Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 31 декабря 2015 г. N 1102-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Администрации Тутаевского
муниципального района
от 6 июня 2013 г. N 242
Муниципальная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 гг."
31 декабря 2015 г.
Паспорт МЦП
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 годы" |
Заказчик МЦП |
Администрация Тутаевского муниципального района |
Ответственный исполнитель МЦП |
Отдел агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды управления экономического развития и инвестиционной политики Администрации Тутаевского муниципального района |
Исполнители МЦП |
Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства ТМР |
Участники МЦП |
Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства ТМР |
Цель Программы |
Обеспечение эффективного и устойчивого развития аграрной экономики, способной конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и обеспечивающей достойный уровень жизни сельского населения района |
Основные задачи Программы |
Задачи Программы: 1. Привлечение специалистов для работы на селе; 2. Повышение заинтересованности сельхозпроизводителей в производстве продукции; 3. Сохранение романовской породы овец; 4. Повышение стимула роста профессионального мастерства; 5. Поощрение передовиков сельскохозяйственного производства, достигнувших роста производительности труда на предприятиях; 6. Популяризация продукции, производимой в Тутаевском районе; 7. Привлечение овцеводов для обмена опытом; 8. Привлечение туристов и жителей города для популяризации бренда романовской овцы. |
Органы местного самоуправления, заинтересованные в результатах программы |
Администрация района, администрации сельских поселений Тутаевского муниципального района |
Органы местного самоуправления и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов программы |
Администрация Тутаевского муниципального района, сельскохозяйственные предприятия ТМР |
Дата начала МЦП |
01.01.2013 г. |
Дата окончания МЦП |
31.12.2015 г. |
Объемы и источники финансирования |
Районный бюджет - 4365,1 тыс. руб. Областной бюджет - 11,6 тыс. руб. |
Куратор МЦП |
Заместитель Главы Администрации Тутаевского муниципального района по финансовым вопросам - директор департамента финансов Новикова М.К. |
Ответственные лица для контактов |
Начальник управления экономического развития и инвестиционной политики Администрации ТМР Федорова С.А. тел. 2-04-61 Начальник отдела АПК и ООС Управления экономического развития и инвестиционной политики Администрации ТМР Афоньшина А.Г. тел. 2-14-42. |
Электронный адрес размещения МЦП в сети "Интернет" |
http://www.tutaev.ru/ |
Муниципальная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 годы" является подпрограммой муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика, развитие предпринимательства и сельского хозяйства в Тутаевском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы".
Мероприятия муниципальной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территории Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 гг."
N п/п |
Решаемая задача |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Планируемые объемы финансирования, тыс. руб. |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Привлечение специалистов для работы на селе |
Закрепление молодых специалистов на селе (выплата субсидии) |
Районный бюджет |
209,1 |
24,0 |
- |
Повышение обеспеченности специалистами на селе |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
2 |
Повышение заинтересованности сельхозпроизводителей в производстве продукции |
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на реализованное молоко |
Районный бюджет |
1 200,0 |
1 001,0 |
1 000,0 |
Сохранение и увеличение производства с/х продукции и улучшение ее качества |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
|
|
|
Областной бюджет |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
|
|
3 |
Сохранение романовской породы овец |
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на романовское овцеводство |
Районный бюджет |
100,0 |
50,0 |
- |
Увеличение выхода приплода(%) |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
|
|
|
Областной бюджет |
291,3 |
208,0 |
- |
|
|
4 |
Поощрение передовиков с/х производства, достигнувших роста производительности труда на предприятиях |
Праздничное мероприятие, посвященное Дню работников АПК и перерабатывающей промышленности |
Районный бюджет |
131,0 |
127,8 |
178,4 |
Стимулирование производственников к улучшению работы |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
5 |
Популяризация продукции, производимой в Тутаевском районе |
Участие в выставке-ярмарке "ЯрАГРО" |
Районный бюджет |
45,0 |
32,2 |
35,0 |
Демонстрация производства сельхозтоваропроизводителей, награждение лучших в отрасли |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
6 |
Привлечение овцеводов для обмена опытом, туристов и жителей города для популяризации бренда романовской овцы |
Фестиваль "Романовская овца - золотое руно России" |
Районный бюджет |
84,0 |
65,0 |
82,6 |
Привлечение инвесторов для реализации проектов на территории ТМР |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
7 |
Полномочия в части организационных мероприятий в рамках предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям |
Приобретение материальных ценностей |
Областной бюджет |
- |
- |
11,6 |
Улучшение эффективности деятельности органа управления АПК |
