Ярославская областная Дума постановила:
1. Утвердить прилагаемое Положение о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.
Председатель Ярославской областной Думы |
И.В. Осипов |
Положение
о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе
(утв. Постановлением Ярославской областной Думы
от 14 мая 2013 г. N 92)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения Ярославской областной Думой правового мониторинга.
1.2. Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения и постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 N 1127-п "О мониторинге правоприменения в Ярославской области".
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- правовой мониторинг - деятельность Ярославской областной Думы по осуществлению мониторинга правоприменения и мониторинга нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой;
- мониторинг правоприменения - комплексная деятельность Ярославской областной Думы по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области (в том числе подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение законов Ярославской области) в целях повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы;
- мониторинг нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой - осуществляемая на постоянной основе деятельность Ярославской областной Думы по сбору, обобщению и анализу информации о нормативных правовых актах, принятых Ярославской областной Думой, на предмет их соответствия федеральному законодательству и законодательству Ярославской области с целью устранения выявленных нарушений.
1.4. Целью осуществления правового мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации и Ярославской области.
1.5. Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества нормотворческой деятельности;
- выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;
- выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;
- выявление ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах и их устранение;
- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия законов Ярославской области, иных нормативных правовых актов Ярославской области.
2. Организация мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе
2.1. При осуществлении мониторинга правоприменения используется:
- практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- информация о деятельности органов государственной власти и государственных органов Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
- информация о практике применения нормативных правовых актов, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Ярославской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области, Общественного молодежного парламента при Ярославской областной Думе;
- информация, полученная в результате проведения выездных встреч и совещаний, депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых Ярославской областной Думой, а также мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Ярославской области и иными государственными органами Ярославской области и организациями;
- информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
- публикации средств массовой информации;
- статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Ярославской области;
- социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований;
- информация, содержащаяся в обращениях граждан, юридических лиц, организаций, поступивших в органы государственной власти Ярославской области, государственные органы Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, касающаяся практики применения нормативных правовых актов;
- информация, поступившая из иных источников.
2.2. Инициаторами проведения мониторинга правоприменения могут выступать:
- депутаты Ярославской областной Думы;
- комитеты Ярославской областной Думы;
- фракции Ярославской областной Думы.
2.3. Инициатором проведения мониторинга правоприменения должны быть определены отрасль (подотрасль) законодательства, группа нормативных правовых актов, отдельные предписания нормативного правового акта, мониторинг правоприменения которых планируется осуществить (далее - объект мониторинга правоприменения), а также представлено обоснование целесообразности проведения мониторинга правоприменения.
2.4. Инициатива проведения мониторинга правоприменения направляется в Ярославскую областную Думу и поступает в Совет Думы.
2.5. Совет Думы определяет профильный комитет Ярославской областной Думы для рассмотрения инициативы проведения мониторинга правоприменения.
2.6. Поручение профильному комитету Ярославской областной Думы о рассмотрении инициативы проведения мониторинга правоприменения может быть дано на заседании Ярославской областной Думы в соответствии со статьей 130 Регламента Ярославской областной Думы.
2.7. Решение о проведении мониторинга правоприменения принимает профильный комитет Ярославской областной Думы. В указанном решении должны быть определены:
- объект мониторинга правоприменения;
- обоснование целесообразности проведения мониторинга правоприменения;
- период времени, за который проводится мониторинг правоприменения;
- состав создаваемой рабочей группы, ответственной за проведение мониторинга правоприменения;
- срок проведения мониторинга правоприменения.
К деятельности рабочей группы могут привлекаться представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, в том числе Контрольно-счетной палаты Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, эксперты по вопросам, возникающим в ходе правоприменительной практики, и иные заинтересованные органы и организации.
2.8. При проведении мониторинга правоприменения рабочая группа, ответственная за проведение мониторинга правоприменения:
- обеспечивает направление запросов в органы государственной власти и государственные органы Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
- осуществляет сбор информации, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения;
- изучает практику применения (исполнения) объекта мониторинга правоприменения с выездом в муниципальные образования, проведение совещаний, рабочих встреч и т.п.;
- оценивает полученную информацию;
- анализирует результаты мониторинга правоприменения;
- выявляет проблемы, которые возникают у правоприменителей в ходе исполнения нормативных правовых актов;
- определяет пути решения проблем в применении нормативных правовых актов;
- разрабатывает предложения по принятию мер, обеспечивающих повышение эффективности применения нормативных правовых актов.
