Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 11 декабря 2012 г. N 1403-п
Изменения,
вносимые в Областную целевую программу развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
1. Раздел I изложить в следующей редакции:
"Паспорт ОЦП
Сроки реализации ОЦП |
10.01.2012 - 31.12.2014 |
|
Куратор ОЦП |
заместитель Губернатора области Елфимов И.С. |
|
Ответственный исполнитель ОЦП |
департамент экономического развития Ярославской области |
директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов А.В., тел. 400-146; заместитель директора департамента - председатель комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частному партнерству департамента экономического развития Ярославской области Тамаров Б.В., тел. 401-917; консультант комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частному партнерству департамента экономического развития Ярославской области Носкова Анна Вадимовна, тел. 400-132 |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете |
http://www.yarregion.ru/depts/der/default.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источник финансирования |
Плановый объем финансирования (млн. руб.) |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014* |
||
Областной бюджет |
107,6 |
42,9 |
32,4 |
32,3 |
Всего |
107,6 |
42,9 |
32,4 |
32,3 |
* Объемы финансирования в 2014 году будут уточняться в соответствии со сроками бюджетного планирования.".
2. После раздела I дополнить разделом следующего содержания:
"I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений
1. Основные определения
Для целей ОЦП используются следующие определения:
инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;
инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;
инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация) вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - субсидия, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
2. Анализ ситуации
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
В сфере малого и среднего предпринимательства доля инновационных предприятий составляет не выше 4 процентов в Российской Федерации. Основными деструктивными факторами развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства являются:
- отсутствие конкурентной среды на рынке сбыта электроэнергии, порождающее соответствующую отраслевую монополию;
- отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования (переход с 2011 года на оплату страховых взносов привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения);
- все еще низкий уровень доступа к финансовым ресурсам;
- низкий уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей.
Важной проблемой остается формирование законодательной базы, направленной на поддержку инноваций. Сейчас эта работа в регионах серьезно тормозится многочисленными пробелами в федеральном законодательстве.
Только в июле 2011 года были приняты изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", вступившие в силу с 21.07.2011 и с 01.10.2011. Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в новой редакции регулирует отношения между субъектами научной деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции (работ и услуг), в том числе в сфере предоставления государственной поддержки инновационной деятельности. В новую редакцию указанного Федерального закона вошла статья, содержащая определения в сфере инновационной деятельности, и новые главы, описывающие основные принципы государственной поддержки инновационной деятельности, а именно:
- субъекты и формы государственной поддержки;
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- источники финансирования государственной поддержки;
- порядок оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.
Проблемной составляющей в законодательной работе является и своевременное принятие подзаконных актов. Так, например, до сих пор не проработан ряд нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в части создания малых предприятий при вузах.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международном рынке и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается
недостаточно высоко. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 году - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 году - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 году - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 году научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 году).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 году), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).
В 2010 году подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 года). В 2010 году приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 года). Фактический выпуск аспирантов в 2010 году составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 году составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности показывает, что доля инновационно - активных предприятий и организаций с 2006 года увеличилась с 7,2 процента до 9,3 процента в 2009 году, однако число созданных передовых производственных технологий уменьшилось с 7 единиц до 5, а объем отгруженной инновационной продукции упал с 17 064, 9 млн. рублей до 7 278,2 млн. рублей (см. таблицу).
Динамика инновационной активности с 2006 года по 2009 год
N |
Показатель |
Единица измерения |
Годы |
|||
|
|
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1. |
Доля инновационно - активных предприятий и организаций в общем количестве субъектов промышленной деятельности |
процентов |
7,2 |
9,2 |
8,7 |
9,3 |
2. |
Число созданных передовых производственных технологий |
единиц |
7 |
12 |
9 |
5 |
3. |
Объем отгруженной инновационной продукции |
млн. руб. |
5283,6 |
6110,5 |
17064,9 |
7278,2 |
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели:
N |
Показатель |
Единица измерения |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Удельный вес инновационно - активных организаций в общем количестве обследованных организаций |
процентов |
10 |
2. |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации |
процентов |
21,3 |
3. |
Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологий |
единиц |
5 |
4. |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
процентов |
12,1 |
При формировании основных направлений ОЦП был проведен анализ ситуации, сложившейся в сфере инновационной деятельности.