Отдел АПК и ООС УЭР и ИП Администрации ТМР |
Итого: объем финансирования из районного бюджета: |
1769,1 |
1 300,0 |
1296,0 |
|
|
|||
объем финансирования из областного бюджета: |
- |
11,6 |
|
|
||||
объем финансирования из федерального бюджета: |
- |
- |
|
|
Цель муниципальной целевой программы
Наименование цели |
Показатель |
дата начала - дата окончания |
обоснование планового значения индикатора
|
||||||
наименование мероприятий |
Вес. коэф. |
ед. изм. |
значение |
||||||
базовое |
планируемое (для каждого года) |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Обеспечение эффективного и устойчивого развития аграрной экономики, способной конкурировать на рынках сельскохозяйственной продукции и обеспечивающей достойный уровень жизни сельского населения района |
Закрепление молодых специалистов на селе (выплата субсидии) |
0,13 |
чел. |
6 |
6 |
6 |
6 |
01.06.2013 - 30.09.2015 гг. |
По заявкам сельхозтоваро- производителей требуется 6 специалистов |
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на реализованное молоко |
0,68 |
тонн |
7424 |
7575 |
7726 |
8034 |
01.01.2013 - 31.12.2015 гг. |
0,25 рублей на реализованный литр |
|
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на романовское овцеводство |
0,06 |
гол, % |
150; 1,7 |
156; 1,8 |
162; 1,9 |
168; 2,0 |
01.01.2013 - 31.12.2015 гг. |
на покупку овцепоголовья 500 рублей за покупку одной головы; на увеличение выхода молодняка 6250 рублей за каждый процент прироста. |
|
Праздничное мероприятие, посвященное Дню работников АПК и перерабатывающей промышленности |
0,05 |
кол-во, чел. |
5; 45 |
5; 50 |
5; 50 |
5; 50 |
октябрь 2013 - 2015 гг. |
Добиться планов по выполнению соглашения между сельхозтоваропроизводителями и департаментом АПК и потребительского рынка ЯО |
|
Участие в выставке-ярмарке "ЯрАГРО" |
0,03 |
Кол-во пред-ий участников |
7 |
10 |
11 |
12 |
август 2013 - 2015 гг. |
Привлечение к участию в выставке новых предприятий агропромышленного комплекса |
|
Фестиваль "Романовская овца - золотое руно России" |
0,04 |
Кол-во участников |
7 |
8 |
9 |
10 |
июль 2013 - 2015 гг. |
Привлечение новых участников фестиваля для популяризации породы |
|
Приобретение материальных ценностей |
0,01 |
Кол-во участников |
- |
- |
- |
15 |
январь-декабрь 2015 г. |
Улучшение эффективности деятельности органа управления АПК |
Примечание:
1. В мероприятии "Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на романовское овцеводство" указывается количество овцематок (гол.) и выход ягнят (%);
2. В мероприятии "День работников АПК" указывается количество награжденных ферм (кол-во), количество награжденных работников (чел.).
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Единица измерения |
Объем финансирования |
|||
всего |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Районный бюджет |
тыс. руб. |
4365,1 |
1769,1 |
1300,00 |
1296,00 |
Внебюджетные источники |
тыс. руб. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Справочно: |
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
11,6 |
- |
- |
11,6 |
Бюджеты поселений |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Всего |
тыс. руб. |
4376,7 |
1769,1 |
1300,0 |
1307,6 |
Матрица оценки рисков
Степень воздействия риска
|
Очень слабое 1 |
Слабое
2 |
Среднее
3 |
Значительное
4 |
Весьма значительное 5 |
Весьма маловероятно 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Маловероятно 2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Вероятно 3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
Весьма вероятно 4 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Очень вероятно 5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Таблица анализа рисков
N п/п |
Наименование риска |
Величина риска (балл) |
Предупредительные меры (предупреждающие действия) |
Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 |
Невыполнение объемов финансирования |
4 |
Распределение субсидии пропорционально объемам финансирования |
Перераспределение субсидии предприятиям, выполнившим условия программы |
2 |
Срыв крайних сроков реализации мероприятий |
9 |
Согласование изменений сроков с департаментом финансов |
Перенос сроков проведения мероприятий, но не более 1 месяца |
Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 N 221-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области" на 2014 - 2020 годы", постановлением Правительства Ярославской области от 24.09.2014 N 933-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2014 N 221-п, от 23.06.2014 N 592-п".
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в населенных пунктах сельских поселений.
В Тутаевском муниципальном районе основным направлением производства продукции является производство молока и яиц.
Ежегодно продолжается снижение посевных площадей многих видов сельскохозяйственных культур, особенно зерновых, полностью исключены из структуры посевных площадей картофель, овощи, лен. Увеличивается удельный вес убыточных предприятий в общем их числе.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития общественного животноводства в сельскохозяйственных предприятиях Тутаевского муниципального района.
В животноводстве поголовье КРС, в том числе коров продолжает уменьшаться.
Важнейшим фактором в увеличении производства продукции животноводства и снижении ее себестоимости служит производство кормов в достаточном объеме и сбалансированном по содержанию. Только при сбалансированности кормов по питательным элементам возможно увеличение продуктивности скота в 1,5 раза.