2.9. По результатам проведенного мониторинга правоприменения рабочая группа, ответственная за проведение мониторинга правоприменения, подготавливает для рассмотрения на заседании профильного комитета Ярославской областной Думы Отчет, в котором содержится следующее:
- информация об объекте, цели проведения мониторинга правоприменения;
- информация о деятельности рабочей группы, ответственной за проведение мониторинга правоприменения, по проведению мониторинга правоприменения;
- информация о проведении мониторинга правоприменения;
- выводы о состоянии объекта мониторинга правоприменения;
- предложения по принятию необходимых мер, направленных на повышение уровня реализации нормативных правовых актов, на решение проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга правоприменения, предложения по совершенствованию нормативных правовых актов.
Отчет может содержать полученные в ходе проведения мониторинга правоприменения информационные, аналитические материалы в табличном, графическом вариантах.
2.10. Отчет подлежит рассмотрению на ближайшем заседании профильного комитета Ярославской областной Думы. В случае одобрения Отчета профильный комитет Ярославской областной Думы вносит проект постановления Ярославской областной Думы об итогах мониторинга правоприменения.
2.11. Постановление Ярославской областной Думы об итогах мониторинга правоприменения конкретного объекта мониторинга правоприменения содержит положение о принятии к сведению Отчета, а также может содержать следующие положения:
- о предложениях по совершенствованию нормативных правовых актов:
- о принятии новых законов Ярославской области, законов о внесении изменений в законы Ярославской области (в том числе в связи с выявлением коррупциогенных факторов), законов о признании утратившими силу законов Ярославской области, их отдельных положений;
- об обращении к Губернатору Ярославской области, в Правительство Ярославской области с соответствующими предложениями о внесении изменений в нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Ярославской области или необходимости принятия новых нормативных правовых актов;
- об обращении к органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области с соответствующими предложениями;
- о принятии решения о необходимости проведения мониторинга правоприменения по другим объектам мониторинга правоприменения, связанным с проведенным мониторингом правоприменения;
- о подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Ярославской областной Думы;
- о разработке и направлении законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
- о поручениях (при необходимости);
- о возложении контроля за исполнением постановления Ярославской областной Думы об итогах мониторинга правоприменения;
- об опубликовании Отчета и постановления Ярославской областной Думы об итогах мониторинга правоприменения.
2.12. Постановление Ярославской областной Думы направляется заинтересованным лицам, размещается на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.13. В рамках мониторинга правоприменения Ярославская областная Дума направляет до 1 июня в Министерство юстиции Российской Федерации:
- предложения к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации;
- информацию о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
2.14. Ярославская областная Дума вправе в порядке, установленном постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 N 1127-п "О мониторинге правоприменения в Ярославской области", направлять информацию и предложения по вопросам мониторинга правоприменения в государственно-правовое управление Правительства Ярославской области.
2.15. В целях реализации положений, предусмотренных пунктами 2.13 и 2.14 настоящего Положения, в правовое управление аппарата Ярославской областной Думы ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется:
- комитетами Ярославской областной Думы - информация о проводимом ими мониторинге правоприменения;
- приемной по обращениям граждан - информация о практике применения нормативных правовых актов;
- организационным управлением аппарата Ярославской областной Думы - информация по результатам заседаний Совета председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) при Ярославской областной Думе.
3. Организация мониторинга нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой
3.1. Правовое управление аппарата Ярославской областной Думы на регулярной основе проводит анализ информации об изменении федерального и регионального законодательства, анализ практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и ежемесячно представляет Председателю Ярославской областной Думы информационные письма о мониторинге нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой, в том числе с предложениями о приведении законодательства Ярославской области в соответствие с федеральным законодательством.
3.2. Информационные письма о мониторинге нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой, после рассмотрения Председателем Ярославской областной Думы, направляются в комитеты Ярославской областной Думы.
3.3. По итогам рассмотрения информационных писем о мониторинге нормативных правовых актов, принятых Ярославской областной Думой, могут быть приняты решения, предусмотренные абзацами третьим, четвертым, седьмым, восьмым пункта 2.11 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачами правового мониторинга являются: выработка предложений по совершенствованию и повышению качества нормотворческой деятельности; выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права; выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах. Инициаторами проведения мониторинга правоприменения могут выступать депутаты, комитеты и фракции Ярославской областной Думы.
Постановление Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 г. N 92 "Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе"
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 21 мая 2013 г. N 37