В соответствии с федеральными законами от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Порядок
определения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области.
(утв. постановлением Правительства области
от 27 сентября 2012 г. N 981-п)
1. Общие положения
1.1. Порядок определения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с приданием территориям статуса особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения.
Порядок не распространяется на правоотношения, связанные с признанием территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения.
Порядок определения лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
1.2. Уполномоченным органом по определению (образованию) ООПТ регионального значения, является департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент).
1.3. С учётом целей создания, особенностей режима охраны и использования ООПТ регионального значения, а также статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты;
- иные категории ООПТ, установленные Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в том числе территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.
1.4. ООПТ регионального значения являются собственностью Ярославской области и находятся в ведении органов государственной власти области.
1.5. Государственное управление в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществляется органами государственной власти области.
1.6. Расходы по созданию (в том числе разработке проектов организации и эколого-экономических обоснований), обеспечению деятельности и соблюдению установленного режима ООПТ финансируются за счёт средств областного бюджета, внебюджетных фондов и других не запрещённых законом источников, если иное не предусмотрено в положении о конкретной ООПТ.
1.7. В целях защиты ООПТ регионального значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
1.8. Все ООПТ регионального значения учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
1.9. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие органам государственной власти области в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию ООПТ. Органы государственной власти области учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
1.10. На ООПТ регионального значения государственный надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти области при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством области.
1.11. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других ООПТ регионального значения осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Ярославской области.
1.12. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах ООПТ, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на ООПТ режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
1.13. Вред, причинённый природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
2. Порядок определения (создания) ООПТ регионального значения
2.1. На основании научно-исследовательских, проектно-изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, содержащих достоверные данные об особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и оздоровительной ценности природных объектов и комплексов, расположенных на территории Ярославской области, и необходимости ограничения на них хозяйственной деятельности, департамент разрабатывает схему (карту) развития и размещения ООПТ Ярославской области на определённый период (далее - схема развития и размещения ООПТ).
Схема развития и размещения ООПТ включает в себя графические материалы и текстовое описание существующих и планируемых к определению (созданию) на территории Ярославской области ООПТ. Схема развития и размещения ООПТ определяет перспективные направления планомерного и эффективного сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
2.2. С предложением (представлением) об определении (создании) ООПТ регионального значения могут обратиться федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), юридические и физические лица (далее - заявитель).
2.3. Предложение (представление) об определении (создании) ООПТ регионального значения, содержащее обоснование того, что предложенная природная территория имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение, с приложением схемы (карты) её размещения (далее - предложение), заявитель направляет в департамент.
2.4. В течение 10 дней с момента поступления предложения:
- приказом департамента создаётся рабочая группа из числа специалистов департамента (далее - рабочая группа). В состав рабочей группы могут быть включены учёные и специалисты, обладающие специальными знаниями в сфере охраны окружающей среды, биологического и ландшафтного разнообразия;
- заявителю направляется уведомление о получении предложения и создании рабочей группы.
2.5. В течение 30 дней с момента создания рабочая группа:
- рассматривает предложение;
- принимает решение о необходимости определения (создания) ООПТ регионального значения (если предложенная территория имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение) либо об отказе в определении (создании) ООПТ регионального значения.
2.6. Основанием для отказа в определении ООПТ регионального значения является отсутствие в предложении обоснования того, что предложенная территория имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение.
2.7. Департамент в течение 10 рабочих дней с момента принятия рабочей группой решения о необходимости определения (создания) ООПТ регионального значения либо об отказе в определении ООПТ регионального значения направляет заявителю письменный ответ с информацией о принятом решении.
2.8. Решение об отказе в определении ООПТ регионального значения должно содержать:
- реквизиты предложения об определении ООПТ, зарегистрированного в установленном порядке;
- наименование заявителя в соответствии с действующим законодательством;
- краткое описание природного комплекса и (или) объекта, указанного в предложении;
- обоснование отказа с указанием реквизитов решения рабочей группы;
- предложения (при наличии) по доработке документов с целью определения ООПТ регионального значения.
2.9. В случае принятия рабочей группой решения о необходимости определения (создания) ООПТ регионального значения сведения о такой территории департамент вносит в проект схемы развития и размещения ООПТ.
2.10. Проект схемы развития и размещения ООПТ выносится на рассмотрение комиссией по охране окружающей среды и природопользованию Ярославской области (далее - комиссия), которая принимает решение о необходимости её утверждения либо отклонения или доработки. Порядок деятельности, состав и полномочия комиссии определяются постановлением Правительства области.
2.11. На основании положительного решения комиссии Правительство области принимает решение об утверждении схемы развития и размещения ООПТ и внесении соответствующих изменений в схему территориального планирования Ярославской области.
2.12. На основании принятых схем развития и размещения ООПТ или территориальных схем охраны природы Правительство области принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить ООПТ (при необходимости резервирования земель), и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Порядок и сроки резервирования земель устанавливаются федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2.13. При поступлении от заявителя предложения об определении (создании) ООПТ регионального значения после утверждения схемы развития и размещения ООПТ проводятся мероприятия согласно пунктам 2.4 - 2.7 данного раздела Порядка. В случае принятия рабочей группой решения о необходимости определения (создания) ООПТ регионального значения проводятся мероприятия по внесению изменений в схему развития и размещения ООПТ в соответствии с пунктами 2.9 и 2.10 данного раздела Порядка.
