Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
от 5 февраля 2016 г. N 177-н
"О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
3 июня, 27 декабря 2016 г.
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 6 апреля 2017 г. N 229-н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- от 26.02.2015 N 145-н "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области";
- от 27.07.2015 N 152-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 26.02.2015 N 145-н";
- от 10.11.2015 N 161-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 26.02.2015 N 145-н";
- от 31.12.2015 N 165-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 26.02.2015 N 145-н".
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 декабря 2016 г. N 213-н в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента - главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Фирсова Ю.В.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента |
С.Л. Миронов |
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 декабря 2016 г. N 213-н в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
Ведомственная целевая программа
"Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
(утв. приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 5 февраля 2016 г. N 177-н)
3 июня, 27 декабря 2016 г.
Паспорт ВЦП
Общая потребность в ресурсах
I. Краткое описание текущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьёзные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 23 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 41 млн. куб. м, 43 месторождения гравийно-песчаного материала с общими запасами более 254 млн. куб. м и 64 месторождения строительного песка, общие запасы которого составляют 245 млн. куб. м. Зарегистрированы 623 месторождения торфа с запасами 178,327 тыс. тонн.
Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 18,5 процента, основной объем водоснабжения приходится на поверхностные источники. В 2014 году добыча подземных вод составила 70 тыс. куб. м/ сутки. Общее количество разведанных запасов составляет 466,969 тыс. куб. м/ сутки.
На территории Ярославской области пробурено 2392 скважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
На 01.12.2015 лицензировано 543 источника подземного водоснабжения (водозабора), что составляет 977 скважин.
На 01.12.2015 учтена 671 брошенная и бесхозная скважина. Данные скважины являются источником загрязнения подземных питьевых вод и несут угрозу здоровью населения Ярославской области.
Территория области пересечена реками общей протяжённостью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее -МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объём забора воды (с учётом подземных вод) в 2014 году составил 230,89 куб. м/ год (в 2013 году - 246 млн. куб. м/ год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.
Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2013 году составила 653,06 млн. куб. м/ год, что меньше, чем в 2012 году, на 9,52 млн. куб. м (в 2012 году - 662,58 млн. куб. м/ год). Снижение фактической мощности очистных сооружений в 2013 году по сравнению с 2012 годом обусловлено в основном снижением производственных мощностей промышленных предприятий. Основной объём загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет морально и физически устаревшие очистные сооружения, некоторые посёлки городского типа и большинство сельских населённых пунктов вообще не имеют очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключённые к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/ год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией Ярославской области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Российской Федерацией переданы Ярославской области следующие полномочия:
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которое осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
Реализация переданных полномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2014 году 187,7 тыс. тонн (в 2013 году - 188,74 тыс. тонн), в том числе от стационарных источников - 88,3 тыс. тонн (в 2013 году - 81,54 тыс. тонн), от автотранспорта - 99,4 тыс. тонн (в 2013 году - 107,2 тыс. тонн).
Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (48,5 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 44,5 процента.
За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме 2-ТП (воздух) предприятий и организаций. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения уменьшились на 68,9 тыс. тонн (41,3 процента). Суммарные выбросы уменьшились на 61,4 тыс. тонн (24,8 процента).
Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по достижению поставленной цели.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путём установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских учёных, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
В настоящее время в Ярославской области функционируют 379 ООПТ общей площадью 365,6 тыс. га, что составляет около 10 процентов площади области. Из них:
- 3 ООПТ федерального значения общей площадью 88,4 тыс. га (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк "Плещеево озеро" и государственный природный заказник "Ярославский");
- 365 ООПТ регионального значения общей площадью 272,1 тыс. га (из них 44 государственных природных заказника и 321 памятник природы);
- 11 ООПТ местного значения общей площадью 5 тыс. га.
Кроме того, восемнадцать болот в Ярославской области включены в международный реестр "ТЕЛМА" как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах Российской Федерации. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот Российской Федерации, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. Семь участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к ключевым орнитологическим территориям европейской части Российской Федерации. Большинство из указанных территорий полностью или частично совпадают с ООПТ федерального, регионального или местного значения.
Функционирование эффективной системы ООПТ способствует сохранению биологического разнообразия и обеспечению устойчивого использования природных ресурсов. Для сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов на ООПТ регионального значения за последние 5 лет проведены работы по установлению границ всех 365 ООПТ регионального значения и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Сведения об ООПТ и ограничениях в их использовании размещаются на официальном портале органов государственной власти Ярославской области, на интернет-ресурсе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Публичная кадастровая карта", геопортале Ярославской области, отражены в документах территориального планирования области и муниципальных образований.
Закон Ярославской области от 28 декабря 2015 г. N 112-з "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области" позволит повысить эффективность государственного управления системой ООПТ Ярославской области, будет способствовать совершенствованию нормативных правовых основ планирования, создания и функционирования ООПТ, обеспечению экологической безопасности, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, природного и культурного наследия области.
Для реализации установленных федеральным законодательством полномочий необходимо проведение работ:
- по обследованию ООПТ в целях получения актуальной информации о состоянии природных комплексов и наличии особо ценных природных объектов, в том числе редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Ярославской области, для обеспечения подготовки индивидуальных положений об ООПТ, установления оптимального режима охраны ООПТ для обеспечения сохранения ценных объектов и комплексов, уточнению границ ООПТ регионального значения (на настоящий момент имеется неполная информация о 150 ООПТ);
- по организации комплексного экологического обследования и подготовки иной необходимой документации по созданию 11 новых ООПТ, включенных постановлением Правительства области от 31.12.2014 N 1435-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 23.07.2008 N 385-п" в перечень объектов регионального значения, планируемых для размещения на территории Ярославской области;
- по установлению границ и режима охраны охранных зон у ООПТ;
- по изготовлению и установке специальных информационных знаков (аншлагов) об ООПТ и их охранных зонах;
- по установлению собственников (владельцев, пользователей) земельных участков в границах памятников природы регионального значения и заключению с ними охранных обязательств;
- по экологическому просвещению по вопросам ООПТ.
Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач -частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организована постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году вышла "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году - "Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению, и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в Российской Федерации в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Российская Федерация обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книга Ярославской области была издана в 2004 году и имеет основные цели -выявление и регистрация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и указом Губернатора области от 08.11.2011 N 501 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 31.07.2007 N 702".
Постановлением Правительства области от 09.02.2011 N 86-п "Об утверждении перечней (списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославской области" утверждены перечни (списки) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Ярославской области, исключённых из Красной книги Ярославской области.
В 2014 году проведены работы по сбору, обработке, анализу данных о численности, условиях обитания и ареалах редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Ярославской области. По результатам проведения работ внесены изменения в ранее утверждённые перечни (списки) для более эффективной охраны биоразнообразия на территории Ярославской области.
В 2015 году подготовлено второе издание Красной книги Ярославской области. Основное содержание Красной книги составляют очерки о диких животных и дикорастущих растениях, лишайниках и грибах, которые содержат справочные сведения по номенклатуре, распространению, степени редкости, принятым мерам охраны, мерам, предлагаемым для охраны на территории области. Выпущен тираж Красной книги Ярославской области на DVD-дисках c удобным интерактивным меню, электронным оглавлением и предметным указателем.
Для получения актуальной информации о редких и исчезающих видах необходимо проведение систематических научно-исследовательских работ на территории области, в первую очередь, на ООПТ.
В соответствии с постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор на территории области, который включает в себя:
- региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- региональный государственный надзор в области обращения с отходами;
- региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- региональный государственный надзор в области охраны и использования ООПТ регионального значения.
Постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п "Об осуществлении государственного контроля (надзора)" также определён перечень лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Региональный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, согласованным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, планами работ государственных инспекторов по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, планами проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований, а также по обращениям граждан, предприятий и организаций о фактах нарушений требований природоохранного законодательства. В целях установления фактических объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и определения видов и количества отходов при проведении контрольно-надзорных мероприятий департаментом привлекаются аккредитованные аналитические лаборатории, а также маркшейдеры, маркшейдерские и геодезические организации, имеющие соответствующие лицензии.
Департамент осуществляет полномочия по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведение экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постепенно из оборота исчезают лампы накаливания и большое распространение получают энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (далее - ЭРЛ).
