Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области
(утв. постановлением Правительства области от 27 сентября 2012 г. N 981-п (в редакции постановления Правительства области от 20 июня 2014 г. N 579-п)
1. Общие положения
1.1. Порядок создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с созданием особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) и приданием территориям статуса ООПТ.
1.2. С учетом особенностей режима ООПТ различают следующие категории указанных территорий:
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады.
1.3. Законами Ярославской области могут устанавливаться и иные категории ООПТ.
1.4. Уполномоченный орган государственной власти области согласовывает проекты решений о создании ООПТ, об изменении режима их особой охраны с:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
1.5. На землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов (далее - земли ООПТ), включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами Ярославской области.
1.6. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
1.7. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются Губернатором области. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации.
1.8. ООПТ учитываются при разработке и обновлении генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов и сельских поселений, схем территориального планирования муниципальных образований Ярославской области, схемы территориального планирования Ярославской области, лесоустроительной документации, другой планировочной (градостроительной) документации.
1.9. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах ООПТ, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на ООПТ режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
1.10. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление природных объектов и комплексов.
2. Порядок создания ООПТ
2.1. С предложением о создании ООПТ могут обратиться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, юридические и физические лица (далее - заявители).
2.2. Предложение о создании ООПТ, содержащее обоснование того, что предложенная природная территория имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и/или оздоровительное значение, с приложением схемы (карты) ее размещения (далее - предложение) заявитель направляет в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент). Заявитель может предоставить иные документы, имеющие отношение к предложению, в том числе сведения о площади ООПТ, собственниках, владельцах, пользователях земельных участков в границах ООПТ, материалы исследовательских работ, заключения компетентных специалистов, научные публикации, сведения о наличии редких и исчезающих видов живых организмов, фотографии, видеоматериалы (далее - дополнительные материалы).
2.3. В течение 10 дней с момента поступления предложения:
- в соответствии с приказом департамента из числа специалистов департамента образуется рабочая группа по рассмотрению предложения (далее - рабочая группа) (в состав рабочей группы могут быть включены (по согласованию) специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, ученые и специалисты, обладающие специальными знаниями в сфере охраны окружающей среды и природопользования, биологического и ландшафтного разнообразия);
- заявителю направляется уведомление о получении предложения и об образовании рабочей группы.
2.4. В течение 30 дней с момента образования рабочая группа:
- рассматривает предложение и дополнительные материалы;
- собирает имеющиеся сведения о ведущейся на предложенной территории хозяйственной и иной деятельности или об утвержденных проектах деятельности в сфере природопользования (освоения лесов, использования водных объектов, участков недр, сельскохозяйственных земель, охотничьих ресурсов, наличия хозяйственных объектов, зон с особыми условиями использования территории); перечень указанных видов деятельности (при наличии) включается в текст решения рабочей группы;
- принимает мотивированное решение о необходимости создания ООПТ либо об отказе в создании ООПТ.
2.5. При принятии рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ учитывается:
- значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
- наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
- наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
- наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2.6. Основанием для отказа в создании ООПТ является:
- отсутствие на указанной в предложении территории объектов, указанных в пункте 2.5 данного раздела Порядка;
- содержание в предложении недостоверной информации.
2.7. Департамент в течение 10 рабочих дней с момента принятия рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ либо об отказе в создании ООПТ направляет заявителю письменный ответ с информацией о принятом решении.
2.8. Решение об отказе в создании ООПТ должно содержать:
- реквизиты предложения, зарегистрированного в департаменте;
- наименование заявителя;
- краткое описание природного комплекса и (или) объекта, указанного в предложении (название, месторасположение, тип природного комплекса или объекта);
- обоснование отказа с указанием реквизитов решения рабочей группы;
- предложения (при наличии) по доработке документов с целью создания ООПТ.
2.9. В случае принятия рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ департамент организует работы по созданию ООПТ с учетом очередности поступления предложений и имеющегося бюджетного финансирования, выделяемого департаменту для проведения указанных работ.
2.10. На основании документов территориального планирования уполномоченным органом исполнительной власти области принимается решение о резервировании земель для государственных нужд области (при необходимости) в целях создания ООПТ. Порядок резервирования земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
2.11. Создание ООПТ осуществляется в следующем порядке:
- проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ;
- подготовка научного обоснования создания ООПТ;
- подготовка предложения по установлению охранной зоны на прилегающих к ООПТ земельных участках и водных объектах;
- подготовка картографических материалов границ проектируемой ООПТ (при необходимости - ее охранной зоны);
- подготовка перечня координат поворотных точек границ проектируемой ООПТ (при необходимости - ее охранной зоны);
- подготовка проекта положения об ООПТ (при необходимости - ее охранной зоны);
- подготовка финансово-экономического заключения о создании ООПТ с указанием связанных с этим затрат, в том числе размера компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков и (или) ограничением хозяйственной и иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области;
- подготовка документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
- направление материалов комплексного экологического обследования территории, обосновывающих придание этой территории правового статуса ООПТ, и проекта постановления Правительства области о создании ООПТ и утверждении положения об ООПТ для проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня.
