Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Пошехонского муниципального района
от 21 декабря 2011 г. N 1206
Муниципальная целевая программа
"Поддержка потребительского рынка на селе по Пошехонскому муниципальному району" на 2012 - 2014 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- Муниципальная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе по Пошехонскому муниципальному району" на 2012 - 2014 годы (далее Программа) |
Разработчик Программы |
- Администрация Пошехонского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
цель - обеспечение сельского населения социально-значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами. задачи: - обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе; - защита прав сельских потребителей; - организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка Пошехонского муниципального района. |
Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- темп роста объема бытовых услуг, оказанных сельскому населению; - рост количества комплексных приемных пунктов, оказывающих бытовые услуги сельскому населению; - темп роста розничной торговли на селе. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Источники финансирования программы |
Общая потребность в финансовых средствах: 1748,15 тыс. руб., в том числе: 2012 год - 421,15 тыс. руб.; 2013 год - 647 тыс. руб.; 2014 год - 680 тыс. руб.; из них: из областного бюджета - 1594 тыс. руб., в том числе: 2012 год - 400 тыс. руб.; 2013 год - 582 тыс. руб.; 2014 год - 612 тыс. руб. из районного бюджета составят - 154,15 тыс. руб., в том числе: 2012 год - 21,15 тыс. руб.; 2013 год - 65 тыс. руб.; 2014 год - 68 тыс. руб.; |
I. Краткое описание сложившейся ситуации
Повышение качества жизни сельского населения, гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами являются неотъемлемой частью государственной политики и приоритетными направлениями социально - экономического развития муниципального района. Одним из основных принципов функционирования потребительского рынка является развитие конкурентной среды, что позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Программно-целевой метод решения проблем обеспечения сельского населения качественными и доступными товарами и бытовыми услугами доказал свою эффективность на региональном уровне. С 2001 года в области реализовывалась областная целевая программа "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения", с 2010 года - областная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2010 - 2011 годы. В рамках реализации мероприятий ВЦП осуществляются меры, направленные на комплексное развитие сферы услуг на селе, расширение социально значимых видов услуг, повышение квалификации специалистов отрасли.
В целом по области продолжается рост обеспеченности торговыми площадями: в большинстве муниципальных районах суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт, утвержденный постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". В Пошехонском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями на 4 процента превышает нормативный стандарт.
Социально - экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе остается сложной. Сложившееся в Пошехонском муниципальном районе размещение объектов торгового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. Остается проблема доставки товаров в населенные пункты, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста). Жители таких населенных пунктов лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, более половины сельских поселений области на 01 января 2010 года относились к числу малонаселенных пунктов с числом жителей не более 10 человек. В населенных пунктах, где количество жителей не превышает 10-20 человек, нет стационарных точек торговли. Обеспечение жителей таких населенных пунктов социально значимыми товарами первой необходимости осуществляется путем выездной торговли.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Ярославской области в 2011 году темп роста розничного товарооборота составит 105,5 процента к уровню 2010 года. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах области значительно ниже.
Среднедушевой оборот розничной торговли за 2010 год в среднем по области составил свыше 82 тысяч рублей. В Пошехонском, муниципальном районе - на 30-37 процентов.
В среднем по области за 2010 год среднедушевой объем оказанных бытовых услуг населению составил 1,9 тысячи рублей.
Состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остается нестабильным. Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Вследствие этого организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит предприятий, оказывающих бытовые услуги населению ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Экономическая ситуация вынуждает организации сферы бытовых услуг закрываться или заниматься другим видом деятельности.
Еще одной проблемой является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка на селе профессиональными кадрами, которая должна решаться путем обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Ожидаемые результаты реализации программы соответствуют приоритетной задаче социально-экономического развития района - повышению уровня и качества жизни населения в части обеспеченности качественными и безопасными социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Реализация программы будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий потребительского рынка, особенно в отдаленных сельских населенных пунктах;
- недостаточное обеспечение сельского населения, проживающих в отдаленных населенных пунктах, торговыми площадями;
- отсутствие в отдаленных труднодоступных населенных пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению области;
- низкий уровень материально-технической базы и высокая изношенность оборудования в сфере бытового обслуживания;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие защиты прав потребителей на селе;
- нехватка профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдаленные сельские населенные пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Пошехонском муниципальном районе.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию потребительского рынка в Пошехонском муниципальном районе можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- плохое качество дорог и их содержание, особенно в зимний период, а также отсутствие дорог к ряду населенных пунктов;
- социальные, обусловленные недостаточным количеством подготовленных кадров в отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проживающих в сельской местности;
- законодательные, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Наряду с ростом объема предоставленных услуг имеет место низшая рентабельность и убыточность сельских КПП.
