречащий законодательству, имеющему большую юридическую силу.
При определении момента, с какого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание то, что положения приказа департамента лесного хозяйства от 31.12.2009 N 668 до вынесения решения суда применялись, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (абз. 3, 4 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона ЯО от 03.11.2010 N 40-з (ред. от 05.10.2011) "О правовых актах Ярославской области" решение суда о признании нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.12.2009 N 668 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению лесных насаждений без проведения аукциона" (в ред. от 14.12.2010).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий К.Н. Игнатов
Решение вступило в законную силу 17 ноября 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ярославского областного суда от 8 октября 2012 г. N 3-48/2012
Текст решения официально опубликован не был