Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
о системе управления программами и проектами в органах местного самоуправления Большесельского муниципального района и структурных подразделениях Администрации Большесельского муниципального района
I. Общие положения
1. Положение о системе управления программами и проектами в органах местного самоуправления и структурных подразделениях администрации Большесельского муниципального района (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Регламентом администрации Большесельского муниципального района.
2. Положение:
- определяет термины, используемые в процессах управления программами и проектами;
- устанавливает порядок управления программами и ведомственными проектами;
- устанавливает порядок управления портфелем развития Большесельского муниципального района;
- предоставляет методологическую основу, обеспечивающую единый подход в сфере программно-целевого планирования и проектного управления.
3. Для целей Положения применяются следующие понятия и определения:
3.1. Стратегия социально-экономического развития Большесельского муниципального района (далее - стратегия БМР) - утвержденный перечень главных целей социально-экономического развития Большесельского муниципального района (далее - СЭР БМР) и стратегических политик, показателей главных целей и стратегических политик, основанный на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала района.
3.2. Стратегические политики - способы достижения главных целей СЭР БМР
3.3. Социально-экономический актив района - материальный или нематериальный объект района, находящийся в зоне прямого или косвенного влияния органов местного самоуправления. К таким объектам относятся:
- органы местного самоуправления муниципального района;
- муниципальные учреждения, предприятия и негосударственные организации;
- коммерческие предприятия и отрасли промышленности;
- человеческие ресурсы (жители);
- природные ресурсы;
- нематериальные ресурсы района (процессы, методики, тарифы, стандарты и т.п.);
- инфраструктурные объекты района.
3.4. Виды деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМС) и структурных подразделений администрации БМР (далее - СПАР):
3.4.1. Текущая деятельность - регулярная деятельность ОМС и СПАР, не связанная с изменением и созданием новых социально-экономических активов района, такая как:
управление муниципальными учреждениями, хозяйственными обществами, акции (доли) которых находятся в собственности муниципального района, и некоммерческими организациями, учредителем (участником, членом) которых выступают ОМС;
- оказание муниципальных услуг органами местного самоуправления;
- контроль соблюдения законодательства;
- социальная поддержка населения.
Текущая деятельность направлена на поддержание состояния и функционирования активов в соответствии со стандартами. Под текущей деятельностью понимаются те процессы (виды работ), которые идут непрерывно, постоянно, регулярно или с высокой степенью периодичности (еженедельно, ежемесячно и т.п.), например, составление профильных отчетов, аналитических записок, подготовка ответов на запросы ОИВ, ОМС и граждан, подготовка проектов нормативных правовых актов, разработка методических материалов.
3.4.2. Деятельность по совершенствованию - деятельность ОМС/СПАР по совершенствованию своих внутренних процессов, которая реализуется через изменение регламентов и процедур, повышение квалификации участников процессов, модернизацию и оптимизацию инструментария, применяемого во время работы. Позволяет приобрести новые знания, усовершенствовать способы оказания муниципальных услуг, сократить время на подготовку информации, принятие управленческих решений, оптимизировать документооборот.
3.4.3. Деятельность по развитию - деятельность ОМС и СПАР, направленная на изменение выходных характеристик существующих и создание новых социально-экономических активов района.
Ключевыми выходными характеристиками активов района являются такие характеристики, как функциональность, производительность, качество, стоимость.
Типичными примерами деятельности по развитию являются:
- повышение стандарта уровня обслуживания;
- повышение пропускной способности дорог;
- повышение стандарта качества обслуживания;
3.5. Программа развития - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономического развития Большесельского муниципального района. В целях повышения управляемости программы развития могут декомпозироваться на проекты, по каждому из которых назначается свой ответственный исполнитель.
Виды программ развития:
- муниципальная целевая программа (далее - МЦП) - программа развития, инициируемая на районом уровне, содержащая способ решения проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития Большесельского муниципального района путем взаимноувязки целей, задач, мероприятий, исполнителей и ресурсов, предполагающий механизм контроля через систему показателей, и реализуемая за счет средств районного бюджета с возможным привлечением в установленном порядке средств бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
- районная программа (далее - РП) - программа развития, инициируемая ОМС в случае возникновения требований федеральных, региональных нормативных правовых актов о наличии программы в субъекте Российской Федерации, реализуемая за счет средств федерального бюджета и (или) внебюджетных источников с возможным привлечением в установленном порядке средств бюджетов других уровней и предусматривающая координационную деятельность ОМС по ее выполнению.
3.6. Цель программы развития - достижение конечного желаемого состояния социально-экономического актива(ов) района, на которое(ые) направлено действие программы развития. Цели программ развития должны находиться в соответствии с СЭР БМР.
3.7. Показатель цели - измеряемый количественный параметр, отражающий степень достижения цели программы. Показатель имеет базовое, плановое и фактическое значение.
3.8. Показатель стратегического соответствия отражает степень соответствия программы развития стратегическим политикам.
3.9. Задачи программы развития - определение конкретных значимых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе исполнения программы развития. Задачи должны быть определены таким образом, чтобы их исполнение в совокупности позволяло достигнуть цели программы развития наиболее оптимальным способом. Задачи декомпозируются на проекты и мероприятия, которые должны быть реализованы для достижения значимых результатов.
3.10. Показатель - измеряемый параметр. Показатели формируются исходя из критериев достоверности, объективности (динамика целевого индикатора должна отражать фактическое состояние дел), представительности.
