Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 24 декабря 2015 г. N 1406
Областная целевая программа
"Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы
Паспорт ОЦП
Сроки реализации ОЦП |
01.01.2016 - 31.12.2020 |
|
Куратор ОЦП |
заместитель Председателя Правительства области Крупин Михаил Львович, тел. (4852) 40-04-24 |
|
Ответственный исполнитель ОЦП |
АТ |
руководитель АТ Ветошкина Юлия Альбертовна, тел. (4852) 40-08-09; исполняющий обязанности начальника отдела разработки и реализации проектов и программ АТ Лаврова Изида Анатольевна, тел. (4852) 40-08-03 |
Исполнители ОЦП |
ДИП |
директор ДИП Золотовский Андрей Владимирович, тел. (4852) 40-19-03; заместитель председателя комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частным партнерством ДИП Морозова Татьяна Николаевна, тел. (4852) 40-01-24 |
ДО |
директор ДО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95 |
|
Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
http://www.yarregion/depts/tourism/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объём финансирования (тыс. руб.) |
|||||||
всего |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
Предусмотрено законом об ОБ |
|
|
|
|
|
|
||
- областные средства |
119 500,0 |
59 500,0 |
30 000,0 |
30 000,0 |
- |
|
||
Справочно (за рамками закона об ОБ) |
|
|
|
|
|
|
||
- областные средства |
93 362,0 |
- |
- |
- |
46 631,0 |
46731,0 |
||
- федеральные средства |
535 000,0 |
535 000,0 |
- |
- |
- |
|
||
- МБ |
4 646,9 |
1 786,9 |
850,0 |
670,0 |
670,0 |
670,0 |
||
- ВИ |
120 000,0 |
120 000,0 |
- |
- |
- |
|
||
Итого по ОЦП |
872 508,9 |
716 286,9 |
30 850,0 |
30 670,0 |
47 301,0 |
47401,0 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - СЭР ЯО), сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 12 лет (начиная с 2002 года) более чем в 6,7 раза (с 476 тысяч до 3215,6 тысячи) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 13,6 раза (с 230 до 3128,7 млн рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. В 2014 году область приняла 3215,6 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 260 тысяч иностранных граждан. По данным Федерального агентства по туризму, Ярославская область занимает третье место в Центральном федеральном округе по числу посетителей после г. Москвы, Московской области.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2014 году туристскими фирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 3128,7 млн рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 2,1 процента валового регионального продукта Ярославской области). Поступления от туристской индустрии в консолидированный бюджет Ярославской области составили более 311,9 млн рублей.
В целях дальнейшего развития и максимально эффективного использования имеющегося туристского потенциала области в 2014 году была разработана Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года, утверждённая постановлением Правительства области от 13.08.2014 N 797-п "Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия).
При разработке Стратегии учитывалась роль развития туризма для области, муниципальных образований Ярославской области и общества, что позволило сформировать предложения по диверсификации приоритетных видов туризма.
При разработке Стратегии определены сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области.
Факторами, сдерживающими развитие туризма в Ярославской области, являются:
- опережающий рост цен на услуги туристской индустрии в Ярославской области по сравнению со среднероссийскими показателями;
- недостаточное позиционирование и продвижение туристского продукта Ярославской области на национальном и международном рынках;
- недостаточная информационная активность Ярославской области;
- системные недостатки инфраструктуры туризма (состояние межмуниципальной дорожной сети, недостаточное благоустройство городской среды, территорий и места отдыха туристов) и объектов показа;
- размытость функций и полномочий по регулированию государственной политики в сфере туризма.
Среди сильных сторон развития туризма в Ярославской области следует выделить:
- рост туристского потока;
- рост количества коллективных средств размещения;
- высокую предпринимательскую активность;
- кластерный подход к развитию туризма;
- наличие исторически сложившихся туристских центров и брендового маршрута "Золотое кольцо России";
- рост числа мероприятий делового и событийного туризма;
- активное развитие внутрирегионального детского и молодежного туризма;
- развитие лечебно-оздоровительного туризма;
- развитие народных художественных промыслов и производство сувенирной продукции;
- высокую степень узнаваемости Ярославской области в молодежной среде;
- хорошие позиции Ярославской области в сегменте внутреннего туризма.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;
- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из ВИ;
- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;
- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;
- постоянно растущие уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются:
- привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ;
- повышение спроса на услуги основных видов туризма в области;
- политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях;
- использование передового опыта развития туристской индустрии в Российской Федерации.
