Кассационное определение Ярославского областного суда
от 26 мая 2011 г. N 33-2939
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Кутузова М.Ю., Поздняковой Т.В.,
при секретаре Дурандиной А.В.
с участием прокурора Ярославской областной прокуратуры Даниловой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.
дело по кассационным жалобам Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, Муниципального Совета Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:
Признать Решение Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 года "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
По делу установлено:
Решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 года "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" должностным лицам согласно перечня, указанного в Приложении, предписано составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области "Об административных правонарушениях".
Рыбинский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта - решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 г. недействующим, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит как федеральному законодательству, так и законодательству Ярославской области.
Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 17.03.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Ярославской области, Ярославская областная Дума.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее Администрация) ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе Муниципального Совета Рыбинского муниципального района (далее Совет) ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В возражениях Ярославской областной Думы выражается не согласие с доводами кассационных жалоб.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, заслушав объяснения представителя Администрации и Совета по доверенностям Хватова О.В. в поддержание доводов жалобы, прокурора Данилову Н.Н., возражавшей против удовлетворения жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, решение Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 г. официально опубликовано в газете "Новая жизнь" и подлежало применению. Пунктами 11 - 32 Приложения к указанному решению определен перечень глав городского и сельских поселений и их заместителей, как должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по закону Ярославской области "Об административных правонарушениях".
С выводом суда о противоречии решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 г. требованиям федерального закона в части включения в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по закону Ярославской области, глав городских и сельских поселений и их заместителей, судебная коллегия соглашается, считает его основанным на материалах дела и законе.
Вместе с тем, с выводом суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в полном объеме судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункта 6 части 1, части 2, части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Как следует из системного анализа поименованных норм, федеральный законодатель, разграничивая предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях, одновременно предусмотрел в целях правового регулирования законы об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. Это означает, что по общему правилу подведомственность дел об административных правонарушениях, в том числе круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, прямо предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 2 Закона Ярославской области от 16.12.2009 г. N 70-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области", государственными полномочиями наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области, должностные лица городских и сельских поселений данными полномочиями законом субъекта не наделены. Должностные лица городских и сельских поселений, поименованные в пунктах 11 - 32 приложения к указанному решению Совета по своему правовому положению не относятся к должностным лицам органа муниципального образования Рыбинский муниципальный район.
По изложенным мотивам судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, признав недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 11 - 32 Приложения к решению Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 27.01.2011 года N 111.
Доводы жалоб об отсутствии запрета должностным лицам, наделенным полномочиями на составление протоколов, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных любыми статьями Закона Ярославской области "Об административных правонарушениях", заслуживает внимания.
Как следует из текста указанного Приложения, права должностных лиц по перечню на составление протоколов по тем или иным составам административных правонарушений с указанием различных статей закона субъекта не разграничены.
По мнению судебной коллегии, не указание в оспариваемом решении составов административных правонарушений, по которым то или иное должностное лицо вправе составлять протоколы, закону не противоречит.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации и Совета по доверенности Хватов О.В. пояснил, что каждый из указанных должностных лиц в Перечне имеет право составлять протоколы по любым составам административных правонарушений, указанных в Законе Ярославской области от 03.12.2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях" (в редакции от 01.12.2010 г.). Это связано с тем, что указанные должностные лица могут входить в административную комиссию при администрации Рыбинского муниципального района, к подведомственности которой относятся различные составы административных правонарушений, указанные в законе субъекта, в связи с чем такие полномочия указанным должностным лицам необходимы.
Данный смысл заложен в названии Приложения к решению Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 27.01.2011 года N 111, обозначенный как Перечень должностных лиц органов уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области "Об административных правонарушениях". Из названия Перечня следует, что должностные лица Рыбинского муниципального района вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в целом Законом Ярославской области "Об административных правонарушениях".
В данном случае, не распределение конкретных составов административных правонарушений между должностными лицами при наделении их соответствующими государственными полномочиями не противоречит ни Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, ни законодательству субъекта. Компетенция таких должностных лиц по составлению протоколов определена перечнем составов об административных правонарушений по Закону Ярославской области "Об административных правонарушениях", ст. 2 Закона Ярославской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области".
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, признав недействительным Решение Муниципального Совета Рыбинского муниципального района N 111 от 27 января 2011 года в части пунктов 11 - 32 Приложения к решению Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 27.01.2011 года N 111. В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Новая жизнь" после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части доводы жалоб оснований к отмене, либо изменению решения суда не содержат и подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2011 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействующими пункты 11 - 32 Приложения к решению Муниципального Совета Рыбинского муниципального района "О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" от 27.01.2011 года N 111 в части включения в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области "Об административных правонарушениях", Главы городского поселения Песочное, заместителя Главы городского поселения Песочное, Главы Арефинского сельского поселения, заместителя Главы Арефинского сельского поселения, Главы Волжского сельского поселения, заместителя Главы Волжского сельского поселения, Главы Октябрьского сельского поселения, заместителя Главы Октябрьского сельского поселения, Главы Каменниковского сельского поселения, заместителя Главы Каменниковского сельского поселения, Главы Назаровского сельского поселения, заместителя Главы Назаровского сельского поселения, Главы Покровского сельского поселения, заместителя Главы Покровского сельского поселения, Главы Огарковского сельского поселения, заместителя Главы Огарковского сельского поселения, Главы Глебовского сельского поселения, заместителя Главы Глебовского сельского поселения, Главы Тихменевского сельского поселения, заместителя Главы Тихменевского сельского поселения, Главы Судоверфского сельского поселения, заместителя Главы Судоверфского сельского поселения, со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Новая жизнь" после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Рыбинского городского прокурора отказать.
В остальной части кассационные жалобы Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, Муниципального Совета Рыбинского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения.
Судья |
Нащекина Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Ярославского областного суда от 26 мая 2011 г. N 33-2939
Текст определения официально опубликован не был