Существенной проблемой остается слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги.
Из приведенного выше анализа проблем обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания следует, что стоящие задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем с помощью программно-целевого метода приведет к дальнейшему ухудшению условий жизни на селе.
Использование других вариантов решения проблемы не приведет к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах осуществляется выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населенные пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.
Обоснованием необходимости разработки и реализации программы является сложная социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе. В ходе приватизации оказались в значительной мере утерянными рычаги регулирования потребительского рынка села, было резко ослаблено внимание к решению проблем развития потребительского рынка села, прежде всего, к существованию и совершенствованию его инфраструктуры.
Использование других вариантов решения проблемы не приведет к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отделенных, труднодоступных населенных пунктах осуществляется выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населенные пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.
II. Основные цели и задачи Программы.
Цель Программы - обеспечение сельского населения Пошехонского муниципального района социально-значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Задачи Программы:
1. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе;
2. Защита прав сельских потребителей;
3. Организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка Пошехонского муниципального района.
III. Механизм реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется Пошехонским муниципальным районом и организациями, выигравшими по конкурсу право участия в Программе.
Администрация Пошехонского муниципального района осуществляет:
- разработку муниципальной целевой Программы;
- разработку нормативно-правового и методологического обеспечения реализации Программы;
- реализацию информационного сопровождения Программы;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных в организации, выигравшие по конкурсу право участия в Программе;
- подготовку и предоставление отчетов по реализации Программы за 2012 - 2014 годы;
- привлечение в установленном порядке бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для реализации Программы.
Основными источниками финансирования Программы являются:
- Областной бюджет;
- Районный бюджет;
- Собственные средства организаций, выигравших по конкурсу право участия в Программе.
IV. Мероприятия муниципальной целевой Программы "Поддержка потребительского рынка на селе" Пошехонского муниципального района на период 2012 - 2014 годы"
NN пп |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные в установленном порядке |
Объем финансирования из местного бюджета в установленном порядке |
Иные источники финансирования |
||
В т.ч. по годам | |||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Разработка нормативных правовых актов по вопросам бытового обслуживания населения |
2011 г. |
Администрация района |
- |
- |
- |
- |
2 |
Проведение анализа обеспеченности населения социально значимыми потребительскими товарами бытовыми услугами |
2011 г. |
Администрация района |
- |
- |
- |
- |
3 |
Обеспечение эффективного контроля за соблюдением интересов на рынке предоставления бытовых услуг |
2012 - 2014 гг. |
Администрация района |
- |
- |
- |
- |
4.1. |
Предоставление в установленном порядке субсидий организациям, оказывающим социально- значимые услуги населению |
2012 - 2014 гг |
Областная Администрация |
50 тыс. руб.; |
162 тыс. руб |
162 тыс. руб. |
|
Администрация района |
2,65 тыс. руб. |
18 тыс. руб |
18 тыс. руб |
||||
4.2. |
Предоставление в установленном порядке субсидий организациям, занимающимися доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты |
2012 - 2014 гг |
Областная Администрация |
350 тыс. руб. |
420 тыс. руб |
450 тыс. руб. |
|
Администрация района |
18,5 тыс. руб. |
47 тыс. руб |
50 тыс. руб |
||||
5 |
Информирование и обучение сельского населения основам защиты прав потребителей; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
6 |
Участие в семинарах, конференциях, "круглых столах" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
7 |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке Пошехонского муниципального района; |
2012 - 2014 гг. |
Администрация района |
|
|
|
|
8 |
Проведение мониторинга розничных цен на продукты питания. |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
9 |
Изучение состояния обеспеченности кадрам и разработка прогноза потребности в специалистах потребительского рынка; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
10 |
Повышение квалификации работников потребительского рынка; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
11 |
Участие в ежегодном областном семинаре по развитию потребительского рынка на селе; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
12 |
Участие в ежегодном областном смотре-конкурсе комплексных приемных пунктов на лучшую организацию работы по бытовому обслуживанию сельских жителей; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
13 |
Участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней специалистов массовых профессий сферы бытовых услуг; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
14 |
Участие специалистов в областном туре конкурса портных- любителей; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
15 |
Участие специалистов в областном фестивале "Сохранение традиций русской кухни"; |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района | |||||||
16 |
Участие специалистов в межрегиональном фестивале "Неделя российского льна" |
2012 - 2014 гг. |
Областная Администрация |
|
|
|
|
Администрация района |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области от 21 декабря 2011 г. N 1206 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.