В соответствии с Законом Ярославской области от 27 декабря 2012 г. N 72-з "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в целях приведения региональной программы "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы в соответствие с действующим законодательством Правительство области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 22.08.2012 N 797-п "Об утверждении региональной программы "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы" изменение, изложив региональную программу "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Региональная программа
"Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства области от 22 августа 2012 г. N 797-п
(в ред. постановления Правительства области от 15 октября 2013 г. N 1387-п))
Паспорт РП
Общая потребность в финансовых ресурсах*
Источники финансирования |
Плановый объем финансирования (млн. рублей) |
|||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Областной бюджет |
22,960 |
4,513 |
5,705 |
7,536 |
5,206 |
|
Внебюджетные источники |
18,960 |
0,860 |
0,550 |
10,850 |
6,700 |
|
Итого по РП |
41,920 |
5,373 |
6,255 |
18,386 |
11,906 |
*На основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" предполагается участие РП в конкурсе по отбору региональных экономически значимых программ. По результатам конкурса часть затрат на реализацию РП (от 40 до 60 процентов) предполагается привлекать в качестве софинансирования из федерального бюджета.
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации РП
Рост производства продукции, полученной от сельскохозяйственных животных, зависит от эпизоотического благополучия животноводства и от снижения уровня заболеваемости животных заразными болезнями, в том числе АЧС, наносящими значительный экономический ущерб сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности.
Экономический ущерб от заболеваемости сельскохозяйственных животных заразными болезнями, в том числе АЧС, определяется не только финансовыми потерями в случае заболевания, падежа, вынужденного убоя животных и введения ограничений на реализацию скота, готовой сельскохозяйственной продукции, но и другими прямыми и косвенными потерями, связанными с ежегодными затратами на приобретение оборудования и реактивов для проведения гематологических и серологических исследований.
Ветеринарной службой области проводится комплекс профилактических мер по предупреждению возникновения заразных болезней животных. В частности, с привлечением СМИ осуществляется разъяснительная работа, направленная на информирование населения о наличии угрозы возникновения очагов АЧС и других заразных болезней животных, мерах профилактики и ликвидации заболевания. Большие финансовые потери происходят при локализации очага АЧС, проведении карантинных мероприятий и ликвидации поголовья свиней в первой угрожаемой зоне.
Особенно большую угрозу для Ярославской области в настоящее время представляет опасность заноса на территорию региона АЧС. АЧС относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних, диких свиней и независимо от способа распространения вызывает 100-процентную гибель животных всех возрастов.
Заболевание вызывается вирусом, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. Факторы передачи вируса АЧС разнообразны. Как показала практика, основными путями заноса вируса АЧС на территорию регионов являются неконтролируемые перевозки скота, использование кормов, не подвергнутых термической обработке, в закрытых учреждениях и ЛПХ, а также несоблюдение режима "закрытого типа" крупными предприятиями по производству мяса свиней. Механическими переносчиками вируса могут быть птицы, домашние и дикие животные, грызуны, накожные паразиты (некоторые виды клещей и вши), которые были в контакте с больными и павшими свиньями. Резервуарами вируса в природе являются дикие свиньи и клещи рода орнитодорос.
Эффективных средств профилактики и лечения АЧС до настоящего времени не разработано, лечение запрещено.
Впервые в России АЧС зарегистрирована в 2007 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области, всего в 40 населенных пунктах и 5 природных территориях. В 2009 году проявление АЧС установлено в 40 населенных пунктах и 16 природных территориях Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа. В период 2010 - 2011 годов заболевание зарегистрировано в Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Тверской областях и Краснодарском крае. При ликвидации очагов заболевания отчуждено и уничтожено около 600 тыс. свиней, компенсация за отчужденных животных составила около 2 миллиардов рублей, ущерб превысил 30 миллиардов рублей.
Особую тревогу вызывает распространение АЧС в соседней Тверской области, в которой на 18 июля 2012 года зарегистрирован 21 неблагополучный пункт.
С целью предупреждения возникновения и распространения АЧС ветеринарной службой области осуществляется:
- постоянное наблюдение за клиническим состоянием свиней;
- отбор проб патологического материала в случае подозрения на возникновение АЧС;
- доведение до всех подразделений ветеринарной службы области информации о порядке отбора, упаковки и доставки проб при возникновении подозрения на АЧС;
- выборочный диагностический отбор проб от отстрелянных диких кабанов;
- проверка работы лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы по выявлению подозрительных на АЧС туш свиней на рынках, мясокомбинатах, убойных пунктах;
- командно-штабные учения по АЧС с отработкой порядка действий ветеринарной службы района и команд защиты животных сельскохозяйственных организаций;
- мероприятия по обеспечению работы свиноводческих хозяйств в режиме "закрытого типа";
- мероприятия по обеспечению содержания свиней в частных подворьях населения и на мелкотоварных фермах без выгула. Собственники животных предупреждаются о запрете скармливания свиньям пищевых отходов без термической обработки, а также личной ответственности в случае нарушения запрета.
Государственной ветеринарной службой области усилен контроль за соблюдением требований ветеринарного законодательства при ввозе живых свиней, продуктов убоя свиней и других продуктов свиноводства на территорию области.
Вместе с тем не решаются в полном объеме вопросы по приобретению оборудования, дезинфекционных препаратов и сооружений карантинных площадок на случай задержания подконтрольных ветеринарному надзору грузов. Кроме того, требуется проведение систематического обучения специалистов ветеринарной службы области по вопросам предупреждения возникновения и распространения заразных болезней животных, в том числе АЧС. В соседней Тверской области образовался природный очаг АЧС среди кабанов. Необходимо проводить работу с населением, содержащим поголовье свиней, и с обществами охотников.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации рекомендовано разработать в регионах программы по предотвращению заноса и распространения АЧС. Указанные программы могут представляться на конкурс по отбору регионально значимых программ как программы по развитию производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего и снабженческо-сбытового), имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. При соответствии критериям отбора указанного конкурса программные мероприятия будут софинансироваться из федерального бюджета.
Таким образом, назрела острая необходимость разработки программы, направленной на предупреждение заноса и распространения АЧС и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области.
II. Цель РП
Основной целью РП является защита территории Ярославской области от заноса и распространения АЧС, создание условий для обеспечения эпизоотического благополучия территории Ярославской области.
Обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области по АЧС является одним из факторов, который определяет социально-экономическую ситуацию в регионе и перспективы его развития и позволит обеспечить стабильное функционирование и развитие отрасли свиноводства и перерабатывающих отраслей, а также снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Ярославской области.
Наименование цели |
Показатель |
||||||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение |
плановое значение |
||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
Защита территории Ярославской области от заноса и распространения АЧС, создание условий для обеспечения эпизоотического благополучия территории Ярославской области |
количество вспышек АЧС на территории области |
единиц |
0 |
1* |
13** |
0 |
0 |
* Шестнадцатого августа 2012 года зарегистрирована вспышка АЧС в Некоузском муниципальном районе.
** В 2013 году зарегистрированы 13 вспышек АЧС в Борисоглебском, Мышкинском, Ростовском, Угличском, Ярославском муниципальных районах.
III. Задачи РП
N |
Наименование задачи |
Результат |
||||||
наименование |
единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
Задача 1. Оснащение и модернизация учреждений области для предотвращения возникновения и ликвидации заболеваемости животных АЧС и другими заразными болезнями |
оснащено и модернизировано учреждений области по муниципальным районам |
количество учреждений области |
0 |
2 |
2 |
2 |
|
2. |
Задача 2. Организация постоянного мониторинга и анализа эпизоотической ситуации по АЧС и по заболеваемости животных заразными болезнями |
выполнение плана ветеринарно-профилактических мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных болезней животных |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
3. |
Задача 3. Перепрофилирование ЛПХ и КФХ, занимающихся свиноводством, в особенности расположенных вблизи крупных свиноводческих предприятий, на другие виды животноводства |
поголовье свиней в ЛПХ и КФХ |
голов |
5500 |
- |
4500 |
4000 |
|
4. |
Задача 4. Регулирование численности диких кабанов |
сокращение численности кабанов |
особей в год |
300 |
1500 |
1500 |
1500 |
|
5. |
Задача 5. Недопущение распространения АЧС посредством ликвидации очагов особо опасного заболевания АЧС |
количество ликвидированных очагов |
процентов |
- |
- |
100 |
100 |
IV. Механизмы реализации РП
РП разработана в соответствии с рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации РП осуществляет заказчик РП - Правительство Ярославской области.
Реализация РП осуществляется ответственным исполнителем РП - ДВ, исполнителями и участниками РП.
Ответственный исполнитель РП:
- проводит согласование с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области возможных сроков выполнения мероприятий РП, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям;
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию РП, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические рекомендации по реализации РП в случае отсутствия правовой базы в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий РП, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в РП, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования РП;
- осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области при выполнении РП;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач РП;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий РП, использование бюджетных средств на основе данных службы статистики и соответствующих сводных отчетов исполнителей РП в целом по области.
Государственную поддержку за счет средств областного бюджета в рамках РП предусматривается осуществлять в течение 2012 - 2015 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В пределах этих лимитов ответственный исполнитель и исполнители РП начисляют и выплачивают субсидии, компенсации и осуществляют другие меры государственной поддержки, в том числе прямое финансирование мероприятий РП в соответствии с порядками, утвержденными постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 32-п "О государственной поддержке развития агропромышленного производства Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области".
Контроль за реализацией мероприятий РП осуществляется в установленном порядке на основе информации о ходе реализации РП, собираемой в рамках действующей системы отчетности.
Управление РП и контроль ее реализации включает следующие задачи:
- разработка плана выполнения работ по реализации РП;
- мониторинг реализации РП на основании полученных показателей;
- управление отклонениями, возникающими при реализации РП;
- управление деятельностью по сопровождению реализации РП.
Дерево цели, задач и мероприятий РП приведено в приложении 1 к РП.
Требования к результатам РП приведены в приложении 2 к РП.
Форма сводного отчета о результатах инвентаризации материально-технической базы государственных бюджетных учреждений Ярославской области, подведомственных ДВ, представляемого по итогам выполнения мероприятий РП, связанных с укреплением материально-технической базы подведомственных учреждений, приведена в приложении 3 к РП.
V. Перечень мероприятий РП
* С учетом включения средств в размере 4,0 миллиона рублей, предусмотренных областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 05.04.2010 N 187-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", на реализацию мероприятия "Возмещение части затрат на проведение противоэпизоотических мероприятий".
** Нулевые показатели затрат по мероприятиям будут уточнены при утверждении бюджета Ярославской области на текущий период.
Список используемых сокращений
АЧС - африканская чума свиней
ВИ - внебюджетные источники
ГБУ ЯО - государственное бюджетное учреждение Ярославской области
КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство
ЛПХ - личное подсобное хозяйство
ОБ - областной бюджет
РП - региональная программа "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы
СМИ - средства массовой информации
Приложение 1
к РП
Дерево цели, задач и мероприятий
региональной целевой программы "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы
Приложение 2
к РП
Требования
к результатам региональной программы "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы
Реализация мероприятий, предусмотренных РП, позволит не допускать распространения АЧС на территории Ярославской области.
Результатами реализации РП будут предотвращение заболеваний свиней АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных ликвидационных мероприятий (в случае возникновения АЧС), минимизация рисков (ограничительных и карантинных мероприятий), влияющих на хозяйственную деятельность Ярославской области.
Снижение поголовья свиней и производства свинины в ЛПХ и КФХ уменьшит риск распространения АЧС и создаст благоприятную эпизоотическую обстановку для развития производства на крупных свиноводческих комплексах. Вместе с увеличением объемов производства свинины в крупных сельскохозяйственных предприятиях предполагается увеличение численности работников этих предприятий. Увеличение производства говядины и баранины в ЛПХ и КФХ станет следствием их перехода на альтернативные виды животноводства. При этом численность ЛПХ и КФХ снижаться не будет. В конечном итоге реализация РП позволит сохранить экономический потенциал агропромышленного комплекса области в отрасли животноводства.
Эффективность производства мяса свиней в хозяйствах всех категорий Ярославской области отражена в таблице:
N |
Наименование показателя |
2011 год, факт |
2012 год, прогноз |
2013 год, прогноз |
2014 год, прогноз |
2015 год, прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Поголовье свиней, голов: |
|
|
|
|
|
в сельхозпредприятиях |
58000 |
68800 |
81600 |
83600 |
85600 |
|
в ЛПХ и КФХ |
6000 |
5500 |
5000 |
4500 |
4000 |
|
в хозяйствах всех категорий |
64000 |
74300 |
86600 |
88100 |
89600 |
|
2. |
Производство мяса свиней в живом весе, тонн: |
|
|
|
|
|
в сельхозпредприятиях |
8385 |
8653 |
10125 |
11196 |
12267 |
|
в ЛПХ, КФХ |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
|
в хозяйствах всех категорий |
9585 |
9753 |
11125 |
12096 |
13067 |
|
3. |
Производство мяса свиней в хозяйствах всех категорий в убойном весе, тонн |
7284 |
7412 |
8455 |
9193 |
10731 |
4. |
Прирост выручки от реализации мяса свиней (в ценах предыдущего года), процентов |
101,5 |
104,8 |
114,1 |
108,7 |
116,7 |
5. |
Прирост численности занятых в свиноводстве, процентов к уровню предыдущего года |
101,2 |
100,8 |
102,0 |
102,0 |
102,0 |
6. |
Выручка от реализации мяса свиней, млн. руб. |
621 |
651 |
742 |
806 |
941 |
Выполнение мероприятий РП позволит осуществить полное взаимодействие структур и ведомств, заинтересованных в предотвращении заноса АЧС на территорию области, повысить оперативность проведения профилактических мероприятий, совершенствовать лабораторную практику в вопросах диагностики заболевания, улучшить профессиональную подготовку ветеринарных специалистов.
Вероятным риском при реализации РП является ухудшение эпизоотической ситуации по АЧС в Центральном федеральном округе и занос вируса АЧС в связи с несанкционированным перемещением подконтрольных грузов.
Список используемых сокращений
АЧС - африканская чума свиней
ГБУ ЯО - государственное бюджетное учреждение Ярославской области
КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство
ЛПХ - личное подсобное хозяйство
РП - региональная программа "Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней и обеспечение эпизоотического благополучия территории Ярославской области" на 2012 - 2015 годы
Приложение 3
к РП
Форма сводного отчета
о результатах инвентаризации материально-технической базы государственных бюджетных учреждений Ярославской области, подведомственных департаменту ветеринарии Ярославской области
Наименование учреждения/ категории имущества |
Характеристика имущества, не соответствующего нормативным требованиям, стандартам, базовым требованиям к качеству предоставления государственных услуг (выполнения работ) |
Основные меры, необходимые для укрепления материально-технической базы, а также использования имущества, не участвующего в процессе предоставления государственных услуг (выполнения работ) |
Объем средств, необходимых для приведения имущества в нормативное состояние, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Наименование государственного бюджетного учреждения | ||||
здания и сооружения |
|
|
|
|
земельные участки |
|
|
|
|
машины и оборудование |
|
|
|
|
вычислительная техника и оргтехника |
|
|
|
|
транспортные средства |
|
|
|
|
производственный и хозяйственный инвентарь, иные основные средств |
|
|
|
|
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, отнесенные к особо ценному движимому имуществу |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
2. Наименование государственного бюджетного учреждения | ||||
... |
|
|
|
|
Итого | ||||
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общий объем финансирования мероприятий Программы сокращен с 62 640 тыс. рублей до 41 920 тыс. рублей.
Постановление вступает в силу с момента подписания.
Постановление Правительства Ярославской области от 15 октября 2013 г. N 1387-п "О внесении изменения в постановление Правительства области от 22.08.2012 N 797-п"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 22 октября 2013 г. N 83