Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 12 сентября 2013 г. N 05-02/217Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 9 сентября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием: от ООО "ЦентргазСтрой" (далее также - заявитель, победитель) - представителей по доверенности Каплина М.Н., Кабановой С.Ю., Коровиной Н.В.;
от МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее также - заказчик) - директора Смирнова Ю.П., представителя по доверенности Айвазяна А.А.;
от Департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района - (далее также - уполномоченный орган) - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы,
от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ЦентргазСтрой" на действия заказчика - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) (извещение N 0171300007813000098) (далее также - заказчик, аукцион, договор, контракт) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель указывает, что МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области 29.08.2013 неправомерно признало ООО "ЦентргазСтрой" уклонившимся от заключения контракта и отказало ему в заключении контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) по причине несоответствия следующих условий представленной участником банковской гарантии условиям договора:
N п/п |
Редакция проекта договора, размещенная на ЭТП Сбербанк - АТС |
Условия банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 г. |
Соответствие |
1 |
Пункт 10.3. Обеспечение исполнения обязательств по Договору распространяется на срок действия Договора включая 12 месяцев срока в период действия гарантийных обязательств Подрядчика. 10.4. В случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, Подрядчик обязан оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств. |
Пункт 3: "Требование по настоящей банковской гарантии может быть заявлено Бенефициаром в период: с даты заключения договора до 01 декабря 2014 года (включительно)". |
Условия Банковской гарантии не соответствуют условиям договора. Банковской гарантией не предусмотрено увеличение срока обеспечения исполнения контракта в случаях продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств. |
2 |
Пункт 10.5 Абз. 4 -"банковская гарантия должна действовать в течение срока согласно п. 10.3 настоящего Договора"; Абз. 6 - в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии; Абз. 9 - в банковской гарантии не должно быть условий или требований, противоречащих изложенному или делающих изложенное неисполнимым. |
В случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по Договору в предусмотренные сроки и/или расторжении договора, Гарант обязуется, по требованию Бенефициара, оплатить указанную в требовании сумму, в соответствии с условиями настоящей банковской гарантии и Договора, но не свыше суммы, указанной в пункте 1 настоящей банковской гарантии, в течение 5 (пяти) банковских дней после поступления письменного требования Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии с указанием конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору, заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями, расчета суммы, подлежащей выплате по настоящей банковской гарантии." |
Условия банковской гарантии противоречат условиям договора. В случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии; |
Заявитель считает, что представленная им банковская гарантия полностью соответствует и требованиям законодательства о размещении заказов и требованиям аукционной документации. Просит обязать заказчика подписать контракт.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что их действия по признанию ООО "ЦентргазСтрой" уклонившимся от заключения контракта и отказе ему в заключении контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения соответствия Банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 года условиям проекта договора, являются законными и обоснованными. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Размещение заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Уполномоченным органом - администрацией Тутаевского муниципального района Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 07.06.2013 размещено извещение N 0171300007813000098 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) вместе с аукционной документацией. Заказчиком является муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области. Начальная (максимальная) цена контракта: 13 750 547 руб. 00 коп.
Согласно пунктам 19, 20 раздела 2 аукционной документации обеспечение исполнения договора может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения договора, указанном в документации об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения договора из указанных в настоящем пункте способов определяется таким участником открытого аукциона самостоятельно Обеспечение исполнения договора распространяется на срок выполнения работ и 12 месяцев срока гарантийных обязательств. Размер обеспечения исполнения контракта - в размере 29% от начальной цены договора - 3 987 658,63 рублей, в т.ч. НДС 18%.
Исходя из пункта 10.4 проекта договора в случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, Подрядчик обязан оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств.
Пунктом 10.5 проекта договора предусмотрено, что обеспечение исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в форме банковской гарантии (оригинала) с учетом требований ст. 368 - 378 Гражданского кодекса РФ. Данным пунктом договора также предусмотрено, что в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии. Заказчик вправе предъявить банковскую гарантию гаранту для выплаты суммы обеспечения исполнения обязательств по решению Заказчика в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору и/или расторжения настоящего Договора.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона от 14.08.2013 г. победителем открытого аукциона в электронной форме признано ООО "ЦентргазСтрой", с предложенной ценой контракта 12 994 266 руб. 86 коп.
ООО "ЦентргазСтрой" в соответствии с положениями части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов направил заказчика подписанные электронной цифровой подписью проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта (банковскую гарантию N 11007 от 19.08.2013, выданную ОАО Коммерческий банк "Русский Финансовый Альянс").
Согласно пункту 3 банковской гарантии N 11007 от 19.08.2013 требование по настоящей банковской гарантии может быть заявлено Бенефициаром с даты заключения Договора до 01.12.2014 года (включительно).
Исходя из пункта 6 банковской гарантии N 11007 от 19.08.2013 в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по договору в предусмотренные сроки и/или расторжения договора для истребования суммы обеспечения бенефициар (заказчик) направляет гаранту (в банк) письменное требование о платеже по банковской гарантии с указанием среди прочего конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору, заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями, расчета суммы, подлежащей выплате по настоящей банковской гарантии.
29.08.2013 заказчик разместил на официальном сайте протокол рассмотрения соответствия Банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 года условиям проекта договора, в котором указал следующие несоответствия представленной участником банковской гарантии N 1107 условиям проекта договора на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства):
N п/п |
Редакция проекта договора, размещенная на ЭТП Сбербанк - АТС |
Условия банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 г. |
Соответствие |
1 |
Пункт 10.3. Обеспечение исполнения обязательств по Договору распространяется на срок действия Договора включая 12 месяцев срока в период действия гарантийных обязательств Подрядчика. 10.4. В случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, Подрядчик обязан оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств. |
Пункт 3: "Требование по настоящей банковской гарантии может быть заявлено Бенефициаром в период: с даты заключения договора до 01 декабря 2014 года (включительно)". |
Условия Банковской гарантии не соответствуют условиям договора. Банковской гарантией не предусмотрено увеличение срока обеспечения исполнения контракта в случаях продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств. |
2 |
Пункт 10.5 Абз. 4 -"банковская гарантия должна действовать в течение срока согласно п. 10.3 настоящего Договора"; Абз. 6 - в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии; Абз. 9 - в банковской гарантии не должно быть условий или требований, противоречащих изложенному или делающих изложенное неисполнимым. |
В случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по Договору в предусмотренные сроки и/или расторжении договора, Гарант обязуется, по требованию Бенефициара, оплатить указанную в требовании сумму, в соответствии с условиями настоящей банковской гарантии и Договора, но не свыше суммы, указанной в пункте 1 настоящей банковской гарантии, в течение 5 (пяти) банковских дней после поступления письменного требования Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии с указанием конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору, заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями, расчета суммы, подлежащей выплате по настоящей банковской гарантии." |
Условия банковской гарантии противоречат условиям договора. В случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии; |
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу о неправомерности действий заказчика по признанию ООО "ЦентргазСтрой" уклонившимся от заключения контракта и отказе ему в заключении контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения соответствия Банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 года условиям проекта договора, в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Исходя из требований части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 19 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
Довод заказчика о том, что банковская гарантия не соответствует условиям договора, поскольку не предусматривает увеличение срока обеспечения исполнения контракта в случаях продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, несостоятелен по следующим причинам.
В соответствии с требованиями статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ не содержит обязательных требований к составу и содержанию банковской гарантии, предоставленной в обеспечение исполнения контрактов.
Согласно положениям пункта 10.4 проекта договора в случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, Подрядчик обязан оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств.
Однако, как установлено Комиссией ни аукционная документация, ни проект договора не содержит требования о том, что предоставленная участником банковская гарантия должна содержать условие о том, что "в случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, Подрядчик обязан оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств".
На заседании Комиссии Заявитель подтвердил свою готовность подписать и исполнять договор в соответствии с требованием пункта 10.4 проекта договора, сообщил, что не оспаривает данное положение договора и готов в случае продления срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств, оформить продление срока действия обеспечения исполнения Договора, соразмерно увеличению срока выполнения работ, срока гарантийных обязательств.