Указанные возможности развития туризма в области позволят создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в СЭР ЯО.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма. Дальнейшее совершенствование механизмов координации развития субъектов туристской индустрии приведет к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Перечень угроз эффективному развитию туризма в области:
- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;
- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;
- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;
- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;
- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;
- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма;
- ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Реализация ОЦП позволит области добиться ведущих позиций в сфере внутреннего и въездного туризма и противостоять данным угрозам, будет способствовать нивелированию слабых сторон туристской индустрии области.
В ОЦП предусмотрена реализация мероприятий, направленных на формирование на территории области современной туристской индустрии:
- создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области;
- формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов;
- обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ярославской области на внутреннем и международном рынках;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма;
- развитие туристской инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды.
Реализация данных мероприятий потребует скоординированного их выполнения сразу несколькими исполнителями. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.
ОЦП является первым этапом решения стратегической задачи -достижения к 2020 году доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 4,1 процента.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие данного сектора экономики области. Реализация мероприятий ОЦП позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.
В указанных условиях ОЦП является наиболее целесообразной формой решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет осуществить комплексную реализацию межфункциональных задач и достичь значимых результатов.
II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
||||||||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение (2014 год) |
плановое значение |
||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Обеспечение повышения конкурентоспособности туристского комплекса Ярославской области на российском и международном рынках на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма |
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
522,5 |
620,1 |
663,1 |
706,2 |
749,2 |
788,0 |
|||
численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
15,8 |
17,8 |
19,6 |
20,6 |
20,5 |
21,1 |
||||
площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
тыс. кв. метров |
150 |
186 |
206 |
226 |
246 |
268 |
||||
количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
тыс. ед. |
17,6 |
19,7 |
21,1 |
22,5 |
23,8 |
26,1 |
||||
количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
5,1 |
6,3 |
7,0 |
7,7 |
8,4 |
9,1 |
||||
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн руб. |
2395,8 |
2654,5 |
2775,1 |
2895,6 |
3016,2 |
3082,5 |
||||
прирост экскурсантов, посетивших Ярославскую область, к уровню 2014 года |
процентов |
- |
6 |
13 |
21 |
29 |
37 |
||||
место области в Центральном федеральном округе по ежегодному количеству туристов и экскурсантов |
ранга |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
III. Задачи ОЦП
N п/п |
Наименование задачи |
Результат |
||||||
наименование |
единица измерения |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области |
количество реализованных проектов |
ед. |
14 |
16 |
16 |
24 |
24 |
2. |
Содействие увеличению количества объектов туристской инфраструктуры, росту их потенциала в сфере обслуживания туристов |
число дополнительных мест в коллективных средствах размещения |
мест |
- |
835 |
100 |
- |
- |
инвестиции в основной капитал средств размещения |
млн руб. |
- |
40 |
40 |
- |
- |
||
3. |
Формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов |
число поддержанных новых и перспективных туристских проектов |
ед. |
14 |
14 |
14 |
15 |
16 |
4. |
Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта области на внутреннем и международном рынках |
количество реализованных проектов |
ед. |
29 |
34 |
34 |
39 |
37 |
5. |
Совершенствование кадрового, аналитического и методического обеспечения управления развитием туристско-рекреационного комплекса области |
количество реализованных проектов |
ед. |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
IV. Механизмы реализации ОЦП
Реализация ОЦП предусматривает использование различных средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организационной и информационной поддержки.
АТ, являясь ответственным исполнителем ОЦП:
- осуществляет организацию, координацию и контроль выполнения мероприятий ОЦП;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий ОЦП с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
- ежегодно с учетом хода реализации ОЦП уточняет объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий ОЦП в очередном финансовом году;
- составляет при формировании ОБ бюджетную заявку на финансирование ОЦП за счет средств ОБ и обоснование объемов финансирования ОЦП в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвует в организации финансирования мероприятий ОЦП по курируемым направлениям и осуществлении контроля за целевым использованием средств ОЦП;
- организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации ОЦП, финансировании мероприятий ОЦП (далее -мероприятия) и других материалов;
- готовит оперативный план реализации ОЦП;
- готовит отчет о реализации ОЦП.
