Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 февраля 2013 г. по делу N 03-03/22-11
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - исполняющий обязанности заместителя руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;
члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В.,
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А.,
рассмотрев дело N 03-03/22-11 по признакам нарушения ОАО "Парк Победы" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Дело N 03-03/22-11 возбуждено по результатам рассмотрения заявления Угличской городской общественной организации предпринимателей. Заявитель полагает, что издание ОАО "Парк Победы" приказа N 35 от 01.11.2010 года является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляет интересы Заявителя и ограничивает его законные права. Также Заявитель указывает на то, что ОАО "Парк Победы" навязывает заключение предварительного договора аренды части металлической конструкции.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
ОАО "Парк Победы" на праве аренды принадлежат два земельных участка на территории г. Углича в соответствии с постановлением Главы Угличского муниципального района от 30.04.2008 N 410 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 ОАО "Парк Победы" в аренду сроком на три года. Указанные земельные участки используются ОАО "Парк Победы", в том числе для организации ярмарки.
Согласно уставу ОАО "Парк Победы" целями деятельности общества являются: осуществление комплекса мер, включающего хозяйственные, экономические, строительные, организационные и зрелищно-развлекательные, по функционированию городского парка культуры и отдыха и других зон отдыха жителей района; содействие субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Угличского района, занятости населения, создание новых рабочих мест; развитие инфраструктуры культуры и отдыха, туризма в районе, в том числе привлечение инвестиций, а также извлечение прибыли.
Одним из предметов деятельности общества согласно его уставу является организация и функционирование ярмарки "Туристическая тропа", вернисажа художников и мастеров прикладного народного творчества, содействие субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целях установления доминирующего положения ОАО "Парк Победы" исследован рынок, продуктовыми границами которого являются услуги по предоставлению в пользование торгового места для целей реализации на нем сувенирной продукции.
Относительно географических границ рынка установлено следующее.
Город Углич является одним из городов Золотого кольца России, в городе останавливаются круизные теплоходы, следующие по Волге. В городе сохранились многочисленные образцы русской архитектуры, открыто большое количество музеев. Сувенирная продукция в туристический сезон (май - сентябрь) является востребованным продуктом со стороны гостей города. Указанная деятельность носит сезонный характер, поскольку основная масса туристов прибывает в г. Углич на водном транспорте.
Приобретателями на данном рынке выступают лица, реализующие на торговых местах сувенирную продукцию.
Приобретателю услуги по предоставлению в пользование торгового места для целей реализации на нем сувенирной продукции она необходима непосредственно для реализации сувенирной продукции прибывающим в г. Углич туристам.
Для приобретателей услуги по предоставлению в пользование торгового места важно расположение данных торговых мест на территории, близкой к маршрутам следования туристов. Потребители не готовы заменять торговые места, расположенные в непосредственной близости от маршрута следования туристов в направление от места стоянки теплоходов до основных исторических памятников и музеев, расположенных в районе Успенской площади и Кремля, на иные места, что напрямую следует из заявлений приобретателей (предпринимателей, занятых розничной реализацией сувенирной продукции), приобщенных к материалам настоящего дела.
Территория, принадлежащая ОАО "Парк Победы", расположена на пути следования туристов от теплоходов до основных достопримечательностей города и обратно.
Иных субъектов, организующих и предоставляющих в пользование места для торговли сувенирными товарами на территории г. Углича, не выявлено.
Как следует из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории поселений Угличского муниципального района, утвержденной постановлением Администрации Угличского муниципального района от 26.04.2011 года N 387, на территории г. Углича отсутствуют места для размещения нестационарных торговых объектов для реализации сувенирной продукции в период с мая по сентябрь.
Поскольку ОАО "Парк Победы" является единственным участником рынка услуг по предоставлению в пользование торговых мест для целей реализации сувенирной продукции в г. Угличе, его доля на указанном рынке составляет 100%.
Основным барьером входа на рынок для нового участника рынка является необходимость приобретения земельного участка, расположенного в зоне, регулярно посещаемой туристами.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года положение ОАО "Парк Победы" на рынке услуг по предоставлению в пользование торговых мест для целей реализации сувенирной продукции в г. Угличе является доминирующим.