Кроме того, согласно положениям статьи 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В данном случае срок действия банковской гарантии определен "до 01.12.2014 года (включительно)". Определение срока окончания действия банковской гарантии указанием на событие, которое может и не наступить (продление срока выполнения работ (по вине подрядчика с применением к нему штрафных санкций), срока гарантийных обязательств) противоречит требованиям статьи 190 Гражданского Кодекса РФ.
Довод заказчика о том, что банковская гарантия не соответствует условиям договора, поскольку согласно данной банковской гарантии в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк письменное требование Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии "с указанием конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору, заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями, расчета суммы, подлежащей выплате по настоящей банковской гарантии" в то время как согласно пункту 10.5 проекта договора для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и оригинал банковской гарантии, Комиссия считает также несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 369 Гражданского кодекса РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Согласно части 1 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
Пунктом 10.5 проекта договора предусмотрено, что обеспечение исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в форме банковской гарантии (оригинала) с учетом требований ст. ст. 368 - 378 Гражданского кодекса РФ.
Частью 2 статьи 375 Гражданского кодекса Российской Федерации гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
Исходя из анализа приведенных выше норм права и положений аукционной документации Комиссия делает вывод о том, что положения банковской гарантии о том, что в случае неисполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Договора для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк письменное требование Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии с указанием конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору, заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями, расчета суммы, подлежащей выплате по настоящей банковской гарантии, не противоречит требованиям аукционной документации, проекта договора, а также требованиям действующего законодательства.
Обязанность бенефициара указать в направляемом гаранту письменном требовании об уплате денежной суммы по банковской гарантии, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия (т.е. "конкретных фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств по Договору") предусмотрена и частью 1 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10.5 проекта договора ( "обеспечение исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору в форме банковской гарантии (оригинала) с учетом требований ст. ст. 368 - 378 Гражданского кодекса РФ").
Обязанность заказчика представить в качестве приложения к письменному требованию об уплате денежной суммы по банковской гарантии "заверенной Бенефициаром копии Договора со всеми приложениями" вытекает из положений части 1 статьи 369, части 1 статьи 374 Гражданского кодекса РФ и пункта 10.5 проекта договора, поскольку банковская гарантия, обеспечивающая надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства), должна содержать указание на основное обязательство (договор). В силу части 1 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации к письменному требованию бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должны быть приложены все указанные в гарантии документы (в том числе и копия договора (основного обязательства).
В свою очередь обязанность бенефициара представить в составе письменного требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии расчета данной суммы вытекает из положений части 1 статьи 374, части 2 статьи 375 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10.5 проекта договора. Кроме того, для того, чтобы потребовать уплаты денежной суммы, необходимо в первую очередь указать размер этой суммы, иначе отсутствует сам предмет требования. В случае, если сумма, подлежащая уплате по банковской гарантии меньше предельной суммы, установленной гарантией, необходимо указать ее расчет для того, чтобы гарант смог надлежащим образом выполнить требования части 2 статьи 375 Гражданского кодекса Российской Федерации (рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии) и убедиться в правомерности требования бенефициаром именно данной суммы.
Из изложенного выше следует, что заказчик, признав ООО "ЦентргазСтрой" уклонившимся от заключения контракта и отказав ему в заключении контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения соответствия Банковской гарантии N 11007 от 19 августа 2013 года условиям проекта договора, нарушил часть 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
При вынесении решения Комиссия руководствуется тем, что изложенные в документации требования к обеспечению исполнения контракта не могут рассматриваться как сугубо формальные препятствия к участию в размещении заказа, а должны иметь целью исключение ненадлежащих участников торгов, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общественных отношений. По смыслу приведенных нормативных положений правовое регулирование размещения заказов призвано исключить скорое и сугубо формальное отношение заказчиков к процессу отбора участников размещения заказов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, решила:
1. Признать жалобу ООО "ЦентргазСтрой" на действия заказчика - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) (извещение N 0171300007813000098) обоснованной.
2. Признать Заказчика -МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области - нарушившим часть 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать Заказчику - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 сентября 2013 г. N 05-02/217Ж-13
Текст решения официально опубликован не был