Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 8 апреля 2013 г. N 03-03/48-12
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гаев М.В.,
члены Комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., рассмотрев дело N 03-03/48-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК"), расположенного по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 21-6, и Открытого акционерного общества "Рыбинская городская электросеть" (далее - ОАО "Рыбинская горэлектросеть"), расположенного по адресу: г. Рыбинск, ул. Щепкина, 16, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
дело возбуждено по заявлению гр-ки (далее Заявитель, вх. N 3810 от 21.05.2012 года) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "ЯСК", выразившемся в угрозе отключения электрической энергии в жилом доме
по адресу: содержащейся в письме исх. N 12-12/323 от 23.04.2012 года. В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика привлечено ОАО "Рыбинская горэлектросеть", в действиях которого установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка проведения проверки индивидуального прибора учета Заявителя.
Представители ОАО "ЯСК" и ОАО "Рыбинская горэлектросеть" вменяемые нарушения не признали, свои позиции представили в материалы дела в письменном виде.
Принимая решение. Комиссия исходит из следующего:
Отношения в сфере энергоснабжения на момент рассматриваемых событий регулировались Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Постановление N 530), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Постановление N 307).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 539 ГК РФ "по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии".
Согласно части 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Учет размера платы за коммунальные услуги в жилых домах определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной проверки прибора учета и об установленном для прибора учета межпроверочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и заключен договор электроснабжения (лицевой счет N 500012168).
Услуги по передаче электрической энергии до потребителя осуществляет сетевая организация - ОАО "Рыбинская горэлектросеть".
Согласно пункту 151 Постановления N 530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В рамках указанных полномочий 20.03.2012 представителями МУП "Рыбинская горэлектросеть" производилась проверка в том числе индивидуальных приборов учета в жилом доме по адресу:По результатам проверки составлены Акт осмотра приборов учета N 20.03/ШС-01 от 20.03.2012 и Акт о N 20.03/РА-01 от 20.03.2012 о безучетном потреблении электроэнергии.
В Акте осмотра приборов учета N 20.03/ШС-01 от 20.03.2012 указано: причиной осмотра является внеплановая проверка, при проверке обнаружено, что на клеммной крышке прибора учета отсутствует пломба, выдано предписание: вызвать электромонтера для опломбировки счетчика, установлен срок 10 дней.
Предписание исполнено, согласно Акта сдачи-приемки работ от 28.03.2012 счетчик в доме гр-ки опломбирован.
В Акте N 20.03/РА-01 от 20.03.2012 о безучетном потреблении электроэнергии указано: на клеммной крышке прибора учета отсутствует пломба энергоснабжающей организации; вписаны сведения о мощности электроприемников (три обогревателя мощностью 1 кВт. 1,25 кВт, 2 кВт), указано лицо, присутствующее при проверке мать Иванова ГА., записаны объяснения представителя о замене ввода с изоляторов дома до прибора учета, приведен расчет объема недоучтенной электроэнергии по присоединенной мощности (путем умножения мощности электроприемника на 12 часов работы в сутки и на 172 дня работы), что составило 8772 кВт/ч.
Составленный Акт N 20.03/РА-01 от 20.03.2012 о безучетном потреблении электроэнергии был направлен в ОАО "Ярославская сбытовая компания" письмом N 544 от 10.04.2012, в котором содержалась просьба предоставить в адрес МУП "Рыбинская городская электросеть" подтверждение о начислении объемов безучетного потребления электрической энергии.
На основании Акта N 20.03/РА-01 от 20.03.2012 о безучетном потреблении электроэнергии ОАО "Ярославская сбытовая компания" направило гр-ке О.А. письмо N 12-12/323 от 23.04.2012, которым направлена также счет-фактура N 40012168 от 30.04.2012 на оплату объема безучетного потребления (3941 кВт/ч) выявленного по адресу:в размере 9655 руб.45 коп. В письме указано, что акт безучетного потребления должен быть оплачен в течение 10 дней с момента получения, в случае неоплаты абонент будет отключен от электросети. Антимонопольный орган полагает, что ОАО "Рыбинская горэлектросеть" нарушен порядок проведения проверки индивидуального прибора учета у гр-ки и составленные в ходе проверки акты не отвечают требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 152 Постановления N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель.
Аналогичные требования прописаны и в Регламенте о порядке составления и оборота актов безучетного потребления к договору между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и ОАО "Рыбинская горэлектросеть".
Собственник жилого дома при проведении проверки 20.03.2012 года не присутствовала, о проводимой проверке не знала, т. к. не была заранее уведомлена.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 50 Постановления N 307 исполнитель коммунальных услуг имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Представитель ОАО "Рыбинская горэлектросеть" заявил, что сетевая организация не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению (исполнитель - ОАО "Ярославская сбытовая компания"), поэтому на Общество не распространяется Постановление N 307.
По мнению антимонопольного органа, сетевая организация обеспечивает передачу электроэнергии от поставщика до потребителя-гражданина, наделена полномочиями проводить проверки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях граждан-потребителей, поэтому ОАО "Рыбинская горэлектросеть" должно руководствоваться требованиями Постановления N 307.
Проверка индивидуального прибора учета в жилом доме по адресу: проведена 20.03.2012 представителями МУII "Рыбинская горэлектросеть" с нарушением требований Постановления N 307: без уведомления потребителя, в его отсутствие, без его ведома и при участии не уполномоченных им лиц, случайно оказавшихся по указанному адресу во время проверки.
В Акте осмотра приборов учета от 20.03.2012, причиной осмотра является внеплановая проверка. В письменных же пояснениях представителя ОАО "Рыбинская горэлектросеть" указывается, что проверка приборов учета у гр-ки 20.03.2012 была плановая (письма N 1574 от 23.11.2012, N 340 от 25.02.2013), последняя проверка по указанному адресу проводилась в августе 2010 года (!), прилагаются документы, свидетельствующие о том, что 20.03.2012 проводились плановые проверки приборов учета и в соседних домах по этой улице (наряд на проведение инструментальной проверки ф.1 ТП-116, ТП-119 ул. Бадаева на
20.03.2012, Акты контрольной проверки показаний приборов учета от 20.03.2012 в домах N 137, 138 по ул. Бадаева). ОАО "Рыбинская горэлектросеть" пояснила, что в соответствии с Постановлением N 530 для проведения плановой проверки предварительного уведомления не требуется.
Тем не менее, 20.03.2012 после проверки прибора учета в жилом доме N 139 гр- ки составлен совсем другой документ по форме и содержанию и в нем указано, что проверка носила внеплановый характер.
Ярославское УФАС России считает, что при проведении, любой проверки приборов учета должны быть выполнены правила, указанные в пункте 50 Постановления N 307.
Гр-ка факт отсутствия пломбы до и на момент проверки 20.03.2012 сетевой организации отрицает, утверждая, что пломба до прихода работников ОАО "Рыбинская горэлектросеть" была, с составленными актами не согласна, считает их неправомерными, т. к. она не наделяла лицо, присутствующее при осмотре, полномочиями на подписание актов.
Нарушение ОАО "Рыбинская горэлектросеть" установленного порядка проведения проверки индивидуального прибора учета привело или могло привести к ущемлению интересов гр-ки лишая ее возможности присутствовать при проведении проверки и подтвердить в акте правильность фиксации ее результатов.
По мнению антимонопольного органа, Акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 составлен с нарушением требований нормативных актов: акт составлен в отсутствии потребителя или уполномоченного представителя, не указаны тип/марка электроприемников (обогревателей), не указана дата последней проверки, нет справки-расчета объема безучетного потребления, нет акта расчета для выставления счета на оплату неучтенной электроэнергии (нет подписи в получении акта расчета). Расчет объема безучетного потребления, содержащийся в акте от 20.03.2012 произведен не в соответствии в нормативными документами
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления. приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент описываемых событий действовали Нормативы потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета, установленные Постановлением Правительства Ярославской области от 29.11.2010 N 870-п. Данные нормативы учитывали потребление электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире. В статье 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации раскрыты виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом. Нормативы потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета, установленные Постановлением Правительства Ярославской области от 29.11.2010 N 870-п, должны применяться, в том числе, для определения объема потребления электрической энергии в отдельно стоящих жилых домах.
Акт о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012 повлек за собой выставление ОАО "Ярославская сбытовая компания" счета на оплату неучтенной электроэнергии в адрес сумма в котором рассчитана исходя не из нормативов потребления.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск N 610 от 24.02.2012 Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Рыбинск Ярославской области "Рыбинская городская электросеть" было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Рыбинская городская электросеть". В материалах дела имеются Свидетельства от 14.05.2012 о государственной регистрации юридического лица ОАО "Рыбинская горэлектросеть" и о постановке на учет в налоговом органе. Согласно Уставу ОАО "Рыбинская горэлектросеть" является правопреемником прав и обязанностей приватизированного МУП "Рыбинская горэлектросеть".
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Рыбинская горэлектросеть", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "Рыбинская горэлектросеть", выразившиеся в нарушении порядка проведения проверки индивидуального прибора учета в жилом доме по адресу: (отсутствие уведомления потребителя, составление акта о безучетном потреблении электроэнергии от 20.03.2012, не соответствующего нормативным требованиям, предъявляемым к данному акту, неправомерно рассчитанный объем безучетного потребления) являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют или могут ущемить интересы Заявителя, содержат состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Составленный ненадлежащим образом Акт N 20.03/РА-01 от 20.03.2012 о безучетном потреблении электроэнергии был направлен сетевой организацией в адрес ОАО "Ярославская сбытовая компания".
ОАО "Ярославская сбытовая компания" поясняет, что в соответствии с пунктом 161 Постановления N 530 ограничение режима потребления может вводиться, в том числе, в случаях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии, поэтому направление письма N 12-12/323 от 23.04.2012 в адрес гр-ки не является неправомерным.
По мнению антимонопольного органа, направление ОАО "Ярославская сбытовая компания" письма N 12-12/323 от 23.04.2012 в адрес гр-ки содержит угрозу отключения абонента от электроснабжения. В данном письме гарантирующий поставщик после указания на необходимость оплаты счета-фактуры за безучетное потребление, должен был предупредить потребителя о возможном прекращении электроснабжения и указать порядок введения режима полного ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями Постановления N 307 в случае неоплаты.
Так, в соответствии с пунктом 80 Постановления N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае, в том числе:
неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Согласно пункту 81 Постановления N 307: "Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу:
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
ОАО "Ярославская сбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 50 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "Торговля электроэнергией" в географических границах Ярославской области с долей более 50%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года положение ОАО "Ярославская сбытовая компания" на рынке электроэнергии в географических границах Ярославской области является доминирующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Ярославская сбытовая компания", направив в адрес письмо N 12-12/323 от 23.04.2012 с угрозой отключения от электроснабжения в случае неоплаты в течение 10 дней безучетного потребления электрической энергии, существенно сократило для Заявителя нормативно установленный срок для урегулирования вопроса о погашения задолженности в целях избежания отключения от энергоснабжения.
Таким образом, действия ОАО "Ярославская сбытовая компания" по направлению письма N 12-12/323 от 23.04.2012 в адрес гр-ки содержащего угрозу отключения электроэнергии, совершены с нарушением установленной процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии, ущемляют или могут привести к ущемлению интересов Заявителя, Указанные действия ОАО "Ярославская сбытовая компания" образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссия по рассмотрению дела решила выдать ОАО "Рыбинская горэлектросеть" и ОАО "Ярославская сбытовая компания" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Рыбинская городская электросеть" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать Открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "Рыбинская городская электросеть" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать ОАО "Ярославская сбытовая компания" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии |
Гаев М.В. |
Члены комиссии
|
Антонова М.В. Правдина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 апреля 2013 г. N 03-03/48-12
Текст решения официально опубликован не был