01.11.2010 года ОАО "Парк Победы" издан приказ N 35 "О заключении предварительных договоров аренды части металлической конструкции на 2011 - 2012 годы". Пунктом 1 указанного приказа определена базовая стоимость платы за право осуществления коммерческой деятельности на территории парка Победы в размере 40 тысяч рублей. Пунктом 2 приказа установлена скидка в размере 15 тысяч рублей для арендаторов к стоимости, указанной в пункте 1, не имеющих неисполненных обязательств перед ОАО "Парк Победы". Пунктом 3 приказа установлена стоимость арендной платы на сезон 2011 - 2012 года части металлической конструкции в период с 01.05.2011 года по 30.09.2011 года - 25 тысяч рублей, в период с 01.05.2012 года по 30.091 года - 25 тысяч рублей.
Пунктом 3.1 предварительного договора аренды установлено, что за право осуществления коммерческой деятельности, указанной в п. 1.1.1 данного договора (торговля сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов и иными товарами народного потребления), в части металлической конструкции арендатор уплачивает арендодателю в момент подписания договора денежные средства. Согласно пункту 1.2 договора арендодатель обязуется к моменту заключения основного договора аренды изготовить и установить металлические конструкции.
Письмом ОАО "Парк Победы" (исх. N 34 от 21.02.2011 года) представлена смета расходов на строительство металлоконструкций на центральной аллее парка Победы (160 мест по 5 кв. м.), утвержденная 22.11.2010 года генеральным директором ОАО "Парк Победы". Согласно смете расходы в расчете на 1 место составляют 40 234 руб.
Также указанным письмом представлена плановая калькуляция стоимости 1 кв. м. торгового места на 2010 год. Данная калькуляция составлена из расчета 1125 кв. м. общей площади торговых мест на период действия Ярмарки - 5 месяцев. Согласно пояснениям ОАО "Парк Победы" стоимость арендной платы части металлической конструкции на сезон 2011 - 2012 года составляет 25 тысяч рублей, что соответствует арендной плате за торговое место в рамках ярмарки временного характера "Ярмарка - каждый день" в сезоне 2010 года. Соответственно калькуляция стоимости арендной платы части металлической конструкции в сезонах 2011 - 2012 годов соответствует калькуляции стоимости торгового места в рамках ярмарки временного характера сезона 2010 года. Копии первичных документов, подтверждающих калькуляцию, ОАО "Парк Победы" не представило, сославшись на то, что указанные документы составляются непосредственно в момент совершении хозяйственных операций и, соответственно, не могут быть составлены в момент подготовки плановых калькуляций.
Приказом N 4 от 14.03.2011 года отменено действие приказа от 01.11.2010 года N 35. Согласно пункту 1 приказа N 4 от 14.03.2011 года договора, заключенные на основании указанного приказа, действуют на прежних условиях. Согласно пункту 2 приказа N 4 от 14.03.2011 года установлена стоимость платы за право заключения договора аренды части металлической конструкции на территории парка Победы в размере 25 тысяч рублей. Согласно пункту 3 приказа N 4 от 14.03.2011 года установлена стоимость арендной платы на сезон 2011 - 2012 года части металлической конструкции в период с 01.05.2011 года по 30.09.2011 года в размере 35 тысяч рублей, в период с 01.05.2012 года по 30.09.2012 года в размере 35 тысяч рублей.
Приказом ОАО "Парк Победы" N 10 от 11 апреля 2011 года отменен приказ от 14.03.2011 года N 4.
В соответствии со статьями 606, 608 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временной пользование.
Согласно статье 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
Предварительный договор аренды части металлической конструкции, заключаемый ОАО "Парк Победы" с индивидуальными предпринимателями, не содержит условий, позволяющих установить предмет договора. В данном предварительном договоре указано, что предметом основного договора является предоставление во временное пользование части металлической конструкции площадью 5 кв. м. На момент заключения предварительного договора металлическая конструкция не была возведена, площадь конструкции не известна, следовательно, не может быть известна и площадь, предоставляемая каждому предпринимателю.