2.14. Определение (создание) ООПТ регионального значения, включённых в схему развития и размещения ООПТ, осуществляется в следующем порядке:
- проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ регионального значения;
- подготовка научного обоснования образования ООПТ регионального значения;
- подготовка финансово-экономического заключения об определении ООПТ регионального значения с указанием связанных с этим затрат, в том числе размера компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков и (или) ограничением хозяйственной и иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области;
- подготовка картографических материалов границ проектируемой ООПТ регионального значения (при необходимости и её охранной зоны);
- подготовка проекта положения об ООПТ регионального значения;
- согласование проекта положения об ООПТ регионального значения с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных федеральным законодательством, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством;
- подготовка документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
- направление материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения, в департамент для проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня.
2.15. Положение об ООПТ регионального значения включает в себя следующие сведения:
- наименование и категория ООПТ;
- описание местоположения, границ и площадь ООПТ;
- карта-схема с обозначением границ и площади ООПТ, а также границ и площади охранной зоны в случае её установления;
- цели создания ООПТ;
- правовой статус земель, входящих в состав ООПТ;
- режим особой охраны ООПТ;
- описание границ и режима зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности в случае необходимости их установления;
- описание границ, площади и режима охранной зоны в случае её установления;
- основные характеристики, отражающие особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную или оздоровительную ценность;
- степень изученности и места хранения информации о качественных и количественных характеристиках ООПТ и её элементов;
- предполагаемые меры по восстановлению и воспроизводству объектов растительного и животного мира ООПТ;
- источники финансирования деятельности по организации и обеспечению функционирования ООПТ;
- источники дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
2.16. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и иных необходимых материалов, представленных департаментом, Правительство области принимает решение:
- об образовании природного парка - по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- об образовании государственного природного заказника - по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления;
- об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, а занимаемой им территории - ООПТ регионального значения;
- об образовании дендрологического парка или ботанического сада;
- об образовании иной категории ООПТ регионального значения;
- об утверждении положения об ООПТ регионального значения.
2.17. ООПТ регионального значения могут образовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований области. Образование ООПТ регионального значения в границах двух и более муниципальных образований области не может быть основанием для нарушения её целостности.
2.18. На основании решения Правительства области об определении (создании) ООПТ регионального значения департамент подготавливает карту (план) ООПТ и направляет её в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.
2.19. Подготовка карты (плана) ООПТ регионального значения как объекта землеустройства (зоны с особыми условиями использования территории) и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Указанные мероприятия проводятся также в отношении охранной зоны ООПТ в случае, если такая зона установлена.
3. Порядок изменения границ, зонирования, режимов охраны и использования ООПТ регионального значения
3.1. Решение об изменении границ, зонирования, режимов охраны и использования ООПТ регионального значения, а также об упразднении ООПТ принимается Правительством области при наличии соответствующего экологического, финансово-экономического, правового обоснования и при положительном заключении государственной экологической экспертизы на проект соответствующего постановления Правительства области.
3.2. Изменение границ ООПТ с исключением отдельных участков из её состава, а также упразднение ООПТ допускается в случае необратимой утраты этими участками (территориями) своего особого назначения или необходимости приведения границ в соответствие с законодательством.
3.3. Исключение отдельных участков из состава ООПТ допускается при условии включения в состав ООПТ соответствующего муниципального образования области земельных участков, равноценных по площади и природоохранному значению исключаемым земельным участкам.
3.4. Изменение зонирования, режимов охраны и использования ООПТ допускается исключительно с целью сохранения либо оптимизации состояния природного комплекса и (или) объекта.
4. Порядок внесения сведений об ООПТ регионального значения в государственный кадастр ООПТ Ярославской области
4.1. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети ООПТ, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, а также учёта данных территорий при планировании социально-экономического развития области ведётся государственный кадастр ООПТ Ярославской области (далее - кадастр ООПТ).
4.2. Ведение кадастра ООПТ, который является систематизированным сводом документированной информации об ООПТ регионального и местного значения Ярославской области, осуществляется департаментом.
4.3. Основанием для включения сведений об ООПТ регионального значения в кадастр ООПТ, а также для обновления этих сведений или перевода ООПТ из одного раздела кадастра в другой является принятие Правительством области решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования ООПТ, о реорганизации ООПТ.
4.4. Сведения об ООПТ регионального значения собираются и обновляются на основе научно-исследовательских, проектно-изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, содержащих достоверные данные об ООПТ.
4.5. Накопление кадастровых сведений осуществляется на бумажных и электронных носителях, в том числе в виде электронных баз данных.
4.6. Сведения об ООПТ местного значения, необходимые для целей ведения кадастра ООПТ, представляются в структурированном виде. Требования к структуре и характеру предоставляемых сведений установлены Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", нормативными правовыми актами Ярославской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании научно-исследовательских, проектно-изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, содержащих достоверные данные об особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и оздоровительной ценности природных объектов и комплексов, и необходимости ограничения на них хозяйственной деятельности, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области разрабатывает схему (карту) развития и размещения ООПТ Ярославской области на определенный период.
Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства Ярославской области от 27 сентября 2012 г. N 981-п "Об утверждении Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 5 октября 2012 г. N 82
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 20 ноября 2020 г. N 910-п
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2020 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 23 января 2020 г. N 38-п
Изменения вступают в силу с 10 февраля 2020 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 3 июня 2019 г. N 390-п
Изменения вступают в силу с 17 июня 2019 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 23 января 2018 г. N 21-п
Изменения вступают в силу с 5 февраля 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 22 августа 2016 г. N 971-п
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 14 мая 2015 г. N 521-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 20 июня 2014 г. N 579-п
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления