Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
г. Переславля-Залесского
от 27 июля 2012 г. N 1006
Концепция
городской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2013 - 2015 годы
1. Анализ и оценка проблемы
Разработка городской целевой программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на территории городского округа город Переславль-Залесский Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (далее - Стратегия), исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 года в г. Иркутске путем осуществления мероприятий по противодействию немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту - явлениям, представляющим серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, а также безопасности города. Программа является логическим продолжением городской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2012 годы.
На территории городского округа наркоситуация остается достаточно сложной. Значительное влияние продолжает оказывать территориальная близость таких городов как Москва, Сергиев-Посад Московской области, Александров Владимирской области, Ярославль. Поступление наркотических средств на территорию города для конечного потребителя можно разделить на 3 направления:
- ввоз наркотиков;
- выращивание и сбор дикорастущих наркосодержащих растений на территории Переславского района и изготовление из них наркотических средств;
- кустарное изготовление наркотических средств первитина и дезоморфина из лекарственных препаратов, приобретаемых в аптечной сети с использованием различных составляющих.
Согласно проведенному анализу, в данных городах приобретаются наркотические средства для их немедицинского потребления, и впоследствии на территорию города с использованием различных методов преступной конспирации ввозятся незначительными партиями, передаются для последующей незаконной реализации распространителям, либо непосредственно сбываются наркопотребителям.
Потребителями наркотиков, согласно статистическим данным, являются молодые люди от 20 до 30 лет, в большинстве случаев не имеющие постоянного источника дохода, ранее судимые за имущественные преступления и преступления в сфере незаконного оборота подконтрольных веществ.
Основными потребляемыми наркотиками продолжают оставаться героин, марихуана, гашиш, в меньшей степени наркотические средства, изготовляемые кустарным способом из растений мака и лекарственных препаратов, содержащих эфедрин, а также кодеиносодержащих лекарственных препаратов - дезоморфин.
Этнический состав наркопотребителей делится практически поровну между представителями славянской расы и регионов Северного Кавказа.
В 2011 году выявлено и зарегистрировано 98 материалов (АППГ-100), касающихся незаконного оборота психоактивных веществ. По ним принято решений о возбуждении 55 уголовных дел (АППГ-67), большая часть из которых (89%) относится к категории тяжких и особо тяжких, на территории города задокументирован факт организации и содержания наркопритона. По факту возбуждено уголовное дело. За 2011 год в суд с обвинительным заключением направлено 16 уголовных дел в отношении 19 обвиняемых. Общее количество выведенных из незаконного оборота подконтрольных средств и веществ в период с января по декабрь 2011 года составило 34 кг. (АППГ-31 кг.), из которых 955 гр.- героина, более 200 гр.- дезоморфина (АППГ-0), более 1 кг. маковой соломы и более 31 кг. марихуаны. Анализ структуры и общей массы изъятых наркотических средств и психоактивных веществ, свидетельствует о том, что по-прежнему доминируют доли марихуаны и героина от всего объема изъятых из незаконного оборота психоактивных веществ.
Эффективно бороться со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом можно только комплексно, используя для этого весь арсенал воспитательных, профилактических, медицинских и правоохранительных мер. Необходимы целенаправленные скоординированные действия субъектов профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков посредством реализации мероприятий городской целевой программы (далее ГЦП).
Действующая городская целевая "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2012 годы и ранее реализованные антинаркотические программы позволили в последние годы стабилизировать ситуацию с потреблением наркотиков на относительно невысоком уровне.
Число зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" в расчете на 100 тысяч населения составило:
- по Ярославской области в 2008 г. -93,9; в 2009 г. - 71,0; в 2010 г. - 63,9;
- по Центральному федеральному округу в 2008 г. - 170,0; в 2009 г. - 175,9; в 2010 г. - 185,3;
- по Российской Федерации в 2008 г. - 252,3; в 2009 г. - 252,1; в 2010 г. - 247,3.
Число зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" по г. Переславлю-Залесскому составило:
- в 2010 г. - 6 чел; в 2011 г. - 11 чел.
В целом ситуация по городу и области более благоприятная, чем в среднем по Центральному федеральному округу, чему в значительной мере способствует реализация программных мероприятий.
Благодаря эффективной работе правоохранительных органов по выявлению и пресечению наркопреступности, изъятию из незаконного оборота значительных объемов подконтрольных веществ, комплексному подходу и реализации антинаркотической профилактики в сфере образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики на основе скоординированных действий в рамках реализации региональной и муниципальной антинаркотических программ удалось уменьшить уровень наркотизации населения.
По итогам 2011 года:
- уровень наркотизации населения (число лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом "наркомания" и допускающих немедицинское употребление наркотиков) снизился с 53 чел. до 45 чел.;
- уровень наркопотребления сократился на 2,1 процента;
- доля школ и учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих комплексные программы по профилактике потребления психоактивных веществ, увеличилась с 85 до 100 процентов;
- доля специалистов муниципальных учреждений, занимающихся проблемами наркомании, прошедших подготовку и переподготовку, возросла в 1,2 раза и составила 85 процентов;
- МУ "Молодежный центр" как учреждение молодежи, оснащено техническими средствами для проведения коррекционно-профилактических занятий;
- на территории г. Переславля-Залесского создана и работает городская межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Заседания комиссии проводятся ежеквартально, на них рассматриваются вопросы состояния наркотической ситуации в городе, ход выполнения мероприятий по Программе, организация и проведение профилактической работы межведомственного характера. С целью осуществления контроля проводится ежемесячный сбор сведений об отдельных показателях, характеризующих наркоситуацию на территории городского округа в рамках исполнения городской целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2012 годы, ежеквартальный мониторинг сведений о наличии и деятельности комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе;
- со стороны Переславль-Залесского МО МВД России, МРО УФСКН осуществляется контроль за работой аптек, лечебных учреждений города. В аптеках психотропные препараты отпускаются строго по рецепту лечащего врача, выписка лекарств осуществляется врачом с регистрацией в амбулаторной карте;
- во всех общеобразовательных учреждениях реализуются комплексные программы по профилактике злоупотребления ПАВ, оформлены уголки профилактики со сменным тематическим материалом. Все общеобразовательные учреждения систематически пополняют методические, аудио и видеоматериалы. С целью формирования у подростков стойкого неприятия потребления психоактивных веществ ежегодно, в течение двух месяцев (ноябрь-декабрь) проводится городская акция "Я выбираю жизнь!". Количество участников акции ежегодно увеличивается.С 2009 года по настоящее время в МОУ СОШ N 1, 2, 3, 4, 6, 9, гимназии функционируют спортивные клубы, работающие в вечернее время и выходные дни. Финансирование осуществляется за счет средств областной программы "Комплексные меры противодействия наркотикам и их незаконному обороту". Ежегодно 20-23% обучающихся школ занимаются в ДЮСШ города.
В течение 2011 - 2012 учебного года на базе общеобразовательных учреждений функционировали группы учреждений дополнительного образования: лыжи, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, общефизическая подготовка, ритмическая гимнастика и т.д. Школьные помещения предоставлялись для проведения занятий музыкальной, технической, спортивной и художественной направленности. По данным на 1 января 2012 года дополнительным образованием было охвачено 5493 детей, которые занимались в 379 объединениях.
С 01.03.2010 введен в эксплуатацию ФОК "Чемпион", на базе которого проводится комплексная работа по пропаганде здорового образа жизни. В 2010 году дважды проводился чемпионат РФ по ориенталу под девизом "Мир-детям, планета без наркотиков", в 2011 году данное мероприятие на базе физкультурно-оздоровительного комплекса стало традицией, в марте 2011 года в рамках работы 1 спортивно-патриотического лагеря проводились поединки по боевым искусствам на открытом ковре. В октябре 2011 года на территории города проведены Всероссийские Суворовско-Ушаковские патриотические сборы, в которых участвовало от города 10 юношеских команд. Администрация города взяла на себя высокую ответственность по проведению Всероссийских сборов, но учитывая важность и значимость мероприятия для формирования ответственного поведения у подростков, ведения ими здорового образа жизни и возможность поучаствовать от города большому представительству школьников и студентов, не раздумывая, согласилась на проведение сборов в городе.