1. Животноводство
За период реализации данной Программы планируется приостановить снижение поголовья крупного рогатого скота и к концу 2015 года стабилизировать его во всех категориях хозяйств района на уровне 4900 голов, сохранить объем производства молока на уровне 2012 года (приложение 3).
Прогнозируемые показатели развития животноводства в Тутаевском муниципальном районе на 2013 - 2015 годы приведены в приложении 1 к Программе.
Потребность в финансовых средствах на покупку молокоохладительного оборудования и племенного скота приведены в приложении 2 к Программе.
Для достижения намеченных показателей предусмотрено выполнить комплекс мероприятий, включающий меры по развитию племенной базы и воспроизводству стада крупного рогатого скота, совершенствованию технологии содержания и кормления скота, укреплению кормовой базы, обеспечению контроля качества молока, увеличению маточного поголовья овец и увеличению объема реализации птицы и производства яиц.
1.1. Система мер по развитию племенной базы и поддержке племенного животноводства крупного рогатого скота
За период с 2008 г. по 2012 г. была проведена программа оптимизации породного состава крупного рогатого скота в хозяйствах Ярославской области, в т. ч. Тутаевского района. В молочном животноводстве Тутаевского муниципального района по состоянию на 01.01.2007 г. складывался следующий структурный породный состав: ярославская порода - 90 процентов, улучшенный тип ярославского скота - 10 процентов. За время работы программы, вследствие оптимизации породного состава, насчитывается: ярославская порода - 40 процентов, улучшенный тип ярославского скота - 60%.
На период до 2015 года включительно основной породой, разводимой в районе, останется ярославская порода скота с увеличением ввода в товарные хозяйства улучшенного типа. К 2015 году предполагается сохранить имеющуюся структуру породного состава.
Селекционная работа с молочным скотом будет направлена на дальнейшее улучшение качественных показателей, сохранение генофонда животных и его эффективное использование.
Для повышения уровня развития племенной базы молочного животноводства, повышения уровня продуктивности скота товарных хозяйств необходимо вести работу по созданию племенных репродукторов с удельным весом племенных коров в сельскохозяйственных предприятиях до 27 процентов от их общего поголовья.
На данный момент в Тутаевском районе нет племенных репродукторов. Необходимо активизировать работу по переводу товарных хозяйств в статус племенных репродукторов по ярославской породе СПК "Приволжье" и СПК "Богдановка".
В 2015 году охват искусственным осеменением поголовья коров будет сохранен на уровне 2012 года - 77 процентов, в том числе материалом быков-улучшателей - до 55 процентов, будет расширено применение наиболее эффективных способов осеменения. Выход телят в среднем по району за указанный период планируется довести до 85 процентов.
1.2. Молочное животноводство
Традиционно приоритетной отраслью животноводства Тутаевского муниципального района является молочное животноводство. О важности молочного животноводства для экономики сельского хозяйства района свидетельствует удельный вес выручки от реализации продукции крупного рогатого скота в общем объеме реализуемой продукции животноводства, составляющей 32 процента, в том числе от реализации молока - 24 процента, от реализации мяса - 8 процентов.
Производство молока входит в перечень рентабельных производств, что является важным аргументом в пользу его дальнейшего развития.
Главная проблема отрасли состоит в слабой технической базе. На 01.01.2011 года 80 процентов ферм не обеспечивали оптимальных условий микроклимата для животных. Только на 70 процентах ферм доение коров осуществляется в молокопровод, на 33 процентах ферм механизирована раздача кормов, на остальных фермах используется физически и морально устаревшее оборудование, что сказывается на качестве молока и его себестоимости.
Дальнейшее развитие отрасли невозможно без улучшения условий труда работников животноводства и повышения качества реализуемой продукции.
Для осуществления мероприятий по развитию молочного животноводства предполагается предоставлять субсидии за счет средств из бюджета ТМР с 2013 г. по 2015 г. в размере 3,2 млн. руб., на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на реализованное молоко.
В приложении 3 к Программе приведены производственные показатели по поголовью коров, производству молока на 2012 - 2015 гг., исходя из которых будут рассчитываться данные субсидии.
1.3. Овцеводство
Овцеводство в Тутаевском муниципальном районе представлено СПК "Золотое руно" - племенным хозяйством по разведению овец романовской породы, товарным овцеводством крестьянского (фермерского) хозяйства Айлазов М.А., а также подворий личных подсобных хозяйств. Целью осуществления мероприятий по развитию овцеводства является сохранение и развитие романовской породы овец, увеличение численности поголовья племенных романовских овец наиболее целесообразно осуществлять в хозяйствах традиционного племенного разведения, а также малых форм хозяйствования (сельскохозяйственный потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство).
На перспективу овцеводство в системе разведения будет развиваться по двум направлениям:
- племенное овцеводство (племенной материал для сохранения резервного генофонда и расширения ареала распространения);
- товарное овцеводство коллективных и фермерских хозяйств, а также крестьянских подворий (для получения продукции овцеводства: овчины, мясо, шерсть).
На сегодняшний день приоритетным развитием является племенное овцеводство, так как спрос на племенной молодняк с каждым годом возрастает. Для удовлетворения спроса на племенную продукцию необходимо увеличение численности племенных животных в хозяйствах и ЛПХ. Одновременно должны быть повышены требования к качеству реализуемого поголовья. В селекции основным будет оставаться чистопородное разведение и сохранение поголовья овец класса "Элита" на уровне 97 - 98%, а основным видом деятельности -выращивание и продажа племенного молодняка овец.
Для осуществления мероприятий по развитию племенного овцеводства предполагается предоставлять субсидии за счет средств из бюджета ТМР в размере 150 тыс. руб.:
- для овцеводческих и фермерских хозяйств, при условии увеличения маточного поголовья овец не ниже 1 класса и класса элита с ежегодным приростом не менее 2 процентов к уровню прошлого года (ставка субсидии не менее 500 рублей за одну голову);
- для овцеводческих и фермерских хозяйств, при условии увеличения выхода молодняка к уровню прошлого года, за процент прироста 6 250 рублей.
В приложении 4 к Программе приведены производственные показатели по увеличению овцепоголовья с 2012 по 2015 гг., исходя из которых видно, как должен увеличиваться каждый из показателей по годам для получения данных субсидий.
1.4. Птицеводство
Программой намечено довести объем реализации птицы на убой в живом весе с 716 тонн в 2012 году до 800 тонн - в 2015 году (прирост 10,5 процента), производство яиц увеличить за указанный период с 180,0 до 190,0 млн. штук (прирост 5,6 процента).
В яичном птицеводстве района в настоящее время используется птица кроссов "Хайсекс белый", "Хайсекс коричневый", "Птичное". Структура поголовья птицы будет совершенствоваться за счет внедрения новых высокопродуктивных кроссов отечественной и зарубежной селекции, которые позволят достичь более высоких конечных результатов.
В птицеводстве основное направление совершенствования технологии выращивания птицы -внедрение в мясное, яичное птицеводство ресурсосберегающих технологий:
- применение напольной системы содержания с автоматически регулируемым микроклиматом при выращивании ремонтного молодняка родительского стада, нормированным и раздельным кормлением кур и петухов с применением дифференцированных рационов;
при содержании мясных видов птицы планируется применение режимов прерывистого освещения, как эффективного энергосберегающего технологического приема, позволяющего более экономно использовать электроэнергию;
внедрение клеточного оборудования для выращивания и содержания кур-несушек с применением экологически чистого метода ленточного пометоудаления, обеспечивающего экономию топливных и сырьевых ресурсов;
замена традиционных централизованных систем отопления на автономный обогрев птичников от газовых теплогенераторов и других автономных средств обогрева.
Увеличение производства мяса птицы и яиц планируется обеспечить за счет более полного использования имеющихся мощностей действующих птицефабрик.
Техническое и технологическое перевооружение производств будет сопровождаться совершенствованием технологий переработки продуктов птицеводства за счет внедрения углубленной переработки мяса птицы и яиц.
Реализация проектов будет осуществляться за счет собственных средств предприятий и долгосрочных инвестиционных кредитов с возмещением части затрат на уплату процентов из федерального и областного бюджетов.
1.5. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления противоэпизоотических мероприятий являются: предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе выполнения плана противоэпизоотических мероприятий;
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, распространенных на территории области и наносящих наибольший экономический ущерб;
реализация мероприятий по модернизации зданий и сооружений ветеринарного назначения, оснащения их современным оборудованием для совершенствования лабораторий диагностики болезней животных, включая рыб, и ветеринарно - санитарной экспертизы продуктов животного и растительного происхождения;
совершенствование технологий профилактики, диагностики и лечения болезней животных с использованием современного оборудования, инструментария, перспективных средств борьбы с болезнями животных и внедрения их в ветеринарную практику в муниципальном районе.
Реализация мероприятий будет осуществляться сельхозпредприятиями за счет собственных средств.
2. Развитие растениеводства
Задачу по развитию растениеводства предусматривается осуществить по следующим подзадачам:
2.1. Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель
Решение данной задачи решается за счет оформления сельхозтоваропроизводителями права собственности и долгосрочной аренды сельскохозяйственных угодий с государственной регистрацией.
Сельхозтоваропроизводители Тутаевского муниципального района имеют в собственности всего лишь 21 процент земель от всех сельскохозяйственных угодий, пригодных для сельскохозяйственного использования. Поэтому необходимо решать вопросы:
- оформления земель в собственность путем выкупа земельных участков или земельных долей с последующей регистрацией права;
- выкупа земель, предоставленных сельхозтоваропроизводителям на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
2.2. Сохранение и повышение почвенного плодородия
Основными целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются:
- создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, культурно-технических, гидромелиоративных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения путем использования минимальной обработки почвы;
- известкование и фосфоритование почв;
- внесение органических удобрений;
- использование сидеральных удобрений;
- внесение минеральных удобрений;
- защита растений.
По мероприятиям поддержания почвенного плодородия предусматривается государственная поддержка из бюджета области по частичной компенсации затрат по следующему направлению:
- химизация земель (внесение минеральных удобрений и применение средств защиты растений).
2.3. Развитие семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно - обоснованной нормы исходя из расчета не менее 15 процентов общей площади посевов;
- восстановление и реконструкция сушильно-сортировального хозяйства на предприятиях, занимающихся семеноводством сельскохозяйственных культур.
2.4. Развитие производства зерновых культур
Производство зерновых и зернобобовых культур в районе направлено в основном на обеспечение отрасли животноводства концентрированными кормами. Для этого необходимо обеспечить:
- сохранение посевных площадей и повышение урожайности зерновых культур;
- увеличение валового сбора за счет повышения урожайности ;
- внедрение высокоурожайных сортов в производство за счет постоянного сортообновления и сортосмены;
- применение современных технологий возделывания зерновых и зернобобовых культур.
Прогнозные показатели производства зерновых и зернобобовых культур в Тутаевском районе
Таблица 1
Показатели |
2012 год факт |
2013 год факт |
2014 год факт |
2015 план |
Валовый сбор зерна, тонн |
1194 |
1641 |
3116 |
4000 |
2.5. Развитие кормопроизводства
Целью осуществления мероприятий по обеспечению скота всеми видами кормов высокого качества для дальнейшего развития молочного скотоводства является создание прочной кормовой базы.
Обеспечение отрасли животноводства концентрированными кормами за счет производства зерновых и зернобобовых культур предполагают:
- сохранение посевных площадей и повышение урожайности зерновых культур;
- внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства кормов;
- увеличение объемов заготовки силоса пониженной влажности из подвяленных трав, с применением химических и микробиологических консервантов, сенажа в упаковке, зерносенажа, плющенного консервированного зерна;
- расширение площадей кормовых высокобелковых культур (козлятник восточный, люцерна, рапс и другие);
- проведение подкормки минеральными удобрениями пастбищ и многолетних трав на выпас для повышения продуктивности кормовых угодий;
- необходимость в структуре площадей многолетних трав иметь не менее 30% клеверов первого года пользования для увеличения урожайности кормовых культур.
Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение её качества. Для удержания уровня производства на уровне 2012 года и обработки 15687 га посевных площадей необходимо обновить парк тракторной техники.
Наличие техники
Таблица 2
|
Тракторы всех марок |
Зерноуборочные комбайны |
Кормоуборочные комбайны |
Имеется всего, шт. |
140 |
15 |
13 |
В т.ч. до 2006 года выпуска |
126 |
10 |
5 |
Нормативы потребности для растениеводства и внутрихозяйственных работ |
212 |
21 |
16 |
требуется приобрести, шт. |
72 |
16 |
8 |
потребность средств на приобретение сельскохозяйственной техники - всего, млн. рублей |
86,4 |
80,0 |
24,0 |
В т.ч. собственные средства |
|
|
|
кредитные средства |
|
|
|
лизинг |
86,4 |
80,0 |
24,0 |
Для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо систематически снижать трудовые, материальные и энергетические затраты при ее производстве.
В настоящее время при опережающем росте тарифов и цен на топливо и электроэнергию по сравнению с ценами сельхозпродукции доля энергозатрат в ее себестоимости возросла.
Своевременное обновление машинно-тракторного парка является весьма важным мероприятием в деле экономии топливо - смазочных материалов. Выработавшая свой нормативный срок службы машина, как правило, больше расходует топлива, чем новая, что повышает энергетическую составляющую затрат на производство сельскохозяйственной продукции.
Одним из направлений и резервом экономии топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве является технологическое. Оно предусматривает изменение привычных или привлечение современных, менее энергоемких технологий и техники в растениеводстве и животноводстве.
В растениеводстве наиболее эффективными формами в рамках этого направления можно считать замену энергоемких операций, сокращения их числа и совмещение операций. В последние 5 лет были приобретены следующие энергосберегающие средства: культиватор типа КБМ-5 единиц, ножевые бороны - 7 ед., сеялки "Амазонка" - 2 ед., высокопроизводительные трактора мощностью более 130 л.с. - 6 единиц, 3 зерноуборочных комбайна мощностью более 210 л.с., 2 кормоуборочных комбайна типа "Ягуар", 2 универсальных энергетических средства.
Мероприятия по подсеву многолетних трав
Таблица 3
Наименование хозяйства |
Укосная площадь мн. тр, га |
Факт подсева 2012 г, га. |
% подсева 2012 г. |
По годам, га |
|||||
2013 г |
% |
2014 г. |
% |
2015 г |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
СПК "Свобода" |
1105 |
- |
- |
50 |
4,5 |
100 |
9,0 |
100 |
9,0 |
СПК "Приволжье" |
375 |
100 |
26,7 |
100 |
26,7 |
100 |
26,7 |
110 |
29,3 |
СПК "Колос" |
911 |
- |
- |
100 |
11,0 |
100 |
11,0 |
120 |
13,2 |
ЗАО им. Калинина |
783 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ЗАО "Кр. пограничник" |
1234 |
- |
- |
50 |
4,1 |
50 |
4,1 |
50 |
4,1 |
СПК "Активист" |
1032 |
100 |
9,7 |
50 |
4,8 |
50 |
4,8 |
100 |
9,7 |
ООО "Агропартнёр" |
1142 |
- |
- |
50 |
4,4 |
50 |
4,4 |
- |
- |
СПК "Богдановка" |
1532 |
151 |
9,9 |
100 |
6,5 |
120 |
7,8 |
150 |
9,8 |
СПК "Призыв" |
1088 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СПК "Золотое руно" |
796 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
6,3 |
ЗАО "Заря" |
376 |
- |
- |
60 |
16,0 |
30 |
8,0 |
30 |
8,0 |
ООО "Ваулово" |
931 |
42 |
4,5 |
45 |
4,8 |
50 |
5,4 |
50 |
5,4 |
ООО "Гавриловское" |
120 |
|
0,0 |
30 |
25,0 |
30 |
25,0 |
30 |
25,0 |
Итого по району |
11425 |
393 |
3,4 |
635 |
5,6 |
680 |
6,0 |
790 |
6,9 |
Потребность и затраты на покупку семян для подсева многолетних трав
Таблица 4
Наименование хозяйства |
Укосная площадь мн. трав, га |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
га |
тн |
тыс. руб. |
га |
тн |
тыс. руб. |
га |
тн |
тыс. руб. |
||
СПК "Свобода" |
1105 |
50 |
0,6 |
72 |
100 |
1,2 |
144,0 |
100 |
1,2 |
144 |
СПК "Приволжье" |
375 |
100 |
1,2 |
144 |
100 |
1,2 |
144,0 |
110 |
1,3 |
158,4 |
СПК "Колос" |
911 |
100 |
1,2 |
144 |
100 |
1,2 |
144,0 |
120 |
1,4 |
172,8 |
ЗАО им. Калинина |
783 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ЗАО "Кр. пограничник" |
1234 |
50 |
0,6 |
72 |
50 |
0,6 |
72,0 |
50 |
0,6 |
72 |
СПК "Активист" |
1032 |
50 |
0,6 |
72 |
50 |
0,6 |
72,0 |
100 |
1,2 |
144 |
ООО "Агропартнёр" |
1142 |
50 |
0,6 |
72 |
50 |
0,6 |
72,0 |
- |
- |
- |
СПК "Богдановка" |
1532 |
100 |
1,2 |
144 |
120 |
1,44 |
172,8 |
150 |
1,8 |
216 |
СПК "Призыв" |
1088 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СПК "Золотое руно" |
796 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
0,6 |
72 |
ЗАО "Заря" |
376 |
60 |
0,7 |
86,4 |
30 |
0,36 |
43,2 |
30 |
0,4 |
43,2 |
ООО "Ваулово" |
931 |
45 |
0,5 |
64,8 |
50 |
0,6 |
72,0 |
50 |
0,6 |
72 |
ООО "Гавриловское" |
120 |
30 |
0,4 |
43,2 |
30 |
0,36 |
43,2 |
30 |
0,4 |
43,2 |
Итого по району |
11425 |
635 |
7,6 |
914,4 |
680 |
8,16 |
979,2 |
790 |
9,5 |
1137,6 |
Таблица 5
Показатели |
План по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Галега восточная, га |
30 |
30 |
30 |
Подсев многолетних бобовых трав, га |
1000 |
1300 |
1300 |
Посев однолетних трав, га |
300 |
300 |
300 |
Сенаж всех видов, тонн |
4500 |
4500 |
4500 |
Таблица 6
Показатели |
ед. изм |
В том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов |
% |
8 |
11 |
13 |
15 |
Ввод в структуру кормовых угодий козлятника восточного позволит расширить ассортимент кормовых культур и удешевить их себестоимость. Данная культура относится к наиболее питательным и высокобелковым культурам, отличается долголетием, ранним весенним отрастанием, высокой семенной продуктивностью (2 - 2,5 цн/га). Травостой козлятника используется не снижая продуктивности на протяжении 7 - 12 лет, может дать за 2 укоса зеленой массы 200 - 400 цн/га. Наличие посевов козлятника и план посева отражены в таблице.
