Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 14 июня 2011 г. по делу N 04-01/12-11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения
законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления Сибрикова Н.М.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю.,
главный специалист-эксперт Правдина С.Н.,
специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело N 04-01/12-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы автокредита в эфире телеканала "НТМ" без указания наименования лица, оказывающего услуги автокредитования, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Независимое ТелеМедиа" в лице представителя Ангеловой Е.С. (по доверенности от 11.04.2011 г.), ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" в лице представителя Микулиной Е.В. (по доверенности от 04.04.2011 г.), ООО "МиражМото" в лице представителя Черницыной Е.В. (по доверенности от 04.01.2011 г.). ООО "МотоМир" в лице представителей Гурылева Е.А. (по доверенности от 01.03.2011 г.), Черницыной Е.В. (по доверенности от 01.10.2010 г.), установила:
04 октября 2010 г. в 19 часов'28 минут на телеканале "НТМ" размещалась информация следующего содержания:
"Автомобили ГАЗ от официального дилера Горьковского автозавода в Ярославле автоцентра "Авторим". Далее появляется заставка с надписью: "... партнер ... Автокредит ... Программа государственного субсидирования ... Государственная программа утилизации старых автомобилей ... Липовая гора, ул. 1-я Тормозная, 46, телефон 41-21-21".
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, осуществляющего кредитование.
Представитель ООО "НТМ" с вменяемым правонарушением согласилась и пояснила, что нарушение было допущено по вине сотрудника телекомпании, в должностные обязанности которого входит контроль за соответствие рекламы, размещаемой в эфире телеканала НТМ, законодательству о рекламе.
ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" с вменяемым нарушением согласно. Представитель ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" на заседании Комиссии пояснила, что 1 октября 2010 года ООО "Мираж Мото" обратилось в ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" с заявкой на размещение рекламною материала и предоставило 13-секундный ролик, в ходе предварительного просмотра которого было выявлено, что данный видеоролик не соответствует законодательству о рекламе, т.е. отсутствует наименование банка, осуществляющего автокредитование. ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" предложило заказчику ООО "Мираж Мото" устранить указанные нарушения. Заказчик предоставил новую версию ролика в исправленном виде. ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" по ошибке передало ООО "НТМ" первоначально предоставленный заказчиком видеоролик.
Представители ООО "МотоМир" на заседании Комиссии пояснили, что информация об автокредите в рассматриваемой рекламе не является рекламой финансовых услуг, а относится к информации о государственной программе субсидирования приобретения новых автомобилей физическими лицами (утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.03.2009 г. N 244). однако впоследствии указали информацию о лицах, осуществляющих кредитование, в исправленном видеоролике с целью информирования потребителей о банках, участвующих в государственной программе субсидирования. Договоры с банками-партнерами ими не заключались, так как для того, чтобы банк-участник данной программы выплатил ООО "МотоМир" за покупателя часть стоимости автомобиля в рамках действующей программы субсидирования, банку не требуется заключать договор с продавцом, а только с покупателем.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация "Автомобили ГАЗ от официального дилера Горьковского автозавода в Ярославле автоцентра "Авторим". Автокредит ... Программа государственного субсидирования ... Государственная программа утилизации старых автомобилей ... Липовая гора, ул. 1-я Тормозная, 46, телефон 41-21-21" обладает всеми вышеперечисленными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой, в которой одним из объектов рекламирования выступает банковская услуга, а именно автокредит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Комиссия отклоняет доводы представителей ООО "МотоМир" о том. что информация об автокредите не является рекламой финансовых услуг, а относится к информации о государственной программе субсидирования по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2009 г. N 244 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2011 годах физическим лицам на приобретение автомобилей. Указанные правила определяют порядок предоставления кредитным организациям субсидий по кредитам, выданным ими физическим лицам на приобретение автомобилей.
Исходя из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что информация об автокредите направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам, оказываемым банками по предоставлению целевых кредитов на . приобретение автомобилей, а информация о государственной программе субсидирования сообщает о возможности приобретения автокредита в рамках этой программы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе информация об автокредите расположена на отдельной строке, с информацией о программе государственного субсидирования знаками препинания не соединена, тем самым, выражена в самостоятельном смысловом значении.
Таким образом, информация об автокредите является рекламой банковских услуг, оказываемых кредитными организациями.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
ООО "МотоМир" не является кредитной организацией и не обладает лицензией на оказание банковских и иных финансовых услуг.
Рассматриваемая реклама не содержит информации о лице, предоставляющем автокредит, в том числе, в рамках осуществления программы государственного субсидирования.
Данная информация о рекламируемой услуге является существенной, ее отсутствие влечет за собой искажение смысла информации и введение в заблуждение потребителей рекламы.
Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании сведений, представленных ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" в материалы дела (письменные пояснения, копия рекламного видеоролика), размещение рекламы ООО "МотоМир" об автокредите без указания кредитных организаций, осуществляющих кредитование, произошло по вине ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" вследствие технической ошибки, допущенной их сотрудником.
Таким образом, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль".
Пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Держателем лицензии серия ТВ N 10321 от 30.06.2006 г. на осуществление телевизионного вещания на телеканале "НТМ" является - ООО "Независимое ТелеМедиа".
Таким образом, рекламораспространителем является ООО "Независимое ТелеМедиа".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу автокредита, размещенную 04 октября 2010 г. в 19 часов 28 минут на телеканале "НТМ", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Видео Интернешнл - Ярославль" и ООО "Независимое ТелеМедиа" предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "17" июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Н.М. Сибрикова |
Члены Комиссии: |
Л.Ю. Бай-Бородина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 июня 2011 г. по делу N 04-01/12-11
Текст решения официально опубликован не был