2.12. Положение об ООПТ включает в себя следующие сведения:
- наименование, категория и профиль (при необходимости) ООПТ;
- описание местоположения и границ ООПТ;
- площадь ООПТ;
- цели создания ООПТ;
- правовой статус земель, входящих в состав ООПТ;
- основные характеристики ООПТ, отражающие особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и/или оздоровительную ценность;
- режим особой охраны ООПТ;
- карта-схема с обозначением границ ООПТ (с номерами поворотных точек);
- перечень координат поворотных точек границ ООПТ в системе координат, используемой для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - установленная система координат);
- описание границ и особого правового режима зон ограниченного хозяйственного использования и иных зон (в случае необходимости их установления), карта-схема с обозначением границ (с номерами поворотных точек) и перечень координат поворотных точек границ таких зон в установленной системе координат.
2.13. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы департамент подготавливает и направляет проект постановления Правительства области о создании ООПТ и утверждении положения о ней на согласование в соответствии с пунктом 1.4 раздела 1 Порядка и в соответствии с законодательством Ярославской области.
2.14. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и иных необходимых материалов и согласований, представленных департаментом, Правительство области принимает решение о:
- создании природного парка;
- создании государственного природного заказника;
- объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, а занимаемой им территории - ООПТ;
- создании дендрологического парка или ботанического сада;
- создании ООПТ иной категории;
- утверждении положения об ООПТ.
2.15. ООПТ могут образовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований области. Образование ООПТ в границах двух и более муниципальных образований области не может быть основанием для нарушения ее целостности.
2.16. На основании решения Правительства области о создании ООПТ департамент обеспечивает подготовку карты (плана) ООПТ как объекта землеустройства (зоны с особыми условиями использования территории) и внесение сведений о ней в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии с действующим законодательством. Указанные мероприятия проводятся также в отношении охранной зоны ООПТ в случае, если такая зона установлена.
2.17. Заявитель имеет право самостоятельно подготовить материалы и обеспечить проведение мероприятий, указанных в пунктах 2.11, 2.12 и 2.16 данного раздела Порядка.
3. Порядок изменения границ, зонирования ООПТ, выделения зон ограниченного хозяйственного использования, упразднения ООПТ
3.1. Изменение границ ООПТ, упразднение ООПТ допускается в случае необратимой утраты этими территориями (участками территории) своего особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и/или оздоровительного значения или при необходимости приведения границ ООПТ в соответствие с законодательством.
3.2. Изменение зонирования ООПТ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования с установлением особого правового режима допускается с целью сохранения (оптимизации состояния) природного комплекса или объекта с учетом сложившегося уровня природопользования и необходимости функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
3.3. Решение об изменении границ, зонирования ООПТ, о выделении зон ограниченного хозяйственного использования, об упразднении ООПТ принимается Правительством области при наличии:
- финансово-экономического (при необходимости), экологического, правового обоснования;
- положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект соответствующего постановления Правительства области;
- согласования уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- согласования федеральных органов исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства (при необходимости).
3.4. Для разработки проекта постановления Правительства области об изменении границ, зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования либо упразднении ООПТ (далее - проект постановления Правительства области) физическое или юридическое лицо, инициирующее изменение границ, зонирования ООПТ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования либо упразднение ООПТ (далее - инициатор), обеспечивает подготовку следующих материалов:
3.4.1. Для подготовки проекта постановления Правительства области об изменении зонирования ООПТ, выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в ООПТ инициатор направляет в департамент:
- краткие сведения (включая копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов) о собственнике, владельце, пользователе земельного участка (водного объекта) и/или субъекте планируемой хозяйственной деятельности в границах зоны с указанием основных видов планируемой деятельности;
- краткую пояснительную записку с описанием природного состояния участка в границах зоны и приложением фотоматериалов и иных сведений, имеющих, по мнению инициатора, отношение к процедуре;
- сведения о площади зоны;
- схему границ зоны в пределах ООПТ с указанием поворотных точек;
- перечень координат поворотных точек границ зоны в установленной системе координат.
Выделение зон ограниченного хозяйственного использования в ООПТ в составе земель лесного фонда может осуществляться в соответствии с границами лесных кварталов и выделов без определения координат поворотных точек границы зон и внесения сведений о зонах в ГКН.
3.4.2. Для подготовки проекта постановления Правительства области об изменении границ ООПТ (в связи с уменьшением ее площади) либо упразднении ООПТ инициатор направляет в департамент материалы и документы, подтверждающие необратимую утрату этими территориями (участками территории) своего особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и/или оздоровительного значения или необходимость приведения границ в соответствие с законодательством.
3.4.2.1. Для изменения границ ООПТ (в связи с уменьшением ее площади) инициатор направляет в департамент:
- краткую пояснительную записку с обоснованием необходимости изменения границ ООПТ и приложением фотоматериалов и иных сведений, имеющих, по мнению инициатора, отношение к процедуре;
- сведения о площади ООПТ с измененными границами;
- схему измененных границ ООПТ с указанием поворотных точек;
- перечень координат поворотных точек измененных границ ООПТ в установленной системе координат;
- описание границ зон ограниченного хозяйственного использования и иных зон, карту-схему с обозначением границ (с номерами поворотных точек) и перечень координат поворотных точек границ таких зон в установленной системе координат (в случае если изменение границ ООПТ затрагивает указанные зоны).
3.4.2.2. Для упразднения ООПТ инициатор направляет в департамент краткую пояснительную записку с обоснованием необходимости упразднения ООПТ и приложением фотоматериалов и иных сведений, имеющих, по мнению инициатора, отношение к процедуре.
3.5. После подготовки департаментом проекта постановления Правительства области инициатор организовывает подготовку и направление документов и материалов для проведения его государственной экологической экспертизы.
3.6. Придание территории (земельным участкам) статуса ООПТ с целью увеличения площади существующей ООПТ осуществляется в соответствии с разделом 2 данного Порядка. Проект постановления Правительства области об изменении границ ООПТ (в связи с увеличением ее площади) должен содержать:
- сведения о площади ООПТ с измененными границами;
- схему измененных границ ООПТ с указанием поворотных точек;
- перечень координат поворотных точек измененных границ ООПТ в установленной системе координат;
- описание границ зон ограниченного хозяйственного использования и иных зон, карту-схему с обозначением границ (с номерами поворотных точек) и перечень координат поворотных точек границ таких зон в установленной системе координат (в случае если изменение границ ООПТ требует корректировки указанных зон).
3.7. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы департамент направляет проект постановления Правительства области на согласование:
- в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- в федеральные органы исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства (в случае, если в границах изменяемых участков ООПТ находятся земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов);
- в органы исполнительной власти и структурные подразделения аппарата Правительства области в соответствии с законодательством Ярославской области.
3.8. Основанием для отказа в принятии Правительством области решения об изменении границ, зонирования, выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в ООПТ, упразднении ООПТ являются:
- отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- отсутствие обязательных согласований в соответствии с пунктом 3.7 данного раздела Порядка.
3.9. При принятии Правительством области решения об изменении зонирования, выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в ООПТ инициатор направляет в департамент карту (план) такой зоны как объекта землеустройства (зоны с особыми условиями использования территории), за исключением случаев, указанных в абзаце седьмом подпункта 3.4.1 пункта 3.4 данного раздела Порядка, для внесения сведений в ГКН в установленном порядке.
3.10. При принятии Правительством области решения об изменении границ ООПТ инициатор направляет в департамент:
- карту (план) измененных границ ООПТ для внесения сведений в ГКН в установленном порядке;
- измененную обзорную схему ООПТ соответствующего муниципального образования области.
3.11. При принятии Правительством области решения об упразднении ООПТ инициатор направляет в департамент измененную обзорную схему ООПТ соответствующего муниципального образования области.
3.12. В случае если при изменении границ ООПТ изменяется граница:
- зон ограниченного хозяйственного использования и иных зон в ООПТ, инициатор направляет в департамент карты (планы) измененных границ таких зон для внесения сведений в ГКН в установленном порядке;
- охранной зоны ООПТ, инициатор направляет в департамент карту (план) измененных границ охранной зоны ООПТ для внесения сведений в ГКН в установленном порядке.
3.13. В случаях, указанных в пунктах 3.9 - 3.12 данного раздела Порядка, инициатор направляет в департамент материалы в течение двух месяцев с момента утверждения Правительством области соответствующего постановления об изменении границ ООПТ, охранной зоны ООПТ либо зон ограниченного хозяйственного использования или иных зон в ООПТ.
3.14. Департамент в срок, не превышающий шести месяцев с момента утверждения Правительством области соответствующего постановления, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документы для внесения сведений в ГКН в соответствии с действующим законодательством.
3.15. В случае если Правительством области изменены границы ООПТ, охранной зоны ООПТ, создана или упразднена ООПТ, инициатор организует проведение установленных законодательством процедур по внесению изменений в документы территориального планирования Ярославской области, соответствующих муниципальных образований области, сельских и городских поселений области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.