Исходя из содержания статьи 429 Гражданского кодекса РФ из предварительного договора вытекает лишь нематериальное обязательство сторон по поводу заключения будущего основного договора, предварительный договор является договором организационного характера, во исполнение данного договора не может производиться передача какого-либо имущества, в том числе денежных средств, поскольку обязанность по оплате услуг не возникла. В случае передачи денежных средств до заключения основного договора данная сумма может быть рассмотрена в качестве аванса.
Предварительным договором, заключаемым ОАО "Парк Победы", предусматривается, что за право осуществления коммерческой деятельности в части металлической конструкции арендатор уплачивает ОАО "Парк Победы" денежные средства. Из содержания предварительного договора следует, что указанная сумма в счет будущих арендных платежей не засчитывается и авансом не является.
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, право на осуществление предпринимательской деятельности гарантировано Конституцией РФ.
Право на осуществление предпринимательской деятельности в части металлической конструкции является предметом основного договора аренды, поскольку
предварительный договор аренды части металлической конструкции предусматривает целевое использование данного имущества - осуществление предпринимательской деятельности. Следовательно, приобретая право аренды и одновременно право осуществления предпринимательской деятельности в части металлической конструкции, приобретатель дважды вынужден оплатить одну и ту же услугу, что ущемляет его интересы.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.071 года установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Действия ОАО "Парк Победы" по установлению платы за право осуществления коммерческой деятельности на территории парка Победы путем издания приказов N 35 от 01.11.2010 года, N 4 от 14.03.2011 года, заключения предварительных договоров аренды части металлической конструкции на 2011 - 2012 годы являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Относительно установленной приказами N 35 от 01.11.2010 года, N 4 от 14.03.2011 года стоимости арендной платы на сезон 2011 - 2012 годов части металлической конструкции установлено следующее. Обществом калькуляция размера арендной платы не представлена со ссылкой на ее отсутствие. Из пояснений общества следует, что для определения указанной арендной платы использована калькуляция стоимости торгового места в рамках ярмарки временного характера сезона 2010 года, которая представлена обществом в материалы дела.
Однако указанная калькуляция составлена из расчета 1125 кв. м. общей площади торговых мест, тогда как представленной обществом сметой предусматривается строительство металлоконструкции на 160 мест по 5 кв. м., что составляет 800 кв. м.
Также в калькуляции указано на то. что расходы на содержание рассчитаны на календарный год (12 месяцев), тогда как предоставление в аренду части металлической конструкции предполагается в соответствии с указанными выше приказами ОАО "Парк Победы" и предварительным договором в течение 5 месяцев в году.
В калькуляцию также включены расходы на заливку катка, приобретение посадочного материалы (рассады), которые не связаны с предметом предварительного договора аренды части металлической конструкции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный приказами ОАО "Парк Победы" размер арендной платы на сезон 2011 - 2012 годов в части металлической конструкции является необоснованным. Действия ОАО "Парк Победы" по необоснованному установлению размера арендной платы ущемляют интересы арендаторов.
Действия ОАО "Парк Победы" по необоснованному установлению размера арендной платы части металлической конструкции на сезон 2011 - 2012 годов путем издания приказов N 35 от 01.11.2010 года, N 4 от 14.03.2011 года являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Приказом N 4 от 14.03.2011 года отменено действие приказа от 01.11.2010 года N 35. Приказом ОАО "Парк Победы" N 10 от 11 апреля 2011 года отменен приказ от 14.03.201 1 года N 4.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года в части указанных нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ Комиссия прекращает производство по делу N 03-03/22-11 в отношении ОАО "Парк Победы" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Парк Победы".
22 апреля 2011 года ОАО "Парк Победы" издан приказ N 15 "Об организации ярмарки для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день".
Указанный приказ был опубликован в специальном приложении к газете "Угличкая газета" от 23.04.2011 года. На данном приложении от 23.04.2011 года указано, что приложение распространяется бесплатно. В соответствии с разъяснением Угличского почтамта УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России" дополнительные и специальные выпуски "Угличской газеты" через отделения почтовой связи не распространяются.
Данный приказ издан ОАО "Парк Победы" в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" N 381-ФЗ от 28.12.2009 года, постановлением Правительства Ярославской области "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них" N 435-п от 01.07.2010 года.
