Решение Ярославского областного суда
от 15 июля 2013 г. N 3-42/2013
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Сурковой Т.Ю.
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению регионального отделения в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" о признании недействующим в части Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", установил:
Региональное отделение в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" в редакции данного Закона от 23 мая 2013 года (далее - Закон) в следующей части:
Заявитель просит признать недействующими положения п.п. 4.5, 5, 8 ст. 89 Закона в части слов "вакантный мандат", как допускающих образование вакантного мандата, подлежащего дополнительному перераспределению, на стадии распределения депутатских мандатов.
В указанной части заявление мотивировано следующим: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) содержит иное понятие "вакантный мандат". Согласно ст. ст. 32, 71 указанного Федерального закона N 67-ФЗ "вакантный мандат" образуется в связи с досрочным прекращением полномочий депутата законодательного органа. По смыслу же данного понятия, придаваемому ему вышеприведенными положениями Закона в оспариваемой части, "вакантный мандат" образуется до регистрации организующей выборы избирательной комиссией результатов выборов, в том числе регистрации распределения мандатов среди зарегистрированных кандидатов. Введение такого понятия региональным законодателем нарушает права заявителя, так как на стадии распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями, допущенными к такому распределению, "вакантный мандат" не может образовываться, его дополнительное перераспределение невозможно.
Заявитель просит признать недействующими положения абзаца 1 п. 4.5 ст. 89 Закона в части установления иного, отличного от закрепленного в ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, порядка распределения мандатов, а именно: "дополнительного перераспределения вакантного депутатского мандата" в соответствии с пп. "а" - "в" п. 3 ст. 89 Закона.
В данной части заявитель привел следующие мотивы своих требований: пунктом 16 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ закреплен принцип распределения депутатских мандатов между списками кандидатов пропорционально набранному каждым списком количеству голосов избирателей. Оспариваемые положения абзаца 1 п. 4.5 ст. 89 Закона позволяют организующей выборы избирательной комиссии в случае выбытия кандидата из списка по тем или иным основаниям изымать из данного списка депутатский мандат, и, таким образом, лишать список голосов избирателей, на основании которых данный мандат был передан списку при первоначальном распределении. Закрепление данной нормы в Законе противоречит принципу пропорциональности передаваемых списку мандатов количеству полученных им голосов избирателей. Кроме того, эти положения противоречат п. 15 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, содержащему запрет на изменение списка кандидатов и порядка размещения в нем кандидатов после регистрации списка избирательной комиссией.
Заявитель просит признать недействующими положения абзацев 1, 2 п. 2 ст. 89 Закона в части установления двух минимальных порогов, при преодолении которых единый список кандидатов допускается к распределению мандатов.
В указанной части заявитель указывает на противоречие приведенных положений Закона Федеральному закону N 67-ФЗ, который не допускает установление двух порогов, при преодолении которых список кандидатов допускается к распределению депутатских мандатов. Федеральным законом N 67-ФЗ предполагается установление одного "порога".
Заявитель указал также, что приведенные положения Закона нарушают его права и законные интересы, поскольку региональное отделение в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" вправе принимать участие в выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
В судебном заседании представитель заявителя Которкин А.В. заявление поддержал, представил расчеты двух возможных вариантов итогов голосования, из которых видно, что в случае образования "вакантного мандата" у списка кандидатов, не являющегося лидером по количеству полученных голосов избирателей, при перераспределении данного мандата с значительной степенью вероятности он будет передан списку кандидатов, набравшему наибольшее количество голосов избирателей.
Представители Ярославской областной Думы Смирнова О.В. и Тулякова А.И., представители Губернатора Ярославской области Килипченко О.Ю. и Вошатко А.В. против удовлетворения заявления возражали.
По ходатайству представителя Губернатора Ярославской области, при отсутствии возражений со стороны представителя заявителя, представителей Ярославской областной Думы, а также прокурора судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Ярославской области в целях получения пояснений данного органа относительно применения оспариваемых положений Закона и установления возможного нарушения прав и законных интересов как заявителя, так и иных участников правоотношений, урегулированных оспариваемыми нормами, при определении результатов выборов и распределении депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенных к такому распределению.
Председатель Избирательной комиссии Ярославской области Васильев Д.В. в удовлетворении заявления возражал.
