Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
г. Переславля-Залесского
от 27 июля 2012 г. N 1007
Концепция
программы "Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних на территории города Переславля-Залесского на 2013 - 2015 годы"
1. Характеристика и содержание проблемы
Правовую основу городской целевой программы "Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних на территории города Переславля-Залесского на 2013 - 2015 годы" (далее Программа) составляют: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закон Ярославской области от 03.11.2005 N 58-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав", Закон Ярославской области от 07.04.2003 N 17-з "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области", постановление Правительства Ярославской области от 27.04.2012 N 349-п "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы".
Разработка и реализация Программы обусловлена исполнением на территории г. Переславля-Залесского государственных полномочий Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, улучшением положения семьи и детей, формированием эффективной комплексной системы государственной и муниципальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По состоянию на 1 января 2012 года в г. Переславле-Залесском проживает 7438 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, 11050 семей с несовершеннолетними детьми. На территории города создана адаптивная модель образовательной среды и воспитательного пространства. Функционирующая сеть учреждений общего и дополнительного образования в полном объеме обеспечивает образовательный процесс на территории города.
Вместе с тем, социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, употребление алкоголя и токсических веществ несовершеннолетними, подростковая преступность. Проблемы детской безнадзорности, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних продолжают оставаться острыми.
Основой разработки городской целевой программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних является анализ состояния правопорядка среди несовершеннолетних на территории города, так как социальная неустроенность подростков, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучия в семьях, является одной из основных причин криминализации подростковой среды.
В 2009 году на учете КДНиЗП состояло - 46 семей (0,45% от общего количества семей с детьми, проживающими на территории города), в них 61 ребенок;
- в 2010 году - 32 семьи (0,30%), в них 49 детей;
- в 2011 году - 24 семьи (0,22%), в них 41 ребенок;
- за 6 мес. 2012 года - 19 семей (0,17%), в них 33 ребенка.
Сняты с учета в связи с улучшением ситуации в семье:
- в 2009 году - 6 семей (13% от количества семей, находящихся в социально опасном положении);
- в 2010 году - 13 семей (40%);
- в 2011 году - 13 семей (54%).
Анализ состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009 - 2012 годы по основным показателям выглядит следующим образом.
Наименование показателя |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Количество несовершеннолетних, проживающих в городе |
7670 |
7518 |
7438 |
Количество семей с детьми, проживающих в городе |
10201 |
10627 |
11050 |
Количество безнадзорных несовершеннолетних |
10 |
8 |
3 |
доля их в общем числе детского населения (%) |
0,13 |
0,10 |
0,04 |
Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними (всего) |
132 |
118 |
94 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (всего) |
36 |
39 |
60 |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем числе расследованных преступлений |
6,0 |
6,3 |
7,26 |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Из них: |
95 |
83 |
78 |
- за употребление спиртных напитков |
42 |
32 |
22 |
- за употребление токсических веществ |
9 |
9 |
11 |
Действовавшая в предыдущие годы аналогичная городская целевая программа активизировала работу органов профилактики, стабилизировала обстановку и дала определенные результаты. Ежегодно в городе снижается количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении, количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения и состоящих на учете в КДНиЗП.
Вместе с тем возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2012 году, в связи с увеличением преступлений, связанных с угоном автотранспортных средств с 5 в 2011 году до 25 в 2012 году. Остается высоким число родителей (законных представителей), привлеченных к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Характер совершаемых ими правонарушений обусловлен социальной нестабильностью во многих семьях, алкоголизацией, отсутствием материальных средств, низкой правовой и педагогической грамотностью родителей. Наличие факторов социального риска в большинстве случаев способствуют возникновению отклоняющего поведения у детей с их последующей криминализацией, и поэтому требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики на территории г. Переславля-Залесского. Для эффективного решения данных проблем необходимо кардинальное улучшение взаимодействия учреждений и служб различной ведомственной принадлежности, общественных объединений и других субъектов профилактики безнадзорности. Это может быть достигнуто программными методами, путем реализации согласованного комплекса мероприятий.
Реализация Программы будет направлена на достижение целей стратегии социально-экономического развития города Переславля-Залесского на 2009 - 2020 годы:
- развитие правовой культуры населения;
- создание мотивации и условий жителям города для ведения здорового образа жизни
2. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является совершенствование, развитие и повышение эффективности работы городской системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование форм и методов работы по предупреждению и профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности городских учреждений системы профилактики по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков;
- методическое и информационное обеспечение деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
- количество преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- доля повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- доля несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в общем числе детского населения, проживающего на территории;
- доля несовершеннолетних, снятых с учета в связи с положительной динамикой, в общем числе несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии;
- доля безнадзорных детей в общем числе детского населения, проживающего на территории города;
- доля семей, находящихся в социально опасном положении, в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми, проживающими на территории города;
- доля семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с положительной динамикой, в общем количестве семей, состоящих на учете в комиссии.
3. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы 2013 - 2015 годы
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы будет проходить в соответствии с перечнем программных мероприятий, указанных в Программе. По каждой из задач, указанных в разделе 2 настоящей Концепции, будут сформированы соответствующие направления реализации Программы, а в каждом направлении конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей.
Заказчик Программы: Администрация г. Переславля-Залесского.
Основной разработчик Программы: отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Переславля-Залесского.
Исполнители Программы: управление образования, управление культуры, молодежи и спорта, управление социальной защиты населения и труда, Переславль-Залесский МО МВД России, ГКУ ЯО "Центр занятости населения", ГБУЗ ЯО "Переславская центральная районная больница", МУ "Молодежный центр", МУ КЦСОН "Надежда", образовательные учреждения.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, а также за проведением оценки эффективности реализации Программы будет осуществляется заместителем Главы Администрации г. Переславля-Залесского Кочевой В.Н.
Общая координация, текущее управление, а также оперативный контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Переславля-Залесского.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
5. Общая потребность в ресурсах
Финансовое обеспечение Программы:
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего |
в том числе |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Средства городского бюджета |
1202,0 |
231,5 |
622,0 |
348,5 |
Допускается перераспределение средств по подразделам Программы в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
6. Ожидаемые конечные результаты Программы
Программа носит выраженный социальный характер. Результаты
реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни города.
Реализация Программы позволит добиться позитивного изменения ситуации, связанной с безнадзорностью, правонарушениями и защитой прав несовершеннолетних.
Результатом реализации Программы станет улучшение положения семьи и детей, формирование эффективной комплексной системы государственной и муниципальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация программных профилактических мероприятий позволит добиться снижения уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В результате реализации Программы к концу 2015 года предполагается достичь следующих результатов:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение |
|||
базовое* 2012 |
декабрь 2013 |
декабрь 2014 |
декабрь 2015 |
|||
1. |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними |
единиц (процентов) |
60 (100) |
55 (91) |
50 (83) |
45 (75) |
2. |
Доля повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними |
процентов |
17,9 |
17,0 |
16,5 |
16,0 |
3. |
Доля несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в общем числе детского населения, проживающего на территории |
процентов |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
4. |
Доля несовершеннолетних, снятых с учета в связи с положительной динамикой, в общем числе несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии |
процентов |
38,4 |
39,0 |
40,0 |
41,0 |
5. |
Доля безнадзорных детей в общем числе детского населения, проживающего на территории |
процентов |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
6. |
Доля семей, находящихся в социально опасном положении, в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми, проживающими на территории |
процентов |
0,5 |
0,45 |
0,4 |
0,35 |
7. |
Доля семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с положительной динамикой, в общем количестве семей, состоящих на учете в комиссии |
процентов |
54,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
* Базовый показатель в абсолютных цифрах определяется на основании статистических данных на начало 2012 года
7. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, выбор наиболее целесообразного варианта решения проблемы
Решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может складываться по следующим вариантам:
1. Вариант первый - реализация планируемой к разработке Программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия Программы в 2013 - 2015 годах, что будет отражено в показателях результатов и целевых индикаторах. Все средства, предусмотренные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, будут направлены на реализацию запланированных мероприятий, что повысит их эффективность.
2. Вариант второй - принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования по отношению к планируемым объемам (от 100% до 80%).
Уменьшение объемов финансирования Программы приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.
В результате чего возможны следующие последствия:
- при отсутствии финансирования мероприятий, направленных на обеспечение занятости детей и подростков, пропаганду здорового образа жизни и ответственного родительства не будут достигнуты запланированные показатели Программы;
- при отсутствии финансирования деятельности детских и молодежных объединений позитивной направленности снизится процент вовлечения детей и подростков в социально значимую деятельность, что в свою очередь может привести к приобщению несовершеннолетних к неформальным объединениям асоциальной и экстремистской направленности и повышению криминализации в подростковой среде.
Следовательно, в рамках существующих требований к организации работы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной значимости поставленных задач наиболее целесообразным способом их реализации при активной муниципальной поддержке является первый вариант, позволяющий максимально решить все задачи и добиться поставленной Программой цели.
8. Список использованных сокращений
КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
МО МВД - межрайонный отдел Министерства внутренних дел
ГБУЗ ЯО - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области
ГКУ ЯО- государственное казенное учреждение Ярославской области
МУ- муниципальное учреждение
МУ КЦСОН - муниципальное учреждение комплексный центр социального обслуживания населения
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 27 июля 2012 г. N 1007 "О концепции городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.