Согласно приказу N 15 от 22.04.2011 года ОАО "Парк Победы" организует в период с 27.04.2011 года по 15.10.2011 года ярмарку для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" на земельном участке центральной аллеи парка Победы в специально оборудованных металлических конструкциях, размерами 2*2,5 метра каждая.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 4 к указанному приказу места для продажи товаров и оказания услуг предоставляются на основе письменного договора, заключаемого между Организатором Ярмарки и Участником Ярмарки по форме, установленной приложением N 5 к настоящему приказу в течение 30 дней с даты подписания вышеуказанного договора.
Пунктом 1.6 приложения N 3 к приказу N 15 установлено, что на территории Ярмарки используется только стандартное торговое оборудование (сблокированные, специально оборудованные металлические конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая), предоставленное организатором Ярмарки. Не допускается использование для размещения товара палаток, раскладушек, ящиков, коробок, а также деревьев.
В соответствии с пунктом 3 приложения 4 к приказу N 15 цена договора о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 по 15.10.2011 (172 дня) составляет 43 тысячи рублей.
В материалах дела имеются документы, представленные ИП Сычевой С.А.: копия договора N 45П от 29.04.2011 года о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг на территории ярмарки для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день", копия дополнительного соглашения к указанному договору от 11 мая 2011 года, копия квитанции к приходному кассовому ордеру N 109 от 29.04.2011 года.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора N 45П Организатор (ОАО "Парк Победы") предоставляет Участнику Ярмарки (ИП Сычевой С.А.) на земельном участке центральной аллеи парка Победы в сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции размерами 2*2,5 метра место для продажи товаров и оказания услуг N 45П. В соответствии с пунктами 3.1 и 3.3 Договора N 45П цена договора о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 по 15.10.2011 (172 дня) составляет 43 тысячи рублей; оплата производится в следующем порядке: 10 тысяч рублей не позже даты подписания Договора, далее платежи до 5 числа каждого следующего месяца за датой подписания договора по 8 тысяч рублей.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру N 109 от 29.04.2011 года ИП Сычевой С.А. оплачено по договору N 45П в адрес ОАО "Парк Победы" 10 тысяч рублей.
11 мая 2011 года сторонами подписано дополнительное соглашение к Договору N 45П, согласно пункту 1 которого до передачи Организатором Ярмарки Участнику Ярмарки специально оборудованной металлической конструкции, Участник Ярмарки осуществляет торговую деятельность на месте для продажи товаров и оказания услуг N 45П с использованием собственного торгового оборудования в пределах площади, предусмотренной договором. В соответствии с пунктом 3 Участник Ярмарки обязуется по требованию Организатора Ярмарки убрать собственное торговое оборудование для осуществления работ по установке металлических конструкций. Срок проведения данных работ не указан.
Аналогичные договоры и дополнительные соглашения заключены ОАО "Парк Победы" со следующим Участниками Ярмарки:
- договор N 65л от 13.05.2011 года с ИП Лукашкевич И.В., дополнительное соглашение от 13 мая 2011 года.
договор N 42л от 04.05.2011 года с ИП Никольской Т.Ю., дополнительное соглашение от 28 мая 2011 года. ,
- договор N 50л от 30.04.2011 года с ИП Белая Н.М., дополнительное соглашение от 14 мая 2011 года, ".
- договор N 73п от 03.05.2011 года с ИП Царьковой И.Т., дополнительные соглашения от 08 мая 2011 года и 24 мая 2011 года,
- договор N 30л от 03.05.2011 года с ИП Каменцовым А.В., дополнительное соглашение от 08 мая 2011 года,
- договор N 79п от 04.05.2011 года с ИП Бурухиным B.C., дополнительное соглашение от 08 мая 2011 года,
договор N 78п от 04.05.2011 года с ИП Бурухиным B.C., дополнительное соглашение от 08 мая 2011 года,
договор N 68п от 04.05.2011 года с ИП Ломовой Е.В., дополнительное соглашение от 10 мая 2011 года,
договор N 34л от 30.04.2011 года с ИГ1 Шеломковым Ю.Л., дополнительное соглашение от 11 мая 2011 года,
договор N 46п от 29.04.2011 года с ИГ1 Шумиловой Е.В., дополнительное соглашение от 13 мая 2011 года,
договор N 49п от 29.04.2011 года с ИП Кравченко О.С., дополнительное соглашение от 13 мая 2011 года,
договор N 55п от 04.05.2011 года с ИП Розовой Л.А., дополнительное соглашение от 08 мая 2011 года,
договор N 74л от 03.05.2011 года с ИП Митяевым А.В., дополнительное соглашение от 08 мая 2011 года.