Основания возражений заинтересованных лиц были аналогичны друг другу и сводились к следующему: Закон, в том числе оспариваемые его положения, принят в рамках компетенции регионального законодателя, предоставленной ему Конституцией РФ и федеральными законами. Федеральный закон N 67-ФЗ закрепляет основанные гарантии избирательных прав и в том числе основные гарантии данных прав при определении результатов выборов. К числу таких гарантий относится распределение депутатских мандатов между списками кандидатов пропорционально полученному данным списком количеству голосов избирателей. Закон, в том числе его оспариваемые положения, в полной мере соответствуют данному принципу и не нарушают его. Пунктом 3 статьи 89 Закона определена методика распределения мандатов между списками кандидатов, допущенными к такому распределению. Пункты 4.1 - 4.4 статьи 89 Закона закрепляют порядок распределения мандатов внутри списка. Пункт 4.5 статьи 89 Закона определяет порядок распределения мандатов, которые были переданы списку кандидатов при первоначальном распределении, но по тем или иным причинам не перешли к зарегистрированному кандидату данного списка в порядке, установленном п.п. 4.2 - 4.4 данной статьи. Законом закреплено распределение данных мандатов в порядке, установленном в п. 3 ст. 89 Закона, то есть вновь пропорционально полученным голосам избирателей каждым списком. Кроме того, п. 4.5 статьи 89 содержит исключения из данной нормы, гарантирующие получение списком кандидатов, допущенным к распределению мандатов, а также списком кандидатов, получившим более 5%, но менее 7% голосов избирателей, одного депутатского мандата. Региональный законодатель предусмотрел также случаи, при которых депутатский мандат, не переданный кандидату в порядке п.п. 4.2. - 4.4 ст. 89 Закона, распределяется внутри единого списка и не подлежит перераспределению на основании п. 3 ст. 89 Закона. Таким образом, региональный законодатель реализовал свои полномочия на определение порядка распределения депутатских мандатов с учетом гарантий, установленный в федеральном законодательстве.
Введение в закон понятия "вакантный мандат" на стадии распределения мандатов до регистрации результатов выборов не противоречит Федеральному Закону N 67-ФЗ. Данный закон не придает понятию "вакантный мандат" какого-либо специального правового значения. Значение указанного понятия следует из смысла той нормы, в которой оно приведено. Поэтому у Ярославской областной Думы и Губернатора Ярославской области не имелось препятствий в приведении данного понятия в вышепоименованных нормах.
Представители заинтересованных лиц указали также, что установление в Законе двух процентных порогов, при преодолении которых список кандидатов в депутаты приобретает право на получение депутатского мандата не противоречит Федеральному закону N 67-ФЗ. Пунктом 16 статьи 35 данного закона предусмотренном право субъекта РФ предусмотреть в региональном законе порог, при котором список допускается к распределению депутатских мандатов, данный порог не может превышать 7%. Это правомочие реализовано в абзаце 1 пункта 2 статьи 89 Закона. В то же время региональный законодатель исполнил требование п. 17 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, закрепив в абз. 2 п. 2 ст. 89 Закона гарантию получения одного депутатского мандата тем спискам, которые получили менее 7% голосов избирателей, но более 5% данных голосов.
Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по мотивам, аналогичным приведенным в возражениях заинтересованных лиц.
Заслушав лиц. участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, учитывая заключение прокурора, суд оснований для удовлетворения заявления регионального отделения в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" не находит.
Конституцией Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72) установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 4 статьи 4 данного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Согласно статье 10 данного Федерального закона депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Таким образом, установление правовых норм, регулирующих вопросы выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Устава Ярославской области государственную власть в Ярославской области осуществляют:
Ярославская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Ярославской области;
Губернатор Ярославской области - высшее должностное лицо Ярославской области;
Правительство Ярославской области - высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области;
иные органы исполнительной власти Ярославской области.
В соответствии со ст.ст. 24, 25 Устава Ярославской области Ярославская областная Дума на своих заседаниях принимает законы Ярославской области и постановления Ярославской областной Думы.
Ярославская областная Дума в сфере законодательного регулирования устанавливает порядок проведения выборов в Ярославскую областную Думу, порядок проведения выборов Губернатора Ярославской области и порядок отзыва Губернатора Ярославской области.
В соответствии со ст. 40 Устава Ярославской области Губернатор Ярославской области обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Ярославской областной Думой.
Таким образом, введение правового регулирования правоотношений, связанных с выборами в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, относится к компетенции Ярославской области как субъекта Российской Федерации. Данное правовое регулирование устанавливается путем принятия Закона Ярославской области Ярославской областной Думой и обнародуется путем подписания данного Закона Губернатором Ярославской области.
Закон Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" в редакции от 23 мая 2013 года, в том числе его оспариваемые положения, принят Ярославской областной Думой и подписан Губернатором Ярославской области в пределах компетенции данных органов, в порядке установленном Уставом Ярославской области.
Закон Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" опубликован в издании "Губернские вести", N 37, 08.06.2003.
