В целях реализации приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации", развития приоритетного направления государственной политики по формированию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Ярославской области департамент здравоохранения и фармации Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Ярославской области.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента Луганского С.В.
3. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Директор департамента |
С.Л. Вундервальд |
Концепция
развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Ярославской области
(утв. приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области
от 14 мая 2013 г. N 9)
1. Введение
Основной целью государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления потребителям высококачественных услуг.
ГЧП - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, партнерства такого типа могут развивать социально важную инфраструктуру.
ГЧП в здравоохранении позволяет расширить ресурсную базу, повысить эффективность использования ресурсов, качество медицинского обслуживания населения и доступность медицинской помощи.
Базовые признаки ГЧП состоят в следующем:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и тому подобное);
- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер;
- ГЧП имеет выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса);
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях.
2. Характеристика мероприятий
Концепция ГЧП (далее - концепция) включает в себя 3 блока мероприятий:
- совершенствование диализной помощи населению области;
- увеличение доступности МРТ-диагностики;
- совершенствование эндокринологической помощи населению области.
2.1. Совершенствование диализной помощи населению области
2.1.1 На диспансерном учете в областной нефрологической службе состоят 300 больных хронической почечной недостаточностью, из них 150 больных с прогрессирующей хронической болезнью почек 3 стадии; в листе ожидания процедуры гемодиализа находятся более 50 человек. Ежегодно потребность в проведении гемодиализа в области увеличивается на 40-50 человек (среднеевропейский показатель по данным Европейской диализно-трансплантационной ассоциации-50 новых диализных больных на 1 млн. населения).
Структура нефрологической помощи в Ярославской области:
- амбулаторно-поликлиническая служба представлена 2 нефрологическими кабинетами: ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", ГБКУЗ ЯО МСЧ ОАО "Автодизель";
- специализированный нефрологический стационар, представленный отделением в ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" на 40 коек;
- заместительная почечная терапия: отделения гемодиализа в городе Ярославле и городе Рыбинске.
Всего в области функционирует 32 диализных места, по состоянию на 01.01.2013 получают лечение 246 больных:
- в отделении гемодиализа ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" развернуто 8 гемодиализных мест (работа в 4 смены, лечение больных хронической и острой почечной недостаточностью, мощность - 65 человек, резерв отсутствует);
- в отделении гемодиализа ГУЗ ЯО Городская больница N 5 города Рыбинска развернуто 8 гемодиализных мест (работа в 4 смены, лечение больных хронической и острой почечной недостаточностью, 42 больных на диализе, резерв - 18);
- в ООО "Ярославский диализный центр" развернуто 16 гемодиализных мест (работа в 4,5 смены, лечение больных хронической почечной недостаточностью, 139 больных на диализе, резерв отсутствует).
В год за счет движения больных в среднем освобождается 12 мест. Десять - пятнадцать процентов процедур гемодиализа проводится в стационарном режиме.
С целью увеличения доступности диализной помощи населению области разработана маршрутизация пациентов по принципу территориальной близости диализных мест и профильных отделений стационара.
Обеспеченность гемодиализом по области составляет 189 больных на 1 млн. населения (ниже среднего показателя по Центральному федеральному округу - 212 больных на 1 млн. населения).
Число сеансов на 1 гемодиализное место в год - 1198 (выше среднего показателя по Центральному федеральному округу - 737 сеансов).
На трансплантацию почки больные направляются в федеральные клиники.
Оказание медицинской помощи больным Ярославской области с хронической почечной недостаточностью методом гемодиализа в рамках ГЧП было начато 23 декабря 2005 года. К этому времени программный гемодиализ осуществлялся в ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница". На гемодиализе находились 70 больных, в листе ожидания - 40 больных. Возможности расширения или интенсификации работы отделения гемодиализа ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" отсутствовали.
Привлечение частных инвестиций позволило организовать на арендованных площадях ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" ООО "Ярославский диализный центр", провести капитальный ремонт помещений. В ООО "Ярославский диализный центр" первоначально было развернуто 10 диализных мест в 2 смены для 40 больных, лист ожидания был ликвидирован, острая социальная проблема снята на 6 лет вперед.
К 2012 году число развернутых диализных мест в ООО "Ярославский диализный центр" увеличилось и составило 16 для 139 больных, число проводимых за год процедур гемодиализа выросло в 2 раза.
Возраст диализных больных в ООО "Ярославский диализный центр" составляет от 19 до 72 лет; стаж лечения от 4 месяцев до 17 лет; медико-социальная реабилитация - полная; трудовая реабилитация - 30 процентов.
Финансирование гемодиализа в ООО "Ярославский диализный центр" в 2005 - 2011 годах обеспечивалось по системе государственных закупок, в 2012 году -по смешанной схеме государственных закупок и средств обязательного медицинского страхования, с 01.01.2013 осуществлен переход на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования (в 2013 году предусмотрено 85 млн. 485 тыс. 510 рублей).
2.1.2. Динамика объемов диализной помощи в ООО "Ярославский диализный центр".
Год |
Количество больных на конец года |
Количество больных, получивших гемодиализ |
Количество процедур за год |
2006 |
69 |
78 |
8 974 |
2007 |
85 |
96 |
11 534 |
2008 |
97 |
110 |
14 138 |
2009 |
111 |
125 |
15 873 |
2010 |
107 |
118 |
16 731 |
2011 |
120 |
135 |
17 607 |
2012 |
140 |
154 |
19 476 |
план на 31.12.2013 |
179 |
|
план 22 000 + 3100 с 01.07.2013 |
2.1.3 Перспективы развития.
В связи с высокой потребностью в диализной помощи населению области ведется строительство филиала ООО "Ярославский диализный центр" проектной мощностью 30 диализных мест (252 больного), проектная мощность первой очереди - 15 диализных мест (126 больных). Завершение строительства планируется в третьем квартале 2013 года.
Сметная стоимость филиала ООО "Ярославский диализный центр" составляет 162 млн. рублей.
2.1.4. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы
Перспективным расчетным показателем обеспеченности, отражающим потребность жителей Ярославской области в диализной помощи, является 300 больных на 1 млн. населения (400 больных в абсолютных цифрах). Достижение данного уровня возможно в течение 8 лет.
Целевые показатели качества лечения при плановом ежемесячном контроле демонстрируют 70-80 процентов больных, что превышает средний показатель по Российской Федерации.
2.1.5 Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов на реализацию целей концепции
Мероприятие |
Бюджет |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Развитие диализной помощи населению Ярославской области |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Территориальный фонд ОМС Ярославской области |
85485,51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
юридические лица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
иные источники |
162 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
0,00 |
2.1.6. Сведения о показателях концепции
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Обеспеченность гемодиализной помощью (больных на 1 млн. населения) |
210,00 |
223,00 |
240,00 |
252,00 |
264,00 |
276,00 |
288,00 |
300,00 |
Пятилетняя выживаемость больных, получающих гемодиализ в ООО "Ярославский диализный центр" (процентов) |
85 |
86 |
87,5 |
89 |
90,5 |
92 |
93,5 |
95 |
2.2. Увеличение доступности МРТ-диагностики
С конца 2010 года на базе ГКУЗ МСЧ НЯ НПЗ открыто отделение МРТ. Комитетом по муниципальному имуществу заключен договор об аренде территории ГКУЗ МСЧ НЯ НПЗ ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем".
Открытие указанного отделения позволило повысить доступность МРТ-диагностики для жителей города Ярославля и расширить спектр диагностических исследований. Кроме этого, имеет место социальная направленность в работе:
- ежемесячно выделяются талоны на бесплатное проведение МРТ-исследований для ГКУЗ МСЧ НЯ НПЗ в количестве 10 штук и для пациентов города Ярославля также в количестве 10 штук;
- установлены специальные цены для пенсионеров, инвалидов, ветеранов войн, медицинских работников, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
В перспективе планируется сохранение имеющихся объемов исследований и социальной направленности в работе отделения.
2.3. Совершенствование эндокринологической помощи населению области
В течение 18 лет продолжается плодотворное сотрудничество органов управления здравоохранением города Ярославля и Ярославской области с НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Ярославль ОАО "РЖД" (далее - НУЗ ДКБ).
С целью обеспечения жителей города Ярославля, страдающих заболеваниями эндокринологического профиля, качественной медицинской помощью предусмотрено направление пациентов на консультацию, обследование и лечение в эндокринологический центр указанного учреждения.
Эндокринологический центр - это современное специализированное, многофункциональное подразделение с высококвалифицированным персоналом, большими диагностическими и лечебными возможностями.
С 2011 года между НУЗ ДКБ и департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области заключен государственный контракт на медицинские услуги.
В ходе длительного сотрудничества отмечена высокая востребованность коек эндокринологического центра НУЗ ДКБ. Анализ объемов стационарной медицинской помощи пациентам с эндокринной патологией показал, что ежегодно в эндокринологическом центре на койках круглосуточного стационара пролечивается в среднем около 1700 человек (из них - 50 - 55 процентов работающих граждан, в консультативно-диагностическом отделении -около 13000 человек).
В 2012 году в соответствии со статьей 15 главы 3 Федерального закона от 24 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" НУЗ ДКБ включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В связи с тем, что НУЗ ДКБ оказывает первичную медико-санитарную помощь, оно включено в перечень учреждений здравоохранения Ярославской области, участвующих в проведении диспансеризации отдельных групп взрослого населения.
В дальнейшем планируется сохранение сотрудничества с НУЗ ДКБ по оказанию стационарной эндокринологической помощи населению, а также участие НУЗ ДКБ в проведении диспансеризации взрослого населения.
3. Ожидаемые результаты реализации концепции
Реализация мероприятий концепции позволит сформировать и сохранить положительные показатели и количественно-качественные характеристики здоровья населения области.
Концепция имеет высокую социальную значимость, так как результатом ее реализации является повышение здоровья населения, сохранение трудовых ресурсов области.
Список используемых сокращений
АЭС - атомная электростанция
ГБКУЗ ЯО МСЧ ОАО - государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области медико-санитарная часть открытого акционерного общества
ГБУЗ ЯО - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области
ГКУЗ ЯО МСЧ НЯ НПЗ - государственное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области медико-санитарная часть ново-ярославского нефтеперерабатывающего завода
ГУЗ ЯО - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области
МРТ - магнитно-резонансная томография
НУЗ - негосударственное учреждение здравоохранения
ОАО - открытое акционерное общество
ОМС - обязательное медицинское страхование
ООО - общество с ограниченной ответственностью
РЖД - российские железные дороги
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 14 мая 2013 г. N 9 "Об утверждении концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Ярославской области"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 22 мая 2013 г. N 38
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 14 мая 2013 г. с присвоением регистрационного номера 19-3235