Исполнители в рамках закрепленных за ними мероприятий:
- осуществляют координацию деятельности участников ОЦП по контролируемым ими направлениям;
- своевременно информируют АТ о возникновении ситуаций, которые влекут за собой невыполнение мероприятий, недостижение показателей результата мероприятий и (или) изменения объемов финансирования мероприятий ОЦП;
- направляют в АТ информацию и предложения по внесению изменений в ОЦП в соответствии с пунктом 4.5 раздела 4 Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области, утверждённого постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" (далее - Положение о программно-целевом планировании и контроле), с соблюдением требований подпункта 4.1.5 пункта 4.1 раздела 4 Положения о программно-целевом планировании и контроле;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвуют в организации финансирования мероприятий ОЦП по курируемым направлениям и осуществлении контроля за целевым использованием средств ОЦП;
- при исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов;
- после вступления в силу закона Ярославской области об ОБ на очередной финансовый год и на плановый период заносят изменения в ОЦП в ПМ ГП АИС "Планирование";
- заносят фактические данные об ОЦП и согласовывают с АТ отчет в ПМ ГП АИС "Планирование".
ДИП, являясь исполнителем задачи 2 раздела V ОЦП:
- организует и контролирует реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию инфраструктуры туристских объектов (включая комплекс обеспечивающей инфраструктуры кластера);
- совместно с АТ согласовывает с Федеральным агентством по туризму изменения, планируемые к внесению в ОЦП в ходе ее реализации, которые влекут изменение объемов финансирования и (или) показателей результативности ОЦП.
Предоставление средств ОБ, предусмотренных на развитие туристской инфраструктуры, осуществляется в форме:
- субсидий из ОБ на реализацию мероприятий по созданию условий для развития инфраструктуры досуга и отдыха на территории муниципальных образований Ярославской области;
- грантов на реализацию лучших событийных региональных (межрегиональных, международных) проектов;
- субсидии муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров на территории Ярославской области;
- оплаты товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам и государственным контрактам;
- субсидии государственным бюджетным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Ярославской области (создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров на территории Ярославской области), а также в иных предусмотренных законом формах.
Реализация ОЦП планируется на всей территории области во взаимодействии с заинтересованными муниципальными образованиями области. Методика предоставления и распределения субсидий из ОБ на реализацию мероприятий по созданию условий для развития инфраструктуры досуга и отдыха на территории муниципальных образований Ярославской области (приложение 1 к ОЦП) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
ОЦП предусмотрено выделение грантов с целью государственной поддержки проектов, направленных на продвижение туристских ресурсов муниципальных районов и городских округов области и на реализацию событийных региональных (межрегиональных, международных) проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма. Порядок предоставления грантов для поддержки проектов в области внутреннего и въездного туризма утверждён постановлением Правительства области от 26.02.2015 N 190-п "О предоставлении грантов для поддержки проектов в области внутреннего и въездного туризма в Ярославской области".
Для реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"", на территории Ярославской области запланировано заключение соглашения о совместной деятельности с Федеральным агентством по туризму. Привлечение средств из ФБ осуществляется на основании федеральных нормативных правовых актов, соблюдения условий софинансирования за счет средств ОБ и привлечения частных инвестиций для реализации проектов. Механизм субсидирования муниципальных образований области на строительство объектов капитального строительства определяется постановлением Правительства области от 12.08.2009 N 825-п "Об утверждении Правил предоставления средств на реализацию инвестиционных проектов адресной инвестиционной программы Ярославской области". Субсидии муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров на территории Ярославской области предоставляются в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров на территории Ярославской области (приложение 2 к ОЦП).
С целью обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области с федеральными органами исполнительной власти, ОМС, организациями (в том числе научными учреждениями) вопросы реализации инвестиционных проектов в сфере туризма на территории Ярославской области будут выноситься на рассмотрение межфункциональной группы по реализации на территории Ярославской области инвестиционных проектов в сфере туризма, образованной на основании распоряжения Губернатора области от 28.03.2013 N 166-р "Об образовании межфункциональной группы по реализации на территории Ярославской области инвестиционных проектов в сфере туризма".
С целью межведомственной координации работ по реализации ОЦП ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение координационного совета по развитию туризма в Ярославской области, образованного на основании постановления Правительства области от 08.05.2013 N 503-п "О координационном совете по развитию туризма в Ярославской области" (далее - координационный совет по развитию туризма).
V. Перечень мероприятий ОЦП
Список используемых сокращений:
АТ - агентство по туризму Ярославской области
ВИ - внебюджетные источники
ГИС - государственная информационная система
ДИП - департамент инвестиционной политики Ярославской области
ДО - департамент образования Ярославской области
МБ - местные бюджеты
ОБ - областной бюджет
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ПМ ГП АИС "Планирование" - программный модуль "Государственные программы" автоматизированной информационной системы "Планирование"
ТИЦ - туристско-информационный центр
ФБ - федеральный бюджет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.