Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 11 ноября 2013 г. N 05-02/273Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
членов Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием:
Заявитель - ООО "Комплект сервис" - извещенный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил;
Заказчик - Управление строительства Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области - представителей по доверенности Алексеевой В.В., Григорьевой Г.П.;
Оператор торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - извещенный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по исполнению функций застройщика (номер извещения 0171300002313000035) (далее также - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями аукционной документации: с объединением в один лот технологически и функционально не связанных работ - реконструкция детского сада и поставка товаров - оборудование для пищеблока - холодильный шкаф, машина для очистки картофеля, мясорубка; мебель - стул офисный, шкаф для одежды глубокий; медицинское оборудование - камера для хранения стерильных изделий на ножках, облучатель бактерицидный; прачечное оборудование - машина стиральная автоматизированная; считает, что данными действиями заказчик нарушает положения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов. Просит обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, сообщили, что считают работы по строительству детского сада и поставку данных товаров технологически и функционально связанными, поскольку в данном случае данные работы необходимо выполнять одновременно для достижения общей цели и удовлетворения в полной мере потребностей заказчика в готовом для эксплуатации детском саде. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Управлением строительства Администрации городского округа город Рыбинск на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 14.10.2013 года размещено извещение N 0171300002313000035 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по исполнению функций застройщика по строительству объекта: "детский сад на 120 мест с бассейном с инженерными коммуникациями. Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Моторостроителей, 33" вместе с документацией об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта: 136 134 110 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе предметом аукциона является выполнение работ по исполнению функций застройщика по строительству объекта: "детский сад на 120 мест с бассейном с инженерными коммуникациями. Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Моторостроителей, 33".
В соответствии с проектно-сметной документации, получившей положительное заключение ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве" N 76-1-4-0245-08 от 23.07.2008 г., которая содержит перечень работ, виды работ, объем работ, перечень используемых материалов, оборудования в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП и марки, являющейся частью аукционной документации, победителю аукциона необходимо будет в рамках работ по исполнению функций застройщика по строительству объекта детского сада осуществить поставку товаров: оборудование для пищеблока - холодильный шкаф, машина для очистки картофеля, мясорубка; мебель - стул офисный, шкаф для одежды глубокий; медицинское оборудование - камера для хранения стерильных изделий на ножках, облучатель бактерицидный; прачечное оборудование - машина стиральная автоматизированная.
Согласно пункту 16 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о предоставлении во второй части заявки следующих документов:
- свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, на следующие виды работ, согласно перечня видов работ утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 - Перечень видов работ: П.33.3.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать технические характеристики товара, требования к качеству, к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ указывает на то, что документация об открытом аукционе не может содержать требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители заказчика сообщили, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (05.11.2013 в 09:00) поступило 6 заявок от участников размещения заказа.
Кроме того, Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
ООО "Комплект сервис" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы на аукционе.
Таким образом, Комиссия полагает, что при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах, необходимых и достаточных для признания заказчика нарушившим часть 1 статьи 41.6 (часть 3.1 статьи 34) Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ фактов и сведений не имеется.
Вместе с тем, рассматривая довод Заявителя об имеющем место, с его точки зрения, нарушении части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции): заказчик, уполномоченный орган включили в состав одного лота работы, технологически и функционально не связанные друг с другом: включили в состав одного лота и работы по исполнению функций застройщика по строительству объекта и поставку товаров - Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в следующем.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, объединение в один лот работ с поставками товаров, допускается в случае, если такие работы или поставки являются технологически или функционально связанными со строительными работами.
Товарные рынки строительных работ и поставка данных товаров являются самостоятельными рынками. Указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования: для выполнения строительных работ - наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; для поставки товаров - наличие действующих сертификатов качества товаров.
Кроме того, в данном случае поставка и установка таких товаров не связана с объектом строительства оборудования, а именно: оборудование для пищеблока - холодильный шкаф, машина для очистки картофеля, мясорубка; мебель - стул офисный, шкаф для одежды глубокий; медицинское оборудование - камера для хранения стерильных изделий на ножках, облучатель бактерицидный; прачечное оборудование - машина стиральная автоматизированная.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624, работы по организации реконструкции объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, для выполнения работ по исполнению функций застройщика по строительству объекта: "детский сад на 120 мест с бассейном с инженерными коммуникациями. Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Моторостроителей, 33" в рамках рассматриваемого аукциона участникам необходимо иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, объединение в один лот со строительными работами (работами по исполнению функций застройщика по строительству объекта), требующими для их выполнения наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, поставки товаров для которых предусмотрены сертификаты качества товара и которые неразрывно не связаны с объектом строительства может являться нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, следует отметить, что представители заказчика на заседании Комиссии не отрицали факта существования двух отдельных товарных рынков: рынка строительных работ и рынка товаров.
Таким образом, Комиссия считает необходимым передать материалы дела в уполномоченное структурное подразделение Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по исполнению функций застройщика (номер извещения 0171300002313000035) необоснованной.
2. Передать материалы дела в уполномоченный отдел Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении заказчика - Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск при размещении данного заказа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 ноября 2013 г. N 05-02/273Ж-13
Текст решения официально опубликован не был