В 2011 году Администрация города совместно с региональным отделением ООО "Опора России", молодежным правительством Ярославской области организовала на территории города реализацию проекта "Общее дело", направленного на профилактику алкоголизации молодежной среды и альтернативных форм работы.
В течение летней кампании во всех учреждениях проводятся спортивные мероприятия под девизом "Нет -наркотикам! Да -спорту!", воспитанники ДЮСШ и обучающиеся СОШ N 4 приняли участие в ежегодном традиционном детско-юношеском сверхмарафоне "Золотое кольцо России -Дети против наркотиков -Я выбираю жизнь!", в СОШ N 1 провели день здорового образа жизни, обучающиеся МОУ-гимназия разрабатывают компьютерные презентации "Я выбираю жизнь", в СОШ N 9 организованы беседы социального педагога с подростками о вреде наркотиков, круглые столы "Нет наркотикам" и т.д. Ориентируясь на интерес подростков, были организованы летние площадки, работающие по месту жительства для летнего отдыха, занятости детей и подростков в вечернее время. Благодаря успешной организации работы летних площадок, обеспечены безопасные условия пребывания детей на летних площадках, что позволит избежать случаев детского бродяжничества.
На базе МУ "Молодежный центр" в летний период был организован лагерь для подростков с девиантным поведением с численностью 60 человек. Количество всего трудоустроенных в течение 2011 года - 730 чел., из них 115 чел. состоящих на разных видах учета, 33 ребенка из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
На заседаниях КДНиЗП в 2010 и 2011 гг. административные материалы по факту употребления несовершеннолетними наркотических веществ и курительных смесей не рассматривались. Подростки с целью прохождения курса лечения от токсической зависимости и реабилитации направляются в областную наркологическую больницу и реабилитационный областной лагерь "Викинги". В 2011 году основной задачей КДНиЗП Администрации города стала задача повышения родительской ответственности. Совместно с городскими институтами профилактики разработан комплекс мероприятий на повышение родительской компетентности и ответственности, итоговым мероприятием стала городская родительская конференция "Ответственное родительство сегодня - здоровое общество завтра". К работе по профилактике потребления наркотиков активнее привлекаются волонтерские отряды, в настоящее время в составе волонтеров насчитывается 165 участников. Много внимания в учреждениях культуры, образования, социальной защиты уделяется семейному воспитанию, ведь основой формирования личности является семья. В каждом учреждении проводятся различные мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню любви и верности, Дню матери, проводятся семейные конкурсы, оформляются выставки, проводятся беседы о проблемах взаимоотношений в семье. Важным звеном в вопросах профилактики является работа со СМИ, где отражается оперативная наркоситуация, методы и формы работы с подростками, молодежью, городским населением, система взаимодействия профилактических ведомств, пропаганда здорового образа жизни.
В свою очередь решение проблемы наркотизации населения улучшает многие социальные показатели жизни горожан, включая улучшение демографической ситуации, повышение уровня здоровья и качества жизни населения, обеспечение его занятости, снижение уровня преступности и социальной напряженности в обществе.
Анализ наркоситуации по городу позволяет сделать вывод, что к ее сильным сторонам относятся:
- наличие нормативно-правовой базы в сфере профилактики и противодействия немедицинскому потреблению наркотиков;
- наличие положительного опыта деятельности межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотических средств;
- значительный опыт правоохранительных органов в выявлении преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ;
- широкий охват учебных заведений антинаркотическими профилактическими мероприятиями;
- проведение значительного количества акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, особенно среди подростков и молодежи;
- проведение в средствах массовой информации антинаркотической пропагандистской кампании;
- климатические условия, не позволяющие культивировать в открытом грунте сорта конопли и мака с высоким содержанием наркотических веществ.
К слабым сторонам наркоситуации в городе относятся:
- увеличение миграционных потоков из стран Закавказья и Средней Азии, через территории которых проходят основные наркотрафики;
- развитая транспортная инфраструктура как фактор, способствующий ввозу наркотиков на территорию города и их транзиту;
- отсутствие наркологической службы;
- отсутствие системы социальной реабилитации наркозависимых;
- слабое финансовое обеспечение реализации антинаркотических профилактических мероприятий, что приводит к снижению их эффективности;
- социальная неустроенность части населения как один из факторов приобщения граждан к наркопотреблению;
- растущая социальная дезадаптация молодежи, проявляющаяся в неудовлетворенности жизнью и желании отвлечься от проблем, в том числе при помощи употребления психоактивных веществ.
В сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту имеется готовность всемерно содействовать мероприятиям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и профилактике наркопотребления и участвовать в них.
Угрозами развития негативных тенденций являются:
- прозрачность границ в Центрально-Азиатском регионе и крайне низкий уровень жизни его населения, что может привести к дальнейшей активизации поставок наркотиков афганского происхождения в Ярославскую область через территории Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Казахстана;
- географическая близость к столице, где отмечается высокий уровень немедицинского потребления наркотиков и их оборота;
- возможность использования преступными элементами транспортной инфраструктуры для организации каналов поставок и транзита наркотиков;
- рост интереса иностранного бизнеса к Ярославской области в части возможности организации наркотрафика наряду с развитием международных связей и туризма;
- появляющиеся на "черном рынке" новые более дешевые модификации наркотиков, в том числе изготавливаемые на основе лекарственных средств, находящихся в свободной продаже в аптечной сети;
- наличие в городе учебных заведений начального среднего и высшего профессионального образования, обучающиеся и студенты которых являются потенциальной "группой риска".
На основе анализа сильных и слабых сторон наркоситуации в городе, возможностей ее улучшения и угроз развития негативных тенденций определены следующие приоритетные направления комплексного решения проблемы:
- развитие системы профилактики немедицинского потребления и повышение ее эффективности;
- модернизация системы оказания медицинской наркологической помощи;
- формирование системы мониторинга и оценки развития наркоситуации.
Развитие указанных систем должно удовлетворять следующим требованиям.
В части развития системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и повышение ее эффективности:
- активизация антинаркотической пропаганды по формированию в обществе, и особенно в молодежной среде, нетерпимого отношения к наркопотреблению с подключением к этой работе волонтерских организаций, иных добровольческих объединений и использованием возможностей средств массовой информации и Интернета;
- усовершенствование системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, включая анкетирование и тестирование учащихся образовательных учреждений;
- создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
- повышение квалификации педагогов, психологов, медицинских и социальных работников в области внедрения антинаркотических профилактических программ и технологий;
- достижение необходимого уровня координации и взаимодействия правоохранительных органов, руководителей досуговых заведений и охранных структур при проведении мероприятий антинаркотической направленности в местах массового досуга молодежи.
В части модернизации системы оказания медицинской наркологической помощи:
- использование в практике работы современных методов диагностики наркомании, обследования и лечения наркологических больных;
- проведение мониторинга для обеспечения функционирования единой системы статистического наркологического учета на основе современных программно-аппаратных комплексов, оснащенных модулями защиты информации;
- отработка вопросов межведомственного взаимодействия и его информационного обеспечения на этапах выявления, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.
В части формирования системы мониторинга и оценки развития наркоситуации:
- формирование и использование участниками мониторинга сведений единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
- непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
- прогнозирование развития наркоситуации и выработку предложений по ее улучшению.
Реализация данной программы будет направлена на достижение целей стратегии социально-экономического развития города на 2009 - 2020 годы:
- создание мотивации и условий жителям города для ведения здорового образа жизни;
- развитие и реализация потенциала молодежи в интересах города;
- развитие правовой культуры населения.
2. Цели, задачи и срок реализации программы
Цель:
Создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами и организация системы комплексной профилактики, включающей в себя совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков.
Задачи:
- организовать систему комплексной профилактики немедицинского потребления наркотиков, выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркомании;
- повысить антинаркотическую ориентацию общества, его моральное и физическое оздоровление;
- разработать и реализовать совокупность мероприятий, включающих в себя обучение и воспитание, антинаркотическое просвещение, социальный менеджмент.
Сроки реализации Программы 2013 - 2015 годы
3. Механизм реализации мероприятий программы
Программа носит ярко выраженный социально значимый, межведомственный характер. Результаты ее реализации повлияют на многие важнейшие стороны жизни населения г. Переславля-Залесского.