Закон Ярославской области от 23.05.2013 N 20-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" и статью 3 Закона Ярославской области "Об Избирательной комиссии Ярославской области", которым введены в Закон Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з оспариваемые в настоящем гражданском деле нормы, опубликован в газете "Документ-Регион", N 39-а, 24.05.2013.
Оспариваемые в настоящем гражданском деле положения Закона устанавливают порядок определения результатов и установление общих результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы, представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области по единому избирательному округу.
Заявитель является региональным отделением в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа". Заявителем представлены документы, подтверждающие его право в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О политических партиях" принимать участие в выборах в представительные органы субъекта Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований. Таким образом, настоящее заявление подано лицом, которому предоставлено такое право в соответствии со ст.ст. 3, 251 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статьей 89 Закона определен Порядок определения результатов и установление общих результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы, представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области по единому избирательному округу.
Согласно части 2 статьи 89 Закона списки кандидатов по единому избирательному округу на выборах в Ярославскую областную Думу, получившие не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, допускаются к распределению депутатских мандатов.
До распределения депутатских мандатов в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи осуществляется передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов, каждому из которых передается один депутатский мандат.
На выборах в представительные органы муниципальных образований к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов по единому избирательному округу, получившие не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты на выборах в представительные органы муниципальных образований подлежат распределению внутри территориальных групп в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 3, 4<3> - 4<6> настоящей статьи.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены в Федеральном законе N 67-ФЗ.
Пунктом 16 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В соответствии с пунктом 17 данной нормы если установленный законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный процент голосов избирателей превышает 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Данное положение не применяется, если установленный законом субъекта Российской Федерации указанный минимальный процент составляет 5 и менее процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Проверяя соответствие установленных в Законе норм, федеральному законодательству о выборах, суд приходит к следующему:
Установив в Законе семипроцентный порог, который необходимо преодолеть списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением, Ярославская областная Дума, как региональный законодатель, реализовал то полномочие, которое предоставлено ему Федеральным законом N 67-ФЗ в вышеприведенном его положении.
В то же время, пунктом 17 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ региональный законодатель обязан к закреплению гарантий на получение одного депутатского мандата тех списков кандидатов, которые получили более 5% голосов избирателей, но не получили установленный региональным законодателем минимальный процент голосов, при котором список допускается к распределению депутатских мандатов.
Таким образом, при принятии Закона Ярославская областная Дума и Губернатор Ярославской области действовали в пределах предоставленных им полномочий Федеральным законом N 67-ФЗ, и в то же время сохранили те гарантии, которые предусмотрены для списков кандидатов, получивших более 5% голосов избирателей, указанным федеральным законом.
Позиция заявителя о том, что в Законе установлены два порога, преодолении которых список кандидатов получает депутатский мандат является необоснованной.
В Законе установлен один порог в 7% голосов избирателей. Предоставление депутатского мандата списку, получившему более 5%, но менее 7% голосов избирателей, является основной гарантией избирательных прав, закрепленной в Федеральном законе N 67-ФЗ.
По изложенным основаниям в указанной части суд отказывает в удовлетворении заявления.
В пункте 3 статьи 89 Закона приведена методика распределения депутатских мандатов между списками кандидатов допущенных к их распределению.
В пунктах 4.1. - 4.4. статьи 89 Закона приводится методика распределения депутатских мандатов, полученных в результате процедуры подсчета, изложенной в пункте 3, между зарегистрированными кандидатами внутри единого списка, в том числе между общей частью списка и территориальными группами кандидатов.
Далее, в статье 89 законодатель урегулировал ситуацию, при которой переданный списку кандидатов мандат не может быть передан зарегистрированному кандидату в порядке, установленном в п.п. 4.1 - 4.4 статьи 89 Закона.
В соответствии с п. 4.5 статьи 89 Закона если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, то такой мандат подлежит дополнительному распределению в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящей статьи, и передается в порядке, предусмотренном пунктами 4<2> - 4<4> настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта.
В соответствии с п. 5 данной статьи кандидат, избранный в составе единого списка кандидатов, вправе до регистрации его организующей выборы избирательной комиссией подать письменное заявление об отказе от депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае организующая выборы избирательная комиссия исключает его из единого списка кандидатов и передает вакантный депутатский мандат в порядке, предусмотренном пунктом 4<5> настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 данной статьи организующая выборы избирательная комиссия после определения результатов выборов по единому избирательному округу извещает об этом каждого кандидата из зарегистрированного списка кандидатов, признанного избранным депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в указанную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его вакантный депутатский мандат передается в порядке, предусмотренном пунктом 4<5> настоящей статьи.
Излагая указанные нормы, региональный законодатель использует понятие "вакантный мандат".
Заявитель указывает, что в силу ст.ст. 32, 71 Федерального закона N 67-ФЗ появление "вакантного мандата" возможно только на стадии получения зарегистрированным кандидатом статуса депутата соответствующего представительного органа и прекращения им данного статуса по тем или иным основаниям.
С указанной позицией нельзя согласиться.
Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит определения понятия "вакантный мандат", не придает данному термину специального значения, что обязывало бы регионального законодателя к использованию такого понятия только в том смысле, который придан ему федеральным законом.
Действительно Федеральный закон N 67-ФЗ в своих положениях (статьи 32, 71) применяет понятие "вакантный мандат" регулируя вопросы проведения повторных и дополнительных выборов при образовании данного мандата по причине досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов.
Однако, данное обстоятельство не препятствует региональному законодателю использовать данное понятие при регулировании правоотношений на иной стадии выборов в представительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований.
Понятие "вакантный мандат" раскрывается в контексте той нормы, в которой оно закреплено. В данном случае "вакантный мандат" обозначает мандат, который не может быть передан зарегистрированному кандидату в порядке распределения депутатских мандатов внутри списка.
Применение данного термина в Федеральном законе N 67-ФЗ на иной стадии выборов или деятельности представительного органа, не свидетельствует о том, что образование "вакантного мандата" до регистрации результатов выборов невозможно.
По изложенным основаниям требования заявления в данной части также не подлежат удовлетворению.
Проверяя соблюдение региональным законодателем при введении положений пункта 4.5 статьи 89 Закона требований п. 6 ст. 1 Федерального Закона N 67-ФЗ, суд приходит к следующему.
Пунктом 16 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ закреплен принцип пропорционального распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями относительно числа голосов избирателей, полученных данными списками.
Методика расчета пропорции (соотношения) депутатских мандатов и количества голосов избирателей, поданных за тот или иной список при проведении выборов в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган местного самоуправления муниципальных образований, а также порядок распределения данных мандатов между списками кандидатов и внутри каждого единого списка федеральным законом не урегулирована.
Исходя из этого, в силу вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, регулирование правоотношении, связанных с выборами в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган местного самоуправления муниципальных образований в вышеуказанной части, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 89 Закона региональный законодатель закрепил методику определения подлежащих передаче списку кандидатов депутатских мандатов пропорционально полученному данным списком количеству голосов избирателей. Из текста пункта 3 статьи 89 Закона видно, что данный показатель (количество голосов избирателей, отданных за список) учитывается при расчете.
В пункте 4.5 статьи 89 Закона региональный законодатель закрепил норму о перераспределении "вакантного депутатского мандата" в соответствии с п. 3 ст. 89 Закона, то есть пропорционально полученному списком кандидатов количеству голосов избирателей.
Таким образом, закрепленный Федеральным Законом N 67-ФЗ принцип пропорционального распределения депутатских мандатов относительно полученных списком кандидатов голосов избирателей в Законе соблюден.
Представленный заявителем расчет возможных вариантов перераспределения "вакантного мандата" не доказывает нарушение принципа пропорционального распределения мандатов относительно количества полученных списком голосов избирателей.
Право определить порядок распределения "вакантного мандата" в законе субъекта Российской Федерации закреплено в п. 6.2 ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ: в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.
Согласно п. 4.1. ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
Указанная гарантия закреплена в Законе. В соответствии с абзацем 2 пункта 4.5 статьи 89 в случае если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов, получившего не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и допущенного к распределению депутатских мандатов, оказался вакантным единственный переданный этому единому списку кандидатов депутатский мандат, то такой вакантный мандат не подлежит дополнительному распределению в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, и распределяется в порядке, предусмотренном пунктами 4<2> - 4<4> настоящей статьи.
Правовое регулирование распределения "вакантного мандата" осуществлено региональным законодателем в пределах предоставленной ему федеральным законом компетенции, с учетом тех гарантий избирательных прав, которые закреплены в Федеральном законе N 67-ФЗ.
Дополнительное распределение "вакантного мандата" не является изменением единого списка кандидатов, дополнительным основанием к исключению кандидата из единого списка. Данное действие является правовым последствием исключения кандидата из списка.
Исходя из изложенного, требование заявления в части признания недействующими положения абзаца 1 п. 4.5 ст. 89 Закона в части установления иного, отличного от закрепленного в ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, порядка распределения мандатов также необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем положения Закона, касающиеся порядка определения результатов и установление общих результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы, представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области по единому избирательному округу, не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы заявителя. Заявление регионального отделения в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 196 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления регионального отделения в Ярославской области политической партии "Гражданская платформа" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Щеголькова Е.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ярославского областного суда от 15 июля 2013 г. N 3-42/2013
Текст решения официально опубликован не был