3.11. Показатель эффекта от реализации программы развития - оценка экономического эффекта от реализации программы развития применяется для обоснования целесообразности реализации программы развития. Расчет эффекта от реализации основан на сопоставительной оценке затрат и планируемых выгод.
3.12. Показатели эффективности и результативности реализации МЦП/ведомственного проекта:
3.12.1. Показатели качества исполнения МЦП/ведомственного проекта:
- результативность исполнения МЦП/ведомственного проекта - количество запланированных МЦП/ведомственным проектом результатов, достигнутое в отчетном временном периоде;
- эффективность исполнения МЦП/ведомственного проекта - степень достижения предусмотренных МЦП/ведомственным проектом результатов в рамках запланированного финансирования МЦП/ведомственного проекта.
3.12.2. Итоговые показатели МЦП/ведомственного проекта:
- итоговая результативность МЦП/ведомственного проекта - степень достижения плановых значений показателей целей МЦП/ведомственного проекта по итогам реализации МЦП/ведомственного проекта, позволяющая оценить совокупное качество проектирования и качество исполнения МЦП/ведомственного проекта;
- показатель итоговой эффективности МЦП/ведомственного проекта - степень достижения предусмотренных МЦП/ведомственным проектом плановых значений показателей целей в рамках запланированного финансирования.
3.13. Портфель развития - набор программ развития и инвестиционных проектов, сбалансированный для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Большесельского муниципального района в рамках имеющихся бюджетных ограничений. Портфель развития формируется на несколько лет, регулярно анализируется и при необходимости корректируется. Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов Большесельского муниципального района, определение форм муниципальной поддержки и осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 27.03.2006 N 47-а "О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов".
3.14. Бюджет развития - совокупность средств районного бюджета, предназначенных для финансирования программ и проектов портфеля развития.
3.15. Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач текущей деятельности. Разрабатывается отдельно каждым ОМС на трехлетнюю перспективу.
3.16. Ведомственный проект - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач по совершенствованию внутренних процессов ОМС.
3.17. Проект - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач программы развития.
3.18. Межфункциональная группа - группа сотрудников различных ОМС и СПАР, сторонних экспертов, формируемая ответственным исполнителем для разработки и дальнейшего управления программой развития/проектом;
3.19. Весовой коэффициент - числовой параметр, отражающий:
- значимость, относительную важность конкретного показателя цели программы развития/проекта в сравнении с другими;
- значимость, относительную важность конкретного проекта/задачи/мероприятия в сравнении с другими.
Значение весового коэффициента выражается числом в интервале от 0 до 1 с шагом не менее 0,05. Сумма значений весовых коэффициентов должна быть равна единице.
3.20. Стратегический совет - координационный и консультационный орган, осуществляющий подготовку решений по вопросам стратегического управления. Состав стратегического совета определяется Главой муниципального района.
4. При выборе вида программы/проекта используется таблица "Виды программ и проектов". Необходимым условием использования одного из инструментов решения проблемы (муниципальная целевая программа, ведомственная целевая программа, районная программа) является соответствие всем значениям условий данного инструмента.
5. Виды программ и проектов
Наименование условия |
муниципальная целевая программа |
Ведомственная целевая программа |
Ведомственный проект |
Районная программа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вид деятельности |
деятельность по развитию |
текущая деятельность |
деятельность по совершенствованию |
деятельность по развитию |
Причины инициации |
на стратегической карте района утверждена соответствующая цель/политика |
необходимость достижения целей и задач текущей деятельности ОМС, которые сформулированы в утвержденном положении об ОМС |
необходимость совершенствования деятельности ОМС |
наличие информации о возможности выделения целевых средств |
Обязательные источники финансирования |
районный бюджет |
районный бюджет |
районный бюджет |
федеральный бюджет (в т.ч. финансирование мероприятий программы напрямую из федерального бюджета)/ внебюджетные источники |
Необходимость обеспечения межотраслевой/ межведомственной/ межтерриториальной координации для решения проблемы |
да |
нет |
нет |
нет |
Срок реализации |
не менее 1 года (общая продолжительность мероприятий программы может быть менее 1 года) |
3 года (на очередной финансовый год и прогноз на два последующих) |
от 1 месяца до 1 года |
не менее 1 года |
Требование к реализации через взаимосвязанные проекты |
да |
нет |
нет |
нет |
6. Требования по разработке, реализации и оформлению областной целевой программы, ведомственной целевой программы, ведомственного проекта, региональной программы приведены в порядках III, IV, V, VI настоящего Положения.
II. Порядок управления портфелем развития
1. Общие положения
Порядок управления портфелем развития определяет процедуры формирования, рационализации, оптимизации, утверждения, реализации и мониторинга реализации портфеля развития.
Переход от реализации отдельных программ развития к реализации портфеля развития позволяет проводить комплексную оценку инициатив по развитию, выявлять и устранять дублирование, расставлять приоритеты в соответствии с бюджетными ограничениями.
Процесс управления портфелем развития представляет собой циклический процесс в рамках календарного года, состоящий из последовательности следующих
процедур:
- подготовка и утверждение стратегического послания;
- подготовка и утверждение концепций программ развития;
- рационализация и оптимизация портфеля развития;
- утверждение портфеля развития;
- реализация портфеля развития;
- мониторинг реализации портфеля развития.
Календарный график процесса управления программами и портфелем развития приведен в приложении 1 к Положению.
2. Формирование портфеля развития
2.1. Подготовка и утверждение стратегического послания
Стратегическое послание определяет основные направления развития на ближайшие 3 года.