План сева козлятника восточного
Таблица 7
Наименование хозяйства |
Имеется посевов, на 2012 год, га |
План по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
СПК "Свобода" |
54 |
10 |
10 |
10 |
СПК (к-з) "Колос" |
2 |
- |
- |
- |
ООО "Агропартнер" |
5 |
- |
- |
- |
СПК "Богдановка" |
27 |
- |
- |
- |
Итого |
88 |
10 |
10 |
10 |
Наиболее привлекательными с точки зрения себестоимости, содержания питательных веществ являются пастбищные корма. К концу 2015 года планируется иметь рядом с каждой молочно-товарной фермой не менее 0,5 га на корову ДКП с организацией загонного выпаса животных с использованием электропастухов. Наличие ДКП и потребность в создании отражены в таблице 8.
Наличие и потребность в ДКП
Таблица 8
Наименование хозяйства |
Имеется ДКП на 2012 год, га |
Поголовье коров 2012 г, гол. |
Потребность в ДКП, га |
% обеспеченности |
|
На 1 корову |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
СПК "Свобода" |
0,58 |
92 |
160 |
80 |
115 |
СПК "Приволжье" |
0,57 |
195 |
341 |
170 |
115 |
СПК "Колос" |
2,44 |
232 |
95 |
45 |
в 5 раз |
ЗАО им. Калинина |
- |
- |
40 |
20 |
- |
ЗАО "Красный пограничник" |
- |
- |
150 |
75 |
- |
СПК "Активист" |
- |
- |
78 |
40 |
- |
ООО "Агропартнёр" |
0,64 |
143 |
225 |
115 |
124 |
СПК "Богдановка" |
0,55 |
200 |
365 |
190 |
105 |
СПК "Призыв" |
- |
- |
70 |
35 |
- |
СПК "Золотое руно" |
1,02 |
127 |
125 |
60 |
в 2 раза |
ЗАО "Заря" |
- |
- |
111 |
50 |
- |
ООО "Ваулово" |
- |
- |
165 |
80 |
- |
Итого по району |
0,51 |
989 |
1925 |
960 |
103 |
3. Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 годы"
3.1. Содержание проблемы
Становление и развитие рыночных экономических отношений, переход к новому технико-технологическому состоянию, эффективность реализации инвестиционных проектов во многом определяется наличием кадрового потенциала, уровнем его профессионализма. В связи с этим актуальным является вопрос формирования в АПК кадрового потенциала нового уровня, способного к обеспечению эффективной деятельности сельхозпредприятий и стратегическому развитию АПК.
Особенностью современного состояния обеспеченности кадрами сельского хозяйства Тутаевского муниципального района является то, что аграрный сектор экономики по-прежнему продолжает испытывать значительный недостаток в квалифицированных работниках как в целом, так и по отдельным профессиям рабочих и специалистов. Общая численность руководителей и специалистов за период с 2008 года снизилась более чем на 22,5 процента, кадров массовых профессий - на 23,4 процента. Списочная штатная численность работающих в сельхозпредприятиях района на 01.01.2012 составляет 853 человека, в 2008 году - 1110 человек.
Обеспеченность специалистами в настоящее время составляет 88,6 процента, животноводами - 95,3 процента, механизаторами - 91,5 процента.
Из общего числа работников (специалистов и рабочих) высшее профессиональное образование имеют 68 человек (8,0 процентов), среднее профессиональное - 187 человек (21,9 процента), начальное профессиональное - 272 человека (31,9 процента) и 326 человек (38,2 процента) не имеют профессионального образования.
Среди руководителей и специалистов высшее образование имеют 32,8 процента, среднее специальное - 58,5 процента.
Острой остается проблема текучести кадров и закрепления молодежи на селе. Только 9,3 процента специалистов имеют возраст до 30 лет.
В процессе реализации Подпрограммы "Кадровое обеспечение АПК Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 годы" необходимо обеспечить как абсолютный рост числа занятых в сельхозпроизводстве в целом, так и увеличение числа работающих специалистов, улучшение их качественного состава и профессионального уровня.
3.2. Цели и задачи Подпрограммы
Подпрограмма предусматривает:
- организацию мероприятий по созданию эффективно функционирующей системы кадрового обеспечения АПК;
- концентрацию усилий, координацию деятельности участников Программы для обеспечения опережающего развития управленческого потенциала АПК;
- разработку и реализацию комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе и, в первую очередь, молодых специалистов;
- разработку и реализацию комплекса мер, направленных на повышение мотивации руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению своей квалификации;
- продолжение и совершенствование работы по созданию резерва из числа высококвалифицированных специалистов, выпускников образовательных учреждений, способных возглавить сельскохозяйственные организации.
3.3. Сроки (этапы) реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на период с 2013 по 2015 годы.