Реализация Программы будет проходить в соответствии с перечнем программных мероприятий, указанных в Программе. По каждой из задач, указанных в разделе 2 настоящей Концепции, будут сформированы соответствующие направления реализации Программы, а в каждом направлении - конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей.
В мероприятия Программы будут включены:
- проведение ежегодного анкетирования в целях выявления обучающихся, склонных к потреблению ПАВ;
- проведение тестирования обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на предмет немедицинского потребления ПАВ;
- комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
- комплекс мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотиков;
- комплекс мероприятий на повышение родительской компетентности и ответственности;
- проведение значительного количества акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, особенно среди подростков и молодежи, а также направленных на профилактику немедицинского потребления наркотиков;
- областные и городские смотры-конкурсы на лучшую постановку профилактической в учреждениях системы образования.
Программа реализуется на всей территории города во взаимодействии с заинтересованными исполнителями программы.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета в объемах, определенных системой программных мероприятий.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет ее куратор -заместитель Главы Администрации г. Переславля-Залесского Кочева В.Н.
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав является ответственным исполнителем:
- осуществляет организацию, координацию и контроль за выполнением Программы;
- формирует план реализации Программы на год;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся в городе наркоситуации;
- ежегодно с учетом хода реализации Программы уточняет объемы средств, необходимые для финансирования мероприятий в очередном финансовом году;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
- формирует, предоставляет и размещает отчеты о ходе реализации и финансировании Программы в установленном порядке.
Исполнители Программы:
- несут ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы;
- осуществляют организацию, координацию и контроль за выполнением проектов и отдельных мероприятий Программы;
- осуществляют финансирование мероприятий Программы за счет средств, выделяемых на ее реализацию;
- осуществляют функции главного распорядителя бюджетных средств в рамках мероприятий Программы;
- осуществляют подготовку предложений о распределении средств городского бюджета, предусматриваемых на реализацию Программы;
- осуществляют контроль за целевым использованием средств Программы.
4. Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Потребность (тыс. руб.) |
|||
Всего |
в том числе |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Финансовые ресурсы: - городской бюджет |
465,0 |
98,0 |
162,0 |
205,0 |
Допускается перераспределение средств по подразделам Программы в пределах утвержденных годовых бюджетных ассигнований.
5. Ожидаемые результаты от реализации программы
В ходе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- снижение к 2015 году темпов роста злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 5% по отношению к 2012 году;
- снижение к 2015 году количества случаев по впервые установленному диагнозу "наркомания" на 5% по отношению к 2012 году;
- увеличение количества детей и подростков, прошедших обучение по программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков (к 2015 году на 20% по отношению к 2012 году);
- увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании, на 10% по отношению к 2012 году.
- привлечение родительского актива к работе по профилактике наркомании среди обучающихся в образовательных учреждениях города к 2015 г. до 15%;
- изготовление и распространение полиграфической продукции: плакатов, брошюр, буклетов для подростков и молодежи, специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании, родителей и общественных организаций в совокупности не менее 300. экз., по 100 экз. в год.
Список использованных сокращений:
МО МВД - межмуниципальный отдел МВД России по г. Переславлю -Залесскому и Переславскому району;
ГОЧС - отдел по военно-мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций;
КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Переславля-Залесского;
Межрайонная прокуратура - Переславская межрайонная прокуратура;
МРО УФСКН - межрайонный отдел Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области;
ГБУЗ ЦРБ - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Переславская центральная районная больница";
МУ МЦ - муниципальное учреждение "Молодежный центр";
УЗ - учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования;
УКТМиС - управление культуры, молодежи и спорта Администрации г. Переславля-Залесского;
УДО - учреждения дополнительного образования;
УО - управление образования Администрации г. Переславля-Залесского;
ОУ - образовательные учреждения;
УК - учреждения культуры;
МОУ ЦДК "Доверие" - муниципальное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования "Доверие";
ГКУ ЦЗН - государственное казенное учреждение центр занятости населения;
ДЮСШ - детская юношеская спортивная школа;
МОУ СОШ - муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа;
ФОК "Чемпион" - физкультурно-оздоровительный комплекс "Чемпион";
ПАВ - психоактивные вещества;
АППГ - аналогичный период прошлого года.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 27 июля 2012 г. N 1006 "О концепции городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.