Стратегическое послание готовится ежегодно администрацией БМРи утверждается стратегическим советом не позднее 31 марта.
При подготовке стратегического послания используется информация о ходе выполнения программ и проектов, входящих в портфель развития.
2.2. Подготовка и утверждение концепций программ развития
ОМС и СПАР готовят предложения по реализации программ развития на основе стратегического послания. Подготовка предложений осуществляется в форме концепций программ развития.
Проекты концепций должны быть разработаны ОМС и СПАР, пройти процедуру согласования, после чего - утверждены Главой муниципального района для включения в портфель развития.
Для включения концепций в портфель развития с целью реализации в следующем календарном году они должны быть утверждены Главой МР не позднее 01 июля текущего года.
3. Рационализация и оптимизация портфеля развития
Рационализация портфеля развития - это процесс рассмотрения и реструктуризации портфеля развития с точки зрения соответствия программ развития целям социально-экономического развития и приоритетам развития текущего периода.
Оптимизация портфеля развития - это процесс рассмотрения и реструктуризации портфеля развития с учетом имеющихся бюджетных ограничений. Оптимизация портфеля учитывает результаты рационализации портфеля.
Предложение по рационализации портфеля развития готовится СПАР. Процедура начинается ежегодно, не позднее 15 августа, и применяется к утвержденным концепциям программ развития.
В ходе рационализации для каждой концепции программы развития рассчитывается показатель стратегического соответствия, который определяет важность реализации программы для достижения целей СЭР БМР.
Предложение по оптимизации портфеля готовится СПАР. Процедура начинается не позднее 15 августа. В ходе оптимизации отбираются программы развития и концепции программ развития, которые будут исполняться в следующих финансовых периодах.
Предложение по рационализации и оптимизации рассматривается и утверждается стратегическим советом ежегодно, не позднее 15 сентября.
4. Утверждение портфеля развития
Рационализированный и оптимизированный портфель развития утверждается Главой МР не позднее 01 ноября и может быть скорректирован после принятия постановления о бюджете.
Утвержденный портфель развития является основанием для финансирования входящих в него программ развития.
5. Реализация портфеля развития
Реализация портфеля развития происходит через реализацию входящих в него программ.
Программы развития, утвержденные в составе портфеля развития в виде концепций, до начала реализации должны пройти этап разработки и утверждения.
В ходе разработки для каждой концепции межфункциональной группой должен быть разработан проект программы развития, который должен быть согласован и утвержден в соответствии с требованиями настоящего Положения.
6. Мониторинг реализации портфеля развития
Мониторинг реализации портфеля развития осуществляет СПАР путем мониторинга реализации каждой входящей в него программы развития.
Мониторинг реализации программы развития осуществляется на основании предоставленного ответственным исполнителем отчета о ходе реализации программы развития.
Результатом процедуры мониторинга является отчет о реализации портфеля развития, содержащий информацию о реализации каждой программы развития, входящей в портфель:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на программу;
- отклонения по срокам реализации мероприятий программы;
- результативность исполнения программы развития;
- эффективность исполнения программы развития;
- сообщения о проблемах при реализации программы;
- предложение о применении корректирующих воздействий.
Отчет о реализации портфеля развития готовится СПАР два раза в год: не позднее 15 августа - за первое полугодие текущего года (период с января по июнь) и не позднее 15 марта - за предшествующий календарный год.
Отчет о реализации портфеля развития рассматривается стратегическим советом в рамках подготовки стратегического послания.
III. Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения МЦП
1. Общие положения
- Концепция МЦП - документ, содержащий описание основных параметров МЦП: цели и показатели их достижения, задачи и показатели их достижения, расчет потребности в финансировании, расчет экономического эффекта от реализации программы (где применимо);
- заказчик МЦП - Администрация БМР как высший орган местного самоуправления, непосредственно заинтересованный в результатах реализации программы;
- куратор МЦП - Глава муниципального района или заместитель Главы БМР, ответственный за реализацию стратегической политики, в рамках которой реализуется данная программа;
- ответственный исполнитель МЦП - орган местного самоуправления БМР, Администрация БМР в лице структурного подразделения , осуществляющий(его) общее руководство по разработке и реализации МЦП, несущий(его) ответственность за достижение целей МЦП;
- исполнители МЦП - органы местного самоуправления БМР, государственные органы, Администрация БМР в лице структурных подразделений, которые несут ответственность за создание значимых результатов в рамках реализации программы;
- участники МЦП - Администрация БМР в лице структурного подразделения , государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, участвующие в реализации мероприятий программы;
- долгосрочная МЦП - это МЦП со сроком реализации свыше 3 лет.
2. Инициация МЦП
Разработка МЦП инициируется заместителями Главы МР на основании стратегического послания, в рамках ответственности за реализацию стратегических политик. Заместитель Главы МР, инициирующий МЦП, становится ее куратором.
Куратор МЦП определяет цель МЦП и назначает ответственного исполнителя МЦП. Ответственный исполнитель организует разработку концепции МЦП. Межфункциональная рабочая группа под руководством ответственного исполнителя МЦП разрабатывает концепцию МЦП. Состав межфункциональной рабочей группы утверждается куратором МЦП. Совещания межфункциональной рабочей группы в обязательном порядке протоколируются.
Концепция МЦП оформляется по форме, приведенной в приложении 3 к Положению, и должна включать следующую информацию:
- наименование МЦП;
- заказчик МЦП;
- анализ сложившейся ситуации (например, SWOT-анализ, анализ бизнес-процессов и др.);
- возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при использовании различных вариантов. Обоснование целесообразности выбранных вариантов, в том числе оценку экономического эффекта от реализации МЦП;
- цель МЦП, показатели цели МЦП;
- обоснование планового значения показателя цели МЦП. Приводится не менее 1 обоснования планового значения показателя: значения аналогичных показателей районов-конкурентов Ярославской области, или средние значения по Ярославской области или нормативные;
- задачи МЦП, результаты задач МЦП. Для каждой задачи МЦП указывается результат;
- перечень рисков, возможных при решении проблемы выбранным вариантом, с указанием величины каждого риска, рассчитанного по Матрице оценки рисков МЦП, приведенной в приложении 4 к Положению. Обязательными для оценки являются 2 категории рисков: невыполнение плановых объемов финансирования программы и срыв крайних сроков реализации мероприятий программы;
- куратор МЦП;
- ответственный исполнитель (наименование, контактная информация);
- наименование ОМС и СПАР, являющихся ответственным исполнителем, исполнителями и участниками МЦП;
- срок действия МЦП;
- предельные объемы бюджетных ассигнований на плановый период, предусмотренных районным бюджетом, федеральным бюджетом (справочно), внебюджетными источниками (справочно), областным бюджетом (справочно) на выполнение МЦП, и их обоснование.
3. Согласование и утверждение концепции МЦП
Ответственный исполнитель МЦП в обязательном порядке представляет проект концепции МЦП в электронном и бумажном виде для предварительного согласования одновременно:
- в управление финансов администрации БМР (далее - УФ) - на предмет оценки обоснованности финансовых потребностей и механизмов финансирования МЦП;
- в администрацию БМР - на предмет соответствия:
стратегии социально-экономического развития муниципального района;
требованиям данного Положения;
- в администрацию муниципального района - на предмет соответствия:
требованиям управления проектами: межфункциональности, уникальности;
описания рисков требованиям настоящего Положения.
С проектом концепции МЦП обязательно предоставляются протоколы совещаний межфункциональной рабочей группы.
УФ направляет заключение по проекту концепции МЦП в администрацию БМР в течение 3 рабочих дней с момента его поступления. Администрация БМР в течение 7 рабочих дней с момента поступления проекта концепции МЦП направляет ответственному исполнителю МЦП комплексное заключение.
В случае положительного заключения ответственный исполнитель готовит проект постановления об утверждении концепции МЦП.
В случае наличия замечаний ответственный исполнитель организует их устранение и направляет проект концепции МЦП для повторного предварительного согласования.
Проект постановления об утверждении концепции МЦП, предусматривающий финансирование в очередном финансовом году, подлежит рассмотрению Главы муниципального не позднее 01 августа текущего года.
4. Разработка МЦП
Долгосрочная программа (программа со сроком реализации более 3 лет) утверждается в срок не позднее чем за месяц до дня внесения постановления администрации БМР о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на Собрание представителей БМР.
Основанием для разработки долгосрочной МЦП является концепция долгосрочной МЦП.
Для прочих МЦП основанием для разработки являются утвержденные портфель программ и проектов и концепция МЦП.
Ответственный исполнитель МЦП и межфункциональная группа МЦП определяют проекты и мероприятия, необходимые для реализации МЦП; их взаимосвязь друг с другом и последовательность, в которой они будут реализовываться; ответственных исполнителей по каждой задаче МЦП, каждому проекту МЦП и отдельным мероприятиям МЦП.
Ответственные исполнители проектов МЦП формируют межфункциональные группы для управления проектами. Составы межфункциональных групп проектов согласовываются с руководителями структурных подразделений, сотрудники которых включены в межфункциональные группы, и по представлению ответственного исполнителя МЦП утверждаются куратором МЦП.
Требования к процессу планирования проектов МЦП приведены в приложении 4 к Положению, инструменты планирования приведены в приложении 5 к Положению.
Межфункциональная группа по разработке МЦП на основании данных ответственных исполнителей проектов готовит проект МЦП по форме, приведенной в приложении 6 к Положению.
Проект МЦП должен содержать следующую информацию:
- наименование МЦП;
- наименование заказчика МЦП;
- ответственный исполнитель МЦП (наименование, контактная информация);
- участники МЦП (наименование ОМС и СПАР, контактная информация);
- срок действия МЦП;
- куратор МЦП;
- электронный адрес размещения МЦП в интернете;
- цель МЦП, показатели цели МЦП (при наличии нескольких показателей - их весовые коэффициенты);
- задачи МЦП (их весовые коэффициенты), их результаты, сроки и ответственные за реализацию задач. Задачи программы реализуются в виде проектов, при этом ответственный за реализацию задач является ответственным за реализацию соответствующего проекта, а мероприятия задачи являются мероприятиями верхнего уровня соответствующего проекта;
- результат каждой задачи;
- мероприятия МЦП и мероприятия задач МЦП (их весовые коэффициенты) с указанием результатов, сроков и плановых объемов бюджетных ассигнований;
- объемы бюджетных ассигнований на плановый период, предусмотренных местным бюджетом, областным бюджетом (справочно), федеральным бюджетом (справочно), внебюджетными источниками на выполнение МЦП;
- оценка экономического эффекта от реализации программы (если применимо);
- наименование ответственного исполнителя и исполнителей каждой задачи/мероприятия.