Наиболее острым вопросом при использовании ЭРЛ является проблема обеспечения их безопасного использования и утилизации: каждая ЭРЛ содержит 3 - 5 мг паров ртути, относящейся к первому классу чрезвычайно опасных химических веществ с предельной допустимой концентрацией (далее - ПДК) в атмосферном воздухе жилых и общественных помещений всего 0,0003 мг/ куб. м. Опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ЭРЛ, но и небрежное обращение с ними: проникновение ртути в организм происходит при вдыхании ее паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. В результате повреждения одной ЭРЛ в условиях закрытого помещения в течение нескольких часов возможно достижение концентрации паров ртути, превышающей ПДК более чем в 160 раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила). Правила обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Согласно Правилам потребители ЭРЛ (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ЭРЛ. Накопление отработанных ЭРЛ производится отдельно от других видов отходов. Органы местного самоуправления муниципальных образований области организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ЭРЛ у потребителей ЭРЛ. У потребителей ЭРЛ, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ЭРЛ обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов. Сбор отработанных ЭРЛ у потребителей осуществляют специализированные организации.
В Ярославской области в рамках ВЦП уже несколько лет производится финансирование утилизации ртутьсодержащих отходов, включая ЭРЛ, от населения области и от бюджетных организаций. За 2015 год в рамках ВЦП утилизировано в пересчете на лампы 357 187 штук.
Ежегодно на утилизацию ЭРЛ из областного бюджета, а также из бюджета г. Ярославля выделяются финансовые средства. В связи с вытеснением с рынка ламп накаливания все чаще возникает вопрос о необходимости принятия срочных мер по формированию системы национального рециклинга ЭРЛ.
Особое внимание следует обратить на организацию централизованной системы экологически безопасного сбора, транспортировки и утилизации ЭРЛ от населения. Также следует обратить внимание на воспитание санитарно-гигиенической и экологической культуры значительной части населения. Необходимо не только информировать население о ртутной опасности, но и экономически заинтересовать его в максимально полном возврате непригодных для использования ЭРЛ.
Всеобщая компьютеризация, наряду с новыми возможностями, породила острую проблему утилизации "электронного лома" - непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая различные источники питания. Моральное устаревание IT-устройств наступает во много раз быстрее, чем в любой другой отрасли.
Отработавший свой срок "электронный лом" попадает на полигоны твердых бытовых отходов, загрязняя окружающую среду опасными токсичными веществами (свинец, ртуть, шестивалентный хром, бромидные соединения, кадмий, никель и другие). В 2010 - 2015 годах в рамках ВЦП выделялись финансовые средства на утилизацию "электронного лома", собранного от бюджетных организаций и населения области. В 2015 году утилизировано 20 тонн непригодной для дальнейшего использования электронной техники, комплектующих и расходных материалов, включая 235 кг различных источников питания. С 2016 года в связи с развитием предпринимательства в указанной сфере прием "электронного лома" производится двумя организациями бесплатно. Однако еще остается нерешенной проблема утилизации пришедших в негодность компактных источников питания (батареек). Департамент планирует продолжить проведение работ по утилизации компактных источников питания, собранных от населения и бюджетных организаций.
Большое значение имеют вопросы экологического просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, к которым присоединилась и Российская Федерация.
Ежегодно готовятся сборники "Об экологической ситуации в Ярославской области" и доклады о состоянии и об охране окружающей среды Ярославской области.
В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остаётся напряжённой, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.
Основными экологическими проблемами остаются загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанных проблем является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объёмов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Многообразие, сложность и комплексность задач свидетельствуют о необходимости их решения программно-целевым методом. Департамент в силу своих полномочий предусматривает разработку, участие в разработке и реализации государственной программы Ярославской области и целого ряда целевых программ.
II. Цель ВЦП
Цель ВЦП - организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории области в рамках полномочий департамента.
III. Задачи, результаты и мероприятия ВЦП
IV. Механизмы реализации и управления ВЦП
Финансирование мероприятий ВЦП осуществляется департаментом в соответствии с требованиями казначейского исполнения бюджета.
Бюджетные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий ВЦП, не финансируемых за счёт средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- расчистку русел рек;
- проведение мониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- подготовку и издание доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области;
- проведение работ по утилизации ртутьсодержащих отходов и непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек);
- изготовление и установку специальных информационных знаков (аншлагов) на территории региональных ООПТ;
- оказание услуг аккредитованных лабораторий для контроля источников загрязнения, а также маркшейдеров, маркшейдерских и геодезических организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП, приведено в приложении к ВЦП.
Механизм управления ВЦП состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ВЦП ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и его анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия ВЦП (при необходимости);
- представление полугодовой и годовой отчётности;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Департамент обеспечивает реализацию ВЦП и её финансирование, осуществляет координацию деятельности её участников, формирует отчёт о реализации ВЦП, организует проведение мероприятий.
ВЦП реализуется через систему периодического уточнения показателей реализации ВЦП и оценку промежуточных и итоговых результатов, выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В ходе выполнения ВЦП планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления муниципальных образований области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими федеральными структурами в части полномочий, касающихся достижения цели, поставленной в ВЦП. Для выполнения ряда мероприятий ВЦП предполагается привлечение образовательных, общественных организаций и различных средств массовой информации.
Отдельные мероприятия ВЦП предполагается реализовывать путём проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
За реализацию программных мероприятий, указанных в разделе III ВЦП, отвечают в части исполнения мероприятий ВЦП, указанных:
- в подпункте 1.2 пункта 1 раздела III ВЦП, - заместитель директора департамента -председатель комитета государственного экологического надзора департамента;
- в подпункте 2.2 пункта 2, в подпункте 4.2.1 пункта 4 (в части мониторинга состояния водных объектов) раздела III ВЦП, - заместитель директора департамента - председатель комитета природопользования департамента;
в подпунктах 4.2.1 (в части мониторинга состояния атмосферного воздуха), 4.2.2 пункта 4, в подпункте 5.2 пункта 5 раздела III ВЦП, - председатель комитета охраны окружающей среды департамента;
- в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 пункта 3, пункте 6 во всех остальных мероприятиях (в части обеспечения финансирования и участия в проведении процедур закупок) раздела III ВЦП, - начальник отдела экономики и планирования департамента.
Должностные лица департамента, участвующие в реализации мероприятий ВЦП, несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
В целях успешной реализации задач будут обеспечены информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях ВЦП посредством размещения информации на странице департамента на официальном портале органов государственной власти Ярославской области.
Контроль за реализацией ВЦП будет осуществляться куратором ВЦП - заместителем Председателя Правительства области Колесовым Р.А.
Список используемых сокращений:
ВЦП - ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
ОС - областные средства
ФС - федеральные средства
Приложение
к ВЦП
Обоснование
потребности в ресурсах, необходимых для реализации ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Расходные обязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
- федеральные законы:
от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 668 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Планирование объёмов субвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 636 "Об утверждении методики определения общего объёма субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Объём субвенций из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2016 год утвержден Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Закупка товаров, работ и услуг для реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Затраты, предусмотренные в ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, рассчитаны исходя из сложившегося уровня цен на соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и / или коммерческих предложениях компаний и организаций, которые их оказывают на территории Ярославской области. Расходы будущих периодов рассчитаны исходя из темпов инфляции, предусматриваемых дефлятором валового внутреннего продукта, который предлагает использовать в прогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом в соответствии со сметами расходов, утверждёнными в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными задачами Программы являются: обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования; осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений; обеспечение безопасных условий при обращении с опасными отходами потребления (ртутьсодержащими отходами, непригодными для дальнейшего использования компактными источниками питания); обеспечение органов управления специализированной информацией; осуществление полномочий в сфере управления особо охраняемыми природными территориями и биоразнообразием.
Объем финансирования Программы составляет 33 613,90 тыс. рублей.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 5 февраля 2016 г. N 177-н "О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области"
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 5 февраля 2016 г. с присвоением регистрационного номера 13-5713
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 16 февраля 2016 г. N 13
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 6 апреля 2017 г. N 229-н настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 декабря 2016 г. N 213-н
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 3 июня 2016 г. N 186-н
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа