В соответствии с постановлением Мэра г. Переславля-Залесского от 11.08.2006 N 1002 "Об утверждении порядка разработки, принятия и реализации целевых программ" (в редакции постановлений от 01.12.2008 N 1367;от 01.04.2010 N 357, от 16.06.2010 N 785, от 23.04.2012 N 499), Администрация города Переславля-Залесского постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию городской целевой программы "Развитие туризма и отдыха в городе Переславле-Залесском на 2013 - 2015 годы".
2. Управлению поддержки предпринимательства и туризма Администрации г. Переславля-Залесского совместно с управлением экономики и инвестиций Администрации г. Переславля-Залесского обеспечить разработку проекта Программы.
3. Настоящее постановление разместить на официальном сайте органов местного самоуправления г. Переславля-Залесского в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Мэр города Переславля-Залесского |
Д.В. Кошурников |
Концепция
городской целевой программы "Развитие туризма и отдыха в городе Переславле-Залесском" на 2013 - 2015 гг.
I. Характеристика и содержание проблемы, анализ причин ее возникновения
Значимость развития туризма для города Переславля-Залесского определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке Департамента экономического развития Ярославской области, Переславль-Залесский является растущей туристской дистинацией с положительной динамикой развития. По ежегодному приему туристов и экскурсантов Переславль-Залесский занимает устойчивое 3 место среди всех городов Ярославской области.
Наличие в городе разнообразных туристских ресурсов создает условия для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, религиозного, активного, событийного, экологического и приключенческого.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.
Стратегией социально-экономического развития города Переславля-Залесского до 2020 года вторым приоритетным направлением определено "Развитие туризма (развитие индустрии гостеприимства)". В соответствии со Стратегией социально-экономического развития были разработаны и реализованы городские целевые программы муниципальной поддержки въездного и внутреннего туризма, что позволило, начиная с 2004 года, в 2,3 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, посещающих город, в 5 раз увеличить объем туристских и гостиничных услуг, вывести город на 3 место в Ярославской области по приему туристов и экскурсантов (сравнение 2004 и 2011 годов).
Состояние туристской отрасли города на сегодняшний момент характеризуется следующими показателями:
- инфраструктура туризма и отдыха города Переславля-Залесского на данном этапе представлена 10 средствами размещения на 415 мест; 15 предприятиями общественного питания, рассчитанными на прием около 1500 человек; 9 туристическими фирмами, из которых 1 - туроператор по внутреннему туризму; 11 музеями с филиалами; 12 сувенирными салонами; национальным парком "Плещеево озеро";
- туристские ресурсы города включают 15 объектов православной культуры, 68 экскурсионных маршрутов, 23 туристских маршрута, 26 интерактивных развлекательно-познавательных программы, 9 туристских фестивалей и праздников;
- количество туристов, ежегодно посещающих город, составляет около 300 тысяч человек;
- ежегодный рост турпотока в среднем составляет 10%;
- на 1 жителя города Переславля-Залесского приходится 7,1 туристов;
- большую часть гостей города составляют экскурсанты (89% от общего туристического потока), что говорит о транзитном характере посещения города;
- соотношение российских и иностранных гостей Переславля-Залесского фиксируется на уровне 97,5% и 2,5% соответственно. Однако необходимо отметить, что за последние 5 лет наблюдается увеличение числа иностранных граждан, посетивших город с туристической целью. Наибольшей популярностью город пользуется у туристов из Италии, Франции, США и Германии;
- объем оказанных услуг основными предприятиями туристской сферы города составляет 200,5 млн. рублей (по данным 2011 года);
- количество людей, занятых в сфере туризма и отдыха города, составляет 770 человек (по данным 2011 года), что соответствует 3,7% от общего числа занятых в экономике города, в том числе:
в гостиничном хозяйстве - 20,1%;
в городских музеях - 29,6%;
в турфирмах города - 7,4%;
в иных организациях сферы туризма и услуг (национальный парк, основные предприятия питания, сувенирные салоны и т.д.) - 42,9%.
Проводя анализ состояния туристской отрасли города в целом, можно выделить ее сильные стороны (преимущества) и слабые стороны (проблемные зоны).
К сильным сторонам (преимуществам), безусловно, относятся:
1. Известность города и его узнаваемость на рынке туруслуг.
Переславль-Залесский - город с культурным и природным потенциалом, известный на туристическом рынке с 1970-х годов. Узнаваемость города обеспечивается благодаря "брендовым" объектам показа - озеро Плещеево, Синий камень, музей-усадьба "Ботик Петра I", музей утюга, музей паровозов, Никитский и Федоровский монастыри, Переславский музей-заповедник.
2. Богатое историко-культурное наследие города. На территории Переславля-Залесского сосредоточено 134 объекта культурного наследия, в том числе Спасо-Преображенский собор и земляные валы XII века.
3. Интегрированность города в известные и уже раскрученные турмаршруты. Переславль-Залесский является частью турмаршрута "Золотое кольцо России".
4. Месторасположение города и транспортная доступность территории, удаленность от основных платежеспособных рынков сбыта. Переславль-Залесский равно удален от всех городов маршрута "Золотое кольцо России", имеет хорошее транспортное сообщение с основными региональными центрами Центрального федерального округа и столицей г. Москвой. Основная туристская клиентура Переславля-Залесского - жители Москвы и Московской области.
5. Наличие конкурентных преимуществ территории. В Переславле-Залесском сосредоточены самобытные и уникальные объекты показа, что кардинально отличает город от десятков аналогичных древних русских городов: озеро Плещеево, множество частных музеев, Центр сохранения и развития народных традиций "Дом Берендея" и пр.
6. Наличие инфраструктуры туризма и отдыха, туристских ресурсов.
7. Наличие водного пространства акватории озера Плещеева для развития активного, водного видов туризма.
8. Развитие перспективных видов туризма, формирование новых конкурентоспособных турпродуктов: фестиваль воздухоплавателей на тепловых аэростатах, фестиваль авторской песни "Открытие", Петровская Ассамблея "Веков азартная игра", туристские программы Центр сохранения и развития народных традиций "Дом Берендея".
9. Последовательная и комплексная реализация городских программ поддержки въездного и внутреннего туризма, создание системы управления туристской отраслью города.
Слабые стороны (проблемные зоны) представлены:
1. Отсутствием системы туристской логистики: изношенностью дорожно-транспортной системы, недостатком парковочных зон, мест общественного пользования (туалетов), зон туризма и отдыха, средств размещения и питания туристов.
2. Нарушением архитектурно-исторической среды города (Рыбацкая слобода, исторический центр города - улицы Ростовская, Советская, Кардовского, Московская).
3. Отсутствием индустрии досуга и развлечений.
4. Недостаточной привлекательностью и известностью города на рынке туристических услуг.
5. Неоптимальным соотношением цены и качества туристских услуг.
6. Усиливающейся конкуренцией со стороны других туристских центров России (Суздаль, Углич, Ростов).
7. Отсутствием системы качественного информирования туристов на территории города.
8. Недостатком событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов.
9. Недостаточно эффективным использованием ИT-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли и использованием современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях города.
10. Недостаточным финансированием мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей города.
11. Недостаточно эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала города для развития внутреннего туризма. По экспертным оценкам туристско-рекреационный потенциал города используется на 25 - 30%.
Для более эффективного использования туристско-рекреационного потенциала города и нивелирования слабых сторон туристской индустрии необходима реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории города современной туристской индустрии.
Городская целевая программа "Развитие туризма и отдыха в городе Переславле-Залесском на 2013 - 2015 годы" будет являться наиболее приемлемой и функциональной формой для решения задач дальнейшего развития туристской отрасли города, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
Основные направления городской целевой программы будут представлены как:
1. Поддержка развития и укрепления туристской инфраструктуры.
2. Маркетинг и продвижение туристских ресурсов.
3. Содействие развитию перспективных видов туризма.
4. Создание системы управления туристской отраслью.
II. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Переславля-Залесского до 2020 года целью городской целевой программы "Развитие туризма и отдыха в городе Переславле-Залесском на 2013 - 2015 годы" является формирование современной конкурентоспособной туристской отрасли города Переславля-Залесского.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Увеличение численности принимаемых туристов и экскурсантов.
2. Увеличение финансовых поступлений от туристской деятельности в экономику города.
3. Развитие и совершенствование туристской и сопутствующей инфраструктуры.
4. Разработка и реализация особо значимых приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха. Повышение капитализации инвестиций в сферу туризма и отдыха.
5. Создание новых рабочих мест на предприятиях сферы туризма и отдыха.
6. Укрепление положительного туристского имиджа города на российском рынке, выход города и продвижение его турресурсов на международном уровне.
7. Развитие перспективных видов туризма. Создание новых конкурентоспособных турпродуктов, формирование туристских брендов.
8. Повышение доходности и рентабельности услуг, предоставляемых гостям города
9. Создание комфортной информационной среды и обеспечение безопасных условий пребывания туристов и экскурсантов.
Целевые показатели:
К задаче 1:
1.1. количество туристов и экскурсантов, посетивших город, всего (чел.), в том числе:
1.1.1. количество российских/иностранных туристов и экскурсантов (чел.);
1.1.2. количество туристов (чел.);
1.1.3 количество экскурсантов (чел.).
1.2. количество туристов и экскурсантов на 1 жителя города (чел.).
К задаче 2:
2.1. стоимость произведенных услуг предприятиями сферы туризма и отдыха (млн. руб.).
К задаче 3.
3.1. количество объектов туристской инфраструктуры всего (ед.), в том числе:
3.1.1. количество средств размещения туристов (ед.) и количество мест в средствах размещения (ед.);
3.1.2. количество предприятий питания туристов (ед.);
3.1.3. количество объектов показа (ед.);
3.1.4. количество организаций и предприятий сферы туризма и отдыха (ед.).
К задаче 4.
4.1. количество приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха (ед. и % от общего числа ПИП);
4.2. объем инвестиций в сферу туризма и отдыха (млн. руб.).
К задаче 5.
5.1. количество занятых в сфере туризма и отдыха (чел.);
5.2. соотношение числа занятых в сфере туризма и отдыха с общей численностью занятых в экономике города (%).
К задаче 6.
6.1. место города Переславля-Залесского среди городов Ярославской области по ежегодному приему туристов.
К задаче 7.
7.1. количество экскурсионных маршрутов (ед.);
7.2. количество туристских маршрутов (ед.);
7.3. количество туристских интерактивных развлекательно-познавательных программ (ед.);
7.4. количество туристских фестивалей и праздников (ед.).
К задаче 8.
8.1. количество новых туристских услуг (ед.);
8.2. степень удовлетворенности туристскими услугами (баллы).
К задаче 9.
9.1. количество информационных ресурсов (ед.);
9.2. количество презентационных материалов о туристских ресурсах города, в том числе и в электронном виде (ед.);
9.3. количество информационных центров и киосков (ед.);
9.4. количество объектов туристской навигации (ед.).
III. Сроки реализации Программы
Программа будет рассчитана на долгосрочный период (3 года) и представлять собой комплекс практических решений по укреплению и дальнейшему развитию сферы въездного и внутреннего туризма на территории города Переславля-Залесского.
Предполагаемые сроки реализации программы 2013 - 2015 годы.
IV. Разработчики и исполнители программы
Основным разработчиком и исполнителем программы выступает управление поддержки предпринимательства и туризма Администрации г. Переславля-Залесского (отдел туризма). Соисполнителями и участниками программы выступают структурные подразделения Администрации г. Переславля-Залесского по своим направлениям деятельности, основные субъекты туристской деятельности на территории города (туроператорские организации, средства размещения, объекты туристского показа, а также другие предприятия и организации сферы услуг).
V. Потребности в финансовых ресурсах
Потребность в ресурсах для реализации программы определена на основе подсчета ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии города проектов. Учтены предполагаемые затраты городского бюджета на организацию основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей города, проведение событийных мероприятий, осуществление исследовательских проектов, в том числе социологических. Программой предусматривается привлечение средств внебюджетных источников.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
|||
всего |
В том числе по годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Финансовые ресурсы: |
тыс. руб. |
934890 |
195380 |
344100 |
395410 |
- городской бюджет |
тыс. руб. |
6960 |
2800 |
2020 |
2140 |
- областной бюджет* |
тыс. руб. |
1200 |
580 |
300 |
320 |
- внебюджетные источники** |
тыс. руб. |
926730 |
192000 |
341780 |
392950 |
*данные являются предварительными (субсидии из областного бюджета на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха, согласно ОЦП "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы")
**данные являются предварительными.
VI. Предварительная оценка ожидаемых результатов программы (от реализации предлагаемого варианта решения проблемы)
В результате реализации программы к 2015 году предполагается обеспечить:
- увеличение ежегодного количества туристов и экскурсантов, принимаемых городом, до 380 тыс. чел.;
- увеличение численности иностранных туристов и экскурсантов до 9 тыс. чел.;
- увеличение численности туристов до 42 тыс. чел.;
- увеличение численности экскурсантов до 340 тыс. чел.;
- увеличение числа туристов и экскурсантов на 1 жителя города до 9 чел.;
- увеличение стоимости произведенных услуг предприятиями сферы туризма и отдыха до 250 млн. рублей (прогноз на 2015 год);
- увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всего на 10 ед., в том числе:
- средств размещения туристов на 3 ед. и количество мест в среднем на 150 ед.;
- предприятий питания туристов на 3 ед.;
- количество объектов показа на 2 ед.;
- количество организаций и предприятий сферы туризма и отдыха на 2 ед.;
- увеличение инвестиций в сферу туризма и отдыха для модернизации и укрепления туристской инфраструктуры на 10% ежегодно;
- рост числа занятых в сфере туризма и отдыха города до 900 человек;
- рост соотношения числа занятых в сфере туризма и отдыха с общей численностью занятых в экономике города до 4,5%;
- повышение места города Переславля-Залесского среди городов Ярославской области по ежегодному приему туристов до 2 места;
- увеличение количества туристских, экскурсионных маршрутов, интерактивных программ, событийных мероприятий на 50%;
- увеличение новых туристских услуг на 50%;
- повышение качества туристских услуг на 20%;
- увеличение количества новых информационных ресурсов и презентационных материалов по туризму на 50%;
- увеличение количества информационных центров и киосков на 1 ед.;
- увеличение количества объектов туристской навигации на 3 ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 31 июля 2012 г. N 1030 "О Концепции городской целевой программы "Развитие туризма и отдыха в городе Переславле-Залесском на 2013 - 2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был