- механизмы реализации МЦП:
механизмы финансирования программных мероприятий;
порядок приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для реализации программных мероприятий;
условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий, если программой предусмотрено предоставление межбюджетных субсидий;
оценка эффективности использования направляемых в рамках программы на капитальные вложения средств местного бюджета для долгосрочных МЦП (приводится в приложении к МЦП).
- к проекту МЦП прилагается заполненная таблица анализа рисков согласно требованиям приложения 4 к Положению. Обязательными являются 2 категории рисков: невыполнение объемов финансирования и срыв крайних сроков реализации мероприятий.
5. Согласование и утверждение МЦП
Проекты МЦП, реализация которых предполагается на территории муниципальных БМР, предварительно согласовываются (обсуждаются) с соответствующими органами местного самоуправления сельских поселений.
Проекты МЦП, предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов за счет средств местного бюджета, направляются в УФ администрации БМР на предмет оценки обоснованности и эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Проекты МЦП, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов проходят государственную экологическую экспертизу в департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Проект в обязательном порядке направляется в электронном виде и бумажном на предварительное согласование одновременно:
- всем исполнителям МЦП - на предмет наличия персонала соответствующей квалификации, возможности выполнения мероприятия в указанные сроки, достаточности информации, которую планируется получить в результате реализации мероприятий предшественников, на момент начала реализации мероприятия для его выполнения;
- в УФ - на предмет обоснованности расходов, соответствия распределения объемов финансирования постановлению об районном бюджете, соответствия методикам расчета межбюджетных субсидий.
требованиям планирования проектов и описания рисков, приведенным в приложении 4 к Положению;
необходимости и достаточности состава межфункциональной группы (в разрезе ОМС и СПАР) для обеспечения комплексного подхода к решению проблемы;
- в администрацию БМР - на предмет оценки:
соответствия стратегии социально-экономического развития муниципального района;
необходимости и достаточности мероприятий для выполнения задач и достижения цели МЦП;
предложенного набора мероприятий с точки зрения эффективности достижения цели МЦП;
требованиям данного Положения.
С проектом МЦП обязательно предоставляются протоколы совещаний межфункциональных рабочих групп.
Исполнители МЦП, УФ направляют заключения по проекту МЦП в администрацию БМР в течение 3 рабочих дней с момента его поступления. Администрация БМР в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта МЦП направляет ответственному исполнителю МЦП комплексное заключение.
В случае положительного заключения ответственный исполнитель МЦП готовит проект постановления об утверждении МЦП, который подлежит согласованию и рассмотрению Главой БМР.
В случае наличия замечаний ответственный исполнитель организует их устранение и направляет проект МЦП для повторного согласования.
МЦП, концепции которых утверждены в составе портфеля развития и в составе постановления Главы БМР о бюджете, должны быть утверждены не позднее календарного месяца после принятия постановления о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию МЦП утверждаются постановлением о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.
После утверждения МЦП администрация БМР вносит в установленном порядке в сводный реестр программ и проектов соответствующую запись и размещает сводный реестр в интернете (на официальном сайте Администрации БМР).
6. Реализация МЦП и внесение изменений в МЦП
Реализация МЦП осуществляется путем реализации проектов, входящих в состав МЦП.
Каждый год реализации проекта равен календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
Ежегодно, до начала реализации проекта, ответственным исполнителем проекта разрабатывается план реализации проекта на год (план проекта детализирует проекты и мероприятия, утвержденные в МЦП). Длительность мероприятий нижнего уровня декомпозиции проекта не должна превышать одного квартала. Ответственным исполнителем МЦП на основании планов проектов формируется план реализации МЦП на год. Форма плана МЦП на год соответствует форме представления в МЦП проектов и мероприятий.
План реализации МЦП на год ответственный исполнитель МЦП направляет на согласование в администрацию БМР - на предмет выполнения принципов проектного управления.
План реализации МЦП на год утверждается заместителем Главы БМР, курирующим МЦП.
Утвержденный план реализации МЦП на год направляется ответственным исполнителем МЦП в УФ.
Утверждение плана реализации МЦП на год является основанием для начала финансирования МЦП.
Внесение изменений в план реализации МЦП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач проекта, мероприятий (их перечня, длительности и последовательности), показателей, ответственного исполнителя, ресурсов (в том числе изменения объема финансирования), низкой результативности и эффективности МЦП.
Предложения по внесению изменений в план реализации МЦП готовятся ответственным исполнителем МЦП и утверждаются заместителем Главы БМР, курирующим МЦП.
Утвержденная МЦП реализуется за счет средств районного бюджета. Для реализации МЦП возможно привлечение в установленном порядке средств областного бюджета, федерального бюджета, внебюджетных источников.
Внесение изменений в действующую МЦП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач, перечня проектов, мероприятий, показателей, куратора, ответственного исполнителя, ресурсов (в том числе если объем финансирования МЦП превышает общий предельный объем финансирования за счет средств местного бюджета, указанный в утвержденной концепции МЦП, необходимых для реализации МЦП, низкой результативности и эффективности МЦП, а также при недостижении целей МЦП по истечении планового срока ее реализации).
Предложения по внесению изменений в действующую МЦП готовятся ответственным исполнителем МЦП и оформляются в виде проекта постановления Главы БМР. Проект постановления представляется для согласования в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
7. Мониторинг реализации МЦП
Предметом мониторинга реализации МЦП является соблюдение:
- сроков реализации мероприятий и задач МЦП;
- соответствия полученных результатов мероприятий и задач плановым результатам;
- объемов финансирования МЦП;
- требований по управлению рисками и изменениями в ходе реализации МЦП и входящих в нее проектов (далее - проекты МЦП).
Цели мониторинга реализации МЦП:
- обеспечение достижения заявленных целей. Мониторинг позволяет оперативно обнаружить проблемы и в случае необходимости предпринять корректирующие действия по их своевременному устранению;
- предоставление заказчику и куратору МЦП полной и объективной информации о текущем и итоговом состоянии объекта управления.
Ответственные исполнители проектов МЦП и отдельных мероприятий МЦП ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, на основании утвержденных планов реализации проектов МЦП представляют ответственному исполнителю МЦП отчет о ходе реализации по форме, приведенной в приложении 7 к Положению. В случае необходимости представить ход работ по проекту в наглядной и краткой форме рекомендуется использовать форму отчета на одном листе, приведенную в приложении 8 к Положению.
Ответственный исполнитель МЦП ежеквартально на основании отчетов о ходе реализации проектов мЦП делает отчет о ходе реализации МЦП (нарастающим итогом в рамках МЦП) по форме, приведенной в приложении 7 к Положению.,
Отчет о реализации МЦП за год (в редакции, действовавшей в отчетном периоде), оформленный по форме, приведенной в приложении 7 к Положению, предварительно согласованный с УФ в части объема финансирования и причин недофинансирования МЦП (при наличии недофинансирования), ответственный исполнитель МЦП не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, размещает в соответствующем разделе подраздела реализации программ (отчет на бумажном носителе, согласованный с УФ, хранится у ответственного исполнителя).
Отчет о реализации МЦП должен содержать следующую информацию:
- процент реализации каждой задачи/мероприятия плана реализации МЦП, утвержденного куратором;
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на реализацию МЦП;
- результативность исполнения МЦП;
- эффективность исполнения МЦП;
- сообщения о проблемах при реализации мЦП;
- предложения ответственного исполнителя МЦП по корректирующим воздействиям (в случае низкой результативности и/или эффективности данный пункт является обязательным).
К информации прилагается расчет действующей программы, произведенный в соответствии с Методикой эффективности и результативности программ и проектов, указанной в разделе VI настоящего Положения.
На основе отчетов о реализации МЦП администрация БМР готовит сводный отчет по форме, приведенной в приложении 9 к Положению, содержащий следующую информацию:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на МЦП;
- результативность исполнения МЦП;
- эффективность исполнения МЦП;
- сообщения о проблемах при реализации МЦП;
- предложения ответственного исполнителя программы по корректирующим воздействиям (в случае низкой результативности и/или эффективности данный пункт является обязательным).
Сводный отчет о реализации МЦП готовится администрацией БМР 2 раза в год:
не позднее 01 августа - по состоянию на конец первого полугодия;
не позднее 01 марта - по состоянию на конец отчетного года.
Куратор МЦП, получивший уведомление о существенных отклонениях реализации проектов, в течение 10 дней с момента получения направляет в администрацию БМР информацию о принятом решении по вопросу дальнейшей реализации проектов МЦП.
На основании сводных отчетов УСП готовит отчет о реализации портфеля развития в соответствии с пунктом 6 раздела II Положения.
8. Завершение МЦП
Основаниями для завершения реализации МЦП являются:
- достижение целей МЦП;
- решение куратора МЦП о нецелесообразности дальнейшей реализации МЦП;
- окончание срока реализации МЦП.
При завершении реализации МЦП ответственный исполнитель МЦП готовит отчет согласно форме, приведенной в приложении 10 к Положению. К отчету прилагаются документы (акты выполненных работ, реквизиты утвержденных документов, данные статистики и прочие), подтверждающие достижение указанных в отчете значений показателей.
Отчет о завершении МЦП ответственный исполнитель согласовывает с УФ - в части, касающейся данных об использовании бюджетных ассигнований местного бюджета на выполнение программы..
Отчет утверждает куратор МЦП.
В случае досрочного завершения МЦП на основании решения куратора о нецелесообразности дальнейшей реализации МЦП или на основании достижения целей МЦП одновременно с отчетом ответственный исполнитель МЦП готовит проект постановления о завершении МЦП, который подлежит рассмотрению Главой БМР.
Кураторы МЦП перед заказчиком программ по курируемым программам, завершившим свое действие в течение года.
Итоговый отчет и все проектные материалы в бумажном и электронном виде хранятся у ответственного исполнителя МЦП.
После отчета куратора о МЦП , размещается информация о завершении МЦП и достигнутых результатах (отчет о завершении МЦП) в интернете (на официальном сайте администрации БМР).