Таким образом, на момент заключения ОАО "Парк Победы" указанных выше договоров о предоставлении на земельном участке центральной аллеи парка Победы в сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции размерами 2*2,5 метра места для продажи товаров и оказания услуг, и принятия платы по данным договорам, указанные торговые места не могли быть предоставлены Участникам ярмарки по причине их физического отсутствия. Указанные действия ОАО "Парк Победы" по заключению договоров на предоставление торговых мест при их отсутствии ущемляют интересы участников ярмарки, на которых возложены обязательства по предварительной оплате торгового места и которые были вынуждены использовать для осуществления торговли собственное оборудование.
Действия ОАО "Парк Победы" по заключению с участниками ярмарки "Ярмарка - каждый день" договоров о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг на территории ярмарки для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" на земельном участке центральной аллеи парка Победы в сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции размерами 2*2,5 метра места для продажи товаров и оказания услуг, взиманию предварительной платы с Участников ярмарки по указанным договорам в отсутствие указанного оборудованного торгового места, ущемляющие интересы индивидуальных предпринимателей - участников ярмарки, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Согласно представленным в дело N 03-03/22-11 материалам ИП Платонова Н.А. обращалась в ОАО "Парк Победы" с заявлениями, по форме, установленной приказом N 15 от 22.04.2011 года, о предоставлении торговых мест, которые зарегистрированы за входящими N 1149, 1150 от 27.04.2011 года.
Повторно, ИП Платонова Н.А. обращалась в ОАО "Парк Победы" с аналогичным заявлением 16.06.2011 года, заявление зарегистрировано за входящим N 1270.
ОАО "Парк Победы" 21.06.2011 года за исходящим N 80 направлено в адрес ИП Платоновой Н.А. письмо о невозможности предоставления места для торговли на ярмарке "Ярмарка - каждый день" в связи с отсутствием свободных мест.
В соответствии с пунктом 10 приложения 4 к приказу N 15 организатор Ярмарки принимает решение о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг или об отказе в предоставлении такого места в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня поступления заявления. В указанный срок Организатор уведомляет заявителя о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг на Ярмарке с приложением оформленного проекта договора на предоставление места для продажи товаров и оказания услуг в двух экземплярах, а в случае отказа в предоставлении места - уведомление об отказе, в котором приводится обоснование причин такого отказа.
Пунктом 12 приложения 4 к приказу N 15 определено, что Организатор Ярмарки самостоятельно определяет очередность предоставления места для продажи товаров и оказания услуг на территории Ярмарки согласно очередности подачи заявления о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг.
При этом в материалы дела N 03-03/22-11 представлены договоры на предоставление торговых мест на ярмарке для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день", заключенные ОАО "Парк Победы" с иными участниками ярмарки в период после истечения 3 рабочих дней с момента обращения ИП Платоновой Н.А. с заявлениями о предоставлении торговых мест NN 1149, 1150 от 27.04.2011 года:
- договор N 56п от 03.05.2011 года,
- договор N 72п от 03.05.2011 года,
- договор N 50п от 03.05.2011 года,
- договор N 30л от 03.05.2011 года,
- договор N 54п от 03.05.2011 года,
- договор N 74л от 03.05.2011 года,
- договор N 70п от 03.05.2011 года,
- договор N 69п от 03.05.2011 года,
- договор N 38л от 03.05.2011 года,
- договор N 39л от 03.05.2011 года,
- договор N 40л от 03.05.2011 года,
- договор N 42п от 04.05.2011 года,
- договор N 67п от 04.05.2011 года,
- договор N 79п от 04.05.2011 года,
- договор N 78п от 04.05.2011 года,
- договор N 68п от 04.05.2011 года,
- договор N 66л от 06.05.2011 года,
- договор N 65л от 13.05.2011 года,
- договор N 84п от 16.05.2011 года,
- договор N 65п от 07.06.2011 года.
Журнал регистрации заявлений о предоставлении торгового места, письменные отказы в предоставлении торговых мест ОАО "Парк Победы" в Комиссию по ее требованию не представлены в связи с утратой обществом указанных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" N 381-ФЗ от 28.12.2009 года ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года N 435-п.
В соответствии с 2.5. указанного Порядка Организатору ярмарки запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.
Действия ОАО "Парк Победы" по ненадлежащему рассмотрению и ненадлежащему ответу на заявления ИП Платоновой Н.А. о предоставлении торговых мест для продажи товаров и оказания услуг на территории ярмарки "Ярмарка - каждый день", которые зарегистрированы за входящими N 1149, 1150 от 27.04.2011 года, ущемляют интересы ИП Платоновой Н.А., являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Согласно пункту 3 приложения N 4 к приказу N 15 от 22.04.2011 года ОАО "Парк Победы" цена договора о предоставлении места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 года по 15.10.2011 года (172 дня) составляет 43 тысячи рублей.
Пунктом 2.6. Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года N 435-п, определено, что размер и порядок исчисления и взимания платы за предоставление торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (предоставление торгового оборудования, уборка территории, вывоз бытовых отходов, энергоснабжение, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяются организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
Документом, представленным ОАО "Парк Победы" в качестве пояснения определения размера платы за предоставление места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 года по 15.101 года, является плановая калькуляция стоимости аренды сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции на 2011 год, утвержденная генеральным директором общества 02.06.2011 года.
Таким образом, указанная калькуляция утверждена после установления ОАО "Парк Победы" размера платы за предоставление места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 года по 15.10.2011 года приказом N 15 от 22.04.2011 года.
В калькуляции указано, что она составлена из расчета 161 сблокированной специально оборудованной металлической конструкции (Парк) и 10 конструкций (Набережная). Расходы на содержание рассчитаны на календарный год - 12 месяцев, без учета приобретения основных средств и инвестиционных расходов.
Торговые места на Набережной р. Волги предоставлялись ОАО "Парк Победы" в рамках ярмарки для художников "Угличский вернисаж", организация которой предусматривалась приказом N 18 от 09.06.2011 года, оборудованы иным типом торгового оборудования.
Рассматриваемая калькуляция также не содержит информации о затратах, отнесенных непосредственно на стоимость услуги по предоставлению места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) в рамках ярмарки "Ярмарка - каждый день" за полный сезон 2011 года, о рентабельности указанной услуги.
Таким образом, данная калькуляция не может быть принята Комиссией в качестве обоснования размера платы за предоставление места,для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года. Комиссия приходит к выводу о том, что установленный приказом N 15 от 22.04.2011 года ОАО "Парк Победы" размер платы за предоставление места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года является необоснованным, установление размера платы в отсутствие обоснованного расчета затрат ущемляет интересы заявителей, противоречит пункту 2.6. Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года N 435-п.
Действия ОАО "Парк Победы" по необоснованному установлению размера платы за предоставление места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5 метра каждая) за полный сезон 2011 года являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Комиссия установила отсутствие в действиях ОАО "Парк Победы" по установлению стоимости предоставления торгового места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5) за полный сезон 2011 года с 27.04.2011 по 15.10.2011 года в размере 43 тысячи рублей нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение,, конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Поскольку ОАО "Парк Победы" при установлении стоимости предоставления торгового места для продажи товаров и оказания услуг (сблокированной, специально оборудованной металлической конструкции, размерами 2*2,5) за полный сезон 2011 года не производило расчет затрат и прибыли, необходимых для производства указанной услуги, установленная цена не может быть охарактеризована как цена, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия решила предписания в адрес ОАО "Парк Победы" не выдавать, поскольку все рассматриваемые в настоящем деле акты и действия ОАО "Парк Победы" касаются предоставления мест торговых мест в сезоне 2011 года в период по 15 октября 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Парк Победы" нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Производство по делу N 03-03/22-11 в отношении ОАО "Парк Победы" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, в части нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в издании приказов N 35 от 01.11.2010 года, N 4 от 14.03.2011 года.
Материалы дела N 03-03/22-11 передать уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Ко АП РФ.
Председатель Комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 февраля 2013 г. по делу N 03-03/22-11
Текст решения официально опубликован не был