По результатам анализа были учтены слабые и сильные стороны, а также оценены возможности и угрозы, которые позволяют развиваться инновационной деятельности на территории Ярославской области или мешают ее развитию.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- государственная поддержка программ развития высокотехнологичных предприятий со стороны руководства области; - наличие значительного научно-образовательного комплекса; - наличие развитого научного, функционального и кадрового потенциала региона в области высоких технологий; - наличие положительного опыта взаимодействия с ведущими институтами развития национальной инновационной сети; - наличие организаций, частично образующих инфраструктуру поддержки инновационной деятельности; - наличие мер поддержки организаций малого и среднего бизнеса; - наличие мер поддержки инвестиционной деятельности |
- недостаточная координация действий федеральной и региональной власти, направленных на поддержку инновационного бизнеса; - отсутствие необходимой региональной нормативно-правовой базы; - отсутствие региональной инновационной политики; - нехватка практикующих инновационных менеджеров, проект-менеджеров, а также консультантов инновационно-технологического бизнеса; - недостаток компетенций у субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры по созданию и развитию малых инновационных компаний; - отсутствие на территории области компонентов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации и промышленному освоению результатов интеллектуальной деятельности; - нехватка средств у субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры для финансирования инновационных проектов на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок |
Возможности |
Угрозы |
- внимание федеральных органов власти к проблемам инновационного развития, политическая поддержка наиболее значимых инновационных проектов; - активная роль институтов развития национальной инновационной сети; - возможность привлечения средств федерального бюджета, частного капитала; - использование передового российского и зарубежного опыта поддержки инновационной деятельности; - популяризация инноваций субъектами инновационной деятельности и инфраструктуры путем привлечения средств массовой информации |
- низкий уровень спроса на инновации среди крупных и средних компаний реального сектора экономики; - длительность и высокая рискованность процесса финансирования создания наукоемкой продукции; - снижение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; - отсутствие необходимой фактической, экспертно-аналитической, сравнительной и прогностической информации о венчурно - инновационном рынке Российской Федерации; - неприемлемые условия финансирования инновационных программ традиционными участниками финансового сектора экономики |
Наличие проблем модернизации региональной экономики в части создания недостающих элементов инновационной инфраструктуры и налаживания системы взаимодействия инновационной инфраструктуры с наукой, властью и бизнесом говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.
Разработка ОЦП позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
3. Сценарии реализации ОЦП
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.
Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:
- стабильной социально-экономической ситуации в стране и регионе и увеличения спроса на отечественную инновационную продукцию;
- неизменной конкурентной среды на рынках инновационной продукции ярославских предприятий;
- отсутствия значительных изменений в законодательстве.
Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных ОЦП, и достижение ожидаемых результатов в полном объеме.
Второй вариант (наиболее вероятный) предполагает некоторое отклонение показателей реализации ОЦП под влиянием отрицательных внешних факторов: незначительного изменения социально-экономической ситуации, конкурентной среды и законодательной базы. В этом случае возможно недостижение в полном объеме запланированных результатов при выполнении ОЦП в целом.
Третий вариант предполагает возможность серьезного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий ОЦП: ухудшения социально-экономической обстановки, резкого усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, существенных изменений федерального законодательства. В этом случае возможны невыполнение значительного объема запланированных мероприятий и снижение эффективности реализации ОЦП.
Первый и второй варианты реализации ОЦП позволят достичь поставленной цели и комплексно решить задачи ОЦП.
Анализ рисков реализации ОЦП приведен в таблице:
Риски ОЦП
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска* |
Предупредительные меры |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1. |
Риск невыполнения объемов финансирования мероприятий ОЦП |
4 х 4 =16 |
ранжирование по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи: - системообразующие мероприятия; - функциональные мероприятия; - обеспечивающие мероприятия |
- коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; - при недостаточности первой меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности от уровня значимости и весового вклада в реализацию ОЦП |
2. |
Риск срыва крайних сроков реализации мероприятий ОЦП |
4 х 5 =20 |
- составление плана-графика работ; - ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; - определение критически значимых мероприятий по срокам реализации |
выполнение части мероприятий ОЦП внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок |
* Величина рисков измеряется по единой шкале от 1 до 5 баллов. Первый множитель указывает значение вероятности наступления риска. Второй множитель - степень воздействия риска на реализацию мероприятий ОЦП."
3. Разделы II, III изложить в следующей редакции:
"II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
|||||
наименование |
единица измерения |
значение |
||||
базовое |
плановое |
|||||
2010 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Цель - повышение инновационной активности региона путем создания региональной инновационной системы и обеспечения ее функционирования |
доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве обследованных организаций |
процентов |
9,5 |
11 |
12 |
13 |
|
удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
процентов |
12,1 |
12,3 |
13,5 |
15 |
III. Задачи ОЦП
Дерево цели, задач и мероприятий ОЦП приведено в приложении к ОЦП."
4. В наименовании, пункте 1, абзаце первом пункта 2, абзаце восьмом подпункта 2.3, абзацах десятом, одиннадцатом, четырнадцатом, семнадцатом, двадцатом, двадцать втором, двадцать третьем, двадцать пятом, двадцать восьмом подпункта 2.4 пункта 2 раздела IV слово "Программа" в соответствующих падежах заменить аббревиатурой "ОЦП".
5. Раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Перечень мероприятий ОЦП
Список сокращений, используемых в таблице
ДПП - департамент промышленной политики Ярославской области
ДЭР - департамент экономического развития Ярославской области
ДИЗО - департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
ДО - департамент образования Ярославской области
ОБ - областной бюджет".
6. Список сокращений, используемых в Программе, исключить.
7. Дополнить приложением следующего содержания:
"Приложение
к ОЦП
Дерево
цели, задач и мероприятий Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 г. N 1403-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.