9. Функции участников процесса инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения МЦП
Ответственный исполнитель МЦП:
- формирует межфункциональную группу для разработки концепции МЦП, проекта МЦП, определения взаимосвязи проектов и последовательности реализации проектов, определения механизмов реализации программы;
- несет ответственность за достижение целей МЦП;
- организует и координирует работу межфункциональной группы;
- организует подготовку проектов постановлений об утверждении концепции МЦП, МЦП, внесении изменений в концепцию МЦП, МЦП;
- организует разработку в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для выполнения МЦП;
- координирует деятельность ответственных исполнителей по проектам и мероприятиям, входящим в МЦП;
- запрашивает информацию у ответственных исполнителей по проектам и мероприятиям МЦП о ходе и итогах их реализации и предложения по внесению изменений в МЦП;
- обобщает информацию ответственных исполнителей по проектам и отдельным мероприятиям о ходе и итогах реализации проектов и в установленном порядке отчитывается о реализации МЦП в целом, несет ответственность за достоверность информации;
- в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня проектов и отдельных мероприятий на очередной период, уточняет затраты;
- по мероприятиям (в которых он является ответственным исполнителем), предусматривающим финансирование за счет внебюджетных источников, организует заключение соглашений (договоров) с соответствующими организациями;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией МЦП и контроля за ходом ее реализации, организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации МЦП, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- в установленных случаях и порядке обеспечивает оценку эффективности использования средств местного бюджета, направляемых в рамках МЦП на реализацию мероприятий;
- осуществляет мониторинг целевого использования средств местного бюджета, направленных на реализацию МЦП;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию МЦП, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- обеспечивает направление копий нормативных правовых актов об утверждении концепции МЦП, МЦП, о внесении изменений в концепцию МЦП, МЦП, прекращении реализации программы в администрацию БМР, а также в УФ.
Ответственный исполнитель проекта в составе МЦП:
- представляет ответственному исполнителю МЦП информацию о ходе реализации проекта, промежуточных и конечных результатах работы, объемах финансирования (плановых и фактических);
- представляет ответственному исполнителю МЦП предложения по внесению изменений в проект;
- формирует межфункциональную группу для формулировки целей и задач проекта, индикаторов достижения целей и задач, затраты, разработки плана проекта;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей и участников проекта;
- согласовывает с куратором МЦП ключевые вопросы по проекту;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию проекта;
Исполнитель мероприятий МЦП:
- несет ответственность за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей, возникающих в процессе участия в реализации мероприятий проекта, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;
- проводит экспертизу МЦП, предложений о внесении изменений в МЦП на предмет наличия персонала соответствующей квалификации, возможности выполнения мероприятия в указанные сроки, достаточности информации (которую планируется получить в результате реализации мероприятий предшественников) на момент начала реализации мероприятия для его выполнения;
- предоставляет ответственному исполнителю МЦП информацию о ходе реализации мероприятия.
Куратор МЦП:
- принимает ключевые решения, связанные с реализацией МЦП;
- отвечает за достижение целей (стратегических политик) СЭР, отвечает за вклад МЦП в достижение целей СЭР;
- решает вопросы привлечения ресурсов, межфункционального взаимодействия при реализации МЦП;
- инициирует при необходимости проведение внеплановых совещаний по реализации МЦП.
Заказчик МЦП:
- утверждает мЦП,
- принимает результаты реализации МЦП.
Администрация БМР:
- проводит экспертизу концепций МЦП на предмет соответствия стратегии социально-экономического развития БМР, обоснованности плановых значений индикаторов цели МЦП;
- проводит экспертизу МЦП и предложений о внесении изменений в концепцию МЦП и в МЦП на предмет оценки необходимости и достаточности мероприятий для выполнения задач и достижения цели МЦП, оценки предложенного набора мероприятий с точки зрения эффективности достижения цели МЦП;
- проводит экспертизу концепций и проектов МЦП на соответствие требованиям данного порядка;
- готовит предложение по формированию портфеля развития;
- готовит предложения по внесению изменений в портфель развития;
- формирует и ведет реестр программ;
- анализирует ход реализации портфеля развития;
- готовит годовой сводный отчет о ходе реализации портфеля развития;
- обеспечивает размещение информации о реестре МЦП в интернете.
- проводит экспертизу концепций МЦП, проектов МЦП и предложений о внесении изменений в концепцию МЦП и в МЦП, отчетов о завершении МЦП, годовых планов проектов на соответствие требованиям проектного управления;
- оказывает методическую помощь при разработке концепций МЦП, проектов МЦП, годовых планов проектов;
- готовит ежеквартальный сводный отчет о ходе реализации МЦП;
УФ:
- проводит экспертизу на предмет финансового обеспечения МЦП, предложений о внесении изменений в МЦП, отчета о завершении МЦП;
- предоставляет в администрацию БМР данные о количестве средств, предусмотренных для реализации действующих программ развития и на следующий бюджетный год и плановый период.
10. Проведение публичных слушаний проектов долгосрочных муниципальных целевых программ
Устанавливается обязательное проведение публичных слушаний (обсуждений) проектов долгосрочных целевых программ с участием оппонентов данных программ. Для обсуждения проектов долгосрочных муниципальных целевых программ проводятся публичные слушания. Организация, Порядок, сроки проведения публичных слушаний регламентируются статьей 15 Устава Большесельского муниципального района и Положением о публичных слушаниях Большесельского муниципального района, утвержденным Собранием представителей БМР от 12.12.2006 г. N 203.
IV. Порядок инициации, разработки, утверждения, реализации и мониторинга, завершения районных программ
1. Общие положения
Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения районных программ (далее - Порядок) определяет процедуру разработки, утверждения, реализации и мониторинга районных программ (далее - РП).
Действие Порядка распространяется на РП в части, не противоречащей требованиям федеральных нормативных правовых актов, инициирующих разработку РП.
Районная программа оформляется в виде самостоятельного документа и утверждается на срок, соответствующий требованиям федеральных нормативных правовых актов, инициирующих разработку РП.
2. Инициация и разработка районных программ
Основанием для разработки РП являются федеральные нормативные правовые акты, содержащие требования о наличии программы в субъекте Российской Федерации, при условии невозможности выполнения этих требований в рамках МЦП.