В результате реализации Подпрограммы ожидается:
- обеспечение системного комплексного кадрового обеспечения АПК;
- обеспечение профессионализма кадров организаций АПК;
- обеспечение современного научно-технического уровня проведения процесса обучения, совершенствование качественной подготовки, непрерывного образования, внедрения новых образовательных технологий;
- распространение опыта, внедрение инновационных технологий в АПК;
- организация обучения и повышения квалификации не менее чем 50,0 процентов от общего количества руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий Тутаевского района по состоянию на начало реализации Подпрограммы.
Важнейшими индикаторами Подпрограммы являются:
- удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных предприятий, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- прирост количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании высших и средних профессиональных образовательных учреждений (оставшихся на конец года);
- количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования;
- доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Качественные показатели
целевых индикаторов (с разбивкой по годам)
Таблица 9
N п/п |
Показатели (индикаторы) |
2011 год |
2012 год |
В период реализации подпрограммы, прогноз |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Удельный вес численности руководителей сельхозпредприятий, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, % |
94,7 |
95,0 |
96,0 |
96,0 |
97,0 |
2. |
Удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных предприятий, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, % |
92,3 |
92,8 |
93,0 |
94,0 |
94,0 |
3. |
Количество молодых специалистов, прибывших на работу на предприятия в течение года по окончании высших и средних профессиональных учреждений, чел. |
8 |
5 |
10 |
10 |
10 |
4. |
Количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования, чел. |
70 |
37 |
40 |
42 |
42 |
По разделу "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тутаевского муниципального района на 2013 - 2015 годы"
Таблица 10
N п/п |
Направления |
2012 г факт |
Прогноз по годам |
||
2013 г |
2014 г |
2015 г |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, чел. |
9 |
10 |
10 |
10 |
2. |
Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, чел. |
37 |
40 |
42 |
42 |
3. |
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий, чел. |
10 |
12 |
12 |
12 |
4. |
Количество молодых специалистов, приступивших к работе на сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособие на хозяйственное обзаведение, чел. |
5 |
10 |
10 |
10 |
5. |
Субсидии на закрепление молодых специалистов (льготная доплата к их заработной плате в течении первого года работы) - местный бюджет |
- |
209,1 |
24,0 |
- |
Мероприятия, финансируемые из бюджета Тутаевского муниципального района
Таблица 11
N п/п |
Наименование видов субсидирования |
Финансирование по годам, тыс. руб. |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Закрепление молодых специалистов на селе (выплата субсидии) |
209,1 |
24,0 |
- |
2. |
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на реализованное молоко |
1 200,0 |
1 001,0 |
1 000,0 |
3. |
Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям из бюджета ТМР на романовское овцеводство |
100,0 |
50,0 |
- |
4. |
День работников АПК |
131,0 |
127,8 |
178,4 |
5. |
Участие в выставке - ярмарке "ЯрАгро" |
45,0 |
32,2 |
35,0 |
6. |
Фестиваль "Романовская овца - золотое руно России" |
84,0 |
65,0 |
82,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
1 769,1 |
1300,0 |
1296,0 |
Механизм реализации Программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы -Администрация Тутаевского муниципального района.
Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем Программы - отделом агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды управления экономического развития и инвестиционной политики Администрации ТМР; отделом по бухгалтерскому учету и отчетности Администрации ТМР; участниками Программы -сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности; крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Ответственный исполнитель Программы:
- несёт ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию;
- участвует в организации финансирования мероприятий Программы;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования Программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы, использования бюджетных средств на основе показателей государственной статистической отчетности территориального органа Федеральной службы государственной статистики, годовых и квартальных отчетов предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
- представляет отчёты о реализации в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
Поддержка должна осуществляться за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района в рамках Программы в течение 2013 - 2015 годов в соответствии с решениями Муниципального Совета Тутаевского муниципального района N 05-г от 20.12.2012 г. "О бюджете Тутаевского муниципального района на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов", N 48-г от 19.12.2013 г. "О бюджете Тутаевского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015 -2016 годов" и N 89-г от 18.12.2014 г. "О бюджете Тутаевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов". В пределах этих лимитов ответственный исполнитель и исполнители Программы начисляют и выплачивают субсидии, компенсации и другие меры поддержки, в том числе осуществляют прямое финансирование мероприятий Программы в соответствии с утверждёнными порядками.
Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основе федеральных нормативных правовых актов и выполнения софинансирования за счет средств областного, местного бюджетов и внебюджетных источников. Средства из бюджета Тутаевского муниципального района привлекаются на основе соответствующих соглашений, заключаемых в установленном порядке. Внебюджетные источники формируются из заёмных (кредиты банков и прочие) и собственных средств сельскохозяйственных предприятий.
В целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 05.04.2010 г. N 187-п, и областной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 15.05.2014 N 445-п.
Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
<< Назад |
Приложение 1. >> Мероприятия по развитию животноводства |
|
Содержание Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 6 июня 2013 г. N 242 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.