Решение о разработке РП и назначении ответственного исполнителя принимает заместитель Главы БМР, курирующий соответствующее направление.
Ответственный исполнитель организует разработку проекта РП путем формирования межфункциональной рабочей группы.
Проект РП должен содержать следующую информацию:
- содержание проблемы;
- цель(и) и задачи программы;
- сроки реализации программы;
- объемы финансирования РП с разбивкой по годам и источникам, механизмы финансирования;
- показатели достижения цели(ей) и задач программы;
- ожидаемые конечные результаты реализации программы. Данный раздел должен содержать описание поддающихся количественной и качественной оценке ожидаемых результатов программы;
- механизм реализации программы. Данный раздел должен содержать информацию о механизме управления реализацией программы, механизме реализации отдельных мероприятий, механизме финансирования программных мероприятий, порядке размещения в электронном виде информации о программе и ходе ее реализации;
- перечень программных мероприятий.
3. Рассмотрение и утверждение районных программ
Проект РП и постановления об утверждении РП ответственный исполнитель представляет для согласования на предмет финансового обеспечения - в УФ, на предмет соответствия требованиям данного Порядка - в администрацию БМР и в структуры, являющиеся исполнителями РП, в установленном порядке.
С проектом РП представляются протоколы совещаний межфункциональной рабочей группы.
Проект РП подлежит рассмотрению Главы БМР. РП утверждается Главой БМР независимо от сроков бюджетного планирования.
После утверждения РП УСП включает:
- РП в портфель развития (в случае, если РП утверждена после утверждения портфеля развития);
- включает информацию о ней в установленном порядке в единый реестр программ и проектов.
4. Реализация и внесение изменений в районные программы
Реализация РП организуется и координируется ее ответственным исполнителем.
Внесение изменений в действующую РП осуществляется в случаях изменения и/или уточнения целей, задач, мероприятий, индикаторов, куратора, ответственного исполнителя и исполнителей программы, сроков реализации программы, ресурсов, необходимых для реализации программы, изменений, вносимых в федеральные правовые акты.
Предложения по внесению изменений в действующую РП готовятся ответственным исполнителем программы, оформляются в виде проекта постановления. Проект постановления согласовывается ответственным исполнителем в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.
Проект постановления о внесении изменений в действующую РП подлежит рассмотрению Главой БМР.
5. Мониторинг реализации и завершение районных программ
Ответственный исполнитель и исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных средств, за достоверность предоставляемых сведений о финансировании и реализации программы.
Мониторинг реализации РП осуществляет на основе полугодовой отчетности, полученной от ответственных исполнителей.
Отчет о реализации РП за первое полугодие и за год (в редакции, действовавшей в отчетном периоде) (форма отчета приведена в приложении 7 к Положению), предварительно согласованный с УФ в части объема финансирования из районного бюджета и причин недофинансирования программы (при наличии недофинансирования). ответственный исполнитель РП (бумажный вариант отчета, согласованного с УФ, хранится у ответственного исполнителя) в соответствии со следующими сроками:
- не позднее 01 августа - за первое полугодие;
- не позднее 15 февраля - за год.
Отчет содержит следующую информацию:
- план/факт по финансированию и освоению бюджетных средств, выделенных на программу;
- результативность исполнения программы развития;
- эффективность исполнения программы развития;
- сообщения о проблемах при реализации программы;
- предложения ответственного исполнителя программы по корректирующим воздействиям.
Годовые отчеты о реализации РП включаются в отчет о реализации портфеля развития.
V. Порядок инициации, планирования, реализации, мониторинга и завершения ВЦП
1. Общие положения
Схема хода действий при инициации, разработке, утверждении, реализации и мониторинге, завершении ВЦП приведена в приложении 12 к Положению.
Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- заказчик ВЦП - заместитель Главы БМР, курирующий соответствующую задачам ведомственной программы сферу деятельности;
- ответственный исполнитель ВЦП - структурное подразделение администрации БМР, который разрабатывает и организует реализацию ВЦП, а также является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;
- исполнители ВЦП - юридические и физические лица, привлекаемые для реализации (участия в реализации) отдельных мероприятий, выполнения отдельных работ (задач) по ВЦП, а также органы местного самоуправления , привлекаемые для реализации мероприятий в рамках ВЦП;
- цель ВЦП - поддержание состояния социально-экономических активов региона в соответствии со стандартами и их эффективная эксплуатация;
- показатель цели ВЦП - измеряемый количественный параметр, отражающий достижение цели программы;
- задачи ВЦП - задачи текущей деятельности ОМС в рамках полномочий и функций, позволяющие в совокупности достигать цели программы наиболее оптимальным способом (например, достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств).
2. Инициация ВЦП
ВЦП формируется для планирования текущей деятельности в рамках исполнения функций ОМС.
В ВЦП могут включаться следующие расходы:
- расходы на содержание и обеспечение ОМС и СПАР;
- расходы на приобретение ОМС и СПАР материалов и оборудования, необходимых для оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;
- расходы на капитальные вложения, за исключением расходов на объекты, включаемые в адресную инвестиционную программу муниципального района;
- расходы местного бюджета в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципального района, привлекаемым для реализации мероприятий ВЦП.
Решение о разработке ВЦП принимает руководитель СПАР по согласованию с курирующим заместителем Главы БМР.
Разработку ВЦП организует ответственный исполнитель ВЦП.
3. Разработка ВЦП
ВЦП разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год с прогнозом на два последующие года планового периода.
ВЦП оформляется по форме согл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.